"Тот, кому случалось, -- пишет Лермонтов, -- как мне, бродить по горам пустынным, и долго-долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, разлитой в их ущельях, тот, конечно, поймет мое желание... нарисовать эти волшебные картины". И он не устаёт их рисовать... Петербург мало вдохновлял поэта на изобразительное творчество. В. А. Соллогуб вспоминает, что Лермонтов, не добившийся прекращения ссылки, любил в это время как бы в отместку враждебной к нему столице "чертить пером и даже кистью вид разъярённого моря, из-за которого подымалась оконечность Александровской колонны с венчающим ее ангелом". Последние два года его жизни были настолько беспокойными, что он совсем не мог писать больших картин масляными красками, но продолжал рисовать карандашом, пером, иногда -- акварелью. Как рисовальщик он к этому времени стал искуснее... Он стремится запечатлеть все, что происходит вокруг него интересного. Вот что он рисовал в 1840 году: "Переход через Сулак", " Перестрелка", "Джигитовка", " Три всадника ", " Конный гусар", "Лагерь", наброски скачущих казаков и горцев, лошадей без всадников, черкесов в папахах, русских офицеров, виды аулов, горные пейзажи... Вместе с художником Гагариным, а потом и один Лермонтов несколько раз изобразил битву при речке Валерик, состоявшуюся 11 июля 1840 года. В 1841 году, во время отпуска, находясь в Петербурге, Лермонтов сделал несколько рисунков в альбомы своих знакомых -- это шаржи, карикатуры, жанровые сцены... В последние месяцы своей жизни, в Пятигорске, Лермонтов продолжал рисовать карандашом, пером и акварелью, но почти все рисунки этого времени пропали. Из того, что сохранилось, можно отметить великолепный акварельный портрет А. А. Столыпина-Монго в виде курда в папахе. Художественный талант Лермонтова неожиданно проявился и в таком своеобразном деле, как устройство бала на пятигорском бульваре в гроте Дианы. -- Лермонтов придумал громадную люстру из трехярусно помещенных обручей, обвитых цветами и ползучими растениями, и мы исполнили эту работу на славу, -- писал А. И. Арнольди. Бал состоялся 8 июля 1841 года, а 15 июля Лермонтов погиб... Эмилия Александровна Шан-Гирей, падчерица генерала Верзилина, свидетельница ссоры Лермонтова с Мартыновым в доме Верзилиных, писала впоследствии: -- Глебов предложил мне карандашик в камышинке, который Лермонтов постоянно имел при себе, записывал и рисовал им что приходилось... (В.Афанасьев. П. Боголепов. Тропа к Лермонтову.)
Алексей Аркадьевич Столыпин в костюме курда. 1841год. Акварель М. Ю. Лермонтова.
ВЕЛИКИЙ ПОЭТ - МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ
ЛЕРМОНТОВ-ХУДОЖНИК
"Тот, кому случалось, -- пишет Лермонтов, -- как мне, бродить по горам пустынным, и долго-долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, разлитой в их ущельях, тот, конечно, поймет мое желание... нарисовать эти волшебные картины".
И он не устаёт их рисовать...
Петербург мало вдохновлял поэта на изобразительное творчество. В. А. Соллогуб вспоминает, что Лермонтов, не добившийся прекращения ссылки, любил в это время как бы в отместку враждебной к нему столице "чертить пером и даже кистью вид разъярённого моря, из-за которого подымалась оконечность Александровской колонны с венчающим ее ангелом".
Последние два года его жизни были настолько беспокойными, что он совсем не мог писать больших картин масляными красками, но продолжал рисовать карандашом, пером, иногда -- акварелью. Как рисовальщик он к этому времени стал искуснее... Он стремится запечатлеть все, что происходит вокруг него интересного.
Вот что он рисовал в 1840 году:
"Переход через Сулак", " Перестрелка", "Джигитовка", " Три всадника ", " Конный гусар", "Лагерь", наброски скачущих казаков и горцев, лошадей без всадников, черкесов в папахах, русских офицеров, виды аулов, горные пейзажи...
Вместе с художником Гагариным, а потом и один Лермонтов несколько раз изобразил битву при речке Валерик, состоявшуюся 11 июля 1840 года.
В 1841 году, во время отпуска, находясь в Петербурге, Лермонтов сделал несколько рисунков в альбомы своих знакомых -- это шаржи, карикатуры, жанровые сцены...
В последние месяцы своей жизни, в Пятигорске, Лермонтов продолжал рисовать карандашом, пером и акварелью, но почти все рисунки этого времени пропали. Из того, что сохранилось, можно отметить великолепный акварельный портрет А. А. Столыпина-Монго в виде курда в папахе.
Художественный талант Лермонтова неожиданно проявился и в таком своеобразном деле, как устройство бала на пятигорском бульваре в гроте Дианы.
-- Лермонтов придумал громадную люстру из трехярусно помещенных обручей, обвитых цветами и ползучими растениями, и мы исполнили эту работу на славу, -- писал А. И. Арнольди.
Бал состоялся 8 июля 1841 года, а 15 июля Лермонтов погиб...
Эмилия Александровна Шан-Гирей, падчерица генерала Верзилина, свидетельница ссоры Лермонтова с Мартыновым в доме Верзилиных, писала впоследствии:
-- Глебов предложил мне карандашик в камышинке, который Лермонтов постоянно имел при себе, записывал и рисовал им что приходилось...
(В.Афанасьев. П. Боголепов. Тропа к Лермонтову.)