Образная система аниме и манги

В современных аниме и манге используется сложная образная система, основанная как на реалиях повседневной жизни современной Японии, так и на древних легендах, верованиях и преданиях. С другой стороны, многие из этих элементов культуры в России практически неизвестны. В этой статье мы прокомментируем некоторые из них.
Внешний вид персонажа
Главная особенность, отличающая мангу и аниме от их западных аналогов, - развитый символическо-графический язык, позволяющий несколькими штрихами передать довольно сложные эмоции или выразить характер героя. В этом аниме и манга близки к средневековой живописи и скульптуре, в которых каждый элемент изображения имел свой особый смысл. Скажем, Будда часто изображался с большим животом - в ознаменование того, что он достиг Абсолютного Счастья. Или в русской иконописи святые-мученики изображались в красных сапогах - как олицетворение пролитой ими крови.
В аниме и манге, конечно, все не так сложно, но тоже есть множество нюансов, скажем:
Цвет волос часто обозначает характер героя: рыжие - вспыльчивый, белые - спокойный, черные - нечто среднее.
Размер глаз и степень их блеска показывает степень молодости героя, его открытости миру.
Карикатурно-маленькие (тиби) изображения героев - признак того, что герой ведет себя по-детски.
Иногда герои падают в обморок, если поражены чем-то до глубины души.
Очень важна одежда персонажей, особенно в фэнтези. По ней можно опередить род занятий персонажа.
Группа крови персонажа
В Японии есть распространенное верование, что группа крови человека определяет его характер. Вот кое-что на эту тему:
Первая группа крови - предпочитает гармонию и порядок, хорошо работает с людьми, чувствителен, терпелив, доброжелателен. Но в то же время упрям и не умеет расслабляться.
Вторая группа крови - стремится к лидерству, умеет добиваться желаемого, умеет выбирать переспективные направления, верит в свои силы, эмоционален. Но - ревнив, суетлив, эмоционален.
Третья группа крови - явный индивидуалист. Склонен поступать по-своему, но при этом немаскирующийся конформист. Прекрасное воображение и стремление к независимости.
Четвертая группа крови - спокоен, уравновешен, способен сочувствовать и развлекать. Притягивает людей, но иногда может быть резким.
Различные предметы и их использование
Танец с веерами - традиционный самурайский танец победы. Часто используется для подбадривания бойцов.
Белая ленточка на голове (хатимаки) - символ полной концентрации на своем деле.
Статуя кошки с поднятой лапой - символ удачи. Часто стоит перед синтоистскими храмами или в домах.
Марлевая маска на лице - используется для борьбы с гриппом и холодом. Иногда - для маскировки.
Повязка на животе - в традиционной медицине поддержание живота в тепле считается очень важным для здоровья.
Кусок материи, повязанный как косынка и завязанный под подбородком - маскировка вора.
Еда в коробочке (бэнто) - специальная еда для тех, кто ест не дома. Продается в магазинах или готовится женами, матерями и т.д.
Маленькие колокольчики с бумажными надписями (фурин) - часто вешаются на улице, чтобы звонили на ветру. На бумажных табличках, прикрепленных к ним, пишутся цитаты из классических стихов.
Носовые платки - никогда не используются в приличном обществе для сморкания, только для вытирания пота и рук.
Опрыскивание водой (мисоги) - классический способ очищения предметов и домов от злых духов. Также есть обычай опрыскивания ворот дома каждый вечер и утро.
Чернила (суми) - обычно с собой носят сухие чернила, которые при необходимости разводят в воде.
Красная нить - Нить судьбы. Знак того, что судьбы двух персонажей неразрывно связаны.
Числа - Как в России и в Европе, в Японии верят в магию чи-сел. Особенно несчастливыми считаются 4 и 9, несчастливыми - все четные числа. Самое счастливое число - 5.
Действия персонажей
Непроизвольное чихание - о персонаже в этот момент кто-то подумал.
Вокруг персонажа возникают огни пламени или бурные волны - персонаж разъярен или разгневан.
Легкий мерцающий ореол вокруг персонажа - персонаж стоит под дождем.
Потоки слез из глаз - смеховой прием, персонаж горько плачет, но серьезно к причине его плача относиться не стоит.
Капля пота на затылке - персонаж нервничает или боится.
Неожиданное падение персонажа навзничь - реакция на сказанную кем-то глупость.
Проговаривание или прописывание на экране ударов из боевых искусств - а как иначе разобраться, что происходит? ^_^
Кровь из носа - юношеская смущенная реакция на сексуальную сцену или обнаженную девушку.
Яростная реакция на порез на лице - в Японии фраза "у вас очень красивая кожа лица" - один из самых сильных комплиментов. Поэтому внимание к красоте лица очень высоко.
Отрезание волос - знак отказа персонажа от своей текущей жизни. После этого он "умирает" для своего прежнего круга общения и уходит в странствие, чтобы не возвращаться.
Поклоны - обычно в Японии можно встретить два вида поклонов - официальный (на 45°) и повседневный (на 15°). Глаза во время поклона должны смотреть в пол. Мужчинам рекомендуется держать руки по швам, женщинам - сложенными "лодочкой" в области груди.
Что такое "яой"?
Всеми любимый Нурико из "Fushigi Yuugi" ...Яой - это специфический, чисто японский мета-жанр манги для девушек (и некоторых аниме). Само слово "yaoi" - это сокращение от фразы "Yama nashi, ochi nashi, imi nashi", то есть - "Ни кульминации, ни смысла, ни развязки". Изначально это был уничижительный фэнский термин, однако сейчас он приобрел расширительное и почти научное значение.
В общем случае, яой - это манга и аниме, описывающие любовные отношения между мужчинами. Более точный и однозначный термин - "сёнэн-ай" (shounen ai) - "юношеская любовь". Для того, что понять, почему этот мета-жанр появился и как он исключительно популярен, нужно обратиться к истории японской культуры и манги.
В отличие от христианской европейской культуры, японская культура никогда не считала гомосексуализм чем-то зазорным. Наоборот, некоторые трактаты по бусидо утверждали, что настоящему самураюболее пристали отношения с другим самураем, а не с женщинами, близость с которыми может отвлечь воина от строго исполнения своего долга.
К тому же, японская эстетика утверждала, что красивый мужчина - это мужчина "женственный", привлекательный, культурный, но никак не мускулистый громила. Именно такими были герои классических японских эпических произведений (например, "Повести о Гэндзи"), и именно им стремилась подражать культурная молодежь. Так получилось потому, что эти эпосы создавали не мужчины, как это было в Европе, а женщины, которые придавали любимым героям собственные черты.
После Реставрации Мэйдзи (1867-1878) жизнь Японии круто изменилась. Была введена строгая цензура по европейскому образцу. Но сами представления о негреховности гомосексуальных отношений цензурой было не изменить.
Когда благодаря Тэдзуке начался расцвет манги после Второй мировой войны, на арену очень быстро вышли мангаки-женщины, которые не хотели писать так и о том, о чем писали мангаки-мужчины. Их интересовали более "женские" темы - любовные треугольники, драмы, трагедии. Но все та же японская культура была очень строга в отношении роли девушки в любовных отношениях. Она не могла проявлять инициативу, а могла только вяло реагировать на мужские ухаживания. Это не давало простора для фантазии авторов.
В пику культурным ограничениям была разработана концепция "девушки-юноши". Сначала, у того же Тэдзуки или у Икэды Риёко в "Розе Версаля" [Berusaiyu no Bara] (1972-1973), это была девушка, переодевающаяся в юношу. Потом возникло еще более радикальное решение - юноша, ведущий себя в любовных отношениях как девушка. Создателями этого варианта стали Хагио Мото в манге "Сердце Томаса" [Thomas no Shinzou] (1972) и Такэмия Кэйко в манге "Песня ветра и деревьев" [Kaze to Ki no Uta] (1974).
Важно отметить, что это была именно "женская" манга, которая рисовалась женщинами для девушек. Настоящие японские гомосексуалисты обычно достаточно отрицательно относятся к яою. Однако среди японок он пользуется постоянным успехом.
В дальнейшем в дополнение к профессиональной манге такого рода появилась и любительская, которую, собственно, изначально и назвали "яой".
Обычно любительский яой - это манга об известных красавцах (персонажах популярных мужских манга- и аниме-сериалов), рассказанная с точки зрения гомосексуальных отношений. Ее стали называть "яой", потому что, в отличие от сёнэн-манги, любительская сёдзё-манга реже следовала классическим представлениям о строении литературного произведения (особенно триаде "завязка-кульминация-развязка"), но зато содержала откровенные эротические и порнографические гомосексуальные сцены.
Первым сериалом, по мотивам которого появилось много яойной манги, был ТВ-сериал "Мобильный воин ГАНДАМ" [Kidou Senshi Gundam] (1979-1980). Некоторые последующие сериалы из эпопеи "ГАНДАМ" создавались с учетом манги такого рода, и юноши-главные герои становились более привлекательными.
Со временем яойные темы стали проникать и в более традиционные с точки зрения половой ориентации сериалы на любовные темы. Так, персонажей и сцены такого рода содержат ТВ-сериалы "Fushigi Yuugi" и "Marmalade Boy".
К сожалению, чисто яойных аниме немного, в основном это односерийные OAV ("Песня ветра и деревьев", "Подделка" [Fake]). На их фоне выделяется OAV-экранизация манги Одзаки Минами "Обреченная любовь-1989" [Zetsuai-1989] - как наиболее совершенная и цельная.
В настоящее время яой стал мета-жанром, то есть, он бывает и комедийным, и драматическим, и детективным, и фэнтезийным, и научно-фантастическим.
Несмотря на то, что современная Япония существенно раскрепостилась за последние 20 лет, и яой сейчас уже не несет былого "революционного" значения, он живет и продолжает завоевывать своей красотой, необычностью, эстетизмом и драматичностью все новые сердца поклонниц (и даже поклонников) не только в Японии, но и во всем мире.
© Мария Иванова
Ссылки http://hentai.anime.dvdspecial.ru - Дополнительная информация о яое http://www.yaoi.ru - Самый большой российский яой-ресурс http://anime.org.ru - Аниме с "голубой" точки зрения http://www.matt-thorn.com - Статьи Матта Торна о сёдзё-манге http://www.aestheticism.com - Крупнейший архив ресурсов о яое http://www.fortunecity.com/victorian/university/5/josei_ni/ - Страничка о гомосексуализме в аниме и манге
Литература об аниме, манге и Японии
Манга "Hana Yori Dango": Читать тоже надо уметь...Нам часто задают один и тот же вопрос: "Какую печатную литературу можно почитать по теме вашего сайта?". Многих из спрашивающих, в сущности, интересует даже не столько сама эта литература (которую часто бывает трудно достать, а информацию из этих книг можно найти в Интернете), сколько ее выходные данные - для придания большего "наукообразия" рефератам, курсовым и даже дипломам, фактически написанным на сетевом материале.
Действительно, аниме, манга и современная Япония часто оказываются выигрышными темами для школьных и студенческих работ - не только из-за оригинальности и "незатасканности" темы, но и потому что редкий педагог сможет отловить ошибку в тексте такого рода (даже если он востоковед). ^_^
Отвечая всем запрашивающим списки литературы и всем, кто не набрался смелости это сделать, мы публикуем перечень первоочередных изданий, неплохо подходящих как для получения дополнительной информации по теме нашего сайта, так и для занятия почетных позиций в разделе "Использованная литература".
В список не входят численные издания японской прозы и поэзии, поскольку их очень много и никакого смысла выделять какие-то конкретные нет.
Внимание! Наш сайт не торгует книгами, а потому мы не будем даже читать любые просьбы объяснить, как можно достать то или иное издание. Рекомендуем для этого использовать реальные и интернет-магазины и службы заказа.
На русском языке
Иванов Б.А. Введение в японскую анимацию. М., 1999.
Доступна на сайте автора.
Иванов Б.А. Введение в японскую анимацию. М., 2001.
Второе издание, значительно дополненное и исправленное. Рекомендуется использовать совместно с этим сайтом.
Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. М., 1996.
Скучноватая, но полезная и интересная социологически-культурологическая книга о современной Японии. Много фактов и цифр.
Япония: мифы и реальность. М., 1999.
Сборник статей о политике, экономике и культуре современной Японии.
Книга японских обыкновений. М., 1999.
Замечательная книга А.Н. Мещерякова об истории японских повседневностей (от денег и риса до бань и проституции), дополненная записками иностранцев о Японии.
Иэнага Сабуро. История японской культуры. М., 1975.
Частично устаревшая и написанная с марксистских позиций, но все равно интересная (хотя бы потому, что написана японцем для японцев) книга.
Ивасаки Акира. История японского кино. М., 1966.
Ивасаки Акира. Современное японское кино. М., 1962.
Книги того же типа, что и предыдущая, но посвященные исключительно кино. Марксистские позиции автора и практическое отсутствие упоминаний анимации компенсируются колоссальным охватом материала и общем уровнем анализа.
Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979.
Своеобразная попытка разобраться в категориях японской культуры "изнутри", на основе изучения как самых художественных произведений, так и эстетических трактатов. Интересно, но сложновато для неподготовленного к чтению философской литературы читателя.
Лафлёр У. Карма слов: Буддизм и литература в средневековой Японии. М., 2000.
То же, что и предыдущая книга, но здесь японцев пытается понять западный ученый. ^_^
Моррис А. Благородство поражения: Трагический герой в японской истории. М., 2001.
Чрезвычайно интересная и полезная книга для понимания японской идеологии вообще и идеологии аниме и манги в частности. Незначительные недостатки - не очень качественно сделанный перевод (самой книги, а не японских текстов в ней) и постоянные реверансы в сторону американского читателя, который, по мнению автора, не понимает, как можно отдать жизнь за идею. ^_^
Николаева Н.С. Япония-Европа. Диалог в искусстве. М., 1996.
Красочный альбом плюс исследование взаимодействия японского и европейского искусства в Новое время.
Накорчевский А.А. Синто. СПб., 2000.
Популярная, но серьезно и обстоятельно написанная книга о древнейшей японской религии.
Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000.
Чрезвычайно полезная книга, посвященная истории и эволюции буддизма. Раздел о Японии невелик, но зато можно разобраться в том, какое место варианты японского буддизма занимают в общем контексте этой религии.
Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998.
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии (Очерк ранней истории). М., 1988.
Это книги собственно о буддизме в Японии. Без предыдущей книги (или ее аналогов) малопонятны.
Носов К.С. Вооружение самураев. М., 2001.
Отличный справочник по традиционному японскому вооружению - не только самурайскому. Все, от доспехов до мечей, описано сжато, но, вместе с тем, подробно, со множеством рисунков и схем. Радует особое внимание, которое автор уделил соблюдению правил транскрипции. К книге приложен огромный словарь терминов.
Тёрнбулл С. Самураи. Военная история. СПб., 1999.
Книга одного из самых известных западных специалистов по военной истории Дальнего Востока. Весьма интересно, но только тем, кто специально занимается военной историей.
Переслегин С.Б., Переслегина Е.Б. Тихоокеанская премьера. М., 2001.
Объемистая и обстоятельная книга о Второй мировой войне на Тихом океане. Лично мне не кажется, что художественные отступления авторов добавляют книге живости и осмысленности, но это дело вкуса. К книге приложена комментированная библиография доступной литературы по военной истории Японии и Тихого океана.
Иванов Ю.Г. Камикадзе: Пилоты-смертники. Смоленск, 2001.
Познавательная и весьма интересная книга, посвященная истории камикадзе и японского воинского духа. К сожалению, не везде выдержана правильная транскрипция, что при таком обилии имен, названий и терминов может серьезно запутать неподготовленного читателя.
Баженов А.Г. История японского меча. СПб., 2001.
Уникальная книга об истории и эволюции японского меча. Множество фотографий и схем.
Курилы - острова в океане проблем. М., 1998.
Исчерпывающая книга, обобщающая и анализирующая все документы и мнения по "курильской проблеме".
Дэлби Л. Гейша. М., 1998.
Весьма забавная и интересная книга - попытка изучить историю и жизнь гейш "изнутри". Сочетание репортажа и научного исследования.
На английском языке
Schodt F.L. Manga! Manga! The World of Japanese Comics. Tokyo, 1983.
Schodt F.L. Dreamland Japan: Writings on Modern Manga. Berkley, California, 1996.
Классические книги об истории манги. Ничего лучше по этому поводу за пределами Японии пока не написали.
McCarthy H. Anime! A Beginner's Guide to Japanese Animation. London, 1993.
McCarthy H. The Anime! Movie Guide. London, 1996.
McCarthy H., Clements J. The Erotic Anime Movie Guide. London, 1999.
Ledoux T., Ranney D. The Complete Anime Guide: Japanese Animation Film Directory and Resource Guide. Issaquah, Washington, 1997.
Классические комментированные аниме-каталоги и справочники.
Clements J, McCarthy H. The Anime Encyclopedia: A Guide to Japanese Animation since 1917. Berkley, California, 2001.
Новейшая и наиболее полная энциклопедия аниме, доведенная до 2001 года. Описаны все мало-мальски значительные фильмы, видео и сериалы. Два небольших недостатка (в порядке придирки): отсутствие имен озвучивающих актеров и неполные датировки (сериалы датируются только годом начала). В остальном - блестящий справочник.
Baricordi A., De Giovanni M., Pietroni A., Rossi B., Tunesi S. Anime: A Guide to Japanese Animation (1958-1988). Montreal, 2000.
Исчерпывающая энциклопедия классического аниме. Колоссальную ценность книги слегка снижают опечатки в японских названиях и именах.
Poitras, G. The Anime Companion: What's Japanese in Japanese Animation?. Berkley, California, 1999.
Очень полезный справочник по подробностям японской культуры в аниме.
Levi, A. Samurai From Outer Space: Understanding Japanese Animation. Chicago, 1996.
Интересная, но спорная и субъективная попытка объяснения аниме.

Образная система аниме и манги - 803889089744
Образная система аниме и манги - 803889089488
Образная система аниме и манги - 803889089232
Образная система аниме и манги - 803889088976
Образная система аниме и манги - 803889088464
Образная система аниме и манги - 803889088208

Комментарии

Комментариев нет.