6 мар 2021
СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК
(6 марта 1619 - 28 июля 1655) -
Французский драматург, философ, поэт и писатель, один из предшественников научной фантастики, гвардеец.
Прототип героя пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак».
Очутившись однажды в старинном предместье Парижа – средневековом городке Шеврез в долине реки Иветт, вы вдруг окажетесь в стране славного Сирано де Бержерака. Здесь стоит памятник де Бержераку, родовое поместье Мовьер, а на каждом углу предлагают любимое вино знаменитого земляка. Отсюда берет свои корни легенда о знаменитом Сирано де Бержераке.
Несмотря на то, что приставка «де» в фамилиях французского происхождения символизирует дворянское происхождение рода, де Бержерак дворянином не был. Да и звали его вовсе не Сирано. Эркюль Савиньон родился 6 марта 1619 года в Париже. Дед будущего знаменитого драматурга был успешным торговцем рыбой, даже поставлял продукцию ко двору Франциска I. Преуспев в торговом деле, старик приобрел 2 поместья в нынешнем пригороде Парижа – Шеврезе. Тогда же и получил дворянскую приставку «де» к фамилии.
Поместья эти раньше принадлежали гасконскому семейству Бержераков. Так Савиньон Сирано стал де Бержераком, оставив потомкам в наследство родовые имения, успешный бизнес и дворянское имя. Азы грамоты юный драматург постигал под чутким руководством местного священнослужителя, но науки не шли ему впрок, потому зачастую вбивались розгами. В те же юные годы завязалась крепкая дружба с Анри Лебре.
Поместья эти раньше принадлежали гасконскому семейству Бержераков. Так Савиньон Сирано стал де Бержераком, оставив потомкам в наследство родовые имения, успешный бизнес и дворянское имя. Азы грамоты юный драматург постигал под чутким руководством местного священнослужителя, но науки не шли ему впрок, потому зачастую вбивались розгами. В те же юные годы завязалась крепкая дружба с Анри Лебре.
В 12 лет мальчики отправляются на учебу в Париж. Однако столичный коллеж тоже не пришелся по душе Сирано, хотя отец старался дать юноше достойное образование, даже распродавая родовое имущество. Сильнее, чем науки, юного де Бержерака привлекали трактиры и кабаки.
Вместе с Мольером посещал учебные занятия философа Гассенди.
В 26 лет коллеж был окончен, и с уверенными знаниями древних языков, а также литературы Сирано отправился на воинскую службу.
Вступив в ряды гвардейцев, Сирано снискал славу отчаянного дуэлянта, гордеца и забияки, подтвердив всеобщее заблуждение о его гасконском происхождении.
В составе королевской гвардии молодой человек участвовал в военных действиях у Музона (осада Музона, 1639) и в осаде Арраса (1640), где получил ранение, из-за которого спустя 5 лет был вынужден оставить службу Его Величеству.
Скончался 28 июля 1655 году в Саннуа.
Вместе с Мольером посещал учебные занятия философа Гассенди.
В 26 лет коллеж был окончен, и с уверенными знаниями древних языков, а также литературы Сирано отправился на воинскую службу.
Вступив в ряды гвардейцев, Сирано снискал славу отчаянного дуэлянта, гордеца и забияки, подтвердив всеобщее заблуждение о его гасконском происхождении.
В составе королевской гвардии молодой человек участвовал в военных действиях у Музона (осада Музона, 1639) и в осаде Арраса (1640), где получил ранение, из-за которого спустя 5 лет был вынужден оставить службу Его Величеству.
Скончался 28 июля 1655 году в Саннуа.
ДРАМАТУРГИЯ.
Первая литературная проба пера у Сирано состоялась еще в возрасте 20
с небольшим лет. Трагедия «Смерть Агриппины» стала поводом обвинить автора в атеизме, что было достаточно серьезно для средневековой Франции,
в результате чего покровитель Сирано, герцог д’Арпажон, прекратил отношения с ним.
Скучные годы в коллеже вылились в итоге в прозаическую комедию «Одураченный педант» (1654). Прототипом одного из персонажей стал директор коллежа Жан Гранжье, которого автор называл «коллежской крысой». Кстати, отдельные эпизоды комедии позднее были позаимствованы Жаном-Батистом Мольером в его "Проделках Скапена."
САТИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
В годы Фронды Сирано написал семь «Мазаринад» (Masarinades, 1649), представляющих собой резкие памфлеты, где финансовой политике кардинала Мазарини противопоставлены идеи эгалитаризма. В дальнейшем, однако, Сирано изменил точку зрения и в «Письме против фрондёров» (La Lettre contre Les Frondeurs, 1651) выступил как апологет абсолютизма. Кроме того, Сирано де Бержерак — автор «Сатирических писем» (Lettres satyriques, 1654), адресованных реальным лицам, в том числе Скаррону.
Первая литературная проба пера у Сирано состоялась еще в возрасте 20
с небольшим лет. Трагедия «Смерть Агриппины» стала поводом обвинить автора в атеизме, что было достаточно серьезно для средневековой Франции,
в результате чего покровитель Сирано, герцог д’Арпажон, прекратил отношения с ним.
Скучные годы в коллеже вылились в итоге в прозаическую комедию «Одураченный педант» (1654). Прототипом одного из персонажей стал директор коллежа Жан Гранжье, которого автор называл «коллежской крысой». Кстати, отдельные эпизоды комедии позднее были позаимствованы Жаном-Батистом Мольером в его "Проделках Скапена."
САТИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
В годы Фронды Сирано написал семь «Мазаринад» (Masarinades, 1649), представляющих собой резкие памфлеты, где финансовой политике кардинала Мазарини противопоставлены идеи эгалитаризма. В дальнейшем, однако, Сирано изменил точку зрения и в «Письме против фрондёров» (La Lettre contre Les Frondeurs, 1651) выступил как апологет абсолютизма. Кроме того, Сирано де Бержерак — автор «Сатирических писем» (Lettres satyriques, 1654), адресованных реальным лицам, в том числе Скаррону.
«ИНОЙ СВЕТ»
Наиболее знаменитое сочинение Сирано де Бержерака — опубликованная посмертно романная дилогия под общим названием «Иной свет» (L’Autre monde): «Иной свет, или государства и империи Луны» (Histoire comique des États et Empires de la Lune, 1650, опубл. в 1657) и «Иной свет, или государства и империи Солнца» (Histoire comique des États et Empires du Soleil, 1662), где Сирано описывает от первого лица воображаемое путешествие на Луну и Солнце и жизненный уклад тамошних аборигенов. Издатель существенно обеднил оригинальный текст писателя — лишь в XX веке он был восстановлен по обнаруженной рукописи.
«Иной свет» — прежде всего философское произведение. Повествуя о жизни на Луне, писатель раскрывает свою концепцию Вселенной и человека. Он смеется над системой Птолемея, отрицает бессмертие души и издевается над верой в чудеса. В романе ощущается влияние идеологии либертинажа и прослеживаются идеи гностицизма, алхимии, теософии, натурфилософии и средневековых мистиков. Сирано де Бержерак опирался на традицию Лукиана, Рабле, утопии Томаса Мора и Кампанеллы (последний выведен в качестве одного из персонажей «Государств и империи Солнца»).
Наиболее знаменитое сочинение Сирано де Бержерака — опубликованная посмертно романная дилогия под общим названием «Иной свет» (L’Autre monde): «Иной свет, или государства и империи Луны» (Histoire comique des États et Empires de la Lune, 1650, опубл. в 1657) и «Иной свет, или государства и империи Солнца» (Histoire comique des États et Empires du Soleil, 1662), где Сирано описывает от первого лица воображаемое путешествие на Луну и Солнце и жизненный уклад тамошних аборигенов. Издатель существенно обеднил оригинальный текст писателя — лишь в XX веке он был восстановлен по обнаруженной рукописи.
«Иной свет» — прежде всего философское произведение. Повествуя о жизни на Луне, писатель раскрывает свою концепцию Вселенной и человека. Он смеется над системой Птолемея, отрицает бессмертие души и издевается над верой в чудеса. В романе ощущается влияние идеологии либертинажа и прослеживаются идеи гностицизма, алхимии, теософии, натурфилософии и средневековых мистиков. Сирано де Бержерак опирался на традицию Лукиана, Рабле, утопии Томаса Мора и Кампанеллы (последний выведен в качестве одного из персонажей «Государств и империи Солнца»).
Сирано за работой. Гравюра.
Непосредственным предшественником Сирано в описании путешествий на Луну считается англичанин Фрэнсис Годвин, автор романа «Человек на Луне» (1638); главный герой Годвина, Доминик Гонсалес, вновь появляется на страницах «Государств и империи Луны».
Свифт в «Путешествиях Гулливера» и Вольтер в «Микромегасе» также многим обязаны дилогии Сирано. По мнению Ш. Нодье, который указывал также о влиянии Сирано на Фонтенеля в его «Разговорах о множестве миров» и писал про критику Вольтером его предшественника: «’’Микромегас” написан гораздо лучше, чем ’’Путешествие на Луну”; одно лишь скверно: сочинитель его не блещет ни ученостью Сирано, ни его самобытностью».
Непосредственным предшественником Сирано в описании путешествий на Луну считается англичанин Фрэнсис Годвин, автор романа «Человек на Луне» (1638); главный герой Годвина, Доминик Гонсалес, вновь появляется на страницах «Государств и империи Луны».
Свифт в «Путешествиях Гулливера» и Вольтер в «Микромегасе» также многим обязаны дилогии Сирано. По мнению Ш. Нодье, который указывал также о влиянии Сирано на Фонтенеля в его «Разговорах о множестве миров» и писал про критику Вольтером его предшественника: «’’Микромегас” написан гораздо лучше, чем ’’Путешествие на Луну”; одно лишь скверно: сочинитель его не блещет ни ученостью Сирано, ни его самобытностью».
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ.
Личная жизнь у молодого де Бержерака началась только после отставки. Современники писали о нем, что Сирано был повесой, завсегдатаем кабаков и любимцем женщин. В то же время, Анри Лебре, как и положено верному другу, говорит о сдержанности, как с алкоголем, так и с женщинами. Женился Сирано незадолго до смерти, связав жизнь с баронессой де Невильет.
Сильнее, чем женская любовь и кубок вина, увлекал де Бержерака мир литературы и философии. Он с удовольствием посещал лекции ученого, философа Пьера Гассенди.
Однако в 26 лет Сирано вдруг полюбил уединение, а товарищи стали отмечать ухудшение его самочувствия и внешнего вида. Гораздо позднее была найдена нотариально заверенная расписка врачу о лечении писателя от сифилиса.
Финансовые трудности заставили Сирано поселиться в замке вельможи д’Арпажона и отныне посвящать ему все свое творчество. За 2 года до смерти писателя вышла в свет первая книга под названием «Разные произведения господина де Бержерака».
Личная жизнь у молодого де Бержерака началась только после отставки. Современники писали о нем, что Сирано был повесой, завсегдатаем кабаков и любимцем женщин. В то же время, Анри Лебре, как и положено верному другу, говорит о сдержанности, как с алкоголем, так и с женщинами. Женился Сирано незадолго до смерти, связав жизнь с баронессой де Невильет.
Сильнее, чем женская любовь и кубок вина, увлекал де Бержерака мир литературы и философии. Он с удовольствием посещал лекции ученого, философа Пьера Гассенди.
Однако в 26 лет Сирано вдруг полюбил уединение, а товарищи стали отмечать ухудшение его самочувствия и внешнего вида. Гораздо позднее была найдена нотариально заверенная расписка врачу о лечении писателя от сифилиса.
Финансовые трудности заставили Сирано поселиться в замке вельможи д’Арпажона и отныне посвящать ему все свое творчество. За 2 года до смерти писателя вышла в свет первая книга под названием «Разные произведения господина де Бержерака».
СМЕРТЬ.
Балка, неожиданно упавшая на голову Сирано де Бержераку, возвращавшемуся вечером домой, нанесла ему серьезную травму и спровоцировала обострение боевого ранения (по одним источникам) и обострение сифилиса (по другим). Без денег, жилья и благосклонности покровителя Сирано переезжал из одной съемной квартиры на другую при небольшой поддержке приятелей. В то время гордый гасконец-дуэлянт уже был прикован к постели и мучился лихорадкой.
Однако даже тяжелая болезнь и финансовые трудности не сломили Сирано. Он продолжал писать до самой смерти, но рукопись одного из романов - «История Искры» - была похищена и так и не нашлась. Поддерживали в последние дни де Бержерака только Анри Лебре, супруга и настоятельница женского монастыря матушка Маргарита. 28 июля 1655 года, в возрасте 36 лет, Эркюль Савиньон Сирано де Бержерак скончался и был похоронен в родовом склепе.
Балка, неожиданно упавшая на голову Сирано де Бержераку, возвращавшемуся вечером домой, нанесла ему серьезную травму и спровоцировала обострение боевого ранения (по одним источникам) и обострение сифилиса (по другим). Без денег, жилья и благосклонности покровителя Сирано переезжал из одной съемной квартиры на другую при небольшой поддержке приятелей. В то время гордый гасконец-дуэлянт уже был прикован к постели и мучился лихорадкой.
Однако даже тяжелая болезнь и финансовые трудности не сломили Сирано. Он продолжал писать до самой смерти, но рукопись одного из романов - «История Искры» - была похищена и так и не нашлась. Поддерживали в последние дни де Бержерака только Анри Лебре, супруга и настоятельница женского монастыря матушка Маргарита. 28 июля 1655 года, в возрасте 36 лет, Эркюль Савиньон Сирано де Бержерак скончался и был похоронен в родовом склепе.
СИРАНО - ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРСОНАЖ.
Вторую жизнь французский писатель получил спустя почти 250 лет после смерти, с легкой руки никому на тот момент неизвестного молодого автора Эдмона Ростана. В канун Рождества 1897 года в парижском театре была назначена премьера героической комедии под названием «Сирано де Бержерак» с Констаном Кокленом в главной роли. Премьера спектакля прогремела на весь Париж, а вышедшая позже публикация комедии была раскуплена в считанные часы.
Вторую жизнь французский писатель получил спустя почти 250 лет после смерти, с легкой руки никому на тот момент неизвестного молодого автора Эдмона Ростана. В канун Рождества 1897 года в парижском театре была назначена премьера героической комедии под названием «Сирано де Бержерак» с Констаном Кокленом в главной роли. Премьера спектакля прогремела на весь Париж, а вышедшая позже публикация комедии была раскуплена в считанные часы.
Эдмон Ростан.
В пьесе де Бержерак предстал таким же, как и в жизни – любимчиком женщин, остряком, дуэлянтом и забиякой. В книге даже описан случай, по словам очевидцев, якобы имевший место быть в реальной биографии писателя: поединок с сотней противников, который выиграл, разумеется, Сирано.
В пьесе де Бержерак предстал таким же, как и в жизни – любимчиком женщин, остряком, дуэлянтом и забиякой. В книге даже описан случай, по словам очевидцев, якобы имевший место быть в реальной биографии писателя: поединок с сотней противников, который выиграл, разумеется, Сирано.
Имя Сирано стало нарицательным для обозначения человека с огромным носом, а также истинного гасконца — поэта и дуэлянта. Вокруг Сирано де Бержерака бытует легенда, что являясь отчаянным дуэлянтом, он так ни разу не был побежден, существует также миф, что он однажды выиграл бой с сотней противников, что тоже получило своё отражение в пьесе Ростана.
***
Является главным героем книги Луи Галле «Капитан Сатана, или Приключения Сирано де Бержерака».
***
Сирано де Бержерак послужил прототипом Сен-Савена — персонажа романа «Остров Накануне» Умберто Эко. Многие изречения Сен-Савьена были заимствованы из произведений писателя.
***
Сирано — один из главных героев серии книг Филипа Фармера «Мир Реки» (наряду с другими известными историческими персонажами)
***
Сирано является одним из основных действующих лиц научно-фантастического романа-трилогии Александра Казанцева «Клокочущая пустота».
***
Безымянный фехтовальщик, появляющийся в XV главе научно-фантастического романа Роберта Хайнлайна «Дорога славы», очень напоминает Сирано де Бержерака.
***
Является главным героем книги Луи Галле «Капитан Сатана, или Приключения Сирано де Бержерака».
***
Сирано де Бержерак послужил прототипом Сен-Савена — персонажа романа «Остров Накануне» Умберто Эко. Многие изречения Сен-Савьена были заимствованы из произведений писателя.
***
Сирано — один из главных героев серии книг Филипа Фармера «Мир Реки» (наряду с другими известными историческими персонажами)
***
Сирано является одним из основных действующих лиц научно-фантастического романа-трилогии Александра Казанцева «Клокочущая пустота».
***
Безымянный фехтовальщик, появляющийся в XV главе научно-фантастического романа Роберта Хайнлайна «Дорога славы», очень напоминает Сирано де Бержерака.
ПАМЯТЬ.
Образ Сирано де Бержерака вдохновлял не только писателей, но и композиторов: его жизни и похождениям посвящены опера Франко Альфано «Сирано де Бержерак» (1936, заглавная партия вошла в репертуар Пласидо Доминго) и мюзикл Кара Караева «Неистовый гасконец» (1973).
В 1970 году Международный астрономический союз присвоил имя Сирано де Бержерака кратеру на обратной стороне Луны.
Образ Сирано де Бержерака вдохновлял не только писателей, но и композиторов: его жизни и похождениям посвящены опера Франко Альфано «Сирано де Бержерак» (1936, заглавная партия вошла в репертуар Пласидо Доминго) и мюзикл Кара Караева «Неистовый гасконец» (1973).
В 1970 году Международный астрономический союз присвоил имя Сирано де Бержерака кратеру на обратной стороне Луны.
ФАКТЫ БИОГРАФИИ.
Его полное имя было Савинен Сирано де Бержерак, и он родился в Париже 6 марта 1619 года..
Он вступил в армию и был солдатом Гаскони, хотя он оставил свою военную карьеру после ранения в бою.
Он был известен своей агрессивностью, высокомерием и смелостью.
Его отличной физической характеристикой был большой нос, хотя он умел смеяться над собой. По его словам, это "полуостров, с которого могут быть спущены на воду лодки".
Он часто посещал кружок развратников, группу мятежных интеллектуалов.
Его любовные отношения были многочисленными и разнообразными, включая гомосексуальные отношения.
В 1654 году событие усугубило и без того слабое здоровье Савиниана; на его голову упала доска, когда он шел по парижской улице.
Его полное имя было Савинен Сирано де Бержерак, и он родился в Париже 6 марта 1619 года..
Он вступил в армию и был солдатом Гаскони, хотя он оставил свою военную карьеру после ранения в бою.
Он был известен своей агрессивностью, высокомерием и смелостью.
Его отличной физической характеристикой был большой нос, хотя он умел смеяться над собой. По его словам, это "полуостров, с которого могут быть спущены на воду лодки".
Он часто посещал кружок развратников, группу мятежных интеллектуалов.
Его любовные отношения были многочисленными и разнообразными, включая гомосексуальные отношения.
В 1654 году событие усугубило и без того слабое здоровье Савиниана; на его голову упала доска, когда он шел по парижской улице.
Он написал две работы, считающиеся прецедентами научной фантастики; Государства и Империи Луны и История Республики Солнца.
Среди прочего, созданного воображением Сирано, есть: шар, который содержал солнечный свет в виде лампочки для освещения, книга, которая содержит механизмы, чтобы слышать голос авторов в стиле современных аудиокниг, мобильных домов или искусственный глаз с возможностью видеть ночью.
Среди прочего, созданного воображением Сирано, есть: шар, который содержал солнечный свет в виде лампочки для освещения, книга, которая содержит механизмы, чтобы слышать голос авторов в стиле современных аудиокниг, мобильных домов или искусственный глаз с возможностью видеть ночью.
ЦИТАТЫ:
Все наши души написаны в наших глазах.
***
Пессимист - это человек, который говорит правду преждевременно.
***
Возьми их и преврати мои фантазии в дела.
***
Поцелуй это секрет, который подводит губы к уху.
***
Большой нос может быть признаком великой души.
***
Мое сердце всегда робко прячется за моим разумом. Я начинаю заставлять звезды падать с неба, затем из-за страха насмешек я останавливаюсь и собираю маленькие цветы красноречия.
***
Честный человек не является ни французом, ни немцем, ни испанцем, не является гражданином мира, и его родина повсюду.
Все наши души написаны в наших глазах.
***
Пессимист - это человек, который говорит правду преждевременно.
***
Возьми их и преврати мои фантазии в дела.
***
Поцелуй это секрет, который подводит губы к уху.
***
Большой нос может быть признаком великой души.
***
Мое сердце всегда робко прячется за моим разумом. Я начинаю заставлять звезды падать с неба, затем из-за страха насмешек я останавливаюсь и собираю маленькие цветы красноречия.
***
Честный человек не является ни французом, ни немцем, ни испанцем, не является гражданином мира, и его родина повсюду.
***
У меня другое представление об элегантности. Я не похож на дурака, но моя мораль безупречна. Я никогда не появляюсь на публике с грязной совестью, испачканной честью, изнасилованным или немытым. Я всегда безукоризненно чист, украшен откровенностью и независимостью. У меня может не быть элегантной фигуры, но я держу свою душу прямо.
***
Будь один, будь свободен. Пусть мои глаза сверкают, и мое горло вибрирует. Положите меня, если хотите, шляпу с ног на голову, избили меня по прихоти или сделать закуску.
Работать без желания славы или удачи. Представь, что я собираюсь покорить Луну. Никогда не пиши ничего, что не рифмуется со мной, и скажи мне, скромно: ах, мой маленький друг, что листьев, цветов и плодов достаточно, если ты собираешь их в своем саду.
***
Благодари Бога за то, что он дал мне достаточно разумную душу, чтобы не верить всему, что говорит мир, поскольку каждый может сказать все. Если бы это было не так, я бы применил к вашей желчи более сильное и сильное противоядие, чем речь.
#ФранцузскаяЛитература
У меня другое представление об элегантности. Я не похож на дурака, но моя мораль безупречна. Я никогда не появляюсь на публике с грязной совестью, испачканной честью, изнасилованным или немытым. Я всегда безукоризненно чист, украшен откровенностью и независимостью. У меня может не быть элегантной фигуры, но я держу свою душу прямо.
***
Будь один, будь свободен. Пусть мои глаза сверкают, и мое горло вибрирует. Положите меня, если хотите, шляпу с ног на голову, избили меня по прихоти или сделать закуску.
Работать без желания славы или удачи. Представь, что я собираюсь покорить Луну. Никогда не пиши ничего, что не рифмуется со мной, и скажи мне, скромно: ах, мой маленький друг, что листьев, цветов и плодов достаточно, если ты собираешь их в своем саду.
***
Благодари Бога за то, что он дал мне достаточно разумную душу, чтобы не верить всему, что говорит мир, поскольку каждый может сказать все. Если бы это было не так, я бы применил к вашей желчи более сильное и сильное противоядие, чем речь.
#ФранцузскаяЛитература
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ Э. РОСТАНА "СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК."
Так давно я не бралась за пьесы в стихах, что получила огромное наслаждение от чтения этого произведения, несмотря на то, что немного помнила общее направление развития сюжета. Наш Сирано
Причудливо одет,
Как фейерверк блестящ и остроумен,
Забавен, эксцентричен, шумен;
А белоснежный воротник
Как можно туже накрахмален.
А нос! Не только он велик,
Он прямо ненормален!..
Мне кажется все французы довольно носаты, в свете чего затрудняюсь представить что заставило Сирано считать себя некрасивым из-за длинного носа. Да и вообще, насколько я могу судить, мужчины не очень страдают из-за каких-то проблем со своей внешностью. Вполне возможно, творческая натура Сирано тяготела к совершенству, к красоте, что и послужило толчком к развитию его комплекса. Интересно, что бы сказали психологи по поводу того как это повлияло на его характер? Где-то прочитала, что он боялся любви и поэтому напридумывал себе невесть что, мол, недостоин и всё такое, хотя имел огромное превосходство перед другими, будучи поэтом и воином и не испытывая недостатка в друзьях.
Вообще-то, Ростан словами одного персонажа, описывающего Сирано де Бержерака, говорит, что "нос с гасконской гордостью он носит", так что проблема героя явно не связана с его внешностью. С другой стороны, то, что Сирано излишне язвителен и остер на язык, всё же свидетельствует нам о том, что он не уверен в себе и старается таким образом привлечь к себе внимание. Мало кто вместо того, чтобы завоевывать любовь дамы своего сердца будет помогать в этом своему сопернику. Но Сирано такой. Наверное, он как поэт испытывал потребность именно в трагической и безответной любви, черпая вдохновение через страдание, коль скоро так и не поверил в то, что Роксана могла его любить.
В итоге - несколько разбитых судеб, а всё из-за проблем с коммуникацией (как сейчас принято говорить) и витания в облаках, тогда как следовало бы просто наслаждаться простым человеческим счастьем.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/1000522818/quotes-sirano-de-berzherak-edmon-rostan
Что значит поцелуй? Непрочный, легкий знак,
Что подкрепляет нам признанья, клятвы, слезы…
Соединенье душ, дыханье нежной розы,
От сердца к сердцу путь, таинственный цветок,
Что наполняет нам всю душу ароматом.
Что значит поцелуй? Один лишь лепесток
В живом венке любви, роскошном и богатом;
Воздушный мотылек, спустившийся легко
На розовый бутон, раскрывшийся с улыбкой;
Секрет, который принял за ушко
Твои уста прелестною ошибкой.
Что значит поцелуй? Ничто, одна мечта,
К нам залетевшая нечаянно из рая;
Миг бесконечности, который, замирая,
Подарят мне твои уста!
Э. Ростан.
Сирано де Бержерак.
Прошу вас об одном, прелестные особы:
Живите, радуйтесь! Своею красотой
Дарите нам мечты, спасайте нас от злобы;
Сверкайте ярче звезд ночных,
Цветите ярче роз душистых,
Будите вдохновение в артистах,
Внушайте нам стихи, — но не судите их!
Э. Ростан.
Сирано де Бержерак.
Де Вальвер: Мошенник! Негодяй! Подлец! Смешной дурак!
Сирано: Как много титулов!.. А я - де Бержерак!
Э. Ростан.
Сирано де Бержерак.
Да! Я существовать хочу вполне свободно,
Смеяться от души, смотреть как мне угодно,
И громко говорить, и песнею своей
Смущать врагов своих и радовать друзей!
Пускай мечтатель я,мне во сто крат милей
довольства сытого мои пустые бредни.
Мой голос одинок, но даже в час последний
Служить он будет мне и совести моей!
Нет,вместо подлости и вместо славы мелкой
Я выбираю в сотый раз
Мой гордый путь под перестрелкой
Горящих ненавистью глаз!
Э. Ростан.
Сирано де Бержерак.
Э. Ростан.
Сирано де Бержерак.
Забыть об истине,звучащей благородно,
Не смелым быть орлом, но низким червяком,
И пробираться хитростью, ползком,
Там,где хотел бы вверх лететь свободно?
О нет! Благодарю! Дрожать и спину гнуть,
Избрав хоть низменный,зато удобный путь?
Забыв о гордости и об искусстве чистом,
С почтеньем посвящать поэмы финансистам?
О нет! Благодарю! От избранных особ
глотать с покорностью тьму самых глупых бредней,
Простаивать часы в какой-нибудь передней
И подставлять щелчкам безропотно свой лоб?
О нет! Благодарю! Зависеть от каприза
Барона старого, от печени маркиза,
От тех и от других? О нет! Благодарю!
Я не стекло - не разобьюсь,
Но бить меня не надо.
Э. Ростан.
Сирано де Бержерак.
Кого же может полюбить урод?
Конечно, самую красивую из женщин!
Э. Ростан.
Сирано де Бержерак.
Э. Ростан.
Сирано де Бержерак.
Что ум - любви?
Они несовместимы.
Ну, слушай же, ты полная луна;
Вот мысль моя, — тебе понравится она:
Немедленно хочу я исполненья.
Не искушай моей природной доброты.
Три раза хлопну я в ладоши, — понял ты?-
На третьем разе жду затменья.
Э. Ростан.
Сирано де Бержерак.
— Ваш нос... Hy, в общем... крупноват...
— Да. Он крупней, чем красноречье ваше,
А я бы о таком, заметьте,
О выдающемся предмете
Острот набрал бы целые тома,
Меняя жесты и тона...
Вот, например, из не особо острых —
Тон описательный — так шутит новичок:
Как называете вы этот полуостров,
Который вырос между ваших щек?
Развязный тон, каким острят друзья:
Вам из стакана пить нельзя —
Побьет ваш нос посуду нашу!
Позвольте подарить вам чашу?
Или почтительно-умильный;
Вы этой башнею фамильной
Давно владеете? Наивный: С дальних мест
Вы этот монумент везли для дам столичных?
Любезный: Сударь любит птичек?
Он приготовил им вместительный насест!
Ехидный: Это что? Крючок для шляп? Удобный!
Платить не надо в гардеробной!
Тон нежный: Боже мой! От дождичка и ветра
Вы заказали зонтичек ему?
Тон удивленный: Извините, это —
Вам одному?
Доброжелательный: В пылу житейских гроз,
Фиаско потерпев в каком-нибудь вопросе,
Вам нелегко повесить нос,
Зато легко повеситься на носе!
Язвительный, чуть в сторону и косо:
Но, сударь, вам решительно везет:
Не видя дальше собственного носа,
Вы все же видите широкий горизонт!
Практический: Советовать вам смею
Для носа вашего устроить лотерею;
Я вам скажу с открытою душой,
Что получивший вещь такую
Имел бы выигрыш большой,
Имея радость небольшую.
Вот так острить могли б вы наобум,
Когда бы знания имели или ум.
Но нет y вас ума и так немного знаний,
Что вы не знаете еще, что вы дурак.
И, будучи умны, вы так бы не сказали, —
Лишь сам я над собой могу смеяться так!
Э. Ростан.
Сирано де Бержерак.
Э. Ростан.
Сирано де Бержерак.
Ты говоришь неправду. Чем плоха
Такая смерть для каждого поэта?
Я был убит за то, что видел высший свет
Не в том, что называлось высшим светом.
И я настаивал на этом
Как человек и как поэт!
И, чтобы обо мне потомки не забыли,
Я надпись сочинил на собственной могиле:
Прохожий, стой! Здесь похоронен тот,
Кто прожил жизнь вне всех житейских правил.
Он музыкантом был, но не оставил нот.
Он был философом, но книг он не оставил.
Он астрономом был, но где-то в небе звездном
Затерян навсегда его ученый след.
Он был поэтом, но поэм не создал!..
Но жизнь свою зато он прожил, как поэт!