7 апр 2021
ЭМИЛЬ ЗОЛЯ.
"ДОБЫЧА" (1871) - 150 лет книге.
"ДОБЫЧА" - опасное растение, выросшее на имперской навозной куче... Моя Рене - потерявшая голову парижанка, которую толкнули на преступление роскошь и жизнь, полная излишеств; мой Максим - порождение исчерпавшего себя общества, мужчина-женщина, безвольная плоть, позволяющая любые надругательства над собой; мой Аристид - это биржевой игрок, вынырнувший из парижских волнений, бесстыдно обогатившийся и ставящий на всё, что только попадается ему под руку: женщины, дети, честь и совесть. Я попытался, используя эти три общественных уродства, дать представление о той чудовищной трясине, в какую погружается Франция." - Эмиль Золя.
Один из лучших романов 20-томной эпопеи "Ругон-Маккары" великого французского писателя XIX века. История авантюриста и биржевого игрока Аристида Саккара, делающего деньги из всего, что подвернется под руку, и его жены, которую роскошь и распущенность приводят к преступлению - на фоне блестящей и безумной жизни французской аристократии времен последнего императора Наполеона III.
" ЗОЛОТОЙ ФАСАД И БУЙСТВО ПОРОКА."
raccoon_without_cakes
(рецензия.)
17 февраля 2021 г.
Стоило мне прочитать первые страницы «Добычи», я уже начала слышать громкое падение финала. Золя не скрывает, чем все закончится, ведь все очень логично и закономерно, но то, как он приведет своих героев к этому финалу, каким ярким звоном монет и безумством он раскрасит путь — это стоит увидеть.
Все продают всех. Отцы продают своих дочерей, находя им самую выгодную партию, женщины высшего света торгуют друг другом с прожженностью сутенеров, мужи дарят своим женам бриллианты, продавая при этом своих женщин всему свету. Эпоха показного блеска и невообразимых махинаций.
raccoon_without_cakes
(рецензия.)
17 февраля 2021 г.
Стоило мне прочитать первые страницы «Добычи», я уже начала слышать громкое падение финала. Золя не скрывает, чем все закончится, ведь все очень логично и закономерно, но то, как он приведет своих героев к этому финалу, каким ярким звоном монет и безумством он раскрасит путь — это стоит увидеть.
Все продают всех. Отцы продают своих дочерей, находя им самую выгодную партию, женщины высшего света торгуют друг другом с прожженностью сутенеров, мужи дарят своим женам бриллианты, продавая при этом своих женщин всему свету. Эпоха показного блеска и невообразимых махинаций.
АРИСТИД Ругон - блестящий спекулянт. Он продаст землю даже новорожденному, его многоступенчатые схемы — это искусство, искусство обмана и богатства без гроша в кармане. Его не интересуют люди, но он прекрасно знает, как правильно находить подход, где слушать, кому платить. Из его сейфа течет нескончаемый золотой поток, ослепляя весь Париж. Он выгодно женился на молодой девушке, яркой красавице РЕНЕ, и она стала чуть ли не самым выгодным его вложением. Потрясая высшее общество своими нарядами, бриллиантами и красотой, Рене, сама того не зная, открывала мужу дороги, а каждый новый ее любовник предоставлял Аристиду отличный шанс сыграть на обществе, как на податливом инструменте.
МАКСИМ, сын Аристида от первого брака, истинное дитя своей эпохи. Очень женственный, хрупкий и красивый, двадцатилетнее порочное дитя, без собственной воли и с одним желанием — проматывать деньги отца. Он юн, но уже пресыщен, однако дружба с молоденькой мачехой его забавляет, они скорее заговорщики, чем семья, друзья, которые могут нашептать друг другу на ухо все самые тайные пошлости, раскрыть секреты, видя друг друга насквозь.
МАКСИМ, сын Аристида от первого брака, истинное дитя своей эпохи. Очень женственный, хрупкий и красивый, двадцатилетнее порочное дитя, без собственной воли и с одним желанием — проматывать деньги отца. Он юн, но уже пресыщен, однако дружба с молоденькой мачехой его забавляет, они скорее заговорщики, чем семья, друзья, которые могут нашептать друг другу на ухо все самые тайные пошлости, раскрыть секреты, видя друг друга насквозь.
ЗОЛЯ заставит Париж говорить. Каждая деталь, ленточка ли это, упавшая с волос дамы, душная оранжерея, прекрасное убранство будуара, столики, которые можно увидеть, если выглянуть из окошка весьма порочного кафе, царапины на зеркале, яркий камин, стук колес бесконечного множества карет — все это делает читателя свидетелем громкого падения Парижа, во всем его блеске. Не будут упущены из виду ни одно платье или улочка, а шум от балов и «чаепитий» достигнет ушей даже в 21 веке. Герои «Добычи» вгрызлись друг в друга, терзают Париж, утопают в пороке, идут на все, что только приходит им в голову.
Я всегда очень медленно читаю Золя. Он такой насыщенный, такой плотный, что там, где я бы уже прочитала 100 страниц, у Золя я осилю 30. Его надо впитывать, ощущать, переваривать. И пусть я едва ли поняла суть всех махинаций Аристида, меня впечатлило. И да, мне было жаль Рене. Кажется, у нее и не было выбора, кроме как плыть по течению и выбирать себе самые откровенные наряды, самых порочных друзей, самую греховную любовь.
Экранизации
Французский режиссёр Роже Вадим снял одноимённый фильм «Добыча» в 1966 году, используя роман Золя как литературную основу, но перенеся время действия в середину XX века. Главные роли в картине сыграли Джейн Фонда, Мишель Пикколи и Питер МакЭнери. На англоязычных кинорынках фильм вышел под названием «Конец игры»
#СоветуемПрочесть #ФранцузскаяЛитература
Французский режиссёр Роже Вадим снял одноимённый фильм «Добыча» в 1966 году, используя роман Золя как литературную основу, но перенеся время действия в середину XX века. Главные роли в картине сыграли Джейн Фонда, Мишель Пикколи и Питер МакЭнери. На англоязычных кинорынках фильм вышел под названием «Конец игры»
#СоветуемПрочесть #ФранцузскаяЛитература
LilaVanilla
ЖЕЛЧЬ И ЗОЛОТО.
рецензия
5 ноября 2020 г.
К Золя возвращаешься не как к старым друзьям, о нет. Это вам не славный Дрюон, не искренний, эмоциональный Цвейг, не прямолинейный вдумчивый Драйзер. Золя в своих творениях - кошмарно желчный, душный гражданин. Он бурчит, он высмеивает все и вся, он осуждает широко и без стеснения буквально каждого, до кого дотянется. И тебя, читатель, он тоже осудит, а то чего ты тут такой красивый просто так сидишь. За то и любим, что уж тут.
Стоит мне годик не трогать его книги, и все, скучаю неимоверно по ехидному брюзжанию и пышному, изобильному стилю, по тонким его замечаниям и размашистой панораме эпохи, по персонажам его, то трогательным, то противным, да так, что поди разбери, что прямо сейчас к каждому конкретному чувствуешь: жалость? отвращение? восхищение?
Вот, например, главный герой "Добычи", Аристид - гениальный ловкач, мошенник и авантюрист, у него золото буквально к пальцам липнет, он продаст и родную матушку, причем, десяти разным людям сразу, да по утроенной цене. И нет, стыдно ему не будет.
Или вот его жена, Рене. Дивная красавица, светская львица до кончиков пальцев - и мучительно одинокая, бьющаяся о золотые прутья клетки женщина, готовая на что угодно, лишь бы расколотить вдребезги рутинное свое бытие и не задыхаться больше от скуки. Оба они - дети своего времени, разгульного и мрачного, блестящего и нищего. И роман, от и до, о нем, об этом времени сумасшедших спекуляций, стремительных обогащений и столь же стремительных разорений, о долгах в сотни тысяч франков, о приземленности, порой граничащей со скудоумием.
Но для меня он, в первую очередь, о том, сколь губительна для личности невозможность реализоваться. О том, что ждет беднягу, застрявшего на второй ступени пирамиды Маслоу, лишенного и глубокого общения, и крепких привязанностей, и творчества, и развития практических навыков, и всего, что питает не тело, но дух и ум. "Добыча" - о разложении. Финансовом, нравственном и моральном. Все три сотни страниц у нас на глазах будут гнить человеческие души, и процесс будет описан предельно натуралистично, и стиль в рюшечках не облегчит восприятия, напротив, будет жутко контрастировать с содержанием. Тяжеленная, невозможно талантливая, мрачнющая книга. Всем любителям классического тлена рекомендую.
Мой книжный блог
Morra
Эксперт Лайвлиба
рецензия
17 июля 2020 г.
Обожаю разнузданный натурализм Золя. Шуршащие шелка, пушистые ковры, разноголосье бульваров, терпкие запахи бургундского и мускуса, духота оранжереи - эффект присутствия потрясающий. В какой-то момент начинает казаться, что все эти драпировки, платья, перчатки, бокалы, комоды, азалии просто погребают под собой героев, усмиряют сюжет и становятся самоцелью, хотя, конечно, это не так. Каждый предмет у Золя имеет смысл, каждое многословное описание раскрывает то характер, то обстоятельства, а иногда и подталкивает действие, как, к примеру, исцарапанное бриллиантами кокеток зеркало в отдельном кабинете модного ресторана приводит к главному грехопадению Рене. Формула романа в целом напоминает моё любимое "Дамское счастье": бизнес + личные дрязги.
И надо сказать, что "Добыча" - чертовски подходящее название для этой истории. Блестящий Париж эпохи Второй империи становится ареной борьбы за место под солнцем. Хитрецы сколачивают состояния, подрядчики наживаются на строительстве особняков и целых улиц, люди света и полусвета соединяются в причудливых комбинациях. Один ухватывает знаменитое ожерелье, другой - его владелицу, третий - пару миллионов франков. Каждому по способностям и потребностям.
Аристид Ругон, прибывая в Париж в совершенно жалком состоянии, меняет фамилию на звучное Саккар, в котором слышится звон денег, и начинает свои лихие спекуляции. Первое дело Саккара ошеломляюще просто и надёжно - зная наверняка планы благоустройства города и пути прокладки новых улиц, Саккар приобретает дома, подлежащие сносу, завышает их рыночную стоимость и через пару месяцев получает пристойную компенсацию от правительства. И луидоры льются золотой рекой. Лучшее общество, полезные связи, дорогие развлечения, открытая дорога для новых и новых спекуляций. И пока Аристид Саккар покупает, продаёт, вкладывает, берёт и даёт займы, его прекрасная супруга Рене кружится в вихре светских удовольствий, ни в чём себе не отказывая. Брак Аристида и Рене - это в какой-то степени хрестоматийный брак французов высшего общества. Сталкиваемся изредка во время приёмов, деловых бесед и, если есть настроение, исполнения супружеского долга, но в целом каждый живёт в своё удовольствие, не мешая другому.
Разврат возведён чуть ли не в обязанность, ибо повышает социальный престиж. А как известно, в мире, где практически всё возможно и дозволено, очень быстро наступает пресыщение, за которым неизменно следует скука. И скуку эту ни бриллиантами, ни непристойно дорогими платьями, ни новыми любовниками никак не развеять, нужно что-то острее, пикантнее. Главная интрига лежит на поверхности, она очевидна читателю задолго до героев, но увлекательность романа от этого не уменьшается - больно хороши декорации. Некоторые моменты - маленькие шедевры...