3 ноя 2021
МАРИЯ СЕМЁНОВА
(1 ноября 1958, Санкт-Петербург) -
Русская писательница, литературный переводчик. Наиболее известна как автор серии книг «Волкодав». Автор многих исторических произведений, в частности исторической энциклопедии «Мы - славяне!». Одна из основателей «славянского фэнтези». Автор детективных романов.
1 ноября родилась замечательная российская писательница и один из флагманов поджанра, который сегодня называется «славянское фэнтези».
Мария родилась в семье ленинградских научных работников и с детства обожала чтение. По её словам, она рано обрела навык придумывания историй и после этого «фонтан уже было не заткнуть».
В старших классах она заинтересовалась средневековой историей. Особенно интересны ей были норманны. Однако те постоянно пересекались на своем пути со славянами и понемногу интерес девушки переключился именно на последних.
Образование будущая писательница по совету родителей получила инженерное (Институт авиационного приборостроения) и несколько лет работала в НИИ специалистом по компьютерам, о чём, к слову, никогда не жалела.
Мария родилась в семье ленинградских научных работников и с детства обожала чтение. По её словам, она рано обрела навык придумывания историй и после этого «фонтан уже было не заткнуть».
В старших классах она заинтересовалась средневековой историей. Особенно интересны ей были норманны. Однако те постоянно пересекались на своем пути со славянами и понемногу интерес девушки переключился именно на последних.
Образование будущая писательница по совету родителей получила инженерное (Институт авиационного приборостроения) и несколько лет работала в НИИ специалистом по компьютерам, о чём, к слову, никогда не жалела.
На Алтае.
В конце 80-х и в начале 90х вышли её первые книги. Это были повести «Лебеди улетают» (которую сразу удостоили премии как лучшую детскую книгу года) и «Пелко и волки». В последней карельский воин попадает в плен вместе со своим боярином Вадимом. Тот погибает, а Пелко вынужден служить его убийце, вынашивая план мести.
После выхода второй книги Мария Васильевна решила завязать с инженерной работой и целиком переключиться на литературу. Несколько лет она работала переводчиком в издательстве «Северо-Запад», паралельно трудясь на собственными текстами.
После выхода второй книги Мария Васильевна решила завязать с инженерной работой и целиком переключиться на литературу. Несколько лет она работала переводчиком в издательстве «Северо-Запад», паралельно трудясь на собственными текстами.
К созданию «Волкодава» писательницу подтолкнули три обстоятельства.
Во-первых, в ту пору через её руки проходило множество произведений западной фэнтези (и книг российских подражателей, изданных под «иностранными» псевдонимами), многие из которых она характеризует как «макулатурные». Эти тексты отличались нереалистичностью в той части, что касалась законов физики, исторических деталей и знания авторами материальной культуры. В отличие от таких писателей Семенова знала сколько весит секира и какое усилие требуется для натяжения лука, равно как и то, что шлем на голове носится с мягким подшлемником, так что «дребезжать» при ударе никак не может.
Во-вторых, Мария Васильевна загорелась идеей создания фэнтези на местном материале. К тому времени уже существовал цикл Сапковского о Ведьмаке, в котором имелись отдельные элементы того, что в будущем станет славянской фэнтези (в комбинации с элементами великого множества других культур) , но по-настоящему этот поджанр оформился именно в руках Семеновой.
" Славянское фэнтэзи только начинается, но уже популярно. Пусть даже у авторов не всегда всё получается. Читаешь, что Перун исключительно княжеский бог, и книга из рук падает. Появится традиция — неточности станут исчезать. Я сама нахожу у себя ошибки. То сарафан в девятом веке появляется, то… Но все мы растём, все совершенствуемся." ~ Мария Семёнова
Во-первых, в ту пору через её руки проходило множество произведений западной фэнтези (и книг российских подражателей, изданных под «иностранными» псевдонимами), многие из которых она характеризует как «макулатурные». Эти тексты отличались нереалистичностью в той части, что касалась законов физики, исторических деталей и знания авторами материальной культуры. В отличие от таких писателей Семенова знала сколько весит секира и какое усилие требуется для натяжения лука, равно как и то, что шлем на голове носится с мягким подшлемником, так что «дребезжать» при ударе никак не может.
Во-вторых, Мария Васильевна загорелась идеей создания фэнтези на местном материале. К тому времени уже существовал цикл Сапковского о Ведьмаке, в котором имелись отдельные элементы того, что в будущем станет славянской фэнтези (в комбинации с элементами великого множества других культур) , но по-настоящему этот поджанр оформился именно в руках Семеновой.
" Славянское фэнтэзи только начинается, но уже популярно. Пусть даже у авторов не всегда всё получается. Читаешь, что Перун исключительно княжеский бог, и книга из рук падает. Появится традиция — неточности станут исчезать. Я сама нахожу у себя ошибки. То сарафан в девятом веке появляется, то… Но все мы растём, все совершенствуемся." ~ Мария Семёнова
Ей показалось раздражающим обилие существующих подражаний Толкиену и захотелось предложить читателям нечто свежее и содержащее много познавательного этнографического материала.
Отвечая на вопрос «как вы пришли к жанру фэнтези», Мария сказала: «Для живших тогда людей было, как говорится, медицинским фактом постоянное присутствие божеств. Но описать Перуна на колеснице, шарахающего молнией в дерево, у меня не хватало решимости. Думала-думала и решила создать такой квазиславянский, квазикельтский, квазигерманский мифологический мир, где всё это может запросто происходить. Так появился „Волкодав“. Говорят, будто это закамуфлированная история древних славян. Нет, это мир сам по себе. Конечно, венны, там действующие, — это несколько приукрашенные и архаизированные славяне…»
В-третьих, ей показалось интересным написать «книгу наоборот». «Волкодав» начинается там, где подавляющее число книг жанра заканчиваются: герой победил главного врага, сжег его замок и собирается умереть. Однако по дороге за ним увязались калека и девочка, в отношении которых у воина сформировались обязательства, так что герою хочешь не хочешь, а приходится жить дальше.
Отвечая на вопрос «как вы пришли к жанру фэнтези», Мария сказала: «Для живших тогда людей было, как говорится, медицинским фактом постоянное присутствие божеств. Но описать Перуна на колеснице, шарахающего молнией в дерево, у меня не хватало решимости. Думала-думала и решила создать такой квазиславянский, квазикельтский, квазигерманский мифологический мир, где всё это может запросто происходить. Так появился „Волкодав“. Говорят, будто это закамуфлированная история древних славян. Нет, это мир сам по себе. Конечно, венны, там действующие, — это несколько приукрашенные и архаизированные славяне…»
В-третьих, ей показалось интересным написать «книгу наоборот». «Волкодав» начинается там, где подавляющее число книг жанра заканчиваются: герой победил главного врага, сжег его замок и собирается умереть. Однако по дороге за ним увязались калека и девочка, в отношении которых у воина сформировались обязательства, так что герою хочешь не хочешь, а приходится жить дальше.
Кстати, экранизациями своих книг Семенова не довольна. По её мнению, основная ценность текстов в том, что делало их непохожими на другое фэнтези. Именно это по большей части и оказалось вычищено из сценариев «Волкодава из рода Серый Псов» (реж. Н. Лебедев) и последовавшего сериала.
«Понимаете, фильм — это личное творческое произведение режиссёра Николая Лебедева. Там поменяй три-четыре имени, отчества и фамилии, и я бы в жизни не догадалась, что это по моей книге снимали. Я, честно говоря, не знаю, почему Николаю так понадобилось поступить. Книгу-то я писала, чтобы она как можно больше отличалась от этих усреднённых и инкубаторских сказочных боевичков, которые пекут на Западе. Там должна была мощно прослеживаться славянская тематика… В книге должен был показан менталитет эпохи. И почему-то ту книгу, которая в некоторой степени была написана как протест против этнического и познавательного безличия, понадобилось со всех сторон кастрировать»
«Понимаете, фильм — это личное творческое произведение режиссёра Николая Лебедева. Там поменяй три-четыре имени, отчества и фамилии, и я бы в жизни не догадалась, что это по моей книге снимали. Я, честно говоря, не знаю, почему Николаю так понадобилось поступить. Книгу-то я писала, чтобы она как можно больше отличалась от этих усреднённых и инкубаторских сказочных боевичков, которые пекут на Западе. Там должна была мощно прослеживаться славянская тематика… В книге должен был показан менталитет эпохи. И почему-то ту книгу, которая в некоторой степени была написана как протест против этнического и познавательного безличия, понадобилось со всех сторон кастрировать»
При этом ей очень понравился выбор актера на главную роль. Волкодава сыграл Александр Бухаров.
Для точного освещения темы колдовства писательница ходила в школу экстрасенсов. Мария Семёнова рассказывала, что много лет плавала в море, и поэтому в её произведениях часто встречаются битвы на кораблях.
Изначально Волкодав задумывался как трилогия, но сейчас в серию входят шесть книг: «Волкодав», «Волкодав. Право на поединок», «Волкодав. Истовик-Камень», «Волкодав. Знамение пути», «Волкодав. Самоцветные горы» и «Волкодав. Мир по дороге». Если рассматривать книги не по хронологии их написания и издания, а по развитию сюжета, то правильным будет порядок, при котором книга «Волкодав. Истовик-Камень» стоит на первом месте, а «Волкодав. Мир по дороге» — на втором.
Специально для того, чтобы боевые сцены выглядели более правдоподобными, писательница несколько лет серьёзно занималась айкидо и конным спортом.
Изначально Волкодав задумывался как трилогия, но сейчас в серию входят шесть книг: «Волкодав», «Волкодав. Право на поединок», «Волкодав. Истовик-Камень», «Волкодав. Знамение пути», «Волкодав. Самоцветные горы» и «Волкодав. Мир по дороге». Если рассматривать книги не по хронологии их написания и издания, а по развитию сюжета, то правильным будет порядок, при котором книга «Волкодав. Истовик-Камень» стоит на первом месте, а «Волкодав. Мир по дороге» — на втором.
Специально для того, чтобы боевые сцены выглядели более правдоподобными, писательница несколько лет серьёзно занималась айкидо и конным спортом.
Мария Семёнова уже много лет живет в деревне в Ленинградской области. Поначалу она с родителями приезжала из Санкт-Петербурга и жила по полгода. Но после ухода родителей просто «стало некому выгонять меня в город», как сообщила она в одном из интервью.
У Марии Семеновой имеется множество других увлечений. Она собирает своими руками русские печи (в точности как её персонаж Осока), а еще любит готовить и дрессирует крупные породы собак.
Помимо славянского фэнтези писательница также время от времени радует публику детективами и историческими романами.
У Марии Семеновой имеется множество других увлечений. Она собирает своими руками русские печи (в точности как её персонаж Осока), а еще любит готовить и дрессирует крупные породы собак.
Помимо славянского фэнтези писательница также время от времени радует публику детективами и историческими романами.
" Жанр моих книг — мечта. Мечта об идеале. Разве может быть скучно мечтать?" - Мария Семёнова.
В одном из интервью Мария Семёнова немного рассказала о своих литературных предпочтениях: «Мне всегда нравилась история, нравилось читать исторические произведения — чтобы там обязательно были приключения, исторический антураж и желательно, чтобы всё хорошо кончалось. Вальтер Скотт, романы Фенимора Купера про индейцев… Вот Дюма никогда не нравился. В особенности „Три мушкетёра“, от которых все кипятком писают. Д’Артаньян нанизывает на свою шпагу несчастных гвардейцев как фрикадельки на вилку. Они — пешки в его подвигах, мишени в тире. А ведь у каждого из них — семья, дети, любовницы. Это тоже люди со своей жизнью, со своими заморочками, их же пачками кладут налево и направо. Я этого понять никогда не могла». Также писательница говорила, что её любимый автор — Джеймс Хэрриот (американский летчик и писатель)
#СовременнаяЛитература #Фэнтези #СоветуемПрочесть
#СовременнаяЛитература #Фэнтези #СоветуемПрочесть
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
После того как в 1995 году «Азбука» выпустила роман «Волкодав», он завоевал интерес читателей, и на этой волне успеха вышли другие произведения Марии, которые были написаны раньше, но до этого момента не смогли добиться благосклонности издательств: «Валькирия», «Лебединая дорога», «Два короля», «Викинги», «Поединок со Змеем» и другие.
«Валькирия» была издана в 1995 году. Главная героиня произведения — Зима Желановна, славянская девушка, покинувшая дом ради любви и воинской жизни и получившая за отвагу прозвище Валькирия. Мария Семёнова определила её характер следующим образом: «Меня в данном случае интересовало, что получится с девушкой, которая ну никак не вписывается в рамки, предлагаемые ей родовым строем. Она бесконечно комплексует, ощущает себя белой вороной, но и переломить себя не может. Спрашивается в задачнике: куда она пойдёт и что будет делать?.. И чем всё может закончиться? Я просто до некоторой степени облегчила ей жизнь, сделав её богатыршей, охотницей, личностью сильной (в том числе физически) и смелой — чтобы не погибла за первым же углом».
В 1997 году были изданы «Волкодав: Право на поединок» и популярная энциклопедия «МЫ — СЛАВЯНЕ! ", которая впоследствии переиздавалась под названием «Быт и верования древних славян». Последняя создавалась параллельно с «Волкодавом», и по словам Марии Семёновой, если бы не было первой, то не появилась бы и вторая. Сам автор считает эту книгу главной в своём творчестве: «Меняется литературная мода, меняются предпочтения, но эта популярная энциклопедия действительно позволяет считать, что не зря небо копчу… Ведь нам всё время внушают, будто
„о древних славянах практически ничего не известно“. В любом учебнике эту фразу прочитать можно! А ведь учёные просидели в своих раскопках столько, сколько обычные люди вообще не живут! И есть результаты этого сидения, всё добыто, всё записано и хранится на полках Публичной библиотеки!!! До каких же, думаю, пор при таком-то богатстве нам будет „практически ничего не известно“? Вот я и проработала отчёты учёных, а потом попыталась изложить добытую информацию нормальным человеческим языком…».
" БРАТЬЯ."
Действие романа развивается в мире «Волкодава», но гораздо раньше.
«Прошло семь лет после Беды — вселенской катастрофы, погрузившей весь мир в бесконечную зиму. От могущественной империи, угодившей под удар кометы, уцелела только периферия и независимые племена вдоль внешних границ. В одном из этих племен, в нищей лесной деревне, подрастает маленький царевич, чудом спасенный в момент Беды. Родительский сын становится его старшим братом, лучшим другом, защитником и героем. Однако трагические обстоятельства разлучают мальчишек. Родной сын насильственно уведен из семьи. Маленький царевич решает посвятить свою жизнь поискам и возвращению пропавшего. Но не все так просто! Уведенный — добрый домашний паренек с наклонностями „наседки“ — попадает в своего рода школу, где умный и харизматичный учитель принимается лепить из него тайного воина — изощренного убийцу».
" ТЕ ЖЕ И СКУНС."
В 1997 году была издана книга «Те же и Скунс», которую Мария Семёнова написала в соавторстве с Е. Милковой и В. Воскобойниковым. Произведение отнесли к детективному жанру, но сам автор называет его «современной, нежной, щемящей, акварельно-трогательной сказкой». «Те же и Скунс» стал результатом желания «слегка похулиганить, а потом и всерьёз поработать на современную тему».
СЮЖЕТ.
В Ленинграде, в середине восьмидесятых годов встречаются два одиноких человека: библиотекарь Кира и геолог Костя. Роман развивается достаточно быстро. После первой совместной ночи Костя отправляется в командировку в Анголу. Перед отъездом он оставляет Кире два обручальных кольца, просит возможного ребенка назвать Станиславом или Станиславой в память о друге. Через несколько месяцев беременная Кира, разыскивая Костю, приходит по единственному известному ей адресу и узнает, что он погиб в экспедиции при при столкновении с бандитами.
Примерно через тринадцать лет в среде преступников и органов государственной безопасности появляется информация, что в Санкт-Петербург прибывает международный элитный киллер по кличке «Скунс».
О нём точно неизвестно практически ничего, кроме того, что он не делает ошибок и не оставляет следов. Предположительно, он выходец из СССР. Все, кто его видел либо мертвы, либо сообщают, что не видели его лица. Службе по неконституционному искоренению особо одиозных личностей в преступном и деловом мире, скрывающейся под маской непритязательного охранного предприятия «Эгида-плюс», даны указания вычислить Скунса и по возможности уничтожить.
В дом к Кире приходит молодой, но совершенно седой человек с букетом цветов, и узнает от её старой знакомой тети Фиры, что Кира погибла 5 лет назад при уличном ограблении, не захотев отдать обручальные кольца. Он представляется Алексеем Снегирёвым и снимает у тети Фиры комнату в коммунальной квартире. Алексей узнает, что у Киры осталась дочь Станислава, которую взяли под опеку друзья семьи. Алексей и есть тот самый легендарный «Скунс».
В 1999 году вышло продолжение книги «Те же и Скунс»: «Те же и Скунс 2» (В соавторстве с В. Воскобойниковым и Ф. Разумовским).
Он вернулся! Таинственный киллер по прозвищу Скунс, заставляющий трепетать криминальный мир и правоохранительные органы Петербурга, снова в деле. И вновь в борьбу с ним вступят сотрудники агентства «Эгида плюс», секретная служба по искоренению особо опасных уголовных авторитетов. Кому достанется победа в этой схватке?
" КУДЕЯР."
Действие романа происходит в основном в Санкт-Петербурге. Главный герой — подполковник Иван Скудин по прозвищу Кудеяр. Несколько разных сюжетных линий, описывающих героев самых разных эпох и социальных слоёв, пересекутся в самом конце, где герои книги спасают мир
Так-то вот. Тянемся к несбыточному, плачемся на одиночество, а даст судьба в руки единственный, может быть, жизненный шанс – и тот ухитряемся бездарно прохлопать.
Мария Сеиёнова.
" Те же и Скунс"