7 дек 2021
ЭРМИТАЖ -
Музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Один из крупнейших художественных музеев в мире.
ДАТА ОСНОВАНИЯ: 7 декабря 1764 г.
Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2
Телефон: +7 812 571-84-46, +7 812 571-34-65, +7 812 571-34-20
Сайт: hermitagemuseum.org Открыто: вт,чт,вс 11:00–16:00; ср,пт,сб 11:00–18:00
А. ГОРОДНИЦКИЙ.
Атланты держат небо...
Когда на сердце тяжесть и холодно в груди
К ступеням Эрмитажа ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках.
Держать его махину – не мёд со стороны,
Напряжены их спины, колени сведены.
Их тяжкая работа важней иных работ.
Из них ослабни кто-то, и небо упадёт!
Во тьме заплачут вдовы, повыгорят поля,
И встанет гриб лиловый, и кончится Земля.
А небо, год от года, всё давит тяжелей,
Дрожит оно от гула ракетных кораблей.
Стоят они, ребята, точёные тела,
Поставлены когда-то, а смена не пришла.
Их свет дневной не радует, им ночью не до сна,
Их красоту снарядами уродует война.
Стоят они навеки, упёрши лбы в беду,
Не боги, человеки, привыкшие к труду.
И жить ещё надежде до той поры, пока
Атланты небо держат на каменных руках.
Атланты держат небо...
Когда на сердце тяжесть и холодно в груди
К ступеням Эрмитажа ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках.
Держать его махину – не мёд со стороны,
Напряжены их спины, колени сведены.
Их тяжкая работа важней иных работ.
Из них ослабни кто-то, и небо упадёт!
Во тьме заплачут вдовы, повыгорят поля,
И встанет гриб лиловый, и кончится Земля.
А небо, год от года, всё давит тяжелей,
Дрожит оно от гула ракетных кораблей.
Стоят они, ребята, точёные тела,
Поставлены когда-то, а смена не пришла.
Их свет дневной не радует, им ночью не до сна,
Их красоту снарядами уродует война.
Стоят они навеки, упёрши лбы в беду,
Не боги, человеки, привыкшие к труду.
И жить ещё надежде до той поры, пока
Атланты небо держат на каменных руках.
Александр Городницкий – автор-песенник, заслуженный деятель искусств, ученый-геофизик и настоящий петербуржец. Он окончательно увековечил свое имя в истории, передав песню "Атланты держат небо", написанную в 1963 году, в лицензионное пользование Эрмитажу.
Интересно, что это поистине историческое событие носит не только локальный характер: ранее еще ни у одного музея мира не было своего официального гимна.
Интересно, что это поистине историческое событие носит не только локальный характер: ранее еще ни у одного музея мира не было своего официального гимна.
Официальное подписание о передаче песни "Атланты держат небо" прошло в очень простой обстановке, если не сказать - по-семейному! Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и Александр Городницкий встретились, как старые хорошие друзья, а потом со всеми гостями исполнили композицию под аккомпанемент гитары.
- Идея сделать "Атлантов" гимном Эрмитажа родилась спонтанно. Она зрела постепенно, находила воплощение в наших с Александром Моисеевичем встречах, - так прокомментировал появление гимна Михаил Пиотровский.
- Вот так на 85 году жизни состоялся мой звездный час, реализовалась моя мечта как ленинградца, - немного волнуясь, обратился к собравшимся Городницкий. - Это то, к чему я шел всю жизнь!
Как рассказал заместитель генерального директора по научной работе Эрмитажа Георгий Вилинбахов, теперь гимн будет звучать на всех торжественных и традиционных церемониях музея.
Это произошло 30 октября 2018.
- Идея сделать "Атлантов" гимном Эрмитажа родилась спонтанно. Она зрела постепенно, находила воплощение в наших с Александром Моисеевичем встречах, - так прокомментировал появление гимна Михаил Пиотровский.
- Вот так на 85 году жизни состоялся мой звездный час, реализовалась моя мечта как ленинградца, - немного волнуясь, обратился к собравшимся Городницкий. - Это то, к чему я шел всю жизнь!
Как рассказал заместитель генерального директора по научной работе Эрмитажа Георгий Вилинбахов, теперь гимн будет звучать на всех торжественных и традиционных церемониях музея.
Это произошло 30 октября 2018.
О, Эрмитаж, красив и вечен!
В нем всех времен творенья есть.
Когда по этажам пройдешь,
Ты все эпохи проживешь!
Вот фараон стоит велико,
И Зевс на троне восседает,
И добрый дух из Вавилона
На барельефе там витает.
А вот картина Леонардо,
На ней Мадонна там видна.
Как восхитительна она!
А в зале светлом и прекрасном
Стоят часы;
На них павлин.
Он — Эрмитажа господин.
А вот загадочный восток:
Китайский Будда и Тибетский Лама,
Японский самурай стоит
И взором грозным он глядит.
Индийский многорукий Шива
Танцует огненно, красиво.
О, Эрмитаж, красив и вечен!
Твой путь тернист и бесконечен!
Мамай Федор
В нем всех времен творенья есть.
Когда по этажам пройдешь,
Ты все эпохи проживешь!
Вот фараон стоит велико,
И Зевс на троне восседает,
И добрый дух из Вавилона
На барельефе там витает.
А вот картина Леонардо,
На ней Мадонна там видна.
Как восхитительна она!
А в зале светлом и прекрасном
Стоят часы;
На них павлин.
Он — Эрмитажа господин.
А вот загадочный восток:
Китайский Будда и Тибетский Лама,
Японский самурай стоит
И взором грозным он глядит.
Индийский многорукий Шива
Танцует огненно, красиво.
О, Эрмитаж, красив и вечен!
Твой путь тернист и бесконечен!
Мамай Федор
О, Эрмитаж! В твоих высоких залах
Я постигала мудрость красоты.
Здесь мысли Достоевского начало,
И образцы высокой правоты:
Родена совершенство чистых линий,
Молитвенный восторг от Ренессанса,
Шпалеры в серебре французских лилий,
Поля Ван Гога в золоте Прованса.
Со стен — гипноз и колдовство портрета,
«Голландцев маленьких» смешные темы,
Изысканность наборного паркета,
И в зеркалах твоих — таинственные тени…
Оболенская Галина
Я постигала мудрость красоты.
Здесь мысли Достоевского начало,
И образцы высокой правоты:
Родена совершенство чистых линий,
Молитвенный восторг от Ренессанса,
Шпалеры в серебре французских лилий,
Поля Ван Гога в золоте Прованса.
Со стен — гипноз и колдовство портрета,
«Голландцев маленьких» смешные темы,
Изысканность наборного паркета,
И в зеркалах твоих — таинственные тени…
Оболенская Галина
О, Эрмитаж! Души отдохновенье —
Самоназванье, самоотреченье,
Самовстречанье в пропастях веков!
Продетая сквозь сердце нить лучится.
Ведет от колыбели до гробницы
По лабиринтам памятей и снов.
Вся жизнь — лишь вздох, иль капля, что упала
В пролет, в разрыв несбывшихся времен.
Бьет колокол. Очнись — и все сначала…
Тускнеет мрамор фризов и колонн.
Смолкает звук небесного кимвала.
День длится — не смущен, не изумлен
Своим существованием нимало,
Глядит, забывшись, в полумрак канала,
Где арки мостовой полуовала
Двойник недвижный слитно отражен.
Самоназванье, самоотреченье,
Самовстречанье в пропастях веков!
Продетая сквозь сердце нить лучится.
Ведет от колыбели до гробницы
По лабиринтам памятей и снов.
Вся жизнь — лишь вздох, иль капля, что упала
В пролет, в разрыв несбывшихся времен.
Бьет колокол. Очнись — и все сначала…
Тускнеет мрамор фризов и колонн.
Смолкает звук небесного кимвала.
День длится — не смущен, не изумлен
Своим существованием нимало,
Глядит, забывшись, в полумрак канала,
Где арки мостовой полуовала
Двойник недвижный слитно отражен.
Сегодня, как вчера, озлобленно-усталый
Я отдохнуть пришел в безлюдный Эрмитаж.
И день благословил серебряный и талый,
Покрывший пепельной неясностью порталы,
Как матовым стеклом анатолийских ваз.
В упругой грации жеманного Кановы,
В жестокой наготе классических камей
Недвижно-радостны, мучительны и новы
Творящей красоты рельефные основы,
Мечты, почившие в безмолвии камней.
Как правильно дворца нарядные пороги
Лепного потока усиливают гнет!
Не оживут однажды скованные боги,
И никогда пожар бичующей тревоги
Любви дарящего полета не вернет.
Я отдохнуть пришел в безлюдный Эрмитаж.
И день благословил серебряный и талый,
Покрывший пепельной неясностью порталы,
Как матовым стеклом анатолийских ваз.
В упругой грации жеманного Кановы,
В жестокой наготе классических камей
Недвижно-радостны, мучительны и новы
Творящей красоты рельефные основы,
Мечты, почившие в безмолвии камней.
Как правильно дворца нарядные пороги
Лепного потока усиливают гнет!
Не оживут однажды скованные боги,
И никогда пожар бичующей тревоги
Любви дарящего полета не вернет.
На берегу Невы могучей,
Как будто сказочный ларец,
Сияя блеском, златом жгучим,
Стоит в красе своей дворец.
Его собой ласкает время,
Он знает толк в теченье лет.
Хранить в себе искусства семя —
Таков его векам обет.
Ещё он дал его потомкам
Людей, что Русь родит, как мать,
Собрать в покоях дивных, ёмких
Всё то, чего нельзя познать,
А, можно только лишь увидеть
Шедевров вечных красоту.
И белых-белых, словно лебедь,
Колонн святую наготу.
Фарфор, скульптуры, чаши всюду.
И ежедневно — вернисаж.
Всё это — сказочное чудо!
Всё это — славный Эрмитаж.
Луч солнца, в окна проникая,
Скользит по мраморным полам.
По ним давно-давно, блистая,
Царица шла к гостям-послам.
Как много здесь изящных фресок!
Как много статуй и картин!
Искрящих звёздами подвесок,
Каменьев чистых и витрин!
В барокко выполненных залах
Живёт хозяйкой тишина.
Она вельмож знатнейших знала,
Секреты их хранит она.
Полотна, живопись — бесценны!
В них тайна мудрая живёт.
Живёт в них дух творенья вечный,
Он в мир восторга всех зовёт.
«Юдифь», «Капризница», «Даная»,
«Гуляки», «Снятие с креста»…
Шедевры эти ждут вниманья,
Они здесь точно неспроста.
Велик и ярок мир искусства!
Он — словно девственный пейзаж.
В нём растворились краски, чувства…
Собрал в себя их Эрмитаж.
Нева на брег бурун бросает:
Бурлит, кипит её вода.
Санкт-Петербург гостей встречает:
Впитал в себя он жизнь, года.
Красив и славен этот город,
Он вечно будет жить в веках;
Познал он радость, муки, голод;
Его никто не ввергнет в прах.
На берегу Невы могучей,
Как будто сказочный ларец,
Сияя блеском, златом жгучим,
Стоит в красе своей дворец.
Норенков Александр
__________________________
* Барокко — одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI — середины XVIII вв.
Как будто сказочный ларец,
Сияя блеском, златом жгучим,
Стоит в красе своей дворец.
Его собой ласкает время,
Он знает толк в теченье лет.
Хранить в себе искусства семя —
Таков его векам обет.
Ещё он дал его потомкам
Людей, что Русь родит, как мать,
Собрать в покоях дивных, ёмких
Всё то, чего нельзя познать,
А, можно только лишь увидеть
Шедевров вечных красоту.
И белых-белых, словно лебедь,
Колонн святую наготу.
Фарфор, скульптуры, чаши всюду.
И ежедневно — вернисаж.
Всё это — сказочное чудо!
Всё это — славный Эрмитаж.
Луч солнца, в окна проникая,
Скользит по мраморным полам.
По ним давно-давно, блистая,
Царица шла к гостям-послам.
Как много здесь изящных фресок!
Как много статуй и картин!
Искрящих звёздами подвесок,
Каменьев чистых и витрин!
В барокко выполненных залах
Живёт хозяйкой тишина.
Она вельмож знатнейших знала,
Секреты их хранит она.
Полотна, живопись — бесценны!
В них тайна мудрая живёт.
Живёт в них дух творенья вечный,
Он в мир восторга всех зовёт.
«Юдифь», «Капризница», «Даная»,
«Гуляки», «Снятие с креста»…
Шедевры эти ждут вниманья,
Они здесь точно неспроста.
Велик и ярок мир искусства!
Он — словно девственный пейзаж.
В нём растворились краски, чувства…
Собрал в себя их Эрмитаж.
Нева на брег бурун бросает:
Бурлит, кипит её вода.
Санкт-Петербург гостей встречает:
Впитал в себя он жизнь, года.
Красив и славен этот город,
Он вечно будет жить в веках;
Познал он радость, муки, голод;
Его никто не ввергнет в прах.
На берегу Невы могучей,
Как будто сказочный ларец,
Сияя блеском, златом жгучим,
Стоит в красе своей дворец.
Норенков Александр
__________________________
* Барокко — одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI — середины XVIII вв.
«Юдифь» (начало 1500) — Джорджоне (1477 — 1510). Итальянский живописец, один из основоположников искусства Высокого Возрождения.
Леонардо Да Винчи. "Мадонна Литта."
«Даная» (1636) — Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 — 1669). Великий голландский живописец.
«Снятие с креста» (около 1617 — 1618) — Питер Пауль Рубенс (1577 — 1640). Великий фламандский живописец.
Главный музейный комплекс включает в себя шесть связанных между собой зданий — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В них открыты для посещения 365 залов. Также в распоряжении музея находятся Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец.
Общая площадь помещений (зданий) Государственного Эрмитажа составляет 233 345 м², экспозиционно-выставочная площадь — 100 000 м².
Свою историю музей начинал с коллекции произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II в 1764 году. Первоначально это собрание размещалось в специальном дворцовом флигеле — Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество; ныне Малый Эрмитаж) — откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публичный музей, расположившийся в специально для этого построенном здании Нового Эрмитажа.
Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы, главным из которых принято считать Зимний дворец, также музею принадлежат Восточное крыло Главного штаба на Дворцовой площади, Меншиковский дворец на другой стороне Невы, фондохранилище в «Старой Деревне» и другие здания.
Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, собранных начиная с каменного века и до нашего столетия. В составе коллекции — живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.
В 2013 году Государственный Эрмитаж вошёл в число двадцати самых посещаемых художественных музеев мира. По результатам 2018 года он занял 9-е место по посещаемости среди музеев мира (в 2018 году там побывали 4,2 миллиона человек). В 2019 году Эрмитаж принял 4 956 524 посетителя, заняв восьмое место среди самых посещаемых художественных музеев мира.
Общая площадь помещений (зданий) Государственного Эрмитажа составляет 233 345 м², экспозиционно-выставочная площадь — 100 000 м².
Свою историю музей начинал с коллекции произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II в 1764 году. Первоначально это собрание размещалось в специальном дворцовом флигеле — Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество; ныне Малый Эрмитаж) — откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публичный музей, расположившийся в специально для этого построенном здании Нового Эрмитажа.
Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы, главным из которых принято считать Зимний дворец, также музею принадлежат Восточное крыло Главного штаба на Дворцовой площади, Меншиковский дворец на другой стороне Невы, фондохранилище в «Старой Деревне» и другие здания.
Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, собранных начиная с каменного века и до нашего столетия. В составе коллекции — живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.
В 2013 году Государственный Эрмитаж вошёл в число двадцати самых посещаемых художественных музеев мира. По результатам 2018 года он занял 9-е место по посещаемости среди музеев мира (в 2018 году там побывали 4,2 миллиона человек). В 2019 году Эрмитаж принял 4 956 524 посетителя, заняв восьмое место среди самых посещаемых художественных музеев мира.
Эрмитаж - второй в мире музей после Лувра по количеству собранных в одном месте художественных произведений. Старейшая в России сокровищница зарубежного искусства, на осмотр всех образцов которой нужно потратить не один год, находится в здании Зимнего дворца - резиденции царской семьи.
7 ДЕКАБРЯ отмечается День Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Коллекцию для музея начала собирать Екатерина II, купив в 1764 г. 255 работ фламандских и голландских художников. Первые образцы изобразительного и декоративно-прикладного искусства размещались в специальном дворцовом флигеле, который именовался Малым Эрмитажем. Коллекции картин для императрицы приобретались в Дрездене французским философом-просветителем Дидро, скульптуры - в Италии, а Надир-Шахом во времена СССР были подарены сокровища Великих Моголов. Увеличивающиеся коллекции произведений искусства захватывали все новые и новые залы дворца. Развитию музея уделяли пристальное внимание императоры Александр I и Николай I. Коллекции пополнялись материалом из археологических раскопок, картинами, другими экспонатами.
Привилегия насладиться шедеврами и посетить музей была доступна лишь избранным. А.С. Пушкин смог попасть в его залы только благодаря протекции В.А. Жуковского. К. Брюллов мечтал показать картины Ван Дейка и Рубенса своим ученикам. В 1852 г. Эрмитаж был превращен в публичный художественный музей и стал доступен для посещений. Сегодня в состав комплекса входят 5 зданий, расположенных на Дворцовой площади и 2 служебные постройки. В сокровищнице искусства насчитывается около 3 млн. памятников мировой культуры.
В штате музея состоят кошки - хвостатые помощники борются с интенсивным размножением крыс и мышей. Первый из усатых охранников был привезен Петром I из Голландии. Сегодня коты являются неотъемлемой частью Эрмитажа. Благодаря им находятся в сохранности экспонаты в 365 музейных залах и запасниках. В музейном штате состоит 50 представителей семейства кошачьих.
Ежегодно Эрмитаж посещает более 5 млн. человек. Полюбоваться шедеврами искусства приезжают туристы со всех уголков мира. Скульптуры находятся не только внутри здания - крышу Зимнего дворца украшают 176 статуй, которые закрывают от глаз наблюдателей печные трубы. Цвет фасада музея постоянно менялся - был то розовым, то красным, то желтым. Зеленый оттенок появился в годы Великой Отечественной войны, во время которой подвалы использовались в качестве бомбоубежищ. Hermitage Day ежегодно отмечается 7 ДЕКАБРЯ в день святой великомученицы Екатерины. Так инициаторы праздника отдают дань императрице, положившей начало собиранию художественных коллекций.
В честь торжества делают бесплатным посещение музея. Ко Дню Эрмитажа в Санкт-Петербурге открываются новые выставки, демонстрируются редкие образцы декоративно-прикладного искусства, проводятся пресс-конференции и другие мероприятия. Так главный музей страны отмечает свой День рождения.
Источник: https://kakoj-segodnja-prazdnik.com/prazdniki-rossii/den-jermitazha
© https://kakoj-segodnja-prazdnik.com
Если раньше в выходные дни желающим посетить музей приходилось выстраиваться в очередь, то в этом году в условиях пандемии правила будут другими. Вход в Эрмитаж осуществляется только по сеансам, чтобы избежать столпотворения. Поэтому для посещения нужно будет забронировать бесплатный билет на сайте Эрмитажа, которые вскоре будут доступны. С забронированным электронным билетом посетители должны будут прийти в назначенное время.
Напомним, что с 30 октября посещение всех музеев в Петербурге разрешается только при наличии QR-кода. Поэтому всем посетителям Эрмитажа старше 18 лет нужно будет предъявить сертификат или другой документ, регламентированный для посещения музеев.
Источник: WWW.SPB.KP.RU: https://www.spb.kp.ru/online/news/4535151/