20 апр 2023
Н.
А. АГНИВЦЕВ.
ВДАЛИ ОТ ТЕБЯ , ПЕТЕРБУРГ...
Разбросано много
Дорога в дорогу
По миру стран всяких вокруг…
Но все эти страны
Так чужды и странны
Вдали от тебя, Петербург!
Пусть звезды там краше!
Пусть Солнце там пляшет
И пусть золотится бамбук,
Черны, как погосты.
Все солнца и звезды
Вдали от тебя, Петербург!
И хоть вечно тут он
Туманом закутан,
Но в Солнце нездешнем – ах, вдруг —
Так сердцу желанны
Волокна тумана
Вдали от тебя, Петербург!
И в Ниццкой аллее
Мне дождь твой милее!
И хочется питерских вьюг!
И нету покоя
Плененным тобою
Вдали от тебя, Петербург!
1923.
НИКОЛАЙ АГНИВЦЕВ.
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
Александре Федоровне Перегонец,
Петербургской Псише этих стихотворений.
ВДАЛИ ОТ ТЕБЯ, ПЕТЕРБУРГ.
Ужель в скитаниях по миpy
Вас не пронзит ни разу, вдруг,
Молниеносною рапирой
Стальное слово "Петербург"?
Ужели Пушкин, Достоевский,
Дворцов застывший плац-парад,
Нева, Мильонная и Невский
Вам ничего не говорят?
А трон Российской Клеопатры
В своем саду, и супротив
Александринскаго театра
Непоколебленный массив?
Ужель неведомы вам даже
Фасад Казанских колоннад?
Кариатиды Эрмитажа?
Взлетевший Петр, и Летний сад?
Ужели вы не проезжали
В немного странной вышине
На старомодном "империале"
По Петербургской стороне?
Ужель, из рюмок томно-узких
Цедя зеленый пипермент,
К ногам красавиц петербургских
Вы не бросали комплимент?
А непреклонно-раздраженный
Заводов выборгских гудок?
А белый ужин у "Донона?"
А "Доминикский" пирожок?
А разноцветные цыгане
На Черной речке, за мостом,
Когда в предутреннем тумане
Все кувыркается вверх дном;
Когда моторов вереница
Летит, дрожа, на Острова,
Когда так сладостно кружится
От редерера голова!..
Ужели вас рукою страстной
Не молодил на сотню лет,
На первомайской сходке красный
Бурлящий Университет?
Ужель мечтательная Шура
Не оставляла у окна
Вам краткий адрес для амура:
"В. О. 7 л. д. 20-а?"
Ужели вы не любовались
На сфинксов фивскую чету?
Ужели вы не целовались
На Поцелуевом мосту?
Ужели белой ночью в мае
Вы не бродили у Невы?
Я ничего не понимаю!
Мой Боже, как несчастны вы!..
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
Александре Федоровне Перегонец,
Петербургской Псише этих стихотворений.
ВДАЛИ ОТ ТЕБЯ, ПЕТЕРБУРГ.
Ужель в скитаниях по миpy
Вас не пронзит ни разу, вдруг,
Молниеносною рапирой
Стальное слово "Петербург"?
Ужели Пушкин, Достоевский,
Дворцов застывший плац-парад,
Нева, Мильонная и Невский
Вам ничего не говорят?
А трон Российской Клеопатры
В своем саду, и супротив
Александринскаго театра
Непоколебленный массив?
Ужель неведомы вам даже
Фасад Казанских колоннад?
Кариатиды Эрмитажа?
Взлетевший Петр, и Летний сад?
Ужели вы не проезжали
В немного странной вышине
На старомодном "империале"
По Петербургской стороне?
Ужель, из рюмок томно-узких
Цедя зеленый пипермент,
К ногам красавиц петербургских
Вы не бросали комплимент?
А непреклонно-раздраженный
Заводов выборгских гудок?
А белый ужин у "Донона?"
А "Доминикский" пирожок?
А разноцветные цыгане
На Черной речке, за мостом,
Когда в предутреннем тумане
Все кувыркается вверх дном;
Когда моторов вереница
Летит, дрожа, на Острова,
Когда так сладостно кружится
От редерера голова!..
Ужели вас рукою страстной
Не молодил на сотню лет,
На первомайской сходке красный
Бурлящий Университет?
Ужель мечтательная Шура
Не оставляла у окна
Вам краткий адрес для амура:
"В. О. 7 л. д. 20-а?"
Ужели вы не любовались
На сфинксов фивскую чету?
Ужели вы не целовались
На Поцелуевом мосту?
Ужели белой ночью в мае
Вы не бродили у Невы?
Я ничего не понимаю!
Мой Боже, как несчастны вы!..
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ ТРИОЛЕТЫ
Скажите мне, что может быть
Прекрасней Невской перспективы,
Когда огней вечерних нить
Начнет размеренно чертить
В тумане красные извивы?!
Скажите мне, что может быть
Прекрасней Невской перспективы?..
Скажите мне, что может быть
Прекрасней майской белой ночи,
Когда начнет Былое вить
Седых веков седую нить
И возвратить столетья хочет?!
Скажите мне, что может быть
Прекрасней майской белой ночи?..
Скажите мне, что может быть
Прекрасней дамы Петербургской,
Когда она захочет свить
Любви изысканную нить,
Рукой небрежною и узкой?!
Скажите мне, что может быть
Прекрасней дамы Петербургской?. .
Скажите мне, что может быть
Прекрасней Невской перспективы,
Когда огней вечерних нить
Начнет размеренно чертить
В тумане красные извивы?!
Скажите мне, что может быть
Прекрасней Невской перспективы?..
Скажите мне, что может быть
Прекрасней майской белой ночи,
Когда начнет Былое вить
Седых веков седую нить
И возвратить столетья хочет?!
Скажите мне, что может быть
Прекрасней майской белой ночи?..
Скажите мне, что может быть
Прекрасней дамы Петербургской,
Когда она захочет свить
Любви изысканную нить,
Рукой небрежною и узкой?!
Скажите мне, что может быть
Прекрасней дамы Петербургской?. .
СТРАННЫЙ ГОРОД
Санкт-Петербург - гранитный город,
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя - в граните и в стихах!
И майской ночью в белом дыме,
И в завываньи зимних пург
Ты всех прекрасней - несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург!
Санкт-Петербург - гранитный город,
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя - в граните и в стихах!
И майской ночью в белом дыме,
И в завываньи зимних пург
Ты всех прекрасней - несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург!
У АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА.
Там, где Российской Клеопатры
Чугунный взор так горделив,
Александринского театра
Чеканный высится массив.
И в ночь, когда притихший Невский
Глядит на бронзовый фронтон,
Белеет тень Комиссаржевской
Меж исторических колонн...
Ты, Петербург, с отцовской лаской
Гордишься ею!.. Знаю я:
Была твоей последней сказкой
Комиссаржевская твоя...
Нежнее этой сказки - нету!
Ах, Петербург, меня дивит,
Как мог придумать сказку эту
Твой размечтавшийся гранит?!
Там, где Российской Клеопатры
Чугунный взор так горделив,
Александринского театра
Чеканный высится массив.
И в ночь, когда притихший Невский
Глядит на бронзовый фронтон,
Белеет тень Комиссаржевской
Меж исторических колонн...
Ты, Петербург, с отцовской лаской
Гордишься ею!.. Знаю я:
Была твоей последней сказкой
Комиссаржевская твоя...
Нежнее этой сказки - нету!
Ах, Петербург, меня дивит,
Как мог придумать сказку эту
Твой размечтавшийся гранит?!
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
Ах, как приятно в день весенний
Урвать часок на променад
И для галантных приключений
Зайти в веселый Летний сад.
Там, средь толпы жантильно-гибкой,
Всегда храня печальный вид,
С разочарованной улыбкой
Поручик Лермонтов стоит! . .
Ах, Санкт-Петербург, все в тебе очень странно,
Серебряно-призрачный город туманов!
Ах, Петербург, красавиц "мушки",
Дворцы, каналы, Невский твой!
И Александр Сергеич Пушкин
У парапета над Невой!
А белой ночью, как нелепость,
Забывши день, всю ночь без сна
На Петропавловскую крепость
Глядеть из темного окна!..
И, лишь запрут в Гостинном лавки,
Несутся к небу до утра
Рыданье Лизы у Канавки
И тoпoт Меднаго Петра!..
Ах, Санкт-Петербург, все в тебе очень странно,
Серебряно-призрачный город туманов!
Ах, Петербург, красавиц "мушки,"
Дворцы, каналы, Невский твой!
И Александр Сергеич Пушкин
У парапета над Невой! . .
Ах, как приятно в день весенний
Урвать часок на променад
И для галантных приключений
Зайти в веселый Летний сад.
Там, средь толпы жантильно-гибкой,
Всегда храня печальный вид,
С разочарованной улыбкой
Поручик Лермонтов стоит! . .
Ах, Санкт-Петербург, все в тебе очень странно,
Серебряно-призрачный город туманов!
Ах, Петербург, красавиц "мушки",
Дворцы, каналы, Невский твой!
И Александр Сергеич Пушкин
У парапета над Невой!
А белой ночью, как нелепость,
Забывши день, всю ночь без сна
На Петропавловскую крепость
Глядеть из темного окна!..
И, лишь запрут в Гостинном лавки,
Несутся к небу до утра
Рыданье Лизы у Канавки
И тoпoт Меднаго Петра!..
Ах, Санкт-Петербург, все в тебе очень странно,
Серебряно-призрачный город туманов!
Ах, Петербург, красавиц "мушки,"
Дворцы, каналы, Невский твой!
И Александр Сергеич Пушкин
У парапета над Невой! . .
ПАВЕЛ ПЕРВЫЙ.
Смерть с Безумьем устроили складчину!
И, сменив на порфиру камзол,
В Петербург прискакавши из Гатчины,
Павел 1-ый взошел на престол.
И, Судьбою в порфиру укутанный,
Быстрым маршем в века зашагал,
Подгоняя Россию шпицрутеном,
Коронованный Богом капрал.
Смерть шепнула Безумью встревоженно:-
"Посмотри: видишь гроб золотой?
В нем Россия Монархом положена,
Со святыми Ее упокой!"
Отчего так бледны щеки девичьи
Рано вставших Великих Княжон?
Отчего тонкий рот Цесаревича
Дрожью странною так искривлен?
Отчего тяжко так опечалена
Государыня в утрешний час?
И с лица побледневшего Палена
Не отводит испуганных глаз?..
Во дворце не все свечи потушены,
Три свечи светят в гроб золотой:
В нем лежит Император задушенный!
Со святыми Его упокой!
Смерть с Безумьем устроили складчину!
И, сменив на порфиру камзол,
В Петербург прискакавши из Гатчины,
Павел 1-ый взошел на престол.
И, Судьбою в порфиру укутанный,
Быстрым маршем в века зашагал,
Подгоняя Россию шпицрутеном,
Коронованный Богом капрал.
Смерть шепнула Безумью встревоженно:-
"Посмотри: видишь гроб золотой?
В нем Россия Монархом положена,
Со святыми Ее упокой!"
Отчего так бледны щеки девичьи
Рано вставших Великих Княжон?
Отчего тонкий рот Цесаревича
Дрожью странною так искривлен?
Отчего тяжко так опечалена
Государыня в утрешний час?
И с лица побледневшего Палена
Не отводит испуганных глаз?..
Во дворце не все свечи потушены,
Три свечи светят в гроб золотой:
В нем лежит Император задушенный!
Со святыми Его упокой!
БЕЛОЙ НОЧЬЮ
Белой ночью белый ландыш
Я воткну, грустя, в петлицу
И пойду за белой сказкой
В белый призрачный туман. . .
Посмотрите, посмотрите,
У Цепного моста кто-то
В старомодной пелерине
Неподвижно смотрит вдаль. . .
Господин в крылатке тихо
Про него шепнул другому:
- "Николай Васильич Гоголь -
Сочинитель "Мертвых душ". . .
У Сената, сдвинув брови,
Гнет сверкающую шпагу
Незнакомец в треуголке
С пистолетом при бедре. . .
Отчего так странно-бледен
Незнакомец в треуголке?
Отчего сжимает петля
Золоченый воротник?..
Чу! К нему, гремя оружьем,
С двух сторон подходят двое.
Подошли: "Полковник Пестель,
Нас прислал к вам Государь"!
Белой, мертвой странной ночью,
Наклонившись над Невою,
Вспоминает о минувшем
Странный город Петербург!
Посмотрите, посмотрите,
Вот задумался о чем-то
Незнакомец в альмавиве,
Опершись на парапет...
С Петропавловской твердыни
Бьют петровские куранты,
Вызывая из могилы
Беспокойных мертвецов!
И тотчас же возле арки,
Там, где Зимняя Канавка,
Белый призрак Белой Дамы
Белым облаком сошел. . .
Зазвенели где-то шпоры,
И по мертвому граниту
К мертвой даме на свиданье
Мчится мертвый офицер! . .
- "Герман ?!"-"Лиза?.." И, тотчас же,
Оторвавшись от гранита,
Незнакомец в альмавиве
Гордый профиль повернул.
- Александр Сергеич, вы ли,
Вы ли это?.. Тот, чье Имя
Я в своих стихах не смею
До конца произнести?!
Белой, мертвой странной ночью,
Наклонившись над Невою,
Вспоминает о минувшем
Странный город Петербург. . .
Белой ночью белый ландыш
Я воткну, грустя, в петлицу
И пойду за белой сказкой
В белый призрачный туман. . .
Посмотрите, посмотрите,
У Цепного моста кто-то
В старомодной пелерине
Неподвижно смотрит вдаль. . .
Господин в крылатке тихо
Про него шепнул другому:
- "Николай Васильич Гоголь -
Сочинитель "Мертвых душ". . .
У Сената, сдвинув брови,
Гнет сверкающую шпагу
Незнакомец в треуголке
С пистолетом при бедре. . .
Отчего так странно-бледен
Незнакомец в треуголке?
Отчего сжимает петля
Золоченый воротник?..
Чу! К нему, гремя оружьем,
С двух сторон подходят двое.
Подошли: "Полковник Пестель,
Нас прислал к вам Государь"!
Белой, мертвой странной ночью,
Наклонившись над Невою,
Вспоминает о минувшем
Странный город Петербург!
Посмотрите, посмотрите,
Вот задумался о чем-то
Незнакомец в альмавиве,
Опершись на парапет...
С Петропавловской твердыни
Бьют петровские куранты,
Вызывая из могилы
Беспокойных мертвецов!
И тотчас же возле арки,
Там, где Зимняя Канавка,
Белый призрак Белой Дамы
Белым облаком сошел. . .
Зазвенели где-то шпоры,
И по мертвому граниту
К мертвой даме на свиданье
Мчится мертвый офицер! . .
- "Герман ?!"-"Лиза?.." И, тотчас же,
Оторвавшись от гранита,
Незнакомец в альмавиве
Гордый профиль повернул.
- Александр Сергеич, вы ли,
Вы ли это?.. Тот, чье Имя
Я в своих стихах не смею
До конца произнести?!
Белой, мертвой странной ночью,
Наклонившись над Невою,
Вспоминает о минувшем
Странный город Петербург. . .
ПРИНЦЕССА МОЛЬ.
Ах, шум кулис извивно-узких!
Ах, закулисная фриволь!
Ах, блеск театров Петербургских!..
Все знаю - я принцесса Моль!
Я помню радостные миги...
Я помню преклоненный зал,
Когда беcсмертный Каратыгин
Вдвоем с Бессмертием играл!
И вижу я, как в медальоне,
Как только что ушедший сон:
Носок летающей Тальони
И четкий профиль Монбазон.
И сквозь столетие, доныне
Из глубины могильных плит
"La donna" юного Мазини
Еще в ушах моих звенит...
Но в Вечность огненным закатом
Ушли былые времена.
И, ныне, в 910-ом
Иные встали имена.
И, стариков своих не выдав,
Неколебимы средь толпы
Варламов, Ходотов, Давыдов -
"Александринские" столпы ...
Ах, Петербург, в борьбе с судьбою,
В глазах все небо затая,
Горит лампадой пред тобою
Комиссаржевская твоя.
То упадая, то взлетая,
С Невы на целый мир кругом
Сверкает Павлова 2-ая
Алмазно-блещущим носком.
А "Летний Буфф"!! Ах, в исступленьи,
До Невскаго несется "bis",
Когда там с Вяльцевой в "Елене"
Играет Северский - Парис...
Скороговорщиком затейным
Во всю резвится второпях,
Курихин Федя на Литейном
В ста восемнадцати ролях!
Но, чу... Часы!.. Как быстро осень
Спускает с неба вечера!..
На Петропавловке бьет "8"
И мне в "Мариинский" пора!
Сейчас, как мухи на бисквите,
Все дамы - там!.. Наперечет!
-Ах, там ведь Собинов, поймите,
Сегодня "Ленского" поет! . . .
Ах, шум кулис извивно-узких!
Ах, закулисная фриволь!
Ах, блеск театров Петербургских!..
Все знаю - я принцесса Моль!
Я помню радостные миги...
Я помню преклоненный зал,
Когда беcсмертный Каратыгин
Вдвоем с Бессмертием играл!
И вижу я, как в медальоне,
Как только что ушедший сон:
Носок летающей Тальони
И четкий профиль Монбазон.
И сквозь столетие, доныне
Из глубины могильных плит
"La donna" юного Мазини
Еще в ушах моих звенит...
Но в Вечность огненным закатом
Ушли былые времена.
И, ныне, в 910-ом
Иные встали имена.
И, стариков своих не выдав,
Неколебимы средь толпы
Варламов, Ходотов, Давыдов -
"Александринские" столпы ...
Ах, Петербург, в борьбе с судьбою,
В глазах все небо затая,
Горит лампадой пред тобою
Комиссаржевская твоя.
То упадая, то взлетая,
С Невы на целый мир кругом
Сверкает Павлова 2-ая
Алмазно-блещущим носком.
А "Летний Буфф"!! Ах, в исступленьи,
До Невскаго несется "bis",
Когда там с Вяльцевой в "Елене"
Играет Северский - Парис...
Скороговорщиком затейным
Во всю резвится второпях,
Курихин Федя на Литейном
В ста восемнадцати ролях!
Но, чу... Часы!.. Как быстро осень
Спускает с неба вечера!..
На Петропавловке бьет "8"
И мне в "Мариинский" пора!
Сейчас, как мухи на бисквите,
Все дамы - там!.. Наперечет!
-Ах, там ведь Собинов, поймите,
Сегодня "Ленского" поет! . . .
ГРАФ КАЛИОСТРО.
Колонный Эрмитажный зал
Привстал на цыпочках!.. И даже
Амуры влезли на портал!..
Сам Император в Эрмитаже
Сегодня польку танцевал!..
Князь N, почтен и сановит,
Своей супруге после танца
В кругу галантных волокит
Представил чинно иностранца,
Весьма приятного на вид: -
"Граф Калиостро - розенкрейцер,
"Наимудрейший из людей!
"Единственный из европейцев
"Алхимик, маг и чародей!"
Прошло полгода так... И вот,
Княгине князь промолвил остро: -
"Вам надо бы продолжить род
"Совсем не графа Калиостро,
"Ну, а как раз - наоборот!"
Княгиня, голову склоня,
В ответ промолвила смиренно: -
"Ах, не сердитесь на меня,
"Я не виновна совершенно!
"Ну что ж могла поделать я?
"Граф Калиoстро - розенкрейцер,
"Наимудрейший из людей !
"Единственный средь европейцев
"Алхимик, маг и чародей!.."
Колонный Эрмитажный зал
Привстал на цыпочках!.. И даже
Амуры влезли на портал!..
Сам Император в Эрмитаже
Сегодня польку танцевал!..
Князь N, почтен и сановит,
Своей супруге после танца
В кругу галантных волокит
Представил чинно иностранца,
Весьма приятного на вид: -
"Граф Калиостро - розенкрейцер,
"Наимудрейший из людей!
"Единственный из европейцев
"Алхимик, маг и чародей!"
Прошло полгода так... И вот,
Княгине князь промолвил остро: -
"Вам надо бы продолжить род
"Совсем не графа Калиостро,
"Ну, а как раз - наоборот!"
Княгиня, голову склоня,
В ответ промолвила смиренно: -
"Ах, не сердитесь на меня,
"Я не виновна совершенно!
"Ну что ж могла поделать я?
"Граф Калиoстро - розенкрейцер,
"Наимудрейший из людей !
"Единственный средь европейцев
"Алхимик, маг и чародей!.."
В АРХИПЕЛАГЕ.
Под сенью греческаго флага,
Болтая с капитаном Костой,
Средь островов Архипелага
Мне вспомнился Елагин остров!
Тот самый сухопутный остров,
Куда без всяких виз французских,
Вас отвозил легко и просто
Любой извозчик петербургский...
И в летний день, цветами пестрый,
И в индевеющие пурги -
Цвети, цвети, Елагин остров,
Цветок в петлице Петербурга!
Под сенью греческаго флага,
Болтая с капитаном Костой,
Средь островов Архипелага
Мне вспомнился Елагин остров!
Тот самый сухопутный остров,
Куда без всяких виз французских,
Вас отвозил легко и просто
Любой извозчик петербургский...
И в летний день, цветами пестрый,
И в индевеющие пурги -
Цвети, цвети, Елагин остров,
Цветок в петлице Петербурга!
ЕЛИСАВЕТЪ.
Аy, века! Ах, где ты, где ты -
Веселый век Елизаветы,
Одетый в золото и шелк?!
Когда, в ночи, шагая левой,
Шел на свиданье, как Ромео,
К Императрице целый полк;
Когда на царском фестивале
Сержанты томно танцевали
С Императрицей менуэт...
- Любила очень веселиться
Веселая Императрица
Елисавет!
Ау, века! Ах, где ты, где ты -
Веселый век Елизаветы,
Когда на площади Сенной,
Палач в подаренной рубахе
К ногам Царицы с черной плахи
Швырнул язык Лопухиной!..
И крикнул с пьяною усмешкой:
- " Эй, ты, честной народ, не мешкай
Кому язык? Берешь, аль нет?! "
- Любила очень веселиться
Веселая Императрица
Елисавет!
Аy, века! Ах, где ты, где ты -
Веселый век Елизаветы,
Одетый в золото и шелк?!
Когда, в ночи, шагая левой,
Шел на свиданье, как Ромео,
К Императрице целый полк;
Когда на царском фестивале
Сержанты томно танцевали
С Императрицей менуэт...
- Любила очень веселиться
Веселая Императрица
Елисавет!
Ау, века! Ах, где ты, где ты -
Веселый век Елизаветы,
Когда на площади Сенной,
Палач в подаренной рубахе
К ногам Царицы с черной плахи
Швырнул язык Лопухиной!..
И крикнул с пьяною усмешкой:
- " Эй, ты, честной народ, не мешкай
Кому язык? Берешь, аль нет?! "
- Любила очень веселиться
Веселая Императрица
Елисавет!
ГРАНИТНЫЙ ПРИЗРАК.
Как бьется сердце! И в печали,
На миг былое возвратив,
Передо мной взлетают дали
Санкт-Петербургских перспектив!
И, перерезавши кварталы,
Всплывают вдруг из темноты
Санкт-Петербургские каналы,
Санкт-Петербургские мосты!
И, опершись на колоннады,
Встают незыблемой чредой
Дворцов гранитные громады
Над потемневшею Невой!..
Звенят проспекты и бульвары,
И в бесконечности ночей
На влажных плитах тротуара
Дробится отсвет фонарей...
Пусть апельсинные аллеи
Лучистым золотом горят,
Мне петербургский дождь милее,
Чем солнце тысячи Гренад! . .
Пусть клонит голову все ниже,
Но ни друзьям и ни врагам
За все Нью-Йорки и Парижи
Одной березки не отдам!
Что мне Париж, раз он не русский?!
Ах, для меня под дождь и град,
На каждой тумбе петербургской
Цветет шампанский виноград!..
И, застилая все живое,
Туманом Невским перевит,
Санкт-Петербург передо мною
Гранитным призраком стоит!..
Как бьется сердце! И в печали,
На миг былое возвратив,
Передо мной взлетают дали
Санкт-Петербургских перспектив!
И, перерезавши кварталы,
Всплывают вдруг из темноты
Санкт-Петербургские каналы,
Санкт-Петербургские мосты!
И, опершись на колоннады,
Встают незыблемой чредой
Дворцов гранитные громады
Над потемневшею Невой!..
Звенят проспекты и бульвары,
И в бесконечности ночей
На влажных плитах тротуара
Дробится отсвет фонарей...
Пусть апельсинные аллеи
Лучистым золотом горят,
Мне петербургский дождь милее,
Чем солнце тысячи Гренад! . .
Пусть клонит голову все ниже,
Но ни друзьям и ни врагам
За все Нью-Йорки и Парижи
Одной березки не отдам!
Что мне Париж, раз он не русский?!
Ах, для меня под дождь и град,
На каждой тумбе петербургской
Цветет шампанский виноград!..
И, застилая все живое,
Туманом Невским перевит,
Санкт-Петербург передо мною
Гранитным призраком стоит!..
БУКЕТ ОТ "ЭЙЛЕРСА."
Букет от "Эйлерса!"... Вы слышите мотив
Двух этих слов, увы, так отзвеневших скоро?..
Букет от "Эйлерса," - того, что супротив
Многоколонного Казанского собора!..
И помню я: еще совсем не так давно, -
Ты помнишь, мой букет? - как в белом-белом зале
На тумбочке резной у стараго панно
Стоял ты в хрустале на Крюковом канале?
Сверкала на окне узоров льдистых вязь,
Звенел гул санного искрящегося бега,
И падал весело декабрьский снег, кружась!
Букеть от "Эйлерса" ведь не боялся снега!..
Но в три дня над Невой столетье пронеслось!
Теперь не до цветов! И от всего букета,
Как срезанная прядь от дорогих волос,
Остался лишь цветок засушенный вот этот!..
Букет от "Эйлерса" давно уже засох!..
И для меня теперь в рыдающем изгнаньи
В засушенном цветке дрожит последний вздох
Санкт-петербургских дней, растаявших в тумане!
Букет от "Эйлерса!" Вы слышите мотив
Двух этих слов, увы, так отзвеневших скоро ?..
Букет от "Эйлерса," - того, что супротив
Многоколонного Казанского Собора...
Букет от "Эйлерса!"... Вы слышите мотив
Двух этих слов, увы, так отзвеневших скоро?..
Букет от "Эйлерса," - того, что супротив
Многоколонного Казанского собора!..
И помню я: еще совсем не так давно, -
Ты помнишь, мой букет? - как в белом-белом зале
На тумбочке резной у стараго панно
Стоял ты в хрустале на Крюковом канале?
Сверкала на окне узоров льдистых вязь,
Звенел гул санного искрящегося бега,
И падал весело декабрьский снег, кружась!
Букеть от "Эйлерса" ведь не боялся снега!..
Но в три дня над Невой столетье пронеслось!
Теперь не до цветов! И от всего букета,
Как срезанная прядь от дорогих волос,
Остался лишь цветок засушенный вот этот!..
Букет от "Эйлерса" давно уже засох!..
И для меня теперь в рыдающем изгнаньи
В засушенном цветке дрожит последний вздох
Санкт-петербургских дней, растаявших в тумане!
Букет от "Эйлерса!" Вы слышите мотив
Двух этих слов, увы, так отзвеневших скоро ?..
Букет от "Эйлерса," - того, что супротив
Многоколонного Казанского Собора...
*** *** ***
Александра Федоровна Перегонец и Николай Агнивцев.
Шура Перегонец была сибирячкой, она родилась в Кузнецке, городе в Томской губернии 15 ноября 1895 года. Ни на кого не похожей в семье была Шура, которая слыла дикаркой. Поступление в гимназию, новые знакомства, общение побудили в юной девушке большую тягу к искусству. Особый интерес проявляли гимназисты к сценическому ремеслу.
На одном из детских утренников в клубе офицеров Шура Перегонец исполняла роль Весны. Девочка была одета в лёгкое светлое платье, в её пышные светлые волосы были аккуратно вплетены красивые цветы. Образ женственности, милой сердечной лёгкости, любви и доброты пронесла актриса через всю свою жизнь и творчество, оставаясь удивительно мягкой, светлой, лиричной, невзирая на все жизненные тяготы и невзгоды.
В этом городе находилась Школа сценических искусств. Там под руководством замечательного артиста, режиссёра и педагога Андрея Павловича Петровского предстояло учиться Александре три года. Через два месяца пребывания в школе Перегонец была переведена на 2-й курс. «Она почти актриса», – говорил тогда Петровский.
***
1917 год Перегонец встретила в Новороссийске, где в летнем сезоне сыграла несколько интересных ролей. Но подошёл к концу август, и Перегонец возвращается в Петроград. На смену закрывшемуся театру миниатюр пришёл театр-кабаре «Би-ба-бо». Но главным образом судьба актрисы в эти годы связана с театром на Большом проспекте Петроградской стороны и его режиссёром Борисом Бертельсом. Литературной основой репертуара кабаре заведовал «богемный поэт» НИКОЛАЙ АГНИВЦЕВ,
с которым Александру Фёдоровну многие годы связывали тёплые дружеские отношения.
***
Перед самой войной Александра Перегонец была удостоены почётного звания «Заслуженный артист РСФСР» (в некоторых источниках указывается звание «Засл. арт. Крымской АССР. – Прим.авт.). Беда пришла в декабре 1941 года. По доносу бывшего актёра театра по фамилии Фрике арестован и через неделю расстрелян актёр и режиссёр, заслуженный артист РСФСР Яков Борисович Смоленский. Менее чем через месяц обыск и арест прошли в квартире Перегонец. Мужа своего, Анатолия Ивановича, принявшего жуткую смерть от фашистов после отказа стать главой захваченного Симферополя, она больше не увидела. Не вернулась Александра Фёдоровна в свой дом, как и другие его жильцы. Холодно, темно и пусто было в комнатах, устроенных в здании театра для актёров. В эти тяжкие дни художник театра Николай Андреевич Барышев, живший в подсобке при декораторской, предложил Александре Фёдоровне принять участие в создании студии для подготовки актёров. Она ответила согласием. Сколько молодых людей удалось уберечь тогда от фашистского плена и отправки в Германию… Театр возобновил работу в конце лета 1942 года. Вскоре фашисты объявили сбор для отъезда в Германию. В случае неявки – расстрел.
Шура Перегонец была сибирячкой, она родилась в Кузнецке, городе в Томской губернии 15 ноября 1895 года. Ни на кого не похожей в семье была Шура, которая слыла дикаркой. Поступление в гимназию, новые знакомства, общение побудили в юной девушке большую тягу к искусству. Особый интерес проявляли гимназисты к сценическому ремеслу.
На одном из детских утренников в клубе офицеров Шура Перегонец исполняла роль Весны. Девочка была одета в лёгкое светлое платье, в её пышные светлые волосы были аккуратно вплетены красивые цветы. Образ женственности, милой сердечной лёгкости, любви и доброты пронесла актриса через всю свою жизнь и творчество, оставаясь удивительно мягкой, светлой, лиричной, невзирая на все жизненные тяготы и невзгоды.
В этом городе находилась Школа сценических искусств. Там под руководством замечательного артиста, режиссёра и педагога Андрея Павловича Петровского предстояло учиться Александре три года. Через два месяца пребывания в школе Перегонец была переведена на 2-й курс. «Она почти актриса», – говорил тогда Петровский.
***
1917 год Перегонец встретила в Новороссийске, где в летнем сезоне сыграла несколько интересных ролей. Но подошёл к концу август, и Перегонец возвращается в Петроград. На смену закрывшемуся театру миниатюр пришёл театр-кабаре «Би-ба-бо». Но главным образом судьба актрисы в эти годы связана с театром на Большом проспекте Петроградской стороны и его режиссёром Борисом Бертельсом. Литературной основой репертуара кабаре заведовал «богемный поэт» НИКОЛАЙ АГНИВЦЕВ,
с которым Александру Фёдоровну многие годы связывали тёплые дружеские отношения.
***
Перед самой войной Александра Перегонец была удостоены почётного звания «Заслуженный артист РСФСР» (в некоторых источниках указывается звание «Засл. арт. Крымской АССР. – Прим.авт.). Беда пришла в декабре 1941 года. По доносу бывшего актёра театра по фамилии Фрике арестован и через неделю расстрелян актёр и режиссёр, заслуженный артист РСФСР Яков Борисович Смоленский. Менее чем через месяц обыск и арест прошли в квартире Перегонец. Мужа своего, Анатолия Ивановича, принявшего жуткую смерть от фашистов после отказа стать главой захваченного Симферополя, она больше не увидела. Не вернулась Александра Фёдоровна в свой дом, как и другие его жильцы. Холодно, темно и пусто было в комнатах, устроенных в здании театра для актёров. В эти тяжкие дни художник театра Николай Андреевич Барышев, живший в подсобке при декораторской, предложил Александре Фёдоровне принять участие в создании студии для подготовки актёров. Она ответила согласием. Сколько молодых людей удалось уберечь тогда от фашистского плена и отправки в Германию… Театр возобновил работу в конце лета 1942 года. Вскоре фашисты объявили сбор для отъезда в Германию. В случае неявки – расстрел.
Опустим события, происходившие в крымском «подполье» в годы войны
(в них непосредственно участвовала Александра Фёдоровна Перегонец, которую с благодарностью ласково называли «наш Красный Крест»). Этому посвящены книги и труды многих историков, занимавшихся вопросами деятельности партизанского подпольного движения в 1940-е годы, фильм, снятый режиссёром Георгием Натансоном «Они были актёрами» с Зинаидой Кириенко в главной роли, одноимённый спектакль в Крымском театре, поставленный Анатолием Новиковым. Но нельзя не сказать о той зверской жестокости, с которой были казнены участники группы «Сокол», возглавляемой Николаем Барышевым и Александрой Перегонец. Удивительная талантливая актриса и одна из организаторов подпольной группы «Сокол» с другими артистами и работниками Крымгостеатра была зверски убита фашистами в 1944 году. Восемь изуродованных до неузнаваемости человеческих тел были обнаружены при раскопке общей могилы близ деревни Дубки; все они приняли смерть от фашистских оккупантов за несколько дней до освобождения Симферополя…
(в них непосредственно участвовала Александра Фёдоровна Перегонец, которую с благодарностью ласково называли «наш Красный Крест»). Этому посвящены книги и труды многих историков, занимавшихся вопросами деятельности партизанского подпольного движения в 1940-е годы, фильм, снятый режиссёром Георгием Натансоном «Они были актёрами» с Зинаидой Кириенко в главной роли, одноимённый спектакль в Крымском театре, поставленный Анатолием Новиковым. Но нельзя не сказать о той зверской жестокости, с которой были казнены участники группы «Сокол», возглавляемой Николаем Барышевым и Александрой Перегонец. Удивительная талантливая актриса и одна из организаторов подпольной группы «Сокол» с другими артистами и работниками Крымгостеатра была зверски убита фашистами в 1944 году. Восемь изуродованных до неузнаваемости человеческих тел были обнаружены при раскопке общей могилы близ деревни Дубки; все они приняли смерть от фашистских оккупантов за несколько дней до освобождения Симферополя…
Критик С. Абашидзе писал тогда: «На старости лет, когда вы вспомните весну своей жизни, её блеск и сладость, вам представляется существо, полное грации. Имя этой весны и радости – Александра Фёдоровна Перегонец…».
Юрий Майорников. "Имя этой Весны..."
(фрагмент статьи.)
#РусскаяЛитература #СанктПетербург #ИсторияВлицах #РусскаяПоэзия
#Театр #ЛитературныеГерои
Юрий Майорников. "Имя этой Весны..."
(фрагмент статьи.)
#РусскаяЛитература #СанктПетербург #ИсторияВлицах #РусскаяПоэзия
#Театр #ЛитературныеГерои
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ.
Вы не бывали
На канале ?
На погрузившемся в печаль
Екатерининском канале,
Где воды тяжелее стали
За двести леть бежать устали
И побегуть опять едва ль...
Вы там наверное бывали ?
А не бывали - очень жаль !
Эрот в ночи однажды, тайно
Над Петербургом пролетал,
И уронил стрелу случайно
В Екатерининский канал.
Старик-канал, в волненьи странном,
Запенил, забурлил вокруг
И вмиг - Индийским океаном
Себя почувствовал он вдруг!..
И заплескавши тротуары,
Ревел, томился и вздыхал
О параллельной Мойке старый
Екатерининский канал...
Но, Мойка - женщина. И бойко
Решив любовные дела, -
Ах!..- Крюкову каналу Мойка
Свое теченье отдала!..
Ужасно ранит страсти жало!..
И пожелтел там, на финал,
От козней Крюкова канала
Екатерининский канал!..
Вы не бывали
На канале ?
На погрузившемся в печаль
Екатерининском канале,
Где воды тяжелее стали
За двести лет бежать устали
И побегуть опять едва ль ?
Вы там наверное бывали ?
А не бывали - очень жаль !
НА РАССВЕТЕ.
Рассветает! Даль зовет
В вихри звоном санным!..
Тройка стынет у ворот...
- "Ну-ка, Петр, к цыганам!"...
Гаркнул зычно Петр: "Па-а-а-ди!"
(Парень он таковский!)
И остался позади
Каменноостровский!..
Лейб - гycapскиe усы
Вмиг заиндевели...
И уткнулись все носы
В серые шинели!..
И, сквозь снежный адамант,
Для лихой попойки,
Залетели в "Самарканд"
Взмыленные тройки!
- "Тусса! Тусса! Тусса!
"Мэкамам чочо!..
"Це-е-еловаться горячо!"...
ТРИПТИХ.
Кулебяка "Доминика,"
Пирожок иэ "Квисисаны,"
"Соловьевский" бутерброд...
Вот триптих немного дикий,
Вот триптих немного странный,
Так и прыгающий в рот!..
Каждый полдень, хмуря лики,
Предо мною из тумана
Трое призраков встает:
- Кулебяка "Доминика,"
Пирожок из "Квисисаны,"
"Соловьевский" бутерброд!..
КОГДА ГОЛОДАЕТ ГРАНИТ...
Был день и час, когда уныло
Вмешавшись в шумную толпу,
Краюшка хлеба погрозила
Александрийскому столпу!..
Как хохотали переулки,
Проспекты, улицы!.. И вдруг
Пред трехкопеечною булкой
Склонился ниц Санкт-Петербург!..
И в звоне утреннего часа
Скрежещет лязг голодных плит!..
И вот от голода затрясся
Елизаветинский гранит!..
Вздохнули старые палаццо...
И, потоптавшись у колонн,
Пошел на Невский продаваться
Весь блеск прадедовских времен!..
И сразу сгорбились фасады...
И, стиснув зубы, над Невой
Восьмиэтажные громады
Стоят с протянутой рукой!..
Ах Петербург, как страшно-просто
Подходят дни твои к концу!..
- Подайте Троицкому мосту,
- Подайте Зимнему Дворцу!..
КОРОБКА СПИЧЕК.
Как вздрогнул мозг, как сердце сжалось.
Весь день без слов, вся ночь без сна!
Сегодня в руки мне попалась
Коробка спичек Лапшина...
Ах, сердце - раб былых привычек!
И перед ним виденьем, вдруг,
Из маленькой коробки спичек
Встал весь гигантский Петербург:
Исакий, Петр, Нева, Крестовский,
Стозвонно-плещущий Пассаж,
И плавный Каменноостровский,
И баснословный Эрмитаж,
И первой радости зарницы,
И грусти первая слеза,
И чьи-то длинные ресницы,
И чьи-то cеpыe глаза. . .
Поймете ль вы, чужие страны,
Меня в безумии моем?..
Ведь это Юность из тумана
Мне машет белым рукавом!..
Последним шопотом привита,
От Петербурга лишь одна
Осталась мне - всего лишь эта
Коробка спичек Лапшина...
Н. Я. АгНИВЦЕВ.
ВЫ ПОМНИТЕ БЫЛЫЕ ДНИ...
Вы помните былые дни,
Когда вся жизнь была иною?!
Как были праздничны они
Над петербургскою Невою!!
Вы помните, как ночью, вдруг,
Взметнулись красные зарницы
И утром вдел Санкт-Петербург
Гвоздику юности в петлицу?..
Ах, кто мог знать, глядя в тот раз
На двухсотлетнего гиганта,
Что бьет его последний час
На Петропавловских курантах!..
И вот, иные дни пришли!
И для изгнанников дни эти
Идут вдали от их земли
Тяжелой поступью столетий! . .
Вы помните былые дни,
Когда вся жизнь была иною?!
Как были праздничны они
Над петербургскою Невою!..
Вы помните иглистый шпиц,
Что Пушкин пел так небывало?
И пышность бронзовых страниц
На вековечных пьедесталах?
И ту гранитную скалу,
Где Всадник взвился у обрыва,
И вдаль летящую стрелу
Звенящей Невской перспективы;
И красок вечный карнавал
В картинных рамах Эрмитажа,
И электрический скандал
Часов "Омега" над Пассажем;
И толщь Исакиевских колонн,
И разметенные по свету
"Биржевку", "Речь", "Сатирикон"
И "Петербургскую газету";
И вздох любви нежданных встреч
На площадях, в садах и скверах,
И блеск открытых дамских плеч
На вернисажах и премьерах;
И чьи-то пряные уста,
И поцелуи в чьем-то взоре,
У разведенного моста
На ожидающем моторе...
Вы помните про те года
Угасшей жизни Петербургской?..
Вы помните! Никто тогда
Вас не корил тем, что вы русский.
И, белым облаком скользя,
Встает все то в душе тревожной,
Чего вернуть, увы, нельзя,
И позабыть что невозможно!..