"АУЛ ЧИРКЕЙ ВО ВРМЕНА ИМАМОВ"

Известно, что с 17 века вдоль Терека были русские поселения. Этих русских называли терскими казаками, они были беглыми крепостными крестьянами, а российские цари поселили их сюда с целью владения и защиты этих земель.
Происходило знакомство между пришедшими со сво¬им скотом на зимовку на берег Терека чиркейцами и посе¬лившимися здесь русскими.
В древних легендах и сказаниях встречаем случаи тор¬говых посещений русскими Эндирея и Кизляра, вместе с тем мы не находим ни одного случая стычки между русскими и горцами.
Посетивший в 1828 году Чиркей русский офицер Хрисанфан подробно пишет о салатавских аварцах, пишет, что они спокойные, беззлобные, никогда не предадут, особо под¬черкивается, что воровство в Чиркее считалось позором, и за это строго наказывали. По нашему мнению, первое столкно¬вение чиркейцев с политикой царя и его войском произошло в 1819 году. В том году по приказу известного царского генера¬ла командира Кавказского особого корпуса А. П. Ермолова была захвачена кумыкская плоскость. На этой плоскости на¬ходилась и чиркейская земля общей площадью около 7000 десятин. После захвата Ермоловым кумыкской плоскости, чиркейцы лишились этих земель. Недовольные этим чиркейские войска не давали покоя русским войскам, они воевали с ними. После стычки, происшедшей 13 октября 1819 года Ер¬молов послал чиркейскому джамаату письмо следующего содержания: "Простив вас за наше беспокойство, я разрешаю вам заниматься своим хозяйством и вести торговлю с русской армией, где бы, она не находилась. В письме Ермолов требует собраться в мечети и, положив руку на Коран, дать клятву о повиновении царю. Еще салатавцев обязывают ежегодно да¬вать российскому императору 500 баранов.
Предводители джамаата решили, учитывая большую силу царского генерала, выполнить его приказ. Они в своем селении приняли представителя русских. Но на словах дав такое согласие, джамаат не спешил выполнять приказ генера¬ла. Сотни лет незнающим рабства чиркейцам трудно было подчиниться его приказу.
Джамаат Чиркея привык к тому, что не только джамааты соседних аулов, но и аварский хан и кумыкский шамхал почитали их. Чиркей считался большим, богатым аулом, с народом мудрым и смелым. Когда всему этому стал угрожать конец, джамаат Чиркея стал искать спасительный путь из это¬го положения.
В глубоком прошлом, когда возникала опасность на¬падения врага, чиркейцы опирались на богатых кумыкских шамхалов и на сильного в военном отношении аварского ха¬на, и в трудные дни сами выходили им на помощь. Когда Ер¬молов захватил их земли, на помощь чиркейцам никто не вы¬шел. Шамхал Тарковский вынужден был подчиниться боль¬шой военной силе царя. Аварскому хану Султан Ахмед Хану самому нужна была помощь, царское правительство лишило его ханства.
Сельский джамаат никак не мог смириться с тем, что надо было променять свою свободу на зависимость, они тре¬бовали выступления против царских войск. Но старшее поко¬ление во главе с Жамалом давало понять сельчанам, особенно молодым что, если они с малыми силами вступят в войну, то на аул и на сельчан нагрянет беда.
И вот тогда, в 1827 году в Чиркей пришли имам Гази Мухаммад и Шамиль. Был с ними и устаз Мухамад Яраги. Они призывали чиркейцев к тарикату, встать на путь шариата, к покорности истинному пути имама.
Гази Мухаммад очень хорошо знал пользу перехода та¬кого большого аула на свою сторону. Для достижения этой цели имам долго находился в Чиркее. Он сумел склонить на свою сторону духовную верхушку села во главе с дибиром Таймасхан-кади, а за ним шел джамаат аула. Чиркейцы дали слово Гази Мухамаду и бывшему с ним Мухаммау Ярагскому идти по шариатскому пути, быть верными им, всеми жителя¬ми также было дано обещание бросить пить. Это ясно видно из письма Мухаммада Ярагского, напи¬санного в виде обращения к аулу Чиркей в начале 1828года. Вот это письмо:
"От бедного Мухаммаа Яраги к уче¬ным кадиям, правителям аула, удальцам, молодежи и всему джамаату аула Чиркей. Пусть Аллах бережет вас от земных и потусторонних пороков и от бед обеих домов, дай вам Аллах самое лучшее из всех благ мира сего и загробной жизни. Мой вам безграничный садам, множество благ и просьба к Все¬вышнему, чтобы он одарил вас всем хорошим и благам.
От вас шло обещание выразить вражду и не¬нависть к неверным и негодяем, к тем, кто насильственным путем вторгся в нашу жизнь, когда холода пройдут и зима закончится. Мы подошли к тому времени, когда вы должны выполнить это обещание, от неблагополучия к счастью судьбы повернулись. Также исламские войска выступают, чтобы носы крестоносцев растереть об пол, хотя их силой вывели из ере¬ванских сел. Вот такие новости получены нами от наших дру¬зей. Мы надеемся силами и с помощью Аллаха изгнать их из наших сел.
Вам известно, что выполнение договора это удел дос¬тойных, избранных людей, тот, кто слово не держит, тот далек от праведных людей, для него характерны черты подлеца. Дай Аллах, чтобы он направил вас по верному пути, вы будьте среди тех, кто держит слово, кто в себе носит иман. Не будьте вы среди тех, кто не выполняет обещания, не будьте из тех джамаатов, у которых нет имана, они лживые мунафики.
Если вы будете дорожить словом, вы в судный день будете на площади одними из тех, кто на коне, вы достигнете цели, вы будете властителями, вы получите на том и на этом свете все блага.
И еще вас, извещаем - мы во все времена думали о защите границ Родины, о всех благах и ценностях газавата, изложенных в хадисах пророка, аятах Корана, наши сердца воодушевлены идти по пути газавата для защиты границ Оте¬чества. Хотя я по болезни мог бы и не участвовать в войне, я все же предпочел участие. Если кто-то будет готов встать с нами на этот путь, он должен выполнить свое намерение и заявить об этом. Этим мы доказываем свою преданность Ал¬лаху. Своими справедливыми деяниями мы не являемся теми, кого хулят в Коране, на том свете мы испытаем особую лю¬бовь и расположение Пророка".
Предание гласит, что до появления имамов даже спод¬вижники не ходили по селам, призывая вести образ жизни, соответствующий канонам ислама, потому что люди не вели себя так, как этого требовал Гази Мухаммад и ислам. Но в Чир¬кее в этом отношении положение было совсем иное. Еще в дошамилевские времена в верхушку духовенства входили лю¬ди, отличавшиеся большим умом и способностями. Этому свидетельствует переход Таймасхана-кади и его сподвижни¬ков на сторону имама. Нижеизложенное является свидетель¬ством того, что в ауле еще давно были сторонники тариката. На краю чиркейского кладбища было местечко под названием "Халваталул гох" (горка уединения) Люди, на которых религия оказала сильное влияние, на этой горке рыли яму и жили в ней, вдали от семьи, от аула, оторвавшись от бренного мира, эти люди действительно хоронили себя заживо. Из еды они принимали только толокно и воду из близлежащего колодца. В 1827-28 годах до прихода Гази Мухаммада в халватах (ямах) этих гор жило семь человек. Имена двоих из них известны в Чиркее, это - Малачиласул Иса и Аликадирил Хусейн. Конеч¬но же, эти горцы оказывали колоссальное влияние на ос¬тальных людей. Из этого примера видно, на какую подготов¬ленную почву бросал зерна Гази Мухаммад, а в этой почве было все необходимое, чтобы зерна здорового духа благодат¬но взошли. Но существовала большая разница между тарикатом, который распространял Гази Мухаммад и тем, что утвер¬дилось в Чиркее ранее. Первое призывало оторваться от мир¬ской жизни, забав, а второе призывало бороться за свободу и независимость родного Отечества, что придавало ему полити¬ческий оттенок.
Давая в то время объяснение по поводу Гази Мухаммада, главнокомандующий на Кавказе генерал Паскевич пишет российскому военному министру Чернышеву: "Еще в 1828 году Гази Мухаммад в первую очередь обратился к джамаату селения Чиркей вступить на путь шариата. Когда жители села дали согласие поддержать его, опираясь на это, такой же по¬корности он потребовал и от джамаатов других сел".
Это показывает, что одним из первых мест, где Гази¬ Мухаммад начал свою деятельность был Чиркей. Мухаммад Яраги, который был устазом первого имама Дагестана Гази Му¬хаммада, выдал за него свою дочь, для того чтобы укрепить свои связи с имамом. За нынешним зданием сельского клуба сохранились развалины того дома, в котором жил Гази Мухам¬мад со своей женой.
Кроме того, что была заложена основа тарикатским делам, в этом ауле он женился, появилось много друзей. Когда он отправился из села, чтобы оказать помощь движению, то, оставив семьи и родной аул, вместе с Гази Мухамадом вышли из аула 40 вооруженных чиркейцев.
Провожать имама вышел весь джамаат Чиркея, сла¬женный, организованный, еще не знавший разрушительных воин. На аульском большом годекане собрались уважаемые люди аула, вдоль дороги, ведущей из аула, празднично стояла вооруженная молодёжь, на крышах домов - вереница женщин и детей.
- Вот эту лошадь я для тебя оседлал, имам! - перед имамом стоял плотного телосложения, круглолицый молодой человек, лошадь была красная с белыми копытами.- От всего сердца дарю тебе эту лошадь и прошу взять меня с собой.
- Спасибо, удалец - ответил Гази Мухаммад, - я не нуждаюсь в этой лошади, но, если ты выйдешь со мной вер¬хом на этой лошади, я буду безгранично рад, Иса. Такие мо¬лодцы нам нужны.
Радость Малачиласул Исы не знала предела, сев на лошадь он поскакал вместе с Гази Мухаммадом.
Собрав внушительную военную силу в 1831 году, Га¬зи Мухаммад пошел в наступление на Тарки, Кизляр, Чечню. Есть огромное желание верить преданию, которое гласит, что в этих походах участвовало около 500 чиркейцев, ибо эти по¬ходы имели очень важное значение для чиркейцев.
В ходе штурма русской крепости взорвался склад с боеприпасами, у мюридов были большие потери. Из одного Чиркея умерло 83 человека. Есть сказание, что одна женщина из Артлуха сочинила плач, в нем перечисляются все 83 имени погибших и их подвиги.

"АУЛ ЧИРКЕЙ ВО ВРМЕНА ИМАМОВ" - 770547467384

Комментарии

Комментариев нет.