Сегодня, в день прощания с моим другом, величайшим скульптором Виталием Николаевичем Левиным, вспоминаю одно из известнейших его созданий - памятник Сергею Павловичу Королёву.

Правнуки и праправнуки первооткрывателей космоса недоумевают: почему в Подлипках и Болшеве нельзя было вслух упоминать о том, что Королёв здесь жил и работал, в то время как через центр города уже тогда пролёг широкий проспект, названный его именем? В феврале теперь уже далёкого 1986 года официальная секретность спала, и мечты соратников — ветеранов предприятий и руководителей города об установке главному конструктору достойного памятника приблизились к реальности.
Чтобы создать такой памятник, необходимо было организовать творческий конкурс. В нём приняли участие несколько коллективов, в состав которых входили скульпторы, архитекторы, художники-монументалисты. Первая премия с правом на реализацию проекта была присуждена творческому коллективу в составе скульптора В.Н. Левина и архитектора С.М. Рзянина.
Памятник С.П. Королёву сразу получил известность в городе и за его пределами. День его открытия — 7 ноября 1988 года — был включён в перечень памятных дат города Калининграда-Королёва за всю его историю. Кадры, запечатлевшие эту торжественную церемонию, вошли во многие документальные фильмы, посвящённые городу Королёву и Московской области.
Сам Виталий Николаевич Левин так отозвался в стихотворной форме о своём творении и о его главном герое:
Всю жизнь он шёл к заветной цели,
Сметая все преграды на пути.
От первых взлётов в Коктебеле
До первых спутников Земли.
Памятник эффектно открывается при движении автомобилиста или пешехода из старой части города, от улицы Циолковского: сначала, с дальних точек обзора, воспринимается общий силуэт, затем проявляется абрис человека в полураспахнутом пальто и, наконец, при окончательном приближении становятся различимыми детали пластики и шрифт надписи. Виталий Николаевич учёл и тот факт, что после того, как памятник скроется из вида, зритель попадёт в своеобразный визуальный вакуум, и потому счёл необходимым насытить пространство бульвара малыми композициями, продолжающими тему освоения космоса. Венцом этого «Космического бульвара» (как назвал его сам Левин) должна была стать скульптурная композиция «Три стихии» (Вода, Воздух, Земля). Были выполнены эскизы, приблизительно намечены места установки композиций. К сожалению, эта интересная идея скульптора пока что остаётся нереализованной.
Памятник С.П. Королёву в городе, ныне носящем его имя, являет собой пример высокопрофессионального художественного решения, гармоничного синтеза скульп-туры и архитектуры. Это произведение также является памятью об архитекторе Станиславе Михайловиче Рзянине, также несколько лет назад ушедшем из жизни.
Творческое содружество архитектора и скульптора проявилось в этом произведении с особым блеском. Пьедестал для фигуры Королёва представляет собой не просто подставку для ног (буквальный перевод греческого слова «пьедестал»), но является самостоятельным художественным произведением. Это большой гранитный куб, обрамлённый монументальными асимметричными объёмами, также выполненными из гранита. Королёвцы разных поколений видят в этой композиции то символический капитанский мостик, то фантастическое воздушное судно будущего, то стилизованный трамплин, обозначающий прыжок в Грядущее. С любой точки обзора пьедестал представляется экспрессивной, динамичной, как бы движущейся в неопределённом направлении частью памятника.
Бронзовая скульптура С.П. Королёва — и противопоставление, и, одновременно, органическое продолжение пьедестала. У фигуры своя динамика, отличная от постамента: её воображаемое движение имеет свой вектор, вполне определённую направленность. Голова Королёва слегка опущена, и в этом заключён внутренний глубокий пафос выдающейся личности, отличающий её от сиюминутной пафосности многих типовых памятников и монументов. Руки учёного и конструктора спрятаны в карманы, и от этого композиция фигуры становится более цельной, «крепко сбитой», что придаёт памятнику дополнительную образно-психологическую мощь. Движение — вот своеобразный девиз этого архитектурно-скульптурного комплекса, и нетрадиционное положение головы и рук не только не противодействует визуальной динамике, но и более чётко обозначает его главную композиционную ось. Фигура Королёва обращена лицом на запад — в сторону Украины, где он родился, Германии, где изучал опыт предшественников, Подлипок, где создал и первым в истории отправил в космос летательный аппарат с человеком на борту.

Комментарии

Комментариев нет.