История бонсай

Родиной бонсай ошибочно считают Японию, хотя на самом деле искусство выращивания миниатюрных деревьев в сосудах появилось в Древнем Китае около двух тысячелетий назад. Сам термин «бонсай» произошел от японского произношения изначально китайских иероглифов «пэнь-Цзай», что в переводе означает «дерево в чаше».
Первые изображения миниатюрных ландшафтов с деревцами и камнями датируются временем правления династии Хань — 200 годом до н. э. Обычай выращивать карликовые деревья в контейнерах или на подносах был частью разработанной в Китае садоводческой культуры. Особый уход, состав и количество почвы, специальные приемы подрезки корней и формирования кроны позволили мастерам добиться того, что с годами крошечное деревце в строении и пропорциях обретало облик взрослого дерева.
Идейные корни бонсай можно найти и в даосизме. Монахи-даосы проводили своего рода исследования влияния окружающего мира на Дао. В ходе этих медитаций им удобно было
манипулировать не самими объектами внешнего мира, а их миниатюрными копиями-символами. Со временем красота, изящество, гармоничность этих миниатюрных копий большой природы стала искусством. Постепенно вольная забава превратилась в настоящую школу со своими канонами, приемами, излюбленными формами.
Соседи Китая, в той или иной мере перенимая это искусство, преломляли его в соответствии со своими географическими, культурными, эстетическими особенностями. В VІ веке монахи секты Чань вместе с буддизмом из Китая в Японию завезли искусство чайной церемонии, икебаны (составления букетов), а вместе с ними и искусство создания миниатюрных деревьев. Грациозные крошечные деревья нашли приют в буддийских монастырях. Именно в монастырской среде берут начало корни искусства выращивания «деревьев на подносах» в Японии. Как и в Китае, занятие это стало привилегией знатных и богатых. К увлечению приобщаются самураи. Путь воина, оказывается, не чужд общению с прекрасным.
Что же видели японцы в этих деревьях? Несгибаемую волю к жизни и одновременно пластическую податливость, гибкость, благородную старость и возможность вечного
обновления, внутреннюю дисциплину и самоконтроль.
«Через малое видеть великое» — так можно сформулировать основной принцип, используемый на протяжении тысячи лет мастерами бонсай. На небольшом пространстве они гармонично воплощают в жизнь бесконечное разнообразие и потрясающую красоту природы. Выращенные растения, постоянно совершенствуясь, передаются из поколения в поколение. Возраст многих бонсай превышает столетие, и растения эти становятся не только семейной реликвией, но и национальным достоянием. Они имеют свои имена, их знает «в лицо» вся страна, они не могут быть вывезены за границу.
Отличие его от всех прочих видов изобразительного искусства заключается в той чарующей особенности, что бонсай, в принципе, никогда не бывает завершен. Он рождается, развивается и уходит, как и человек, и все живое.
Большинство приверженцев этого искусства в мире рассматривает как эталон именно японский стиль бонсай. Японский бонсай отличается рафинированной естественностью и тонко выверенной гармонией, отчетливо прослеживается его связь с японской эстетикой ваби-саби. В ХІІІ веке изящные растения в не менее изящных сосудах становятся украшением садов и домов японской знати, став не только привилегией богатых, но и важным звеном в японской философии, связавшей воедино дух Человека и древнюю веру в могущество природных сил.
В предельно гармоничном бонсай мы можем наблюдать одновременно все три периода жизни — юность, зрелость и старость. Юность олицетворяется свежей, молодой листвой, зрелость -цветами и плодами, а старость — стволом, мощным, с грубой корой, часто расколотым, с дуплами. Маленький бонсай — не настоящее дерево, все об этом знают, но сила искусства такова, что мы охотно подчиняемся его магии, через малое просматривается великое, и мы видим не только само дерево, но и окружающий пейзаж, понимаем чувства и настроения создавшего его автора.
Конец ХІХ века, когда Япония активно перерабатывает западные традиции, был относительным затишьем для искусства бонсай. Японцы увлеклись натурализмом и в литературе, и в пластических искусствах. Людей, предпочитавших бонсай, почти не стало, все сады были оккупированы европейскими травами и цветами.
В начале ХХ века Запад открывает для себя новую экзотическую страну. Японские граверы контрабандой попадают в Европу, постепенно подготавливая переворот в живописи. Именно в это время бонсай приобретает те эстетические черты, которые характеризуют его и сегодня.
В статье использованы материалы книги «Бонсай» автор Згурская М.П., а также фотографии Масао Ямамото из коллекции "Бонсай" 2018 года.

История бонсай - 916542984625
История бонсай - 916542991025
История бонсай - 916542998193
История бонсай - 916543005617

Комментарии