Обучение письму дошкольников.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структур: включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.
Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам.
Письмо называют “ базовым “ навыком. Навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе.
Вот почему так важна готовность руки к школьному обучению.
Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Поэтому подобранные упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения руки, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания.
Данная программа построена в трёх направлениях.
развитие ручной умелости
развитие пространственной ориентации на листе бумаги (в клетку и в линейку)
Развитие графического умения.
Ручная умелость развиваются в процессе выполнения поделок с помощью инструментов (аппликация, проволочные фигурки, мозаика и т.д.).
Пространственные представления, общие направления на листе бумаги (слева - направо, сверху - вниз, вперёд - назад) формируются путём выполнения упражнений, представленных в данной программе.
Развитие графических умений формируется через штриховку, рисование, графические упражнения.
Цели и задачи:
Развивать тонкую моторику, то есть координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки.
Отрабатывать начальные графические навыки и правильную постановку руки.
Научить менять направление линий при помощи тонких движений пальцев, а не поворачиванием листа.
Развивать механизмы, необходимые для овладения письмом.
Создавать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Формировать внимание и контроль за собственными действиями.
Научить анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.
Стимулировать развитие интеллектуальных способностей, через развитие тонкой моторики.
Отличительные особенности:
Основное отличие состоит в том, что внимание с содержания обучения переносится на его средства, т.е. на то, каким образом знания преподносятся детям и как ими усваиваются.
Большая часть заданий предлагается в занимательной форме с учётом возрастных особенностей детей.
В каждое занятие включены факультативные упражнения и задания, которые могут быть использованы или не использованы в зависимости от уровня развития детей в группах.
Возраст детей:
Эта программа рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Сроки реализации программы:
32 часа
Формы и режим занятий:
Определяются расписанием - один час в неделю (академический час 30 минут).
Ожидаемые результаты:
К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:
- правильно держать ручку при письме
- ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки
-фиксировать границу и величину элементов
- запоминать конфигурацию букв
- знать и уметь выполнять разные виды штриховки
- при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков
- уметь по фрагментам продолжить узор.
Формы подведения итогов:
Диагностика, тесты по подготовке к школе, открытые занятия для родителей.
Методическое обеспечение программы.
Занятия построены в игровой форме с использованием дидактического раздаточного материала и учебных таблиц.
Основная работа проводится в учебных пособиях на линованной и клеточной основе.
При отработке ручной умелости используются инструменты (ножницы), бумага (аппликация, мозаика), проволока (фигурки), фломастеры, цветные карандаши и ручки.

Комментарии

Комментариев нет.