( Павел Троицкий ). Часть 3 [1] Причём такое понимание послушания сложилось ещё в дореволюционный период. «Главный принцип послушания на Валааме – все своими руками. Отсюда масса ремесел и мастерских: кожевенная, сапожная, шорная, портняжная, гончарная, углеперегонная, кирпичная, слесарная, бондарная, плотническая и проч. и проч., а потом целые хозяйства: полевое, огородное, садовое, молочное, лошадиное, лесное, древяное, рыбное, строительное, пароходное, гостиничное – и экономии, снабжение, заготовка, погреба, керосиновый бак и проч» СТАРЫЙ ВАЛААМ. Воспоминания архимандрита Афанасия (Нечаева). Русский паломник. 1990 №1,2. Забегая вперёд приведём другие слова из этий книги, , которые свидетельствуют отом, что уже в те времена не было правильного понятия монашеского послушания. «Послушание выше молитвы», – говорят монахи. Выше, но и труднее. Молитва – самое трудное по душевному усилию. Но послушание выше, потому что требует сломить свою волю». Неслучайно вместо «отсечь волю», здесь употребленно слово «сломить». Уже тогда послушание понималось не только, как выполнение работ , но и как насилие над человеком. Человек со сломленной волей, это опустившийся, впавший в уныние и отчаяние человек. А это ничего общего не имеет с христианством. Увы, ныне достаточно таких пастырей, которые хотят с целью подчинения себе именно сломить волю пасомого. [2] Хотя такое понимание «послушания» было очень распространено в недавнем прошлом. Вот что сообщает нам знаменитый словарь Брокгауза и Ефрона: «Послушание— термин из русской монастырской жизни. Он обозначает то или другое дело, которое исполняет то или другое лицо в монастыре по назначению настоятеля. Иногда «на послушанье» в монастырь, т. е. для исправления разных монастырских служб, посылаются и члены причтов приходских, в виде наказания за проступки, по резолюции архиерея». [3] Вот как об этом говорится в журнале издания ОВЦС «Православный паломник»: Прот. Евгений Шестун: Есть ли разница между монастырским послушанием старцу и послушанием в миру? Принимая постриг, монах отсекает свою волю, даёт обет послушания. В приходской жизни миряне таких обетов не дают, но тем не менее, некоторые священники требуют от них послушания, как в монастыре. В чём отличие отношений старца и монаха, священника на приходе и мирянина? Сам я считаю, что мирянин дожжен быть послушен Богу, а священник обязан ему помогать в этом, учить его этому, показывать своей жизнью пример, но навязывать свою волю не следует… В монастыре душепопечение через послушание и откровение помыслов, в миру через исповедь и совет. А главное, и в монастыре, и в миру – исполнение заповедей Божиих». [4] С.М. Зарин «Аскетизм» стр 36- 39 [5] Хотя святость земного человека имеет относительный характер и возможен путь назад в бездну. Это же учение излагается в общем-то хорошей и правильной работе иеродиакона Николая (Сахарова). «Это хорошо согласуется с идеей свободы Лосского, которую тот выводит из учения преп. Максима Исповедника. Преп. Максим видит в возможности выбора «знак несовершенства, ограничения нашей истинной свободы… Это объясняет, почему послушание. Как добровольный отказ от воли выбора, восстанавливает наше совершенство и природную свободу. Освобождение от «Я» позволяет личности следовать стремлением истинно-природной воли (qelhma fusikon) уже без препятствий. Эти препятствия неизбежны, если активна рассудочная воля (qelhma gnwmikon), ставящая человека пред двояким выбором». Но, к сожалению, иеродиакон Николай не всегда высказывается в догматическом плане. Н апример: «О.Софроний подчёркивает, что тринитарный догмат предполагает: «абсолютное тождество Лица и сущности. Между Лицом и сущностью нет никакой дистанции»». «Послушание, как делание воли Божией, помогает послушнику реально и действенно войти в сферу Божественной воли». «Это показывает, что подвиг послушания призван возводить подвижника к ипостасному образу бытия: его личность постепенно включает в себя всё большее число других личностей(???) до тех пор пока не научится в любви охватывать всё человечество». «Старчество носит характер таинства в Церкви». «Старчество позволяет преодолеть состояние падения в человеке и восстановить истинную свободу ученика». Из-за неточностей получается, что спасения возможно старчеством самим по себе без Церкви, без Таинств, без которых невозможно преодолеть состояние падения. Или «В его христологии ( в главе о Великом Инквизиторе) подчёркиваются гуманистический и нравственный моменты..». Ясно, что в христологии не может быть гуманистического момента и более того у Достоевского не может быть никакой христологии, потому как он ею никогда не занимался. [6] . [7] Свят. Тихон Задонский т. 3 стр. 52 [8] Свят. Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству. Соч.т5.,стр 71.Спб, 1905 [9] Там же стр. 71-72 [10] Хотя проповедующих это новое учение письменно не так много. За то много тех, кто пытается внедрять подобные учения на бытовом уровне. Всё же большинство исследователей полностью согласны со святителем Если например, иеромонах Митрофан (Волкодав) пишет в своей книге «Основы духовной жизни по славянскому «добротолюбию»: «Человеческий ум без руководителя не может взойти на небо, поэтому в Священном Писании приводится много поучительных примеров необходимости послушания наставникам… По правилам общежития иноку нужно полностью повиноваться своему игумену (духовнику), от которого и постриг принял, и без сомнения исполнять всё, что он говорит…» Казалось бы автор выводит учение о слепом послушании, и даже говорит о невозможности спастись без руководителя, но в другом месте читаем: «Большим благом является вопрошение обо всём, однако только искусных. Неискусных же спрашивать очень вредно… Неискусные наставники многих несмысленных повредили, вместо исцеления только укорили и ввергли в отчаяние Хоть и важно исповедовать свои помыслы духовнику, но идти надо не ко всякому, а только к духовному и рассудительному». Иеромонах Игнатий ещё более категоричен: «Такое послушание невозможно без старца, и, даже если есть старец, оно очень затруднительно при отсутствии возможности непрестанного жительства при нём. Однако, как известно, спрос диктует предложение. Поиграть в духоносных наставников – соблазн серьёзный. Кроме угождения своему тщеславию «старец» может приобрести в этой игре и многие чисто земные выгоды». И приводит далее слова святителя Игнатия: «…Душепагубное актёрство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании – послушании, суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть»… Удивительно, что со всеми согласен даже известный оригинальностью своих мнений профессор А.И.Осипов: «Духовный отец только, тот может быть, может иметь у себя в послушании – кто достиг действительного бесстрастия, кто видит душу человека». Послушание и молитва сегодняшнего христианина, согласно св. Игнатию Брянчанинову. Радиостанция «Радонеж». Эфир 15.07.03 г. иеродиакон Николай: «Для этого старец непременно должен обладать, наряду со множеством иных необходимых добродетелей и даром духовного рассуждения, то есть способностью распознавать в молитве волю Божию, что позволяет его ответам носить исключительно духовный, «пророческий» характер». [11] Наверное, нет необходимости подробно останавливаться на этой работе, по признанию самого автора являющейся просто ответом какое-то письмо. Но что сразу же бросается в глаза, что автор вносит вольно или невольно путаницу в вопрос о послушании. Начав с описания монашеского послушания, автор неожиданно кончает послушанием мирских людей духовнику. Что собственно и нельзя назвать послушанием. Смысл послушания в отсечении своей воли, а не в разборе отдельных вопросов духовной жизни или просто в исповеди. Смысл монашеского послушания не в том, чтобы что-то делать по благословению старца, а в том, чтобы всё делать по его благословению. Перенесение же этого послушания на мирскую жизнь приводит просто к лукавству, которое даёт обильные и пагубные плоды в мирской жизни. Некоторые примеры подобного послушания настолько чудовищны, что просто нет возможности здесь о них говорить. Но такое окончание труда иеромонаха закономерно. Нынешнее попечение о послушании упирается именно в обеспечение церковной дисциплины. [12] Семипалатинск. 1900. С.84. цит. по Иеродиакон Николай (Сахаров). Учение архимандрита Софрония о старчестве: старчество и послушание в богословии архимандрита Софрония (Сахарова). Начало.№10, 2002. [13] Борисоглебский Г. Сказание о житии оптинского старца о.иером. Амвросия. М.1893 .С.53. цит. по. Иеродиакон Николай (Сахаров [14] «Путь ко спасению». Цит. по. Иеродиакон Николай (Сахаров [15] «Ибо у добрыхъ учителей и уроки добрые, а у злыхъ, конечно, злые. Когда лукавый нашъ противоборникъ не в силах убедить насъ, чтобы оставались в мирском смятении и погибели: спешитъ он убедить, чтобы не предавали себя строгой жизни, или такому мужу, который все грехи наши выводитъ намъ предъ взоры и исправляетъ ихъ, но чтобы вверились кому-нибудь изъ старстныхъ славолюбцевъ, удовлетворяющихъ собственныя свои страсти подъ предлогомъ снисхождения къ живущимъ съ нимъ вместе, чтобы такимъ образомъ, незаметно соделавъ насъ опять многострастными, опутать насъ собственными узами греха. А если поручишь себя мужу, украшенному многими доблестями, тосоделаешься наследникомъ благъ. Какия въ немъ, и будешь весьма блаженъ предъ Богомъ и предъ людьми. Но если щадя тело свое, отъищешь учителя снисходительного къ страстямъ твоимъ, или, лучше сказать вместе с тобою падающаго: тонапрасно ты вступал на подвиг отречения от мира; потому что предался страстной жизни, взял себе слепаго волждя к яме». Свт. Василий Великий. Слово подвижническое и увещание об отречении от мира. Творения.Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901, Ч. 5. С. 41-42 [16] Старец Иосиф Афонский Изложение монашеского опыта стр. 293 [17] Жемчужины. Стр.120 [18] Любопытно, что независимо от автора данной работы именно на эту книгу, и именно на этот эпизод обращает внимание диакон Владимир Соколов выступившей с критическим анализом мнений о.Доримедонта в газете «Православная Москва». Вот что он пишет по этому поводу: «Такое послушание превращается в идолопоклонство. Послушание становится превыше не только поста и молитвы, но и превыше заповеди Божией. Мнение старца выше мудрости Божией. Заповедь Божия подменяется преданием человеческим (Мк.7:8) – старец поставляется на место Бога. Такое понимание послушания идет вразрез со святоотеческим учением, ибо таким послушанием нарушается основной постулат нравственности: благая цель достигается только благими средствами. Автор, слава Богу, понимает это: он, ссылаясь на мнение святых отцов, говорит о том, что непослушание можно проявить в случае сомнительного в отношении нравственности послушания. Но, тем не менее, мудрование о послушании, описанное выше, начинается не на пустом месте – оно вырастает всегда на почве непонимания святоотеческого наследия». Диакон Владимир Соколов / «Православная Москва», № 21-22 (279-280), ноябрь 2002 г [19] Диакон Владимир Соколов. В той же статье справедливо замечает: «Когда иеромонах Доримедонт утверждает, что «сличение говоримого учителем и настоятелем со священным Писанием и святоотеческим творениями», на котором настаивает преподобный Симеон, возможно только до вступления в послушание, – то он, по существу делает тоже самое – мнение старца ставит выше Писания и творения святых отец. От такого богословия уже легко перебрасывается мост и к возможности нарушения через послушание заповеди Божией. Поэтому сомневаться не приходится – младостарчество рождается из описанного выше богословия о послушании простым перенесением уникального опыта послушания древних отцов подвижников на любого приходского духовника» (Выделение – П.Т.). Диакон Владимир очень точно заметил цель этих изысканий афонского монаха – оправдать послушание на приходском уровне. А следующий пункт – перенесение монашеского послушания на каноническое устройство Церкви. О том, что механический перенос учения древних отцов о послушании в современную и тем более мирскую жизнь пишет и другой исследователь: «Нужен ли современному христианину путь послушания, в том виде, в каком он был у древних послушников? Такой путь был недоступен для мирян даже в цветущие времена христианства». Иеромонах Игнатий (Душеин) Что такое послушание. [20] Иеродиакон Николай: «У новоначального к старцу, подобно как к самому Богу, должна быть абсолютная вера» [21] Тут и возникает необходимость признать существование авторитета. Как известно православная вера отвергает возможность авторитета. Но это относится к юридическому пониманию авторитета, то есть признание авторитета за той или иной должностью. В церкви авторитет может принадлежать только святому человеку, стяжавшему Дух Святой, и таким образом достигшего не верха иерархической лестницы, но верха Лествицы, возносящей от дольнего мира к горнему. Потому что авторитетом может быть только преуспевший в христианской жизни, а этим является именно человек достигший обожения, святости. Отметим относительность такого авторитета: святой человек может пасть, может быть не узнан своими современниками. Такой авторитет и предполагает послушание ему. [22] Иеромонах Игнатий (Душеин) пишет: «Часто многие настоятели приходов и монастрырей полагают, что сама по себе их должность уже предоставляет им право быть духовными руководителями своих подчинённых. Сознательноили по неведению они путают духовное послушание с дисциплинарными «послушаниями». В реальной церковной жизни, особенно в монастырях, слово «полсушание»закрепилось за всеми видами работ в монастыре. Куда паломника или послушника не пошлют работать – всюду он «на послушании». В такой терминологии нет ничего страшного, если помнить чтотакое духовное послушание (о чёмбыло написано выше) и что такое дисциплинарное послушание, и не смешивать эти две разные вещи. А смешивают их нередко и сами настоятели для удобства управления приходом или обителью. К примеру: хочет батюшка чтобы прихожанка просфоры пекла. Если просто скажет: «Марья, просфоры испеки», она может иотказаться, а если изречёт: «Тебе, Мария, послушание испечь к завтрашней службе просфоры» – успех гарантирован. К сожалению, этот успех может иметь положительный характер лишь в земном плане. В духовном плане он вреден, так как основан на лжи» (Выделено –П.Т.) [23] «Однажды, говоря о послушании, на замечание архимандрита (будущего святителя Игнатия Брянчанинова), что иноческое послушание старцу не допускает никакого рассуждения, владыка Московский (митрополит Филарет (Дроздов)) заметил, что ныне уже таких послушников нет. Архимандрит отвечал, что, так как это, главным образом, зависит от воспитания, то есть и ныне послушники, хотя и редко, которые принимают это учение по образу древних новоначальных, и сослался на келейного послушника своего, сопровождавшего его, архимандрита, в этот приезд к владыке. Высокопреосвященный пожелал его видеть и видеть опыт такого послушания. Келейный архимандрита по имени Степан был позван и представлен владыке. Архимандрит говорит ему: «Степан покажи язык владыке!» Тот высунул язык, не рассуждая и не конфузясь – и был отпущен» (Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова», М.2002, С. 207. Впоследствии этот Стефан сподобился блаженной кончины. Обратим внимание, что послушание возникает не автоматически между старцем и послушником, но является результатом воспитания послушника. Отметим, что подобные примеры хорошо иллюстрируют необходимость веры в старца. [24] Нельзя удержаться и не привести ещё одного слова преп. Феодора Студита: «Братья и отцы! По собственному желанию я веду с вами беседу, а не по принуждению, хотя и нужда мне належит беседовать с вами. Ревную бо по вас Божию ревностию (2 Кор.11:2), хотя я и грешен, и очень радуюсь о вашем преуспеянии. Если же и приходится часто огорчать вас, как было и накануне, то и это не яко да оскорбитеся, но любовь да познаете, юже имам изобильно к вам (2 Кор.2:4), – так как любящий усердно воспитывает, Который бо есть сын, егоже не наказует отец (Евр.12:7)? – да будете совершенни всецели, ни в чём же лишени (Иак.1:4) Ибо вас я в особенности одобряю и свидетельствую, что вы и послушны и покорны, и исполняете отеческие заповеди, так что я не знаю, есть ли другие подобные из состоящих в послушничестве в отношении. И я говорю вам не лесть, а истину. Ибо кто до такой степени единодушен с отцем или так последует игумену в том, что согласно с заповедью Господа, как явились вы отличившимися в обоих отношениях? И об этом свидетельствуют ссылки и преследования, тюрьмы и другие бедствия, противостояние даже до крови, когда вы сражаетесь против греха (Евр.12:4). И сие не от вас, а дар Бога (Еф.2:8), от Которого и похвала». Преподобный Феодор Студит. Малое оглашение. Слова. М.2000. С.195. [25] Свящ. Дионисий Тацис. Архондарик под открытым небом стр. 21 [26] Иеродиакон Николай: «Согласно святоотеческому преданию, послушание неразрывно связано с любовью». Богословское сопряжение Божнственного бытия и человеческого Его образа позволило о. Софронию (Сахарову – П.Т.) более непосредственно увидеть в монашеском послушании выражение богоподобной любви». [27] Но послушание именно Богу, которое в монашеской жизни может осуществляться через посредство старца. [28] Архим Софроний Старец Силуан, стр. 38 [29] Любопытно, что преп. Феодор Студит сравнивает мученичество и послушание. Второй – лёгкий по сравнению с первым путь, которым достигаются все духовные плоды первого. «… Вникните, какими малыми и сколь не многими трудами дано нам стяжать Царство Небесное. Мы не проливаем, как мученики, кровь; членов наших не отсекают, костей не сокрушают; но если мы прилагаем к своим лёгким и не многим трудам отречение от своей воли, с желанием Богу угодить и братиям с любою послужить (выделено мною П.Т.), то через это делаемся подобными многострадальным мученикам, и даже Самому Господу, за нас распятие и смерть подъявшему. Благодушествуйте же, трудитесь! Вас ждут венцы мученические!» (слово 20 [30] Профессор Осипов, в упомянутом выше выступлении по радио, справедливо отмечает: «Ведь сплошь и рядом мы видим, что послушание понимается так, как мы нередко видим в сектантских общинах, в сектантских организациях – когда у них глава и вождь является диктатором всей общины. Люди сейчас смешивают дисциплину и послушание, не понимая того, какое различие между тем и другим». [31] М.А. Новосёлов. Письма к друзьям. М. 1994 С.138 [32] Преподобный Феодор Студит. Малое оглашение. Слова. М.2000. С.122-123. [33] В другом месте он же развивает эту мысль: «обще сказать, мы мнози едино тело есмы о Христе, а по единому друг другу уди (Рим.12, 5): один занимает место глаза, другой – уха; тот – носа, а этот – языка; иной – руки, а ещё иной – ноги. Ели все члены не будут делать каждый своё дело, а начнут спорить требуя – глаз– слышать, ухо – обонять, нос – говорить, язык – осязать, рука – ходить, не разстроится ли не сгибнет ли всё тело? Еслиж это так, то каждый своё послушание пусть исполняет, и какое приял от Бога дарование, тем пусть служит на общую пользу, содержа в мысли, что участь наша в руке Божией». Слово 328. Добротолюбие т.4 ещё: «Все вы друг для друга послушники, друг другу помощники, как живые члены одного тела. Если глаз не станет руководить руки, если одна рука не станет поддерживать другую, если нога не станет ступать также как сего требует благо всего тела, если вообще каждый член начнёт действовать по своей воле; то они не только своей крепости не сохранят, но с разстроением себя самих, разстроят и всё тело. Потому да радуется всяк, когда ему придётся поболее потрудиться для других, терпя хлад, дождь и жар; да плачет же и сокрушается сидящий без дела, как непотребный член, в теле не для тела живущий и достойный одного отсечения» (слово 2). [34] Иеромонах Антоний (Святогорец). Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. С. 48-49 [35] Иеромонах Антоний Святогорец. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. М. 2001. Издательство Л[то. С.80-81
Православие и жизнь
:Елена Митчелл ( Орленко )
Что такое послушание?
( Павел Троицкий ).
Часть 3
[1] Причём такое понимание послушания сложилось ещё в дореволюционный период. «Главный принцип послушания на Валааме – все своими руками. Отсюда масса ремесел и мастерских: кожевенная, сапожная, шорная, портняжная, гончарная, углеперегонная, кирпичная, слесарная, бондарная, плотническая и проч. и проч., а потом целые хозяйства: полевое, огородное, садовое, молочное, лошадиное, лесное, древяное, рыбное, строительное, пароходное, гостиничное – и экономии, снабжение, заготовка, погреба, керосиновый бак и проч» СТАРЫЙ ВАЛААМ. Воспоминания архимандрита Афанасия (Нечаева). Русский паломник. 1990 №1,2. Забегая вперёд приведём другие слова из этий книги, , которые свидетельствуют отом, что уже в те времена не было правильного понятия монашеского послушания. «Послушание выше молитвы», – говорят монахи. Выше, но и труднее. Молитва – самое трудное по душевному усилию. Но послушание выше, потому что требует сломить свою волю». Неслучайно вместо «отсечь волю», здесь употребленно слово «сломить». Уже тогда послушание понималось не только, как выполнение работ , но и как насилие над человеком. Человек со сломленной волей, это опустившийся, впавший в уныние и отчаяние человек. А это ничего общего не имеет с христианством. Увы, ныне достаточно таких пастырей, которые хотят с целью подчинения себе именно сломить волю пасомого.
[2] Хотя такое понимание «послушания» было очень распространено в недавнем прошлом. Вот что сообщает нам знаменитый словарь Брокгауза и Ефрона: «Послушание— термин из русской монастырской жизни. Он обозначает то или другое дело, которое исполняет то или другое лицо в монастыре по назначению настоятеля. Иногда «на послушанье» в монастырь, т. е. для исправления разных монастырских служб, посылаются и члены причтов приходских, в виде наказания за проступки, по резолюции архиерея».
[3] Вот как об этом говорится в журнале издания ОВЦС «Православный паломник»: Прот. Евгений Шестун: Есть ли разница между монастырским послушанием старцу и послушанием в миру? Принимая постриг, монах отсекает свою волю, даёт обет послушания. В приходской жизни миряне таких обетов не дают, но тем не менее, некоторые священники требуют от них послушания, как в монастыре. В чём отличие отношений старца и монаха, священника на приходе и мирянина? Сам я считаю, что мирянин дожжен быть послушен Богу, а священник обязан ему помогать в этом, учить его этому, показывать своей жизнью пример, но навязывать свою волю не следует… В монастыре душепопечение через послушание и откровение помыслов, в миру через исповедь и совет. А главное, и в монастыре, и в миру – исполнение заповедей Божиих».
[4] С.М. Зарин «Аскетизм» стр 36- 39
[5] Хотя святость земного человека имеет относительный характер и возможен путь назад в бездну. Это же учение излагается в общем-то хорошей и правильной работе иеродиакона Николая (Сахарова). «Это хорошо согласуется с идеей свободы Лосского, которую тот выводит из учения преп. Максима Исповедника. Преп. Максим видит в возможности выбора «знак несовершенства, ограничения нашей истинной свободы… Это объясняет, почему послушание. Как добровольный отказ от воли выбора, восстанавливает наше совершенство и природную свободу. Освобождение от «Я» позволяет личности следовать стремлением истинно-природной воли (qelhma fusikon) уже без препятствий. Эти препятствия неизбежны, если активна рассудочная воля (qelhma gnwmikon), ставящая человека пред двояким выбором». Но, к сожалению, иеродиакон Николай не всегда высказывается в догматическом плане. Н апример: «О.Софроний подчёркивает, что тринитарный догмат предполагает: «абсолютное тождество Лица и сущности. Между Лицом и сущностью нет никакой дистанции»». «Послушание, как делание воли Божией, помогает послушнику реально и действенно войти в сферу Божественной воли». «Это показывает, что подвиг послушания призван возводить подвижника к ипостасному образу бытия: его личность постепенно включает в себя всё большее число других личностей(???) до тех пор пока не научится в любви охватывать всё человечество». «Старчество носит характер таинства в Церкви». «Старчество позволяет преодолеть состояние падения в человеке и восстановить истинную свободу ученика». Из-за неточностей получается, что спасения возможно старчеством самим по себе без Церкви, без Таинств, без которых невозможно преодолеть состояние падения. Или «В его христологии ( в главе о Великом Инквизиторе) подчёркиваются гуманистический и нравственный моменты..». Ясно, что в христологии не может быть гуманистического момента и более того у Достоевского не может быть никакой христологии, потому как он ею никогда не занимался.
[6] .
[7] Свят. Тихон Задонский т. 3 стр. 52
[8] Свят. Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству. Соч.т5.,стр 71.Спб, 1905
[9] Там же стр. 71-72
[10] Хотя проповедующих это новое учение письменно не так много. За то много тех, кто пытается внедрять подобные учения на бытовом уровне. Всё же большинство исследователей полностью согласны со святителем Если например, иеромонах Митрофан (Волкодав) пишет в своей книге «Основы духовной жизни по славянскому «добротолюбию»: «Человеческий ум без руководителя не может взойти на небо, поэтому в Священном Писании приводится много поучительных примеров необходимости послушания наставникам… По правилам общежития иноку нужно полностью повиноваться своему игумену (духовнику), от которого и постриг принял, и без сомнения исполнять всё, что он говорит…» Казалось бы автор выводит учение о слепом послушании, и даже говорит о невозможности спастись без руководителя, но в другом месте читаем: «Большим благом является вопрошение обо всём, однако только искусных. Неискусных же спрашивать очень вредно… Неискусные наставники многих несмысленных повредили, вместо исцеления только укорили и ввергли в отчаяние Хоть и важно исповедовать свои помыслы духовнику, но идти надо не ко всякому, а только к духовному и рассудительному». Иеромонах Игнатий ещё более категоричен: «Такое послушание невозможно без старца, и, даже если есть старец, оно очень затруднительно при отсутствии возможности непрестанного жительства при нём. Однако, как известно, спрос диктует предложение. Поиграть в духоносных наставников – соблазн серьёзный. Кроме угождения своему тщеславию «старец» может приобрести в этой игре и многие чисто земные выгоды». И приводит далее слова святителя Игнатия: «…Душепагубное актёрство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании – послушании, суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть»… Удивительно, что со всеми согласен даже известный оригинальностью своих мнений профессор А.И.Осипов: «Духовный отец только, тот может быть, может иметь у себя в послушании – кто достиг действительного бесстрастия, кто видит душу человека». Послушание и молитва сегодняшнего христианина, согласно св. Игнатию Брянчанинову. Радиостанция «Радонеж». Эфир 15.07.03 г. иеродиакон Николай: «Для этого старец непременно должен обладать, наряду со множеством иных необходимых добродетелей и даром духовного рассуждения, то есть способностью распознавать в молитве волю Божию, что позволяет его ответам носить исключительно духовный, «пророческий» характер».
[11] Наверное, нет необходимости подробно останавливаться на этой работе, по признанию самого автора являющейся просто ответом какое-то письмо. Но что сразу же бросается в глаза, что автор вносит вольно или невольно путаницу в вопрос о послушании. Начав с описания монашеского послушания, автор неожиданно кончает послушанием мирских людей духовнику. Что собственно и нельзя назвать послушанием. Смысл послушания в отсечении своей воли, а не в разборе отдельных вопросов духовной жизни или просто в исповеди. Смысл монашеского послушания не в том, чтобы что-то делать по благословению старца, а в том, чтобы всё делать по его благословению. Перенесение же этого послушания на мирскую жизнь приводит просто к лукавству, которое даёт обильные и пагубные плоды в мирской жизни. Некоторые примеры подобного послушания настолько чудовищны, что просто нет возможности здесь о них говорить.
Но такое окончание труда иеромонаха закономерно. Нынешнее попечение о послушании упирается именно в обеспечение церковной дисциплины.
[12] Семипалатинск. 1900. С.84. цит. по Иеродиакон Николай (Сахаров). Учение архимандрита Софрония о старчестве: старчество и послушание в богословии архимандрита Софрония (Сахарова). Начало.№10, 2002.
[13] Борисоглебский Г. Сказание о житии оптинского старца о.иером. Амвросия. М.1893 .С.53. цит. по. Иеродиакон Николай (Сахаров
[14] «Путь ко спасению». Цит. по. Иеродиакон Николай (Сахаров
[15] «Ибо у добрыхъ учителей и уроки добрые, а у злыхъ, конечно, злые. Когда лукавый нашъ противоборникъ не в силах убедить насъ, чтобы оставались в мирском смятении и погибели: спешитъ он убедить, чтобы не предавали себя строгой жизни, или такому мужу, который все грехи наши выводитъ намъ предъ взоры и исправляетъ ихъ, но чтобы вверились кому-нибудь изъ старстныхъ славолюбцевъ, удовлетворяющихъ собственныя свои страсти подъ предлогомъ снисхождения къ живущимъ съ нимъ вместе, чтобы такимъ образомъ, незаметно соделавъ насъ опять многострастными, опутать насъ собственными узами греха. А если поручишь себя мужу, украшенному многими доблестями, тосоделаешься наследникомъ благъ. Какия въ немъ, и будешь весьма блаженъ предъ Богомъ и предъ людьми. Но если щадя тело свое, отъищешь учителя снисходительного къ страстямъ твоимъ, или, лучше сказать вместе с тобою падающаго: тонапрасно ты вступал на подвиг отречения от мира; потому что предался страстной жизни, взял себе слепаго волждя к яме». Свт. Василий Великий. Слово подвижническое и увещание об отречении от мира. Творения.Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901, Ч. 5. С. 41-42
[16] Старец Иосиф Афонский Изложение монашеского опыта стр. 293
[17] Жемчужины. Стр.120
[18] Любопытно, что независимо от автора данной работы именно на эту книгу, и именно на этот эпизод обращает внимание диакон Владимир Соколов выступившей с критическим анализом мнений о.Доримедонта в газете «Православная Москва». Вот что он пишет по этому поводу: «Такое послушание превращается в идолопоклонство. Послушание становится превыше не только поста и молитвы, но и превыше заповеди Божией. Мнение старца выше мудрости Божией. Заповедь Божия подменяется преданием человеческим (Мк.7:8) – старец поставляется на место Бога. Такое понимание послушания идет вразрез со святоотеческим учением, ибо таким послушанием нарушается основной постулат нравственности: благая цель достигается только благими средствами. Автор, слава Богу, понимает это: он, ссылаясь на мнение святых отцов, говорит о том, что непослушание можно проявить в случае сомнительного в отношении нравственности послушания. Но, тем не менее, мудрование о послушании, описанное выше, начинается не на пустом месте – оно вырастает всегда на почве непонимания святоотеческого наследия». Диакон Владимир Соколов / «Православная Москва», № 21-22 (279-280), ноябрь 2002 г
[19] Диакон Владимир Соколов. В той же статье справедливо замечает: «Когда иеромонах Доримедонт утверждает, что «сличение говоримого учителем и настоятелем со священным Писанием и святоотеческим творениями», на котором настаивает преподобный Симеон, возможно только до вступления в послушание, – то он, по существу делает тоже самое – мнение старца ставит выше Писания и творения святых отец. От такого богословия уже легко перебрасывается мост и к возможности нарушения через послушание заповеди Божией. Поэтому сомневаться не приходится – младостарчество рождается из описанного выше богословия о послушании простым перенесением уникального опыта послушания древних отцов подвижников на любого приходского духовника» (Выделение – П.Т.). Диакон Владимир очень точно заметил цель этих изысканий афонского монаха – оправдать послушание на приходском уровне. А следующий пункт – перенесение монашеского послушания на каноническое устройство Церкви. О том, что механический перенос учения древних отцов о послушании в современную и тем более мирскую жизнь пишет и другой исследователь: «Нужен ли современному христианину путь послушания, в том виде, в каком он был у древних послушников? Такой путь был недоступен для мирян даже в цветущие времена христианства». Иеромонах Игнатий (Душеин) Что такое послушание.
[20] Иеродиакон Николай: «У новоначального к старцу, подобно как к самому Богу, должна быть абсолютная вера»
[21] Тут и возникает необходимость признать существование авторитета. Как известно православная вера отвергает возможность авторитета. Но это относится к юридическому пониманию авторитета, то есть признание авторитета за той или иной должностью. В церкви авторитет может принадлежать только святому человеку, стяжавшему Дух Святой, и таким образом достигшего не верха иерархической лестницы, но верха Лествицы, возносящей от дольнего мира к горнему. Потому что авторитетом может быть только преуспевший в христианской жизни, а этим является именно человек достигший обожения, святости. Отметим относительность такого авторитета: святой человек может пасть, может быть не узнан своими современниками. Такой авторитет и предполагает послушание ему.
[22] Иеромонах Игнатий (Душеин) пишет: «Часто многие настоятели приходов и монастрырей полагают, что сама по себе их должность уже предоставляет им право быть духовными руководителями своих подчинённых. Сознательноили по неведению они путают духовное послушание с дисциплинарными «послушаниями». В реальной церковной жизни, особенно в монастырях, слово «полсушание»закрепилось за всеми видами работ в монастыре. Куда паломника или послушника не пошлют работать – всюду он «на послушании». В такой терминологии нет ничего страшного, если помнить чтотакое духовное послушание (о чёмбыло написано выше) и что такое дисциплинарное послушание, и не смешивать эти две разные вещи. А смешивают их нередко и сами настоятели для удобства управления приходом или обителью. К примеру: хочет батюшка чтобы прихожанка просфоры пекла. Если просто скажет: «Марья, просфоры испеки», она может иотказаться, а если изречёт: «Тебе, Мария, послушание испечь к завтрашней службе просфоры» – успех гарантирован. К сожалению, этот успех может иметь положительный характер лишь в земном плане. В духовном плане он вреден, так как основан на лжи» (Выделено –П.Т.)
[23] «Однажды, говоря о послушании, на замечание архимандрита (будущего святителя Игнатия Брянчанинова), что иноческое послушание старцу не допускает никакого рассуждения, владыка Московский (митрополит Филарет (Дроздов)) заметил, что ныне уже таких послушников нет. Архимандрит отвечал, что, так как это, главным образом, зависит от воспитания, то есть и ныне послушники, хотя и редко, которые принимают это учение по образу древних новоначальных, и сослался на келейного послушника своего, сопровождавшего его, архимандрита, в этот приезд к владыке. Высокопреосвященный пожелал его видеть и видеть опыт такого послушания. Келейный архимандрита по имени Степан был позван и представлен владыке. Архимандрит говорит ему: «Степан покажи язык владыке!» Тот высунул язык, не рассуждая и не конфузясь – и был отпущен» (Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова», М.2002, С. 207. Впоследствии этот Стефан сподобился блаженной кончины. Обратим внимание, что послушание возникает не автоматически между старцем и послушником, но является результатом воспитания послушника. Отметим, что подобные примеры хорошо иллюстрируют необходимость веры в старца.
[24] Нельзя удержаться и не привести ещё одного слова преп. Феодора Студита: «Братья и отцы! По собственному желанию я веду с вами беседу, а не по принуждению, хотя и нужда мне належит беседовать с вами. Ревную бо по вас Божию ревностию (2 Кор.11:2), хотя я и грешен, и очень радуюсь о вашем преуспеянии. Если же и приходится часто огорчать вас, как было и накануне, то и это не яко да оскорбитеся, но любовь да познаете, юже имам изобильно к вам (2 Кор.2:4), – так как любящий усердно воспитывает, Который бо есть сын, егоже не наказует отец (Евр.12:7)? – да будете совершенни всецели, ни в чём же лишени (Иак.1:4) Ибо вас я в особенности одобряю и свидетельствую, что вы и послушны и покорны, и исполняете отеческие заповеди, так что я не знаю, есть ли другие подобные из состоящих в послушничестве в отношении. И я говорю вам не лесть, а истину. Ибо кто до такой степени единодушен с отцем или так последует игумену в том, что согласно с заповедью Господа, как явились вы отличившимися в обоих отношениях? И об этом свидетельствуют ссылки и преследования, тюрьмы и другие бедствия, противостояние даже до крови, когда вы сражаетесь против греха (Евр.12:4). И сие не от вас, а дар Бога (Еф.2:8), от Которого и похвала». Преподобный Феодор Студит. Малое оглашение. Слова. М.2000. С.195.
[25] Свящ. Дионисий Тацис. Архондарик под открытым небом стр. 21
[26] Иеродиакон Николай: «Согласно святоотеческому преданию, послушание неразрывно связано с любовью». Богословское сопряжение Божнственного бытия и человеческого Его образа позволило о. Софронию (Сахарову – П.Т.) более непосредственно увидеть в монашеском послушании выражение богоподобной любви».
[27] Но послушание именно Богу, которое в монашеской жизни может осуществляться через посредство старца.
[28] Архим Софроний Старец Силуан, стр. 38
[29] Любопытно, что преп. Феодор Студит сравнивает мученичество и послушание. Второй – лёгкий по сравнению с первым путь, которым достигаются все духовные плоды первого. «… Вникните, какими малыми и сколь не многими трудами дано нам стяжать Царство Небесное. Мы не проливаем, как мученики, кровь; членов наших не отсекают, костей не сокрушают; но если мы прилагаем к своим лёгким и не многим трудам отречение от своей воли, с желанием Богу угодить и братиям с любою послужить (выделено мною П.Т.), то через это делаемся подобными многострадальным мученикам, и даже Самому Господу, за нас распятие и смерть подъявшему. Благодушествуйте же, трудитесь! Вас ждут венцы мученические!» (слово 20
[30] Профессор Осипов, в упомянутом выше выступлении по радио, справедливо отмечает: «Ведь сплошь и рядом мы видим, что послушание понимается так, как мы нередко видим в сектантских общинах, в сектантских организациях – когда у них глава и вождь является диктатором всей общины. Люди сейчас смешивают дисциплину и послушание, не понимая того, какое различие между тем и другим».
[31] М.А. Новосёлов. Письма к друзьям. М. 1994 С.138
[32] Преподобный Феодор Студит. Малое оглашение. Слова. М.2000. С.122-123.
[33] В другом месте он же развивает эту мысль: «обще сказать, мы мнози едино тело есмы о Христе, а по единому друг другу уди (Рим.12, 5): один занимает место глаза, другой – уха; тот – носа, а этот – языка; иной – руки, а ещё иной – ноги. Ели все члены не будут делать каждый своё дело, а начнут спорить требуя – глаз– слышать, ухо – обонять, нос – говорить, язык – осязать, рука – ходить, не разстроится ли не сгибнет ли всё тело? Еслиж это так, то каждый своё послушание пусть исполняет, и какое приял от Бога дарование, тем пусть служит на общую пользу, содержа в мысли, что участь наша в руке Божией». Слово 328. Добротолюбие т.4 ещё: «Все вы друг для друга послушники, друг другу помощники, как живые члены одного тела. Если глаз не станет руководить руки, если одна рука не станет поддерживать другую, если нога не станет ступать также как сего требует благо всего тела, если вообще каждый член начнёт действовать по своей воле; то они не только своей крепости не сохранят, но с разстроением себя самих, разстроят и всё тело. Потому да радуется всяк, когда ему придётся поболее потрудиться для других, терпя хлад, дождь и жар; да плачет же и сокрушается сидящий без дела, как непотребный член, в теле не для тела живущий и достойный одного отсечения» (слово 2).
[34] Иеромонах Антоний (Святогорец). Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. С. 48-49
[35] Иеромонах Антоний Святогорец. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. М. 2001. Издательство Л[то. С.80-81