ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ 12 АПРЕЛЯ

ПРАВОСЛАВНЫЙ    КАЛЕНДАРЬ   12  АПРЕЛЯ - 855045490097
12 апреля 2017 г. ( 30 марта ст.ст.), среда.
Страстная седмица. Великий пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
Великая Среда (икона)
Прп. Иоанна (икона) Лествичника. Свт. Софрония (икона), еп. Иркутского. Прор. Иоада. Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита. Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (икона). Прп. Иоанна безмолвника. Прп. Зосимы, еп. Сиракузского.
ПРАВОСЛАВНЫЙ    КАЛЕНДАРЬ   12  АПРЕЛЯ - 855045537969
ПРАВОСЛАВНЫЙ    КАЛЕНДАРЬ   12  АПРЕЛЯ - 855045537713
ЧТЕНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ И БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ

Христианские святыни. Монастырь прп. Харитона
Исповедника в Иудейской пустынеУтр. - Ин. XII:17-50 (зач. 41 от полý). Лит. - Мф. XXVI:6-16 (зач. 108). Литургия Преждеосвященных Даров. На литургии после «Буди Имя Господне...» 3 великих поклона, обычно с молитвой прп. Ефрема Сирина, после чего земные поклоны прекращаются до дня Святой Троицы (кроме поклонов у Святой Плащаницы).
Читаем Евангелие вместе с Церковью. 12 апреля 2017г
Ве­ли­кая Сре­да
Ночь со втор­ни­ка на сре­ду Иисус Хри­стос в по­след­ний раз пе­ред сво­ей смер­тью про­вел в Вифа­нии. Здесь в до­му Си­мо­на про­ка­жен­но­го уго­то­ва­на бы­ла для Спа­си­те­ля ве­че­ря. Же­на-греш­ни­ца, узнав, что Он воз­ле­жит в до­му фа­ри­се­е­вом, при­сту­пи­ла к Нему с ала­васт­ро­вым (але­баст­ро­вым) со­су­дом ми­ра цель­но­го дра­го­цен­но­го и воз­ли­ла Ему на гла­ву, в знак сво­ей люб­ви и бла­го­го­ве­ния к Нему (Лк.7:36-50). Уче­ни­ки Его жа­ле­ли о тра­те ми­ра: мо­жа­ше бо сие, го­во­ри­ли они, про­да­но бы­ти вя­щи­ле трех сот пе­няз и да­ти­ся ни­щим. Но Иисус Хри­стос за­пре­тил сму­щать же­ну и по­хва­лил ее: де­ло бо доб­ро со­де­ла о Мне, ска­зал Он. Все­гда бо ни­щыя има­те с со­бою, и егда хо­ще­те, мо­же­те им доб­ро тво­ри­ти: Мене же не все­гда има­те. Воз­лив­ши сия ми­ро на те­ло Мое, на по­гре­бе­ние Мя со­тво­ри. Аминь гла­го­лю вам: иде­же аще про­по­ве­да­но бу­дет Еван­ге­лие сие, во всем ми­ре, ре­чет­ся и еже со­тво­ри сия, в па­мять ея. Так, по сло­ву Хри­сто­ву, де­лом доб­рым долж­но счи­тать не од­но бла­го­тво­ре­ние ближ­ним нуж­да­ю­щим­ся, но и по­силь­ное вы­ра­же­ние люб­ви к Бо­гу и ближ­ним; не од­но бла­го­тво­ре­ние ближ­ним, ко­то­рых ви­дим, но и при­но­ше­ние Са­мо­му Бо­гу, Ко­то­ро­го не ви­дим, бла­го­дат­но при­сут­ству­ю­ще­му во хра­мах!Меж­ду тем, как Иисус Хри­стос воз­ле­жал в до­му Си­мо­на, пер­во­свя­щен­ни­ки, книж­ни­ки и ста­рей­ши­ны иудей­ские, по­сто­ян­но на­блю­дая за Гос­по­дом, со­брав­шись у пер­во­свя­щен­ни­ка Ка­иа­фы, со­ве­то­ва­лись, как бы взять Иису­са Хри­ста хит­ро­стью и убить. Но го­во­ри­ли: толь­ко не в празд­ник, чтобы не сде­ла­лось воз­му­ще­ния в на­ро­де. То­гда в без­за­кон­ное сбо­ри­ще при­хо­дит Иуда Ис­ка­ри­от, один из две­на­дца­ти уче­ни­ков Иису­са Хри­ста и пред­ла­га­ет: что ми хо­ще­те да­ти, и аз вам пре­дам его? С ра­до­стью при­ня­ли непра­вед­ные су­дии ко­вар­ный умы­сел Иуды, за­ра­жен­но­го ко­ры­сто­лю­би­ем, и по­ста­ви­ша ему три­де­сят среб­ре­ник. От­то­ле небла­го­дар­ный уче­ник ис­ка­ше удоб­на вре­ме­ни да пре­даст Спа­си­те­ля ми­ра (Мф.26:3-16. Мк.14:1-11). Ис­пол­няя сло­ва Гос­по­да о жене, за два дня до смер­ти Его по­ма­зав­шей Его ми­ром: во всем ми­ре ре­чет­ся и еже со­тво­ри сия, в па­мять ея, Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Ве­ли­кую Сре­ду вос­по­ми­на­ет пре­иму­ще­ствен­но о жене греш­ни­це, воз­лив­шей ми­ро на гла­ву Спа­си­те­ля, про­по­ве­дуя ми­ру, еже со­тво­ри сия, в па­мять ея, и вме­сте об­ли­ча­ет пре­да­тель­ство Иуди­но. Си­нак­сарь на Ве­ли­кую Сре­ду на­чи­на­ет­ся сти­ха­ми:Же­на по­ла­га­ю­щи те­ле­си Хри­сто­ву ми­роНи­ко­ди­мов пред­при­ят[17] смир­на­лой.«Се лу­ка­вый со­вет, – пла­чев­но вос­пе­ва­ет Цер­ковь в Ве­ли­кую Сре­ду, – во­ис­ти­ну со­брал­ся неисто­во: как осуж­ден­ни­ка осу­ди­те го­ре Си­дя­ще­го, и Су­дию всех Бо­га. Иуда льстец, среб­ро­лю­бия ра­чи­тель­ству­яй, пре­да­ти Тя, Гос­по­ди, Со­кро­ви­ще жи­во­та, те­чет к иуде­ям». «Греш­ни­ца при­нес­ла к но­гам Хри­сто­вым гла­ву свою, – как го­во­рит и св. Зла­то­уст[18], – Иуда про­стер ру­ки к без­за­кон­ным; та ис­ка­ла остав­ле­ния гре­хов, а сей взять среб­ре­ни­ки. Греш­ни­ца при­нес­ла ми­ро для по­ма­за­ния Гос­по­да: уче­ник со­гла­ша­ся с без­за­кон­ны­ми, она ра­до­ва­лась, тра­тя ми­ро мно­го­цен­ное: этот за­бо­тил­ся про­дать Неоце­ни­мо­го; она Вла­ды­ку по­зна­ва­ла, а этот от Вла­ды­ки уда­лял­ся; она осво­бож­да­лась от гре­ха, а сей де­лал­ся плен­ни­ком его».О жене-греш­ни­це и о пре­да­тель­стве Иуди­ном Цер­ковь вос­по­ми­на­ет в Ве­ли­кую Сре­ду с древ­них вре­мен. В 4 ве­ке Ам­фи­ло­хий, епи­скоп Ико­ний­ский, Иоанн Зла­то­уст го­во­ри­ли бе­се­ды в Ве­ли­кую Сре­ду о жене-греш­ни­це, по­ма­зав­шей Иису­са Хри­ста ми­ром. Рав­но Ис­и­дор Пе­лу­сиот упо­ми­на­ет о ней в сво­ем пи­са­нии и от­но­сит ее зна­ме­на­тель­ное вы­ра­же­ние ве­ры и люб­ви к Спа­си­те­лю к Ве­ли­кой Сре­де[19]. В 8 ве­ке Кось­ма ма­и­ум­ский, в 9 пре­по­доб­ная Кас­сия со­чи­ни­ли мно­гие сти­хи­ры для бо­го­слу­же­ния в Ве­ли­кую Сре­ду, ныне ис­пол­ня­е­мые в этот день. Св. Зла­то­уст в 80 бе­се­де сво­ей на Еван­ге­лие от Мат­фея го­во­рит о жене-греш­ни­це: эта же­на, по-ви­ди­мо­му, есть од­на и та же у всех Еван­ге­ли­стов: но нет. Три еван­ге­ли­ста, мне ка­жет­ся, го­во­рят об од­ной и той же; но Иоанн – о дру­гой, неко­то­рой чуд­ной жене – сест­ре Ла­за­ря. Еван­ге­лист не про­сто упо­мя­нул о про­ка­зе Си­мо­на, но с тем, дабы по­ка­зать при­чи­ну, по­че­му же­на с дерз­но­ве­ни­ем при­сту­пи­ла к Иису­су. По­ели­ку про­ка­за ка­за­лась ей бо­лез­нию нечи­стою и гнус­ною, и меж­ду тем она ви­де­ла, что Иисус ис­це­лил че­ло­ве­ка и очи­стил про­ка­зу, – ина­че не вос­хо­тел бы остать­ся у про­ка­жен­но­го: то она возы­ме­ла на­деж­ду, что Иисус лег­ко очи­стит и ду­шев­ную ея нечи­сто­ту.Ис­пол­ни­лось то, что Хри­стос пред­ска­зал о жене-греш­ни­це. Ку­да не пой­дешь во все­лен­ной, вез­де слы­шишь, что воз­ве­ща­ют об этой жене; хо­тя она не зна­ме­ни­та и не име­ла мно­гих сви­де­те­лей. Кто же это воз­ве­стил и про­по­ве­дал? Си­ла То­го, Кто пред­ска­зал сие. Про­шло столь­ко вре­ме­ни, а па­мять об этом про­ис­ше­ствии не ис­тре­би­лась; и пер­сы, и ин­дей­цы, и ски­фы, и фра­ки­ане, и сар­ма­ты, и по­ко­ле­ние мав­ров, и жи­те­ли Бри­тан­ских ост­ро­вов по­вест­ву­ют о том, что сде­ла­ла же­на-греш­ни­ца тай­но в до­ме.Услышь­те все среб­ро­люб­цы, страж­ду­щие Иуди­ною бо­лез­нию, услышь­те и бе­ре­ги­тесь стра­сти среб­ро­лю­бия. Ес­ли тот, кто на­хо­дил­ся с Хри­стом, тво­рил чу­де­са, поль­зо­вал­ся та­ким уче­ни­ем, низ­верг­ся в то­ли­кую без­дну от то­го, что не был сво­бо­ден от этой бо­лез­ни: то тем бо­лее вы, не слы­шав­шие да­же Пи­са­ния и все­гда при­креп­ля­ю­щи­е­ся к на­сто­я­ще­му, удоб­но мо­же­те быть улов­ле­ны этою стра­стию, ес­ли не бу­де­те при­ла­гать непре­стан­но­го по­пе­че­ния.Как же Иуда сде­лал­ся пре­да­те­лем, спро­сишь ты, ко­гда он при­зван Хри­стом? Бог, при­зы­вая к Се­бе лю­дей, не на­ла­га­ет необ­хо­ди­мо­сти и не де­ла­ет на­си­лия во­ле тех, кои не же­ла­ют из­брать доб­ро­де­те­ли, но уве­ще­ва­ет, по­да­ет со­ве­ты, все де­ла­ет, вся­че­ски ста­ра­ет­ся, дабы по­бу­дить их со­де­лать­ся доб­ры­ми: еже­ли же неко­то­рые не же­ла­ют быть доб­ры­ми, Он не при­нуж­да­ет!. Гос­подь из­брал Иу­ду в лик апо­сто­лов, по­то­му что он пер­во­на­чаль­но был до­сто­ин это­го из­бра­ния».На утре­ни в Ве­ли­кую Сре­ду Цер­ковь бла­го­вест­ву­ет про­ро­че­ские сло­ва Гос­по­да о мно­го­плод­ной смер­ти Его; о про­слав­ле­нии Его гла­сом Бо­га От­ца: при­и­де глас с небе­се: и про­сла­вих и па­ки про­слав­лю, и что он есть свет ми­ра (Ин.12:17-50).В день пре­да­ния Гос­по­да на стра­да­ния и смерть за гре­хи на­ши, ко­гда Он про­стил гре­хи жене-греш­ни­це, Цер­ковь по со­вер­ше­нии Ча­сов окан­чи­ва­ет, по древ­не­му обык­но­ве­нию, чте­ние мо­лит­вы: «Вла­ды­ко мно­го­мило­сти­ве, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте Бо­же», ко­то­рой она в про­дол­же­ние Ве­ли­ко­го по­ста еже­днев­но, на бо­го­слу­же­нии по­ве­че­рия, при пре­кло­не­нии глав и ко­лен пред­сто­я­щи­ми, хо­да­тай­ству­ет пред Бо­гом о да­ро­ва­нии нам остав­ле­ния пре­гре­ше­ний на­ших. В по­след­ний так­же раз в Ве­ли­кую Сре­ду со­вер­ша­ет­ся Ли­тур­гия пре­ждео­свя­щен­ных да­ров, на ко­то­рой Цер­ковь бла­го­вест­ву­ет о жене, по­ма­зав­шей Гос­по­да ми­ром, и о ре­ши­мо­сти Иуды пре­дать Гос­по­да (Мф.26:6-16). В Ве­ли­кую Сре­ду пре­кра­ща­ют­ся и ве­ли­кие по­кло­ны, тво­ри­мые при мо­лит­ве св. Еф­ре­ма Си­ри­на: «Гос­по­ди и Вла­ды­ко жи­во­та мо­е­го «и проч. По­сле сре­ды по­ста­нов­ле­но со­вер­шать эту мо­лит­ву до Ве­ли­ко­го Пят­ка толь­ко ино­кам в ке­ли­ях[20]. Та­ким об­ра­зом мо­лит­ва св. Еф­ре­ма Си­ри­на в сре­ду сед­ми­цы сыр­ной на­чи­на­ет­ся, и в Сре­ду Страст­ную окан­чи­ва­ет­ся. Обык­но­ве­ние окан­чи­вать чин ве­ли­ко­пост­но­го бо­го­слу­же­ния в Ве­ли­кую сре­ду есть древ­нее. О нем упо­ми­на­ет в 4 ве­ке Ам­вро­сий ме­дио­лан­ский[21].
ПРАВОСЛАВНЫЙ    КАЛЕНДАРЬ   12  АПРЕЛЯ - 855046352049
Мульткалендарь. 12 апреля 2017г
Святитель Софроний Иркутский, епископ
ДНИ ПАМЯТИ:12 апреля – Преставление
ПРАВОСЛАВНЫЙ    КАЛЕНДАРЬ   12  АПРЕЛЯ - 855045600689
Свя­ти­тель Со­фро­ний, епи­скоп Ир­кут­ский и всея Си­би­ри чу­до­тво­рец, из­вест­ный под фа­ми­ли­ей Кри­сталев­ский, ро­дил­ся в Ма­ло­рос­сии, в Чер­ни­гов­ском пол­ку в 1704 го­ду. Отец его, На­за­рий Фе­до­ров, был «поспо­ли­тый че­ло­век, бель­цем его, Со­фро­ния, зва­ли Сте­фа­ном», в честь пер­во­му­че­ни­ка ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на. У него бы­ло два бра­та и сест­ра Пе­ла­гея. Имя од­но­го бра­та – Па­вел, имя дру­го­го, стар­ше­го, неиз­вест­но, но есть све­де­ния, что он был впо­след­ствии на­мест­ни­ком Крас­но­гор­ско­го Зо­ло­то­нош­ско­го мо­на­сты­ря.Дет­ские го­ды Сте­фа­на про­хо­ди­ли в ме­стеч­ке Бе­ре­зань Пе­ре­я­с­лав­ско­го уез­да Пол­тав­ской гу­бер­нии, где по­се­ли­лась се­мья по­сле уволь­не­ния от­ца со служ­бы. С воз­рас­том Сте­фан по­сту­пил в Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию, где в то вре­мя обу­ча­лись два дру­гих бу­ду­щих свя­ти­те­ля – Иоасаф, епи­скоп Бел­го­род­ский (па­мять 4 сен­тяб­ря и 10 де­каб­ря), и Па­вел, мит­ро­по­лит То­боль­ский.По­лу­чив ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние, Сте­фан по­сту­пил в Крас­но­гор­ский Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь (позд­нее пе­ре­име­но­ван в По­кров­ский, а с 1789 го­да пре­об­ра­зо­ван в жен­ский мо­на­стырь), где уже под­ви­зал­ся его стар­ший брат. 23 ап­ре­ля 1730 го­да он при­нял по­стриг с име­нем Со­фро­ний, в честь свя­ти­те­ля Со­фро­ния, пат­ри­ар­ха Иеру­са­лим­ско­го (па­мять 11 мар­та).В ночь по­сле по­стри­же­ния в мо­на­ше­ство инок Со­фро­ний услы­шал в По­кров­ском хра­ме го­лос: «Ко­гда бу­дешь епи­ско­пом, по­строй храм во имя Всех свя­тых», – пре­ду­ка­зав­ший его бу­ду­щее слу­же­ние. Через два го­да, в 1732 го­ду, его вы­зва­ли в Ки­ев, где в Со­фий­ском со­бо­ре хи­ро­то­ни­са­ли в сан иеро­ди­а­ко­на, а по­том – иеро­мо­на­ха. О по­сле­ду­ю­щем пе­ри­о­де жиз­ни свя­ти­те­ля Со­фро­ния в его фор­му­ля­ре го­во­рит­ся сле­ду­ю­щее: «По­сле по­свя­ще­ния в оном Зо­ло­то­нош­ском мо­на­сты­ре каз­на­че­ем был два го­да, а по­том взят по ука­зу Пе­ре­я­с­лав­ской епар­хии прео­свя­щен­но­го Ар­се­ния Бер­ло­ва в дом его ар­хи­ерей­ский, в ко­то­ром был эко­но­мом 8 лет по взя­тие в Алек­сан­дро-Нев­ский мо­на­стырь, от ко­то­ро­го во оные го­ды в 1735 го­ду по­слан был в Санкт-Пе­тер­бург за де­ла­ми его ар­хи­ерей­ски­ми, за ко­то­ры­ми в хо­да­тай­стве пре­был два го­да».Эти дан­ные до­ста­точ­но кон­крет­но сви­де­тель­ству­ют о свя­зи свя­ти­те­ля с род­ной ему По­кров­ской оби­те­лью. Про­хо­дя по­слу­ша­ние у пра­вя­ще­го ар­хи­ерея в Пе­ре­я­с­ла­ве, он ча­сто уеди­нял­ся в сво­ем мо­на­сты­ре, про­во­дя дни в без­молв­ном со­зер­ца­нии и тру­де, по­ка­зы­вая при­мер ино­че­ско­го де­ла­ния бра­тии.Во вре­мя пре­бы­ва­ния иеро­мо­на­ха Со­фро­ния по ар­хи­ерей­ским де­лам в Си­но­де на него об­ра­ти­ли осо­бое вни­ма­ние. И ко­гда воз­ник­ла необ­хо­ди­мость по­пол­нить брат­ство Алек­сан­дро-Нев­ско­го мо­на­сты­ря в Санкт-Пе­тер­бур­ге, то в чис­ле 29 ино­ков, вы­зван­ных из раз­ных мо­на­сты­рей Рос­сии, в ян­ва­ре 1742 го­да был вы­зван и бу­ду­щий свя­ти­тель. Год спу­стя его на­зна­чи­ли каз­на­че­ем мо­на­сты­ря, а в 1746 го­ду он был утвер­жден в долж­но­сти на­мест­ни­ка оби­те­ли, ко­то­рую ис­пол­нял бо­лее се­ми лет.В по­мощь се­бе он вы­звал сво­е­го зем­ля­ка, уро­жен­ца го­ро­да При­лу­ки, иеро­мо­на­ха Си­не­сия и по­ста­вил его стро­и­те­лем Но­во-Сер­ги­е­вой пу­сты­ни, при­пи­сан­ной к Алек­сан­дро-Нев­ско­му мо­на­сты­рю. С это­го вре­ме­ни друж­ба двух по­движ­ни­ков – иеро­мо­на­ха Со­фро­ния и иеро­мо­на­ха Си­не­сия – все бо­лее креп­ла в еди­ном пас­тыр­ском де­ла­нии, они уже бы­ли нераз­луч­ны вплоть до сво­ей кон­чи­ны на Си­бир­ской зем­ле. В эти го­ды свя­ти­тель Со­фро­ний мно­го тру­дов по­ло­жил на бла­го­устрой­ство оби­те­ли и по улуч­ше­нию пре­по­да­ва­ния в на­хо­див­шей­ся при ней се­ми­на­рии. Сов­мест­но с ар­хи­епи­ско­пом Фе­о­до­си­ем он за­бо­тил­ся о долж­ном уком­плек­то­ва­нии мо­на­стыр­ской биб­лио­те­ки.При нем бы­ла по­стро­е­на двух­этаж­ная цер­ковь: верх­няя, во имя свя­то­го Фе­о­до­ра Яро­сла­ви­ча, стар­ше­го бра­та свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го, и ниж­няя, во имя свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста.В 1747 го­ду скон­чал­ся Ир­кут­ский епи­скоп Ин­но­кен­тий II (Неру­но­вич). Шесть лет са­мая боль­шая по тер­ри­то­рии Ир­кут­ская епар­хия оста­ва­лась без ду­хов­но­го окорм­ле­ния.На­ко­нец, им­пе­ра­три­ца Ели­за­ве­та Пет­ров­на (1741–1761) ука­зом от 23 фев­ра­ля 1753 го­да ре­ко­мен­до­ва­ла Свя­тей­ше­му Си­но­ду бла­го­че­сти­во­го на­мест­ни­ка Алек­сан­дро-Нев­ско­го мо­на­сты­ря Со­фро­ния, как «ли­цо, не толь­ко до­стой­ное епи­скоп­ско­го са­на, но и вполне мо­гу­щее оправ­дать же­ла­ние и на­деж­ды го­су­да­ры­ни и Си­но­да – подъ­ять бре­мя епи­скоп­ско­го слу­же­ния на да­ле­кой окра­ине и удо­вле­тво­рить нуж­ды паст­вы в су­ро­вой стране, сре­ди ди­кой при­ро­ды и про­из­во­ла люд­ско­го».18 ап­ре­ля 1753 го­да, в Неде­лю о Фо­ме, в Боль­шом Успен­ском со­бо­ре иеро­мо­нах Со­фро­ний был по­свя­щен во епи­ско­па Ир­кут­ско­го и Нер­чин­ско­го.Пред­ви­дя труд­ное слу­же­ние в от­да­лен­ном Си­бир­ском крае, но­во­по­став­лен­ный свя­ти­тель не от­пра­вил­ся сра­зу в Ир­кут­скую епар­хию, но на­чал под­би­рать об­ра­зо­ван­ных и ду­хов­но опыт­ных со­труд­ни­ков. В это вре­мя свя­ти­тель Со­фро­ний по­се­тил свою первую Крас­но­гор­скую оби­тель. Был и у свя­тынь Ки­е­ва, где ис­пра­ши­вал бла­го­сло­ве­ние на свое слу­же­ние у Ки­е­во-Пе­чер­ских угод­ни­ков. Неиз­мен­ным спут­ни­ком свя­ти­те­ля по-преж­не­му был иеро­мо­нах Си­не­сий, рев­ност­но раз­де­ляв­ший жиз­нен­ные труд­но­сти сво­е­го дру­га.В Москве боль­шие услу­ги свя­ти­те­лю ока­зал ар­хи­епи­скоп Мос­ков­ский и Сев­ский Пла­тон, ко­то­рый участ­во­вал в хи­ро­то­нии иеро­мо­на­ха Со­фро­ния. Он пре­по­дал ему оте­че­ские на­став­ле­ния на пред­сто­я­щий по­двиг, так как был хо­ро­шо зна­ком с осо­бен­но­стя­ми си­бир­ско­го ду­хов­но­го бы­та, пре­ду­пре­ждал о свое­во­лии мест­ных вла­стей и со­ве­то­вал по­до­брать на­деж­ных по­мощ­ни­ков.20 мар­та 1754 го­да свя­ти­тель при­был в Ир­кутск. Вна­ча­ле он за­ехал в Воз­не­сен­ский мо­на­стырь – ме­сто жи­тель­ства сво­их пред­ше­ствен­ни­ков, мо­лил­ся на мо­ги­ле епи­ско­па Ин­но­кен­тия (Куль­чиц­ко­го), ис­пра­ши­вая у него бла­го­сло­ве­ния на пред­сто­я­щий по­двиг.Озна­ко­мив­шись с по­ло­же­ни­ем дел в епар­хии, свя­ти­тель при­сту­пил к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям в Ду­хов­ной кон­си­сто­рии, мо­на­сты­рях и при­хо­дах, об­ра­тил­ся в Свя­тей­ший Си­нод с прось­бой при­слать до­стой­ных лю­дей для свя­щен­но­слу­же­ния в Ир­кут­ской епар­хии.Ко вре­ме­ни при­ез­да свя­ти­те­ля Со­фро­ния ир­кут­ские оби­те­ли уже име­ли по­чти сто­лет­нюю ис­то­рию. Ос­но­ва­те­ли этих мо­на­сты­рей бы­ли ис­пол­не­ны го­ря­чим же­ла­ни­ем ино­че­ско­го, по­движ­ни­че­ско­го жи­тия. Про­ни­ца­тель­ный свя­ти­тель на­зна­чал на­сто­я­те­ля­ми мо­на­сты­рей лю­дей бла­го­че­сти­вых, муд­рых, де­я­тель­ных, с боль­шим жиз­нен­ным и ду­хов­ным опы­том. В 1754 го­ду прео­свя­щен­ный Со­фро­ний воз­вёл сво­е­го дру­га и спо­движ­ни­ка иеро­мо­на­ха Си­не­сия в ар­хи­манд­ри­та Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­ря. Этот до­сто­па­мят­ный на­сто­я­тель по­слу­жил мо­на­сты­рю трид­цать три го­да до сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны. В сен­тяб­ре 1754 го­да свя­ти­тель из­дал указ, в ко­то­ром от­ме­ча­лась оза­бо­чен­ность обу­че­ни­ем и вос­пи­та­ни­ем де­тей ду­хо­вен­ства. Ука­зом ду­хо­вен­ству вме­ня­лось в обя­зан­ность обу­че­ние сво­их де­тей Ча­со­сло­ву, Псал­ти­ри, пе­нию и бук­ва­рю, при­чем уче­ние «долж­но бы­ло ид­ти со вся­ким при­ле­жа­ни­ем и край­ним ра­че­ни­ем, дабы де­ти мог­ли по­но­мар­скую и дьяч­ков­скую обя­зан­ность ис­пол­нять по до­сто­ин­ствам сво­им».Вни­ма­тель­но изу­чая лю­дей и об­ста­нов­ку, в про­по­ве­дях и лич­ных бе­се­дах свя­ти­тель неустан­но по­буж­дал всех к бо­лее вы­со­ким нрав­ствен­ным иде­а­лам. Осо­бое вни­ма­ние он уде­лял бла­го­го­вей­но­му и пра­виль­но­му со­вер­ше­нию бо­го­слу­же­ния и Та­инств свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми, а так­же сле­дил за нрав­ствен­ной чи­сто­той ми­рян, за­бо­тил­ся о по­ло­же­нии жен­щин в се­мье, охра­нял их от неспра­вед­ли­во­го от­но­ше­ния к ним. Свя­ти­тель ста­рал­ся по­все­мест­но во­дво­рить устав­ное бо­го­слу­же­ние, для че­го вы­зы­вал к се­бе свя­щен­ни­ков, диа­ко­нов, дьяч­ков и по­но­ма­рей, ко­то­рые во вре­мя ар­хи­ерей­ско­го бо­го­слу­же­ния участ­во­ва­ли в хо­ре и ипо­ди­а­кон­ство­ва­ли.Объ­ез­жая епар­хию, свя­ти­тель за­ме­тил, что не вез­де уде­ля­ет­ся долж­ное вни­ма­ние цер­ков­но­му бла­го­ве­сту и каж­де­нию и по­то­му ука­за­ми он вос­ста­но­вил пра­виль­ное каж­де­ние и бла­го­вест.При­зван­ный на апо­столь­ское слу­же­ние в этом крае, свя­ти­тель Со­фро­ний со­зна­вал, что, кро­ме про­све­ще­ния ве­ру­ю­щих хри­сти­ан, ему при­дет­ся при­во­дить к ве­ре идо­ло­по­клон­ни­ков, ко­то­рых в Си­би­ри бы­ло очень мно­го.При­во­дить языч­ни­ков к Хри­сто­вой Церк­ви бы­ло труд­но, так как по­рой да­же в хра­мах неко­му бы­ло слу­жить, а за­ни­мать­ся мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­стью и по­дав­но. Зная, как ар­хи­ерей­ское Бо­го­слу­же­ние бла­го­твор­но дей­ству­ет на ино­род­цев, свя­ти­тель не толь­ко сам слу­жил бла­го­го­вей­но, но это­го же тре­бо­вал и от всех кли­ри­ков.Свя­ти­тель Со­фро­ний за­бо­тил­ся об устрой­стве бы­та ма­лых на­ро­дов и спо­соб­ство­вал раз­ви­тию в мест­ном на­се­ле­нии осед­ло­сти и куль­ту­ры, пред­ла­гал им для по­се­ле­ния мо­на­стыр­ские зем­ли и вся­че­ски ста­рал­ся изо­ли­ро­вать от вли­я­ния язы­че­ства. К свя­ти­те­лю по­сто­ян­но при­хо­ди­ли и при­ез­жа­ли из да­ле­ких мест за бла­го­сло­ве­ни­ем мно­го­чис­лен­ные по­се­ти­те­ли.Но сре­ди мно­гих за­бот он не за­бы­вал о сво­ей внут­рен­ней, ду­хов­ной жиз­ни и веч­но­сти и вел по­движ­ни­че­скую жизнь. Об этом со­хра­ни­лось сви­де­тель­ство ке­лей­ни­ка свя­ти­те­ля Со­фро­ния, ко­то­рый со­об­ща­ет, что свя­ти­тель «пи­щу упо­треб­лял са­мую про­стую и в ма­лом ко­ли­че­стве, слу­жил весь­ма ча­сто, боль­шую часть но­чи про­во­дил в мо­лит­ве, спал на по­лу, ове­чий ли мех, оле­нья или мед­ве­жья ко­жа и ма­лая про­стая по­душ­ка – вот и вся его по­стель для непро­дол­жи­тель­но­го сна».Его по­движ­ни­че­ский дух со­от­вет­ство­вал об­ще­му подъ­ему хри­сти­ан­ско­го ду­ха в Рос­сии вслед­ствие про­слав­ле­ния свя­ти­те­лей Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го (па­мять 21 сен­тяб­ря), Фе­о­до­сия Чер­ни­гов­ско­го (па­мять 9 сен­тяб­ря) и осо­бен­но по об­ре­те­нии нетлен­ных мо­щей его пред­ше­ствен­ни­ка – свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия Ир­кут­ско­го (па­мять 9 фев­ра­ля). Это со­бы­тие при­да­ло свя­ти­те­лю Со­фро­нию боль­шие си­лы и все­ли­ло на­деж­ду на по­мощь свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия в его де­ла­нии по устрой­ству епар­хии.До кон­ца сво­их дней свя­ти­тель Со­фро­ний со­хра­нял лю­бовь к Крас­но­гор­ской Зо­ло­то­нош­ской оби­те­ли, ко­то­рая взле­ле­я­ла его в дни юно­сти. Он по­сто­ян­но спо­соб­ство­вал под­дер­жа­нию в ней бла­го­ле­пия, по­сы­лая для это­го необ­хо­ди­мые сред­ства.Чув­ствуя ухуд­ше­ние здо­ро­вья, свя­ти­тель Со­фро­ний по­дал про­ше­ние в Си­нод об уволь­не­нии его на по­кой. Но с от­ве­том из Пе­тер­бур­га мед­ли­ли, по­то­му что бы­ло труд­но сра­зу по­до­брать до­стой­но­го пре­ем­ни­ка. По­след­ние дни жиз­ни свя­ти­тель Со­фро­ний про­во­дил в мо­лит­вен­ном по­дви­ге.Свет, ко­то­рый про­све­тил­ся в доб­рых де­лах свя­ти­те­ля Со­фро­ния, про­дол­жа­ет до­ныне сви­де­тель­ство­вать о сла­ве От­ца Небес­но­го, «ми­ло­стив­но укреп­ля­ю­ще­го свя­тыя Своя». И те­перь не толь­ко в Си­би­ри, на ме­сте по­след­них по­дви­гов свя­ти­те­ля Со­фро­ния, но и на ме­сте его пер­вых по­дви­гов бла­го­го­вей­но хра­нит­ся о нем свя­тая па­мять.Вто­рич­но па­мять свя­ти­те­ля Со­фро­ния со­вер­ша­ет­ся 30 июня (про­слав­ле­ние, 1918).
ПРАВОСЛАВНЫЙ    КАЛЕНДАРЬ   12  АПРЕЛЯ - 855045618609
30 мар­та/12 ап­ре­ля – Пре­став­ле­ниеСем­на­дцать лет го­рел све­тиль­ник ве­ры на свеч­ни­це Ир­кут­ской церк­ви, осве­щая пастве путь в Цар­ствие Небес­ное, но Гос­по­ду бы­ло угод­но за­брать ду­шу свя­ти­те­ля Со­фро­ния, дабы его нетлен­ны­ми остан­ка­ми явить ми­ру Свою сла­ву. Зем­ной по­двиг свя­ти­те­ля за­кон­чил­ся 30 мар­та 1771 го­да во вто­ром ча­су по­по­лу­дни. «Бу­дучи одер­жим нема­лое вре­мя внут­рен­нею же­сто­кою бо­лез­нию», неза­бвен­ный свя­ти­тель скон­чал­ся.Пер­вое чу­до яв­ле­но бы­ло по его успе­нии. По­сле кон­чи­ны, при­шед­шей­ся на вто­рой день Свя­той Пас­хи, при­кры­тый крыш­кой гроб с те­лом свя­ти­те­ля це­лых шесть ме­ся­цев и де­сять дней про­сто­ял по­верх по­ла в устро­ен­ном им Ка­зан­ском при­де­ле Ир­кут­ско­го со­бо­ра. И лишь 8 ок­тяб­ря 1771 го­да со­сто­я­лось пре­да­ние его зем­ле. Все это вре­мя те­ло оста­ва­лось нетлен­ным, что вме­сте с по­дви­гом хри­сти­ан­ской доб­ро­де­те­ли, быв­ши­ми у всех в па­мя­ти, убе­ди­ло жи­те­лей Ир­кут­ска в свя­то­сти по­чив­ше­го иерар­ха. И вско­ре же от гро­ба свя­ти­те­ля на­ча­лись чу­де­са и ис­це­ле­ния боль­ных, с ве­рою об­ра­щав­ших­ся к нему о мо­лит­вен­ной по­мо­щи. Та­ких чу­дес, толь­ко за­пи­сан­ных и про­ве­рен­ных, еще до ка­но­ни­за­ции свя­ти­те­ля на­счи­ты­ва­лось шесть­де­сят во­семь.Сколь­ко незри­мой бла­го­дат­ной по­мо­щи по­да­ва­лось страж­ду­щим ду­шой и те­лом по­сле мо­лит­вы на мо­ги­ле свя­ти­те­ля! Гроб­ни­ца его в Ир­кут­ском Бо­го­яв­лен­ском со­бо­ре слу­жи­ла при­ста­ни­щем для скор­бя­щих, неуга­си­мым ал­та­рем для их мо­литв, воз­но­си­мых еже­днев­но. Год от го­да уве­ли­чи­ва­лось чис­ло мо­ля­щих­ся у гро­ба свя­ти­те­ля. К его мо­ги­ле ста­ли при­хо­дить не толь­ко жи­те­ли Ир­кут­ска и За­бай­ка­лья, но и страж­ду­щие и боль­ные со всей Си­би­ри.Ро­сту по­чи­та­ния свя­ти­те­ля спо­соб­ство­ва­ли еще и ре­зуль­та­ты неод­но­крат­ных осви­де­тель­ство­ва­ний его свя­тых мо­щей, имев­ших ме­сто: в 1833 го­ду, при ар­хи­епи­ско­пе Ме­ле­тии (при вскры­тии по­ла в Ка­зан­ском при­де­ле); в 1854 го­ду, при ар­хи­епи­ско­пе Ни­ле (так­же при пе­ре­дел­ке со­бор­но­го по­ла); в 1870 го­ду, при ар­хи­епи­ско­пе Пар­фе­нии, на этот раз уже осо­бой ко­мис­си­ей (во вре­мя ка­пи­таль­но­го ре­мон­та); в 1887 го­ду, при ар­хи­епи­ско­пе Ве­ни­а­мине.8 мар­та 1909 го­да осо­бой ко­мис­си­ей в со­ста­ве ар­хи­епи­ско­па Ти­хо­на, епи­ско­па Иоан­на Ки­рен­ско­го, ви­ка­рия Ир­кут­ской епар­хии, рек­то­ра Ир­кут­ской се­ми­на­рии ар­хи­манд­ри­та Ев­ге­ния, мис­си­о­не­ра-про­по­вед­ни­ка про­то­и­е­рея Иоан­на Вос­тор­го­ва, ко­ман­ди­ро­ван­но­го Си­но­дом, и чле­нов мест­но­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра бы­ло про­из­ве­де­но офи­ци­аль­ное осви­де­тель­ство­ва­ние остан­ков свя­ти­те­ля, при­чем об­на­ру­жи­лось сле­ду­ю­щее: через сто трид­цать во­семь лет, несмот­ря на бли­зость к во­де (ря­дом про­те­ка­ет ре­ка Ан­га­ра), несмот­ря на по­сто­ян­ную сы­рость в пе­ще­ре и под по­ла­ми со­бо­ра, осо­бен­но в лет­нее вре­мя, гроб, оде­я­ние и те­ло свя­ти­те­ля Со­фро­ния со­хра­ни­лись нетлен­ны­ми. Во вре­мя до­смот­ра, про­дол­жав­ше­го­ся око­ло двух ча­сов, неко­то­ры­ми из при­сут­ству­ю­щих ощу­ща­лось бла­го­уха­ние от мо­щей свя­ти­те­ля.19 июня 1909 го­да со­сто­я­лось вто­рое офи­ци­аль­ное осви­де­тель­ство­ва­ние мо­щей ко­мис­си­ей в со­ста­ве ар­хи­епи­ско­па Ти­хо­на, ка­фед­раль­но­го про­то­и­е­рея Фивей­ско­го, клю­ча­ря Вер­но­муд­ро­ва, иеро­мо­на­ха Про­ко­пия. И вновь все бы­ло най­де­но в том же ви­де и со­сто­я­нии, что и при осмот­ре 1909 го­да. Ре­зуль­та­ты до­смот­ра не мог­ли не сде­лать­ся до­сто­я­ни­ем глас­но­сти бла­го­че­сти­вых по­чи­та­те­лей свя­ти­те­ля Со­фро­ния и еще бо­лее вос­пла­ме­ни­ли ве­ру в его свя­тость и на­деж­ду на ско­рое его зем­ное про­слав­ле­ние.По­буж­да­е­мые бла­го­го­вей­ным по­чи­та­ни­ем па­мя­ти свя­ти­те­ля, в Си­нод с хо­да­тай­ством о ско­рей­шем про­слав­ле­нии епи­ско­па Со­фро­ния как угод­ни­ка Бо­жия об­ра­ща­лись иерар­хи, свет­ские вла­сти, пра­во­слав­ный ве­ру­ю­щий на­род. В 1909 го­ду в Ир­кут­ске со­сто­ял­ся Мис­си­о­нер­ский съезд, ко­то­рый сво­им по­ста­нов­ле­ни­ем вы­ра­зил усерд­ное же­ла­ние хо­да­тай­ство­вать о про­слав­ле­нии свя­ти­те­ля Со­фро­ния пе­ред Свя­тей­шим Си­но­дом. В сле­ду­ю­щем го­ду 19 мар­та Ир­кут­ский ар­хи­епи­скоп Ти­хон (До­не­бин) об­ра­тил­ся в Си­нод со сво­им лич­ным хо­да­тай­ством. В 1914 го­ду ар­хи­епи­скоп Ир­кут­ский Се­ра­фим сде­лал Си­но­ду по­дроб­ный до­клад о жи­тии и чу­де­сах, ис­хо­дя­щих от нетлен­ных мо­щей свя­ти­те­ля Со­фро­ния. То же стрем­ле­ние вы­ра­зи­ло пас­тыр­ское со­бра­ние ду­хо­вен­ства Ир­кут­ска. Го­род­ская ду­ма и го­род­ская упра­ва в сво­ем пред­став­ле­нии гу­бер­на­то­ру так­же про­си­ли под­дер­жать хо­да­тай­ство.По­же­ла­ние ско­рей­ше­го про­слав­ле­ния вла­ды­ки бы­ло вы­ра­же­но 48-м епар­хи­аль­ным съез­дом ду­хо­вен­ства Ир­кут­ской епар­хии. Од­на­ко Гос­подь су­дил бла­говре­мен­ным про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля лишь в 1918 го­ду. Но преж­де чем про­изо­шло это ра­дост­ное и дол­го­ждан­ное со­бы­тие, ве­ра по­чи­та­те­лей па­мя­ти свя­ти­те­ля, как зо­ло­то, под­верг­лась ис­пы­та­нию. Цель­бо­нос­ные мо­щи свя­ти­те­ля про­дол­жа­ли по­ко­ить­ся в Ка­зан­ском при­де­ле Ир­кут­ско­го Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра до 18 ап­ре­ля 1917 го­да. Бо­жи­им по­пуще­ни­ем в этот день от неиз­вест­ной при­чи­ны в хра­ме про­изо­шел по­жар, уни­что­жив­ший гроб­ни­цу и нетлен­ные мо­щи свя­ти­те­ля Со­фро­ния. Зна­ме­на­тель­но, что это со­бы­тие сов­па­ло со днем хи­ро­то­нии свя­ти­те­ля, быв­шем в 1753 го­ду, и с но­вым празд­ни­ком бу­ду­щей без­бож­ной вла­сти – Пер­во­ма­ем (18 ап­ре­ля по ста­ро­му сти­лю), в то вре­мя уже до­ста­точ­но ши­ро­ко и по-сво­е­му празд­ну­е­мым – с пьян­ка­ми, дра­ка­ми и «крас­ны­ми пе­ту­ха­ми», как то­гда на­зы­ва­ли по­жа­ры. Но го­ре утра­ты мо­щей свя­ти­те­ля не толь­ко не ума­ли­ло по­чи­та­ния его па­мя­ти, на что на­де­ял­ся лу­ка­вый, на­блю­дав­ший со сто­ро­ны за пло­да­ми сво­ей де­я­тель­но­сти, на­обо­рот. Ве­ру­ю­щие ча­да Церк­ви объ­еди­ни­лись в со­юз пра­во­слав­ных хри­сти­ан, име­ю­щий це­лью ограж­дать непри­кос­но­вен­ность свя­тынь пра­во­сла­вия, за­щи­щать их от по­ру­га­ния вра­га­ми Церк­ви.Осо­бая ко­мис­сия из ду­хов­ных лиц, ми­рян, пред­ста­ви­те­лей су­деб­ной вла­сти, экс­пер­тов-ме­ди­ков и од­но­го хи­ми­ка осви­де­тель­ство­ва­ла прах и ко­сти свя­ти­те­ля, со­хра­нив­ши­е­ся по­сле по­жа­ра, и бла­го­го­вей­но сло­жи­ла остан­ки в спе­ци­аль­ный ков­че­жец. На­чал­ся но­вый пе­ри­од зем­ной сла­вы свя­ти­те­ля.Сра­зу по­сле по­жа­ра во мно­го раз вы­рос­ло чис­ло его по­чи­та­те­лей, уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство па­ни­хид, уже пе­ред ков­чеж­цем. По ру­кам бо­го­моль­цев и рань­ше хо­ди­ли под­пис­ные ли­сты с тре­бо­ва­ни­ем ско­рей­ше­го про­слав­ле­ния угод­ни­ка Бо­жия, те­перь их ко­ли­че­ство зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лось. Вы­рос­ло чис­ло за­яв­ле­ний о но­вых чу­де­сах и зна­ме­ни­ях, со­вер­шив­ших­ся по мо­лит­вен­но­му пред­ста­тель­ству свя­ти­те­ля, при­чем мно­гие из тех, кто пе­ре­жил по­доб­ное чу­дес­ное яв­ле­ние, сви­де­тель­ство­ва­ли об этом на Ир­кут­ском епар­хи­аль­ном съез­де пе­ред все­ми со­брав­ши­ми­ся. В адрес съез­да по­сту­пи­ли об­ра­ще­ния из дру­гих епар­хий с под­держ­кой стрем­ле­ния ир­ку­тян к про­слав­ле­нию свя­ти­те­ля Со­фро­ния. Об­ра­ще­ния по­сту­па­ли не толь­ко из Си­би­ри, но и из да­ле­кой Твер­ской, Ки­ев­ской и дру­гих епар­хий. Ир­кут­ский епар­хи­аль­ный съезд по­ста­но­вил воз­бу­дить хо­да­тай­ство через вы­со­ко­прео­свя­щен­но­го ар­хи­епи­ско­па Иоан­на и из­бран­ных пред­ста­ви­те­лей от епар­хии об уско­ре­нии де­ла о все­об­щем про­слав­ле­нии тре­тье­го епи­ско­па Ир­кут­ско­го и при­чис­ле­нии его к ли­ку свя­тых. Это хо­да­тай­ство пе­ред Свя­тей­шим Си­но­дом бы­ло воз­буж­де­но и пе­ре­да­но от­ту­да в со­вет Все­рос­сий­ско­го Свя­щен­но­го Со­бо­ра. Кро­ме до­не­се­ния вы­со­ко­прео­свя­щен­но­го Иоан­на Ир­кут­ско­го, Со­бо­ру бы­ли пред­став­ле­ны все об­ра­ще­ния и за­яв­ле­ния с опи­са­ни­ем чу­дес, про­ве­рен­ных спе­ци­аль­ной ко­мис­си­ей, ли­сты с под­пи­ся­ми свы­ше 18 000 че­ло­век, от­зы­вы участ­ни­ков Со­бо­ра, вра­чей Кле­ве­за­ля и Во­ло­бу­е­ва о неко­то­рых наи­бо­лее яр­ких слу­ча­ях чу­дес­ных ис­це­ле­ний по мо­лит­вам свя­ти­те­ля на ос­но­ва­нии по­ка­за дан­ных под при­ся­гой. Воз­дав хва­лу див­но­му во свя­тых Сво­их Гос­по­ду Бо­гу, бла­го­во­лив­ше­му явить но­во­го све­тиль­ни­ка Церк­ви Рос­сий­ской как но­вое и ве­ли­кое зна­ме­ние Сво­их бла­го­де­я­ний Пра­во­слав­ной Церк­ви и на­ро­ду рус­ско­му, и при­няв во вни­ма­ние, что все пред­ва­ри­тель­ные ак­ты, тре­бу­е­мые уста­но­вив­ши­ми­ся обы­ча­я­ми Пра­во­слав­ной Рус­ской Церк­ви от­но­си­тель­но ка­но­ни­за­ции угод­ни­ков Бо­жи­их, уже ис­пол­не­ны, Со­бор епи­ско­пов на­шел бла­говре­мен­ным осу­ще­ствить бла­го­че­сти­вое же­ла­ние мно­го­чис­лен­ных по­чи­та­те­лей па­мя­ти в Бо­зе по­чив­ше­го свя­ти­те­ля Со­фро­ния. Де­я­ни­я­ми Со­бо­ра бы­ло опре­де­ле­но: со­вер­шить про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Со­фро­ния, тре­тье­го епи­ско­па Ир­кут­ско­го, при­чис­лив его к ли­ку свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их, че­ству­е­мых Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью; свя­щен­ные остан­ки свя­ти­те­ля, со­брав в ков­че­жец, вло­жить в ра­ку.
ПРАВОСЛАВНЫЙ    КАЛЕНДАРЬ   12  АПРЕЛЯ - 855045649329
Молитва святителю Софронию
Святче Божий, святителю Христов, добрый пастырю словеснаго стада, человече Божий, новый чудотворче и неусыпный к Богу молит­венниче за страну сию, отче Софроние, призри с высоты Небесныя на нас, с верою и любовию поклоняющихся образу твоему и честным останкам святых мощей, в наше утешение избывшим от всепоядаю­щаго огня. Призри, святче Божий, и виждь наше нестроение и раздоры, нашу тугу, скорбь и сердечную болезнь, от лишения братския любве пребывающия. Испроси у Христа Бога коемуждо нам благодати смирения, познание своей греховности и самоукорения, да, внимающе кийждо своей совести, престанем осуждати ближняго, клеветати и поношати, но, соединившеся друг ко другу любовию, сподобимся мирно во смирении прочее время живота нашего пожити и улучити христианскую кончину. Да, совокупльшеся в будущей жизни со всеми святыми и с тобою, пастырю наш, прославим Единаго в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Мульткалендарь. 12 апреля 2016г
Пророк Иоад, человек Божий
ДНИ ПАМЯТИ:12 апреля
Свя­той про­рок Иоад про­ис­хо­дил из Са­ма­рии и про­ро­че­ство­вал в Х ве­ке до Рож­де­ства Хри­сто­ва. О нем по­вест­ву­ет­ся в 13-й гла­ве 3 Кни­ги Царств. Про­рок был по­слан Гос­по­дом из Иудеи в Ве­филь об­ли­чить из­ра­иль­ско­го ца­ря Иеро­воама за то, что он со­вра­тил свой на­род в идо­ло­по­клон­ство. Гос­подь за­по­ве­дал про­ро­ку: «Не ешь там хле­ба и не пей во­ды и не воз­вра­щай­ся тою до­ро­гою, ко­то­рою ты шел» (3Цар.13:9). Про­рок Иоад явил­ся к Иеро­во­аму и пред­ска­зал ему от Гос­по­да ги­бель. Ко­гда царь по­пы­тал­ся дать ру­кой знак, чтобы схва­ти­ли про­ро­ка, его ру­ка вне­зап­но ста­ла су­хой. Царь про­сил про­ро­ка по­мо­лить­ся Гос­по­ду об ис­це­ле­нии ру­ки и по его мо­лит­ве по­лу­чил ис­це­ле­ние. Воз­вра­ща­ясь об­рат­но, про­рок Иоад ослу­шал­ся за­по­ве­ди, дан­ной ему Гос­по­дом, и вку­сил пи­щи, пред­ло­жен­ной ему лже­про­ро­ком Ем­ве. За это про­рок Иоад был умерщ­влен львом, но те­ло его оста­лось нетро­ну­тым и бы­ло по­гре­бе­но вбли­зи жи­ли­ща со­блаз­нив­ше­го его лже­про­ро­ка.
ПРАВОСЛАВНЫЙ    КАЛЕНДАРЬ   12  АПРЕЛЯ - 855045704881
Читаем Апостол. 12 апреля 2017г
Апостолы от 70-ти Сосфен, Аполлос, Кифа, Кесарь и Епафродит
ДНИ ПАМЯТИ:12 апреля
Жизнь и труды апостолов – Святой апостол СосфенСвя­тые апо­сто­лы от 70: Со­сфен, Апол­лос, Ки­фа, Ти­хик, Епа­ф­ро­дит, Ке­сарь, Они­си­фор бы­ли из­бра­ны и по­сла­ны Са­мим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом для бла­го­ве­стия через неко­то­рое вре­мя по­сле из­бра­ния 12 апо­сто­лов (Лк.10:1-24).Апо­стол Со­сфен до при­ня­тия хри­сти­ан­ства был в Ко­рин­фе на­чаль­ни­ком иудей­ской си­на­го­ги. Во вре­мя мя­те­жа про­тив апо­сто­ла Пав­ла он под­верг­ся по­бо­ям. Впо­след­ствии об­ра­щен са­мим апо­сто­лом к ве­ре во Хри­ста и стал епи­ско­пом в Ко­ло­фоне.Апол­лос про­ис­хо­дил из Алек­сан­дрии, был бле­стя­ще об­ра­зо­ван­ным че­ло­ве­ком. Глав­ным ме­стом его слу­же­ния был Ко­ринф. Там он дол­го под­ви­зал­ся и мно­гих об­ра­тил к ве­ре Хри­сто­вой. В кон­це жиз­ни про­по­ве­до­вал на Кри­те и был епи­ско­пом Ке­са­рии.Апо­стол Ки­фа был епи­ско­пом в Ко­ло­фоне.Апо­стол Ти­хик, ро­дом из Ма­лой Азии, был уче­ни­ком и спут­ни­ком свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла. Во вре­мя пер­во­го за­клю­че­ния апо­сто­ла до­став­лял по­сла­ния к Ефе­ся­нам и к Ко­лос­ся­нам. Сме­нил апо­сто­ла Со­сфе­на на Ко­ло­фон­ской ка­фед­ре.Апо­стол Епа­ф­ро­дит – один из бли­жай­ших со­труд­ни­ков и спо­движ­ни­ков свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла – был епи­ско­пом г. Адри­а­ки Фра­кий­ской.Апо­стол Ке­сарь про­по­ве­до­вал и был епи­ско­пом Дирра­хии – об­ла­сти в Сред­ней Гре­ции.Все эти апо­сто­лы мир­но пре­ста­ви­лись к Бо­гу (вто­рая па­мять 30 мар­та). Вме­сте с ни­ми Цер­ковь вспо­ми­на­ет и апо­сто­ла Они­си­фо­ра (па­мять 7 сен­тяб­ря).Свя­той апо­стол Апел­лий из чис­ла 70-ти был епи­ско­пом в го­ро­де Смирне (во­сточ­ный бе­рег Эгей­ско­го мо­ря). О нем упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам (Рим.16:10).Апо­стол Со­сфен до сво­е­го об­ра­ще­ния был на­чаль­ни­ком ко­ринф­ской си­на­го­ги. Апо­стол Па­вел об­ра­тил его в хри­сти­ан­ство и сде­лал по­мощ­ни­ком в сво­их тру­дах. Об­ра­ща­ясь к Ко­ринф­ской Церк­ви, апо­стол Па­вел при­вет­ству­ет ее от ли­ца обо­их: «Па­вел, во­лею Бо­жи­ею при­зван­ный Апо­стол Иису­са Хри­ста, и Со­сфен брат...» (1Кор.1:1). Поз­же свя­той апо­стол Со­сфен был по­став­лен епи­ско­пом в Ко­ло­фоне (Ма­лая Азия).О свя­том апо­сто­ле Апол­ло­се в Де­я­ни­ях свя­тых апо­сто­лов со­об­ща­ет­ся сле­ду­ю­щее: «Некто иудей, име­нем Апол­лос, ро­дом из Алек­сан­дрии, муж крас­но­ре­чи­вый и све­ду­щий в Пи­са­ни­ях, при­шел в Ефес. Он был на­став­лен в на­чат­ках пу­ти Гос­под­ня и, го­ря ду­хом, го­во­рил и учил о Гос­по­де пра­виль­но, зная толь­ко кре­ще­ние Иоан­но­во. Он на­чал сме­ло го­во­рить в си­на­го­ге. Услы­шав его, Аки­ла и При­с­кил­ла при­ня­ли его и точ­нее объ­яс­ни­ли ему путь Гос­по­день. А ко­гда он воз­на­ме­рил­ся ид­ти в Аха­ию, то бра­тья по­сла­ли к та­мош­ним уче­ни­кам, рас­по­ла­гая их при­нять его: и он, при­быв ту­да, мно­го со­дей­ство­вал уве­ро­вав­шим бла­го­да­тью, ибо он силь­но опро­вер­гал иуде­ев все­на­род­но, до­ка­зы­вая Пи­са­ни­я­ми, что Иисус есть Хри­стос» (Деян.18:24-28). Свя­той Апол­лос мно­го по­мо­гал апо­сто­лу Пав­лу. Апо­стол Па­вел так го­во­рит о рас­про­стра­не­нии хри­сти­ан­ства у ко­рин­фян: «Я на­са­дил, Апол­лос по­ли­вал, но взрас­тил Бог» (1Кор.3:6). Поз­же свя­той Апол­лос был епи­ско­пом в Смирне (Ма­лая Азия).Свя­той апо­стол Ки­фа, по пре­да­нию, епи­скоп­ство­вал в Ико­нии. Све­де­ния о нем не со­хра­ни­лись. Пред­по­ла­га­ют, что о нём упо­ми­на­ет апо­стол Па­вел (1Кор.15:5).Свя­той апо­стол Епа­ф­ро­дит был спо­движ­ни­ком апо­сто­ла Пав­ла, ко­то­рый, по­сы­лая его к филип­пий­ским хри­сти­а­нам, так го­во­рит о его са­мо­от­вер­жен­ном тру­де на ни­ве Хри­сто­вой: «...я по­чел нуж­ным по­слать к вам Епа­ф­ро­ди­та, бра­та и со­труд­ни­ка и спо­движ­ни­ка мо­е­го, а ва­ше­го по­слан­ни­ка и слу­жи­те­ля в нуж­де мо­ей... он был бо­лен при смер­ти; но Бог по­ми­ло­вал его, и не его толь­ко, но и ме­ня, чтобы не при­ба­ви­лась мне пе­чаль к пе­ча­ли... При­ми­те же его в Гос­по­де со вся­кою ра­до­стью, и та­ких имей­те в ува­же­нии, ибо он за де­ло Хри­сто­во был бли­зок к смер­ти, под­вер­гая опас­но­сти жизнь, дабы вос­пол­нить недо­ста­ток ва­ших услуг мне» (Флп.2:25-30). Свя­той Епа­ф­ро­дит был епи­ско­пом в Адри­а­нии (Ита­лия).
Святая правда: Начало Страстной седмицы. Великий Понедельник
Преподобный Иоанн Безмолвник (Молчальник), Савваит, епископ
ДНИ ПАМЯТИ:12 апреля
Пре­по­доб­ный Иоанн Мол­чаль­ник (за­твор­ник) ро­дил­ся око­ло 454 го­да в го­ро­де Ни­ко­по­ле Ар­мян­ском в се­мье во­е­на­чаль­ни­ка Ен­кра­тия и су­пру­ги его Ев­фи­мии. Маль­чик ра­но на­чал изу­чать Свя­щен­ное Пи­са­ние и всем серд­цем по­лю­бил уеди­не­ние и мо­лит­ву.На до­став­шу­ю­ся ему по­сле смер­ти ро­ди­те­лей часть име­ния юно­ша Иоанн по­стро­ил цер­ковь во Имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. С 18 лет Иоанн вме­сте с де­ся­тью ино­ка­ми жил при церк­ви в по­сте, мо­лит­ве и воз­дер­жа­нии. По прось­бе граж­дан го­ро­да Ко­ло­нии мит­ро­по­лит Се­ва­стий­ский ру­ко­по­ло­жил 28-лет­не­го Иоан­на в епи­ско­па Ко­ло­ний­ской Церк­ви. При­няв цер­ков­ное прав­ле­ние, пре­по­доб­ный не из­ме­нил стро­го ас­ке­ти­че­ско­го об­ра­за жиз­ни. Под вли­я­ни­ем свя­ти­те­ля жи­ли по-хри­сти­ан­ски и его близ­кие – брат Пер­га­мий (при­бли­жен­ный им­пе­ра­то­ров Зе­но­на и Ана­ста­сия) и пле­мян­ник Фе­о­дор (при­бли­жен­ный им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на).На де­ся­том го­ду епи­скоп­ства Иоан­на власть в Ар­ме­нии при­нял Па­зи­ник, муж сест­ры свя­ти­те­ля – Ма­рии. Но­вый пра­ви­тель стал власт­но вме­ши­вать­ся в ду­хов­ные и цер­ков­ные де­ла. В Церк­ви на­ча­лись не­стро­е­ния. То­гда свя­той Иоанн от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль и че­рез ар­хи­епи­ско­па Ев­фи­мия про­сил им­пе­ра­то­ра Зе­но­на за­щи­тить Ар­мян­скую Цер­ковь от гру­бых по­ся­га­тельств.Удру­ча­е­мый мир­ской бра­нью, Иоанн тай­но оста­вил епи­ско­пию и от­плыл в Иеру­са­лим. Со сле­за­ми мо­лил он Бо­га ука­зать ме­сто, где ему жить и спа­стись. Яви­лась яр­кая звез­да, ко­то­рая при­ве­ла Иоан­на в Лав­ру пре­по­доб­но­го Сав­вы. Иоанн, скрыв­ший свое епи­скоп­ское до­сто­ин­ство, был при­нят в чис­ло бра­тии про­стым по­слуш­ни­ком. По по­ру­че­нию свя­то­го игу­ме­на Сав­вы (па­мять 5 де­каб­ря) пре­по­доб­ный Иоанн бо­лее 4-х лет вы­пол­нял са­мые тя­же­лые ра­бо­ты на стро­и­тель­стве стран­но­при­им­но­го до­ма и мо­на­сты­ря для но­во­на­чаль­ных мо­на­хов. Ви­дя сми­ре­ние и тру­до­лю­бие Иоан­на, свя­той Сав­ва счел его до­стой­ным ру­ко­по­ло­же­ния во пре­сви­те­ра. Свя­ти­те­лю при­шлось от­крыть тай­ну пат­ри­ар­ху Иеру­са­лим­ско­му Илии (494–517). По бла­го­сло­ве­нию пер­во­и­е­рар­ха Иеру­са­лим­ской Церк­ви пре­по­доб­ный Иоанн при­нял обет мол­ча­ния. Вско­ре Гос­подь от­крыл тай­ну Иоан­на свя­то­му Сав­ве. Че­ты­ре го­да про­вел пре­по­доб­ный Иоанн в кел­лии, ни­ко­го не при­ни­мая и не вы­хо­дя да­же в цер­ковь.Же­лая еще боль­ше­го уеди­не­ния и су­гу­бо­го воз­дер­жа­ния, пре­по­доб­ный Иоанн по­ки­нул Лав­ру и уда­лил­ся в пу­сты­ню, где про­вел бо­лее де­вя­ти лет, пи­та­ясь тра­ва­ми. Здесь он пе­ре­жил опу­сто­ши­тель­ный на­бег са­ра­ци­нов и не по­гиб толь­ко по­то­му, что Гос­подь по­слал ему за­щит­ни­ка – сви­ре­по­го льва, при ви­де ко­то­ро­го вра­ги, не раз хо­тев­шие убить пре­по­доб­но­го, в стра­хе раз­бе­га­лись. Пре­да­ние рас­ска­зы­ва­ет о мно­гих чу­де­сах, яв­лен­ных по мо­лит­ве свя­той Иоан­на во вре­мя его жиз­ни в пу­сты­не.Ко­гда свя­той игу­мен Сав­ва, на­дол­го ухо­див­ший в Ски­фо­поль, вер­нул­ся, он уго­во­рил пре­по­доб­но­го Иоан­на оста­вить пу­сты­ню и вновь по­се­лить­ся в оби­те­ли. По­сле это­го Гос­подь чу­дес­ным об ра­зом от­крыл всем на­сель­ни­кам Лав­ры, что Иоанн – епи­скоп.Ко­гда пре­по­доб­но­му Иоан­ну бы­ло семь­де­сят лет, скон­чал­ся свя­той и Бо­го­нос­ный отец, игу­мен Сав­ва. Свя­ти­тель глу­бо­ко скор­бел об усоп­шем. Свя­той Сав­ва явил­ся ему в ви­де­нии и, уте­шив, пред­ска­зал, что Иоан­ну пред­сто­ит мно­го по­тру­дить­ся в борь­бе с ере­сью. И, дей­стви­тель­но, Иоанн дол­жен был по­ки­нуть свою кел­лию, что­бы укре­пить бра­тию в борь­бе с ере­сью ори­ге­ни­тов.Пре­по­доб­ный Иоанн Мол­чаль­ник про­вел в Лав­ре пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го 66 лет. Не­устан­ным ино­че­ским по­дви­гом, не­усып­ной мо­лит­вой, сми­рен­но­муд­ри­ем стя­жал Иоанн бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха: по его мо­лит­ве со­вер­ша­лись мно­гие чу­де­са; тай­ные мыс­ли лю­дей бы­ли для свя­ти­те­ля яв­ны­ми; он ис­це­лял боль­ных и бес­но­ва­тых; еще при жиз­ни сво­ей спа­сал от не­ми­ну­е­мой ги­бе­ли при­зы­вав­ших его имя; из се­ме­ни смо­ков­ни­цы, бро­шен­но­го свя­ти­те­лем в сухую поч­ву, про­из­рос­ло пре­крас­ное де­ре­во и при­нес­ло пло­ды.В воз­расте 104 лет пре­по­доб­ный Иоанн Мол­чаль­ник с ми­ром ото­шел ко Гос­по­ду.
Читаем Евангелие вместе с Церковью. 12 апреля 2016
Преподобный Зосима Сиракузский, епископ
ДНИ ПАМЯТИ:12 апреля
Свя­ти­тель Зо­си­ма, епи­скоп Си­ра­куз­ский, ро­дил­ся по усерд­ным мо­лит­вам бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей, дол­го не имев­ших де­тей. Ко­гда сы­ну ис­пол­ни­лось семь лет, ро­ди­те­ли от­да­ли его на вос­пи­та­ние в мо­на­стырь, где свя­той по­движ­ник с воз­рас­том при­нял по­стриг и со­рок лет на­сто­я­тель­ство­вал в оби­те­ли. Па­пой Фе­о­до­ром (641–649) он был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Си­ра­куз­ско­го.Свя­ти­тель Зо­си­ма от­ли­чал­ся ми­ло­сер­ди­ем и нес­тя­жа­ни­ем, твер­до управ­ляя паст­вой сло­вом и при­ме­ром. В кон­це жиз­нен­но­го пу­ти свя­ти­тель Зо­си­ма тя­же­ло за­бо­лел, но пе­ре­но­сил стра­да­ния с ве­ли­ко­ду­ши­ем и сми­ре­ни­ем. Око­ло 662 го­да он скон­чал­ся по­сле 13-лет­не­го управ­ле­ния паст­вой. Впо­след­ствии мно­гие боль­ные по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния при од­ном при­кос­но­ве­нии к его гроб­ни­це.
#КалендарьНаКаждыйДень
Вербное воскресение. Про осла. Прот.Андрей Ткачёв (09.04.2017г.)
Великий Понедельник: Притча о двух сыновьях [Писание и пост]
ПРАВОСЛАВНЫЙ    КАЛЕНДАРЬ   12  АПРЕЛЯ - 855046018225
ПРАВОСЛАВНЫЙ    КАЛЕНДАРЬ   12  АПРЕЛЯ - 855046017969
От любви до ненависти один шаг. Протоиерей Андрей Ткачев
ПРАВОСЛАВНЫЙ    КАЛЕНДАРЬ   12  АПРЕЛЯ - 855046023601
ПРАВОСЛАВНЫЙ    КАЛЕНДАРЬ   12  АПРЕЛЯ - 855046023345
Этот день в истории. 12 апреля 2017г
ПРАВОСЛАВНЫЙ    КАЛЕНДАРЬ   12  АПРЕЛЯ - 855046023089
ПРАВОСЛАВНЫЙ    КАЛЕНДАРЬ   12  АПРЕЛЯ - 855046022833
Если мы не изменимся - нам конец!!! Ошибка протестантизма (канал - Отец Андрей Ткачёв. Проповеди)
ПРАВОСЛАВНЫЙ    КАЛЕНДАРЬ   12  АПРЕЛЯ - 855046355633
ПРАВОСЛАВНЫЙ    КАЛЕНДАРЬ   12  АПРЕЛЯ - 855053966001
gif

Комментарии