13 ЯНВАРЯ - МАРА ЗИМНЯЯ

13 января (стуженя, сеченя) отмечается Мара Зимняя - святодень, когда великая тёмная владычица, хозяйка зимних стуж входит в свою полную силу. Этот день считается в народе "страшным", опасным для всего живого днём. Его не отмечают как собственно праздник, поэтому этнографические сведения о нём крайне скудны.
Так, известно, что день этот - один из самых "несчастливых" дней в году. Это связано с тем, что, согласно народным поверьям, 13 сеченя на волю «отпускаются» Лихорадки, или Сестрицы-Трясовицы, дочери Мары, обитающие во мрачных подземельях мира Нави, числом 13: Огнея, Гнетея, Знобея, Ломея, Трясея, Хрипея, Глухея, Пухлея, Сухея, Желтея, Чернея, Хладея и Старея (известны и другие имена Сестриц-Трясовиц.
Лихорадки же - буквально: "радеющие о лихе (зле)", ср. в этимологическом словаре Фасмера: "рада лиху"; олицетворение болезней, зловредные и "злообразные" духи женского пола из свиты Мары; по некоторым сведениям, её дочери. Их обрядовое вызывание и насылание используется в кощной потворе (наведении порчи и сглазов). В иконописи до конца XVII века было распространено изображение Лихорадок-Трясовиц в виде женщин, нередко обнажённых, с крыльями летучей мыши (символ ночи), причём все изображались разными красками: белой, жёлтой, красной, синей и др. В эпоху двоеверия на Руси Лихорадок отождествляли с "проклятыми" дочерьми библейского царя Ирода. По одной из народных легенд, записанной в Черниговской области, когда Иродиаде принесли голову Иоанна Крестителя, она "затряслась от ужаса в лихорадке", именно от неё затем Лихорадки-Трясовицы разошлись по всей земле, поэтому Лихорадка считается "жидовкой" (в значении "иномирного" существа).
На ночь в этот день оставляют на столе кашу, молоко и хлеб для Домового, с просьбой о благополучии. Если в доме "поселилось" Лихо, обращаются к Домовому за помощью. Для этого, встав до первых петухов, берут крашеное яйцо, оставшееся с Ярилы Вешнего (23 цветеня/апреля-месяца), зажигают свечу и обращаются к Домовому со словами заговора: Дядя Домовой, Хозяин Дворовой! Приходи ко мне на свет от свечи, На зелень, как дубовый лист, На синь, как речной вал! Приходи таков, как я есть сам, Я тебе яичко Ярилино дам! Пособи мне, помоги мне, Отведи моё горе [такое-то] От моего дома, от моего двора, От моей семьи, от меня, Внука Даждьбожьего [имярек]! Хозяюшко, пособи в моей беде! Именем Велеса заклинаю! Гой! Свечу и яйцо оставляют там, где читался заговор, а сами идут спать.
Сведущие люди чтут в этот день Зимнюю Владычицу особо — обрядами и радениями. В лесу находят сухое дерево, кладут к его подножью собачий череп, к ветвям привязывают обрывки звериных шкур. Кланяются Маре подгорелыми пресными лепёшками (перепеками) и очищенными от скорлупы варёными яйцами, которые накалывают на «Навьи кости» — заточенные колышки, воткнутые в снег вокруг дерева.
Колдуны чертят на яичном белке своей кровью особые чиры, призывая Силу Тёмной Владычицы — как ради исцеления, так и для Кощных заклятий... Однако на Родовых обрядах, буде таковые совершаются в этот день всей Общиной, использование крови в общем кругу строго запрещено.
Различают три Зимних Лика Мары:
1) Мара Девица (Юница) — Мара Осенняя — Её встречают не ранее 9 груденя/ноября-месяца («Матрёна Зимняя» в эпоху двоеверия), но не позднее 21 груденя («Введение»);
2) Мара Владычица — Мара Зимняя — Её чествуют 13 сеченя/января-месяца (подробности см. далее);
3) Мара Старица — Мара Вешняя — Её провожают на Масленицу, не позднее 25 березозола/марта-месяца, сжигая чучело Старухи-Зимы на обрядовом костре.
Двенадцать Трясовиц
Мара Зимняя хозяйкой
Страшных стуж, вошедши в силу,
Не красавицей холодной,
Не в отрепьях замарашкой,
А личиной смерти лютой
Предстаёт в зубном оскале.
Нрав свой строгий и ужасный
В день несчастный раскрывает.
Для всего живого вражьим
Вся полна поползновеньем
И, спустившись во мрак Нави,
Кличет дочек – лихорадок;
Их двенадцать, но сегодня
День Ломеи** и Шумеи***.
Эта пара рада лиху.
За собой зовут подружек,
Чтобы кощною потворой
Навести болезни, порчи.
Лихорадки – Трясовицы
Машут крыльями с когтями,
Как вампиры, смехом жутким
Страх вселяют в нас и ужас.
Образ духов свиты Мары
В женских ликах всем отвратны,
Но беснуются и пляшут
В танце злой Иродиады****
Те, кто счастлив в безобразье.
День опасный, несчастливый,
Да минует всех, кто в Яви,
От беды и от болезней!
Есть заступник**** не всесильный,
Домовой, сидящий тихо.
На ночь мы ему оставим
В плошке молока и хлеба,
Каши чугунок откроем;
Пусть вкушает, пьёт и молит
Нави буйное злодейство,
Чтобы дом сей оградился
От беды, а с ним – семейство.
Для изгнания Мары использовалась кочерга и опахивание поселения. С темной стороной богини связаны такие понятия, как мор, морок, море, как опасная среда, кошмар. Сама богиня - ипостась древнейшей Великой Матери - хозяйки жизни и смерти, и в этом случае является темной стороной Макоши или Яги в её темной ипостаси. Hе случайно и Макошь сравнивали с Гекатою. Марену чествуют на Сретение - Сречу, 15 февраля, ее задабривают, чтоб не задерживалась, и зовут весну. Кульминацией празднований дней Марены считается Масленица.
13 стуженя входит в полную силу Мара Зимняя, зимних стуж Хозяйка. У нас удивительным образом в предверии святодня Мары закончилась затянувшаяся оттепель, метет за окном снег, укрывает все живое, Мороз ночью сковал озеро и остановил реку, бегущую через весь город. Этот день не принято было праздновать, он считался одним из опасных дней года, несчастливым днем. Старались проводить этот день в кругу семьи, избегали ссор и размолвок. Почти в каждой избе проводили очистительные защитные ритуалы, ведь именно сегодня выпускает Чернобог из пекла трясовиц-лихоманок, а уж они, замерзая от лютого холода, тянуться в теплые избы, к теплу да к человеку поближе. С утра обязательно старейшая в семье женщина обкуривала дом майской полынью, специально собраной для такого случая, мыла полы с настоем из вербовой коры. 15 января хозяка дома могла пригласить бабку-повитуху для смывания лихоманок. Тайком от мужского глаза до рассвета солнца бабушка входила во двор и не заходя в дом начинала смывать притолок . Вымытый притолок вытирался сухим новым полотенцем и благодарностью и подарками повитуха шла в следующий дом. Если не было возможности пригласить повитуху этот обряд проводила самая старшая женщина в доме. Мыли притолок водокресной водой с добавлений золы из купальского костра, сухого чернобыльника и заговоренной соли.
В день Мары Зимней заговаривали от лихорадок-трясовиц часто болеющих деток . Ребенка садили на пороге, лицом к выходу, умывали немой водой и читали заговор: Как было на Синем Море возмущенье Исходили из него дванадесять девиц, Шли по воде, Простоволосые, простопоясые. И вопросили их старцы старые, белобородые: «Кто сии к нам идоша?» И рече им дванадесять девиц: «Есть мы Морены-Царевны дочери. Идём на весь Белый Свет Кости знобит, тело мучить!» И зломали старцы старые, белобородые Именем Велесовым по три прута, Тем стали их бити По три зори утренних, По три зори вечерних. Взмолишась двунадесять дев Ко старцам старым, белобородым. И не почто же их мольба бысть. И начаша их старцы старые, белобородые Бити, приговоривая: «Ой вы еси, дванадесять девиц! По Велесову Слову, по нашему заговору Будьте вы тресуницы, водяницы, расслабленныя На воде студенице живите, На Белый Свет не ходите, Тела не мучите, Кости не знобите!» Побегоша дванадесять девиц К воде студенице Трясуницами, Водяницами, Расслабленными. Именем Велесовым Заговариваю я (имярек) От двунадесяти трясовиц. Сходиты вы, трясовицы, Отыдите от (имярек) За Море синее, Во леса темные, На дерева сухие! Крепко мое слово, А несть иного! Гой! (при словах бити ломались над головой 12 осиновых прутиков, которые потом обязательно сжигались во дворе, но не в коем случае не в печке.

13 ЯНВАРЯ - МАРА ЗИМНЯЯ - 946191722119

Комментарии

Комментариев нет.