ИСТОРИЯ ПИСАНОК И КРАШЕНОК НА РУСИ

ЗАЧЕМ РУСИЧИ ЯЙЦА КРАСИЛИ
Яйцо на Руси - символ продолжения жизни. Покраска яиц - символика жизни яркой, кРАсивой, пРАвдивой, РАзумной, РАдостной, поскольку РА - солнце - свет тепло жизни, души человека.
В дохристианской, славянской Руси был такой праздник, как "Велик День", вариаций названия много, даже в наше время, во многих славянских языках сохранились разные варианты древнего названия праздника, перекочевавшее на Пасху.
И дело тут совершенно не в величии христианского праздника, к ночи, кстати, не имеющего никакого отношения, все гораздо проще - Великий День или Великую Ночь наши предки отмечали день весеннего равноденствия, когда день и ночь сравнивались по длительности.
Главный символ православной Пасхи, крашеное яйцо, не имеет никакого отношения к христианству, в его первородном виде.
Это символ древний, языческий, крашеными яйцами наши пращуры задабривали языческую богиню Макошь, она же Берегиня, отвечающую за плодородие.
Языческий праздник "Велик День" и задабривание Берегини давно забылись, а вот яички крашеные остались, и стали христианским символом.
Богиня Макошь на славянском орнаменте, с курочками в руках и утками...
Точно такая же ситуация и с пасхальным куличом, не имеющим никакого отношения к пресному пасхальному хлебу, который, как вы помните, преломлял Христос со своими учениками.
На Руси куличи издревле пекли сдобными и сладкими, на закваске, с ягодами и глазурью, у которой был свой, весьма интересный смысл. А символизировал кулич новую жизнь, это была ритуальная жертва Даждьбогу, покровителю плодородия, как земли, так и женщин.
Быть может я сейчас скажу крамольную для кого-то фразу, но уж извините, я историк, обязан говорить все как есть, даже если среди читателей найдется пара ханжей...
Языческий кулич, вошедший в христианство в неизменном виде, в язычестве был.., ритуальным фаллическим символом.
Внешний вид кулича, с его глазурью из яичного белка, помните я говорил об особом ее значении, все это имело сакральный смысл для язычников. В отличие от современных людей, наши пращуры не относились к этому извращенно. Это была философия язычества, ритуал, посвящение богу, отвечающему за плодородие.
Писанки - расписанные красками яйца.
Слово это имеет и второе значение. Писанка (на санскрите "писанга") означает "красивый, яркий". Представляете, из какой глубины веков идет этот обычай? Яйца красили по всей Руси. Наиболее красивые писанки делали в южных областях, на нынешней Украине. Сам процесс росписи писанки раньше считался магическим обрядовым действием.
Писанки на Руси никогда не делали для себя, а только для подарка. Если учесть, сколько родных было в те времена у человека и как тесно люди общались между собой, то росписью яиц иногда занималась вся семья, только бы никого не забыть, не обидеть. Даря писанку, человек как бы говорил: вот, я желаю тебе счастья и здоровья. Были и мастера росписи по яйцам, назывались они писанкарями и имели свои секреты. Ведь научиться расписывать яйца так, чтобы люди ахали, не так уж и просто. Так что секреты берегли.
Сегодня мы просто опускаем яйцо в краску или в лучшем случае делаем на нем красочные разводы, а раньше яйца расписывали символами, геометрическими фигурами - магическими знаками. Отбирали яйца для писанок очень строго. Не допускались не только некрасивые по форме или окрасу яйца, нельзя было даже брать яйца от старой птицы - только от молоденьких здоровых курочек, и яйца должны были быть оплодотворенными.
Писанки – это сырые яйца с нанесенными на них символическими узорами. В старину писанки не варили, а расписывали сырыми, чтобы не убивать живую силу зарода. Сегодня люди не придают писанкам такого значения, потому часто попадаются писанки из вареных или выдутых яиц, что является неправильным по своей изначальной сути. Традиция окрашивать яйца появилась давно, и, думаю, была связана с тем, что если яйцо не красить, то всем понятно, что из него вылупится цыпленок, утенок или ещё какая птичка, или ящерка. А вот окрашенное, небывалое, яйцо уже может содержать в себе что угодно…, а точнее, что нарисуем, тем содержимое и обозначим. Имело значение всё: и цвета, и символы рисунка. Различают аграрные крашенки и писанки, на которых изображались семена, ростки, снопы и т.д., вплоть до символического отображения всего цикла полевых работ; погребальные, где рисовались знаки богатства, изобилия и довольства
Сначала скорлупу обезжиривали и протравливали, для чего использовали уксус или квасцы, а потом яйца погружали в краску, в основном растительную. Расписывали яйца специальным писачком - приспособлением с полостью внутри. Использовали пчелиный воск, белые салфетки для полировки яиц. Каждая хозяйка готовила кисти самостоятельно: это могло быть полое перышко птицы, обрезанное сверху, соломина, трубчатая косточка петуха, прикрепленная к деревянному держателю.
Начинали красить яйцо с желтой краски, которую называли "яблонькой", потому что делали из корней молодой яблони, потом красили красной краской и завершали окрашивание черной краской. Между этапами крашения каждый новый слой записывался воском, чтобы сохранить задуманный рисунок. Последний слой требовал наиболее интенсивного окрашивания, и яйца держали в краске 14 часов. Потом, вынув из краски готовое яйцо, его бережно протирали, полировали белой полотняной салфеткой, стирая восковые слои.
Крашеные яйца хранили на самых заметных в доме местах: ставили их на полочки, клали под иконы, а то и гирляндой иконы обвешивали. На протяжении всей пасхальной недели соседи и родственники ходили друг к другу в гости и дарили свои писанки.
Писанки — не единственный вид магических яиц.
Есть еще одна разновидность, называемая «крашенки». Эти яйца варили вкрутую, красили в какой-либо цвет и торжественно съедали на рассвете пасхального воскресенья. Название «крашенки» происходит от слова «красить», а «писанки» — от слова «писать» (то есть расписывать, наносить узоры). Крашенки сварены вкрутую и предназначены для еды, в то время как писанки оставляют сырыми, чтобы сохранить их магию плодородия.
Крашенки красят в один-единственный цвет, обычно в красный, а писанки покрываются рисунками и окрашиваются в разные цвета.
Существуют разные виды таких яиц:
Крашенка - одноцветное.
Крапанка - с однотонным фоном, на который нанесены пятна, полоски, крапинки.
Дряпанка - яйцо, на котором после окрашивания был процарапан узор металлическим острием.
Малеванка - яйцо, расписанное своим придуманным узором.
Писанка - яйцо, раскрашенное орнаментальным или сюжетным узором в соответствии с традиционными образцами, которые передаются из поколения в поколение. На холодном яйце выводят узоры горячим воском, потом погружают его в разведенную краску. Затем делают новый узор воском и макают в другую краску, и так далее. Когда все узоры нанесены, воск удаляют.
На Руси на яйца никогда не наносили распятие - символ смерти, зла и надругательства над природой человека. Это принесено христианской религией, в которой этой ведической традиции не было, нет и быть не может, потому что в религиях понятия самой природы нет. Да никому и в голову не могло прийти, - на символ жизни наносить символ смерти.
В библии вы не найдете ни одного слова о нашей древнейшей традиции - красить яйца.
Яйчата - яйца из дерева, фарфора, бисера, глины и т. д.
Писанки — это магические амулеты, дарующие защиту и плодовитость. Бездетной женщине дарили писанку с изображением курицы.
Чтобы получить обильный урожай, в первую и последнюю борозду поля закапывали яйца с изображением пшеничных колосьев и земледельческим орнаментом. Для защиты от пожара в доме хранили писанки с голубым и зеленым орнаментом в виде меандра.
Если пожар все-таки разгорался, писанки обносились вокруг него, чтобы не дать огню распространиться.
Крашенки тоже имели магическое применение. Основной их задачей было исцеление путем переноса. Больной носил такое яйцо на шее подвешенным на нитке, и оно впитывало в себя хворь. Чтобы предотвратить заражение крови, нужно было коснуться человека освященным яйцом. Яйцо, положенное под улей, не давало пчелам покинуть его и увеличивало медоносность. Перед засевом поля в него закапывали яйцо, завернутое в зеленый овес, в качестве амулета плодородия. Когда строился новый дом, над дверными проемами вешали амулеты из красных крашенок, украшенных кисточками из пшеницы, чтобы умилостивить духов, которые могли быть потревожены, а фактически — попросить их о защите.
По преданиям, писанки – это звезды, рожденные Богородицей-Пчелой. Один раз в году выпадала славянской женщине великая честь представлять Богородицу на земле. В Чистый Четверг, в час предрассветный выносила она на порог волшебное пряслице и пряла шерстяную нить, вращая веретено противусолонь: вязала «завязь» – золотой зародыш жизни. Днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для красок брала в среду вечером из семи родников или криниц, за течением – в честь семи звезд Плеяд созвездия Тельца, где, по преданиям, обитал сам Творец. Домой несла молча, в тайне. Этой непочатой живой водой заливала сушеные травы, лепестки цветов, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь.
Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском с помощью косточки-вилки, взятой из петушиной грудки, писалось письмо Богу. Яйца для писанок годились лишь те, что были снесены между двумя лунными месяцами. Настоящая великоденская писанка сохраняла жизненную силу до следующего Чистого Четверга: не протухала и не высыхала. На Руси была не пасха, а ВЕЛИКДЕНЬ,
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску, «яблоньку», и держалось в ней в течение «трех отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.
Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – то для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.
Основные цвета орнамента: черный, красный, желтый, зеленый. Черная (Ряба) Курочка снесла светоносное золотое яйцо, из которого родилась Вселенная. Черна земля, сбросившая белую фату зимы. Великдень красный, Егорий – зеленый, Купала – золотой (желтый).
Писанка отмыкала сердце для любви, придавала силу плодородия, защищала от сглазу и порчи, наговоров, болезней, стихийного бедствия, бедности, даровала красоту и богатство, надежду на счастливое замужество и урожай. Ее держали в доме, как икону. Дарением писанки скреплялось родство. Через писанку шла передача душевного тепла от человека к человеку, шла передача священных знаний от поколения к поколению. Продавать писанку – непростительный грех, даровать – значило честь оказывать.
Известный исследователь писанки действительный член российского императорского географического общества С.К. Кулжинский оставил нам сведения об оренбургской, самарской, уфимской, тульской, кубанской, воронежской писанке. В конце XIX века помещица Е. Скаржинская собрала для своего этнографического музея в Лубнах более 2000 писанок и среди них – курские, из великорусских деревень, красоты необычайной и очень тонкой работы. Славянина можно узнать по писанке, как по родимому пятнышку. Ее уже пишут в Сибири и на Урале, в Ярославле и Твери, в Москве и Санкт-Петербурге...
Однако, я хочу обратиться к своему народу: До каких пор вы будете почитать чужих Богов, их сатанинские праздники, верить китайским гороскопам, гоняться за какой то там итальянской или другой модой? Может быть уже пора начинать разбираться и вникать самим во всё? Вспоминать свою дохристианскую веру, свою культуру, обычаи, свою РОДную речь!
В дохристианской, славянской Руси был такой праздник, как "Велик День", вариаций названия много, даже в наше время, во многих славянских языках сохранились разные варианты древнего названия праздника, перекочевавшее на Пасху.
И дело тут совершенно не в величии христианского праздника, к ночи, кстати, не имеющего никакого отношения, все гораздо проще - Великий День или Великую Ночь наши предки отмечали день весеннего равноденствия, когда день и ночь сравнивались по длительности. Т.Е. СВЯЗАНО с солнцем и является истинным природным праздником.
Главный символ православной Пасхи, крашеное яйцо, не имеет никакого отношения к христианству, в его первородном виде.
Это символ древний, языческий, крашеными яйцами наши пращуры задабривали языческую богиню Макошь, она же Берегиня, отвечающую за плодородие.
Языческий праздник "Велик День" и задабривание Берегини давно забылись, а вот яички крашеные остались, и стали христианским символом.
Богиня Макошь на славянском орнаменте, с курочками в руках и утками...
Точно такая же ситуация и с пасхальным куличом, не имеющим никакого отношения к пресному пасхальному хлебу, который, как вы помните, преломлял Христос со своими учениками.
На Руси куличи издревле пекли сдобными и сладкими, на закваске, с ягодами и глазурью, у которой был свой, весьма интересный смысл. А символизировал кулич новую жизнь, это была ритуальная жертва Даждьбогу, покровителю плодородия, как земли, так и женщин.
Быть может я сейчас скажу крамольную для кого-то фразу, но уж извините, я историк, обязан говорить все как есть, даже если среди читателей найдется пара ханжей...
Языческий кулич, вошедший в христианство в неизменном виде, в язычестве был.., ритуальным фаллическим символом.
Внешний вид кулича, с его глазурью из яичного белка, помните я говорил об особом ее значении, все это имело сакральный смысл для язычников. В отличие от современных людей, наши пращуры не относились к этому извращенно. Это была философия язычества, ритуал, посвящение богу, отвечающему за плодородие.
Давно пора понять, что РОДное питает, что РОДным надо жить. Даже два дерева переплетаясь, питание получает каждое через свои корни. Иное природой не предусмотрено. Иное просто не усваивается и не дает ВОЗРОЖДЕНИЯ и роста.
ПОМНИ ИМЯ СВОЕ РАСЕЯ!!!!!!!!!!

Комментарии

  • 28 апр 21:51
    ОЧЕРЕДНОЙ НАШ ВЕДИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК УКРАЛИ ЖИДЫ, НАДО ЗНАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ,СЛАВА РОДУ И ВСЕМ ЗДРАВИЯ!!!
  • 5 мая 13:27
    Название было - Пасхет, а не велик день!