Садко - герой русского народного эпоса.

Былины о Садко, как и былины о Василии
Буслаеве, уводят нас из княжеского стольного Киева, из южных степей,
где происходили богатырские сражения, на север — в средневековый Новгород,
республику бояр и купцов, связанную торговыми узами с Европой. У Новгорода были
свои герои и свои социальные конфликты. И хотя Садко — персонаж полностью
вымышленный и ни о каком историческом его прототипе говорить не приходится, в
образе его запечатлелись характерные черты новгородского общества XII—XV веков.
В Древней Руси правда жизни нередко раскрывалась через фантастические ситуации и
через необыкновенные дела героев.
Садко вначале —
гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают на богатые пиры. Он
беден.
Почему-то его перестают
звать на пиры, и он идет к Ильмень-озеру и здесь играет на своих
гуслях. Бытовая ситуация сменяется ситуацией фантастической: игру Садко слышит
морской царь, «хозяин» озера, и решает наградить певца. Садко должен побиться с
купцами «о велик заклад», что в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В
споре с гусляром несколько купцов закладывают свои лавки с товарами, а бедный
Садко закладывает свою голову. С помощью морского царя Садко трижды вылавливает
рыбок с золотыми перьями и становится богатым «гостем» — купцом. информация с сайта http://slavyans.myfhology.info Казалось бы, судьба бывшего
гусляра определилась — он вошел в состав новгородского купечества, завоевал
себе место под солнцем. Но, согласно былинам, Садко не может жить «как все», в
нем есть богатырское начало — только выражается оно не в воинских подвигах. Садко
противопоставляет себя Новгороду и бросает ему вызов: он готов на свою
«бессчетную казну» выкупить все новгородские товары.
Начинается необычное состязание: новгородские купцы несут и несут Садко свои
товары, а он скупает их. Но наступает момент, когда Садко вынужден признать
свое поражение.
Втройне товаров принавезено,
Подоспели товары московские
На тую на великую на славу
новгородскую.
— Не выкупить товара со всего бела
света:
Още выкуплю товары московские,
Подоспеют товары заморские.
Не я, видно, купеи богат новгородский
— Побогаче меня славный Новгород.

Так апофеозом мощи торгового Новгорода завершается состязание. Но в этом для
Садко нет ничего унизительного — ведь он тоже участник общего торжества. Садко
решает совершить торговое плавание:
новгородские купцы плавали с товарами к берегам соседних стран.
Построил Садко тридцать кораблей,
На тыи на корабли на черленые
Свалил товары новгородские,
Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
А со Аадожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Как поехал он по синю морю,
Воротил он в Золоту Орду.
Маршрут Садко до определенного момента описывается с
топографической точностью, и вдруг... Золотая Орда, — такие нарушения географии
обычны для былин. Удачно расторговавшись. Садко плывет домой. Но здесь в свои
права вступает былинное чудо. Поднимается буря, бьют волны, ветер рвет паруса,
но корабли застывают на месте. Садко догадывается: «Видно, царь морской от нас
дани требует, требует дани во сине море». Дружина спускает в море бочку с
серебром, затем — с золотом, но ничего не помо-гает: «Видно, царь морской
требует живой головы во сине море».
Садко предлагает бросить в море жребии —
чей утонет, тому идти в сине море. Дважды бросают жребии — и всякий раз тонет
жребий Садко. Он берет свои гусли и остается в море на «дощечке дубовой», а
корабли уходят к Новгороду.
Заснул на дощечке на дубовой,
Проснулся Садко во синем море,
Во синем море на самом дне.
Сквозь воду увидел пекучись
красное солнышко,
Вечернюю зорю, зорю утреннюю,
Увидел Садко — во синем море
Стоит палата белокаменная,
Заходил Садко в палату белокаменну,
Сидит в палате царь морской.
По просьбе царя Садко играет на гуслях
— и так хорошо, что царь расплясался, а от его пляски на море поднялась буря и
стали гибнуть корабли и тонуть люди. Так продолжалось трое суток.
Как было остановить царя? Рядом с
Садко неожиданно оказывается старичок: он советует порвать струны и выломать
шпенечки у гуслей. Старичок этот — святой Микола Можайский (или Микола Мокрый),
которого новгородцы почитали как своего покровителя, защитника от бурь и
морских бедствий. Таким образом, как бы идет скрытая борьба языческого
божества, духа моря (морской царь), с христианским святым. Благодаря святому
Садко выходит из тяжелого положения. Но на этом его испытания не
кончаются: информация с сайта http://slavyans.myfhology.info он должен разгадать трудную загадку. В некоторых версиях ему приходится
разрешать спор между царем и царицей.
Ты скажи-скажи и поведай мне,
Что у вас на Руси есть дорого?
У нас с царицею разговор идет,
Злато или серебро на Руси есть дорого
Или булат-железо есть дорого?
Ответ Садко:
— У нас злато-серебро на Руси дорого,
А булат-железо не дешевлея;
Потому оно дорого, Что без
злата-серебра
сколько можно жить, А без булату-железа
жить-то неможно.
Мифологические, сказочные и былинные загадки
всегда заключают в себе некоторую каверзу: простой и напрашивающийся ответ
всегда будет ошибочным; верный же ответ, всегда скрытый, глубинный, известен
только герою. По отгадке узнают героя, а он, давая правильный ответ, как бы
подтверждает, что именно он — тот, кого ждали. Таким образом, Садко завлекают
на дно морское не как жертву и не как искусного гусляра, у царя другие расчеты,
и они проясняются из следующих его слов:
Ай не угодно ли тебе,
Садко, женитися в синем море
Ай на душечке
как на красной на девушке...
Ай заутра
выбирай себе девицу да красавицу
По уму себе да по разуму.
Выбор невесты —
последнее, самое важное испытание для Садко: три раза по триста девиц пройдут
перед ним, и он должен остановить свой выбор на одной — его суженой, то есть
предназначенной ему самой судьбой. Но Садко не хочет оставаться в морском царстве
и, значит, не должен жениться. Снова на выручку приходит Микола Можайский: он
указывает Садко ту, которую ему надо выбрать, чтобы вернуться домой, — девушку
Чернавушку. Она и есть его суженая. Согласно одним версиям, Чернавушка —
единственная земная среди невест, она вернет его на землю; по другой версии,
она — воплощение реки, текущей близ Новгорода, и она вынесет его домой.
Все происходит так, как предлагал Микола. Когда Садко просыпается после
бракосочетания, он видит себя лежащим на берегу реки Чернавы. В благодарность
за спасение Садко сооружает церковь в честь Миколы Можайского. И больше не
ездит на сине море. Итак, Садко причудливо совмещает в себе искусного
музыканта, новгородского купца, совершающего заморские торговые плавания, — и
былинного жениха, которому грозит брак с девушкой из подводного царства. В его
жизнь то и дело вплетаются мифологические ситуации, он вступает в контакт с
высшими силами, становится объектом борьбы между ними.
Садко совсем не похож на киевских
богатырей — у него нет их невероятной силы и он не совершает воинских подвигов.
Но - подобно им — Садко живет под знаком чего-то неведомого, ему многое
предсказано, и он успешно проходит чудесные испытания, которые выпадают на его
долю.
В образе Садко преломилась вера людей Древней
Руси в наличие таинственной власти над человеком и в то, что человек, поступая
правильно, пройдет свою жизнь достойно.

Садко - герой русского народного эпоса. - 850845995399
Садко - герой русского народного эпоса. - 850845995655

Комментарии

Комментариев нет.