Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из

важнейших звеньев системы воспитательной работы.
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя
чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности
к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств
через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре,
обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Конечно, начинала работу по патриотическому воспитанию с создания для детей
теплой, уютной атмосферы. Старалась, чтобы каждый день ребёнка в детском саду
был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с
воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной
улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать
более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Целью работы по данной теме является воспитание гуманной, духовно-нравственной
личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения этой цели наметила решение следующих задач:
1. Подбор методической литературы, пособий, художественной литературы для
детей, организация экскурсий, создание развивающей среды в группе.
2. Формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому
саду.
3. Формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе
приобщения к родной природе, культуре и традициям.
4. Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве как о
столице России.
5. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами
эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, чтение
художественной литературы.
6. Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной
символики России.
С помощью родителей оформила в группе центр гражданско-патриотического
воспитания, где дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять
знания о родном крае, городе, стране. В нем представлены следующие материалы:
фотоальбомы «Хорошо у нас в саду», «Мы живём на Севере», «Дружная семья»,
широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, страны,
столицы, снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей
(озеро Имандра, горы Хибины, северное сияние), иллюстрации народных промыслов,
произведения устного народного творчества (потешки, сказки, былины, пословицы и
поговорки), образцы российского герба и флага.
Предлагаемый материал менялся и дополнялся в зависимости от изучаемых
тематических блоков.
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о
своей стране, родном крае.
Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи. В средней группе дети
получали знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывалось
гуманное отношение к своим близким, уточнялись представления о занятиях близких
людей, семейных историях, традициях. Фотостенды: «Мама, папа, я – дружная
семья», «Мамы разные нужны», «Папы и дедушки – защитники Отечества»,
праздничный концерт ко Дню пожилого человека, изготовление подарков к Новому
году, 8 Марта, 23 февраля близким людям.
Родной город. Родная природа. Дети получали краеведческие сведения о родном
городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях,
промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой
деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках.
Занятия: «Край мой Севером зовется», беседа о жизни и труде оленеводов Крайнего
Севера, экскурсии по улицам города, в культурный центр «Салма», в ДДЮТ, в ДК
Строителей, беседы «Где работают ваши родители?», «Люди каких профессий живут в
нашем городе», рисование «Зима на Севере», «Наш город», «Хибинские горы», лепка
«Северный олень», «Кто живет в седой тундре», аппликация «Лопарочка»,
разучивание подвижных игр народов Севера, чтение «Айога» - нанайская сказка,
«Кукушка»- ненецкая сказка, «Семилетний стрелок из лука»- сборник саамских
сказок.
При ознакомлении с родной природой воспитывала умение эстетически воспринимать
красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально,
бережно. Поощряла желание больше узнать о родной природе.
Родная страна. На занятиях этого блока дети получали географические сведения о
территории России (глобус, карта). В средней группе познакомились с
государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и
подготовительной к школе группах расширялось представление о значении государственных
символов России, воспитывалось уважительное отношение к гербу, флагу, гимну
Российской Федерации. Дети знакомились со столицей нашей Родины – Москвой и
другими городами России, знаменитыми россиянами. Формировалось представление о
том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными
культурами. У детей формировались основы гражданско-патриотических чувств:
любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной
причастности к жизни России.
Занятия: «Наша страна Россия», «Как жили славяне», «Климатические зоны России»,
«Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина Российской
Федерации». «Главный город нашей страны», «Государственные символы России:
флаг, герб, гимн».
Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к
культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока
знакомила детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками,
праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Старалась
сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и
красоте, учила детей любить и ценить народную мудрость.
Занятия: «Богатыри земли Русской», «Русские народные промыслы», «Масленица», «
Рождественские колядки», «День защитников Отечества».
Помимо специально организованных занятий, бесед, экскурсий, целевых прогулок
большая роль в реализации данной задачи отводится совместной деятельности
взрослых с детьми. Использовала дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые,
театрализованные игры с детьми, которые помогают формировать соответствующие
знания и навыки. Дидактические игры: «Кто в какой стране живет», «Иностранец»,
«Узнай наш герб» (флаг, гимн); настольные игры: «Каков мастер, такова и
работа», «Чей хвост, чья голова», «С какого дерева листок», «Зеленая аптека»,
подвижные игры народов России. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают
праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию
патриотических чувств:
Праздничный концерт ко Дню пожилого человека, ко Дню Матери;
Осенняя ярмарка;
Новогодний утренник;
Рождественские колядки;
День защитников Отечества
Масленица;
День Победы;
День защиты детей;
Конкурсы, соревнования, викторины.
Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию
дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего
духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами,
уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
«Государственные символы России»: конспект тематического занятия в
подготовительной к школе группе
Программные задачи
Формировать начальные представления о происхождении современного герба, о
функциональном назначении герба.
Формировать элементарные представления о происхождении знамен.
Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага; познакомить с их
символическим значением.
Познакомить детей с музыкой и словами Гимна РФ; рассказать, как нужно себя
вести, когда звучит гимн.
Речевое развитие и обогащение словаря: знамя, стяг, древо, полотнище, навершие.
Материал к занятию: карта Российской Федерации, иллюстрации с изображением
государственной символики, денежные знаки, видеоматериалы по теме.
Ход занятия
1. Воспитатель: Ребята, у каждого человека на земле есть свое Имя, Отчество и
Фамилия. Каждый человек гордится своим именем, своей фамилией, особенно, если
этот человек прославился в науке или искусстве. И этими людьми гордится уже вся
страна, и даже весь мир.
Есть свое имя и у нашей Родины. Какое имя носит наша Родина?
Дети: Россия.
2. Воспитатель: Верно, Россия. Ребята, нашу страну, можно узнать не только по
имени, но и по гимну, флагу и гербу.
Гимн - самая главная песня нашей страны, ее должны знать все люди, которые
живут в России и не только знать, но и относиться к ней с трепетом и уважением.
Музыку к нашему гимну написал композитор Александров, а слова, хорошо вам
известный поэт Сергей Михалков, да, да, тот самый, который написал всеми вами
любимого Дядю Степу.
Послушайте, пожалуйста, музыку Гимна России. Я попрошу всех встать, потому что
гимн слушают стоя, это знак уважения к своему государству, к своей Родине.
(Звучит Гимн Российской Федерации).
Воспитатель: А теперь мы послушаем слова нашего гимна (чтение).
Воспитатель: Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют
свои гимны, гербы и флаги. Мы знаем наш гимн, а теперь поговорим о гербе. Герб
- отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют похожее значение:
«эмблема», «символ». Мы можем сказать, что золотой двуглавый орел - эмблема,
или символ России.
Зачем же нужен герб?
Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных
пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей
страны. copyright - http://sc-pr.ru Гости, туристы и другие люди, приезжающие
из других стран, видят герб - двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на
границе Российской Федерации (предложить детям рассмотреть современные
российские монеты).
Воспитатель: Ребята, что изображено на монетах?
Как называются монеты, на которых изображен всадник?
Почему они так называются?
Копье Святого Георгия Победоносца дало название монетке - копейка. Московские
князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с
изображением всадника, копьем поражающего змея (предложить сравнить детям
современные рубли и копейки, монетки советского периода и зарубежные).
Воспитатель: Ребята, чем эти монеты похожи, а чем отличаются?
Герб нужен государству и для того, чтобы мы могли отличить монеты своей страны
от иностранных денежных знаков. Необходим герб и на печатях, которые
подтверждают подлинность важных документов. Кроме гербов существуют гербы
городов. Даже люди могут иметь свои гербы - отличительные знаки.
(предложить детям рассмотреть и описать Герб России, посмотреть видеофильм).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, золотой фон напоминает сияющее всеми своими
лучами солнце, а всадник, поражающий копьем черного дракона, символизирует
победу добра и справедливости над силами зла.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с
закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический
щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан
двумя малыми коронами и над ними - одной большой короной, соединенными лентой.
В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла в красном щите -
серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным
копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Воспитатель: Флаг нашей страны, как и герб, имеет свою историю. Много веков
тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки
травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это
стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для
защиты своей земли, села или городка. В те времена даже счет войску вели по
количеству стягов, т. е. часть войск называлась стягом.
Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древу, а над ним
появилось железное навершие - «острожник». Древнерусский стяг имел те же
составные части, что и современные флаги: древко, полотнище, навершие. Чаще
всего стяги были красного цвета: червленые или багряные. Стяг взметался ветром,
придавая уверенность и мужество ратникам.
Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками
изображения святых - «знамения» (священные знаки»). Так появилось слово знамя.
Когда в России правил царь Алексей Михайлович, отец Петра I, по его приказу в
подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей.
Главный и самый большой корабль назвали гордо и грозно - «Орел». На его борту
разместили двадцать две пушки. Военный корабль был необходим для защиты
торговых судов, плавающих по Волге-реке, и для него потребовался
опознавательный знак.
Царь Алексей Михайлович приказал изготовить материю червленую, белую и
лазоревую, а Петр I во время северной войны дал русскому флоту и армии
бело-сине-красный флаг.
И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет означает мир
и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.
Белый, синий и красный цвета издревле почитались на Руси. Мы говорим: «сине
море», «белый свет», «весна - красна», «красна девица».
Белый, синий и красный цвета отвечали народным приметам, представлениям о
красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Видимо, все же не случайно
стали они цветами государственного флага России.
Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным
символом. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих
горизонтальных полос: верхней белого, средней - синего и нижней - красного
цвета.
(рассказ иллюстрируется показом видеофильма и наглядным материалом).
3. Воспитатель:
Ребята, сегодня вы узнали о государственной символике Российского государства.
Я надеюсь, что вы всегда будете гордиться нашей Родиной и когда вырастите,
может быть, прославите ее своими именами. Но если вы не станете знаменитыми
учеными, космонавтами или артистами, а будете врачами, учителями и рабочими,
которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте: Россия всегда будет
гордиться Вами, Вашими делами и поступками.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из - 852252734599

Комментарии

Комментариев нет.