Комментарии
- 15 мая 2018 22:00Виктор КуреннойЛасточки , не могут ходить пешком . Они , или сидят , или летают )
- 16 мая 2018 15:19Михаил ЗавьяловХор Лето.
- 16 мая 2018 18:52Нурия Циничный ПрагматикОни когда улетают на зимовку в теплые края обязательно покружатся над домом, потом сядут с выводком рядком на провода, пострекочат на прощание помашут дружно хвостами, как бы говоря пока-пока, и улетают....весной в том же порядке приветствуют.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
РОД - приРОДа, РОДина, наРОД
:Вера Четвергова
Ласточка любима всеми!
А вот мифологию этой замечательной птички мало кто знает!
Ласточка — чистая, святая птица, наделенная женской символикой и сочетающая в себе небесное и хтоническое начала. Имеет разные черты сходства с аистом, лаской и жаворонком.
Как голубя и жаворонка, Ласточку считают святой (рус), божьей, любимой Богом птицей. Своим пением Ласточка славит Бога. Щебетание воспринимается как неустанное чтение литании как молитва: Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас» (рус). В укр. песне Ласточка уподобляется Божьей Матери: «Ой на Дунаечку, на бережечку, / Там ласивочка та купалася, / То не ласивочка, то Божа Мати...». В народной
легенде о распятии Христа Ласточки старались избавить Его от мучений: кричали «умер, умер!» похищали гвозди
вынимали колючие терния из его венца и носили ему воду жалобно стонали, кружа над головой. Согласно ю.-слав. этиологическим представлениям Ласточка после всемирного потопа спасла человека от кровожадной змеи болг. родоп.), а змея откусила ей хвост, отчего он стал раздвоенным. Ласточка спасла солнце от пожирающей змеи, скрыв его под своим крылом или унеся его высоко в небеса (хорв., боен.). В болг. легендах Ласточкой становится девушка, вышедшая замуж за солнце или выданная за разбойника, а потом сбежавшая. Во время бегства ее схватили за фату, за конец косника или за волосы и вырвали клок, отчего у Ласточки стал раздвоенный хвост. В пол. легенде появление у этой птицы «выреза» в хвосте и красного зоба связано с наказанием Ласточки за кражу у Божьей Матери ножниц и клубка красных ниток. Некоторые ю.-слав. легенды связывают происхождение Ласточки с сестрой, оплакивавшей смерть брата. Две другие ее сестры с горя превратились в кукушку и змею, или же кукушкой стала ее мать (макед). Поэтому у македонцев Ласточку считают дочерью кукушки. В серб, и хорв. песнях Ласточка, кукушка и иногда змея символизируют безутешно скорбящих людей.
Ласточке присущи функции покровительницы дома и скота. Повсеместно считается, что гнездо Ласточки под крышей обеспечивает дому счастье. гнездо в хлеву благоприятно сказывается на скоте. Брошенное Ласточкино гнездо грозит смертью в семье. Убивший Ласточку не будет иметь удачи в разведении скота, а разоривший ее гнездо сам лишится крова или ослепнет, на лице у человека, причинившего вред Ласточке появятся веснушки или околеет скотина, у коровы пропадет молоко или она будет доиться кровью. Считают также, что гнездо Ласточки оберегает дом от молнии (пол., луж,, хорв.) и пожара, и что Ласточка спалит дом обидчику, разорившему ее гнездо. Недаром у нее красное пятно, словно от ожога.
Ласточке свойственна брачная символика. Согласно приметам, девушка скоро выйдет замуж, если Ласточка совьет гнездо на ее доме (з.-укр.) или залетит к ней в окно (бел. витеб.). Ласточки и голуби, летающие возле дома, когда в нем справляют свадьбу, означают, что молодые будут счастливы в супружестве (рус). Если парень или девушка увидят первый раз весной пару Ласточек, это сулит им брак в предстоящем году. Кто носит при себе сердце Ласточки, будет любим женщинами (Ласточка и ее гнездо используются в любовной магии).
Ласточка — вестница весны. Говорят: «Ласточка весну начинает, а соловей кончает». В песнях она приносит из-за моря золотые ключи, которыми отмыкают лето и замыкают зиму. Чаще всего прилет Ласточек приурочен к Благовещению, 25.III/ 7.IV ). Приход весны связывают также с прилетом Ласточек на св. Евдокию, 1/14.III (укр.), св. Григория, 12.Ш (чеш.), св. Иосифа, 19.III (пол, тарнов.), Сорок мучеников. В некоторых районах юж. России на Сорок мучеников к прилету птиц пекли ластовочек с раскрытыми крыльями (брян.). В губерниях прилет Ласточек приурочен к дню св. Егория ( 23.IV/6.V ). В это время готовятся к жарят яичницу и выезжают в поле. Ласточки щебечут: «Мужики у поле, мужики у поле, а бабы я-и-ишню жарить!» Или: «Улетели - молотили, улетели — молотили, прилетели — па-а-шут!» Иногда в щебете Ласточки слишится жалоба на опустевшие за зиму закрома: воробьи поклевали все зерно з.-слав.). Например: [Ты вор, воробей! Все сожрал у меня. Когда я осенью улетала, все амбары были полны. А когда вернулась, ничего не стало]. Весной при виде Ласточки бросали ей вслед камушек, умывали или отирали лицо, чтобы не было веснушек (в.-слав.), прыщей (укр.) или солнечных ожогов (пол,). При этом произносили заклинания, например: / Нате вам камень, / Дайте мне румениц» .
Считается также, что если умоешься при виде первой Ласточки станешь резвым и веселым, избавишься от сонливости, не будут болеть глаза. У юж. славян обычаи и приметы, связанные с первой Ласточкой сходны отчасти с аналогичными обычаями и приметами с аистом. При виде первой Ласточки или аиста снимают и кладут ее под камень или повязывают на дерево макед,). Опасно услышать первую Ласточку натощак: можно заболеть лихорадкой, что-нибудь потерять, не выйдешь замуж или весь год будет биться посуда. Связь Ласточки с аистами или, реже, журавлями обнаруживается также в поверьях об их прилете и отлете: Ласточки. совершают перелет вместе с ними или верхом на них. У белорусов, украинцев и поляков распространены поверья о Ласточке в воде. В день св. Симеона Столпника (1/14.1Х) Ласточки собираются вместе и жалуются этому святому на то, что воробьи занимали их гнезда, а дети их разоряли. Сразу после этого или на Воздвижение (14/ 27.IX ) они прячутся в колодцы, чтобы таким путем скорее попасть в ирей. Осенью люди стараются не вычерпывать воду из колодцев, чтобы не помешать Ласточкам вылететь в ирей. По другим поверьям, Ласточки прячутся в реки и озера, сцепляются лапками или крыльями в цепочки и спят под водой. Весной из воды вылетают лишь молодые Ласточки, а у старых опадают перья и они превращаются в лягушек. Неслучайно в пол. Мазовше время появления Ласточек из воды иногда совпадает с временем пробуждения змей и других гадов - днем св. Войцеха (23.1 V). Отмечено также поверье, что Ласточки зимуют под полом конюшен, цепляясь друг за друга).
Ласточка обнаруживает сходство с лаской. Названия их родственны по происхождению. В памятниках слова ласточка, ластовица, ластица и т. п. употреблялись для обозначения как ласки, так и Ласточки. То и другое значение и у рус. диал. ласка и ласточка .
Ласке и Ласточке свойственна женская символика, и обе они благоприятствуют скоту. С помощью Ласточки, как и по окраске ласки, определяют масти скота. При виде первой Ласточки из-под ноги землю и ищут в ней волос. Какого цвета он окажется, такой масти и следует покупать лошадь, чтобы она понравилась домовому (рус. орлов., укр. сум., пол. пролетевшую под коровой, считают причиной появления крови в молоке, так же как и ласку, пробежавшую под коровой.
Ласточка символически соотносится с на разных языках и, как следствие этого, с ученостью. В загадках щебетание Ласточки представлено как иноязычная речь: "говорило «по-татарски лепетало» заводило» и т. п. С символикой щебетания как умения владеть звучащей речью связано наказание немотой (болг.) или глухотой за вред, причиненный этой птице. В Хорватии верят, что Ласточка знает латынь, и передают ее пенис латинскими словами. В болг. песнях Ласточек называют учеными, книжниками. У сербов об ученых людях говорят, что они умудрены книжными знаниями, как Ласточки.
Как и другие птицы, Ласточка может восприниматься как образ души. В облике Ласточки представляют души умерших детей, прилетающих навестить родительский дом. С представлением о связаны приметы, в которых
птицы своим появлением предвещают смерть. Однако Ласточка с ее позитивными свойствами редко выступает вестником смерти.
Такие представления встречаются лишь у вост. славян.
Черты сходства Ласточки с аистом обнаруживаются главным образом в ю.-слав, традиции. Это общая функция домашнего покровителя, мотивы молнии и пожара мотивировке запретов убивать этих птиц и разорять их гнездо, способность гнезда Ласточки, и аиста оберегать дом от молнии, пожара и злых чар, сходные приметы о Ласточке и аисте, покидающих свое гнездо. Общие мотивы представлены в приметах о первом появлении этих птиц брак для молодых людей, увидевших пару Ласточек или аистов, битье посуды при виде их натощак, последний снег, исчезающий с их прилетом. Аналогичны и
некоторые ритуальные действия, совершаемые при виде первой Ласточки и аиста, в частности, умывание и бросание им земли
на гнездо. Близость этих птиц проявляется в об их одновременном прилете и отлете и совместном на юг и
обратно.
В символике как и жаворонка, сочетаются небесное и хтоническое начала. Ласточка связана с солнцем: в ю.-слав.
она выступает в роли спасительницы солнца и его невесты. Солярная символика выражена в поверьях о солнечных
ожогах и веснушках как следствии нарушения запрета причинять Ласточке вред и в превентивных магических действиях, приуроченных к прилету Ласточек, которые направлены на то, чтобы не пострадать от загара и солнечных ожогов. О хтонической символике Ласточки свидетельствуют поверья, что они зимуют на дне водоемов, зарываясь в грязь, или в земле под полом конюшен. При этом Ласточка с одной стороны выступает в легендах как противница змеи, с другой — оказывается в близком родстве с ней (сестра змеи), кроме того, по поверьям Ласточки превращаются, а время появления их из воды может совпадать с временем пробуждения змей и других гадов.