С каждым годом увеличивается число детей, имеющих нарушения речевого развития.

У большинства из них в той или иной мере присутствуют нарушения слоговой структуры слова.
Подобные нарушения признаны специалистами смежных областей (дефектологии, медицины, психологии и т.д.) ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с ОНР и ЗРР.
🔸Коррекция слоговой структуры слова – одна из важнейших и наиболее трудных задач в работе детьми, . имеющими речевые нарушения.

Коррекция ССС.mp4
01:26
Коррекция ССС.mp4

🔸Что такое «слоговая структура слова» (ССС) ? 
Говоря о ней, мы подразумеваем взаиморасположение и связь слогов в слове.
Роль ССС в развитии речи ребёнка велика! Формирование слоговой структуры влияет на: 
- успешность овладения грамматическим строем речи;
- усвоение звукового анализа;
- усвоение навыков письма и чтения.
С каждым годом увеличивается число детей, имеющих нарушения речевого развития. - 956447369551
Психолог, доктор наук,  профессор А.К. Маркова  выделила 13 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.  Затем 11 класс был дополнительно разделён на две части, поэтому на сегодняшний день мы знаем о 14 типах ССС.

🔸Усложнение заключается в наращивании количества слогов и использовании их различных типов:
1. Двухсложные слова из открытых слогов (рыба, юла).
2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, ток).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (клетка, кнопка).
14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Искажение слоговой структуры слов детьми до 3 лет может быть вариантом физиологической нормы. К примеру, «малалёт» - самолёт; «бакака» - собака. При нейротипичном развитии в три года дети уже начинают правильно воспроизводить словесные структуры. 

🔸Как должна формироваться и развиваться слоговая структура слов у детей? 

•  0 - 2 года - повторение простых слогов: «ма-ма», «ба-ба» и пр.;
• 3 - 4 года - воспроизведение слов из одного, двух и трёх слогов («мята», «дом», «машина»);
• 4 - 5 лет - воспроизведение слов с открытыми слогами без стечения согласных букв («долина», «рукавица»), слов из четырёх-пяти слогов и со стечением согласных букв («хвост», «мост», «строитель», «крошка», «тростинка»);
• после 5 лет - повторение предложений со сложными словами (из 3-4 слогов со стечением согласных букв) за взрослыми («строитель работал на строительстве здания», «парикмахер подстригает волосы ножницами», «в водопроводной трубе обнаружена протечка»).

Мы помним про индивидуальные варианты нормы. Кто-то «созревает» раньше, кто-то позже. Но если  нарушения ССС не исчезают из речи ребёнка к 4-5 годам, то это свидетельствует о наличии патологического нарушения, требуется помощь специалиста.
Предлагаю свое пособие Вам коллеги в помошь!!!
Прикрепляю фрагменты занятий, как я играю и развиваю детей.

Комментарии