НОГАИ. Осталась нерассмотренной только Ногайская Орда (Н\О). После падения Золотой Орды (1481), с последней четверти XV и до последней четверти XVI века, Н\О, объединенная в своем составе тюркскими кочевыми племенами в западной части Кипчакской степи, до границ Московского государства и Крыма, играла важную политическую роль в борьбе между Москвой, Казанью, Астраханью и Крымом и в судьбах всех тюркских кочевых племен Средней Азии и юго-западной Сибири. Название ногайцев представляет перевод слова «нохай» (собака, символ дружбы). Вернее всего, как заверяют сами ногайцы, название это родовое – от Чингиз-хана, из рода Джучи, его правнук. В первый период истории ногайцев, как отдельного племени не существует. Они теряются в массе полчищ Батыя, Тохтамыша, Тамерлана и др. Ногайскую Орду рассматриваем позже других, так как основатель её Эдигей был родоначальник князей УРУСОВЫХ. В результате борьбы Урус-хана и его сыновей с Тохтамышем Синяя Орда начала слабеть. Вот в это время и появилась сильная фигура ЭДИГЕЯ, родоначальника князей Урусовых, Юсуповых, Шейдяковых, Кутумовых, Тинбаевых, Урмаметовых, Тинмаметовых, Байтерековых и других князей. Эдигей, Едигей, Идигей, Идюкю, Идике, Едигей Мангит, Ногайский вождь и князь Ногайской Орды, темник Золотой Орды, полновластно распоряжавшийся ханским престолом З\О, С\О, Н\О с 1395 по 1420 годы (прил.18). Эдигей родился в 1352 году (возможно в 1335-1340), убит сыном Тохтамыша Кадыр Берды в 1419\1420 годах. Русские считали его одним из коварных и хищных ханов, Ордынским (З\О) правителем. Сын главного эмира Урус-хана Балтычак (владетель Каратауского города Кумкента). Родом из племени белые (ак) мангиты, которые появились в Средней Азии в период нашествия монголов (по другой версии – из племени кунграт (костяк восточной части улуса Джучи XIII-XV веков)). В 1377 году Эдигей сбежал от Урус-хана к Тохтамышу, а затем вместе с ним к Тамерлану. Эдигей любыми средствами и путями пытался выдвинуться в полководцы, был постоянно на виду, участвовал в походах на З\О и Среднюю Азию у Тохтамыша, а позже у Тамерлана был полководцем, руководителем войска. После поражения Тохтамыша Эдигей фактически руководил как С\О, так и З\О, а также на базе территории ногайского народа сформировал Ногайскую Орду. Таким образом, с 1395 года и до своей смерти1420 года он фактически руководил большой территорией, населенной различными народами. Он ставил и снимал во главе власти чингизидов (сам он не имел права по монгольским законам, как Ногай, Мамай и Тамерлан); в основном это были внуки и правнуки Урус-хана Тимур-Кутлуг, Тимур, Шадибек и Булат. Таким образом, Эдигей – вельможа, полностью распоряжающийся государствами, возводивший на престол царевичей ханского рода только для того, чтобы прикрыть свою власть. Эдигей сумел стать эмиром, одним из самых могущественных военноначальников З\О. Николаевская летопись, с.173: «Эдигей князь Велик во всей Орде, и могуществен и крепок и храбр зело». Вместе с тем он же « лукавый и злохитрый», способный на любой коварный и злой поступок к врагам для достижения своих целей. «Эдигей был смугл лицом, среднего роста, плотного телосложения, отважен, страшен на вид, высокого ума, щедр, с приятной улыбкой, меткой проницательности и сообразительности, любитель ученых и достойных людей, сближался с благочестивцами и факирами, беседовал (шутил) с ними в самых ласковых выражениях и шутливых намёках, постился, по ночам вставал на молитву, держался за полы шариата, сделав Коран и изречения мудрецов посредником между собой и Аллахом Всевышним». Тизенгаузен.1884. с.474. Эдигей запретил татарам продавать своих (татарских) детей в Сирию и Египет, поэтому народ еще при жизни его слагал песни, легенды, сказки. Его личное мужество, военные успехи, авторитет как правителя, поддерживавшего единство и порядок в стране, снискал ему широкую популярность и сохранили его имя в памяти потомства у многих народов: ногайцев, казахов, киргизов, узбеков, караколпаков, карачаевцев, западно-сибирских и других татар. Народ до такой степени отождествлял генерала З\О со сказочным Идыгеем, что имя Идыге в мусульманскую летопись вошло с чертами из сказки. По родословным родам Юсуповых и Урусовых род Эдыгея идет от Абубекира Бен Райок (прил.13), правителя всех мусульман, царей Дамаска, Египта, Медины, Константинополя. Третий сын, Термес, народного святого Баба Туклас (царь Мекки) ушел из Мекки (кстати, первые два сына похоронены около Святого Камня Каагбе в Мекке) и захватил территорию между реками Урал и Волгой (территория будущей Н\О). От него идет род Эдигея. Происхождение Эдигея туманно и имеет несколько вариантов (прил.14). Первый вариант – это мусульманское происхождение. Эта родословная Эдигея показана родословными Юсуповых и Урусовых, Архивом Коллегии Иностранных Дел, Разрядного Архива, Общим Гербовником Российских князей; происхождение от ногайских князей, от Абубека (Абубекир Бен Райок или Абубек Киреев сын Дока). Второй вариант – монгольское происхождение, которое возможно шло от самого Чингиз-хана, или через Урус-хана, или через темника Ногая, или через порабощенные племена (например, белых мангитов в Средней Азии и т.д.). Третий вариант – СевероКавказский, по наличию многих имен предков тюркского происхождения, а также по прозвищу URUS, «русский», фамилия УРУСОВА происходит скорее всего от карачаевских горских князей и биев, сохранивших параллельно также и балкарскую фамилию Урусбиевых, т.е. историческое прошлое фамилии Урусовых каким-то образом связано с историей карачаевского народа (и балкарского тоже, т.к. они по происхождению и по вероисповеданию (мусульмане суннитского толка), и по языку были единым народом). Образование этих народов следующее (Н.А.Баскаков «Русские фамилии тюркского происхождения»). В VI-IX веках часть Булгар (территория современного Татарстана) переселилась на Северный Кавказ в Верховья Кубани к аланам и кобанам, и образовались карачаевцы и балкарцы. В XII веке они сформировались как народность, но в XIII веке татаро-монголы разгромили карачаево-балкарскую общину (прил.37), часть была истреблена, часть ушла в высокогорные районы Приэльбрусья, а часть была захвачена в плен, влилась в войско Чингиз-хана и продолжала нести службу у татар. Таким образом, и Балтычак, бий, из племени барсила (борзи-урусби) карачаевского народа попал в плен, служил у татар, был даже правителем города Кумкента, главным эмиром у Урус-хана (первая встреча Урус-хана и Урусовых (прил.15)) и его сына Тимур-Мелика. Тохтамыш в 1379 году разбил С\О, захватил в плен хана Тимур Мелика и его главного эмира. Тимур-Мелик был казнен (как когда-то был казнен Урус-ханом отец Тохтамыша Туй-Ходжа), а Балтычаку было предложено перейти на службу к Тохтамышу, но тот отказался, сказав, что ему за честь умереть за своего государя. Тохтамыш удовлетворил его просьбу. Сам Эдигей в это время был одним из главных эмиров Тохтамыша (начальник левого крыла монгольской армии). По версии эпоса, отцом Эдигея (Идиге) был Кутлукай, сокольничий Тохтамыш-хана. Соблазненный подарками Тамерлана, он дал ему одно из яиц, снесенных соколом чудесной породы, которым особенно гордился Тохтамыш. Узнав о проступке своего сокольничего, разгневанный Тохтамыш велел казнить не только его, но и всю его семью. Младенца Идиге спасает молочный брат, подменив своим собственным сыном, и воспитывает сына Кутлукая как своего. Русская историография считает Эдигея коварным и хищным ордынским правителем, а восточные источники никакой симпатии к Эдигею не проявляют и склонны считать человеком неверным, который легко изменяет своему слову. Едва ли в исторической литературе мог сложиться такой образ Эдигея, если бы не было его идеализации по другой линии. Дело в том, что параллельно с историческим существованием Эдигея, есть еще Эдигей – герой ногайского, казахского, караколпакского и сибирского тюркского эпоса. Картина взаимоотношений Эдигея и Тохтамыша воспета у многих народов Средней Азии в героических эпосах, былинах. В начале 70-х годов XIV века золотоордынский Урус-ханзамыслил расширить свою область со стороны Средней Азии. Отец Тохтамыша, управлявший Мангишлаком, не явился в поход, и за это был казнен. Тохтамыш несколько раз убегал из орды, но возвращался, и ему, как несовершеннолетнему, бегство прощалось. В 1376-77 гг. Тохтамыш окончательно оставил отцовский улус. Идиге (Эдигей) был эмиром Уруса, а его отец Балтычак - главным эмиром Урус-хана. Итак, Тохтамыш бежал к Тамерлану в Самарканд, который дал ему приют, отвел область в южном Казахстане, по Сырдарье, помогал Тохтамышу в войне. Три раза Тохтамыш нападал на Урус-хана и его сыновей, но все время терпел поражения. Тамерлан пытался убрать опасно усилившегося Уруса с помощью марионетки Тохтамыша. Когда Тохтамыш после очередного поражения приехал в Бухару к Тамерлану, туда же прибыл и бежавший от Уруса Эдыгей и сообщил, что Урус-хан сам гонится за Тохтамышем. На требование Уруса выдать Тохтамыша Тамерлан ответил отказом. В конце концов, Тохтамыш с помощью Тамерлана победил сыновей Урус-хана (сам Урус-хан уже умер к этому времени), овладел Золотой Ордой в 1379 году. Когда к Тохтамышу привели плененного в бою с Тимур-Меликом (сын Уруса) его главного эмира Балтычака, Тохтамыш обещал ему сохранить за ним его сан, если тот признает его своим государем. Балтычак с ненавистью отказался и потребовал себе смерти. И Тохтамыш убил его. Этот Балтычак был отцом Эдигея. Вероятно, с этого времени и началась вражда Эдигея с Тохтамыш-ханом. Пока были живы старшие эмиры улуса, Тохтамыш поддерживал дружеские отношения с Тамерланом. Но группа смутьянов восстановила Тохтамыша против Тамерлана. Тохтамыш стал нападать на области Тамерлана и вызвал против себя его походы на Кавказ и Кипчак 1384-1395 годов. В последней битве Тамерлана против Тохтамыша проводниками были Тимур-Кутлук (будущий хан З\О) и Эдигей, старинные враги Тохтамыша. Тохтамыш был разбит, бежал в Литву (Киев). В это время Тимур-Кутлук и Эдигей ушли от Тамерлана, и в 1395 году «Тимур-Кутлук сел в Узбекском улусе (З\О) на царство, а эмирство осталось Эдигею». Тамерлан простил им их предательство (они обещали возвратиться к нему со своими улусами) и разрешил им править З\О. Таким образом, Эдигей пытался сколотить свой улус, объединить С\О и З\О, независимые от Тохтамыша и Тамерлана, с помощью чингизида Тимур-Кутлук. Эдигею нельзя отказать в кипучей энергии. Не теряя времени, он искал способы стать фактическим правителем Золотой Орды. Он хорошо знал, что, не будучи чингизидом, он не может претендовать на ханский престол, почему и желал иметь подставного хана в лице Тимур-Кутлука, сына казненного Тимур-Мелика, внука Урус-хана. Эдигей являлся главой всего войска улуса Джучи (по определению ярлыка Тимур-Кутлука от 1398г.). С приходом к власти Тимур-Кутлука (фактически Эдигея) Золотая Орда вновь на короткое время окрепла, мобилизовав все приемы и методы насилия и коварства. Эдигей и оказался в этом отношении наиболее подходящей фигурой благодаря своим качествам. С помощью подставных ханов Тимур-Кутлука, Шадибека, Пулата, Тимура и Дервиша он убрал с политической сцены Тохтамыша, разбил и уничтожил армию Литвы на Ворскле (1399), держал в расстройстве Русь за счет грабежей и насилий (захват Москвы 1382, осаждение ее в 1409, война 1419), захват Хорезма (1406-1413). Успехи Эдигея обусловлены не военной слабостью этих стран, а отсутствием единой организационной воли, наличием феодальных распрей между князьями и исключительной доверчивостью русских к словам и обещаниям коварного татарского князя Эдигея. Прекрасно ориентируясь в международных отношениях на Руси, желая во чтобы-то ни стало ослабить её, Эдигей поставил себе первой задачей столкнуть московских князей и князей литовских, тогда владевших Киевом. И Эдигей добивался своего, сталкивая две страны к пролитию крови, потере людей и опустошению городов и селений, а выигрывали только татары. Русь и Литва тоже не оставались в долгу, плетя каждый свои сети. В Москве, а затем уже в Литве нашли приют «тохтамышевы дети», которые позже были использованы против Эдигея. Орудием стал Джелал-ад-дин, которого Витовту (князь литовский) и удалось провести на ханский престол в 1411 году. Звезда Эдигея начала закатываться, и он уже никогда не достигал недавнего могущества. Против Эдигея восстал его же ставленник Тимур, сын Тимур-Кутлук. Более того, Эдигей даже породнился с новым ханом, отдав ему в жены свою дочь (прил.15). Однако Тимур сумел склонить симпатии кочевой знати на свою сторону и повел борьбу с эмиром Эдигеем. Не имея сил победить Тимура, Эдигей бежал в Хорезм, где правил его сын Мубарак с 1406 года. Тимур осаждал город в течение полугода. В это время Джелал, пользуясь отсутствием Тимура, захватил власть в З\О. Тимур был убит своим военноначальником, а Эдигей разбил сына Тохтамыша около Хорезма. Был заключен мир, Эдигей признал право Джелала на ханский престол. Но авантюрист Эдигей еще раз попытался выставить против сыновей Тохтамыша кандидатуру царевича Чекри (1414-16), сына же Тохтамыша. Эдигей воевал в 1416 году с Витовтом, сжег Киев и разорил многие литовские области и лишь незадолго до смерти заключил мир со своим старым врагом. В свои 60 лет Эдигей помог Дервиш-хану захватить власть в Крыму, основав там Крымскую орду. Там он чеканил на монетах свое имя рядом с ханским. Вот такую бурную и активную жизнь прожил Эдигей – основатель целого ряда родов знаменитых Юсуповых, Урусовых ….., ныне существующих. Родственники Эдигея (прил.18): -жена – дочь Тохтамыша Джанике Ханга, в Крыму в Чуфут-Кале, имеется ее мавзолей; -брат Исабек – участник походов Тохтамыша на Кавказ в 1391-95 годах; - сестра – жена Тимура-Мелика, хана З\О; - дочь – жена Тимура, хана З\О и С\О; - дочь – жена сына Тамерлана Шахрука; - дочь – жена Мухаммеда Джуке; - кроме этого 9 жен, более 20 сыновей. Существует несколько версий смерти Эдигея: - умер в Крыму; - утонул в р.Сейхун (Сырдарья) у Сарайчика; - вернее всего он погиб в борьбе с сыном Тохтамыша Кадырберды на среднем ключе трех ключей Борта р. Илек, впадающей в р. Урал в 1419\1420 году юго-западнее Оренбурга. Похоронен на горе Адыге Тау (вершина Эдиге) хребта Улутау Карагандинской области. Легендарная могила – религиозная святыня. Умер Великий Эмир в Деште (Кипчак), Идиге, распоряжавшийся управлением Сарая и Дешт-Кипчак. «Султаны при нем носили только имя, но не имели никакого значения. Он водворял в султанство кого хотел и смещал когда хотел: прикажет, и никто не противостоит ему, проведет грань и никто не переступит этой черты». Сказания об Эдиге (Идиге) сложились, по всей вероятности, среди тюркских кочевых племен, входивших в состав так называемой Ногайской Орды. Из племен, составлявших эту орду, на первом месте называются мангиты, к которым принадлежал Идиге. Ногайская Орда была улусом Идиге, так как с XV века во главе ее стояли его потомки. Ногайская Орда (Н\О) кочевала « к востоку от нижнего течения Волги до Иртыша и от берегов Каспийского и Аральского морей до границ Казанского ханства и Тюмени». Н\О выступает как особое политическое объединение в последние годы XIV и начале XV веков, когда ее возглавляет Эдигей. Окончательно сформировалась при его сыне Нуреддине (2-е колено Урусовых) (1426-1447). В дальнейшем власть оставалась в руках потомков Эдигея. Орда не представляла собой чего-либо единого. У каждого из мурз – членов дома Эдигея – был собственный улус. Старший между ними почитался за главного князя. Общие дела решались на съездах (курултаях). Центр Н\О – Сарайчик в низовьях реки Урал (около Гурьева, Казахстан). Кочевой образ жизни, борьба с Россией (набеги), Польшей, Литвой, соседями. Эдигей укрепил власть, армию, захватил и расширил территорию Н\О; он восстановил политическое единство З\О и укрепил разгромом Витовта захватом Хорезма и походом на Москву, ее военное и международное положение и все это держалось на личном мужестве, военной доблести и государственной мудрости как залоге его военных и политических успехов. Эдигей был крупным государственным деятелем Золотой, Синей и Ногайской Орд. Широкое географическое распространение сказаний и песен – от Крыма и Причерноморских степей до Сибири и Казахстана – соответствует исторической рамке, в которой происходили передвижения ногайцев-кочевников, в особенности после распада ногайского улуса в XVI-XVII веках. Значительное число ногайских племен вошло, по-видимому, в состав казахов Младшей орды (западный Казахстан), среди которых цикл сказаний об Идиге и его потомках сохранился наиболее полно. С другой стороны, и нынешние ногайцы, разбросанные в восточном Причерноморье и к западу от Каспия, хранят память о своем первом правителе. К историческим по своему происхождению казахским богатырским песням относятся: «Тохтамыш и Идиге», поэмы ногайского цикла «Муса-хан», «Орак и Мамай» и другие. Ногайцы находились на протяжении всего XV-XVI веков в тесном общении с родственными им казахскими племенами. Этот период запечатлелся как период расцвета Казахского ханства. Казахские эпические сказания о ногайских богатырях образуют генеалогический цикл, герои которого, как в народном предании, так и в истории, являются членами одной семьи. Родоначальник этой семьи – Идиге, исторический Эдигей, золотоордынский временщик, имя которого хорошо известно из русской истории. Ногайцы были степными кочевниками-скотоводами. Они разводили лошадей, верблюдов, овец и рогатый скот. В этническом отношении ногайцы сложились из осколков более древних тюркских и монгольских кочевых племен. Название ногайской орды обычно связывают с именем золотоордынского полководца и временщика эмира Ногая, который во второй половине XIII века покинул З\О со своим монгольским племенем мангит и стал фактически независимым правителем в районе Черного моря. После гибели Ногая его сыновья были оттеснены за Волгу в район Урала и Эмбы. Из этого племени и происходил Эдигей, потомки которого были наследственными правителями Н\О. Эдигею удалось собрать под свою крепкую руку Заяицкие Орды (Зауральские). Ногайская Орда занимала выгодное положение между Волгой и Уралом, была крупным пунктом транзитной торговли на пути из Причерноморья в Среднюю Азию. Ежегодно ногайские князья поставляли в Казань и Москву тысячи голов лошадей и овец. Княжеская власть в Н\О наследовалась в порядке родового старшинства, поэтому после смерти Эдигея, власть перешла к его старшему сыну Гази (1420-1426). Гази плохо руководил, постоянно воевал со всеми соседями (Россия, З\О, Шейбани…). Народ, недовольный его отношением к их жизни, судьбе, убил Гази и разбрелся по Сибири, Средней Азии, в том числе и сыновья Эдигея (прил.18): - Мансур – старший эмир Ходжи Мухаммеда в Сибири (прил.8а); - Навруз – военноначальник у Улуг-Мухаммеда в западной З\О (Казанское ханство); - Мубарак – захватил власть в Хорезме 1406-13; - Якшибей – руководил Н\О на реке Урал; - внук Окас (Ваккас) – старший эмир у Абдулхаира в Узбекском союзе. Поэтому, по наследству земли отца Эдигея достались Нуреддину (1426-47) (Мурадину), младшему сыну. Нураддин объединил остатки своего народа, окреп, подчинил, захватил территорию около Волги (возможно, подарены Кичи Мухаммедом в 1436г.). Нуреддин известен своим участием в борьбе против Тохтамыша и ссорой с отцом из-за дочери Тохтамыша, ставшей добычей победителей (поэма «Нуреддин»), борьбой с калмыками; честолюбив. Таким образом, Нуреддин снова возродил Н\О, а окончательное оформление Н\О осуществил его сын Окас (1447- 50), князь. После смерти Гази Окас ушел к Узбекскому хану Абдулхаиру, (они совместно удачно воевали (смотри Узбекский союз)), был старшим эмиром. После смерти отца вернулся в Н\О, ею правил, удачно воевал, захватил территорию до Алатау (Казахстан, Алма-Ата), имел 30 сыновей, они отделились, поселились около Сарайчика, разрослись. Убит Абдулхаиром за уход от него. После убийства Окаса его брат Аббас (1450-96) был провозглашен ногайским князем. До распада З\О (конец XV в) ногайцы при Нуреддине и Окасе кочевали за Волгой и Яиком (Урал), а после распада завладели низовьями Волги и оказались в непосредственном соседстве с московскими «украйнами» (окраинами). С этого времени Н\О вступает в активную связь с Московским государством, которая продолжается в течение всего XVI века, грабительские набеги чередуются с дипломатией, торговлей и военными сношениями. Наибольшую самостоятельность и военно-политическую активность ногайцы проявляют с 1481 по 1560 года, в то время, когда во главе Н\О стояли князь Муса (прил.21) и его сыновья Шахим, Шейдяк, Ших-Мамай, Юсуф и Исмаил. К этому времени и относятся эпические сказания казахско-ногайского цикла.
Урусовы об Урусовых.
:Геннадий Урусов
2.
НОГАИ.
Осталась нерассмотренной только
Ногайская Орда (Н\О). После падения
Золотой Орды (1481), с последней четверти XV и до последней четверти XVI века, Н\О, объединенная в
своем составе тюркскими кочевыми племенами в западной части Кипчакской
степи, до границ Московского государства и Крыма, играла важную политическую
роль в борьбе между Москвой, Казанью, Астраханью и Крымом и в судьбах всех тюркских кочевых племен
Средней Азии и юго-западной Сибири. Название ногайцев представляет перевод
слова «нохай» (собака, символ дружбы). Вернее всего, как заверяют сами ногайцы,
название это родовое – от Чингиз-хана, из рода Джучи, его правнук.
В первый период истории ногайцев, как отдельного племени не
существует. Они теряются в массе полчищ
Батыя, Тохтамыша, Тамерлана и др.
Ногайскую Орду рассматриваем
позже других, так как основатель её Эдигей был родоначальник князей УРУСОВЫХ.
В результате борьбы Урус-хана и его
сыновей с Тохтамышем Синяя Орда начала
слабеть. Вот в это время и появилась сильная фигура ЭДИГЕЯ, родоначальника князей Урусовых,
Юсуповых, Шейдяковых, Кутумовых, Тинбаевых, Урмаметовых, Тинмаметовых,
Байтерековых и других князей. Эдигей, Едигей, Идигей, Идюкю, Идике, Едигей
Мангит, Ногайский вождь и князь Ногайской Орды, темник Золотой Орды,
полновластно распоряжавшийся ханским престолом З\О, С\О, Н\О с 1395 по 1420
годы (прил.18). Эдигей родился в 1352 году (возможно в 1335-1340), убит сыном
Тохтамыша Кадыр Берды в 1419\1420 годах. Русские считали его одним из коварных
и хищных ханов, Ордынским (З\О)
правителем. Сын главного эмира Урус-хана
Балтычак (владетель Каратауского города Кумкента). Родом из племени белые (ак) мангиты, которые
появились в Средней Азии в период нашествия монголов (по другой версии – из
племени кунграт (костяк восточной части улуса Джучи XIII-XV веков)). В 1377 году Эдигей сбежал от Урус-хана к Тохтамышу, а
затем вместе с ним к Тамерлану. Эдигей любыми средствами и путями пытался
выдвинуться в полководцы, был постоянно на виду, участвовал в походах на З\О и
Среднюю Азию у Тохтамыша, а позже у Тамерлана был полководцем, руководителем
войска. После поражения Тохтамыша Эдигей фактически руководил как С\О, так и
З\О, а также на базе территории ногайского народа сформировал Ногайскую Орду.
Таким образом, с 1395 года и до своей смерти1420 года он фактически руководил
большой территорией, населенной различными народами. Он ставил и снимал во
главе власти чингизидов (сам он не имел права по монгольским законам, как
Ногай, Мамай и Тамерлан); в основном это
были внуки и правнуки Урус-хана
Тимур-Кутлуг, Тимур, Шадибек и Булат.
Таким образом, Эдигей – вельможа, полностью распоряжающийся
государствами, возводивший на престол царевичей ханского рода только для того,
чтобы прикрыть свою власть. Эдигей сумел стать эмиром, одним из самых
могущественных военноначальников З\О. Николаевская летопись, с.173: «Эдигей
князь Велик во всей Орде, и могуществен и крепок и храбр зело». Вместе с тем он
же « лукавый и злохитрый», способный на любой коварный и злой поступок к врагам
для достижения своих целей.
«Эдигей был смугл лицом, среднего
роста, плотного телосложения, отважен, страшен на вид, высокого ума, щедр, с
приятной улыбкой, меткой проницательности и сообразительности, любитель ученых
и достойных людей, сближался с благочестивцами и факирами, беседовал (шутил) с
ними в самых ласковых выражениях и шутливых намёках, постился, по ночам вставал на молитву, держался за полы
шариата, сделав Коран и изречения мудрецов посредником между собой и Аллахом
Всевышним». Тизенгаузен.1884. с.474.
Эдигей запретил татарам продавать своих
(татарских) детей в Сирию и Египет, поэтому народ еще при жизни его слагал
песни, легенды, сказки. Его личное мужество, военные успехи, авторитет как
правителя, поддерживавшего единство и порядок в стране, снискал ему широкую
популярность и сохранили его имя в
памяти потомства у многих народов:
ногайцев, казахов, киргизов, узбеков, караколпаков, карачаевцев,
западно-сибирских и других татар. Народ до такой степени отождествлял генерала
З\О со сказочным Идыгеем, что имя Идыге в мусульманскую летопись вошло с
чертами из сказки.
По родословным родам Юсуповых и Урусовых род Эдыгея идет от Абубекира Бен Райок (прил.13), правителя всех
мусульман, царей Дамаска, Египта, Медины, Константинополя. Третий сын, Термес,
народного святого Баба Туклас (царь
Мекки) ушел из Мекки (кстати, первые два сына похоронены около Святого Камня
Каагбе в Мекке) и захватил территорию между реками Урал и Волгой (территория
будущей Н\О). От него идет род Эдигея. Происхождение Эдигея туманно и имеет
несколько вариантов (прил.14).
Первый вариант – это
мусульманское происхождение. Эта родословная Эдигея показана родословными
Юсуповых и Урусовых, Архивом Коллегии Иностранных Дел, Разрядного Архива, Общим
Гербовником Российских князей; происхождение от ногайских князей, от Абубека
(Абубекир Бен Райок или Абубек Киреев сын Дока).
Второй вариант – монгольское
происхождение, которое возможно шло от самого Чингиз-хана, или через Урус-хана,
или через темника Ногая, или через порабощенные племена (например, белых
мангитов в Средней Азии и т.д.).
Третий вариант –
СевероКавказский, по наличию многих имен предков тюркского происхождения, а
также по прозвищу URUS, «русский», фамилия УРУСОВА происходит скорее
всего от карачаевских горских князей и биев, сохранивших параллельно также и
балкарскую фамилию Урусбиевых, т.е. историческое прошлое фамилии Урусовых
каким-то образом связано с историей карачаевского народа (и балкарского тоже,
т.к. они по происхождению и по вероисповеданию (мусульмане суннитского толка),
и по языку были единым народом).
Образование
этих народов следующее (Н.А.Баскаков «Русские фамилии тюркского
происхождения»). В VI-IX веках часть Булгар
(территория современного Татарстана) переселилась на Северный Кавказ в Верховья
Кубани к аланам и кобанам, и образовались карачаевцы и балкарцы. В XII веке они сформировались
как народность, но в XIII
веке татаро-монголы разгромили карачаево-балкарскую общину (прил.37), часть
была истреблена, часть ушла в высокогорные районы Приэльбрусья, а часть была
захвачена в плен, влилась в войско Чингиз-хана и продолжала нести службу у
татар. Таким образом, и Балтычак, бий, из племени барсила (борзи-урусби)
карачаевского народа попал в плен, служил у татар, был даже правителем города Кумкента,
главным эмиром у Урус-хана (первая
встреча Урус-хана и Урусовых (прил.15)) и его сына Тимур-Мелика. Тохтамыш в
1379 году разбил С\О, захватил в плен хана Тимур Мелика и его главного эмира.
Тимур-Мелик был казнен (как когда-то был казнен Урус-ханом отец Тохтамыша
Туй-Ходжа), а Балтычаку было предложено перейти на службу к Тохтамышу, но тот
отказался, сказав, что ему за честь умереть за своего государя. Тохтамыш
удовлетворил его просьбу. Сам Эдигей в это время был одним из главных эмиров
Тохтамыша (начальник левого крыла монгольской армии).
По версии эпоса, отцом Эдигея
(Идиге) был Кутлукай, сокольничий Тохтамыш-хана. Соблазненный подарками
Тамерлана, он дал ему одно из яиц, снесенных соколом чудесной породы, которым
особенно гордился Тохтамыш. Узнав о проступке своего сокольничего, разгневанный
Тохтамыш велел казнить не только его, но и всю его семью. Младенца Идиге
спасает молочный брат, подменив своим собственным сыном, и воспитывает сына
Кутлукая как своего.
Русская историография считает
Эдигея коварным и хищным ордынским правителем, а восточные источники никакой
симпатии к Эдигею не проявляют и склонны считать человеком неверным, который
легко изменяет своему слову. Едва ли в исторической литературе мог сложиться
такой образ Эдигея, если бы не было его идеализации по другой линии. Дело в
том, что параллельно с историческим существованием Эдигея, есть еще Эдигей –
герой ногайского, казахского, караколпакского и сибирского тюркского эпоса.
Картина взаимоотношений Эдигея и
Тохтамыша воспета у многих народов Средней Азии в героических эпосах, былинах.
В начале 70-х годов XIV века золотоордынский Урус-ханзамыслил расширить свою область со стороны Средней Азии. Отец Тохтамыша,
управлявший Мангишлаком, не явился в поход, и за это был казнен. Тохтамыш
несколько раз убегал из орды, но возвращался, и ему, как несовершеннолетнему,
бегство прощалось. В 1376-77 гг. Тохтамыш окончательно оставил отцовский улус. Идиге (Эдигей) был эмиром
Уруса, а его отец Балтычак - главным эмиром Урус-хана. Итак, Тохтамыш бежал к
Тамерлану в Самарканд, который дал ему приют, отвел область в южном Казахстане,
по Сырдарье, помогал Тохтамышу в войне. Три раза Тохтамыш нападал на Урус-хана
и его сыновей, но все время терпел поражения. Тамерлан пытался убрать опасно
усилившегося Уруса с помощью марионетки Тохтамыша. Когда Тохтамыш после очередного поражения приехал в Бухару к
Тамерлану, туда же прибыл и бежавший от Уруса Эдыгей и сообщил, что Урус-хан
сам гонится за Тохтамышем. На требование Уруса выдать Тохтамыша Тамерлан ответил
отказом. В конце концов, Тохтамыш с помощью Тамерлана победил сыновей Урус-хана
(сам Урус-хан уже умер к этому времени), овладел Золотой Ордой в 1379 году.
Когда к Тохтамышу привели плененного в бою с Тимур-Меликом (сын Уруса) его
главного эмира Балтычака, Тохтамыш обещал ему сохранить за ним его сан, если
тот признает его своим государем. Балтычак с ненавистью отказался и потребовал
себе смерти. И Тохтамыш убил его. Этот Балтычак был отцом Эдигея. Вероятно, с
этого времени и началась вражда Эдигея с
Тохтамыш-ханом.
Пока
были живы старшие эмиры улуса, Тохтамыш поддерживал дружеские отношения
с Тамерланом. Но группа смутьянов восстановила Тохтамыша против Тамерлана.
Тохтамыш стал нападать на области Тамерлана и вызвал против себя его походы на
Кавказ и Кипчак 1384-1395 годов. В последней битве Тамерлана против Тохтамыша
проводниками были Тимур-Кутлук (будущий хан З\О) и Эдигей, старинные враги
Тохтамыша. Тохтамыш был разбит, бежал в Литву (Киев). В это время Тимур-Кутлук
и Эдигей ушли от Тамерлана, и в 1395 году
«Тимур-Кутлук сел в Узбекском улусе (З\О) на царство, а эмирство
осталось Эдигею». Тамерлан простил им их предательство (они обещали
возвратиться к нему со своими улусами) и разрешил им править З\О. Таким
образом, Эдигей пытался сколотить свой улус, объединить С\О и З\О, независимые
от Тохтамыша и Тамерлана, с помощью чингизида Тимур-Кутлук.
Эдигею нельзя отказать в кипучей энергии.
Не теряя времени, он искал способы стать фактическим правителем Золотой Орды.
Он хорошо знал, что, не будучи чингизидом, он не может претендовать на ханский
престол, почему и желал иметь подставного хана в лице Тимур-Кутлука, сына
казненного Тимур-Мелика, внука Урус-хана. Эдигей являлся главой всего войска
улуса Джучи (по определению ярлыка Тимур-Кутлука от 1398г.).
С приходом к власти Тимур-Кутлука
(фактически Эдигея) Золотая Орда вновь на короткое время окрепла, мобилизовав
все приемы и методы насилия и коварства. Эдигей и оказался в этом отношении
наиболее подходящей фигурой благодаря своим качествам. С помощью подставных
ханов Тимур-Кутлука, Шадибека, Пулата, Тимура и Дервиша он убрал с политической
сцены Тохтамыша, разбил и уничтожил армию Литвы на Ворскле (1399), держал в
расстройстве Русь за счет грабежей и насилий (захват Москвы 1382, осаждение ее в
1409, война 1419), захват Хорезма (1406-1413). Успехи Эдигея обусловлены не
военной слабостью этих стран, а отсутствием единой организационной воли,
наличием феодальных распрей между князьями и исключительной доверчивостью
русских к словам и обещаниям коварного татарского князя Эдигея. Прекрасно
ориентируясь в международных отношениях на Руси, желая во чтобы-то ни стало
ослабить её, Эдигей поставил себе первой задачей столкнуть московских князей и
князей литовских, тогда владевших Киевом. И Эдигей добивался своего, сталкивая
две страны к пролитию крови, потере людей и опустошению городов и селений, а
выигрывали только татары. Русь и Литва тоже не оставались в долгу, плетя каждый
свои сети. В Москве, а затем уже в Литве нашли приют «тохтамышевы дети», которые
позже были использованы против Эдигея.
Орудием стал Джелал-ад-дин, которого Витовту (князь литовский) и удалось провести на
ханский престол в 1411 году. Звезда Эдигея начала закатываться, и он уже
никогда не достигал недавнего могущества. Против Эдигея восстал его же ставленник Тимур, сын
Тимур-Кутлук. Более того, Эдигей даже
породнился с новым ханом, отдав ему в жены свою дочь (прил.15). Однако Тимур
сумел склонить симпатии кочевой знати на свою сторону и повел борьбу с эмиром
Эдигеем. Не имея сил победить Тимура, Эдигей бежал в Хорезм, где правил его сын
Мубарак с 1406 года. Тимур осаждал город в течение полугода. В это время
Джелал, пользуясь отсутствием Тимура, захватил власть в З\О. Тимур был убит
своим военноначальником, а Эдигей разбил сына Тохтамыша около Хорезма. Был
заключен мир, Эдигей признал право Джелала на ханский престол. Но авантюрист
Эдигей еще раз попытался выставить
против сыновей Тохтамыша кандидатуру царевича Чекри (1414-16), сына же Тохтамыша.
Эдигей воевал в 1416 году с Витовтом, сжег Киев и разорил многие литовские
области и лишь незадолго до смерти заключил мир со своим старым врагом. В свои
60 лет Эдигей помог Дервиш-хану захватить власть в Крыму, основав там Крымскую
орду. Там он чеканил на монетах свое имя рядом с ханским.
Вот такую бурную и активную
жизнь прожил Эдигей – основатель целого ряда родов знаменитых Юсуповых,
Урусовых ….., ныне существующих.
Родственники Эдигея (прил.18):
-жена – дочь Тохтамыша Джанике Ханга, в Крыму в Чуфут-Кале, имеется ее
мавзолей;
-брат Исабек – участник походов
Тохтамыша на Кавказ в 1391-95 годах;
- сестра – жена Тимура-Мелика, хана З\О;
- дочь – жена Тимура, хана З\О и С\О;
- дочь – жена сына Тамерлана Шахрука;
- дочь – жена Мухаммеда Джуке;
- кроме этого 9 жен, более 20 сыновей.
Существует несколько версий
смерти Эдигея:
- умер в Крыму;
- утонул в р.Сейхун (Сырдарья) у Сарайчика;
- вернее всего он погиб в борьбе с сыном Тохтамыша Кадырберды на среднем
ключе трех ключей Борта р. Илек, впадающей в р. Урал в 1419\1420 году
юго-западнее Оренбурга. Похоронен на горе Адыге Тау (вершина Эдиге) хребта
Улутау Карагандинской области. Легендарная могила – религиозная святыня.
Умер Великий Эмир в Деште
(Кипчак), Идиге, распоряжавшийся управлением Сарая и Дешт-Кипчак. «Султаны при
нем носили только имя, но не имели никакого значения. Он водворял в султанство
кого хотел и смещал когда хотел:
прикажет, и никто не противостоит ему, проведет грань и никто не переступит
этой черты».
Сказания об Эдиге (Идиге) сложились, по
всей вероятности, среди тюркских кочевых племен, входивших в состав так
называемой Ногайской Орды. Из племен, составлявших эту орду, на первом месте
называются мангиты, к которым принадлежал Идиге. Ногайская Орда была улусом Идиге, так как с XV века во главе ее стояли его потомки.
Ногайская Орда (Н\О) кочевала « к востоку от нижнего течения Волги до Иртыша и
от берегов Каспийского и Аральского морей до границ Казанского ханства и
Тюмени». Н\О выступает как особое политическое объединение в последние годы XIV и начале XV веков, когда ее возглавляет Эдигей. Окончательно
сформировалась при его сыне Нуреддине (2-е колено Урусовых) (1426-1447). В
дальнейшем власть оставалась в руках потомков Эдигея. Орда не представляла
собой чего-либо единого. У каждого из мурз – членов дома Эдигея – был
собственный улус. Старший между ними
почитался за главного князя. Общие дела решались на съездах (курултаях). Центр
Н\О – Сарайчик в низовьях реки Урал (около Гурьева, Казахстан). Кочевой образ
жизни, борьба с Россией (набеги), Польшей, Литвой, соседями. Эдигей укрепил
власть, армию, захватил и расширил территорию Н\О; он восстановил политическое
единство З\О и укрепил разгромом
Витовта захватом Хорезма и походом на Москву, ее военное и
международное положение и все это держалось на личном мужестве, военной
доблести и государственной мудрости как залоге его военных и политических
успехов. Эдигей был крупным государственным деятелем Золотой, Синей и Ногайской Орд.
Широкое географическое
распространение сказаний и песен – от Крыма и
Причерноморских степей до Сибири и Казахстана – соответствует
исторической рамке, в которой происходили передвижения ногайцев-кочевников, в
особенности после распада ногайского улуса в XVI-XVII
веках. Значительное число ногайских племен вошло, по-видимому, в состав казахов
Младшей орды (западный Казахстан), среди которых цикл сказаний об Идиге и его
потомках сохранился наиболее полно. С другой стороны, и нынешние ногайцы,
разбросанные в восточном Причерноморье и к западу от Каспия, хранят память о
своем первом правителе. К историческим
по своему происхождению казахским богатырским песням относятся: «Тохтамыш и
Идиге», поэмы ногайского цикла «Муса-хан», «Орак и Мамай» и другие. Ногайцы
находились на протяжении всего XV-XVI веков в тесном общении с
родственными им казахскими племенами. Этот период запечатлелся как период
расцвета Казахского ханства. Казахские эпические сказания о ногайских богатырях
образуют генеалогический цикл, герои которого, как в народном предании, так и в
истории, являются членами одной семьи. Родоначальник этой семьи – Идиге,
исторический Эдигей, золотоордынский временщик, имя которого хорошо известно из
русской истории.
Ногайцы были степными
кочевниками-скотоводами. Они разводили лошадей, верблюдов, овец и рогатый скот.
В этническом отношении ногайцы сложились из осколков более древних тюркских и
монгольских кочевых племен. Название ногайской орды обычно связывают с именем
золотоордынского полководца и временщика эмира Ногая, который во второй
половине XIII века
покинул З\О со своим монгольским племенем мангит и стал фактически независимым
правителем в районе Черного моря. После гибели Ногая его сыновья были оттеснены
за Волгу в район Урала и Эмбы. Из этого племени и происходил Эдигей, потомки
которого были наследственными правителями Н\О. Эдигею удалось собрать под свою
крепкую руку Заяицкие Орды (Зауральские).
Ногайская Орда занимала выгодное
положение между Волгой и Уралом, была крупным пунктом транзитной торговли на
пути из Причерноморья в Среднюю Азию. Ежегодно ногайские князья поставляли в
Казань и Москву тысячи голов лошадей и овец. Княжеская власть в Н\О
наследовалась в порядке родового старшинства, поэтому после смерти Эдигея,
власть перешла к его старшему сыну Гази (1420-1426). Гази плохо руководил,
постоянно воевал со всеми соседями (Россия, З\О, Шейбани…). Народ, недовольный
его отношением к их жизни, судьбе, убил Гази и разбрелся по Сибири, Средней
Азии, в том числе и сыновья Эдигея (прил.18):
- Мансур – старший эмир Ходжи Мухаммеда в Сибири (прил.8а);
- Навруз – военноначальник у Улуг-Мухаммеда в западной З\О (Казанское
ханство);
- Мубарак – захватил власть в Хорезме 1406-13;
- Якшибей – руководил Н\О на реке Урал;
- внук Окас (Ваккас) – старший эмир у Абдулхаира в Узбекском союзе.
Поэтому, по наследству земли отца
Эдигея достались Нуреддину (1426-47)
(Мурадину), младшему сыну. Нураддин объединил остатки своего народа, окреп,
подчинил, захватил территорию около Волги (возможно, подарены Кичи Мухаммедом в
1436г.). Нуреддин известен своим участием в борьбе против Тохтамыша и ссорой с
отцом из-за дочери Тохтамыша, ставшей добычей победителей (поэма «Нуреддин»),
борьбой с калмыками; честолюбив. Таким образом, Нуреддин снова возродил
Н\О, а окончательное оформление Н\О осуществил его сын Окас (1447- 50), князь.
После смерти Гази Окас ушел к
Узбекскому хану Абдулхаиру, (они совместно удачно воевали (смотри Узбекский
союз)), был старшим эмиром. После смерти отца вернулся в Н\О, ею правил, удачно
воевал, захватил территорию до Алатау (Казахстан, Алма-Ата), имел 30 сыновей,
они отделились, поселились около Сарайчика, разрослись. Убит Абдулхаиром
за уход от него.
После убийства Окаса его брат Аббас (1450-96) был провозглашен ногайским князем.
До распада З\О (конец XV в) ногайцы при
Нуреддине и Окасе кочевали за Волгой и
Яиком (Урал), а после распада завладели низовьями Волги и оказались в
непосредственном соседстве с московскими «украйнами» (окраинами). С этого
времени Н\О вступает в активную связь с Московским государством, которая
продолжается в течение всего XVI
века, грабительские набеги чередуются с дипломатией, торговлей и военными
сношениями. Наибольшую самостоятельность и военно-политическую активность
ногайцы проявляют с 1481 по 1560 года, в то время, когда во главе Н\О стояли
князь Муса (прил.21) и его
сыновья Шахим, Шейдяк, Ших-Мамай, Юсуф и
Исмаил. К этому времени и относятся эпические сказания казахско-ногайского
цикла.