<< ИСТОРИЧЕСКИЙ ДРАМА ФИЛЬМ БАНДЫ НЬЮ - ЙОРКА >>...
«Банды Нью-Йорка» (англ. Gangs of New York) — исторический фильм режиссёра Мартина Скорсезе. Премьера фильма состоялась 9 декабря 2002 года. Жанр драма история Режиссёр Мартин Скорсезе Продюсер Джерри Роберт Бирн Лаура Фаттори Рэнди Файнберг Грэм Кинг Альберто Гримальди Автор сценария Джей Кокс Стивен Заиллян Кеннет Лонерган Оператор Михаэль Балльхаус Композитор Говард Шор Кинокомпания Miramax Films Длительность 166 мин. Бюджет 97 млн. $ Страна США Язык английский язык Год 2002 Актёры: Леонардо ДиКаприо, Дэниэл Дэй-Льюис, Кэмерон Диаз, Джим Бродбент, Джон Си Райли, Генри Томас, Лиам Нисон, Брендан Глисон, Гари Льюис, Стивен Грэм. Сюжет[править | править вики-текст] В 1846 году в Нижнем Манхэттене в районе Пяти Улиц происходит столкновение между бандами «коренных» американцев и иммигрантов, осевших в Нью-Йорке не так давно. В ходе этой драки от рук главаря «коренных» Билла «Мясника» Каттинга погибает предводитель иммигрантов «Священник» Валлон, ирландец по происхождению. Малолетний сын Валлона, Амстердам, попадает в исправительное учреждение, откуда выходит только спустя 16 лет. Он возвращается в свой район, движимый желанием отомстить за смерть своего отца. Но очень быстро он понимает, что сделать это в одиночку у него не выйдет — подобраться к Каттингу не так-то просто. Случайно Амстердам сталкивается со знакомым из далёкого детства — Джонни Сирокко, который помогает ему втереться в доверие к «Мяснику». Так он получает возможность хладнокровно убить своего врага, но вместо этого решает совершить свою месть на глазах у всех в момент празднования очередной годовщины победы «коренных». Но его предают, и план мести проваливается. После этого едва оставшийся в живых Амстердам решает собрать старые ирландские банды вместе и бросить вызов Каттингу. Художественные особенности[править | править вики-текст] Масштабная эпическая лента с детально проработанными персонажами и декорациями, в подробностях воссоздающая эпоху Гражданской войны в Америке и характеризующаяся высокой степенью реалистической достоверности. Жанровые особенности: сочетание признаков гангстерского фильма, боевика, политической драмы и мелодрамы. Стилевой особенностью является натурализм, сочетающийся с символизацией и использованием архетипов, а также постмодернистских приёмов: сводки о потерях на фронте («killed in») вызывают в памяти аналогичный эпизод в фильме «Унесённые ветром». Кроваво-натуралистические подробности являются отражением размышлений Скорсезе о природе человеческой агрессивности, характерных, например, для таких его картин, как «Бешеный бык» и «Славные парни». Характеры персонажей даны в развитии: мотивированные обстоятельствами противоречия в поступках, раздумья и внутренние конфликты. Фабула «Банд Нью-Йорка» в самом общем виде представляет собой «гамлетовский сюжет»: на каком-то этапе Амстердам сомневается, стоит ли ему убивать «Мясника», поскольку чувствует сходство судеб и характеров и поскольку «Мясник» воспринимает Амстердама как сына. На протяжении двух третей фильма развитие действия происходит медленно, с характерным для эпических лент — в качестве сравнения можно привести «Однажды в Америке» — введением малосущественных для сюжета эпизодов; однако все эти эпизоды так или иначе характеризуют либо мотивы поступков персонажей, либо эпоху, а нередко служат целям философской символизации. Присутствуют флешбэки: воспоминания Амстердама о тех или иных ключевых фигурах в эпизоде убийства «Священника» Валлона и крахе его банды «мёртвых кроликов». Последняя треть картины (после эпизода празднования годовщины, характеризующегося высокой степенью драматизма, символизации и натуралистических деталей) отличается, благодаря усилению конфликта между Амстердамом и Биллом, а также усилению масштабности происходящих событий, значительно большей мерой сюжетной напряжённости. В финале фильма, за счет своеобразного «примирения» двух главных героев, за счет смерти многих второстепенных и эпизодических персонажей и символической «смерти» старого Нью-Йорка, создается катарсис. В финале фильма, когда показывается развитие Нью-Йорка, в качестве символа новой трагедии, тоже переродившей Америку и Нью-Йорк, показываются печально известные башни Всемирного торгового центра. Высокий уровень операторской работы, а также саундтрек Говарда Шора усиливают впечатление от картины. Негативные отзывы[править | править вики-текст] Многие рецензенты отмечали в «Бандах Нью-Йорка» наличие излишне кровавых и натуралистических, с их точки зрения, подробностей, а также высокую степень детализации и введение малозначительных эпизодов. Критикой также отмечалось излишнее (в угоду зрителю) заострение внимания на любовной линии между Амстердамом и Дженни Эвердин, неоправданность введения в фильм любовного треугольника и сомнительность соответствия Леонардо Ди Каприо роли главаря банды (при этом убедительность актёрской игры Дэниела Дэй-Льюиса отмечалась значительной частью критиков). Согласно многим утверждениям, промедление Амстердама и отсрочка им своей мести не мотивированы. Однако этот сюжетный ход является отражением колебаний персонажа в правильности своего выбора; кроме того, отсрочка в совершении мести — следствие договора между Амстердамом и китайской бандой. Создателей фильма упрекали также в неровности монтажа, который и в других фильмах, как правило, является слабым местом Скорсезе. Историческая основа[править | править вики-текст] Основное действие происходит в 1861—1862 году; отражены многие исторические проблемы американского Севера: бедность основной массы населения; расизм; приток иммигрантов и негативное отношение к ним значительной части американского общества; коррупция в органах власти и политических партиях (негласный договор между лидером Демократической партии, реальным историческим персонажем «боссом Твидом» и Биллом Каттингом); призыв на войну иммигрантов, зачастую неспособных даже понять, во имя каких ценностей они сражаются, и нищих представителей коренного населения, не имеющих возможности в качестве откупа выплатить 300 долларов; бунты, вызванные призывом. При проработке исторической основы ленты Скорсезе пользовался популярно-документальной книгой Г. Осбери «Банды Нью-Йорка»: некоторые персонажи (в частности, Мясник Билл) взяты им оттуда, однако подробности их жизни значительно изменены. В книге присутствуют такие позаимствованные Скорсезе эпизоды истории Нью-Йорка, как войны между бандами, речное пиратство, бунт «мёртвых кроликов» и призывной бунт. Некоторые декорации фильма (например, Старая пивоварня, где происходят первые эпизоды) в деталях воспроизводят иллюстрации к книге. Сам Скорсезе охарактеризовал эпоху следующим образом: «Это было необычное время для рабочего класса и преступного мира. Время, когда общество было разбито на „племена“, которые постоянно вели войну друг с другом. Первая волна иммигрантов прибыла в Нью-Йорк из Ирландии во время голода в 1840-х годах. Более 15 000 иммигрантов прибывали в гавань Нью-Йорка каждую неделю. У них не было работы, не было денег, они не знали языка. В основном они говорили на ирландско-гэльском. Будучи «коренными» , местные оскорбляли ирландцев, так как считали себя настоящими американцами»; «Гражданская война обрушилась на Нью-Йорк в 1863 г. серией бунтов, которые были самыми ужасными в истории Америки. Они продолжались 4 дня и 4 ночи. Бунтовщики разрушали и сжигали все, что попадалось на их пути. На второй день, когда город был в осаде, первые войска вступили в Нью-Йорк, чтобы подавить мятежников». История создания фильма[править | править вики-текст] Идея снять «Банды Нью-Йорка» возникла у Скорсезе за тридцать лет до их создания, именно благодаря прочтению книги Г. Осбери; однако масштабность замысла требовала значительного финансирования, из-за чего реализацию идеи пришлось надолго отложить. Фабула прорабатывалась совместно со сценаристом Джеем Коксом, который был знаком с книгой ещё до того, как Скорсезе сообщил ему свой замысел. Проработка сценария заняла два десятка лет. «Я рад, что это заняло так много времени, потому что фильм многогранен, и некоторые из этих граней мы смогли разглядеть только прожив ещё 25 лет» (Дж. Кокс). Скорсезе стоило большого труда уговорить Дэниела Дэй-Льюиса принять участие в фильме; Ди Каприо же предложение сняться в «Бандах…» чрезвычайно обрадовало. Дэй-Льюис тщательно готовился к работе над фильмом, изучая исторические источники, а также практикуясь в навыках профессии мясника. История номинирования на «Оскар»[править | править вики-текст] Фильм был выдвинут на «Оскар» в 10 номинациях, но ни одной из премий не получил. В качестве возможных причин такого решения киноакадемиков назывались: кроваво-натуралистические подробности, вызвавшие отторжение наличие в фильме «американской идеи», которая могла вызвать неприятие по той причине, что выход фильма из производства совпал с войной в Ираке высказывание (непосредственно перед голосованием) бывшего киноакадемика, пользующегося почетом, что фильм должен быть непременно премирован, воспринятое как некорректное Киноакадемиков упрекали в недоброжелательном отношении к Мартину Скорсезе, проявившемся в отказе премировать его на протяжении многих лет. Лишь впоследствии лента «Отступники» принесла Скорсезе «Оскар» за режиссуру. Награды и номинации[править | править вики-текст] 2003 — 10 номинаций на премию «Оскар»: лучший фильм (Альберто Гримальди, Харви Вайнштейн), лучший режиссёр (Мартин Скорсезе), лучшая мужская роль (Дэниел Дэй-Льюис), лучший оригинальный сценарий (Джей Кокс, Стивен Заиллян, Кеннет Лонерган), лучшая песня («The Hands That Built America»), лучший монтаж (Тельма Шунмейкер), лучшая операторская работа (Михаэль Балльхаус), лучшая работа художника—постановщика (Данте Ферретти, Франческа Ло Скьяво), лучший дизайн костюмов (Сэнди Пауэлл), лучший звук (Том Флейшман, Юджин Джирти, Иван Шэррок) 2003 — 3 премии «Спутник»: лучшая мужская роль — драма (Дэниел Дэй-Льюис), лучший монтаж (Тельма Шунмейкер), лучшая работа художника—постановщика (Данте Ферретти), а также 4 номинации: лучшая операторская работа (Михаэль Балльхаус), лучшие визуальные эффекты (Майкл Оуэнс, Эдвард Хирш, Джон Александер, Р. Брюс Штейнхаймер), лучший дизайн костюмов (Сэнди Пауэлл), лучший звук (Том Флейшман, Юджин Джирти, Иван Шэррок) 2003 — две премии «Золотой глобус»: лучший режиссёр (Мартин Скорсезе), лучшая песня («The Hands That Built America»), а также 3 номинации: лучший фильм — драма, лучшая мужская роль — драма (Дэниел Дэй-Льюис), лучшая женская роль второго плана (Камерон Диас) 2003 — премия BAFTA за лучшую мужскую роль (Дэниел Дэй-Льюис), а также 11 номинаций: лучший фильм (Альберто Гримальди, Харви Вайнштейн), лучший режиссёр (Мартин Скорсезе), лучший оригинальный сценарий (Джей Кокс, Стивен Заиллян, Кеннет Лонерган), лучшая музыка к фильму (Говард Шор), лучшая операторская работа (Михаэль Балльхаус), лучшие визуальные эффекты (Майкл Оуэнс, Эдвард Хирш, Джон Александер, Р. Брюс Штейнхаймер), лучший грим (Манлио Роччетти, Алдо Синьоретти), лучший дизайн костюмов (Сэнди Пауэлл), лучшая работа художника—постановщика (Данте Ферретти), лучший монтаж (Тельма Шунмейкер), лучший звук (Том Флайшман, Юджин Джирти, Филип Стоктон, Иван Шэррок) 2003 — премия Гильдии киноактёров США за лучшую мужскую роль (Дэниел Дэй-Льюис) 2003 — 2 номинации на премию канала MTV: лучший злодей (Дэниел Дэй-Льюис), лучший поцелуй (Леонардо Ди Каприо и Камерон Диас) Факты На роль, которую сыграла Камерон Диас, претендовали Клэр Форлани, Хизер Грэм, Моника Поттер, Кэти Холмс и Мина Сувари. Харви Вайнштайн сказал о лауреате премии Оскара Дэниеле Дэй-Льюисе, когда тот согласился присоединиться к съёмочной группе фильма следующее: «Четыре года без Дэниела на экране — это слишком». В период съёмок Лиам Нисон попал в аварию, столкнувшись на своем мотоцикле с оленем в пригороде Нью-Йорка. Во время съёмок в Риме Леонардо Ди Каприо приходилось по несколько суток безвылазно сидеть в гостиничном номере, для того, чтобы толпы девушек, желающих взглянуть на своего кумира, покинули ближайшие улицы. Съёмки картины начались 30 августа 2000 года в Риме, где был восстановлен Нью-Йорк XIX столетия, а затем в Лондоне. Первоначальный бюджет составил 90 миллионов долларов, в итоге составил до 97 миллионов долларов. Часть съёмок прошла в декорациях, изготовленных для фильма «Призрак Оперы» Д. Шумахера. Например, сцена бала. Первоначальная дата премьеры была установлена на 21 декабря 2001 года. Фактически фильм вышел лишь через год — 20 декабря 2002 года...
ГОЛЛИВУД
<< ИСТОРИЧЕСКИЙ ДРАМА ФИЛЬМ БАНДЫ НЬЮ - ЙОРКА >>...
«Банды Нью-Йорка» (англ. Gangs of New York) — исторический фильм режиссёра Мартина Скорсезе. Премьера фильма состоялась 9 декабря 2002 года.
Жанр
драма
история
Режиссёр
Мартин Скорсезе
Продюсер
Джерри Роберт Бирн
Лаура Фаттори
Рэнди Файнберг
Грэм Кинг
Альберто Гримальди
Автор
сценария
Джей Кокс
Стивен Заиллян
Кеннет Лонерган
Оператор
Михаэль Балльхаус
Композитор
Говард Шор
Кинокомпания
Miramax Films
Длительность
166 мин.
Бюджет
97 млн. $
Страна
США
Язык
английский язык
Год
2002
Актёры: Леонардо ДиКаприо, Дэниэл Дэй-Льюис, Кэмерон Диаз, Джим Бродбент, Джон Си Райли, Генри Томас, Лиам Нисон, Брендан Глисон, Гари Льюис, Стивен Грэм.
Сюжет[править | править вики-текст]
В 1846 году в Нижнем Манхэттене в районе Пяти Улиц происходит столкновение между бандами «коренных» американцев и иммигрантов, осевших в Нью-Йорке не так давно. В ходе этой драки от рук главаря «коренных» Билла «Мясника» Каттинга погибает предводитель иммигрантов «Священник» Валлон, ирландец по происхождению. Малолетний сын Валлона, Амстердам, попадает в исправительное учреждение, откуда выходит только спустя 16 лет. Он возвращается в свой район, движимый желанием отомстить за смерть своего отца. Но очень быстро он понимает, что сделать это в одиночку у него не выйдет — подобраться к Каттингу не так-то просто. Случайно Амстердам сталкивается со знакомым из далёкого детства — Джонни Сирокко, который помогает ему втереться в доверие к «Мяснику». Так он получает возможность хладнокровно убить своего врага, но вместо этого решает совершить свою месть на глазах у всех в момент празднования очередной годовщины победы «коренных». Но его предают, и план мести проваливается. После этого едва оставшийся в живых Амстердам решает собрать старые ирландские банды вместе и бросить вызов Каттингу.
Художественные особенности[править | править вики-текст]
Масштабная эпическая лента с детально проработанными персонажами и декорациями, в подробностях воссоздающая эпоху Гражданской войны в Америке и характеризующаяся высокой степенью реалистической достоверности. Жанровые особенности: сочетание признаков гангстерского фильма, боевика, политической драмы и мелодрамы. Стилевой особенностью является натурализм, сочетающийся с символизацией и использованием архетипов, а также постмодернистских приёмов: сводки о потерях на фронте («killed in») вызывают в памяти аналогичный эпизод в фильме «Унесённые ветром». Кроваво-натуралистические подробности являются отражением размышлений Скорсезе о природе человеческой агрессивности, характерных, например, для таких его картин, как «Бешеный бык» и «Славные парни».
Характеры персонажей даны в развитии: мотивированные обстоятельствами противоречия в поступках, раздумья и внутренние конфликты. Фабула «Банд Нью-Йорка» в самом общем виде представляет собой «гамлетовский сюжет»: на каком-то этапе Амстердам сомневается, стоит ли ему убивать «Мясника», поскольку чувствует сходство судеб и характеров и поскольку «Мясник» воспринимает Амстердама как сына. На протяжении двух третей фильма развитие действия происходит медленно, с характерным для эпических лент — в качестве сравнения можно привести «Однажды в Америке» — введением малосущественных для сюжета эпизодов; однако все эти эпизоды так или иначе характеризуют либо мотивы поступков персонажей, либо эпоху, а нередко служат целям философской символизации. Присутствуют флешбэки: воспоминания Амстердама о тех или иных ключевых фигурах в эпизоде убийства «Священника» Валлона и крахе его банды «мёртвых кроликов». Последняя треть картины (после эпизода празднования годовщины, характеризующегося высокой степенью драматизма, символизации и натуралистических деталей) отличается, благодаря усилению конфликта между Амстердамом и Биллом, а также усилению масштабности происходящих событий, значительно большей мерой сюжетной напряжённости. В финале фильма, за счет своеобразного «примирения» двух главных героев, за счет смерти многих второстепенных и эпизодических персонажей и символической «смерти» старого Нью-Йорка, создается катарсис.
В финале фильма, когда показывается развитие Нью-Йорка, в качестве символа новой трагедии, тоже переродившей Америку и Нью-Йорк, показываются печально известные башни Всемирного торгового центра.
Высокий уровень операторской работы, а также саундтрек Говарда Шора усиливают впечатление от картины.
Негативные отзывы[править | править вики-текст]
Многие рецензенты отмечали в «Бандах Нью-Йорка» наличие излишне кровавых и натуралистических, с их точки зрения, подробностей, а также высокую степень детализации и введение малозначительных эпизодов. Критикой также отмечалось излишнее (в угоду зрителю) заострение внимания на любовной линии между Амстердамом и Дженни Эвердин, неоправданность введения в фильм любовного треугольника и сомнительность соответствия Леонардо Ди Каприо роли главаря банды (при этом убедительность актёрской игры Дэниела Дэй-Льюиса отмечалась значительной частью критиков).
Согласно многим утверждениям, промедление Амстердама и отсрочка им своей мести не мотивированы. Однако этот сюжетный ход является отражением колебаний персонажа в правильности своего выбора; кроме того, отсрочка в совершении мести — следствие договора между Амстердамом и китайской бандой. Создателей фильма упрекали также в неровности монтажа, который и в других фильмах, как правило, является слабым местом Скорсезе.
Историческая основа[править | править вики-текст]
Основное действие происходит в 1861—1862 году; отражены многие исторические проблемы американского Севера: бедность основной массы населения; расизм; приток иммигрантов и негативное отношение к ним значительной части американского общества; коррупция в органах власти и политических партиях (негласный договор между лидером Демократической партии, реальным историческим персонажем «боссом Твидом» и Биллом Каттингом); призыв на войну иммигрантов, зачастую неспособных даже понять, во имя каких ценностей они сражаются, и нищих представителей коренного населения, не имеющих возможности в качестве откупа выплатить 300 долларов; бунты, вызванные призывом.
При проработке исторической основы ленты Скорсезе пользовался популярно-документальной книгой Г. Осбери «Банды Нью-Йорка»: некоторые персонажи (в частности, Мясник Билл) взяты им оттуда, однако подробности их жизни значительно изменены. В книге присутствуют такие позаимствованные Скорсезе эпизоды истории Нью-Йорка, как войны между бандами, речное пиратство, бунт «мёртвых кроликов» и призывной бунт. Некоторые декорации фильма (например, Старая пивоварня, где происходят первые эпизоды) в деталях воспроизводят иллюстрации к книге.
Сам Скорсезе охарактеризовал эпоху следующим образом: «Это было необычное время для рабочего класса и преступного мира. Время, когда общество было разбито на „племена“, которые постоянно вели войну друг с другом. Первая волна иммигрантов прибыла в Нью-Йорк из Ирландии во время голода в 1840-х годах. Более 15 000 иммигрантов прибывали в гавань Нью-Йорка каждую неделю. У них не было работы, не было денег, они не знали языка. В основном они говорили на ирландско-гэльском. Будучи «коренными» , местные оскорбляли ирландцев, так как считали себя настоящими американцами»; «Гражданская война обрушилась на Нью-Йорк в 1863 г. серией бунтов, которые были самыми ужасными в истории Америки. Они продолжались 4 дня и 4 ночи. Бунтовщики разрушали и сжигали все, что попадалось на их пути. На второй день, когда город был в осаде, первые войска вступили в Нью-Йорк, чтобы подавить мятежников».
История создания фильма[править | править вики-текст]
Идея снять «Банды Нью-Йорка» возникла у Скорсезе за тридцать лет до их создания, именно благодаря прочтению книги Г. Осбери; однако масштабность замысла требовала значительного финансирования, из-за чего реализацию идеи пришлось надолго отложить. Фабула прорабатывалась совместно со сценаристом Джеем Коксом, который был знаком с книгой ещё до того, как Скорсезе сообщил ему свой замысел. Проработка сценария заняла два десятка лет. «Я рад, что это заняло так много времени, потому что фильм многогранен, и некоторые из этих граней мы смогли разглядеть только прожив ещё 25 лет» (Дж. Кокс).
Скорсезе стоило большого труда уговорить Дэниела Дэй-Льюиса принять участие в фильме; Ди Каприо же предложение сняться в «Бандах…» чрезвычайно обрадовало. Дэй-Льюис тщательно готовился к работе над фильмом, изучая исторические источники, а также практикуясь в навыках профессии мясника.
История номинирования на «Оскар»[править | править вики-текст]
Фильм был выдвинут на «Оскар» в 10 номинациях, но ни одной из премий не получил. В качестве возможных причин такого решения киноакадемиков назывались:
кроваво-натуралистические подробности, вызвавшие отторжение
наличие в фильме «американской идеи», которая могла вызвать неприятие по той причине, что выход фильма из производства совпал с войной в Ираке
высказывание (непосредственно перед голосованием) бывшего киноакадемика, пользующегося почетом, что фильм должен быть непременно премирован, воспринятое как некорректное
Киноакадемиков упрекали в недоброжелательном отношении к Мартину Скорсезе, проявившемся в отказе премировать его на протяжении многих лет. Лишь впоследствии лента «Отступники» принесла Скорсезе «Оскар» за режиссуру.
Награды и номинации[править | править вики-текст]
2003 — 10 номинаций на премию «Оскар»: лучший фильм (Альберто Гримальди, Харви Вайнштейн), лучший режиссёр (Мартин Скорсезе), лучшая мужская роль (Дэниел Дэй-Льюис), лучший оригинальный сценарий (Джей Кокс, Стивен Заиллян, Кеннет Лонерган), лучшая песня («The Hands That Built America»), лучший монтаж (Тельма Шунмейкер), лучшая операторская работа (Михаэль Балльхаус), лучшая работа художника—постановщика (Данте Ферретти, Франческа Ло Скьяво), лучший дизайн костюмов (Сэнди Пауэлл), лучший звук (Том Флейшман, Юджин Джирти, Иван Шэррок)
2003 — 3 премии «Спутник»: лучшая мужская роль — драма (Дэниел Дэй-Льюис), лучший монтаж (Тельма Шунмейкер), лучшая работа художника—постановщика (Данте Ферретти), а также 4 номинации: лучшая операторская работа (Михаэль Балльхаус), лучшие визуальные эффекты (Майкл Оуэнс, Эдвард Хирш, Джон Александер, Р. Брюс Штейнхаймер), лучший дизайн костюмов (Сэнди Пауэлл), лучший звук (Том Флейшман, Юджин Джирти, Иван Шэррок)
2003 — две премии «Золотой глобус»: лучший режиссёр (Мартин Скорсезе), лучшая песня («The Hands That Built America»), а также 3 номинации: лучший фильм — драма, лучшая мужская роль — драма (Дэниел Дэй-Льюис), лучшая женская роль второго плана (Камерон Диас)
2003 — премия BAFTA за лучшую мужскую роль (Дэниел Дэй-Льюис), а также 11 номинаций: лучший фильм (Альберто Гримальди, Харви Вайнштейн), лучший режиссёр (Мартин Скорсезе), лучший оригинальный сценарий (Джей Кокс, Стивен Заиллян, Кеннет Лонерган), лучшая музыка к фильму (Говард Шор), лучшая операторская работа (Михаэль Балльхаус), лучшие визуальные эффекты (Майкл Оуэнс, Эдвард Хирш, Джон Александер, Р. Брюс Штейнхаймер), лучший грим (Манлио Роччетти, Алдо Синьоретти), лучший дизайн костюмов (Сэнди Пауэлл), лучшая работа художника—постановщика (Данте Ферретти), лучший монтаж (Тельма Шунмейкер), лучший звук (Том Флайшман, Юджин Джирти, Филип Стоктон, Иван Шэррок)
2003 — премия Гильдии киноактёров США за лучшую мужскую роль (Дэниел Дэй-Льюис)
2003 — 2 номинации на премию канала MTV: лучший злодей (Дэниел Дэй-Льюис), лучший поцелуй (Леонардо Ди Каприо и Камерон Диас)
Факты
На роль, которую сыграла Камерон Диас, претендовали Клэр Форлани, Хизер Грэм, Моника Поттер, Кэти Холмс и Мина Сувари.
Харви Вайнштайн сказал о лауреате премии Оскара Дэниеле Дэй-Льюисе, когда тот согласился присоединиться к съёмочной группе фильма следующее: «Четыре года без Дэниела на экране — это слишком».
В период съёмок Лиам Нисон попал в аварию, столкнувшись на своем мотоцикле с оленем в пригороде Нью-Йорка.
Во время съёмок в Риме Леонардо Ди Каприо приходилось по несколько суток безвылазно сидеть в гостиничном номере, для того, чтобы толпы девушек, желающих взглянуть на своего кумира, покинули ближайшие улицы.
Съёмки картины начались 30 августа 2000 года в Риме, где был восстановлен Нью-Йорк XIX столетия, а затем в Лондоне.
Первоначальный бюджет составил 90 миллионов долларов, в итоге составил до 97 миллионов долларов.
Часть съёмок прошла в декорациях, изготовленных для фильма «Призрак Оперы» Д. Шумахера. Например, сцена бала.
Первоначальная дата премьеры была установлена на 21 декабря 2001 года. Фактически фильм вышел лишь через год — 20 декабря 2002 года...