Урок 5 Отговорки, чтобы избежать миссии 28 октября – 3 ноября 2023 г.
Памятный стих: «И я услышал, как Владыка Господь вопрошал: „Кого Мне направить к народу Своему? Кто будет вестником Нашим?“ Я отозвался: „Я готов пойти — отправь меня!“» (Ис.6:8; ИПБ). Страх 1. В разные времена Бог призывал тех или иных людей для определенной миссии. Однако не все, призванные для исполнения миссии, были столь послушны, как Авраам. Иона — пример этого. 4 Цар.14:25; Ион.1:1,2 - что мы можем узнать из Библии об Ионе? Какую миссию поручил ему Господь? 4 Цар.14:25 - Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера, Иона был пророком Северного царства и жил в первой половине VIII века до Р.Х. Его имя означает «голубь». Бог послал Иону проповедовать язычникам, в город Ниневию, столицу Ассирии. Пророк Иона был родом из Гафхефера на севере Галилеи, расположенного всего в двух часах пути от Назарета. Свое служение Иона совершал во время правления царя Иеровоама II (792—753 гг. до Р. X.). 2. Ион.1:3 – что сделал Иона в ответ на обращение к нему Бога? Он побежал в противоположную сторону! (см. карту) 3. Наум.3:1–4; 4 Цар.17:5-6; 19:32–37 - что эти стихи говорят нам о Ниневии и ее жителях? Как вы считаете, в чем была причина решения Ионы бежать в Фарсис вместо того, чтобы идти в Ниневию? Ассирийцы были грозными врагами, а Ниневия была столицей этого царства. Неприязнь Ионы к ассирийцам и его нежелание идти к ним с вестью от Бога становится понятнее благодаря высказываниям другого ветхозаветного пророка — Наума. Это он в своей книге, предвещавшей падение Ниневии, говорит о ее жителях как людях весьма жестоких. Ассирийцы и сами увековечили свидетельства о такой своей жестокости — длинные, хвастливые надписи, повествующие о беспощадных расправах над народами, пытавшимися оказывать им сопротивление. У израильтян были свои причины бояться и ненавидеть Ниневию, и, как видно из описанного случая, им, как и Ионе, было бы трудно согласиться с мыслью о необходимости любить своих врагов. «Во дни разделения Израиля Ниневия, столица Ассирийского царства, была одним из самых больших городов древнего мира… Во времена своего процветания Ниневия была средоточием преступлений и нечестия. Писание называет ее „городом кровей, полным обмана и убийства“ (Наум.3:1). В образных выражениях пророк Наум сравнивает Ниневию с жестоким, прожорливым львом. „Ибо на кого, — спрашивает он, — не простиралась беспрестанно злоба твоя?“» (Э. Уайт. Пророки и цари. с. 265). 4. Что упустил из виду Иона, сосредоточившись на страхе? Иона позволил страху помешать в следовании повелению Божьему. Мы поступаем так же, когда позволяем страху управлять нами, а не следовать призывам Божьим. «На Иону возлагалась величайшая ответственность, но Тот, Кто поручил ему это дело, был достаточно силен, чтобы поддержать его и привести к успеху. Если бы пророк беспрекословно повиновался Богу, он избежал бы тех горьких переживаний, которые впоследствии выпали на его долю, и получил бы обильные благословения. Однако Бог не оставил Иону в его отчаянии. Пройдя через многие испытания, пережив необыкновенные происшествия, пророк должен был научиться проявлять свое доверие к Богу и Его безграничной силе спасать» (Э. Уайт. Пророки и цари. с. 266). 5. Вспомните случай, когда вы явно ощущали, что Бог направляет вас сделать что-то, чего вы не хотели делать из-за страха. Какие уроки вы извлекли из этого опыта? Ошибочные мнения 1. Какие еще ошибочные мнения могут помешать нам в выполнении Божьей миссии? а) Сосредоточенность на собственном спасении. Подобно Ионе, мы можем неверно понимать Бога и то, чего Он ожидает от нас. Существует заблуждение, согласно которому Бог якобы хочет, чтобы мы сосредоточились на своем собственном спасении и удалились от нечестивого мира вокруг нас. Хотя нам и сказано хранить себя «неоскверненными от мира» (Иак.1:27), наше внимание должно быть направлено на то, как мы можем принести Божьи благословения и надежду нуждающимся в этом людям. б) Другое заблуждение, которое удерживает нас от принятия Божьего призыва к миссии, — это представление о том, что успех зависит от нас самих. Мы не в большей степени можем спасать души, чем Иона мог спасти Ниневию. У нас может быть менталитет «спасателей» в отношении миссии, но мы призваны не к тому, чтобы спасать, а к тому, чтобы сотрудничать с Богом в Его деле спасения. Только Бог может привлечь людей к Себе. Мы можем сеять семена истины, но лишь Бог может обратить сердце. Мы часто путаем свою роль с Божьей, и этого бывает достаточно, чтобы найти отговорку и не свидетельствовать. Бог использовал Иону, но лишь Бог, а не Иона обратил жителей Ниневии. 2. Ион.1:5-16 – какую возможность упустил Иона, будучи на корабле, плывущем в Фарсис? Какой урок мы можем извлечь из этого для себя? Когда на море разразилась буря, Иона признал себя виновником происходящего (Ион.1:12). Во время бури Иону окружали моряки, которые молились своим божествам. Они попросили Иону помолиться своему Богу в надежде, что его ходатайство поможет им (Ион.1:6). Но Иона не стал молиться. Вместо этого он решил покончить с собой (Ион.1:12). Когда Иону выбросили за борт, буря утихла. В результате моряки прославили Бога Ионы. Иона упустил возможность помолиться Богу, вместо этого предложив свой вариант решения возникшей проблемы. В этой ситуации у Ионы была возможность засвидетельствовать морякам о своем Боге. Когда вы отправляетесь совершать миссию, делитесь любовью Божьей и наблюдаете, как она преображает жизни людей, такой опыт обогащает и вашу духовную жизнь. Этот опыт также может побудить вас установить новые отношения с людьми, которые могут сильно отличаться от вас, но которые наряду с вами обрели отношения с Иисусом. Иона мог бы завести на корабле новых друзей, с которыми мог бы поделиться своей верой. То же самое касается Ниневии. К сожалению, эти возможности были упущены, потому что Иона выбрал оправдания, основанные на его эгоистичной гордыне и этноцентризме. 3. Приобретать души для Христа — это тяжкий труд, слишком тяжкий, чтобы человек мог его совершать сам. Как мы можем позволить Богу приобретать души через нас, нашу жизнь и свидетельство? 4. Ион.2:1–3, 7–10 - что, на ваш взгляд, произошло с духовным миром Ионы в течение трех дней во чреве кита? К какому решению приходит в конце концов Иона (Ион.2:10)? Хотя Иона бежал из той земли, где люди провозглашали Яхве своим Богом, он познал (трудным путем), что, даже когда он идет к людям иной культуры, Яхве и там является Верховным Владыкой. Ветры и волны покорны Богу. И рыбы тоже. «Господня — земля и что наполняет ее» (Пс.23:1). Сердце Ионы обратилось к Владыке суши и моря, он исповедовал свой грех и был спасен. Дискомфорт 1. Ион.3 – когда Иона все же прибыл в Ниневию, как люди откликнулись на его проповедь? Какие уроки о свидетельстве содержатся в этом для нас? Ион.3:6-9 - Дошла эта весть Господня и до царя Ниневии. Оставив престол свой, снял он одежды царские с себя, облачился в рубище и сел среди пепла. По всему городу разосланы были глашатаи, дабы везде огласить указ царя и приближенных его: «Никто не должен притрагиваться к пище: ни человек, ни животное, будь то корова или овца, не должны ничего есть и даже пить не должны они. Пусть в рубище будут и люди, и животные, и да воззовут все к Богу. Пусть каждый житель города сойдет с пути зла и откажется от насилия, которым запятнал он руки свои. Как знать, быть может, сменит тогда Бог гнев Свой на милость, отвратит от нас огнь возмездия Своего — и не погибнем мы». 2 Цар.14:14 - Мы умрем и [будем] как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного. Какими бы ни были личные чувства Ионы в отношении ниневитян, он проповедовал им то, что ему повелел Бог, и результаты оказались поразительными. Ниневитяне покаялись! Ионе пришлось пройти через многое, сделать то, чего не хотел, но когда он это сделал, Бог прославился в этом. Миссия Божья совершается теми, кто готов пойти на жертвы. Нам следует поступиться собственными убеждениями ради Бога, Который желает спасти погибающих. Подобно Ионе, мы порой руководствуемся предрассудками, которые удерживают нас от служения человеку или группе людей. Переоценка своих предрассудков требует смирения. 2. Участие в миссии требует времени и эмоциональных сил. Вкладываться в жизнь других и по-настоящему заботиться о них может быть обременительным. В век, когда мы сами, испытывая стресс, с трудом справляемся со своей жизнью и проблемами, оказывать эмоциональную поддержку другим может показаться слишком сложной задачей. Тем не менее, как мы можем ее выполнить? Евр.12:2-3, ИПБ - … видя всегда пред собой Иисуса, Который есть Начало и Венец нашей веры. В чаянии грядущего торжества Своего Он принял крестные муки, пошел на позор и унижение, но теперь воссел по правую сторону престола Божия. Дабы не изнемочь вам и не пасть духом, думайте о Том, Кто подвергся такому поруганию от грешников. Когда мы размышляем над своей жизнью, то осознаем, что не любим ближних так, как заповедал Иисус. Мы впадаем в духовную спячку, упуская множество возможностей поделиться любовью Божьей с миром, исполненным отчаяния. Необходимо просить Бога помочь возлюбить всех людей. Нам следует бодрствовать и быть готовыми всегда поделиться любовью, которую мы испытали, со страдающим миром. 3. На какие жертвы Бог просит вас пойти или быть готовым пойти, ради того, чтобы рассказать о Его любви кому-то еще? Насколько вы доверяете тому, что Он исполнит обетование и обогатит вашу жизнь, несмотря на принесенную жертву? Ожидание неприятия 1. Ион.3:10 – каков был результат миссии Ионы? Ион.3:10 - И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. Ион.3:10 – Когда увидел Бог, что отрешились ниневитяне от путей своих злых, Он явил милосердие Свое над ними и не навел на них бедствий, которые им предвещал. Рим.9:22 - Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели Рим.9:22, ИПБ - Не так ли и Бог, даже когда хотел Он обнаружить Свой праведный гнев и явить Свою мощь, с долготерпением великим щадил те сосуды, что вызывали у Него гнев и подлежали уничтожению 2. Ср. Лк.15:7 с Ион.4:1 – почему Иона не разделил радости Неба по поводу покаяния ниневитян? Почему ему по-прежнему было трудно их любить, несмотря на то, что они раскаялись? Лк.15:7 - Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Несмотря на недостатки Ионы, Бог с великой силой трудился, чтобы привести ниневитян к покаянию. К несчастью, Иона не разделил радости, которая воцарилась на небесах. а) Ион.3:10; 41,2 – Ионе было трудно согласиться с мыслью о необходимости любить своих врагов. Иона питал столь глубокую ненависть к тому народу, к которому был послан Богом, что ему казалось, лучше умереть, чем потерять лицо, когда его мрачное пророчество о Ниневии не исполнилось. Иона хотел, чтобы Ниневия стала вторым Содомом и Гоморрой. Он надеялся, что Божьи суды падут на этот ненавистный народ. Когда же этого не случилось, его мировоззрение пошатнулось до основания, и Иона просил себе смерти. б) Втор.18:21,22 – Иона опасался, что его могут принять за лжепророка. Втор.18:21,22 - И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?" Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его. Иона понял о природе Бога нечто определенное: «Ты — милосердный Бог и добрый; от безмерной любви Твоей неизменной не спешишь Ты гневаться и готов отменить наказание» (4:2). Он знает, что Бог откажется от уничтожения Ниневии, и бежит, чтобы укрыться от Бога, будучи уверенным, что его пророчество о грядущем возмездии окажется ложным. Он озабочен тем, что пробным камнем истинности пророческого слова является его исполнение, как об этом открыто сказано во Втор.18:21,22. Но Бог хочет показать Ионе нечто несоизмеримо более ценное, чем исполнение пророчества или отношение к пророку, — Свою глубочайшую заботу о беспомощных людях и невинных животных (4:11), о спасении Своего творения. Пророчества о гибели (ср. Иер.28:9), даже в отношении иноземных народов, носят условный характер и будут исполнены лишь при отсутствии подлинного покаяния (Иер.18:7, 8). Иер.18:7,8 - Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. 3. Ион.4:5 – какую возможность вторично упустил Иона? Возможна ли миссия без любви? (См. Урок 4) Еф.3:14-19 – почему нам так необходимо постичь и уразуметь Божью любовь? Ин.3:16 - Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Еф.3:14-19 ИПБ - потому и преклоняю я колени в молитве пред Отцом, от Которого все земные и небесные роды получают свои настоящие имена. Я прошу Его, чтобы Он по богатству Своих совершенств наделил вас через Духа Своего внутренней силой и твердостью, и Христос через веру вашу воистину мог жить в сердцах ваших, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, в состоянии были вместе со всем святым народом Его постичь, что есть широта и долгота, высота и глубина любви Христовой, и могли познать эту стоящую выше всякого познания любовь Его и преисполниться всей полнотой Божией. а) Вторая упущенная возможность произошла после того, как Иона проповедовал в Ниневии. Жители города приняли весть пророка и покаялись. Но Иона убежал от них. Он забрался на вершину ближайшего холма, надеясь увидеть уничтожение Ниневии (Ион.4:5). Когда же этого не случилось, Иона разгневался на Бога (Ин.4:1). Пророк открывает истинную причину, по которой он использовал отговорки, уклоняясь от Божьей миссии. Он говорит, что знал, что Бог любящий и сострадательный, и он понимал, что Бог простит ниневитян (Ион.4:2). Признавая эту библейскую истину, Иона не хотел совершать Божью миссию для людей, которые ему не нравились, поскольку не хотел, чтобы они на своем опыте познали благость Божью. Иона отказался возлюбить своих врагов, он был вне города, тогда как ему следовало быть в городе и помогать ниневитянам сделать следующие шаги в их отношениях с Богом. Отказ Ионы обернулся упущенной возможностью. Иона в своей жизни испытал любовь Божью и знал, что Бог сострадателен, но не мог избавиться от чувства национальной гордости. Он не желал выходить совершать миссию так, как этого хотел Бог. В примере Ионы содержится урок и для нас. б) Иона в принципе не понял Божий план спасения для греховного человечества (или не согласился с ним). Если бы Бог действовал только по справедливости, все мы должны были бы погибнуть без всякой надежды на спасение и милость Божью. 4. Ион.4:6-11 – какой урок Господь преподал Ионе через растение? Ср. с Иез.18:23. Иез.18:23 - Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? Иона обрадовался, но не Богу, Который совершил чудо, а растению. Вместо того чтобы посчитать это незаслуженным чудом, он счел это заслуженным благословением, которое следовало за хорошо выполненным делом. Божьи слова мягкого исправления, помогающие Ионе осознать, как глупо было с его стороны ценить растение больше, нежели жизни тысяч мужчин, женщин и детей, живших в Ниневии, а также их скота. 5. Ион.4:11 – каков смысл этого вопроса? Что имел в виду Господь, говоря про правую и левую руку? Ср. с Еккл.10:2. Еккл.10:2 - Сердце мудрого - на правую сторону, а сердце глупого - на левую. Ниневитяне не способны были к самостоятельному религиозно-нравственному выбору. Вопрос в конце книги Ионы — это один из вопросов, который мы должны задать себе и который должна задавать себе церковь. Проявляем ли мы любовь к людям вокруг нас, особенно к тем, кто выглядит иначе, чем мы, или приехавшим из других стран и народов? 6. Для самоанализа. Повествование не говорит о покаянии Ионы. Эта история с открытым концом обращена к нам. Как мы относимся к тому, что Бог переживает о нечестивых людях всего мира, о тех, кто исполнен зла, кто не слышал Благой вести? История Ионы показывает Божью любовь к людям, которые живут там, где Его любовь не ощущается, а Его голос не слышен. Так же, как Бог пожалел жителей Ниневии, Он жалеет миллионы людей, которые проживают сегодня в городах, где здания подменяют собою деревья и цветы, а постоянный шум затрудняет способность остановиться и прислушаться к своему сердцу. Богу нужны вестники, которые готовы нести Его весть надежды тем, кто пресыщен суетой и жизненными пороками. «Я готов пойти — отправь меня!» (Ис.6:8; ИПБ) 1. Для самоанализа. Понимая мотивы, которыми руководствовался Иона, отказываясь выполнять Божью миссию, как поступите вы в похожих ситуациях, если необходимо будет благовествовать тем, кто вам не нравится по тем или иным причинам? Некоторые верующие придумали отговорки, чтобы избежать работы с определенными группами людей. Такие отговорки показывают, что их объял дух превосходства и этноцентризма. Если мы избегаем определенные группы людей или думаем, что их не стоит спасать, то это признак того, что что-то не так с нами, а не с теми, кто принадлежит к рассматриваемой группе. Необходимо просить Бога помочь возлюбить всех людей. Честная оценка требует такого уровня самоанализа и правдивости, которого трудно достичь, но церковь, готовая сражаться с этими трудностями, — это церковь, на которую может оказать влияние Святой Дух. 2. Ис.6:1-8 – какова главная мысль, высказанная в этом отрывке? Что побудило пророка Исаию откликнуться на Божий призыв? В свете Божьего присутствия пророк Исайя увидел и осознал свою греховность и несовершенство. Иона же, в своей самоправедности и исключительности, не испытывал нужды в покаянии. Из Комментариев ГК АСД: Это коснулось уст твоих: Горящий уголь с жертвенника символизирует очищающую и облагораживающую силу благодати Божьей. Это также указывает на преобразование характера. Поэтому Исаия искренне желал, чтобы его народ тоже мог подвергнуться этому действию очищения и преобразования. Ныне же мы более всего нуждаемся в том, чтобы иметь уста, которых коснулся бы святой огонь с жертвенника. Пошли меня: Ответ Исаии был прямым и безотлагательным. Подобно Павлу Исаия был исполнен лишь одним желанием, чтобы Израиль мог спастись (Рим.10:1). Он знал, что суды Божьи вскоре постигнут виновных, и страстно желал видеть их оставившими свои грехи. Поэтому единственной целью жизни Исаии было возвещать израильтянам Божьи слова предостережения и надежды, чтобы и они могли видеть любовь и святость Бога и таким образом были бы спасены. 3. Исаия услышал голос, говорящий «Кто пойдет?» Каким будет ваш ответ? Призыв звучит. Бог ищет добровольцев. Мы должны ответить на этот призыв, подчинившись Его водительству, слушая Его голос. Уроки, выводы 1. Что мы можем почерпнуть из истории Ионы о тех отговорках, которые у нас могут возникнуть, чтобы не исполнять порученной миссии? В конечном счете отговорки, которыми мы прикрываем свое уклонение от участия в миссии, — это искушения дьявола, который не хочет, чтобы кто-то услышал или познал на опыте благость Божью. Таким образом, уклонение от миссии — это не просто пренебрежение своим долгом, это упущенная возможность привлечь других к более полному и осмысленному хождению с Богом и к жизни с избытком. 2. Исх.4:13 - на какие оправдания вы склонны опираться, чтобы не участвовать в миссионерской работе? Что является вашей «Ниневией»? Что удерживает вас от того, чтобы поделиться с другими благословенными Божьими истинами? Исх.4:13 - [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать. Исх.4:13, ИПБ - «И все же молю Тебя, Владыка, другого пошли кого-нибудь, кого хочешь пошли, только не меня!» — просил Моисей. 3. Как, по благодати Божьей, вы можете научиться преодолевать любые страхи в отношении миссионерской работы и свидетельства? Вывод. Подобно Ионе, мы можем легко находить отговорки, чтобы не участвовать в миссионерской работе. Мы можем руководствоваться различными мотивами. Однако призыв к нашей миссии не менее конкретен, чем призыв к миссии Ионы. Вопрос в том, как я отвечу на него. Светлана, svettor@yandex.ru Задание 1. На чистом листе бумаги или в своем молитвенном дневнике составьте список из десяти человек, о которых вы знаете, что они неверующие. Будем называть их вашими «учениками». Перечислите их по имени, если это возможно. Держите этот список под рукой и до конца квартала ежедневно молитесь за каждого из ваших десяти учеников. Молитесь, чтобы Бог помог установить дружеские отношения со знакомыми людьми. Молитесь, чтобы вы могли развить более глубокие, тесные, доверительные отношения со своими друзьями. По мере углубления ваших отношений внимательно наблюдайте и слушайте, чтобы понять их нужды, обиды и боль. Затем молитесь, чтобы Бог восполнил их нужды. Продолжайте искать возможность предложить людям изучать библейские уроки. Задание 2. Выберите населенный пункт, расположенный рядом с вашим местом жительства, где нет или мало адвентистов. Начните молиться за людей, которые живут и работают там. Просите, чтобы Бог позволил появиться там адвентистам, чтобы наши братья и сестры могли бы поделиться истиной о скором пришествии Иисуса. Сколько времени понадобилось Ионе, чтобы добраться до Ниневии? Пророк Иона был родом из Гафхефера на севере Галилеи, расположенного всего в двух часах пути от Назарета. Ниневия находилась примерно в 550 милях к востоку от Иоппии по прямой. Иона намеревался отправиться в Фарсис, самый отдаленный город, примерно в 2500 милях к западу (на краю Испании). Конечно, история указывает на то, что он не добрался до Фарсиса, но как далеко он зашел, тоже не сообщается. Итак, если мы предположим, что Иона отправился из своего родного города в Иоппию, чтобы сесть на корабль, то он проделал бы около 67 миль только для того, чтобы добраться до порта Иоппии. Прогулка, вероятно, была бы больше похожа на 2-3 дневный поход. Тогда, даже если бы корабль попал в шторм сразу у берегов Иоппии и «большая рыба» извергла его обратно на сушу прямо здесь, в Иоппии, Ионе пришлось бы пройти 550 миль до Ниневии! Человек может проходить по 40 миль в день, значит путь в Ниневию из Иоппии потребовал бы 13-14 дней ходьбы. Таким образом, весь путь от Гафхефера до Иоппии и Ниневии потребовал примерно 15 - 18 дней ходьбы.
Субботняя школа. Комментарии к уроку
Урок 5 Отговорки, чтобы избежать миссии 28 октября – 3 ноября 2023 г.
Памятный стих: «И я услышал, как Владыка Господь вопрошал: „Кого Мне направить к народу Своему? Кто будет вестником Нашим?“ Я отозвался: „Я готов пойти — отправь меня!“» (Ис.6:8; ИПБ).
Страх
1. В разные времена Бог призывал тех или иных людей для определенной миссии. Однако не все, призванные для исполнения миссии, были столь послушны, как Авраам. Иона — пример этого.
4 Цар.14:25; Ион.1:1,2 - что мы можем узнать из Библии об Ионе? Какую миссию поручил ему Господь?
4 Цар.14:25 - Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера,
Иона был пророком Северного царства и жил в первой половине VIII века до Р.Х. Его имя означает «голубь». Бог послал Иону проповедовать язычникам, в город Ниневию, столицу Ассирии.
Пророк Иона был родом из Гафхефера на севере Галилеи, расположенного всего в двух часах пути от Назарета.
Свое служение Иона совершал во время правления царя Иеровоама II (792—753 гг. до Р. X.).
2. Ион.1:3 – что сделал Иона в ответ на обращение к нему Бога?
Он побежал в противоположную сторону! (см. карту)
3. Наум.3:1–4; 4 Цар.17:5-6; 19:32–37 - что эти стихи говорят нам о Ниневии и ее жителях? Как вы считаете, в чем была причина решения Ионы бежать в Фарсис вместо того, чтобы идти в Ниневию?
Ассирийцы были грозными врагами, а Ниневия была столицей этого царства. Неприязнь Ионы к ассирийцам и его нежелание идти к ним с вестью от Бога становится понятнее благодаря высказываниям другого ветхозаветного пророка — Наума. Это он в своей книге, предвещавшей падение Ниневии, говорит о ее жителях как людях весьма жестоких. Ассирийцы и сами увековечили свидетельства о такой своей жестокости — длинные, хвастливые надписи, повествующие о беспощадных расправах над народами, пытавшимися оказывать им сопротивление. У израильтян были свои причины бояться и ненавидеть Ниневию, и, как видно из описанного случая, им, как и Ионе, было бы трудно согласиться с мыслью о необходимости любить своих врагов.
«Во дни разделения Израиля Ниневия, столица Ассирийского царства, была одним из самых больших городов древнего мира… Во времена своего процветания Ниневия была средоточием преступлений и нечестия. Писание называет ее „городом кровей, полным обмана и убийства“ (Наум.3:1). В образных выражениях пророк Наум сравнивает Ниневию с жестоким, прожорливым львом. „Ибо на кого, — спрашивает он, — не простиралась беспрестанно злоба твоя?“» (Э. Уайт. Пророки и цари. с. 265).
4. Что упустил из виду Иона, сосредоточившись на страхе?
Иона позволил страху помешать в следовании повелению Божьему. Мы поступаем так же, когда позволяем страху управлять нами, а не следовать призывам Божьим.
«На Иону возлагалась величайшая ответственность, но Тот, Кто поручил ему это дело, был достаточно силен, чтобы поддержать его и привести к успеху. Если бы пророк беспрекословно повиновался Богу, он избежал бы тех горьких переживаний, которые впоследствии выпали на его долю, и получил бы обильные благословения. Однако Бог не оставил Иону в его отчаянии. Пройдя через многие испытания, пережив необыкновенные происшествия, пророк должен был научиться проявлять свое доверие к Богу и Его безграничной силе спасать» (Э. Уайт. Пророки и цари. с. 266).
5. Вспомните случай, когда вы явно ощущали, что Бог направляет вас сделать что-то, чего вы не хотели делать из-за страха. Какие уроки вы извлекли из этого опыта?
Ошибочные мнения
1. Какие еще ошибочные мнения могут помешать нам в выполнении Божьей миссии?
а) Сосредоточенность на собственном спасении.
Подобно Ионе, мы можем неверно понимать Бога и то, чего Он ожидает от нас. Существует заблуждение, согласно которому Бог якобы хочет, чтобы мы сосредоточились на своем собственном спасении и удалились от нечестивого мира вокруг нас. Хотя нам и сказано хранить себя «неоскверненными от мира» (Иак.1:27), наше внимание должно быть направлено на то, как мы можем принести Божьи благословения и надежду нуждающимся в этом людям.
б) Другое заблуждение, которое удерживает нас от принятия Божьего призыва к миссии, — это представление о том, что успех зависит от нас самих. Мы не в большей степени можем спасать души, чем Иона мог спасти Ниневию. У нас может быть менталитет «спасателей» в отношении миссии, но мы призваны не к тому, чтобы спасать, а к тому, чтобы сотрудничать с Богом в Его деле спасения. Только Бог может привлечь людей к Себе. Мы можем сеять семена истины, но лишь Бог может обратить сердце. Мы часто путаем свою роль с Божьей, и этого бывает достаточно, чтобы найти отговорку и не свидетельствовать. Бог использовал Иону, но лишь Бог, а не Иона обратил жителей Ниневии.
2. Ион.1:5-16 – какую возможность упустил Иона, будучи на корабле, плывущем в Фарсис? Какой урок мы можем извлечь из этого для себя?
Когда на море разразилась буря, Иона признал себя виновником происходящего (Ион.1:12).
Во время бури Иону окружали моряки, которые молились своим божествам. Они попросили Иону помолиться своему Богу в надежде, что его ходатайство поможет им (Ион.1:6). Но Иона не стал молиться. Вместо этого он решил покончить с собой (Ион.1:12). Когда Иону выбросили за борт, буря утихла. В результате моряки прославили Бога Ионы. Иона упустил возможность помолиться Богу, вместо этого предложив свой вариант решения возникшей проблемы. В этой ситуации у Ионы была возможность засвидетельствовать морякам о своем Боге.
Когда вы отправляетесь совершать миссию, делитесь любовью Божьей и наблюдаете, как она преображает жизни людей, такой опыт обогащает и вашу духовную жизнь. Этот опыт также может побудить вас установить новые отношения с людьми, которые могут сильно отличаться от вас, но которые наряду с вами обрели отношения с Иисусом. Иона мог бы завести на корабле новых друзей, с которыми мог бы поделиться своей верой. То же самое касается Ниневии. К сожалению, эти возможности были упущены, потому что Иона выбрал оправдания, основанные на его эгоистичной гордыне и этноцентризме.
3. Приобретать души для Христа — это тяжкий труд, слишком тяжкий, чтобы человек мог его совершать сам. Как мы можем позволить Богу приобретать души через нас, нашу жизнь и свидетельство?
4. Ион.2:1–3, 7–10 - что, на ваш взгляд, произошло с духовным миром Ионы в течение трех дней во чреве кита? К какому решению приходит в конце концов Иона (Ион.2:10)?
Хотя Иона бежал из той земли, где люди провозглашали Яхве своим Богом, он познал (трудным путем), что, даже когда он идет к людям иной культуры, Яхве и там является Верховным Владыкой. Ветры и волны покорны Богу. И рыбы тоже. «Господня — земля и что наполняет ее» (Пс.23:1). Сердце Ионы обратилось к Владыке суши и моря, он исповедовал свой грех и был спасен.
Дискомфорт
1. Ион.3 – когда Иона все же прибыл в Ниневию, как люди откликнулись на его проповедь? Какие уроки о свидетельстве содержатся в этом для нас?
Ион.3:6-9 - Дошла эта весть Господня и до царя Ниневии. Оставив престол свой, снял он одежды царские с себя, облачился в рубище и сел среди пепла. По всему городу разосланы были глашатаи, дабы везде огласить указ царя и приближенных его: «Никто не должен притрагиваться к пище: ни человек, ни животное, будь то корова или овца, не должны ничего есть и даже пить не должны они. Пусть в рубище будут и люди, и животные, и да воззовут все к Богу. Пусть каждый житель города сойдет с пути зла и откажется от насилия, которым запятнал он руки свои. Как знать, быть может, сменит тогда Бог гнев Свой на милость, отвратит от нас огнь возмездия Своего — и не погибнем мы».
2 Цар.14:14 - Мы умрем и [будем] как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного.
Какими бы ни были личные чувства Ионы в отношении ниневитян, он проповедовал им то, что ему повелел Бог, и результаты оказались поразительными. Ниневитяне покаялись! Ионе пришлось пройти через многое, сделать то, чего не хотел, но когда он это сделал, Бог прославился в этом.
Миссия Божья совершается теми, кто готов пойти на жертвы. Нам следует поступиться собственными убеждениями ради Бога, Который желает спасти погибающих. Подобно Ионе, мы порой руководствуемся предрассудками, которые удерживают нас от служения человеку или группе людей.
Переоценка своих предрассудков требует смирения.
2. Участие в миссии требует времени и эмоциональных сил. Вкладываться в жизнь других и по-настоящему заботиться о них может быть обременительным. В век, когда мы сами, испытывая стресс, с трудом справляемся со своей жизнью и проблемами, оказывать эмоциональную поддержку другим может показаться слишком сложной задачей. Тем не менее, как мы можем ее выполнить?
Евр.12:2-3, ИПБ - … видя всегда пред собой Иисуса, Который есть Начало и Венец нашей веры. В чаянии грядущего торжества Своего Он принял крестные муки, пошел на позор и унижение, но теперь воссел по правую сторону престола Божия. Дабы не изнемочь вам и не пасть духом, думайте о Том, Кто подвергся такому поруганию от грешников.
Когда мы размышляем над своей жизнью, то осознаем, что не любим ближних так, как заповедал Иисус. Мы впадаем в духовную спячку, упуская множество возможностей поделиться любовью Божьей с миром, исполненным отчаяния. Необходимо просить Бога помочь возлюбить всех людей. Нам следует бодрствовать и быть готовыми всегда поделиться любовью, которую мы испытали, со страдающим миром.
3. На какие жертвы Бог просит вас пойти или быть готовым пойти, ради того, чтобы рассказать о Его любви кому-то еще? Насколько вы доверяете тому, что Он исполнит обетование и обогатит вашу жизнь, несмотря на принесенную жертву?
Ожидание неприятия
1. Ион.3:10 – каков был результат миссии Ионы?
Ион.3:10 - И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.
Ион.3:10 – Когда увидел Бог, что отрешились ниневитяне от путей своих злых, Он явил милосердие Свое над ними и не навел на них бедствий, которые им предвещал.
Рим.9:22 - Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели
Рим.9:22, ИПБ - Не так ли и Бог, даже когда хотел Он обнаружить Свой праведный гнев и явить Свою мощь, с долготерпением великим щадил те сосуды, что вызывали у Него гнев и подлежали уничтожению
2. Ср. Лк.15:7 с Ион.4:1 – почему Иона не разделил радости Неба по поводу покаяния ниневитян?
Почему ему по-прежнему было трудно их любить, несмотря на то, что они раскаялись?
Лк.15:7 - Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
Несмотря на недостатки Ионы, Бог с великой силой трудился, чтобы привести ниневитян к покаянию. К несчастью, Иона не разделил радости, которая воцарилась на небесах.
а) Ион.3:10; 41,2 – Ионе было трудно согласиться с мыслью о необходимости любить своих врагов.
Иона питал столь глубокую ненависть к тому народу, к которому был послан Богом, что ему казалось, лучше умереть, чем потерять лицо, когда его мрачное пророчество о Ниневии не исполнилось. Иона хотел, чтобы Ниневия стала вторым Содомом и Гоморрой. Он надеялся, что Божьи суды падут на этот ненавистный народ. Когда же этого не случилось, его мировоззрение пошатнулось до основания, и Иона просил себе смерти.
б) Втор.18:21,22 – Иона опасался, что его могут принять за лжепророка.
Втор.18:21,22 - И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?" Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его.
Иона понял о природе Бога нечто определенное: «Ты — милосердный Бог и добрый; от безмерной любви Твоей неизменной не спешишь Ты гневаться и готов отменить наказание» (4:2). Он знает, что Бог откажется от уничтожения Ниневии, и бежит, чтобы укрыться от Бога, будучи уверенным, что его пророчество о грядущем возмездии окажется ложным. Он озабочен тем, что пробным камнем истинности пророческого слова является его исполнение, как об этом открыто сказано во Втор.18:21,22. Но Бог хочет показать Ионе нечто несоизмеримо более ценное, чем исполнение пророчества или отношение к пророку, — Свою глубочайшую заботу о беспомощных людях и невинных животных (4:11), о спасении Своего творения. Пророчества о гибели (ср. Иер.28:9), даже в отношении иноземных народов, носят условный характер и будут исполнены лишь при отсутствии подлинного покаяния (Иер.18:7, 8).
Иер.18:7,8 - Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему.
3. Ион.4:5 – какую возможность вторично упустил Иона? Возможна ли миссия без любви? (См. Урок 4) Еф.3:14-19 – почему нам так необходимо постичь и уразуметь Божью любовь?
Ин.3:16 - Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Еф.3:14-19 ИПБ - потому и преклоняю я колени в молитве пред Отцом, от Которого все земные и небесные роды получают свои настоящие имена. Я прошу Его, чтобы Он по богатству Своих совершенств наделил вас через Духа Своего внутренней силой и твердостью, и Христос через веру вашу воистину мог жить в сердцах ваших, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, в состоянии были вместе со всем святым народом Его постичь, что есть широта и долгота, высота и глубина любви Христовой, и могли познать эту стоящую выше всякого познания любовь Его и преисполниться всей полнотой Божией.
а) Вторая упущенная возможность произошла после того, как Иона проповедовал в Ниневии. Жители города приняли весть пророка и покаялись. Но Иона убежал от них. Он забрался на вершину ближайшего холма, надеясь увидеть уничтожение Ниневии (Ион.4:5). Когда же этого не случилось, Иона разгневался на Бога (Ин.4:1). Пророк открывает истинную причину, по которой он использовал отговорки, уклоняясь от Божьей миссии. Он говорит, что знал, что Бог любящий и сострадательный, и он понимал, что Бог простит ниневитян (Ион.4:2). Признавая эту библейскую истину, Иона не хотел совершать Божью миссию для людей, которые ему не нравились, поскольку не хотел, чтобы они на своем опыте познали благость Божью.
Иона отказался возлюбить своих врагов, он был вне города, тогда как ему следовало быть в городе и помогать ниневитянам сделать следующие шаги в их отношениях с Богом. Отказ Ионы обернулся упущенной возможностью.
Иона в своей жизни испытал любовь Божью и знал, что Бог сострадателен, но не мог избавиться от чувства национальной гордости. Он не желал выходить совершать миссию так, как этого хотел Бог. В примере Ионы содержится урок и для нас.
б) Иона в принципе не понял Божий план спасения для греховного человечества (или не согласился с ним). Если бы Бог действовал только по справедливости, все мы должны были бы погибнуть без всякой надежды на спасение и милость Божью.
4. Ион.4:6-11 – какой урок Господь преподал Ионе через растение? Ср. с Иез.18:23.
Иез.18:23 - Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?
Иона обрадовался, но не Богу, Который совершил чудо, а растению. Вместо того чтобы посчитать это незаслуженным чудом, он счел это заслуженным благословением, которое следовало за хорошо выполненным делом.
Божьи слова мягкого исправления, помогающие Ионе осознать, как глупо было с его стороны ценить растение больше, нежели жизни тысяч мужчин, женщин и детей, живших в Ниневии, а также их скота.
5. Ион.4:11 – каков смысл этого вопроса? Что имел в виду Господь, говоря про правую и левую руку? Ср. с Еккл.10:2.
Еккл.10:2 - Сердце мудрого - на правую сторону, а сердце глупого - на левую.
Ниневитяне не способны были к самостоятельному религиозно-нравственному выбору.
Вопрос в конце книги Ионы — это один из вопросов, который мы должны задать себе и который должна задавать себе церковь. Проявляем ли мы любовь к людям вокруг нас, особенно к тем, кто выглядит иначе, чем мы, или приехавшим из других стран и народов?
6. Для самоанализа. Повествование не говорит о покаянии Ионы. Эта история с открытым концом обращена к нам. Как мы относимся к тому, что Бог переживает о нечестивых людях всего мира, о тех, кто исполнен зла, кто не слышал Благой вести?
История Ионы показывает Божью любовь к людям, которые живут там, где Его любовь не ощущается, а Его голос не слышен. Так же, как Бог пожалел жителей Ниневии, Он жалеет миллионы людей, которые проживают сегодня в городах, где здания подменяют собою деревья и цветы, а постоянный шум затрудняет способность остановиться и прислушаться к своему сердцу. Богу нужны вестники, которые готовы нести Его весть надежды тем, кто пресыщен суетой и жизненными пороками.
«Я готов пойти — отправь меня!» (Ис.6:8; ИПБ)
1. Для самоанализа. Понимая мотивы, которыми руководствовался Иона, отказываясь выполнять Божью миссию, как поступите вы в похожих ситуациях, если необходимо будет благовествовать тем, кто вам не нравится по тем или иным причинам?
Некоторые верующие придумали отговорки, чтобы избежать работы с определенными группами людей. Такие отговорки показывают, что их объял дух превосходства и этноцентризма. Если мы избегаем определенные группы людей или думаем, что их не стоит спасать, то это признак того, что что-то не так с нами, а не с теми, кто принадлежит к рассматриваемой группе. Необходимо просить Бога помочь возлюбить всех людей. Честная оценка требует такого уровня самоанализа и правдивости, которого трудно достичь, но церковь, готовая сражаться с этими трудностями, — это церковь, на которую может оказать влияние Святой Дух.
2. Ис.6:1-8 – какова главная мысль, высказанная в этом отрывке? Что побудило пророка Исаию откликнуться на Божий призыв?
В свете Божьего присутствия пророк Исайя увидел и осознал свою греховность и несовершенство. Иона же, в своей самоправедности и исключительности, не испытывал нужды в покаянии.
Из Комментариев ГК АСД:
Это коснулось уст твоих: Горящий уголь с жертвенника символизирует очищающую и облагораживающую силу благодати Божьей. Это также указывает на преобразование характера. Поэтому Исаия искренне желал, чтобы его народ тоже мог подвергнуться этому действию очищения и преобразования. Ныне же мы более всего нуждаемся в том, чтобы иметь уста, которых коснулся бы святой огонь с жертвенника.
Пошли меня: Ответ Исаии был прямым и безотлагательным. Подобно Павлу Исаия был исполнен лишь одним желанием, чтобы Израиль мог спастись (Рим.10:1). Он знал, что суды Божьи вскоре постигнут виновных, и страстно желал видеть их оставившими свои грехи. Поэтому единственной целью жизни Исаии было возвещать израильтянам Божьи слова предостережения и надежды, чтобы и они могли видеть любовь и святость Бога и таким образом были бы спасены.
3. Исаия услышал голос, говорящий «Кто пойдет?» Каким будет ваш ответ?
Призыв звучит. Бог ищет добровольцев. Мы должны ответить на этот призыв, подчинившись Его водительству, слушая Его голос.
Уроки, выводы
1. Что мы можем почерпнуть из истории Ионы о тех отговорках, которые у нас могут возникнуть, чтобы не исполнять порученной миссии?
В конечном счете отговорки, которыми мы прикрываем свое уклонение от участия в миссии, — это искушения дьявола, который не хочет, чтобы кто-то услышал или познал на опыте благость Божью. Таким образом, уклонение от миссии — это не просто пренебрежение своим долгом, это упущенная возможность привлечь других к более полному и осмысленному хождению с Богом и к жизни с избытком.
2. Исх.4:13 - на какие оправдания вы склонны опираться, чтобы не участвовать в миссионерской работе? Что является вашей «Ниневией»? Что удерживает вас от того, чтобы поделиться с другими благословенными Божьими истинами?
Исх.4:13 - [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.
Исх.4:13, ИПБ - «И все же молю Тебя, Владыка, другого пошли кого-нибудь, кого хочешь пошли, только не меня!» — просил Моисей.
3. Как, по благодати Божьей, вы можете научиться преодолевать любые страхи в отношении миссионерской работы и свидетельства?
Вывод. Подобно Ионе, мы можем легко находить отговорки, чтобы не участвовать в миссионерской работе. Мы можем руководствоваться различными мотивами. Однако призыв к нашей миссии не менее конкретен, чем призыв к миссии Ионы. Вопрос в том, как я отвечу на него.
Светлана, svettor@yandex.ru Задание 1. На чистом листе бумаги или в своем молитвенном дневнике составьте список из десяти человек, о которых вы знаете, что они неверующие. Будем называть их вашими «учениками». Перечислите их по имени, если это возможно. Держите этот список под рукой и до конца квартала ежедневно молитесь за каждого из ваших десяти учеников. Молитесь, чтобы Бог помог установить дружеские отношения со знакомыми людьми. Молитесь, чтобы вы могли развить более глубокие, тесные, доверительные отношения со своими друзьями. По мере углубления ваших отношений внимательно наблюдайте и слушайте, чтобы понять их нужды, обиды и боль. Затем молитесь, чтобы Бог восполнил их нужды. Продолжайте искать возможность предложить людям изучать библейские уроки.
Задание 2. Выберите населенный пункт, расположенный рядом с вашим местом жительства, где нет или мало адвентистов. Начните молиться за людей, которые живут и работают там. Просите, чтобы Бог позволил появиться там адвентистам, чтобы наши братья и сестры могли бы поделиться истиной о скором пришествии Иисуса.
Сколько времени понадобилось Ионе, чтобы добраться до Ниневии?
Пророк Иона был родом из Гафхефера на севере Галилеи, расположенного всего в двух часах пути от Назарета. Ниневия находилась примерно в 550 милях к востоку от Иоппии по прямой. Иона намеревался отправиться в Фарсис, самый отдаленный город, примерно в 2500 милях к западу (на краю Испании). Конечно, история указывает на то, что он не добрался до Фарсиса, но как далеко он зашел, тоже не сообщается.
Итак, если мы предположим, что Иона отправился из своего родного города в Иоппию, чтобы сесть на корабль, то он проделал бы около 67 миль только для того, чтобы добраться до порта Иоппии. Прогулка, вероятно, была бы больше похожа на 2-3 дневный поход.
Тогда, даже если бы корабль попал в шторм сразу у берегов Иоппии и «большая рыба» извергла его обратно на сушу прямо здесь, в Иоппии, Ионе пришлось бы пройти 550 миль до Ниневии! Человек может проходить по 40 миль в день, значит путь в Ниневию из Иоппии потребовал бы 13-14 дней ходьбы.
Таким образом, весь путь от Гафхефера до Иоппии и Ниневии потребовал примерно 15 - 18 дней ходьбы.