Урок субботней школы № 2. "Несгорающий куст" Памятный стих: «И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх.3.7-8). Главная мысль урока: Божий призыв к служению гарантирует Его благословение, водительство и Его покров. Цель урока: Показать в классе СШ, что принимая Божий призыв служить Ему, нам необходимо научиться доверять Ему. • Насколько сильно страдал Израиль в Египте перед освобождением? «“И потому Египтяне с жестокостию принуждали сынов Израилевых к работам, и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостию”… Весь народ был призван выслеживать беспомощные жертвы и убивать их. “Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку; а всякую дочь оставляйте в живых”». (Патриархи и пророки, с.241,242) • Почему именно Моисея избрал Господь быть лидером Израильского народа? «“Ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд” (Евр.11.27). Эта черта характера Моисея означает не просто пассивное сопротивление злу, но настойчивое следование выбранному курсу. Он всегда видел перед собой Господа, и Господь был по правую руку от него, чтобы помогать ему. Моисей имел глубокое ощущение присутствия Божьего. Он видел Бога. Он не только смотрел сквозь века на Христа, Который явится однажды, но особым образом видел Христа, сопровождающего сынов Израилевых во всех их странствиях. Бог был реален для него и занимал его мысли». (Взгляд ввысь, с.111) Воскресенье. Несгорающий куст • Прочитайте Исх.3.1–6. Каким образом Господь привлек внимание Моисея? «Однажды, пася скот возле Хорива, “горы Божьей”, Моисей увидел куст, объятый пламенем, — ветви, листья, ствол горели, но не сгорали. Подойдя ближе, чтобы лучше рассмотреть необыкновенное явление, он услышал голос из огня, назвавший его по имени. Дрожащими устами он ответил: “Вот я”. Он был предупрежден не приближаться без благоговения: “Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая… Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова”. Это был Тот, Кто являлся отцам его в прошлые века как Ангел Завета. “Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога”». (Патриархи и пророки, с.251) • Как Моисей отреагировал на присутствие Бога в несгорающем кусте? «Моисей стоял перед Богом, объятый благоговейным страхом, а голос продолжал: “Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед… Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых”. Изумленный и напуганный этим повелением, Моисей отпрянул со словами: “Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?”» (Патриархи и пророки, с.252) • Почему Моисей испугался призыва Бога и просил Господа не посылать его как лидера народа Израиля? «Моисей думал о трудностях, какие ожидали его: о слепоте, неверии и неведении своих соплеменников, многие из которых почти утратили знание о Боге… Моисея предупредили, что фараон будет сопротивляться и не отпустит Израиля. Однако слуге Божьему не следовало разочаровываться, ибо Бог сделает это поводом, чтобы явить Свое могущество египтянам и Своему народу… Трудности, которые окружали Моисея, казались ему непреодолимыми…» (Патриархи и пророки, с.252,253) Понедельник. Ангел Господень • Прочитайте Исх.3.7–12. Как вы думаете, кто явился Моисею в несгораемом кусте? «Этот великий замысел прежде открывался нам в образах и символах. Горящий куст, в котором Христос явился Моисею, обнаруживал присутствие Бога. Символ, который наглядно изображал Божество, был обыкновенным кустом, ничем не примечательным. В нем пребывал Бог. Бесконечно милостивый, Бог скрыл Свою славу в скромном образе, чтобы Моисей мог смотреть и не погибнуть». (Желание веков, с.23) • Какие причины назвал Господь, почему настало время для избавление Израильского народа из рабства? «И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог”. Время для освобождения Израиля настало. Но план Божий должен был осуществиться так, чтобы человеческая гордыня была посрамлена… Моисей стоял перед Богом, объятый благоговейным страхом, а голос продолжал: “Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед… Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых”». (Патриархи и пророки, с.251,252) Вторник. Имя Господне • Прочитайте Исх.3.13–22. Какой план освобождения Израильского народа представил Господь – Моисею? «Были даны также и указания относительно того, что взять с собой в дорогу. Господь сказал: “И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками. Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд”. Египтяне обогатились за счет непосильного труда израильтян, и теперь, когда тем предстояла дальняя дорога, они имели право потребовать вознаграждение за долгие годы изнурительных работ. Они должны были взять с собой драгоценности, которые нетрудно было бы нести, а Бог обещал им снискать расположение египтян. Те могущественные чудеса, которые совершатся ради их освобождения, наведут страх на их угнетателей, так что просьбы рабов их будут удовлетворены». (Патриархи и пророки, с.253) • Почему Моисей хотел знать имя Божье? Каково значение Его имени? - «Моисей думал о трудностях, какие ожидали его: о слепоте, неверии и неведении своих соплеменников, многие из которых почти утратили знание о Боге. “Вот, — сказал он, — я приду к сынам Израилевым и скажу им: ‘Бог отцов ваших послал меня к вам’. А они скажут мне: ‘как Ему имя?’ Что сказать мне им?” Последовал ответ: “Я есмь Сущий (Иегова)… так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам”». - «Именно Христос сказал Моисею из куста на горе Хорив: “Я есмь Сущий... Так скажи сынам израилевым: Сущий послал Меня к вам” (Исх.3.14). Это было обетование о спасении Израиля. Поэтому, когда Он явился “в образе человеческом”, Он назвал Себя Сущим (Я есмь)». (Желание веков, с.24) • Какой вывод мы можем сделать, зная, что Наш Господь – «Сущий»? «Христос сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам (Исх.3.14). Христос обладает жизнью — самобытной, незаимствованной, изначальной. “Имеющий Сына [Божия] имеет жизнь” (1Иоан.5.12). Божественность Христа — это гарантия вечной жизни верующего в Него». (Вера, которой живу, с.47) Среда. Четыре отговорки • Прочитайте Исх.4.1–17. Почему Моисей хотел больших доказательств быть посланником Божьим? «Как доказать народу, что он действительно послан к ним Богом? “А если, — сказал он, — они не поверят мне, и не послушают голоса моего, и скажут: ‘не явился тебе Господь’?” Тогда ему было дано доказательство, которое ему самому казалось убедительным. Ему было предложено бросить свой посох на землю. Когда он сделал это, “жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него”. Ему было велено схватить его, и в руке змей превратился в жезл. Затем его по просили вложить руку себе за пазуху. Он повиновался, и когда “вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег”. Тогда велели снова положить руку за пазуху и вынуть ее, и после этого рука приобрела прежний вид. Этим знамением Бог заверил Моисея, что Его народ, а также и фараон убедятся в том, что есть Властелин, более могущественный, чем египетский царь». (Патриархи и пророки, с.253) • Прочитайте Исх.4.10–18. Как вы считаете, в чем была истинная причина отказа Моисея? «Бог сказал ему: “Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?” И заверил в Своей помощи: “Итак пойди; и Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить”. Но Моисей продолжал умолять, чтобы Бог возложил эту ответственность на более подходящего человека. Вначале все эти отговорки объяснялись скромностью и неуверенностью, но после того как Господь обещал устранить все эти препятствия и в конце всего увенчать его миссию успехом, все дальнейшие уклонения и жалобы на неспособность говорили о недоверии к Богу». (Патриархи и пророки, с.254) • Как вы думаете, почему Моисей согласился быть лидером народа Божия? «Больше он не мог сопротивляться, ибо всякое основание для отговорок было устранено. Повеление Божье было дано Моисею, который считал себя робким, косноязычным и бесталанным. Его угнетало сознание своей неспособности быть устами Бога для Израиля. Но, приняв однажды на себя эту ответственность, он всем сердцем взялся за ее выполнение, полностью доверившись Богу. Величие этой работы пробудило в нем все лучшее. Бог благословил его готовность повиноваться Ему, и он стал красноречивым, исполненным надежды и самообладания, вполне подходящим для самого великого дела, которое когда-либо возлагалось на человека…» (Патриархи и пророки, с.255) Четверг. Обрезание • Прочитайте Исх.4.18–31. Что произошло по дороге в Египет? «По дороге из Мадиамской земли Моисей получил потрясающее, грозное предупреждение о том, что Бог недоволен им. Он увидел ангела, который наступал на него с угрожающим видом, словно намереваясь убить его. Этому не было никакого объяснения, но Моисей вспомнил, что не выполнил одного требования Божьего. Уступив настояниям жены, он не исполнил над своим младшим сыном обряда обрезания. Он не выполнил условия, на основании которого его сын получал право на благословение Божьего завета с Израилем, и такое пренебрежение со стороны избранного вождя могло снизить значение Божественных установлений в глазах народа…» (Патриархи и пророки, с.255) • Что предприняла Сепфора, чтобы избежать страшной участи? «Сепфора, опасаясь, как бы ее муж не был убит, сама исполнила над сыном обряд, и тогда ангел позволил им продолжать путешествие. Моисей подвергался великой опасности, принимая на себя миссию явиться перед фараоном, и его жизнь могла быть сохранена только благодаря защите святых ангелов. Но, пренебрегая исполнением известной ему обязанности, он не был бы в безопасности, ибо ангелы не могли в таком случае охранять его». (Патриархи и пророки, с.255) • Чему учит нас эта история с обрезанием детей Моисея? «Во время скорби, как раз перед пришествием Христа, жизнь праведников будет сохранена благодаря небесным ангелам; но нарушители Закона Божьего лишатся их защиты. Ангелы не смогут тогда охранять тех, кто пренебрег хотя бы одним из Божественных предписаний». (Патриархи и пророки, с.256) Заключение «Вифлеемское Дитя, кроткий и смиренный Спаситель и есть Бог, “явившийся во плоти” (1Тим.3.16). Он говорит нам: “Я есмь пастырь добрый”; “Я — хлеб живый”; “Я есмь путь, истина и жизнь”; “дана Мне всякая власть на небе и на земле” (Иоан.10.11; Иоан.6.51; Иоан.14.6; Матф.28.18). Я есмь залог исполнения всех обетований. Я есмь. Не бойся. “С нами Бог” — это залог нашего освобождения от греха, заверение в том, что мы имеем силу повиноваться законам Неба». (Желание веков, с.24) https://svitok.icu
Субботняя школа. Комментарии к уроку
Александр Ващинин.
Урок субботней школы № 2.
"Несгорающий куст"
Памятный стих:
«И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх.3.7-8).
Главная мысль урока:
Божий призыв к служению гарантирует Его благословение, водительство и Его покров.
Цель урока:
Показать в классе СШ, что принимая Божий призыв служить Ему, нам необходимо научиться доверять Ему.
• Насколько сильно страдал Израиль в Египте перед освобождением?
«“И потому Египтяне с жестокостию принуждали сынов Израилевых к работам, и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостию”… Весь народ был призван выслеживать беспомощные жертвы и убивать их. “Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку; а всякую дочь оставляйте в живых”». (Патриархи и пророки, с.241,242)
• Почему именно Моисея избрал Господь быть лидером Израильского народа?
«“Ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд” (Евр.11.27). Эта черта характера Моисея означает не просто пассивное сопротивление злу, но настойчивое следование выбранному курсу. Он всегда видел перед собой Господа, и Господь был по правую руку от него, чтобы помогать ему. Моисей имел глубокое ощущение присутствия Божьего. Он видел Бога. Он не только смотрел сквозь века на Христа, Который явится однажды, но особым образом видел Христа, сопровождающего сынов Израилевых во всех их странствиях. Бог был реален для него и занимал его мысли». (Взгляд ввысь, с.111)
Воскресенье. Несгорающий куст
• Прочитайте Исх.3.1–6. Каким образом Господь привлек внимание Моисея?
«Однажды, пася скот возле Хорива, “горы Божьей”, Моисей увидел куст, объятый пламенем, — ветви, листья, ствол горели, но не сгорали. Подойдя ближе, чтобы лучше рассмотреть необыкновенное явление, он услышал голос из огня, назвавший его по имени. Дрожащими устами он ответил: “Вот я”. Он был предупрежден не приближаться без благоговения: “Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая… Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова”. Это был Тот, Кто являлся отцам его в прошлые века как Ангел Завета. “Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога”». (Патриархи и пророки, с.251)
• Как Моисей отреагировал на присутствие Бога в несгорающем кусте?
«Моисей стоял перед Богом, объятый благоговейным страхом, а голос продолжал: “Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед… Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых”. Изумленный и напуганный этим повелением, Моисей отпрянул со словами: “Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?”» (Патриархи и пророки, с.252)
• Почему Моисей испугался призыва Бога и просил Господа не посылать его как лидера народа Израиля?
«Моисей думал о трудностях, какие ожидали его: о слепоте, неверии и неведении своих соплеменников, многие из которых почти утратили знание о Боге… Моисея предупредили, что фараон будет сопротивляться и не отпустит Израиля. Однако слуге Божьему не следовало разочаровываться, ибо Бог сделает это поводом, чтобы явить Свое могущество египтянам и Своему народу… Трудности, которые окружали Моисея, казались ему непреодолимыми…» (Патриархи и пророки, с.252,253)
Понедельник. Ангел Господень
• Прочитайте Исх.3.7–12. Как вы думаете, кто явился Моисею в несгораемом кусте?
«Этот великий замысел прежде открывался нам в образах и символах. Горящий куст, в котором Христос явился Моисею, обнаруживал присутствие Бога. Символ, который наглядно изображал Божество, был обыкновенным кустом, ничем не примечательным. В нем пребывал Бог. Бесконечно милостивый, Бог скрыл Свою славу в скромном образе, чтобы Моисей мог смотреть и не погибнуть». (Желание веков, с.23)
• Какие причины назвал Господь, почему настало время для избавление Израильского народа из рабства?
«И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог”. Время для освобождения Израиля настало. Но план Божий должен был осуществиться так, чтобы человеческая гордыня была посрамлена… Моисей стоял перед Богом, объятый благоговейным страхом, а голос продолжал: “Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед… Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых”». (Патриархи и пророки, с.251,252)
Вторник. Имя Господне
• Прочитайте Исх.3.13–22. Какой план освобождения Израильского народа представил Господь – Моисею?
«Были даны также и указания относительно того, что взять с собой в дорогу. Господь сказал: “И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками. Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд”. Египтяне обогатились за счет непосильного труда израильтян, и теперь, когда тем предстояла дальняя дорога, они имели право потребовать вознаграждение за долгие годы изнурительных работ. Они должны были взять с собой драгоценности, которые нетрудно было бы нести, а Бог обещал им снискать расположение египтян. Те могущественные чудеса, которые совершатся ради их освобождения, наведут страх на их угнетателей, так что просьбы рабов их будут удовлетворены». (Патриархи и пророки, с.253)
• Почему Моисей хотел знать имя Божье? Каково значение Его имени?
- «Моисей думал о трудностях, какие ожидали его: о слепоте, неверии и неведении своих соплеменников, многие из которых почти утратили знание о Боге. “Вот, — сказал он, — я приду к сынам Израилевым и скажу им: ‘Бог отцов ваших послал меня к вам’. А они скажут мне: ‘как Ему имя?’ Что сказать мне им?” Последовал ответ: “Я есмь Сущий (Иегова)… так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам”».
- «Именно Христос сказал Моисею из куста на горе Хорив: “Я есмь Сущий... Так скажи сынам израилевым: Сущий послал Меня к вам” (Исх.3.14). Это было обетование о спасении Израиля. Поэтому, когда Он явился “в образе человеческом”, Он назвал Себя Сущим (Я есмь)». (Желание веков, с.24)
• Какой вывод мы можем сделать, зная, что Наш Господь – «Сущий»?
«Христос сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам (Исх.3.14). Христос обладает жизнью — самобытной, незаимствованной, изначальной. “Имеющий Сына [Божия] имеет жизнь” (1Иоан.5.12). Божественность Христа — это гарантия вечной жизни верующего в Него». (Вера, которой живу, с.47)
Среда. Четыре отговорки
• Прочитайте Исх.4.1–17. Почему Моисей хотел больших доказательств быть посланником Божьим?
«Как доказать народу, что он действительно послан к ним Богом? “А если, — сказал он, — они не поверят мне, и не послушают голоса моего, и скажут: ‘не явился тебе Господь’?” Тогда ему было дано доказательство, которое ему самому казалось убедительным. Ему было предложено бросить свой посох на землю. Когда он сделал это, “жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него”. Ему было велено схватить его, и в руке змей превратился в жезл. Затем его по просили вложить руку себе за пазуху. Он повиновался, и когда “вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег”. Тогда велели снова положить руку за пазуху и вынуть ее, и после этого рука приобрела прежний вид. Этим знамением Бог заверил Моисея, что Его народ, а также и фараон убедятся в том, что есть Властелин, более могущественный, чем египетский царь». (Патриархи и пророки, с.253)
• Прочитайте Исх.4.10–18. Как вы считаете, в чем была истинная причина отказа Моисея?
«Бог сказал ему: “Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?” И заверил в Своей помощи: “Итак пойди; и Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить”. Но Моисей продолжал умолять, чтобы Бог возложил эту ответственность на более подходящего человека. Вначале все эти отговорки объяснялись скромностью и неуверенностью, но после того как Господь обещал устранить все эти препятствия и в конце всего увенчать его миссию успехом, все дальнейшие уклонения и жалобы на неспособность говорили о недоверии к Богу». (Патриархи и пророки, с.254)
• Как вы думаете, почему Моисей согласился быть лидером народа Божия?
«Больше он не мог сопротивляться, ибо всякое основание для отговорок было устранено. Повеление Божье было дано Моисею, который считал себя робким, косноязычным и бесталанным. Его угнетало сознание своей неспособности быть устами Бога для Израиля. Но, приняв однажды на себя эту ответственность, он всем сердцем взялся за ее выполнение, полностью доверившись Богу. Величие этой работы пробудило в нем все лучшее. Бог благословил его готовность повиноваться Ему, и он стал красноречивым, исполненным надежды и самообладания, вполне подходящим для самого великого дела, которое когда-либо возлагалось на человека…» (Патриархи и пророки, с.255)
Четверг. Обрезание
• Прочитайте Исх.4.18–31. Что произошло по дороге в Египет?
«По дороге из Мадиамской земли Моисей получил потрясающее, грозное предупреждение о том, что Бог недоволен им. Он увидел ангела, который наступал на него с угрожающим видом, словно намереваясь убить его. Этому не было никакого объяснения, но Моисей вспомнил, что не выполнил одного требования Божьего. Уступив настояниям жены, он не исполнил над своим младшим сыном обряда обрезания. Он не выполнил условия, на основании которого его сын получал право на благословение Божьего завета с Израилем, и такое пренебрежение со стороны избранного вождя могло снизить значение Божественных установлений в глазах народа…» (Патриархи и пророки, с.255)
• Что предприняла Сепфора, чтобы избежать страшной участи?
«Сепфора, опасаясь, как бы ее муж не был убит, сама исполнила над сыном обряд, и тогда ангел позволил им продолжать путешествие. Моисей подвергался великой опасности, принимая на себя миссию явиться перед фараоном, и его жизнь могла быть сохранена только благодаря защите святых ангелов. Но, пренебрегая исполнением известной ему обязанности, он не был бы в безопасности, ибо ангелы не могли в таком случае охранять его». (Патриархи и пророки, с.255)
• Чему учит нас эта история с обрезанием детей Моисея?
«Во время скорби, как раз перед пришествием Христа, жизнь праведников будет сохранена благодаря небесным ангелам; но нарушители Закона Божьего лишатся их защиты. Ангелы не смогут тогда охранять тех, кто пренебрег хотя бы одним из Божественных предписаний». (Патриархи и пророки, с.256)
Заключение
«Вифлеемское Дитя, кроткий и смиренный Спаситель и есть Бог, “явившийся во плоти” (1Тим.3.16). Он говорит нам: “Я есмь пастырь добрый”; “Я — хлеб живый”; “Я есмь путь, истина и жизнь”; “дана Мне всякая власть на небе и на земле” (Иоан.10.11; Иоан.6.51; Иоан.14.6; Матф.28.18). Я есмь залог исполнения всех обетований. Я есмь. Не бойся. “С нами Бог” — это залог нашего освобождения от греха, заверение в том, что мы имеем силу повиноваться законам Неба». (Желание веков, с.24) https://svitok.icu