Жить по закону(Исход 21–23)© 2025, Bruce N. Cameron, J.D.— Комментарий доктора юридических наук Брюса Н. Камерона (Оригинал находится по ссылке: http://gobible.org/ ). Все библейские цитаты приводятся по Синодальному тексту (современная редакция), если не указан другой источник. В скобках даются возможные ответы. Просите Духа Святого направлять вас в изучении Библии.Введение: На юридическом факультете университета Риджента, где я преподаю, есть вводный курс под названием “Основы права”. Что поражает многих студентов, так это то, что большая часть американской правовой системы основывается на законе Божьем, особенно на правилах, данных Богом через Моисея. Вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-нибудь говорил: “Вы не можете узаконить мораль?” Это должно означать, что вы не можете изменить сердце человека с помощью внешнего давления. Неграмотные в библейском отношении люди могут понять, что это означает, что закон не должен отражать моральные принципы. Почти все законы отражают моральные принципы, вопрос в том, чья это мораль? Давайте углубимся в изучение Божьей морали и того, как она влияет на наши законы. Мы рассмотрим только некоторые из законов, данных Богом через Моисея.I. РабствоA. Прочитайте Исход 21:1-2. Первое правило, касающееся наших взаимоотношений с другими людьми, – это регулирование рабства! Вы шокированы тем, что Библия содержит правила, касающиеся рабства, а не просто запрещает его?1. Разве Бог только что не освободил евреев от рабства? Зачем им нужны рабы?2. О каких рабах здесь идет речь? (Еврейские рабы!)Б. Посмотрите еще раз на Исход 21:2. Если бы в Библии не использовался термин “раб”, как бы вы назвали это рабством? (Нет. Оно рассчитано на шесть лет и похоже скорее на аренду, чем на покупку).1. Похоже ли это на современный шестилетний трудовой контракт?В. Прочитайте Исход 21:3-6. Как вы можете стать вечным рабом?1. Можете ли вы представить, что решили стать вечным рабом в таких условиях? (Возможно, это потребует серьезных размышлений. Я думаю, что многие люди предпочли бы безопасность свободе).Г. Прочитайте Исход 21:27. Что это говорит нам о библейских правилах рабства? (Вы не могли бить своего раба. Если вы выбивали рабу зуб, раб становился свободным).Д. Прочитайте Исход 21:16. В стихах, которые мы рассмотрели, говорится о покупке или продаже раба. Кто занимается продажей? (Это не посторонние. В комментарии Дэвида Гузика говорится, что есть четыре способа, которыми еврей может стать рабом: 1) Человек может продать себя; 2) Отец может продать своих детей; 3) Банкротство может привести к тому, что вы станете рабом; и 4) Вор, неспособный выплатить компенсацию, может стать рабом).1. Похоже ли это на классическое рабство?2. Если человек покупает еврейского раба, то библейские правила регулируют эти отношения. Но если человек похищает другого человека, чтобы продать его в рабство, этот человек должен быть предан смерти. Так ли мы относимся к прошлому рабству? Считаете ли вы, что те, кто захватывал рабов и продавал их другим, были виновны в гораздо большем зле?а. Это современная торговля людьми?II. УбийствоА. Прочитайте Исход 21:12-13. Некоторые христиане выступают против смертной казни, потому что считают, что убийца может стать верующим. Что это говорит нам об этой точке зрения?1. Обратите внимание, что в стихе 13 содержится исключение из смертного приговора. Что это такое? (Такова современная юридическая концепция преднамеренности. Если смерть не была преднамеренной, а наступила в результате несчастного случая или аффекта, то убийца “может скрыться”).2. Куда может скрыться убийца? (Эти города называются “городами-убежищами”. Прочитайте Второзаконие 19:4-7. Убийца может скрыться в одном из этих трех городов и жить там).Б. Прочитайте от Матфея 5:21-22. Слова Иисуса кажутся труднообъяснимыми, поскольку в Притчах часто говорится о глупцах. Какой свет Второзаконие 19:4 проливает на заявление Иисуса? (Иисус осуждает стремление причинить вред другому человеку).III. Почитание родителейА. Прочитайте Исход 21:15 и Исход 21:17. Должно ли это быть законом сегодня? (Комментарий Дэвида Гузика предполагает, что это следует читать вместе с Исходом 21:12. Ребенок, убивший или покушавшийся на убийство своих родителей, должен умереть).Б. Прочитайте Второзаконие 21:18-21. Как это меняет правило, касающееся предания смерти детей? (Родители не имели права убивать своих детей, они должны были получить одобрение старейшин города. Гузик говорит, что смерть ребенка за бунтарство случается “редко, если вообще случается”).1. Зачем Богу такое правило? (Когда родители становятся пожилыми, они становятся уязвимыми для порочных детей. Семья важна для основ общества).IV. Имущественные преступленияА. Прочитайте Исход 22:1. Почему наказание зависит от того, “заколет или продаст” вор? (Это похоже на профессионального вора).Б. Прочитайте Исход 22:2-3. И снова у нас есть правило с исключением. При каких условиях вы можете убить вора, чтобы защитить свою собственность? (Когда темно).1. Почему это имеет значение? (При дневном свете вы можете лучше оценить угрозу для себя и своей семьи. Идея заключается в том, чтобы поощрять разумные действия).В. Прочитайте Исход 22:4. Это правило связано с правилом из Исхода 22:1. Наказание здесь ниже, но все же превышает стоимость украденного животного. Как вы думаете, какую цель преследует Бог, устанавливая эти правила? (Основное внимание уделяется жертве. Это сильно отличается от американского уголовного права. Теоретически, мы отправляем преступника в тюрьму, а жертва несет убытки. Более того, жертва платит налоги, чтобы прокормить преступника и предоставить ему кров! Согласно Божьему замыслу, жертва получала более чем достойную компенсацию, и это, а не тюрьма, было удерживающим от совершения преступлений фактором).1. Почему американское уголовное законодательство настолько не соответствует библейским нормам? (Теория американского уголовного права гласит, что преступление направлено против государства. Теория, лежащая в основе Десяти заповедей, заключается в том, что у нас есть обязательства перед Богом, но также и обязательства любить друг друга).Г. Прочитайте 2 Царств 12:4-7. Нафан рассказывает царю Давиду историю об украденном ягненке, и Давид говорит, что человек должен не только возместить ущерб, но его надо подвергнуть смертной казни. Нафан говорит о грехе Давида. Прочитайте Псалом 50:5. Как Давид смотрит на свой грех? (Он рассматривает его, как и американский закон, всего лишь как преступление против Бога).1. Прав ли Давид? (Нам нужно взглянуть на это с двух разных точек зрения. Давид говорит о грехе и суде. Когда речь заходит о наших грехах и суде, это вопрос только между Богом и грешником. Другая точка зрения касается возмещения ущерба. Бог заботится о том, чтобы мы возместили его сполна. Грех Давида сделал возмещение невозможным).V. Закон о субботеА. Прочитайте Исход 23:10-12. Тексты подтверждают четвертую из десяти заповедей, которая предписывает покоится в седьмой день. (см. Исход 20:8-11). Но это относится и к земле. Зачем земле нужен покой? (Оставление земли под паром соответствует современным методам ведения устойчивого сельского хозяйства. Одна интересная вещь, которую я узнал, заключается в том, что это также нарушает жизненный цикл вредителей и ход болезней некоторых культур).1. Что еще дает субботний отдых земле? (Он дает отдых животным, которых мы используем для выращивания сельскохозяйственных культур. Это позволяет беднякам и животным собирать то, что вырастает естественным образом на земле).2. Что это говорит нам о Боге и субботе? (Субботний покой – неотъемлемая часть Бога. Это часть Его общей системы улучшения жизни).VI. Завоевание ХанаанаА. Прочитайте Исход 23:20-22. Что является ключом к успеху в жизни? (Повиновение Богу. Если мы будем повиноваться, Он примет нашу сторону).Б. Прочитайте Исход 23:23-25 и Исход 23:27-28. Каков Божий план битвы для Своего народа, чтобы завоевать землю обетованную? (Ужас, смятение и шершни).1. Подумайте об этом. Это обычная война? (Возможно, психологический террор, но Бог выполняет тяжелую работу, используя даже насекомых для победы).В. Дорогой друг, что ты скажешь о правилах, которые Бог дал через Моисея? Убежден ли ты, что Бог желает тебе самого лучшего? Если да, то почему бы не попросить Святого Духа помочь тебе становиться все более и более послушным Богу?VII. На следующей неделе: Завет и Божественный образец.
Субботняя школа. Комментарии к уроку
Урок 9.
Жить по закону
(Исход 21–23)
© 2025, Bruce N. Cameron, J.D.— Комментарий доктора юридических наук Брюса Н. Камерона (Оригинал находится по ссылке: http://gobible.org/ ). Все библейские цитаты приводятся по Синодальному тексту (современная редакция), если не указан другой источник. В скобках даются возможные ответы. Просите Духа Святого направлять вас в изучении Библии.
Введение: На юридическом факультете университета Риджента, где я преподаю, есть вводный курс под названием “Основы права”. Что поражает многих студентов, так это то, что большая часть американской правовой системы основывается на законе Божьем, особенно на правилах, данных Богом через Моисея. Вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-нибудь говорил: “Вы не можете узаконить мораль?” Это должно означать, что вы не можете изменить сердце человека с помощью внешнего давления. Неграмотные в библейском отношении люди могут понять, что это означает, что закон не должен отражать моральные принципы. Почти все законы отражают моральные принципы, вопрос в том, чья это мораль? Давайте углубимся в изучение Божьей морали и того, как она влияет на наши законы. Мы рассмотрим только некоторые из законов, данных Богом через Моисея.
I. Рабство
A. Прочитайте Исход 21:1-2. Первое правило, касающееся наших взаимоотношений с другими людьми, – это регулирование рабства! Вы шокированы тем, что Библия содержит правила, касающиеся рабства, а не просто запрещает его?
1. Разве Бог только что не освободил евреев от рабства? Зачем им нужны рабы?
2. О каких рабах здесь идет речь? (Еврейские рабы!)
Б. Посмотрите еще раз на Исход 21:2. Если бы в Библии не использовался термин “раб”, как бы вы назвали это рабством? (Нет. Оно рассчитано на шесть лет и похоже скорее на аренду, чем на покупку).
1. Похоже ли это на современный шестилетний трудовой контракт?
В. Прочитайте Исход 21:3-6. Как вы можете стать вечным рабом?
1. Можете ли вы представить, что решили стать вечным рабом в таких условиях? (Возможно, это потребует серьезных размышлений. Я думаю, что многие люди предпочли бы безопасность свободе).
Г. Прочитайте Исход 21:27. Что это говорит нам о библейских правилах рабства? (Вы не могли бить своего раба. Если вы выбивали рабу зуб, раб становился свободным).
Д. Прочитайте Исход 21:16. В стихах, которые мы рассмотрели, говорится о покупке или продаже раба. Кто занимается продажей? (Это не посторонние. В комментарии Дэвида Гузика говорится, что есть четыре способа, которыми еврей может стать рабом: 1) Человек может продать себя; 2) Отец может продать своих детей; 3) Банкротство может привести к тому, что вы станете рабом; и 4) Вор, неспособный выплатить компенсацию, может стать рабом).
1. Похоже ли это на классическое рабство?
2. Если человек покупает еврейского раба, то библейские правила регулируют эти отношения. Но если человек похищает другого человека, чтобы продать его в рабство, этот человек должен быть предан смерти. Так ли мы относимся к прошлому рабству? Считаете ли вы, что те, кто захватывал рабов и продавал их другим, были виновны в гораздо большем зле?
а. Это современная торговля людьми?
II. Убийство
А. Прочитайте Исход 21:12-13. Некоторые христиане выступают против смертной казни, потому что считают, что убийца может стать верующим. Что это говорит нам об этой точке зрения?
1. Обратите внимание, что в стихе 13 содержится исключение из смертного приговора. Что это такое? (Такова современная юридическая концепция преднамеренности. Если смерть не была преднамеренной, а наступила в результате несчастного случая или аффекта, то убийца “может скрыться”).
2. Куда может скрыться убийца? (Эти города называются “городами-убежищами”. Прочитайте Второзаконие 19:4-7. Убийца может скрыться в одном из этих трех городов и жить там).
Б. Прочитайте от Матфея 5:21-22. Слова Иисуса кажутся труднообъяснимыми, поскольку в Притчах часто говорится о глупцах. Какой свет Второзаконие 19:4 проливает на заявление Иисуса? (Иисус осуждает стремление причинить вред другому человеку).
III. Почитание родителей
А. Прочитайте Исход 21:15 и Исход 21:17. Должно ли это быть законом сегодня? (Комментарий Дэвида Гузика предполагает, что это следует читать вместе с Исходом 21:12. Ребенок, убивший или покушавшийся на убийство своих родителей, должен умереть).
Б. Прочитайте Второзаконие 21:18-21. Как это меняет правило, касающееся предания смерти детей? (Родители не имели права убивать своих детей, они должны были получить одобрение старейшин города. Гузик говорит, что смерть ребенка за бунтарство случается “редко, если вообще случается”).
1. Зачем Богу такое правило? (Когда родители становятся пожилыми, они становятся уязвимыми для порочных детей. Семья важна для основ общества).
IV. Имущественные преступления
А. Прочитайте Исход 22:1. Почему наказание зависит от того, “заколет или продаст” вор? (Это похоже на профессионального вора).
Б. Прочитайте Исход 22:2-3. И снова у нас есть правило с исключением. При каких условиях вы можете убить вора, чтобы защитить свою собственность? (Когда темно).
1. Почему это имеет значение? (При дневном свете вы можете лучше оценить угрозу для себя и своей семьи. Идея заключается в том, чтобы поощрять разумные действия).
В. Прочитайте Исход 22:4. Это правило связано с правилом из Исхода 22:1. Наказание здесь ниже, но все же превышает стоимость украденного животного. Как вы думаете, какую цель преследует Бог, устанавливая эти правила? (Основное внимание уделяется жертве. Это сильно отличается от американского уголовного права. Теоретически, мы отправляем преступника в тюрьму, а жертва несет убытки. Более того, жертва платит налоги, чтобы прокормить преступника и предоставить ему кров! Согласно Божьему замыслу, жертва получала более чем достойную компенсацию, и это, а не тюрьма, было удерживающим от совершения преступлений фактором).
1. Почему американское уголовное законодательство настолько не соответствует библейским нормам? (Теория американского уголовного права гласит, что преступление направлено против государства. Теория, лежащая в основе Десяти заповедей, заключается в том, что у нас есть обязательства перед Богом, но также и обязательства любить друг друга).
Г. Прочитайте 2 Царств 12:4-7. Нафан рассказывает царю Давиду историю об украденном ягненке, и Давид говорит, что человек должен не только возместить ущерб, но его надо подвергнуть смертной казни. Нафан говорит о грехе Давида. Прочитайте Псалом 50:5. Как Давид смотрит на свой грех? (Он рассматривает его, как и американский закон, всего лишь как преступление против Бога).
1. Прав ли Давид? (Нам нужно взглянуть на это с двух разных точек зрения. Давид говорит о грехе и суде. Когда речь заходит о наших грехах и суде, это вопрос только между Богом и грешником. Другая точка зрения касается возмещения ущерба. Бог заботится о том, чтобы мы возместили его сполна. Грех Давида сделал возмещение невозможным).
V. Закон о субботе
А. Прочитайте Исход 23:10-12. Тексты подтверждают четвертую из десяти заповедей, которая предписывает покоится в седьмой день. (см. Исход 20:8-11). Но это относится и к земле. Зачем земле нужен покой? (Оставление земли под паром соответствует современным методам ведения устойчивого сельского хозяйства. Одна интересная вещь, которую я узнал, заключается в том, что это также нарушает жизненный цикл вредителей и ход болезней некоторых культур).
1. Что еще дает субботний отдых земле? (Он дает отдых животным, которых мы используем для выращивания сельскохозяйственных культур. Это позволяет беднякам и животным собирать то, что вырастает естественным образом на земле).
2. Что это говорит нам о Боге и субботе? (Субботний покой – неотъемлемая часть Бога. Это часть Его общей системы улучшения жизни).
VI. Завоевание Ханаана
А. Прочитайте Исход 23:20-22. Что является ключом к успеху в жизни? (Повиновение Богу. Если мы будем повиноваться, Он примет нашу сторону).
Б. Прочитайте Исход 23:23-25 и Исход 23:27-28. Каков Божий план битвы для Своего народа, чтобы завоевать землю обетованную? (Ужас, смятение и шершни).
1. Подумайте об этом. Это обычная война? (Возможно, психологический террор, но Бог выполняет тяжелую работу, используя даже насекомых для победы).
В. Дорогой друг, что ты скажешь о правилах, которые Бог дал через Моисея? Убежден ли ты, что Бог желает тебе самого лучшего? Если да, то почему бы не попросить Святого Духа помочь тебе становиться все более и более послушным Богу?
VII. На следующей неделе: Завет и Божественный образец.