Урок субботней школы № 10. Завет и Божественный образец Памятный стих: «И пришел Моисей, и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем» (Исх.24.3). Ледокол: 1. Как вы планируете обустройство собственного дома? Что берёте за образец? 2. Вспомните ситуацию, когда вы что-нибудь обещали, а потом не смогли исполнить? 3. Как отвечают дети на просьбу родителей что-то сделать? Всегда ли выполняют свои обещания? Воскресенье + понедельник. Видеть Бога 1. Исх.24.1-8. Какие важные элементы включали ратификацию завета любви между Богом и Его народом? - устное изложение Моисеем слов и законов Господа; - написание Моисеем Книги завета; - строительство жертвенника; - установка двенадцати камней, согласно двенадцати коленам Израиля; - всесожжение и мирные жертвы; - половиной жертвенной крови Моисей окропил жертвенник; - чтение Моисеем Книги завета; - утвердительные ответы людей; - второй половиной жертвенной крови Моисей окропил народ; - речь Моисея: «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих». (ст.8) 2. Исх.24.3, 7-8. Какую роль играют среди этих элементов чтение Слова Божия и окропление кровью? а) особое внимание Господь уделяет людям, построению личных отношений с ними, потому что Он – Бог отношений; б) чтобы правильно понимать все законы и наставления Бога Моисей сначала пересказал народу все слова Господни (ст.3), а затем, записав их в Книгу, прочитал их народу (ст.7). 3. Что означало окропление Книги завета и народа кровью? а) Только благодаря заслугам Христа Израиль мог исполнять наставления Божии. Ведь только кровь Христа может приводить нас к искреннему покаянию. 4. Исх.24:9–18. Почему недостаточно было, чтобы на гору снова поднялся только Моисей, а были ещё приглашены священники и старейшины? а) Ответственность не только на руководителе, но и на каждом главе семьи, на каждом человеке, ведь в итоге каждый человек делает свой выбор. 5. Что особенного в том, что Бог пригласил Моисея со старейшинами на гору Синай? а) через Свое близкое присутствие Господь хотел полнее открыть Себя; б) они увидели Бога на расстоянии, а затем ели и пили (ст.11); в) совместная трапеза была ещё одной формой заключения завета, поэтому это была пища завета; г) празднуя Вечерю Господню, верующие также устанавливают тесную связь с Богом и со своими братьями и сестрами. 6. Что именно увидели старейшины на горе Синай, и как это согласуется с тем, что человек не может увидеть лицо Бога и остаться живым, согласно Исх.33:20? а) Моисей и старейшины поднялись на гору Синай и "видели [место стояния] Бога Израилева", а затем ели и пили; б) Это может означать, что они видели проявление Божьей славы или присутствия, а не непосредственно Его лицо во всей полноте; в) После пребывания с Богом на горе Синай лицо Моисея сияло, и это видели израильтяне, свидетельствующие о физических изменениях после пребывания в присутствии Бога. 7. Почему такой исключительный духовный опыт как "видеть Бога", не защитил Надава, Авиуда и старейшин от греха и не гарантировал им вход в Обетованную землю? Чему это учит нас сегодня? а) Быть в близких отношениях с Богом сегодня не предостерегает от падения в будущем. Пребывание с Богом должно стать ежедневным вдохновляющим опытом. На практике это означает: - изучать Божье Слово (Господь говорит нам), - молиться (открывать Ему свои сердца), - свидетельствовать другим о смерти, воскресении и Втором пришествии Христа (участвовать в Божьей миссии). б) этот опыт даёт человеку благодать, особую Божью любовь, силу, чтобы преобразить человека. И критерием этого преобразования становится новая жизнь. А видимым проявлением этой новой жизни становятся изменения характера и жизни в соответствии с законом Божиим. 8. Пс.14.1-2: “Господи, кто может перебывать в жилище Твоём? Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём” Вторник Сила повиноваться 1. Иез.36:26–28. Что Бог обещает сделать? а) Дать новое сердце б) Дать новый дух в) Сделать нас способными ходить в Его постановлениях. г) Поселить Свой народ в земле, которую обещал 2. Какое обещание дал народ перед Богом у Синая? а) Израильтяне трижды заявляли о своей готовности к послушанию (Исх.19:8; 24:3,7): «Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» 3. Если народ Божий на слова Господа трижды ответил: «Всё, что сказал Господь, сделаем», почему скоро они забыли своё обещание? (Исх.19.8; 24.3,7) а) самоуверенность народа, поверхностное понимание силы греха и собственной греховной природы приводит к неспособности признать потребность в Божьей помощи; б) наша человеческая природа слаба и грешна, мы склонны ко злу; в) увидев славу Господню народ, испугавшись, готов был пообещать все, только чтобы их не коснулся гнев Божий; г) нам необходимо ежедневно получать помощь свыше, от силы Божьей благодати, от Слова Божия и Святого Духа. 4. Испытывали ли вы неудачу, дав обещание выполнять все, о чём говорил Господь? 5. Если Бог обещает дать силу для послушания, тогда почему мы так часто, как народ у Синая, остаёмся непослушными? а) 2Кор.12:10: «Когда я немощен, тогда силен» - Павел пишет, что сила приходит от Бога, когда мы признаём свою слабость. б) Флп.2:13: «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» - послушание – это не просто наша заслуга, но дар Божий. в) послушание возможно только тогда, когда Бог изменяет сердце, очищает нас и ведет нас Своим Духом. 6. Как проявляется готовность к послушанию нашей жизни? - благодаря открытости к Слову Божию. - через молитву и доверие Богу в наших немощах - через ежедневное обновление сердца Духом Святым - через покорность, даже когда тяжело 7. Пс.50:12 “Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня” Среда + Четверг. Посреди Своего народа 1. Исх.25:8. Чьей инициативой было строительство Святилища в израильском стане? а) Бог повелел Моисею, чтобы он построил Святилище; б) также Бог дал подробный план скинии. 2. Какие материалы израильтяне должны были принести на строительство Скинии? (Исх.25:3–6) а) Народ должен был пожертвовать драгоценные вещи: золото, серебро, бронзу, дерево ситтим, шерстяные ткани, оливковое масло, благовония. Это было добровольное приношение. Какой здесь урок для нас? (Отдавать Богу самое лучшее) 3. Если Бог «не в рукотворных храмах живёт» (Деян.17:24), то почему Он повелел построить скинию? Какую роль играла Скиния в отношениях между Богом и израильским народом (Исх.25:8)? а) На Синае Бог явил Свою величественную славу, стремясь к личной близости с народом, подобной отношениям с Патриархами. б) Однако эта близость в глазах израильтян выглядела как "огонь поядающий " (Исх.24:17) и вызывала у людей не доверие, а парализующий страх; в) Вместо того, чтобы удалиться из-за страха народа, Бог милостиво предложил решение. Он приказал построить Святилище, чтобы "пребывать среди них" (Исх.25:8) - это был Его способ сократить дистанцию и сделать Свое присутствие безопасным и доступным для людей. 4. Если Бог есть Вездесущий, то почему нужно было иметь конкретное место Его присутствия? а) Народ нуждался в видимом напоминании о Божьей святости и Его законе. Святилище становилось местом встречи между Богом и людьми. (1Цар.8:27; Исх.25:22) б) Святилище не ограничивало присутствие Бога, а было наглядным признаком Его близости. Оно помогало людям понимать План спасения и указывало на будущее служение Христа. (Исх.25:8; Евр. 8:5). 5. Что символизировала разорвавшаяся завеса в храме во время смерти Христа? (Матф.27:51; Марк.15:38; Евр.10:19–20) а) Об Иисусе Христе написано: «Слово стало плотью и обитало с нами» (Иоан.1:14). На греческом языке это буквально означает, что «Он поселился (в скинии) у нас». Как в Ветхом Завете Бог был среди Израиля через скинию, так в Новом Завете Христос Сам стал «скинией» – видимым присутствием Бога среди людей. б) Земная скиния выполняла решающую функцию вплоть до смерти Иисуса и до времени Его служения в Небесной скинии, что сделало земную скинию недействительной. в) Разорванная завеса указывала на завершение этого периода; г) Теперь доступ к Богу стал открытым через Иисуса. 6. Что означает для вас сегодня то, что Бог хотел «поселиться среди Своего народа»? а) Это напоминание, что Господь хочет присутствовать в жизни каждого человека. Христос «обитал с нами» (Иоан.1:14), и через Святого Духа Он продолжает жить в сердцах верующих. (Иоан.1:14; Откр.21:3) 7. Как пример Веселиила и Аголиава учит нас использовать дары Святого Духа? а) Бог дает таланты и способности не для собственной славы, а для служения. Участие каждого члена общества важно для строительства Божьего дела. (Исх.31:3–6; 1Кор.12:4–7) 8. Какое значение имеет суббота как символ освящения в духовной жизни верующего? а) Суббота – это не только день отдыха, но знак Божьей власти: Он есть Творец, Искупитель и Освящающий. Она учит нас возрастать до полноты Его характера. (Исх.31:13; Иез.20:12; Быт.2:2–3; Втор.5:15) б) Суббота – это скиния (храм) во времени. Господь особым образом поселяется среди нас в этот день. в) "Суббота является символом силы Христа, освящающей нас" (Э.Уайт, ЖВ, с.288) г) "Суббота - это покой от попыток спасти себя своими силами" (Моррис Венден) 9. Иоан.1:14 «И Слово стало плотью, и пребывало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» ВЫВОДЫ: Господь хотел быть со Своими детьми и жить среди них как их Бог, Творец и Искупитель. Он создал нас, чтобы мы были в тесном общении с Ним. Скиния была Его земным местом обитания, потому что Он хотел продемонстрировать израильтянам Свое реальное ощутимое присутствие, подчеркивая: они не одиноки, не покинуты и не оставлены, ведь Он заботится о них. https://svitok.icu
Субботняя школа. Комментарии к уроку
Проданюк Василий.
Урок субботней школы № 10. Завет и Божественный образец
Памятный стих:
«И пришел Моисей, и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем» (Исх.24.3).
Ледокол:
1. Как вы планируете обустройство собственного дома? Что берёте за образец?
2. Вспомните ситуацию, когда вы что-нибудь обещали, а потом не смогли исполнить?
3. Как отвечают дети на просьбу родителей что-то сделать? Всегда ли выполняют свои обещания?
Воскресенье + понедельник. Видеть Бога
1. Исх.24.1-8. Какие важные элементы включали ратификацию завета любви между Богом и Его народом?
- устное изложение Моисеем слов и законов Господа;
- написание Моисеем Книги завета;
- строительство жертвенника;
- установка двенадцати камней, согласно двенадцати коленам Израиля;
- всесожжение и мирные жертвы;
- половиной жертвенной крови Моисей окропил жертвенник;
- чтение Моисеем Книги завета;
- утвердительные ответы людей;
- второй половиной жертвенной крови Моисей окропил народ;
- речь Моисея: «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих». (ст.8)
2. Исх.24.3, 7-8. Какую роль играют среди этих элементов чтение Слова Божия и окропление кровью?
а) особое внимание Господь уделяет людям, построению личных отношений с ними, потому что Он – Бог отношений;
б) чтобы правильно понимать все законы и наставления Бога Моисей сначала пересказал народу все слова Господни (ст.3), а затем, записав их в Книгу, прочитал их народу (ст.7).
3. Что означало окропление Книги завета и народа кровью?
а) Только благодаря заслугам Христа Израиль мог исполнять наставления Божии. Ведь только кровь Христа может приводить нас к искреннему покаянию.
4. Исх.24:9–18. Почему недостаточно было, чтобы на гору снова поднялся только Моисей, а были ещё приглашены священники и старейшины?
а) Ответственность не только на руководителе, но и на каждом главе семьи, на каждом человеке, ведь в итоге каждый человек делает свой выбор.
5. Что особенного в том, что Бог пригласил Моисея со старейшинами на гору Синай?
а) через Свое близкое присутствие Господь хотел полнее открыть Себя;
б) они увидели Бога на расстоянии, а затем ели и пили (ст.11);
в) совместная трапеза была ещё одной формой заключения завета, поэтому это была пища завета;
г) празднуя Вечерю Господню, верующие также устанавливают тесную связь с Богом и со своими братьями и сестрами.
6. Что именно увидели старейшины на горе Синай, и как это согласуется с тем, что человек не может увидеть лицо Бога и остаться живым, согласно Исх.33:20?
а) Моисей и старейшины поднялись на гору Синай и "видели [место стояния] Бога Израилева", а затем ели и пили;
б) Это может означать, что они видели проявление Божьей славы или присутствия, а не непосредственно Его лицо во всей полноте;
в) После пребывания с Богом на горе Синай лицо Моисея сияло, и это видели израильтяне, свидетельствующие о физических изменениях после пребывания в присутствии Бога.
7. Почему такой исключительный духовный опыт как "видеть Бога", не защитил Надава, Авиуда и старейшин от греха и не гарантировал им вход в Обетованную землю? Чему это учит нас сегодня?
а) Быть в близких отношениях с Богом сегодня не предостерегает от падения в будущем. Пребывание с Богом должно стать ежедневным вдохновляющим опытом. На практике это означает:
- изучать Божье Слово (Господь говорит нам),
- молиться (открывать Ему свои сердца),
- свидетельствовать другим о смерти, воскресении и Втором пришествии Христа (участвовать в Божьей миссии).
б) этот опыт даёт человеку благодать, особую Божью любовь, силу, чтобы преобразить человека. И критерием этого преобразования становится новая жизнь. А видимым проявлением этой новой жизни становятся изменения характера и жизни в соответствии с законом Божиим.
8. Пс.14.1-2: “Господи, кто может перебывать в жилище Твоём? Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём”
Вторник Сила повиноваться
1. Иез.36:26–28. Что Бог обещает сделать?
а) Дать новое сердце
б) Дать новый дух
в) Сделать нас способными ходить в Его постановлениях.
г) Поселить Свой народ в земле, которую обещал
2. Какое обещание дал народ перед Богом у Синая?
а) Израильтяне трижды заявляли о своей готовности к послушанию (Исх.19:8; 24:3,7): «Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны»
3. Если народ Божий на слова Господа трижды ответил: «Всё, что сказал Господь, сделаем», почему скоро они забыли своё обещание? (Исх.19.8; 24.3,7)
а) самоуверенность народа, поверхностное понимание силы греха и собственной греховной природы приводит к неспособности признать потребность в Божьей помощи;
б) наша человеческая природа слаба и грешна, мы склонны ко злу;
в) увидев славу Господню народ, испугавшись, готов был пообещать все, только чтобы их не коснулся гнев Божий;
г) нам необходимо ежедневно получать помощь свыше, от силы Божьей благодати, от Слова Божия и Святого Духа.
4. Испытывали ли вы неудачу, дав обещание выполнять все, о чём говорил Господь?
5. Если Бог обещает дать силу для послушания, тогда почему мы так часто, как народ у Синая, остаёмся непослушными?
а) 2Кор.12:10: «Когда я немощен, тогда силен» - Павел пишет, что сила приходит от Бога, когда мы признаём свою слабость.
б) Флп.2:13: «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» - послушание – это не просто наша заслуга, но дар Божий.
в) послушание возможно только тогда, когда Бог изменяет сердце, очищает нас и ведет нас Своим Духом.
6. Как проявляется готовность к послушанию нашей жизни?
- благодаря открытости к Слову Божию.
- через молитву и доверие Богу в наших немощах
- через ежедневное обновление сердца Духом Святым
- через покорность, даже когда тяжело
7. Пс.50:12 “Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня”
Среда + Четверг. Посреди Своего народа
1. Исх.25:8. Чьей инициативой было строительство Святилища в израильском стане?
а) Бог повелел Моисею, чтобы он построил Святилище;
б) также Бог дал подробный план скинии.
2. Какие материалы израильтяне должны были принести на строительство Скинии? (Исх.25:3–6)
а) Народ должен был пожертвовать драгоценные вещи: золото, серебро, бронзу, дерево ситтим, шерстяные ткани, оливковое масло, благовония. Это было добровольное приношение.
Какой здесь урок для нас? (Отдавать Богу самое лучшее)
3. Если Бог «не в рукотворных храмах живёт» (Деян.17:24), то почему Он повелел построить скинию? Какую роль играла Скиния в отношениях между Богом и израильским народом (Исх.25:8)?
а) На Синае Бог явил Свою величественную славу, стремясь к личной близости с народом, подобной отношениям с Патриархами.
б) Однако эта близость в глазах израильтян выглядела как "огонь поядающий " (Исх.24:17) и вызывала у людей не доверие, а парализующий страх;
в) Вместо того, чтобы удалиться из-за страха народа, Бог милостиво предложил решение. Он приказал построить Святилище, чтобы "пребывать среди них" (Исх.25:8) - это был Его способ сократить дистанцию и сделать Свое присутствие безопасным и доступным для людей.
4. Если Бог есть Вездесущий, то почему нужно было иметь конкретное место Его присутствия?
а) Народ нуждался в видимом напоминании о Божьей святости и Его законе. Святилище становилось местом встречи между Богом и людьми. (1Цар.8:27; Исх.25:22)
б) Святилище не ограничивало присутствие Бога, а было наглядным признаком Его близости. Оно помогало людям понимать План спасения и указывало на будущее служение Христа. (Исх.25:8; Евр. 8:5).
5. Что символизировала разорвавшаяся завеса в храме во время смерти Христа? (Матф.27:51; Марк.15:38; Евр.10:19–20)
а) Об Иисусе Христе написано: «Слово стало плотью и обитало с нами» (Иоан.1:14). На греческом языке это буквально означает, что «Он поселился (в скинии) у нас». Как в Ветхом Завете Бог был среди Израиля через скинию, так в Новом Завете Христос Сам стал «скинией» – видимым присутствием Бога среди людей.
б) Земная скиния выполняла решающую функцию вплоть до смерти Иисуса и до времени Его служения в Небесной скинии, что сделало земную скинию недействительной.
в) Разорванная завеса указывала на завершение этого периода;
г) Теперь доступ к Богу стал открытым через Иисуса.
6. Что означает для вас сегодня то, что Бог хотел «поселиться среди Своего народа»?
а) Это напоминание, что Господь хочет присутствовать в жизни каждого человека. Христос «обитал с нами» (Иоан.1:14), и через Святого Духа Он продолжает жить в сердцах верующих. (Иоан.1:14; Откр.21:3)
7. Как пример Веселиила и Аголиава учит нас использовать дары Святого Духа?
а) Бог дает таланты и способности не для собственной славы, а для служения.
Участие каждого члена общества важно для строительства Божьего дела. (Исх.31:3–6; 1Кор.12:4–7)
8. Какое значение имеет суббота как символ освящения в духовной жизни верующего?
а) Суббота – это не только день отдыха, но знак Божьей власти: Он есть Творец, Искупитель и Освящающий. Она учит нас возрастать до полноты Его характера. (Исх.31:13; Иез.20:12; Быт.2:2–3; Втор.5:15)
б) Суббота – это скиния (храм) во времени. Господь особым образом поселяется среди нас в этот день.
в) "Суббота является символом силы Христа, освящающей нас" (Э.Уайт, ЖВ, с.288)
г) "Суббота - это покой от попыток спасти себя своими силами" (Моррис Венден)
9. Иоан.1:14 «И Слово стало плотью, и пребывало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца»
ВЫВОДЫ:
Господь хотел быть со Своими детьми и жить среди них как их Бог, Творец и Искупитель. Он создал нас, чтобы мы были в тесном общении с Ним. Скиния была Его земным местом обитания, потому что Он хотел продемонстрировать израильтянам Свое реальное ощутимое присутствие, подчеркивая: они не одиноки, не покинуты и не оставлены, ведь Он заботится о них. https://svitok.icu