Урок 7 Иисус и нуждающиеся 10 – 16 августа 2019 г.
Памятный стих: «Дух Господень на Мне: ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк.4:18-19). Песнь Марии 1. Что сделал грех с людьми, исходя из Лк.4:18-19? 2. Евр.1:1,2; Ин.10:30 – для чего Христос пришел на землю? Сатана всеми силами пытался скрыть от людей правду о Боге. Иисус пришел на землю в том числе и для того, чтобы показать нам, каков Бог. Он открыл людям Бога через Свое учение, жертву, жизнь и Свое отношение к простым людям. Его дела оказывали преобразующее влияние на людей. 3. Лк.1:46-55 – как эти тексты отражают миссию Христа? За что Мария воздает хвалу Богу? Почему, поклоняясь Богу и восхваляя Его, мы не должны быть сосредоточены исключительно на себе? «Тогда Мария сказала: «Превозносит душа моя Господа, и дух мой ликует и радуется Богу, Спасителю моему, ибо Он удостоил вниманием рабу Свою, такую ничтожную. И отныне все поколения людей будут называть меня блаженной, ибо великое совершил для меня Сильный. Свято имя Его, и милость Его — из рода в род к почитающим Его. Явил Он мощь руки Своей, рассеял возомнивших о себе гордецов, свергнул сильных с престолов их и возвысил униженных. Голодающих Он насытил благами, а богатых отослал ни с чем. 0н пришел на помощь Израилю, слуге Своему, не забыв о милости, — как и обещал праотцам нашим, — о вечной милости к Аврааму и потомкам его» (Лк.1:46-55, ИПБ). Мария воздает Богу хвалу не только за то, что касается непосредственно ее («Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его»; Лк.1:49), но и за Божью заботу об Израиле в целом. Марию переполняет чувство удивления и благодарности Богу. Очевидно, она видела Его действие в собственной жизни, но также была хорошо осведомлена об исполнении на различных уровнях Божьего замысла в отношении ее народа и человечества в целом. В понимании Марии Бог не только могущественен и достоин хвалы, Он также милосерден и с особой заботой относится к смиренным, угнетенным и бедным. 4. Для самоанализа. Видите ли вы действие Бога в своей жизни? Замечаете ли исполнение Божьего замысла в отношении человечества? Величит ли ваша душа Господа? 5. Какие параллели можно провести между песнями Марии (Лк.1:46-55) и Анны (1 Цар.2:1-10)? Мария восхваляет Господа в песне (Лк.1:46-55), строки которой вторят ветхозаветным обетованиям. Эта песнь выражает полное подчинение Марии Божьей воле, ее понимание Священного Писания и благодарность за ее Спасителя. Песнь Марии, подобно песне Анны (1 Цар.2:1-10), открывает Бога, Который спасает угнетенных и насыщает голодных. Кроме того, песня также иллюстрирует смиренное осознание Марией ее возвышенной роли Божьей избранницы. Миссия Иисуса 1. Как пророчество, записанное в Ис.61:1-2, исполнилось в земной жизни и служении Иисуса Христа? Ср. с Лк.4:16-21. Кто находится в центре внимания Христа? Пророчество Исаии должно было объяснить настоящие и будущие действия Христа. Бедные, уязвленные и угнетенные находятся в центре Благой вести, которую принес для них Иисус. Стихи из Ис.61:1-2 Христос принял как Свое программное заявление. Его служение и миссия должны были стать одновременно духовными и практическими. Для Христа и Его учеников практическая забота о людях была неотъемлемой частью духовной заботы. Спаситель указывает на Свою миссию помощи бедным и угнетенным как на исполнение пророчества в Ис.61. 2. Мф.1:22; Мф.2:15; Мф.2:23; Мф.4:14; Мф.8:17; Мф.12:17; Мф.13:35; Мф.21:4; Ин.12:38 – почему, повествуя о Христе, авторы Евангелия часто цитировали ветхозаветных пророков? Повествуя о жизни Христа, авторы Евангелия часто использовали язык ветхозаветных пророков, чтобы объяснить Его поступки. Таким образом, жизнь Иисуса соответствовала образу жизни этих пророков, включая их сострадание к бедным и угнетенным. Однако религиозные вожди восприняли Иисуса Христа как угрозу. Они арестовали Иисуса, несправедливо осудили Его и распяли. Бог в лице Иисуса Христа испытал на Себе несправедливость, и смерть Христа явила весь ужас этого зла. Но Своим воскресением Господь одержал славную победу, даруя нам жизнь, благость и спасение. Большинство людей, включая Иоанна Крестителя, неправильно понимали истинный характер служения Христа, хотя в Священном Писании это было открыто. 3. Мф.10:7,8 – какое поручение дал Христос Своим ученикам? Ученикам надлежало про возглашать весть о том, что «приблизилось Царство Небесное» (Мф.10:7), а также исполнять последующее указание Христа: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте: даром получили, даром давайте» (Мф.10:8). Их служение во имя Христа было отражением и воплощением ценностей и принципов Его служения и Царства, в которое Иисус приглашал людей. Ученики также должны были присоединиться к Иисусу в выполнении Его миссии, поднимая упавших, наименьших и заблудших. Иисус исцеляет 1. Мф.9:2-7; Ин.5:14 – какая важная истина открыта нам через эти исцеления, совершенные Иисусом? Ср. с 1 Фес.5:23. «Врачу нужно научить своих пациентов сотрудничать с Богом в деле выздоровления. Врачи убеждаются все в большей мере, что болезни являются результатом греха. Они знают, что законы природы, так же, как и заповеди Десятисловия, божественны и что, только повинуясь им, можно восстановить и сохранить здоровье. Каждый врач видит, как страдают люди от последствий вредных привычек; здоровье таким людям можно вернуть, если они со своей стороны будут делать для этого все от них зависящее. Их нужно научить, что каждая привычка, разрушающая физические, умственные или духовные силы, является грехом, и что здоровье можно сохранить, лишь подчиняясь Божьим законам, которые Он установил для блага всего человечества Когда врач видит пациента, страдающего от болезни, которая вызвана неправильным питанием, употреблением алкоголя или иными нездоровыми привычками, но не считает необходимым сказать ему об этом, он наносит своему подопечному большой вред. Алкоголики, больные, страдающие маниакальным синдромом, все, предавшиеся распущенности и безнравственности, взывают к врачу, чтобы он четко и ясно объявил им, что их страдание является результатом греха. Необходимо, чтобы те, кто понимает жизненные принципы, изо всех сил стремились противодействовать причинам, вызывающим болезни. Видя бесконечную борьбу с болью, постоянно трудясь над тем, чтобы облегчить страдания, как может врач оставаться спокойным и равнодушным? Является ли он по-настоящему благожелательным и милосердным, если он не учит строгому воздержанию как средству исцеления от болезни? Всем должно быть ясно: путь заповедей Божьих — это путь жизни. Бог установил законы природы, но Его законы — не деспотические требования. Каждое “ты не должен”, каждый запрет, относится ли это к физическому или нравственному закону, содержит в себе обетование. Если мы повинуемся закону, благословение будет сопутствовать каждому нашему шагу. Бог никогда не принуждает нас поступать верно, но Он ищет возможность уберечь нас от зла и указывает путь к добру. Необходимо обратить внимание людей на законы, которым был научен Израиль. Бог дал людям определенные установления, касающиеся их образа жизни. Он открыл им законы, исполнение которых обеспечивало их физическое и духовное благополучие; если будешь послушен, заверял Он Свой народ, “отдалит от тебя Господь всякую немощь” (Втор. 7:15). “Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня”, “потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его” (Втор. 32:46; Притч. 4:22) » (Э. Уайт «Служение исцеления, гл. 7 «Совместный труд Бога и человека»). 2. Иисус делал нечто большее, чем просто исцелял больных. Мк.5:34; Лк.7:50; Лк.17:19; Лк.18:42 – что являлось главной целью Христа? Как и предсказал Исаия, Иисус исцелял слепых, хромых и освобождал тех, кто находился в многолетнем плену болезней и страданий. Также Христос изгонял демонов, овладевавших разумом и телами людей, и даже воскрешал мертвых. Совершая чудеса исцеления, Иисус выражал Свое сострадание (Мф.14:14). Иисус чувствовал боль этих людей и делал все, что было в Его силах, чтобы помочь им и исцелить их. Но во всех случаях чудеса исцеления не были самоцелью, а совершались с целью привести людей к вечной жизни (Ин.17:3), даровав им спасение. 3. Ин.5:5-7 – на чем был сосредоточен больной, с которым заговорил Иисус? Что препятствовало его исцелению? Ср. с 4 Цар.5:9-11. Иисус видит мужчину, который был инвалидом в течение 38 лет. Господь спрашивает его: «Хочешь ли быть здоров?» Казалось бы, ответ очевиден: «Да, я хочу быть здоровым!» Вместо этого мужчина сосредотачивается на препятствиях: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин.5:7). Он имел свое представление о том, как, по его мнению, должно произойти исцеление. 4. На чем вы сосредотачиваете свое внимание, сталкиваясь с препятствием? На препятствии или благодати, дарованной для его преодоления? В чем опасность сосредоточивании внимания на препятствии, а не на Христе? Ср. с Мф.14:29,30. Зацикленность на препятствиях заставит вас поверить в то, что вы ничего не сможете сделать со своим положением. Если вы не контролируете обстоятельства, то можете стать жертвами этих обстоятельств. Но у вас есть выбор, как на них реагировать. Не позволяйте духу жертвы обстоятельств контролировать вашу жизнь или ваш выбор. Роль жертвы делает нашу личность недееспособной, превращая раненых в инвалидов. Нам необходимо перевести взгляд от проблемы к решению. Иисус предлагает человеку мгновенное решение: «Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин.5:8-9). 5. Какой урок мы можем извлечь для себя, изучая истории исцеления, совершенные Христом? «Грех отлучил нас от жизни с Богом. Наши души парализованы. Своими силами мы не более способны жить благочестивой жизнью, чем обессилевший человек способен ходить. Многие осознают свою беспомощность, они страстно желают той духовной жизни, которая принесет им гармонию с Богом, и стремятся обрести ее. Но напрасно. Они восклицают в отчаянии: “Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?” (Рим. 7:24). Но выход есть. Пусть эти унылые, изнуренные борьбой люди поднимут вверх свои взоры. Спаситель склоняется над тем, кого Он купил ценой Своей крови, и спрашивает с невыразимой нежностью и жалостью: “Хочешь ли быть здоров?” Он повелевает вам встать здоровыми и идти с миром в душе. Не ждите, пока вы почувствуете свое выздоровление. Поверьте слову Спасителя. Полностью подчините свою волю Христу. Пожелайте служить Ему и, поступая по слову Его, вы обретете силу. Какими бы дурными ни были ваши привычки, какими бы порочными ни были ваши пристрастия, которые из-за потворства им пленяют и душу, и тело, Христос силен и страстно желает избавить вас. Он даст жизнь душам, “мертвым по преступлениям” (Еф. 2:1). Он освободит узников от слабостей, бед, неудач и цепей греха. Сознание греховности отравило источники жизни. Но Христос говорит: “Я возьму ваши грехи; Я дам вам мир. Я купил вас Своей кровью. Вы — Мои. Милость Моя укрепит вашу ослабленную волю. Я избавлю вас от угрызений совести за сделанные грехи”. Когда искушения наваливаются на вас, когда заботы и затруднения окружают вас со всех сторон, когда, подавленные и лишенные мужества, вы готовы уступить отчаянию, возведите свои глаза к Иисусу, и тогда тьма, сгустившаяся вокруг вас, будет рассеяна ярким сиянием Его присутствия. Когда грех борется за то, чтобы овладеть вашей душой, и отягощает вашу совесть, обратитесь к Спасителю. Его благодать способна победить грех. Пусть ваше исполненное благодарности, трепещущее от неуверенности сердце обратится к Нему. Пусть надежда, которую вы почувствовали, укажет вам путь. Иисус желает принять вас в Свою семью. Его сила избавит вас от вашей слабости; Он поведет вас шаг за шагом. Дайте Ему руку и позвольте Ему руководить вами. Никогда не думайте, что Христос находится далеко. Он всегда рядом. Атмосфера Его любви окружает вас. Ищите Его, ибо Он есть Тот, Кто желает, чтобы вы Его нашли. Он желает, чтобы вы не только дотронулись до Его одежд, но и шли рядом с Ним в постоянном общении» (Э. Уайт «Служение исцеления, гл.5 «Исцеление души»). Очищение храма 1. Почему Иисус начинает (Ин.2:11-17) и заканчивает (Мк.11:15-19) Свое земное служение с очищения храма? Истинное поклонение заменили продажей жертвенных животных. Бойкая торговля в храме жертвенными животными никак не представляла собой заместительную жертву Христа за грехи всего мира! «Когда Господь сошел на гору Синай, Он освятил ее Своим присутствием. Моисею было велено установить вокруг горы границу и освятить ее. Господь предупредил: "Берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых" (Исх. 19:12,13). Тем самым был преподан урок: место, где людям является Бог, свято. Территория Божьего храма должна почитаться священной. Но в погоне за наживой это как-то забылось. Священники и правители призваны стать представителями Божьими в народе; в их обязанности входило пресекать непочтительное поведение во дворе храма и быть для других примером благонравия и милосердия. Не стремиться к наживе они должны были, а заботиться о потребностях верующих, пришедших поклониться Богу, и помогать тем, кто не в состоянии купить требуемые жертвы. Но они этого не делали. Алчность ожесточила их сердца. На этот праздник в Иерусалим стекались немощные, бедняки и падшие духом. Сюда брели слепые, хромые, глухие, некоторых приносили на носилках. Много было бедняков, не имеющих средств не только на самую скромную жертву Господу, но даже на кусок хлеба. Требования священников приводили их в отчаяние. Священники выставляли напоказ свое благочестие, они считали себя защитниками народа, но не было у них ни любви, ни сострадания к ближним. Бедные, больные, умирающие тщетно просили о милости. Служители храма оставались глухи к их мольбам. Вот какое зрелище открылось Иисусу, когда Он вошел в храм. На Его глазах совершались нечестные сделки. Он видел отчаяние бедных, которые верили, что без пролития жертвенной крови их грехи не будут прощены. Его потрясло, что внешний двор Его храма превращен в базар. Святое место заполонили менялы. Христос понимал - нужно что-то предпринять. Людей обязывали исполнять многочисленные церемонии, не разъясняя им должным образом их значение. Приходящие на поклонение приносили жертву, не сознавая, что она служит прообразом одной совершенной Жертвы. И Тот, на Кого указывало храмовое служение, стоял среди них неузнанный, здесь почитали не Его! Это Он когда-то дал указания о приношениях. Он, прекрасно понимавший их символическое значение, видел, что все извращено и неправильно истолковано. Богослужения утратили духовность. Священников и начальников уже ничто не связывало с Ним. И Христу предстояло установить совершенно другое служение». (Э. Уайт «Желание веков», гл.16 «В Его храме». 2. Какую параллель можно провести между очищением храма и текстами 1 Кор.3:16,17 и 1 Кор.6:19,20? «Очистив храм, Иисус заявил тем самым о Своем мессианском служении и приступил к Своему делу. Этот храм, воздвигнутый как место обитания Бога, должен был стать наглядным уроком для Израиля и для мира. От вечности Божий замысел состоял в том, чтобы каждое сотворенное существо - от светлого святого серафима до человека - было храмом, обителью Творца. В результате грехопадения человек перестал быть храмом Божьим. Омраченное и оскверненное злом человеческое сердце уже не отражало славу Божью, но через воплощение Сына Божьего намерение Неба исполнилось. Бог обитает в человеческом естестве, и через спасительную благодать сердце снова становится Его храмом. Бог намеревался сделать храм в Иерусалиме местом постоянного свидетельства высокого предназначения человека. Но иудеи утратили понимание значения этого здания, которым так гордились. Они не покорились Духу Божьему и не стали святым храмом Его. Дворы Иерусалимского храма, превращенные в обыкновенный базар, точно отображали состояние храма сердца, оскверненного чувственными удовольствиями и греховными помыслами. Очистив храм от торгующих и покупающих, Иисус заявил, что Его цель - очистить сердца от осквернения грехом, явленным в низменных желаниях, эгоистичных похотях, вредных привычках, растлевающих душу» (Э. Уайт «Желание веков», гл.16 «В Его храме». 3. Что со своей стороны можем сделать мы как члены церкви, чтобы в отличие от Иерусалимского храма наша церковь никогда не стала местом, нуждающимся в очищении? Какие действия могут осквернять ее? Крест Христа 1. Рим.6:23 – какой урок необходимо извлечь, глядя на крест Христа? «В Своем Слове Господь привел неопровержимые доказательства того, что нарушители Его Закона будут наказаны. Те, кто тешит себя мыслью, что Бог слишком милосерд, чтобы воздать грешнику по справедливости, пусть посмотрят на Голгофский крест. Смерть невинного Сына Божьего свидетельствует о том, что "возмездие за грех - смерть", что всякое нарушение Закона Божьего должно повлечь за собой справедливое возмездие. Безгрешный Христос стал грешником за нас. Он взял на Себя вину за беззаконие, и Отец отвратил лицо Свое от Него. Сердце Его не выдержало, и Он умер. Эта великая Жертва была принесена ради того, чтобы грешники были искуплены. Никаким другим способом человек не мог получить освобождение от наказания за грех. И каждая душа, которая отказывается участвовать в примирении, приобретенном такой дорогой ценой, должна будет лично понести на себе вину и наказание за грех» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 539. 540). 2. Что предусматривал план спасения? Ис.53:3-6 - что произошло с Иисусом – невинной Жертвой за виновных? Через что пришлось пройти Христу ради нашего спасения? Ср. с Флп.2:7-8. Как вы понимаете слова «ранами Его мы исцелились»? Как события на Голгофе открывают величайшую любовь Бога к человечеству? Наш Бог видит и слышит вопли бедных и угнетенных. То, что Господь Иисус Христос испытал всю жестокость нашего мира, притеснение и несправедливость, поражает наш разум. Несмотря на все сострадание и доброту, которые наполняли жизнь и служение Христа, Его смерть наступила в результате ненависти, ревности и несправедливости. Во Христе Бог знает, что значит быть жертвой зла и несправедливости. Бог настолько уподобился нам в нашем сокрушенном и плачевном состоянии, что у нас нет причин сомневаться в Его сочувствии, сострадании и верности (Евр.4:15). Какое чудесное откровение о характере нашего Бога! Сможет ли когда-нибудь наш разум до конца осознать ту благую весть о Боге, символом которой является крест? «Мир сегодня нуждается в том же, в чем и девятнадцать столетий назад, - в откровении Христа ... И только Христовой благодатью может быть осуществлено восстановление физического, умственного и духовного здоровья людей» (Э. Уайт. Служение исцеления, с.143; курсив добавлен). 3. Иисус никогда не ратовал за политическую реформу, которая позволила бы установить то «царство» о котором Он говорил. В ходе земной истории было много очень печальных событий, когда люди во имя помощи обиженным и угнетенным прибегали к насилию и притеснению. Единственным результатом была замена одного деспотичного класса другим. Хотя христиане могут и должны трудиться по мере своих сил, чтобы помочь нуждающимся, почему не следует использовать политические методы для достижения этих целей? 4. Гал.6:14 – какое влияние оказывает крест Христа на всякого человека, который понял суть и смысл Христовой жертвы? О каких трех аспектах Креста говорит апостол Павел? Что могут обозначать эти три аспекта в нашей повседневной жизни с Богом? Как последние два аспекта влияют на наши поступки? Три аспекта Креста: 1) крест Господа нашего Иисуса Христа является единственным объектом, достойным нашей хвалы; 2) распятие мира в сердце верующего; 3) распятие себя для мира. 5. Почему жертва Иисуса Христа как нашего Заместителя должна лежать в основе нашей миссии, особенно в благовестии нуждающимся? Какую роль играет крест Христов в служении, которое мы совершаем для Него? Цель нашей работы «состоит в том, чтобы указать мужчинам и женщинам, больным грехом, на Голгофского Страдальца, Который взял на Себя грех мира» (Служение исцеления, с. 144). 6. Праведный Христос пострадал за грешников – за каждого из нас. Почему эта великая жертва ради нашего спасения делает нас новыми людьми во Христе? 2 Кор.5:17; Гал.6:15 - что значит стать новым творением во Христе? 7. Деян.26:11-27 – как апостол Павел рассказывает о своем опыте обращения? 8. Для самоанализа. Каков ваш опыт обращения? Чем отличалась ваша жизнь до обращения? Что привнесла в вашу жизнь встреча с Христом? Каков результат встречи с вашим Спасителем? Уроки, выводы 1. Как вы понимаете цель Голгофской жертвы Христа? 2. Какими Библейскими текстами вы можете выразить цель вашей жизни на земле? Что об этом сказал Господь в Ис.43:7? Ср. с 1 Пет.2:9; Еф.2:10, др. 3. Какие Библейские тексты отражают вашу «песнь хвалы» Богу? 4. Как ваша практическая христианская жизнь отражает поручение Христа, данное Его ученикам? 5. Какой план вы бы составили, чтобы рассказать своему собеседнику о жертве Христа на Голгофе? а) проблема греха (Рим.3:23; Ис.59:2); б) решение проблемы греха (Рим.6:23); в) решение о принятии Христа как своего личного Спасителя. г) молитвенное обращение к Богу: «Я понимаю, что я грешник и заслуживаю смерти. Я принимаю Твой дар вечной жизни. Я хочу, чтобы Ты был моим Господом и Спасителем. Спасибо за Твой дар». Вывод. В Евангелиях служение Христа перекликается с трудами ветхозаветных пророков. Ожидалось. что Мессия принесет Благую весть для бедных. свободу для угнетенных и исцеление для сокрушенных сердцем. и все это нашло отражение в служении Иисуса Христа. Перед Своей смертью на кресте Он ощутил на Себе всю тяжесть беззакония. но в конечном итоге победил все то зло. в котором погрязло падшее человечество. Благодаря Его смерти ради нашего спасения наши грехи могут быть прощены. и мы имеем обетование вечной жизни. Светлана, svettor@yandex.ru
Субботняя школа. Комментарии к уроку
Урок 7 Иисус и нуждающиеся 10 – 16 августа 2019 г.
Памятный стих: «Дух Господень на Мне: ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк.4:18-19).
Песнь Марии
1. Что сделал грех с людьми, исходя из Лк.4:18-19?
2. Евр.1:1,2; Ин.10:30 – для чего Христос пришел на землю?
Сатана всеми силами пытался скрыть от людей правду о Боге. Иисус пришел на землю в том числе и для того, чтобы показать нам, каков Бог. Он открыл людям Бога через Свое учение, жертву, жизнь и Свое отношение к простым людям. Его дела оказывали преобразующее влияние на людей.
3. Лк.1:46-55 – как эти тексты отражают миссию Христа? За что Мария воздает хвалу Богу? Почему, поклоняясь Богу и восхваляя Его, мы не должны быть сосредоточены исключительно на себе?
«Тогда Мария сказала: «Превозносит душа моя Господа, и дух мой ликует и радуется Богу, Спасителю моему, ибо Он удостоил вниманием рабу Свою, такую ничтожную. И отныне все поколения людей будут называть меня блаженной, ибо великое совершил для меня Сильный. Свято имя Его, и милость Его — из рода в род к почитающим Его. Явил Он мощь руки Своей, рассеял возомнивших о себе гордецов, свергнул сильных с престолов их и возвысил униженных. Голодающих Он насытил благами, а богатых отослал ни с чем. 0н пришел на помощь Израилю, слуге Своему, не забыв о милости, — как и обещал праотцам нашим, — о вечной милости к Аврааму и потомкам его» (Лк.1:46-55, ИПБ).
Мария воздает Богу хвалу не только за то, что касается непосредственно ее («Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его»; Лк.1:49), но и за Божью заботу об Израиле в целом.
Марию переполняет чувство удивления и благодарности Богу. Очевидно, она видела Его действие в собственной жизни, но также была хорошо осведомлена об исполнении на различных уровнях Божьего замысла в отношении ее народа и человечества в целом.
В понимании Марии Бог не только могущественен и достоин хвалы, Он также милосерден и с особой заботой относится к смиренным, угнетенным и бедным.
4. Для самоанализа. Видите ли вы действие Бога в своей жизни? Замечаете ли исполнение Божьего замысла в отношении человечества? Величит ли ваша душа Господа?
5. Какие параллели можно провести между песнями Марии (Лк.1:46-55) и Анны (1 Цар.2:1-10)?
Мария восхваляет Господа в песне (Лк.1:46-55), строки которой вторят ветхозаветным обетованиям. Эта песнь выражает полное подчинение Марии Божьей воле, ее понимание Священного Писания и благодарность за ее Спасителя. Песнь Марии, подобно песне Анны (1 Цар.2:1-10), открывает Бога, Который спасает угнетенных и насыщает голодных. Кроме того, песня также иллюстрирует смиренное осознание Марией ее возвышенной роли Божьей избранницы.
Миссия Иисуса
1. Как пророчество, записанное в Ис.61:1-2, исполнилось в земной жизни и служении Иисуса Христа? Ср. с Лк.4:16-21. Кто находится в центре внимания Христа?
Пророчество Исаии должно было объяснить настоящие и будущие действия Христа. Бедные, уязвленные и угнетенные находятся в центре Благой вести, которую принес для них Иисус.
Стихи из Ис.61:1-2 Христос принял как Свое программное заявление. Его служение и миссия должны были стать одновременно духовными и практическими. Для Христа и Его учеников практическая забота о людях была неотъемлемой частью духовной заботы.
Спаситель указывает на Свою миссию помощи бедным и угнетенным как на исполнение пророчества в Ис.61.
2. Мф.1:22; Мф.2:15; Мф.2:23; Мф.4:14; Мф.8:17; Мф.12:17; Мф.13:35; Мф.21:4; Ин.12:38 – почему, повествуя о Христе, авторы Евангелия часто цитировали ветхозаветных пророков?
Повествуя о жизни Христа, авторы Евангелия часто использовали язык ветхозаветных пророков, чтобы объяснить Его поступки. Таким образом, жизнь Иисуса соответствовала образу жизни этих пророков, включая их сострадание к бедным и угнетенным.
Однако религиозные вожди восприняли Иисуса Христа как угрозу. Они арестовали Иисуса, несправедливо осудили Его и распяли. Бог в лице Иисуса Христа испытал на Себе несправедливость, и смерть Христа явила весь ужас этого зла. Но Своим воскресением Господь одержал славную победу, даруя нам жизнь, благость и спасение.
Большинство людей, включая Иоанна Крестителя, неправильно понимали истинный характер служения Христа, хотя в Священном Писании это было открыто.
3. Мф.10:7,8 – какое поручение дал Христос Своим ученикам?
Ученикам надлежало про возглашать весть о том, что «приблизилось Царство Небесное» (Мф.10:7), а также исполнять последующее указание Христа: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте: даром получили, даром давайте» (Мф.10:8). Их служение во имя Христа было отражением и воплощением ценностей и принципов Его служения и Царства, в которое Иисус приглашал людей. Ученики также должны были присоединиться к Иисусу в выполнении Его миссии, поднимая упавших, наименьших и заблудших.
Иисус исцеляет
1. Мф.9:2-7; Ин.5:14 – какая важная истина открыта нам через эти исцеления, совершенные Иисусом? Ср. с 1 Фес.5:23.
«Врачу нужно научить своих пациентов сотрудничать с Богом в деле выздоровления. Врачи убеждаются все в большей мере, что болезни являются результатом греха. Они знают, что законы природы, так же, как и заповеди Десятисловия, божественны и что, только повинуясь им, можно восстановить и сохранить здоровье. Каждый врач видит, как страдают люди от последствий вредных привычек; здоровье таким людям можно вернуть, если они со своей стороны будут делать для этого все от них зависящее. Их нужно научить, что каждая привычка, разрушающая физические, умственные или духовные силы, является грехом, и что здоровье можно сохранить, лишь подчиняясь Божьим законам, которые Он установил для блага всего человечества
Когда врач видит пациента, страдающего от болезни, которая вызвана неправильным питанием, употреблением алкоголя или иными нездоровыми привычками, но не считает необходимым сказать ему об этом, он наносит своему подопечному большой вред. Алкоголики, больные, страдающие маниакальным синдромом, все, предавшиеся распущенности и безнравственности, взывают к врачу, чтобы он четко и ясно объявил им, что их страдание является результатом греха. Необходимо, чтобы те, кто понимает жизненные принципы, изо всех сил стремились противодействовать причинам, вызывающим болезни. Видя бесконечную борьбу с болью, постоянно трудясь над тем, чтобы облегчить страдания, как может врач оставаться спокойным и равнодушным? Является ли он по-настоящему благожелательным и милосердным, если он не учит строгому воздержанию как средству исцеления от болезни?
Всем должно быть ясно: путь заповедей Божьих — это путь жизни. Бог установил законы природы, но Его законы — не деспотические требования. Каждое “ты не должен”, каждый запрет, относится ли это к физическому или нравственному закону, содержит в себе обетование. Если мы повинуемся закону, благословение будет сопутствовать каждому нашему шагу. Бог никогда не принуждает нас поступать верно, но Он ищет возможность уберечь нас от зла и указывает путь к добру.
Необходимо обратить внимание людей на законы, которым был научен Израиль. Бог дал людям определенные установления, касающиеся их образа жизни. Он открыл им законы, исполнение которых обеспечивало их физическое и духовное благополучие; если будешь послушен, заверял Он Свой народ, “отдалит от тебя Господь всякую немощь” (Втор. 7:15). “Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня”, “потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его” (Втор. 32:46; Притч. 4:22) » (Э. Уайт «Служение исцеления, гл. 7 «Совместный труд Бога и человека»).
2. Иисус делал нечто большее, чем просто исцелял больных. Мк.5:34; Лк.7:50; Лк.17:19; Лк.18:42 – что являлось главной целью Христа?
Как и предсказал Исаия, Иисус исцелял слепых, хромых и освобождал тех, кто находился в многолетнем плену болезней и страданий. Также Христос изгонял демонов, овладевавших разумом и телами людей, и даже воскрешал мертвых. Совершая чудеса исцеления, Иисус выражал Свое сострадание (Мф.14:14). Иисус чувствовал боль этих людей и делал все, что было в Его силах, чтобы помочь им и исцелить их. Но во всех случаях чудеса исцеления не были самоцелью, а совершались с целью привести людей к вечной жизни (Ин.17:3), даровав им спасение.
3. Ин.5:5-7 – на чем был сосредоточен больной, с которым заговорил Иисус? Что препятствовало его исцелению? Ср. с 4 Цар.5:9-11.
Иисус видит мужчину, который был инвалидом в течение 38 лет. Господь спрашивает его: «Хочешь ли быть здоров?» Казалось бы, ответ очевиден: «Да, я хочу быть здоровым!» Вместо этого мужчина сосредотачивается на препятствиях: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин.5:7).
Он имел свое представление о том, как, по его мнению, должно произойти исцеление.
4. На чем вы сосредотачиваете свое внимание, сталкиваясь с препятствием? На препятствии или благодати, дарованной для его преодоления? В чем опасность сосредоточивании внимания на препятствии, а не на Христе? Ср. с Мф.14:29,30.
Зацикленность на препятствиях заставит вас поверить в то, что вы ничего не сможете сделать со своим положением. Если вы не контролируете обстоятельства, то можете стать жертвами этих обстоятельств. Но у вас есть выбор, как на них реагировать. Не позволяйте духу жертвы обстоятельств контролировать вашу жизнь или ваш выбор. Роль жертвы делает нашу личность недееспособной, превращая раненых в инвалидов. Нам необходимо перевести взгляд от проблемы к решению. Иисус предлагает человеку мгновенное решение: «Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин.5:8-9).
5. Какой урок мы можем извлечь для себя, изучая истории исцеления, совершенные Христом?
«Грех отлучил нас от жизни с Богом. Наши души парализованы. Своими силами мы не более способны жить благочестивой жизнью, чем обессилевший человек способен ходить. Многие осознают свою беспомощность, они страстно желают той духовной жизни, которая принесет им гармонию с Богом, и стремятся обрести ее. Но напрасно. Они восклицают в отчаянии: “Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?” (Рим. 7:24). Но выход есть. Пусть эти унылые, изнуренные борьбой люди поднимут вверх свои взоры. Спаситель склоняется над тем, кого Он купил ценой Своей крови, и спрашивает с невыразимой нежностью и жалостью: “Хочешь ли быть здоров?” Он повелевает вам встать здоровыми и идти с миром в душе. Не ждите, пока вы почувствуете свое выздоровление. Поверьте слову Спасителя. Полностью подчините свою волю Христу. Пожелайте служить Ему и, поступая по слову Его, вы обретете силу. Какими бы дурными ни были ваши привычки, какими бы порочными ни были ваши пристрастия, которые из-за потворства им пленяют и душу, и тело, Христос силен и страстно желает избавить вас. Он даст жизнь душам, “мертвым по преступлениям” (Еф. 2:1). Он освободит узников от слабостей, бед, неудач и цепей греха.
Сознание греховности отравило источники жизни. Но Христос говорит: “Я возьму ваши грехи; Я дам вам мир. Я купил вас Своей кровью. Вы — Мои. Милость Моя укрепит вашу ослабленную волю. Я избавлю вас от угрызений совести за сделанные грехи”. Когда искушения наваливаются на вас, когда заботы и затруднения окружают вас со всех сторон, когда, подавленные и лишенные мужества, вы готовы уступить отчаянию, возведите свои глаза к Иисусу, и тогда тьма, сгустившаяся вокруг вас, будет рассеяна ярким сиянием Его присутствия. Когда грех борется за то, чтобы овладеть вашей душой, и отягощает вашу совесть, обратитесь к Спасителю. Его благодать способна победить грех. Пусть ваше исполненное благодарности, трепещущее от неуверенности сердце обратится к Нему. Пусть надежда, которую вы почувствовали, укажет вам путь. Иисус желает принять вас в Свою семью. Его сила избавит вас от вашей слабости; Он поведет вас шаг за шагом. Дайте Ему руку и позвольте Ему руководить вами.
Никогда не думайте, что Христос находится далеко. Он всегда рядом. Атмосфера Его любви окружает вас. Ищите Его, ибо Он есть Тот, Кто желает, чтобы вы Его нашли. Он желает, чтобы вы не только дотронулись до Его одежд, но и шли рядом с Ним в постоянном общении» (Э. Уайт «Служение исцеления, гл.5 «Исцеление души»).
Очищение храма
1. Почему Иисус начинает (Ин.2:11-17) и заканчивает (Мк.11:15-19) Свое земное служение с очищения храма?
Истинное поклонение заменили продажей жертвенных животных. Бойкая торговля в храме жертвенными животными никак не представляла собой заместительную жертву Христа за грехи всего мира!
«Когда Господь сошел на гору Синай, Он освятил ее Своим присутствием. Моисею было велено установить вокруг горы границу и освятить ее. Господь предупредил: "Берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых" (Исх. 19:12,13). Тем самым был преподан урок: место, где людям является Бог, свято. Территория Божьего храма должна почитаться священной. Но в погоне за наживой это как-то забылось.
Священники и правители призваны стать представителями Божьими в народе; в их обязанности входило пресекать непочтительное поведение во дворе храма и быть для других примером благонравия и милосердия. Не стремиться к наживе они должны были, а заботиться о потребностях верующих, пришедших поклониться Богу, и помогать тем, кто не в состоянии купить требуемые жертвы. Но они этого не делали. Алчность ожесточила их сердца.
На этот праздник в Иерусалим стекались немощные, бедняки и падшие духом. Сюда брели слепые, хромые, глухие, некоторых приносили на носилках. Много было бедняков, не имеющих средств не только на самую скромную жертву Господу, но даже на кусок хлеба. Требования священников приводили их в отчаяние. Священники выставляли напоказ свое благочестие, они считали себя защитниками народа, но не было у них ни любви, ни сострадания к ближним. Бедные, больные, умирающие тщетно просили о милости. Служители храма оставались глухи к их мольбам.
Вот какое зрелище открылось Иисусу, когда Он вошел в храм. На Его глазах совершались нечестные сделки. Он видел отчаяние бедных, которые верили, что без пролития жертвенной крови их грехи не будут прощены. Его потрясло, что внешний двор Его храма превращен в базар. Святое место заполонили менялы.
Христос понимал - нужно что-то предпринять. Людей обязывали исполнять многочисленные церемонии, не разъясняя им должным образом их значение. Приходящие на поклонение приносили жертву, не сознавая, что она служит прообразом одной совершенной Жертвы. И Тот, на Кого указывало храмовое служение, стоял среди них неузнанный, здесь почитали не Его! Это Он когда-то дал указания о приношениях. Он, прекрасно понимавший их символическое значение, видел, что все извращено и неправильно истолковано. Богослужения утратили духовность. Священников и начальников уже ничто не связывало с Ним. И Христу предстояло установить совершенно другое служение». (Э. Уайт «Желание веков», гл.16 «В Его храме».
2. Какую параллель можно провести между очищением храма и текстами 1 Кор.3:16,17 и 1 Кор.6:19,20?
«Очистив храм, Иисус заявил тем самым о Своем мессианском служении и приступил к Своему делу. Этот храм, воздвигнутый как место обитания Бога, должен был стать наглядным уроком для Израиля и для мира. От вечности Божий замысел состоял в том, чтобы каждое сотворенное существо - от светлого святого серафима до человека - было храмом, обителью Творца. В результате грехопадения человек перестал быть храмом Божьим. Омраченное и оскверненное злом человеческое сердце уже не отражало славу Божью, но через воплощение Сына Божьего намерение Неба исполнилось.
Бог обитает в человеческом естестве, и через спасительную благодать сердце снова становится Его храмом. Бог намеревался сделать храм в Иерусалиме местом постоянного свидетельства высокого предназначения человека. Но иудеи утратили понимание значения этого здания, которым так гордились. Они не покорились Духу Божьему и не стали святым храмом Его. Дворы Иерусалимского храма, превращенные в обыкновенный базар, точно отображали состояние храма сердца, оскверненного чувственными удовольствиями и греховными помыслами. Очистив храм от торгующих и покупающих, Иисус заявил, что Его цель - очистить сердца от осквернения грехом, явленным в низменных желаниях, эгоистичных похотях, вредных привычках, растлевающих душу» (Э. Уайт «Желание веков», гл.16 «В Его храме».
3. Что со своей стороны можем сделать мы как члены церкви, чтобы в отличие от Иерусалимского храма наша церковь никогда не стала местом, нуждающимся в очищении? Какие действия могут осквернять ее?
Крест Христа
1. Рим.6:23 – какой урок необходимо извлечь, глядя на крест Христа?
«В Своем Слове Господь привел неопровержимые доказательства того, что нарушители Его Закона будут наказаны. Те, кто тешит себя мыслью, что Бог слишком милосерд, чтобы воздать грешнику по справедливости, пусть посмотрят на Голгофский крест. Смерть невинного Сына Божьего свидетельствует о том, что "возмездие за грех - смерть", что всякое нарушение Закона Божьего должно повлечь за собой справедливое возмездие. Безгрешный Христос стал грешником за нас. Он взял на Себя вину за беззаконие, и Отец отвратил лицо Свое от Него. Сердце Его не выдержало, и Он умер. Эта великая Жертва была принесена ради того, чтобы грешники были искуплены. Никаким другим способом человек не мог получить освобождение от наказания за грех. И каждая душа, которая отказывается участвовать в примирении, приобретенном такой дорогой ценой, должна будет лично понести на себе вину и наказание за грех» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 539. 540).
2. Что предусматривал план спасения? Ис.53:3-6 - что произошло с Иисусом – невинной Жертвой за виновных? Через что пришлось пройти Христу ради нашего спасения? Ср. с Флп.2:7-8. Как вы понимаете слова «ранами Его мы исцелились»? Как события на Голгофе открывают величайшую любовь Бога к человечеству?
Наш Бог видит и слышит вопли бедных и угнетенных. То, что Господь Иисус Христос испытал всю жестокость нашего мира, притеснение и несправедливость, поражает наш разум. Несмотря на все сострадание и доброту, которые наполняли жизнь и служение Христа, Его смерть наступила в результате ненависти, ревности и несправедливости.
Во Христе Бог знает, что значит быть жертвой зла и несправедливости. Бог настолько уподобился нам в нашем сокрушенном и плачевном состоянии, что у нас нет причин сомневаться в Его сочувствии, сострадании и верности (Евр.4:15). Какое чудесное откровение о характере нашего Бога! Сможет ли когда-нибудь наш разум до конца осознать ту благую весть о Боге, символом которой является крест?
«Мир сегодня нуждается в том же, в чем и девятнадцать столетий назад, - в откровении Христа ... И только Христовой благодатью может быть осуществлено восстановление физического, умственного и духовного здоровья людей» (Э. Уайт. Служение исцеления, с.143; курсив добавлен).
3. Иисус никогда не ратовал за политическую реформу, которая позволила бы установить то «царство» о котором Он говорил. В ходе земной истории было много очень печальных событий, когда люди во имя помощи обиженным и угнетенным прибегали к насилию и притеснению. Единственным результатом была замена одного деспотичного класса другим. Хотя христиане могут и должны трудиться по мере своих сил, чтобы помочь нуждающимся, почему не следует использовать политические методы для достижения этих целей?
4. Гал.6:14 – какое влияние оказывает крест Христа на всякого человека, который понял суть и смысл Христовой жертвы? О каких трех аспектах Креста говорит апостол Павел? Что могут обозначать эти три аспекта в нашей повседневной жизни с Богом? Как последние два аспекта влияют на наши поступки?
Три аспекта Креста: 1) крест Господа нашего Иисуса Христа является единственным объектом, достойным нашей хвалы; 2) распятие мира в сердце верующего; 3) распятие себя для мира.
5. Почему жертва Иисуса Христа как нашего Заместителя должна лежать в основе нашей миссии, особенно в благовестии нуждающимся? Какую роль играет крест Христов в служении, которое мы совершаем для Него?
Цель нашей работы «состоит в том, чтобы указать мужчинам и женщинам, больным грехом, на Голгофского Страдальца, Который взял на Себя грех мира» (Служение исцеления, с. 144).
6. Праведный Христос пострадал за грешников – за каждого из нас. Почему эта великая жертва ради нашего спасения делает нас новыми людьми во Христе? 2 Кор.5:17; Гал.6:15 - что значит стать новым творением во Христе?
7. Деян.26:11-27 – как апостол Павел рассказывает о своем опыте обращения?
8. Для самоанализа. Каков ваш опыт обращения? Чем отличалась ваша жизнь до обращения? Что привнесла в вашу жизнь встреча с Христом? Каков результат встречи с вашим Спасителем?
Уроки, выводы
1. Как вы понимаете цель Голгофской жертвы Христа?
2. Какими Библейскими текстами вы можете выразить цель вашей жизни на земле? Что об этом сказал Господь в Ис.43:7? Ср. с 1 Пет.2:9; Еф.2:10, др.
3. Какие Библейские тексты отражают вашу «песнь хвалы» Богу?
4. Как ваша практическая христианская жизнь отражает поручение Христа, данное Его ученикам?
5. Какой план вы бы составили, чтобы рассказать своему собеседнику о жертве Христа на Голгофе?
а) проблема греха (Рим.3:23; Ис.59:2);
б) решение проблемы греха (Рим.6:23);
в) решение о принятии Христа как своего личного Спасителя.
г) молитвенное обращение к Богу: «Я понимаю, что я грешник и заслуживаю смерти. Я принимаю Твой дар вечной жизни. Я хочу, чтобы Ты был моим Господом и Спасителем. Спасибо за Твой дар».
Вывод. В Евангелиях служение Христа перекликается с трудами ветхозаветных пророков. Ожидалось. что Мессия принесет Благую весть для бедных. свободу для угнетенных и исцеление для сокрушенных сердцем. и все это нашло отражение в служении Иисуса Христа. Перед Своей смертью на кресте Он ощутил на Себе всю тяжесть беззакония. но в конечном итоге победил все то зло. в котором погрязло падшее человечество. Благодаря Его смерти ради нашего спасения наши грехи могут быть прощены. и мы имеем обетование вечной жизни.
Светлана, svettor@yandex.ru