Это временное преобладание какого-либо одного стиля или его части в разных сферах жизни и культуры.
Мода была всегда, хотя некоторые связывают ее напрямую с модной индустрией и привязывают к индустриальному обществу.
Мода на кафтаны в Египет приходит вместе с влиянием сасанидского Ирана на все сферы жизни египетского общества в 7 веке нашей эры. Кафтан – совершенно не характерная одежда для Египта. Он значительно отличается от античной туники, которая заняла ведущее место в одежде всего Средиземноморья и византийского Египта в частности.
Туника. 660-870 гг. Метрополитен музей
Главное отличие туники от кафтана заключается в том, что она никогда не кроилась. Она ткалась одним куском от рукава до рукава, располагаясь на ткацком станке в форме креста (более тонкие лучи – рукава, более толстые – стан) таким образом, что подол являлся боковой кромкой ткацкого куска, а вырез горловины представлял собой щель (в этом месте уток проходил только по передней и задней частям, в то время, когда в районе плеч он проходил через весь стан, от кромки до кромки (от подола до подола). Сняв со станка, готовую тунику просто сшивали по боковым швам.
туника из раскопок ЦЕИ в Дейр эль-Банате
Более простые (следовательно, более дешёвые) варианты ткались несколькими кусками : а – расположение частей на ткацком станке; б -система соединения частей; г- реконструкция общего вида; д – отреставрированная туника), но во всех случаях нити основы в одежде проходили поперек человеческого тела.
Кафтан, наоборот кроили, то есть вырезали из ткани. Для него характерна мягкая линия, идущая от края рукава до талии или подола. Кафтан «родился» у кочевых народов Центральной Азии. Эта форма одежды удобна для всадников и поэтому успешно «завоевывала» пространства, где мужчина являлся воином и охотником. На мозаиках из Палестины можно увидеть изображения Александра Македонского на охоте в кафтане
Мозаика из Негева. 578г. Предположительно, Александр Македонский охотится на медведя.
Мозаика из Негева. 578 г. Александр Македонский охотится на диких зверей
На материале раскопок ЦЕИ видно, как влияние кафтана отразилось на форме выреза горловины туник и его декоре (1 - роспись из Пенджикента в прорисовке С. Яценко; 2 – туника из трех частей с округлым воротом; 3– кафтанчик; 4 – классическая туника).
ворот туники из раскопок ЦЕИ в Дей эль-Банате.
Откуда еще мы знаем о моде на кафтан в Египте? 👚📌 – на так называемых коптских тканях можно увидеть людей, одетых в кафтан
– сохранились туники, которые перешивались под форму кафтана, сохраняя при этом весь характерный для туники декор – клавы и медальоны
туника, перешитая под форму кафтана, при этом сохранен весь характерный для туники декор – клавы и медальоны
ткань из Египта 7-9 вв. Дамбартон Оакс
– часто встречаются кафтанчики детского размера, сшитые из ткани. Пока у ученых нет ответа, почему на территории Египта не встречается кафтанов больших размеров (не считая сасанидских, обнаруженных в Антиное, которые принадлежали, по мнению ученых, представителям иранской аристократии).
ЦЕИ РАН - Центр египтологических исследований Российской академии наук
Женский Журнал
Что такое мода?
Это временное преобладание какого-либо одного стиля или его части в разных сферах жизни и культуры.
Мода на кафтаны в Египет приходит вместе с влиянием сасанидского Ирана на все сферы жизни египетского общества в 7 веке нашей эры. Кафтан – совершенно не характерная одежда для Египта. Он значительно отличается от античной туники, которая заняла ведущее место в одежде всего Средиземноморья и византийского Египта в частности.
Главное отличие туники от кафтана заключается в том, что она никогда не кроилась. Она ткалась одним куском от рукава до рукава, располагаясь на ткацком станке в форме креста (более тонкие лучи – рукава, более толстые – стан) таким образом, что подол являлся боковой кромкой ткацкого куска, а вырез горловины представлял собой щель (в этом месте уток проходил только по передней и задней частям, в то время, когда в районе плеч он проходил через весь стан, от кромки до кромки (от подола до подола). Сняв со станка, готовую тунику просто сшивали по боковым швам.
Более простые (следовательно, более дешёвые) варианты ткались несколькими кусками :
а – расположение частей на ткацком станке;
б -система соединения частей;
г- реконструкция общего вида;
д – отреставрированная туника), но во всех случаях нити основы в одежде проходили поперек человеческого тела.
Кафтан, наоборот кроили, то есть вырезали из ткани. Для него характерна мягкая линия, идущая от края рукава до талии или подола. Кафтан «родился» у кочевых народов Центральной Азии. Эта форма одежды удобна для всадников и поэтому успешно «завоевывала» пространства, где мужчина являлся воином и охотником. На мозаиках из Палестины можно увидеть изображения Александра Македонского на охоте в кафтане
На материале раскопок ЦЕИ видно, как влияние кафтана отразилось на форме выреза горловины туник и его декоре (1 - роспись из Пенджикента в прорисовке С. Яценко; 2 – туника из трех частей с округлым воротом; 3– кафтанчик; 4 – классическая туника).
Откуда еще мы знаем о моде на кафтан в Египте?
👚📌 – на так называемых коптских тканях можно увидеть людей, одетых в кафтан
– часто встречаются кафтанчики детского размера, сшитые из ткани. Пока у ученых нет ответа, почему на территории Египта не встречается кафтанов больших размеров (не считая сасанидских, обнаруженных в Антиное, которые принадлежали, по мнению ученых, представителям иранской аристократии).
ЦЕИ РАН - Центр египтологических исследований Российской академии наук