Дзержинск, Нижегородская обл.

На встрече в Центре развития предпринимательства лидер инициативной группы "Дзержинцы за общественный транспорт" Андрей Блохин представил презентацию о маршруточном лобби в Дзержинске.

Маршруточное лобби в Дзержинске есть!
Всё чаще, разговаривая с общественниками, работающими в других сферах (экология, ЖКХ и др.), мы сталкиваемся с расхожим мнением, что в Дзержинске нет маршруточного лобби, а если и есть, то оно незначительное. Ответ на вопрос, есть ли маршруточное лобби в Дзержинске, прост: есть, и оно, пожалуй, более серьёзное, чем в крупных городах. Мы уже не один раз писали об этом. Но, как видно, не все помнят. Пришло время освежить в памяти дзержинцев сведения о том, как зарождалось и развивалось маршруточное лобби, достигшее колоссальных размеров к настоящему времени.
В 1997 году президент РФ Б. Н. Ельцин подписал указ, разрешающий частным фирмам осуществлять пассажирские перевозки в городах России. К тому времени в Дзержинске годом ранее уже появился незнакомый дзержинцам вид транспорта — маршрутное такси. Однако работу на первом маршруте т-1 осуществляли ПАЗики дзержинского муниципального пассажирского предприятия. Перевозка пассажиров без льгот дала свои плоды — выручка потекла в казну автобусного предприятия. Светлые умы будущих воротил маршруточного бизнеса быстро смекнули, где можно легко заработать, предоставляя услугу сомнительного качества. Поэтому в 1998 году началось формирование маршруточного лобби.
В 1998 году состоялись выборы мэра города Дзержинска. В кресло градоначальника сел С. И. Трофимов — бывший работник ОАО «Синтез», которого сегодня можно с уверенностью назвать первым лоббистом маршруток.
Сергей Иванович Трофимов до избрания мэром был сотрудником ОАО «Синтез». В стенах данного предприятия Сергей Иванович в содружестве с Андреем Викторовичем Федотовым скупал у работников завода за бесценок акции предприятия. Вскоре он их подороже продал и купил несколько автобусов ПАЗ. Это позволило организовать в 1999 году ООО «Транслайн», учредителями которого и сегодня являются А. В. Федотов и В. Г. Сидоров. 26 апреля 1999 года купленные автобусы вышли на коммерческие маршруты т-22, т-23 (тогда №№ т-322 и т-323).
Важно отметить, что именно при С. И. Трофимове в 2000 году было закрыто трамвайное депо №1 по адресу пр-т Ленина, дом 117. Вскоре его территория была продана фирме ООО «ДЛМ-Недвижимость», где в числе учредителей фигурирует фамилия матери П. М. Воронина — Н. П. Ворониной. Сегодня в части корпусов депо №1 располагается база ООО «Тройка».
В 2001 году был организован маршрут т-33 «Вокзал – 8 микрорайон – завод им. Я.М. Свердлова», который вначале истории обслуживало ООО «Тройка» (ИП Сафин Х. М. и Фатехов Х. У.) и маршрут т-25 «Вокзал – проспект Ленина – завод им. Я.М. Свердлова», где курсировали автобусы фирмы «ВиАлайн» – совместного транспортного предприятия А. Н. Вавилова и В. Н. Полуэктова (50/50). Однако вскоре компаньоны не поделили деньги, и у В. Н. Полуэктова «случайно» сгорели автобусы. Он был вынужден оставить этот бизнес, а А. Н. Вавилов организовал ООО «Вояж». К слову сказать, в те годы с каждого автобуса А. Н. Вавилов собирал по 600 рублей в день — ему было за что бороться.
2002 год стал знаковым в переделе транспортной системы города. В Дзержинск поступили 20 больших автобусов марки МАРЗ-52661. Изначально они предназначались для муниципального пассажирского предприятия, но каким-то неведомым путем мэру С. И. Трофимову удалось их увести для своего приятеля А. В. Федотова в ООО «Транслайн» и во вновь образованное 6 сентября 2001 года ООО «ДПП» («Дзержинский автобус»). Так на городских частных маршрутах (т-22, т-23, т-24, т-29, т-30) появляются автобусы большой вместимости. Но самое главное здесь не это.
С образованием ООО «ДПП» (а позднее и ДПП+) на арене появился В. В. Портнов, которому вскоре будет отведена особая роль в формировании маршруточного лобби и ликвидации сначала автобуса, а потом и трамвая. С это момента два частных предприятия («Транслайн» и «ДПП») будут работать в одной связке, «жить» в одном парке на ул. Красноармейская, 13 и даже в один день 20 декабря 2002 года создадут дочерние ООО «Транслайн+» и ООО «ДПП+». Учредителями ООО «ДПП» стали дочь В. В. Портнова – Виктория Викторовна и сын бывшего депутата городской Думы А. Н. Кирина – Андрей Александрович Кирин. Генеральным директором некоторое время работал С. Ю. Лазарев, который впоследствии ушёл в тандем индивидуальных предпринимателей «Тройка». Под новую фирму в 2002 году были организованы новые маршруты: т-29, т-30 и т-24, а маршрут т-33 отобрали у тогдашней «Тройки». Для «Тройки» в качестве утешения в 2002 (2003?) году администрацией города был организован маршрут т-9. После этого образовались два встречных полукольцевых маршрута через микрорайон «Северные ворота»: т-9 и т-25.
О маршруте т-24 следует сказать отдельно. Данный маршрут в 2002 году полностью повторял трассу тогда ещё муниципального маршрута т-1 с той лишь разницей, что ходил дальше – на ул. Попова до кафе «Созвездие». Совпадение это или нет, но спустя 12 лет в Дзержинске с легкой подачи соратника В. В. Портнова и П. М. Воронина по переделу транспортной системы города Д. В. Волокушина появился коммерческий автобус под тем же номером 24, который полностью повторял трассу муниципального трамвая №4.
В 2002 году на пост мэра города заступил В. М. Бриккер, и последующие 2003 и 2004 годы в транспортной сфере города проходят более или менее спокойно: ничто не горит, ни у кого ничего не отнимают. Единственным значимым событием становится появление в городе коммерческих арендованных троллейбусов, где были отменены все льготы. Первые из них (всего было 20 машин) вышли на линию в июле 2003 года, а закончилась вся эта эпопея 31 декабря 2004 года. Кто арендовал троллейбусы, до сих пор неизвестно.
Рубеж 2005-2006 годов стал началом уничтожения муниципального транспорта. В кресло мэра города сел одиозный В. В. Портнов, взявший курс на развал трамвая и муниципального автобуса. Первое, что сделал Виктор Валентинович, – назначил начальником отдела транспорта и связи своего товарища Д. В. Волокушина. Вместе с этим из ООО «Транслайн»/ООО «ДПП» в муниципальное автотранспортное предприятие «Аэлита» В. В. Портнов перевел своего человека – А. А. Крайнова, который в 2014 году наряду с С. С. Ляминой и С. Ю. Лазаревым стал учредителем нового ООО «Тройка».
Андрей Александрович Крайнов – бывший сотрудник МВД, в ООО «Транслайн»/ООО «ДПП» был начальником контрольно-ревизионной службы. В МУП «Аэлита» он стал директором предприятия, что, несомненно, позволило ему начать развал предприятия изнутри. Это сопровождалось массовыми сокращениями и увольнениями сотрудников; сокращением выпуска на городские и пригородные маршруты автобусов, сдачей подвижного состава в металлолом. Были закрыты автобусные маршруты 28, 13, 11, 4. Параллельно с этим для ООО «Транслайн» был организован маршрут т-307 «8 микрорайон – промзона – Автозавод» и закрыт трамвай в восточную промзону. Закрытие трамвая позволило разбить маршрут т-307 на участке от игумновского путепровода до ж.д. пл. 421 км на тарифные зоны и повысить стоимость проезда в 2 раза. Пока ходил трамвай с такой же стоимостью поезда, как в городе, сделать это было затруднительно. Таким образом, в 2006 году состоялось первое повышение стоимости проезда после монополизации маршрутов в промзоне. Именно под это и ликвидировался трамвай.
В конце 2005 года маршрут т-1 перестал быть муниципальным. Его обслуживание было возложено на ООО «Транслайн»/ООО «ДПП» и частично на вновь образовавшееся 16 марта 2005 года ООО «Орбита».
Возникновение ООО «Орбита» и его дальнейшая успешная интеграция в сферу городских транспортных услуг обусловлены рядом факторов. Первое – имела место протекция перешедшего в департамент транспорта Нижнего Новгорода В. Г. Дельфинова. Второе – костяк профессионалов фирмы составили бывшие сотрудники МУП «Аэлита», например, начальник бывшей 4-й колонны Г. А. Круглова. Именно благодаря этому ООО «Орбита» появляется на маршруте т-307 и постепенно к 2012 году частично вытесняет оттуда и с маршрута т-1 портновские фирмы.
На этом закончился первый этап передела рынка городских пассажирских перевозок. Его итоги таковы: раззорено муниципальное автотранспортное предприятие; закрыты оба автобусных парка (головной и филиал); на части территории автопарка на ул. Красноармейской комфортно обосновалось ООО «Транслайн»/ООО «ДПП»; закрыто одно трамвайное депо; ликвидирована трамвайная линия маршрутов №№ 1 и 6 в восточную промзону.
Середина 2000-х была ознаменована ростом автомобилизации города. Это привело к значительному оттоку платежеспособных пассажиров с общественного транспорта, особенно, маршруток. Маршруточные бизнесмены это понимали и, не желая терять доход, развернули кампанию по ликвидации трамвая как основного конкурента. Борьбу с автомобилизацией тогда и сейчас никто не рассматривал и не считает действенным способом поддержания и развития провозной способности транспортной системы Дзержинска. Поэтому уже в 2008 году был закрыт трамвай №3. Данный маршрут был весьма популярен у дзержинцев и, несмотря на свою небольшую протяженность, обеспечивал финансовое благополучие трамвайного депо. С его закрытием судьба трамвая была предрешена. Но закрыть оставшиеся 4 и 5 маршруты на тот момент было проблематично.
В 2010 году состоялись последние в настоящей истории Дзержинска выборы мэра. Победу в них одержал В. Ф. Сопин, который намеревался осуществить модернизацию трамвайного сообщения. Однако политический переворот конца 2012 года привел в администрацию абсолютно нелегитимную власть во главе в Г. В. Виноградовым. Его приход сопровождался реинкарнацией портновского состава администрации. Управление транспорта вновь возглавил Д. В. Волокушин. Курс на ликвидацию трамвая был возобновлен. В 2014 году параллельно трамваю №4 был организован маршрут частного ПАЗика №24, обслуживаемый ООО «Тройка», принадлежащей сегодня П. М. Воронину.
В июне 2015 года стоимость проезда в трамваях и маршрутках сравнялась. Это привело к оттоку 33,8% пассажиров с трамвая на маршрутки. Снижение пассажирского потока было инициировано с целью обосновать социальный аспект в перечне причин ликвидации трамвая (никто не ездит). Сожжение вагона №075 11 декабря 2015 года было представлено как техническая причина ликвидации трамвая (трамваи опасны). В итоге 18 декабря 2015 года основной конкурент маршруток был уничтожен.
Если в 2015 году доля монополии маршруток составляла 18,1%, то после ликвидации трамвая и почти полного сокращения выпуска на автобусный маршрут №28, она составила 61,4%. Это позволило маршруточникам уверенно диктовать тарифную политику и привело к резкому повышению стоимости проезда с 18 до 25 рублей в ноябре 2017 года.
Итак, очевидно, что в Дзержинске существует транспортная мафия, прочно связанная с бизнес-структурами города и с депутатами городской Думы Дзержинска ( http://1dzer.ru/articles/868-dzerzhinskiy-tramvay-cha ..). Это подтверждается выписками из ЕГРЮЛ. Так, несколько учредителей частных автобусных фирм (ООО «Транслайн», ООО «ДПП») и лиц, причастных к развалу муниципального транспорта, являются учредителями ООО «Тея», которая занимается гостиничным бизнесом в п. Желнино. Среди учредителей ООО «Тея» числятся такие люди как депутат В. Г. Артамонов, учредители маршруточных фирм А. В. Федотов (ООО «Транслайн»), Н.В. Меньшина (ООО «ДПП»), бывший мэр и друг А. В. Федотова – С. И. Трофимов. Не секрет, что депутат-единоросс, а по совместительству и бизнесмен В.Г. Артамонов – друг В. В. Портнова и П. М. Воронина. Именно в период мэрства Виктора Валентиновича Артамонов разворачивает активную деятельность – сносит школу и строит на её месте торговый центр «Дзержинец», который не менее активно рекламируется на маршрутках ООО «Транслайн». Кстати, еще одна параллель – в настоящее время В. Г. Артамонов опять начал активную деятельность, например, снёс кинотеатр «Юбилейный» и построил очередной торговый центр.
Не менее интересна история с ООО «Тройка». Сегодня учредителями фирмы являются С. Ю. Лазарев (20%), А. А. Крайнов (29%) и С. С. Лямина (51%). Понятно, что первые два товарища – это люди В. В. Портнова, а вот госпожа Светлана Сергеевна Лямина – подручная П. М. Воронина, прочно связанная с его фирмами – ООО «ГК Управдом», ООО «Городская аварийная служба» и другими, расположенными по адресу ул. Буденного, 9А.
Не менее интересен факт взаимосвязи П. М. Воронина и Д. В. Волокушина - бывшего начальника Управления транспорта Дзержинска. Первый из них является учредителем, а второй до второго прихода в Администрацию был директором ООО «Городская служба механизации», также расположенной на ул. Буденного, 9А. Заметим, что вторым учредителем ООО «Городская служба механизации» является ООО «Управление недвижимостью», которая наряду с Н. П. Ворониной фигурирует как учредитель ООО «Управдом». Директором ООО «Управдом» является экс-супруга экс-мэра В.В. Портнова – Галина Кирилловна Портнова. Правопреемником ООО «Управдом» является ООО «ГК Управдом», где в качестве директора трудится не покладая рук С. С. Лямина. Вот круг и замкнулся.
На сегодняшний день, основываясь на представленной выше информации, очевидно, что развал муниципального транспорта, подорожание проезда – это не следствие перестройки экономики города, упадка промышленного потенциала или роста цен на запчасти. В развале сначала автобусного, а потом и трамвайного транспорта заинтересованы конкретные люди — П. М. Воронин и его близкое и не очень окружение.
Кстати, еще в 2014 году П. М. Воронин имел неосторожность заявить, что общественный транспорт в городе должен быть в частных руках. Цель фактически достигнута.
Такова почти 20-летняя история становления маршруточного лобби в Дзержинске. За этот период можно выделить два этапа: первый — 1998-2007 г.г., когда был нанесён основной удар по автобусному предприятию и частичный по трамваю с целью присвоения территорий и помещений парков, и второй — 2008-2017 г.г. — ликвидация и недопущение восстановления трамвая с целью монополизации маршрутной сети города.

Сегодня схему маршруточного лобби в Дзержинске можно представить как то так.

Комментарии

  • 18 ноя 2017 14:40
    Ну и что? "Умеют" люди жить.. что тут сказать.
  • 18 ноя 2017 15:48
    и где же прокуратура? или уж хотя бы антимонопольный комитет?
  • 18 ноя 2017 16:26
    Статья заказная. Это ж очевидно.
  • 18 ноя 2017 19:41
    Вовсе нет. Так все и было.
    .
  • 18 ноя 2017 20:01
    А вы всему верите, что на заборе пишут?)))
  • 18 ноя 2017 22:30
    А кто такой А. Блохин ? Почитайте его биографию и всё сразу станет ясно. :-)  Человеку дали от ворот поворот  в своё время, вот и результат - подобные статейки.
  • 18 ноя 2017 23:43
    А что в биографии его?
  • 19 ноя 2017 09:23
    С трамваем разделались, скоро с троллейбусы закопают, а там и проезд сделают 50 рублей.
  • 19 ноя 2017 13:57
    Ну и к чему весь этот спич?
  • 19 ноя 2017 14:07
    Да ни к чему... делают что хотят и всё.
  • 19 ноя 2017 15:48
    в нашем городе давно у власти   родственники.....кумовья сватья... и тд ..... и естественно вся власть  подмяла под себя и весь  транспорт.......а земля давно  раздана всем своим да нашим.......а  оттуда  растут ноги...   торговые центры ....которые сдаются  а аренду...и капают денежки в карманы нашим  депутатам.....и так  далее.....также и  жкх  и жко  и т д  посмотрите на  поселок   Желнино  ...    царские  постройки  21 века......
  • 19 ноя 2017 17:29
    Копить народное возмущение и тем самым продвигать партию "Родина", в которой состоит этот самый А. Блохин. Партия популярностью не пользуется. В топе - ЕР, но как известно вода камень точит. Так, мало-помалу, глядишь и начнут поднимать свой рейтинг таким вот грязным путём.