"Почему в селе Александровка железнодорожная станция Багаевка?
"- такой вопрос задавал себе или другим каждый житель нашего села. И мне, как приехавшей, ещё 30 лет назад было интересно это узнать. К Великому Дню Победы предлагаю совершить небольшой экскурс в историю нашего села, страны, войны и Победы. Волжская рокада - дорога Победы. Почему дорога Победы? Потому что мы все помним, что переломной в той войне стала именно Сталинградская битва!
Во́лжская рока́да — рокадная линия железной дороги от станции Иловля (на левом берегу Волги в 80 км от Сталинграда) до станции Свияжск (30 км от Казани) через станции Саратов, Сызрань и Ульяновск. Эта рокадная линия общей протяжённостью 978 км была построена в беспрецедентный срок — за 6 месяцев — в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны, и обеспечила эвакуацию населения и промышленного оборудования из Сталинграда, а затем успех Сталинградской битвы. Строительство Волжской рокады в 1942-ом — было наиважнейшим решением, повлиявшим в будущем на исход Сталинградской битвы, что стало переломным моментом во всей Второй мировой войне. О роли этой железной дороги говорили многие участники тех событий. По словам маршала Георгия Жукова, Волжская рокада обеспечила резервами и вооружением всю Сталинградскую битву. В середине марта 1942 года Государственный комитет обороны утвердил проект Волжской рокады, а тем временем само строительство к тому моменту уже шло полным ходом.
Строительство рокады у станции Паницкая.
Вместе с Наркоматом путей сообщения за стройку отвечал и Наркомат внутренних дел, и основным поставщиком рабочей силы стал ГУЛАГ. Трудовые лагеря для строителей-заключённых. Но заключённые были не единственными строителями магистрали. Были привлечены к строительству из окрестных сел колхозники с лошадьми и подводами для ведения всех земляных работ. Им вменялась в обязанности транспортировка песка, бутового камня, леса и других строительных материалов для возведения насыпи, мостов и других искусственных сооружений. Почти вся рокада была построена в буквальном смысле вручную. Дорогу от Петрова Вала до Саратова строили из плетей (сцепленных шпалами ниток рельс), снятых в западных районах страны, под носом у фашистов. Большую часть новых мостов возводили из дерева, землю в насыпь возили тачками, а рельсы укладывали вручную. Сохранились воспоминания участника этого строительства, жителя села Телешевка Цильненского района Ульяновской области, впоследствии работавшего старшим осмотрщиком вагонов в эксплуатационном депо станции Круглое Поле (неподалеку от Набережных Челнов) Александра Моторина: «Люди работали по 14 часов в сутки. Строительной техники практически не было – только лопаты, кирки, тачки да носилки. Не хватало продуктов питания, медикаментов, рабочей одежды. Жили в палатках и наспех сколоченных бараках. Местами рельсы укладывали на кое-как подготовленный грунт. Участвовали в строительстве и военнопленные немцы».
На строительство магистрали бросали все силы, какие только могли мобилизовать на это дело. В середине июля 1942 года с целью дальнейшего форсирования строительства Волжской рокады был развернут Камышинский проверочно-фильтрационный лагерь, куда направлялись военнослужащие Красной армии, побывавшие в плену или вышедшие из окружения.
Через этот пункт прошло не менее 65 тысяч штрафников, большинство из которых затем были направлены на укладку железнодорожных путей. Во время строительства от немецких бомб и пуль лётчиков люфтваффе погибло не мало строителей рокады. Хоронили их тут же - возле насыпи. 9 мая 1965 года останки военных строителей были перезахоронены со всеми воинскими почестями на привокзальной площади станции Петров Вал. В сентябре 1942 года было совершено 316 налётов вражеской авиации на коммуникации Сталинградского фронта и сброшено 2308 бомб, а в октябре того же года – уже тысяча с лишним налётов и сброшено более 3200 бомб! Нужно было любой ценой ускорить ввод в эксплуатацию рокады. Сто три дня круглосуточной работы потребовалось строителям для того, чтобы запустить от Иловли до Петрова Вала первый поезд.
К 75-ти летнему юбилею Великой Победы над фашистской Германией вышла в свет очередной том "Книги Памяти", посвящённая героическому подвигу людей на фронте и в тылу.
В ней мы можем прочесть и о Волжской рокаде.
На карте хорошо виден участок от Петров Вала до Саратова. В плане магистраль должна была проходить через село Багаевка, соседнего нашему. Но во время строительства было принято решение прокладывать магистраль через наше село. Так было быстрее! А название осталось, согласно плану. Вот и ответ. Старожилы нашего села, принимали участие в строительстве и в работе данного участка и обслуживании его. Но это уже другая история...
Юные жители села, читайте, узнавайте и помните историю своего села. Нам есть чем гордиться!
Памятник установлен в 2020 году к 75 летию Победы на станции Петров Вал.
Почитайкино царство
:Светлана Малая-Симашова
"Почему в селе Александровка железнодорожная станция Багаевка?
"- такой вопрос задавал себе или другим каждый житель нашего села. И мне, как приехавшей, ещё 30 лет назад было интересно это узнать.
К Великому Дню Победы предлагаю совершить небольшой экскурс в историю нашего села, страны, войны и Победы.
Волжская рокада - дорога Победы.
Почему дорога Победы? Потому что мы все помним, что переломной в той войне стала именно Сталинградская битва!
Во́лжская рока́да — рокадная линия железной дороги от станции Иловля (на левом берегу Волги в 80 км от Сталинграда) до станции Свияжск (30 км от Казани) через станции Саратов, Сызрань и Ульяновск. Эта рокадная линия общей протяжённостью 978 км была построена в беспрецедентный срок — за 6 месяцев — в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны, и обеспечила эвакуацию населения и промышленного оборудования из Сталинграда, а затем успех Сталинградской битвы.
Строительство Волжской рокады в 1942-ом — было наиважнейшим решением, повлиявшим в будущем на исход Сталинградской битвы, что стало переломным моментом во всей Второй мировой войне. О роли этой железной дороги говорили многие участники тех событий. По словам маршала Георгия Жукова, Волжская рокада обеспечила резервами и вооружением всю Сталинградскую битву.
В середине марта 1942 года Государственный комитет обороны утвердил проект Волжской рокады, а тем временем само строительство к тому моменту уже шло полным ходом.
Вместе с Наркоматом путей сообщения за стройку отвечал и Наркомат внутренних дел, и основным поставщиком рабочей силы стал ГУЛАГ. Трудовые лагеря для строителей-заключённых.
Но заключённые были не единственными строителями магистрали. Были привлечены к строительству из окрестных сел колхозники с лошадьми и подводами для ведения всех земляных работ. Им вменялась в обязанности транспортировка песка, бутового камня, леса и других строительных материалов для возведения насыпи, мостов и других искусственных сооружений.
Почти вся рокада была построена в буквальном смысле вручную.
Дорогу от Петрова Вала до Саратова строили из плетей (сцепленных шпалами ниток рельс), снятых в западных районах страны, под носом у фашистов. Большую часть новых мостов возводили из дерева, землю в насыпь возили тачками, а рельсы укладывали вручную.
Сохранились воспоминания участника этого строительства, жителя села Телешевка Цильненского района Ульяновской области, впоследствии работавшего старшим осмотрщиком вагонов в эксплуатационном депо станции Круглое Поле (неподалеку от Набережных Челнов) Александра Моторина:
«Люди работали по 14 часов в сутки. Строительной техники практически не было – только лопаты, кирки, тачки да носилки. Не хватало продуктов питания, медикаментов, рабочей одежды. Жили в палатках и наспех сколоченных бараках. Местами рельсы укладывали на кое-как подготовленный грунт. Участвовали в строительстве и военнопленные немцы».
На строительство магистрали бросали все силы, какие только могли мобилизовать на это дело. В середине июля 1942 года с целью дальнейшего форсирования строительства Волжской рокады был развернут Камышинский проверочно-фильтрационный лагерь, куда направлялись военнослужащие Красной армии, побывавшие в плену или вышедшие из окружения.
Через этот пункт прошло не менее 65 тысяч штрафников, большинство из которых затем были направлены на укладку железнодорожных путей. Во время строительства от немецких бомб и пуль лётчиков люфтваффе погибло не мало строителей рокады. Хоронили их тут же - возле насыпи.
9 мая 1965 года останки военных строителей были перезахоронены со всеми воинскими почестями на привокзальной площади станции Петров Вал.
В сентябре 1942 года было совершено 316 налётов вражеской авиации на коммуникации Сталинградского фронта и сброшено 2308 бомб, а в октябре того же года – уже тысяча с лишним налётов и сброшено более 3200 бомб! Нужно было любой ценой ускорить ввод в эксплуатацию рокады. Сто три дня круглосуточной работы потребовалось строителям для того, чтобы запустить от Иловли до Петрова Вала первый поезд.
Вот и ответ.
Старожилы нашего села, принимали участие в строительстве и в работе данного участка и обслуживании его. Но это уже другая история...
Юные жители села, читайте, узнавайте и помните историю своего села. Нам есть чем гордиться!
Памятник установлен в 2020 году к 75 летию Победы на станции Петров Вал.
Ещё больше материалов и фото вы сможете найти на сайте:
https://topwar.ru/168781-volzhskaja-rok...radom.html