( Литературный портрет) Вечер. В семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина он проходил как обычно. Отец, построивший в Вятской губернии более 500 зданий различного назначения, занимал в обществе солидное положение и мог позволить семье жить в большом доме. Папа опять занимался какими то чертежами.Маленький Женя приставал «А что ты делаешь, а зачем это». Тогда папа дал сыну карандаш и научил его рисовать.
Мальчик был долгожданным сыном, поэтому его детские шалости всегда оставались безнаказанными, вызывая лишь чувство умиления у родителей и старших сестер. Через шесть лет в семье родился еще один ребенок – Владимир, но Женя так и остался любимчиком и баловнем. Женя донимал его вопросами, что бы ещё нарисовать. На что отец поспешно ответил: «Рисуй хоть чёрта в ступе!». Сын послушался отца, старательно изобразив чёрта, сидящего в ступе. Мама Евгения в молодые годы слыла искусной наездницей, но из-за травмы ей пришлось оставить любимое занятие. Родив детей, она посвятила себя заботе о них и уходу за садовыми и оранжерейными растениями. Мама обожала природу.Поэтому в их доме было всегда много цветов и животных. Приусадебный участок был образцовым.
Обычным делом для Жени Чарушина было выхаживание раненых птиц, выкармливание уток, разведение кроликов, дружба с кошками и собаками. А любимую книгу детства «Жизнь животных» Брема Евгений читал особым способом - забравшись на высокое дерево возле дома. Вот ещё один курьёзный случай, связанный с детскими увлечениями. Однажды шестилетний Женя решил провести эксперимент: употреблять в пищу всё то, что едят птицы. Опыт завершился плачевно, мальчик тяжело заболел тифом. Пятнадцатилетним подростком Евгений начал писать стихи. В ту пору (1916 год) гостеприимный дом Чарушиных часто был полон гостей. Проходили творческие вечера с чтением стихов, демонстрацией рисунков, тёплыми беседами Спустя 5 лет, в 1921 году Евгений Чарушин и его друг по гимназии Юрий Васнецов (известный художник-иллюстратор, дальний родственник художника А. М. Васнецова) - студенты Академии художеств в Петрограде. В период студенчества Чарушин небезосновательно получил прозвище «Евгеша – изобретатель». И действительно, у него были настоящие запатентованные изобретения: планер, на котором он летал, лыжи поплавки, в них он ходил по воде. И вот дипломированный специалист – художник получает приглашение на работу в Детгиз – государственное издание детской литературы в качестве художника-иллюстратора. Первой работой стало оформление повести Виталия Бианки о маленьком рысёнке «Мурзук». Книга после выхода в свет имела большой успех, а один из рисунков Чарушина был куплен Третьяковской Галереей. Известно, что в редакции издательства Чарушин просил многих писателей сделать подписи к его рисункам, на что Маршак ответил: «Вы прекрасно рассказываете, попробуйте писать!». Решающую роль в выходе в свет чарушинских рассказов оказало одобрение Горького, так в 1930 году и появилась первая книга «Щур» о небольшой певчей птице, о плутоватом коте Ваське, собаке Харлашке и волчонке Прошке.
Молодой художник женился в 1928 году, с супругой Натальей Зоновой жил дружно и в ладу. У пары родился сын Никита, ставший единственным наследником и продолжателем творчества отца. Своему любимому ребенку Евгений Иванович посвятил сборник рассказов «Никитка и его друзья». Никита Евгеньевич Чарушин является автором иллюстраций ко многим произведениям, его работы представлены в Третьяковке, государственном Русском музее, экспозициях зарубежных галерей. В годы Великой Отечественной Евгений Иванович с семьей был эвакуирован в родной Киров. Излюбленную анималистическую тематику пришлось на время оставить – военное положение вносило свои коррективы. Иллюстратор оформлял спектакли местного драмтеатра, рисовал для сборников «Боевые дни» и «Наука ненависти», писал плакаты на партизанскую тематику, делал роспись в зданиях Кирова.
Чарушин тесно работал с ленинградским фарфоровым заводом, не только придумывая изображения для росписи, но и изобретая способы их нанесения на готовые изделия. После окончания войны увлекался лепкой миниатюрных фигурок зверушек. Годы войны подорвали здоровье творца. Работая над росписями в Кирове, Чарушин надышался ядовитой нитритной краской, вследствие чего много раз падал без чувств. По окончанию ВОВ ему пришлось перенести инфаркт.
Евгений Иванович скончался от онкологии, как и его отец – архитектор. Только вот Ивану Аполлоновичу удалось дожить до 80 лет, а его сыну было отведено всего 63 года. Стоит сказать, что династия художников Чарушиных продолжается и по сей день. Никита Евгеньевич Чарушин, как и отец, иллюстрировал книги о животных. Дочь Никиты Евгеньевича Наталья Никитична тоже стала художником и работает в детской книге. Дочь Натальи Никитичны - Евгения, названная в честь знаменитого прадеда, также хужожник-иллюстратор.
Почитайкино царство
:Лариса Довгань
ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ ЕВГЕНИЯ ЧАРУШИНА.
( Литературный портрет)
Вечер. В семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина он проходил как обычно. Отец, построивший в Вятской губернии более 500 зданий различного назначения, занимал в обществе солидное положение и мог позволить семье жить в большом доме.
Папа опять занимался какими то чертежами.Маленький Женя приставал «А что ты делаешь, а зачем это». Тогда папа дал сыну карандаш и научил его рисовать.
Женя донимал его вопросами, что бы ещё нарисовать. На что отец поспешно ответил: «Рисуй хоть чёрта в ступе!». Сын послушался отца, старательно изобразив чёрта, сидящего в ступе.
Мама Евгения в молодые годы слыла искусной наездницей, но из-за травмы ей пришлось оставить любимое занятие. Родив детей, она посвятила себя заботе о них и уходу за садовыми и оранжерейными растениями.
Мама обожала природу.Поэтому в их доме было всегда много цветов и животных. Приусадебный участок был образцовым.
Вот ещё один курьёзный случай, связанный с детскими увлечениями. Однажды шестилетний Женя решил провести эксперимент: употреблять в пищу всё то, что едят птицы. Опыт завершился плачевно, мальчик тяжело заболел тифом.
Пятнадцатилетним подростком Евгений начал писать стихи. В ту пору (1916 год) гостеприимный дом Чарушиных часто был полон гостей. Проходили творческие вечера с чтением стихов, демонстрацией рисунков, тёплыми беседами
Спустя 5 лет, в 1921 году Евгений Чарушин и его друг по гимназии Юрий Васнецов (известный художник-иллюстратор, дальний родственник художника А. М. Васнецова) - студенты Академии художеств в Петрограде. В период студенчества Чарушин небезосновательно получил прозвище «Евгеша – изобретатель». И действительно, у него были настоящие запатентованные изобретения: планер, на котором он летал, лыжи поплавки, в них он ходил по воде.
И вот дипломированный специалист – художник получает приглашение на работу в Детгиз – государственное издание детской литературы в качестве художника-иллюстратора. Первой работой стало оформление повести Виталия Бианки о маленьком рысёнке «Мурзук». Книга после выхода в свет имела большой успех, а один из рисунков Чарушина был куплен Третьяковской Галереей.
Известно, что в редакции издательства Чарушин просил многих писателей сделать подписи к его рисункам, на что Маршак ответил:
«Вы прекрасно рассказываете, попробуйте писать!».
Решающую роль в выходе в свет чарушинских рассказов оказало одобрение Горького, так в 1930 году и появилась первая книга «Щур» о небольшой певчей птице, о плутоватом коте Ваське, собаке Харлашке и волчонке Прошке.
В годы Великой Отечественной Евгений Иванович с семьей был эвакуирован в родной Киров. Излюбленную анималистическую тематику пришлось на время оставить – военное положение вносило свои коррективы. Иллюстратор оформлял спектакли местного драмтеатра, рисовал для сборников «Боевые дни» и «Наука ненависти», писал плакаты на партизанскую тематику, делал роспись в зданиях Кирова.
Чарушин тесно работал с ленинградским фарфоровым заводом, не только придумывая изображения для росписи, но и изобретая способы их нанесения на готовые изделия. После окончания войны увлекался лепкой миниатюрных фигурок зверушек.
Годы войны подорвали здоровье творца. Работая над росписями в Кирове, Чарушин надышался ядовитой нитритной краской, вследствие чего много раз падал без чувств. По окончанию ВОВ ему пришлось перенести инфаркт.
Евгений Иванович скончался от онкологии, как и его отец – архитектор. Только вот Ивану Аполлоновичу удалось дожить до 80 лет, а его сыну было отведено всего 63 года.
Стоит сказать, что династия художников Чарушиных продолжается и по сей день. Никита Евгеньевич Чарушин, как и отец, иллюстрировал книги о животных. Дочь Никиты Евгеньевича Наталья Никитична тоже стала художником и работает в детской книге. Дочь Натальи Никитичны - Евгения, названная в честь знаменитого прадеда, также хужожник-иллюстратор.