5 мая 1939 года – в СССР был выполнен первый пассажирский рейс, на котором появилась стюардесса.

Ею стала 20-летняя москвичка Эльза Городецкая.
Это сейчас стюардессы – настоящий символ гражданской авиации. А ведь когда-то пассажиры летали без бортпроводников.
Впрочем, на заре становления гражданской авиации стюардессы были не очень-то и нужны. На первых внутренних пассажирских рейсах в СССР в 1923 году (Москва - Нижний Новгород) летали немецкие «юнкерсы», которые вмещали всего четыре пассажира. И им явно было не до welcome drink, карамелек и влажных салфеток перед вылетом. Как писала газета «Культура», инструкция предписывала пассажирам следить за тем, чтобы у самолета на взлете не отлетело колесо. А если отвалилось – сообщать пилоту.
Только спустя десятилетие, когда самолеты стали больше, а пассажирские кресла шире, в Главном управлении Гражданского воздушного флота СССР задумались хоть о каком-то комфорте для пассажиров.
В июне 1936 года издается указ, о повышении качества обслуживания на рейсах «Аэрофлота»: с тех пор в салонах пассажирских лайнеров запрещается перевозить грузы. Более того, там постелили ковровые дорожки, сиденья укрыли чехлами, и оборудовали буфеты.
Вот только буфеты появились – а о буфетчицах забыли. Первая из них появится спустя три года.
5 мая 1939 года новейший на тот момент советский пассажирский лайнер ПС-84 взлетел с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе (более известный как «Ходынка») и взял курс на Ашхабад. На том рейсе пассажиров впервые в СССР была стюардесса. Ею стала 20-летняя москвичка Эльза Городецкая.
Впрочем, как писал журнал «Огонек», такой должности как бортпроводница в то время еще не существовало, поэтому девушку оформили кладовщицей, а называли по привычке буфетчицей.
Но уже тогда к ней предъявлялись особенные требования – «стюардессы» должны быть не тяжелее 52 кг и не выше 162 см.
В течение двух месяцев Городецкая была единственной стюардессой в СССР. Позже в том же 1939 году в профессия бортпроводник в Советском Союзе была утверждена официально.
С тех пор стюардессами «Аэрофлота» стали тысячи девушек, которые работали во всех территориальных подразделениях гражданской авиации СССР.
При этом, долгое время они летали, что называется, кто в чем. Строгого дресс-кода не было. Было пожелание - светлый верх, темный низ.
Унифицированная форма появится только в 1954 году на международных рейсах. Первая форма советских стюардесс была темно-синей.

Комментарии

  • 6 мая 08:08
    У нас тоже было строго. Никаких косынок,рюшек,кофточа мужского покроя,никокого золота,кроме брачного кольца
  • Комментарий удалён.
  • 6 мая 08:43
    d78a516247
  • 6 мая 10:57
    А шампанское где🤔🤷
  • 6 мая 11:22
    Да.... У нас тоже первое время было тяжело! Подголовники носили сами, хорошо хоть воду привозили. Давали только форму. Обувь нужно было самим приобретать. Рассуждая сейчас! Складывается впечатление! Как будто нас за людей не считали! На работу добирались кто как мог! А после полёта! Экипаж уходил, а мы могли ждать до последнего!!! Когда грузчики соизволят приехать и выгрузить почту и т. д. Со временем немного изменилось, но трудности оставались. Питание было отличное, тележек ещё небыло! Приходилось просто бегать по салону! За 1 час 30 мин. Нужно было открыть консервы, банки с соком, разогреть в духовку мясо или курицу., открыть банки с горошком и все засервировать и разнести., а потом все обратно, собрать разносы и пошли на посадку!!! 🙄🤔Ну как?! Легко!!!
  • 6 мая 15:44
    И с нетерпением ждали следующего вылета!!!!!!!
  • 7 мая 17:56
    Свой путь в авиацию начинал со стюарда или проще - борт проводником ! Условия разительно отличались от условий описанных в изначальной стадии ! Летали на АН- 10 и на АН -24 , Форма уже была , На АН-10 работали бригадой - две девчонки и парень , Девчонки - хозяйки салонов- парень помощник , Прием груза и багажа и расположение по багажникам- дело парня , Коллектив вначале был не большой но как одна семья ! На АН-24 парни летали ночными рейсами, Их правда было не много , Вспоминая то время- мысленно возвращаюсь во времена юности в тот коллектив ! Золотые времена дружбы коллектива взаимопонимания ! Вообщем - МОЛОДОСТЬ !!
  • 9 мая 18:50
    Питание на борту в рейсе, полетом 1.30? Мы из Ташкента в Сочи, Ростов, Донецк летали, время полета, где-то, в районе 3-х часов. У нас питание было только для экипажа! Пассажиров не кормили. Только, если полет с промежуточной посадкой и время полета из одного аэропора в другой превышало 2 с половиной часа, было питание. Да, тогда беготни было!
  • 9 мая 18:52
    А компотницы сами не мыли? А мы мыли, когда в резерве сидели. Сначала в хлорке замачивали на час. Потом мыли. А они, все равно, хлоркой воняли!