Рисунки на советских самолетах, времен Великой Отечественной войны
Украшать самолеты изображениями стали почти сразу после того, как появилась боевая авиация. Считается, что первым рисунком, нанесенным на фюзеляж самолета, стало изображение морского монстра на носу итальянской летающей лодки 1913 года. Позднее нанесение рисунка на самолет стали называть nose art. Первоначально изображения на самолетах напоминали собой геральдические символы, похожие на те, которые наносили на щиты древние рыцари. Стоит вспомнить вставшего на дыбы жеребца (cavallino rampante) итальянского аса Франческо Баракки. Этот герб позднее использовала компания Ferrari. Позднее рисунки на самолетах стали более разнообразными. Например, на фюзеляжах французских самолетов из Escadrille les Cigognes красовались аисты. Наиболее популярным nose art стал в американских ВВС во время Второй мировой войны. Инициаторами раскраски самолета часто выступали уже не пилоты, а обслуживающий его персонал. На развитие nose art в США большое влияние оказал пин-ап. Так, изображение обнаженной звезды пин-ап той эпохи Бетти Грейбл красовалось на многих военных самолетах. В СССР таких вольностей, конечно, старались не допускать, но рисунки на советских самолетах тем не менее, редкостью не были. С рисунками на самолетах многие советские зрители смогли познакомиться благодаря фильму «В бой идут одни “старики”». На фюзеляже самолета командира эскадрильи Алексея Титаренко, которого играл Леонид Быков, был изображен нотный стан (кстати, музыкальная "фраза" на нём изображена с ошибкой, но простим это вольнодумство кинематографистам). Изображение нот также встречалось и на реальных боевых машинах. Рисунок нотного стана, например, был на самолете имевшего музыкальное образование советского летчика-штурмовика Василия Емельяненко. Также, можно вспомнить самолет с нарисованными нотами на борту, который подарил советским летчикам во время войны ансамбль Утесова. Случаи, когда самолеты строились на средства граждан, были нередки. Такие истребители обычно имели надпись с указанием того, на чьи деньги была создана машина. Иногда рядом с надписью было небольшое изображение. Нанесение рисунков на боевые самолеты во время Великой Отечественной войны не приветствовалось - считалось, что это упрощает идентификацию машин противником, но в большинстве случаев, командование закрывало глаза на это своеобразное выражение естественного человеческого тщеславия. Наносить рисунки на фюзеляж особенно часто стали после сражения на Курской дуге в 1943 году, когда стратегическая инициатива войны перешла к Красной Армии. Нередко рядом с изображением на самолете виднелись звездочки по количеству сбитых самолетов противника (впервые это делать стали испанские летчики). На советских самолетах воздушные победы могли обозначаться звездочками нескольких цветов: личную победу отмечали одним цветом, сбитые в группе самолеты — другим. Были случаи, когда фюзеляж украшало изображение «Золотой Звезды» Героя Советского Союза, полученной лётчиком за боевые заслуги. Сохранились и старые традиции, берущие своё начало в античном кораблектроении: нос истребителя иногда напоминал пасть мифического чудовища. Вообще устрашающие противника рисунки и эмблемы наносились часто. Например, на истребителе "Як-9" совесткого аса Гугридзе был изображен дракон, зубастая пасть была на самолете Георгия Костылева. Особых правил по нанесению эмблем не было. В каждой эскадрилье были свои обычаи. Некоторые летчики имели собственную эмблему, другие — общую для всех. Часто самолеты украшали игральные карты или определенная масть из колоды. Как правило, это был туз. Его обычно наносили отличившиеся летчики. Так, тузы были нарисованы на самолете "Ла-5" Александра Павлова, на "ЛаГГ-3" Юрия Шилова. Те, кому удавалось подбить немецкий самолет знаменитой эскадры, размещали на истребителе пронзенную стрелой или обвитую змеей эмблему этой эскадры. Например, самолеты эскадрильи 9-го гвардейского полка, которой командовал Алексей Алелюхин, несли на бортах придуманную летчиком Евгением Дранищевым эмблему с леопардом, разрывающим сердце. Это указывало на то, что летчики одержали победу над асами 9 Staffel JG 52 (сердце под кабиной было их отличительным знаком). Животных часто изображали на советских военных самолетах. Распространенными были и рисунки птиц. Так, подобные изображения были на самолетах таких известных летчиков, как Михаил Авдеев, Владимир Покровский, Вячеслав Сиротин. Особой популярностью пользовались символические изображения, например стрелы и молнии.
✈ РЕЙС НОМЕР ........
Рисунки на советских самолетах, времен Великой Отечественной войны
Украшать самолеты изображениями стали почти сразу после того, как появилась боевая авиация. Считается, что первым рисунком, нанесенным на фюзеляж самолета, стало изображение морского монстра на носу итальянской летающей лодки 1913 года.
Позднее нанесение рисунка на самолет стали называть nose art. Первоначально изображения на самолетах напоминали собой геральдические символы, похожие на те, которые наносили на щиты древние рыцари. Стоит вспомнить вставшего на дыбы жеребца (cavallino rampante) итальянского аса Франческо Баракки. Этот герб позднее использовала компания Ferrari.
Позднее рисунки на самолетах стали более разнообразными. Например, на фюзеляжах французских самолетов из Escadrille les Cigognes красовались аисты. Наиболее популярным nose art стал в американских ВВС во время Второй мировой войны. Инициаторами раскраски самолета часто выступали уже не пилоты, а обслуживающий его персонал. На развитие nose art в США большое влияние оказал пин-ап. Так, изображение обнаженной звезды пин-ап той эпохи Бетти Грейбл красовалось на многих военных самолетах. В СССР таких вольностей, конечно, старались не допускать, но рисунки на советских самолетах тем не менее, редкостью не были.
С рисунками на самолетах многие советские зрители смогли познакомиться благодаря фильму «В бой идут одни “старики”». На фюзеляже самолета командира эскадрильи Алексея Титаренко, которого играл Леонид Быков, был изображен нотный стан (кстати, музыкальная "фраза" на нём изображена с ошибкой, но простим это вольнодумство кинематографистам). Изображение нот также встречалось и на реальных боевых машинах. Рисунок нотного стана, например, был на самолете имевшего музыкальное образование советского летчика-штурмовика Василия Емельяненко. Также, можно вспомнить самолет с нарисованными нотами на борту, который подарил советским летчикам во время войны ансамбль Утесова. Случаи, когда самолеты строились на средства граждан, были нередки. Такие истребители обычно имели надпись с указанием того, на чьи деньги была создана машина. Иногда рядом с надписью было небольшое изображение.
Нанесение рисунков на боевые самолеты во время Великой Отечественной войны не приветствовалось - считалось, что это упрощает идентификацию машин противником, но в большинстве случаев, командование закрывало глаза на это своеобразное выражение естественного человеческого тщеславия. Наносить рисунки на фюзеляж особенно часто стали после сражения на Курской дуге в 1943 году, когда стратегическая инициатива войны перешла к Красной Армии. Нередко рядом с изображением на самолете виднелись звездочки по количеству сбитых самолетов противника (впервые это делать стали испанские летчики). На советских самолетах воздушные победы могли обозначаться звездочками нескольких цветов: личную победу отмечали одним цветом, сбитые в группе самолеты — другим.
Были случаи, когда фюзеляж украшало изображение «Золотой Звезды» Героя Советского Союза, полученной лётчиком за боевые заслуги. Сохранились и старые традиции, берущие своё начало в античном кораблектроении: нос истребителя иногда напоминал пасть мифического чудовища. Вообще устрашающие противника рисунки и эмблемы наносились часто. Например, на истребителе "Як-9" совесткого аса Гугридзе был изображен дракон, зубастая пасть была на самолете Георгия Костылева.
Особых правил по нанесению эмблем не было. В каждой эскадрилье были свои обычаи. Некоторые летчики имели собственную эмблему, другие — общую для всех. Часто самолеты украшали игральные карты или определенная масть из колоды. Как правило, это был туз. Его обычно наносили отличившиеся летчики. Так, тузы были нарисованы на самолете "Ла-5" Александра Павлова, на "ЛаГГ-3" Юрия Шилова.
Те, кому удавалось подбить немецкий самолет знаменитой эскадры, размещали на истребителе пронзенную стрелой или обвитую змеей эмблему этой эскадры. Например, самолеты эскадрильи 9-го гвардейского полка, которой командовал Алексей Алелюхин, несли на бортах придуманную летчиком Евгением Дранищевым эмблему с леопардом, разрывающим сердце. Это указывало на то, что летчики одержали победу над асами 9 Staffel JG 52 (сердце под кабиной было их отличительным знаком). Животных часто изображали на советских военных самолетах. Распространенными были и рисунки птиц. Так, подобные изображения были на самолетах таких известных летчиков, как Михаил Авдеев, Владимир Покровский, Вячеслав Сиротин. Особой популярностью пользовались символические изображения, например стрелы и молнии.