Предлагаю вашему вниманию Тематический классный час "Духовые инструменты в истории развития музыкальной культуры" Подготовила преподаватель оркестрового отдела Самарская В.В Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки. Материал был под рукой. Камышовые тростинки, бамбук и другие веточки служили основой будущих свирелей. Кто и когда догадался проделать в них дырочки, никому не известно. Однако, духовые инструменты, сделанные из подручных материалов, навсегда заняли место в сердцах людей. КАКОЙ ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДОЙДЁТ РЕБЁНКУ? Для маленьких детей деревянные духовые инструменты – это как раз то, что нужно. Как правило, на медных инструментах начинают обучать тогда, когда появляются силы и укрепляется мышечный корсет, хотя исключения встречаются. Что же касается деревянных духовых, то прекрасный выбор для малышей – блокфлейта. Играть на ней просто и легко, поскольку не требуется каких-либо усилий со стороны дыхательного аппарата. Свирель — русский инструмент рода двуствольной продольной флейты. Летописцы употребляют три названия инструментов такого типа: свирель, сопель и цевница. Упоминание о свирели датируется концом XI века. Кларнет— деревянный духовой музыкальный инструмент. Кувиклы (кугиклы, кувички) — русская разновидность многоствольчатой флейты (флейты Пана). В русских кувиклах каждая дудочка имеет своё название: гудень, подгудень, средняя, и самая маленькая — пятушка. Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется парой. Окарина — род свистковой сосудообразной флейты, преимущественно керамические свистульки. Саксофон - первый саксофон был сотворен бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом в Париже в 1842 году. Этот первый инструмент владел всеми характеристиками современного саксофона : имел металлический конический корпус, мундштук, который был заимствован у кларнета , одинарную трость и систему кольцевых клапанов Теобальда Бёма. Саксофон имел «змееобразную» форму. Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века. В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях. Флейта — один из древнейших музыкальных инструментов, официальные источники датируют ее появление 35 — 40 тысяч лет до нашей эры. Но возможно этот удивительный музыкальный инструмент намного раньше. Прообразом современной флейты является обыкновенный свисток, звук в котором появляется при колебании воздушной струи воздуха, который рассекается об острый край дерева или другого материала, они изготавливались из глины, камня, дерева. Они существовали у большинства народов в качестве различных сигнальных приспособлений, детских игрушек и как музыкальные инструменты. В дальнейшем в свистковой трубочке прорезались отверстия, зажимая которые можно было регулировать высоту звука. Хроматические лады образовывались с помощью пальцевых комбинаций и при закрытии отверстий на половину или на четверть. Повышение звука на октаву происходило с помощь увеличения силы и/или направления дыхания. Постепенно свистковая трубочка становилась длиннее, а отверстий становилось больше. Современные флейты подразделяются на несколько основных видов. Поперечная флейта была известна в Египте еще более пяти тысяч лет тому назад и до сих пор остается основным духовым инструментом на всем Ближнем Востоке. В Китае поперечная флейта известна более трех тысяч лет, в Индии и Японии более двух тысяч лет. На Руси разновидностью продольной флейты было свирель, но датировать ее появление не представляется возможным. Евгения Селезнева Упоминания и изображения горнов, труб и морских раковин встречаются у всех народов дохристианской эпохи. Их звуки могли преодолевать большие расстояния, и часто были единственным способом быстро передать сообщение. Около пяти тысяч лет назад в Древнем Египте появились первые трубы и флейты. В Элладу их завезли из Фракии (современная Турция), в компанию к авлосам, предшественникам гобоя. В Индии и сегодня играют на поперечной флейте-бансури. Многие инструменты коренных народов, например, диджериду австралийских аборигенов, сохранили свою конструкцию в прямом смысле с доисторических времен.Средневековье: военные марши и башенные музыканты Проходили столетия, люди осваивали все больше способов обработки металла. Активная торговля с Азией способствовала обмену секретами мастерства. Так, кавказская зурна стала прообразом для шалмея, очень популярного в Европе с XII столетия. Большим успехом в то время пользовался корнет – его ценили за возможность тянуть долгую ноту и «имитировать» человеческие голоса. Сохранилось около 50 инструментов лур – скандинавского «прадедушки» нашего тромбона. Изогнутые бронзовые стволы длиной до двух метров издавали похожие на тромбон и валторну звуки и часто использовались в культовых обрядах. Как и лур, многие инструменты того времени – серпент, крумгорн, раушпфайф – сегодня можно увидеть разве что в музее. В эпоху Средневековья духовые по-прежнему чаще использовались для подачи сигналов, а не для наслаждения музыкой. Громкие, звучные, они не могли передать сложные интонации и переливы мелодий, а попытки резкого перехода в другую тональность неизменно сопровождались резкими диссонансами. Только в XVII веке, в эпоху барокко появились гобои, кларнеты и фаготы, а композиторы начали писать для них партии. В основном же духовые использовались для военных маршей, а трубачи с городских башен извещали о приезде важных персон и сообщали время.Вентиль, который все изменил Такая невостребованность труб и валторн в мире оркестровой музыки объяснялась их техническим несовершенством: длина воздушного столба внутри инструмента всегда оставалась одинаковой. Это значит, что музыкант мог извлечь лишь ограниченное количество звуков так называемого натурального ряда, в то время как сложные оркестровые симфонии требовали хроматического – с равномерными интервалами октав. В 1830-е появился вращающийся вентиль, который позволил менять объем воздуха в трубе и, соответственно, понижать или повышать тон. Так медные духовые инструменты, наконец, приобщились к миру хроматического звукоряда и стали полноценными участниками в любом оркестре. Кто именно первым придумал вентиль, неизвестно – чаще всего упоминают Джозефа Феликса Ридля, венского мастера музыкальных дел.Адольф Сакс – «отец» саксофона и не только Уроженец Бельгии Адольф Сакс, старший из 11 детей музыкального мастера-самоучки Шарля Сакса, унаследовал и превзошел отцовский талант изобретателя. Шарль создавал превосходные флейты и был популярен при дворе, а его сын подарил миру главный джазовый инструмент. В возрасте 32 лет Адольф Сакс открывает собственную фабрику духовых инструментов, а через четыре года, в 1846, получает патент на саксофон, изначально - «мундштучный офиклеид». Одновременно он разрабатывает семейство саксгорнов и саксотруб, с успехов заменивших валторны и фаготы в военных оркестрах. Увы, изобретатель саксофона умер в нищете – его разорили бесконечные судебные тяжбы с завистливыми конкурентами. Что же, сегодня этих мастеров не помнит никто, а вот имя Адольфа Сакса навсегда осталось в его инструментах.Казалось бы, что еще можно изобретать теперь, когда всей человеческой жизни не хватит, чтобы освоить хотя бы половину уже существующих инструментов? Инженеры Нил Штайнер и Билл Бернарди, авторы первых электронных духовых, с такой постановкой вопроса не согласились. Lyricon Бернарди появился в середине 70-х и представлял собой гибрид синтезатора и саксофона. В наборе к нему шла контрольная панель с множеством кнопок и переключателей (в Lyricon II ее уже не было). Мундштук был изготовлен из влагостойкого материала, а нажатие клавиш и давление воздуха контролировали фотоэлементы. Увы, Lyricon оказался коммерчески провальным – джазмены предпочитали классику, а электронщикам проще было купить обычный синтезатор. Тем не менее, инструмент нашел своих почитателей. Например, его можно услышать в песне “Billie Jean” Майкла Джексона. Сегодня на смену Lyricon пришел EWI – Electronic Wind Instrument от фирмы Akai Professional. Его создатель Нил Штайнер десятилетиями изучал механизм и звучание всевозможных духовых, чтобы в итоге объединить их в одно целое.
г.Кировское. Музыкальная школа
:Светлана Албу(Гузенко)
Дорогие ребята!
Предлагаю вашему вниманию Тематический классный час "Духовые инструменты в истории развития музыкальной культуры"
Подготовила преподаватель оркестрового отдела Самарская В.В
Деревянные духовые инструменты – самые древние наряду с барабаном и некоторыми другими ударными. На многих сюжетах пасторали, картинках древности можно увидеть всевозможные дудочки и свирели, на которых играли наши предки. Материал был под рукой. Камышовые тростинки, бамбук и другие веточки служили основой будущих свирелей. Кто и когда догадался проделать в них дырочки, никому не известно. Однако, духовые инструменты, сделанные из подручных материалов, навсегда заняли место в сердцах людей.
КАКОЙ ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДОЙДЁТ РЕБЁНКУ? Для маленьких детей деревянные духовые инструменты – это как раз то, что нужно. Как правило, на медных инструментах начинают обучать тогда, когда появляются силы и укрепляется мышечный корсет, хотя исключения встречаются. Что же касается деревянных духовых, то прекрасный выбор для малышей – блокфлейта. Играть на ней просто и легко, поскольку не требуется каких-либо усилий со стороны дыхательного аппарата.
Свирель — русский инструмент рода двуствольной продольной флейты. Летописцы употребляют три названия инструментов такого типа: свирель, сопель и цевница. Упоминание о свирели датируется концом XI века.
Кларнет— деревянный духовой музыкальный инструмент.
Кувиклы (кугиклы, кувички) — русская разновидность многоствольчатой флейты (флейты Пана). В русских кувиклах каждая дудочка имеет своё название: гудень, подгудень, средняя, и самая маленькая — пятушка. Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется парой.
Окарина — род свистковой сосудообразной флейты, преимущественно керамические свистульки. Саксофон - первый саксофон был сотворен бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом в Париже в 1842 году. Этот первый инструмент владел всеми характеристиками современного саксофона : имел металлический конический корпус, мундштук, который был заимствован у кларнета , одинарную трость и систему кольцевых клапанов Теобальда Бёма. Саксофон имел «змееобразную» форму. Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века. В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях. Флейта — один из древнейших музыкальных инструментов, официальные источники датируют ее появление 35 — 40 тысяч лет до нашей эры. Но возможно этот удивительный музыкальный инструмент намного раньше. Прообразом современной флейты является обыкновенный свисток, звук в котором появляется при колебании воздушной струи воздуха, который рассекается об острый край дерева или другого материала, они изготавливались из глины, камня, дерева. Они существовали у большинства народов в качестве различных сигнальных приспособлений, детских игрушек и как музыкальные инструменты.
В дальнейшем в свистковой трубочке прорезались отверстия, зажимая которые можно было регулировать высоту звука. Хроматические лады образовывались с помощью пальцевых комбинаций и при закрытии отверстий на половину или на четверть. Повышение звука на октаву происходило с помощь увеличения силы и/или направления дыхания. Постепенно свистковая трубочка становилась длиннее, а отверстий становилось больше. Современные флейты подразделяются на несколько основных видов. Поперечная флейта была известна в Египте еще более пяти тысяч лет тому назад и до сих пор остается основным духовым инструментом на всем Ближнем Востоке. В Китае поперечная флейта известна более трех тысяч лет, в Индии и Японии более двух тысяч лет. На Руси разновидностью продольной флейты было свирель, но датировать ее появление не представляется возможным.
Евгения Селезнева
Упоминания и изображения горнов, труб и морских раковин встречаются у всех народов дохристианской эпохи. Их звуки могли преодолевать большие расстояния, и часто были единственным способом быстро передать сообщение.
Около пяти тысяч лет назад в Древнем Египте появились первые трубы и флейты. В Элладу их завезли из Фракии (современная Турция), в компанию к авлосам, предшественникам гобоя. В Индии и сегодня играют на поперечной флейте-бансури. Многие инструменты коренных народов, например, диджериду австралийских аборигенов, сохранили свою конструкцию в прямом смысле с доисторических времен.Средневековье: военные марши и башенные музыканты
Проходили столетия, люди осваивали все больше способов обработки металла. Активная торговля с Азией способствовала обмену секретами мастерства. Так, кавказская зурна стала прообразом для шалмея, очень популярного в Европе с XII столетия. Большим успехом в то время пользовался корнет – его ценили за возможность тянуть долгую ноту и «имитировать» человеческие голоса.
Сохранилось около 50 инструментов лур – скандинавского «прадедушки» нашего тромбона. Изогнутые бронзовые стволы длиной до двух метров издавали похожие на тромбон и валторну звуки и часто использовались в культовых обрядах. Как и лур, многие инструменты того времени – серпент, крумгорн, раушпфайф – сегодня можно увидеть разве что в музее.
В эпоху Средневековья духовые по-прежнему чаще использовались для подачи сигналов, а не для наслаждения музыкой. Громкие, звучные, они не могли передать сложные интонации и переливы мелодий, а попытки резкого перехода в другую тональность неизменно сопровождались резкими диссонансами.
Только в XVII веке, в эпоху барокко появились гобои, кларнеты и фаготы, а композиторы начали писать для них партии. В основном же духовые использовались для военных маршей, а трубачи с городских башен извещали о приезде важных персон и сообщали время.Вентиль, который все изменил
Такая невостребованность труб и валторн в мире оркестровой музыки объяснялась их техническим несовершенством: длина воздушного столба внутри инструмента всегда оставалась одинаковой. Это значит, что музыкант мог извлечь лишь ограниченное количество звуков так называемого натурального ряда, в то время как сложные оркестровые симфонии требовали хроматического – с равномерными интервалами октав.
В 1830-е появился вращающийся вентиль, который позволил менять объем воздуха в трубе и, соответственно, понижать или повышать тон. Так медные духовые инструменты, наконец, приобщились к миру хроматического звукоряда и стали полноценными участниками в любом оркестре. Кто именно первым придумал вентиль, неизвестно – чаще всего упоминают Джозефа Феликса Ридля, венского мастера музыкальных дел.Адольф Сакс – «отец» саксофона и не только
Уроженец Бельгии Адольф Сакс, старший из 11 детей музыкального мастера-самоучки Шарля Сакса, унаследовал и превзошел отцовский талант изобретателя. Шарль создавал превосходные флейты и был популярен при дворе, а его сын подарил миру главный джазовый инструмент.
В возрасте 32 лет Адольф Сакс открывает собственную фабрику духовых инструментов, а через четыре года, в 1846, получает патент на саксофон, изначально - «мундштучный офиклеид». Одновременно он разрабатывает семейство саксгорнов и саксотруб, с успехов заменивших валторны и фаготы в военных оркестрах.
Увы, изобретатель саксофона умер в нищете – его разорили бесконечные судебные тяжбы с завистливыми конкурентами. Что же, сегодня этих мастеров не помнит никто, а вот имя Адольфа Сакса навсегда осталось в его инструментах.Казалось бы, что еще можно изобретать теперь, когда всей человеческой жизни не хватит, чтобы освоить хотя бы половину уже существующих инструментов? Инженеры Нил Штайнер и Билл Бернарди, авторы первых электронных духовых, с такой постановкой вопроса не согласились.
Lyricon Бернарди появился в середине 70-х и представлял собой гибрид синтезатора и саксофона. В наборе к нему шла контрольная панель с множеством кнопок и переключателей (в Lyricon II ее уже не было). Мундштук был изготовлен из влагостойкого материала, а нажатие клавиш и давление воздуха контролировали фотоэлементы.
Увы, Lyricon оказался коммерчески провальным – джазмены предпочитали классику, а электронщикам проще было купить обычный синтезатор. Тем не менее, инструмент нашел своих почитателей. Например, его можно услышать в песне “Billie Jean” Майкла Джексона.
Сегодня на смену Lyricon пришел EWI – Electronic Wind Instrument от фирмы Akai Professional. Его создатель Нил Штайнер десятилетиями изучал механизм и звучание всевозможных духовых, чтобы в итоге объединить их в одно целое.