Портреты классиков русской литературы - особая тема как в литературоведении, так и в искусствоведении. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют "золотым веком" русской культуры. В изобразительном искусстве пушкинского времени не было строгого единообразия, как не было и какого-либо единого отношения к нему. Пусть образ А.С.Пушкина будет разным, непохожим на себя, ведь в жизни, судя по воспоминаниям современников, он был очень разным. 🎨Тропинин Василий Андреевич. Александр Сергеевич Пушкин, 1827 «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами» (С.А. Соболевский из письма к М.П. Погодину 1868 г.). 🎨Гейтман Егор Иванович. А.С. Пушкин, 1822 Этот гравированный портрет использовался в иллюстрациях первого издания «Кавказского пленника». Пытаясь раскрыть имя художника, нарисовавшего портрет Пушкина, с которого делалась Гейтманом гравюра, некоторые исследователи не отрицали возможности участия в этом рисунке К.П. Брюллова. 🎨Иванов Юрий Валентинович. Саша Пушкин - лицеист, 1984 Пушкин - лицеист. Подросток Пушкин… Мечтательный, задумчивый, кудрявый, уже не ребенок, но еще не юноша, таков Пушкин – лицеист. 🎨Репин Илья Ефимович. А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года, 1911 Пушкин вспоминает об экзамене в Царском Селе, состоявшемся в 1815 году, как приехал в лицей знаменитый поэт Г. Р. Державин. Утомленный однообразием экзамена, Державин задремал. Он внезапно оживился, когда Пушкин начал читать свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Державин был восхищен талантом молодого поэта. И. Репин изобразил на своей картине, написанной в 1911 году, волнительный сюжет, где юный поэт читает свое стихотворение. 🎨Соколов Пётр Фёдорович. Портрет А.С. Пушкина, 1836 Соколов изобразил Пушкина в его любимой позе со скрещенными на груди руками. "Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное". (Л.П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора). 🎨Гиппиус Густав Адольф. А.С. Пушкин, 1827-1828 А.С. Пушкин на литографии Гиппиуса лишен романтического ореола. Это взгляд на Пушкина стороннего человека, не испытывающего священного трепета перед русским национальным гением. 🎨Айвазовский Иван Константинович, Репин Илья Ефимович А.С. Пушкин на берегу Черного моря 1897 Одесский художественный музей, Украина Айвазовский писал эту картину совместно с Репиным. Каким было разделение труда — очевидно: одному досталось море, другому — человеческая фигура. Репин жадно допрашивал всех, кого мог, о внешности Пушкина, его жестах и осанке, а позже писал: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку». Картину живописцы пожертвовали Обществу нуждающихся актеров. 🎨Линев Иван Логинович. Портрет Пушкина 1836-1837 Последний портрет Пушкина, написанный при его жизни. Существует и мистическая версия, что прототипом для линевского портрета живого поэта послужил облик Пушкина, уже лежащего в гробу. Она основывается на попытке реконструировать события 29-30 января 1837 года. Достоверно известно, что И.С. Тургенев принес локон, срезанный Никитой Козловым с головы умершего поэта, в дом Линева. Дальше идут домыслы... Возможно, узнав о кончине поэта, И.Л. Линев пошел в дом на набережной Мойки проститься с ним и там стоял у гроба, "впитывая" в себя образ уже мертвого лица поэта. Затем "оживил" в картине этот образ, но сохранил при этом черты запомнившегося ему мертвого лица - приплюснутого, с впалым подбородком, узкими и не рельефными губами.
Белоомутская библиотека имени Н.П.Огарёва
ПУШКИН В ЖИВОПИСИ 🎨
Портреты классиков русской литературы - особая тема как в литературоведении, так и в искусствоведении. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют "золотым веком" русской культуры. В изобразительном искусстве пушкинского времени не было строгого единообразия, как не было и какого-либо единого отношения к нему. Пусть образ А.С.Пушкина будет разным, непохожим на себя, ведь в жизни, судя по воспоминаниям современников, он был очень разным.
🎨Тропинин Василий Андреевич. Александр Сергеевич Пушкин, 1827 «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами» (С.А. Соболевский из письма к М.П. Погодину 1868 г.).
🎨Гейтман Егор Иванович. А.С. Пушкин, 1822
Этот гравированный портрет использовался в иллюстрациях первого издания «Кавказского пленника». Пытаясь раскрыть имя художника, нарисовавшего портрет Пушкина, с которого делалась Гейтманом гравюра, некоторые исследователи не отрицали возможности участия в этом рисунке К.П. Брюллова.
🎨Иванов Юрий Валентинович. Саша Пушкин - лицеист, 1984
Пушкин - лицеист. Подросток Пушкин… Мечтательный, задумчивый, кудрявый, уже не ребенок, но еще не юноша, таков Пушкин – лицеист.
🎨Репин Илья Ефимович. А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года, 1911
Пушкин вспоминает об экзамене в Царском Селе, состоявшемся в 1815 году, как приехал в лицей знаменитый поэт Г. Р. Державин. Утомленный однообразием экзамена, Державин задремал. Он внезапно оживился, когда Пушкин начал читать свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Державин был восхищен талантом молодого поэта. И. Репин изобразил на своей картине, написанной в 1911 году, волнительный сюжет, где юный поэт читает свое стихотворение.
🎨Соколов Пётр Фёдорович. Портрет А.С. Пушкина, 1836
Соколов изобразил Пушкина в его любимой позе со скрещенными на груди руками. "Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное". (Л.П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора).
🎨Гиппиус Густав Адольф. А.С. Пушкин, 1827-1828
А.С. Пушкин на литографии Гиппиуса лишен романтического ореола. Это взгляд на Пушкина стороннего человека, не испытывающего священного трепета перед русским национальным гением.
🎨Айвазовский Иван Константинович, Репин Илья Ефимович
А.С. Пушкин на берегу Черного моря 1897 Одесский художественный музей, Украина Айвазовский писал эту картину совместно с Репиным. Каким было разделение труда — очевидно: одному досталось море, другому — человеческая фигура. Репин жадно допрашивал всех, кого мог, о внешности Пушкина, его жестах и осанке, а позже писал: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку». Картину живописцы пожертвовали Обществу нуждающихся актеров.
🎨Линев Иван Логинович. Портрет Пушкина 1836-1837
Последний портрет Пушкина, написанный при его жизни. Существует и мистическая версия, что прототипом для линевского портрета живого поэта послужил облик Пушкина, уже лежащего в гробу. Она основывается на попытке реконструировать события 29-30 января 1837 года. Достоверно известно, что И.С. Тургенев принес локон, срезанный Никитой Козловым с головы умершего поэта, в дом Линева. Дальше идут домыслы... Возможно, узнав о кончине поэта, И.Л. Линев пошел в дом на набережной Мойки проститься с ним и там стоял у гроба, "впитывая" в себя образ уже мертвого лица поэта. Затем "оживил" в картине этот образ, но сохранил при этом черты запомнившегося ему мертвого лица - приплюснутого, с впалым подбородком, узкими и не рельефными губами.