Уже в древности люди познакомились со свойствами глины и поняли, что этот мягкий и податливый материал после обжига становится очень твердым; началось создание первой глиняной посуды, которая, конечно, не отличалась изяществом, но все же выполняла свои функции – годилась для приготовления пищи и хранения жидкостей и круп. Так и появилось гончарство.
Отличительной чертой керамики является, пожалуй, только то, что в ней может использоваться не только глина, но и другие неорганические вещества – например, стекло. Гончарство и керамика, изображение №1 Историческая справка
Гончарство было известно всем древним народам. Об этом свидетельствуют отдельные места Ветхого Завета; образцы древнегреческой и древнекитайской материальной культуры и т.д. Везде это ремесло развивалось с разной скоростью и по-разному проявляло себя.
В Европе вплоть до VIII в. гончарство находилось в упадке, но во времена Реконкисты мавры дали ему новый толчок, после чего гончарная продукция стала использоваться не только для приготовления посуды. Из Испании мода на гончарное производство перебирается в Италию, где переживает свой расцвет в эпоху Ренессанса. После итальянцев гончарство, обогащенное большим количеством новых техник и технологий, перенимают французы, голландцы и немцы. Каждый народ вносил в это ремесло что-то новое и необычное.
На Руси гончарные изделия уже в средние века использовались не только для приготовления пищи. Например, глиняные кувшины вмуровывали в стены церквей для улучшения акустики во время литургии.
Гончарство на Донбассе тоже имеет свою историю. Здесь богатые залежи глин, наиболее качественное сырье добывается на севере региона, чем и обусловлено производство керамики именно на этой территории. К сожалению, донецким гончарам пришлось искать замену качественной северной глине. Она нашлась недалеко от г. Харцызска и в Шахтерском районе Донецкой Народной Республики. Кроме того, во время поисков выяснилось, что около десяти лет назад гончарство даже преподавалось на уроках труда в одном из сел Шахтерского районе.
Гончарное дело изначально было создано лишь с утилитарными целями – для создания посуды, в которой можно готовить еду или хранить жидкости и крупы. Но со временем гончарство стало не только ремеслом, пригодным лишь для быта, оно облагораживалось, украшалось всяческими способами – и теперь это самое настоящее искусство. Подготовка материала
Основным материалом в гончарном ремесле служит глина. Она должна обладать такими свойствами, как вязкость и температурное сопротивление. Однако для равномерного сжатия при обжиге в глину необходимо добавлять и другие материалы. Так, это могут быть песок и зола для простых изделий, древесные опилки или шамот (порошок от заранее обожженной глины) – для более сложных.
Чтобы создавать гончарные изделия, добытую глину следует сперва выдержать в воде или на воздухе, а затем смять в деревянном ящике, разрезать на полосы, тщательно очистить их и вновь смять до состояния однородности. Готовая глина должна пролежать в специальном ящике не менее трех месяцев, прежде чем ее можно будет использовать. Чем дольше глина хранится, тем выше ее качество.
Александр Викторович Ткаченко за работой
Техники декорирования
Чтобы готовое изделие не только выполняло свое назначение, но и радовало глаз, будучи самым настоящим предметом искусства, после его изготовления нужно уделить время для декорирования. Существует большое количество разных техник. Во-первых, они делятся в зависимости от того, как именно украшается готовое изделие. При использовании скульптурных способов объемные декоративные элементы делаются из самой глины или в ней; при технологических способах применяются дополнительные техники, а в живописных способах используется роспись. Скульптурные способы
Гравировка. Это практически резьба по поверхности уже высохшей глины. Гравируя, стоит быть максимально аккуратным, чтобы не испортить готовое изделие.
Налепы. Этот декоративный элемент создается с помощью небольших кусочков глины, которым придется форма. Налепы размещаются на поверхности готового изделия перед его обжигом. Стоит обратить внимание на то, чтобы между поверхностью изделия и налепом не было пузырьков воздуха, иначе при обжиге его разорвет.
Фляндровка. При этой технике изделие сразу создается из нескольких полос цветной глины, которые в процессе обработки на гончарном круге смешиваются, в результате чего изделие выглядит так, будто на нем есть мраморные разводы.
Технологические способы
Глянцевание (лощение). Гладким предметом (например, камнем) на сухое изделие аккуратно наносятся узоры: линии, полосы и другие декоративные элементы.
Обжиг поваренной солью. Перед обжигом необходимо посыпать угли в топке поваренной солью, благодаря этому на изделии появится светло-желтый налет, напоминающий глазурь.
Живописные способы
Существует большое количество живописных способов декорирования изделия: разнообразные виды росписи (по-сырому, по глазури, с промежуточным слоем глазури, надглазурная), аэрография, шелкография, перевод печати, декорирование штампом. У всех этих техник свои особенности, но в то же время автор практически не ограничен в том, как именно он будет украшать изделие.
Советы начинающим
· приобретать гончарный круг совсем не обязательно. Существует большое количество техник, которые выполняются вручную (например, лепка из жгутов или полос);
· на гончарном кругу лучше учиться работать, имея опору для локтей;
· следует накрывать глину влажной тканью, чтобы материал не высыхал;
· руки также регулярно стоит смачивать, чтобы глина не налипала на них;
· углубления в глиняном изделии на гончарном круге нужно делать большими пальцами;
· время обжига зависит от размера изделия и количества влаги, которая осталась в глине;
· обжигать изделие в домашних условиях можно в духовке, при этом важно соблюдать чередование времени обжига и отдыха: на каждые 10 минут обжига приходится примерно 15 минут отдыха, при этом каждый раз духовка нагревается немного больше;
· определить пригодность глины для лепки можно довольно простым способом: из небольшого комка увлажненной глины скатайте жгут толщиной примерно с указательный палец и медленно согните его пополам. Если на месте сгиба не образуются трещины или их очень мало, глины пригодны для работы;
· при работе с глиной практически отсутствуют остатки: необожженную глину можно использовать вторично, постоянно восстанавливая с помощью процесса гидрации (заливания водой);
· если вы окрашиваете глину для какого-то изделия, лучше использовать ее не сразу, а подождать несколько месяцев, пока восстановятся пластические свойства глины;
· следите за тем, чтобы толщина стенок изготовляемого изделия везде была одинаковой, иначе сосуд непременно лопнет при обжиге. Интересные факты
· сосуды, выполненные без гончарного круга, высоко ценятся в современной Японии, где ручной формовкой занимаются известные гончары;
· гончарный круг впервые появился в Вавилоне в IV тыс. до н.э., потом он был известен Египту и Индии; в Европе гончарный круг появился в середине I тыс. до н. э.;
· глина может кардинально поменять свой цвет после обжига: зеленая станет розовой, бурая красной, а синяя и черная – белой.
В Донецкой Народной Республике гончарным ремеслом и керамикой занимаются Александр Викторович Ткаченко (г. Донецк), Геннадий Григорьевич Васильев, Максим Геннадиевич Васильев, Ирина Юрьевна Васильева, Анна Геннадиевна Васильева-Шакина (г. Донецк), Светлана Викторовна Жукова (г. Донецк), Ольга Валерьевна Клеванова (г. Донецк), Анна Владимировна Коровина (г. Горловка), Андрей Геннадиевич Романов (г. Макеевка), Василий Николаевич Сиваков (г. Макеевка), Наталья Евгеньевна Фоменко (г. Донецк) и др. В статье использованы фотографии работ Ткаченко Александра Викторовича, Васильевых Геннадия Григорьевича и Ирины Юрьевны, Фоменко Натальи Евгеньевны, Васильева Максима Геннадиевича.
Республиканский дом народного творчества и кино
Гончарство и керамика
Уже в древности люди познакомились со свойствами глины и поняли, что этот мягкий и податливый материал после обжига становится очень твердым; началось создание первой глиняной посуды, которая, конечно, не отличалась изяществом, но все же выполняла свои функции – годилась для приготовления пищи и хранения жидкостей и круп. Так и появилось гончарство.
Отличительной чертой керамики является, пожалуй, только то, что в ней может использоваться не только глина, но и другие неорганические вещества – например, стекло.
Гончарство и керамика, изображение №1
Историческая справка
Гончарство было известно всем древним народам. Об этом свидетельствуют отдельные места Ветхого Завета; образцы древнегреческой и древнекитайской материальной культуры и т.д. Везде это ремесло развивалось с разной скоростью и по-разному проявляло себя.
В Европе вплоть до VIII в. гончарство находилось в упадке, но во времена Реконкисты мавры дали ему новый толчок, после чего гончарная продукция стала использоваться не только для приготовления посуды. Из Испании мода на гончарное производство перебирается в Италию, где переживает свой расцвет в эпоху Ренессанса. После итальянцев гончарство, обогащенное большим количеством новых техник и технологий, перенимают французы, голландцы и немцы. Каждый народ вносил в это ремесло что-то новое и необычное.
На Руси гончарные изделия уже в средние века использовались не только для приготовления пищи. Например, глиняные кувшины вмуровывали в стены церквей для улучшения акустики во время литургии.
Гончарство на Донбассе тоже имеет свою историю. Здесь богатые залежи глин, наиболее качественное сырье добывается на севере региона, чем и обусловлено производство керамики именно на этой территории. К сожалению, донецким гончарам пришлось искать замену качественной северной глине. Она нашлась недалеко от г. Харцызска и в Шахтерском районе Донецкой Народной Республики. Кроме того, во время поисков выяснилось, что около десяти лет назад гончарство даже преподавалось на уроках труда в одном из сел Шахтерского районе.
Гончарное дело изначально было создано лишь с утилитарными целями – для создания посуды, в которой можно готовить еду или хранить жидкости и крупы. Но со временем гончарство стало не только ремеслом, пригодным лишь для быта, оно облагораживалось, украшалось всяческими способами – и теперь это самое настоящее искусство.
Подготовка материала
Основным материалом в гончарном ремесле служит глина. Она должна обладать такими свойствами, как вязкость и температурное сопротивление. Однако для равномерного сжатия при обжиге в глину необходимо добавлять и другие материалы. Так, это могут быть песок и зола для простых изделий, древесные опилки или шамот (порошок от заранее обожженной глины) – для более сложных.
Чтобы создавать гончарные изделия, добытую глину следует сперва выдержать в воде или на воздухе, а затем смять в деревянном ящике, разрезать на полосы, тщательно очистить их и вновь смять до состояния однородности. Готовая глина должна пролежать в специальном ящике не менее трех месяцев, прежде чем ее можно будет использовать. Чем дольше глина хранится, тем выше ее качество.
Техники декорирования
Чтобы готовое изделие не только выполняло свое назначение, но и радовало глаз, будучи самым настоящим предметом искусства, после его изготовления нужно уделить время для декорирования. Существует большое количество разных техник. Во-первых, они делятся в зависимости от того, как именно украшается готовое изделие. При использовании скульптурных способов объемные декоративные элементы делаются из самой глины или в ней; при технологических способах применяются дополнительные техники, а в живописных способах используется роспись.
Скульптурные способы
Гравировка. Это практически резьба по поверхности уже высохшей глины. Гравируя, стоит быть максимально аккуратным, чтобы не испортить готовое изделие.
Налепы. Этот декоративный элемент создается с помощью небольших кусочков глины, которым придется форма. Налепы размещаются на поверхности готового изделия перед его обжигом. Стоит обратить внимание на то, чтобы между поверхностью изделия и налепом не было пузырьков воздуха, иначе при обжиге его разорвет.
Фляндровка. При этой технике изделие сразу создается из нескольких полос цветной глины, которые в процессе обработки на гончарном круге смешиваются, в результате чего изделие выглядит так, будто на нем есть мраморные разводы.
Технологические способы
Глянцевание (лощение). Гладким предметом (например, камнем) на сухое изделие аккуратно наносятся узоры: линии, полосы и другие декоративные элементы.
Обжиг поваренной солью. Перед обжигом необходимо посыпать угли в топке поваренной солью, благодаря этому на изделии появится светло-желтый налет, напоминающий глазурь.
Живописные способы
Существует большое количество живописных способов декорирования изделия: разнообразные виды росписи (по-сырому, по глазури, с промежуточным слоем глазури, надглазурная), аэрография, шелкография, перевод печати, декорирование штампом. У всех этих техник свои особенности, но в то же время автор практически не ограничен в том, как именно он будет украшать изделие.
Советы начинающим
· приобретать гончарный круг совсем не обязательно. Существует большое количество техник, которые выполняются вручную (например, лепка из жгутов или полос);
· на гончарном кругу лучше учиться работать, имея опору для локтей;
· следует накрывать глину влажной тканью, чтобы материал не высыхал;
· руки также регулярно стоит смачивать, чтобы глина не налипала на них;
· углубления в глиняном изделии на гончарном круге нужно делать большими пальцами;
· время обжига зависит от размера изделия и количества влаги, которая осталась в глине;
· обжигать изделие в домашних условиях можно в духовке, при этом важно соблюдать чередование времени обжига и отдыха: на каждые 10 минут обжига приходится примерно 15 минут отдыха, при этом каждый раз духовка нагревается немного больше;
· определить пригодность глины для лепки можно довольно простым способом: из небольшого комка увлажненной глины скатайте жгут толщиной примерно с указательный палец и медленно согните его пополам. Если на месте сгиба не образуются трещины или их очень мало, глины пригодны для работы;
· при работе с глиной практически отсутствуют остатки: необожженную глину можно использовать вторично, постоянно восстанавливая с помощью процесса гидрации (заливания водой);
· если вы окрашиваете глину для какого-то изделия, лучше использовать ее не сразу, а подождать несколько месяцев, пока восстановятся пластические свойства глины;
· следите за тем, чтобы толщина стенок изготовляемого изделия везде была одинаковой, иначе сосуд непременно лопнет при обжиге.
Интересные факты
· сосуды, выполненные без гончарного круга, высоко ценятся в современной Японии, где ручной формовкой занимаются известные гончары;
· гончарный круг впервые появился в Вавилоне в IV тыс. до н.э., потом он был известен Египту и Индии; в Европе гончарный круг появился в середине I тыс. до н. э.;
· глина может кардинально поменять свой цвет после обжига: зеленая станет розовой, бурая красной, а синяя и черная – белой.
В Донецкой Народной Республике гончарным ремеслом и керамикой занимаются Александр Викторович Ткаченко (г. Донецк), Геннадий Григорьевич Васильев, Максим Геннадиевич Васильев, Ирина Юрьевна Васильева, Анна Геннадиевна Васильева-Шакина (г. Донецк), Светлана Викторовна Жукова (г. Донецк), Ольга Валерьевна Клеванова (г. Донецк), Анна Владимировна Коровина (г. Горловка), Андрей Геннадиевич Романов (г. Макеевка), Василий Николаевич Сиваков (г. Макеевка), Наталья Евгеньевна Фоменко (г. Донецк) и др.
В статье использованы фотографии работ Ткаченко Александра Викторовича, Васильевых Геннадия Григорьевича и Ирины Юрьевны, Фоменко Натальи Евгеньевны, Васильева Максима Геннадиевича.