МИЗАНСЦЕНА - ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК РЕЖИССЕРА

МИЗАНСЦЕНА - ОБРАЗНЫЙ ЯЗЫК РЕЖИССЕРА - 893209009543

Режиссер, по классическому определению В. И. Немировича-Данченко, – и толкователь, и учитель сцены, и организатор. Его функции многообразны, а роль всеобъемлюща. Но что же именно составляет особенность профессии режиссера? У каждого из создателей представления свой собственный художественный язык. Драматургия входит в большой департамент литературы, и сфера её владений – слово. Артист выразит свое понимание в действии, художник – в макете, композитор – в музыке. А режиссер? Что является языком режиссера? Можно сказать лишь одно. Уже с того момента, как режиссер впервые берет в руки сценарий, в его сознании сначала тускло, потом все яснее начинает мелькать мизансцена. Иногда это случайные отдельные подробности жизни героев. В его воображении витает главная мизансцена. Возникает пластическая мелодия всего представления. Бывает, что четкое видение будущего пластического рисунка возникает позднее. Уже при детальном действенном анализе представления. Но коль скоро она возникла, мизансценическая мелодия требует своего выявления в определенной среде и пространстве.

Перечислим виды мизансцен и их визуального восприятия.

Круговая – по часовой стрелке (динамика движения), против часовой стрелки (антидинамика движения).

2. Полукруг – возможность видеть друг друга визуально существует как преграда за пространством полукруга (объединение, единство).

3. Диагональная – слева направо (усиливает движение, начало чего-либо), справа налево (затормаживает движение, конец чего-либо), в целом удваивает объем.

4. Фронтальная – для укрупнения плана: первый план (подавляющее), второй план (уравновешенное), третий план (теневое).

5. Вертикальная – высота площадки работает на увеличение пространства.

6. Точечная – для создания атмосферы хаоса, неразберихи, для выделения солиста.

7. Спиральная – от авансцены вглубь сцены, вертикальная – бесконечность; горизонтальная – эмоциональная насыщенность.

8. Симметричная – покой, равновесие, уверенность в правоте.

9. Ассиметричная (флюсовая) – перевес.

10. Шахматная – зрительное увеличение количества актеров.

11. Мизансцена винт (штопор) – «вдавливание в зал».

12. Пунктир: движение – остановка – движение – остановка. Это связанно с поиском решения.

13. Барельефно-монументальная – зафиксированная неподвижность действующих лиц для выявления внутренней напряженности. Чаще всего параллельна рампе или линии сцены анфас. Относится к массовым мизансценам в глубине сцены либо прямо на авансцене. Стоп-кадр – момент фиксации.
Принцип глубинного построения мизансцен

Этот принцип заимствован из кино. Крупный и средний планы связаны с группой или небольшим объектом; общий план связан с делением сцены в глубину на 3 части: 1-й, 2-й и 3-й планы.

Первый план (крупный) – линия авансцены до занавеса (просценизм). Здесь можно выстраивать мизансцены для одного-двух человек. Можно воспринимать по частям эскиз какого-то образа.

Второй план – от линии занавеса до первой или второй кулисы. Хорош для групповых мизансцен. Все виды мизансцен кроме барельефной возможно выстраивать на втором плане.

Третий план – от третьей линии кулис к заднику. Общий план, рапиды, стоп-кадры хороши на третьем плане.
Мизансценические планы

Передний план. Что-то значимое. Монологи с выходом на авансцену. Частый выход обесценивается.

Второй план. Семейный.

Дальний план. Лицо и тело – пятно. Ничего не видно. Передаёт настроение сцены, используется для контраста.

Высота – доминирование.
Ракурсное построение мизансцены

Фас – анфас. Лицом к залу раскрывает всю фигуру человека, используется в следующих случаях:

- вынужденность, предполагаемый объект внимания находится в зале. Когда артист хочет, чтобы партнеры не видели его глаза, физическое действие, разворачивающее актера на зал, на свет и т.д. и здесь спрятать глаза от собеседника.

- невыгодность. Он однозначен. В нем нет красочности позы.

- прямолинейность.

2. Полуфас – для прямого общения с партнерами, графическое движение по диагонали.

3. Чистый профиль – не видно глаз и реакции актеров, окаменелость, статика (невыгодная мизансцена).

4. Полуспинной ракурс – полностью сосредоточить зрительское внимание на главный объект, например на экран. Необходимость подчеркнуть нечто значимое (таинственное, зловещее либо фееричное). Недосказанность, интрига, определенная скромность и простота.

5. Спинной ракурс – спина – занавес, точка, завершение, молчание. Спина и гордо поднятая голова, либо спина и опущенные руки и плечи – разочарование. Спинной ракурс лучше всего доносит преодоление усталости, боли, страха. Считается, что это эпическая точка эпизода или сцены, человек будто сливается с пространством.
Особенности мизансценирования массовки на открытом воздухе, визуальное восприятие и знаковый принцип мизансценирования

На открытых площадках существует знаковый принцип мизансценирования. Он связан с символами, метафорами. Существует мизансцена положения (рисунок, знак) и мизансцена движения (переход от знака к знаку).
Виды ракурсов

Фас: глупый фас, фас белого Пьеро. Значения фаса: беззащитный, глупый, агрессивный.

Полуфас. Обращение в театре к публике, понятность.

Профиль. Безличность. На сцене используется редко. Описание связи. Выразительный приём: уход со сцены и остановка.

Полуспинный. Пренебрежение.

Спинный. Уход вдаль, в мир. Продолжение движения. Спина означает – меня нет.

Ракурсы передают эмоции.
Геометрия мизансцены

Ломаная линия. Хождение по ломаной – сомнение.

По прямой – однозначность.

Полукруг – обхаживание.

Полный круг: завершённость, возвращение на круги своя, безнадёжность.

Мизансцена несёт эмоции и настроение. Каждый план и ракурс должны что-либо выражать, не оставлять зрителя равнодушным.

Комментарии

Комментариев нет.