Часть 4. Струнные Музыка всегда увлекала человека и сопровождала его деятельность: ритуальные песнопения, любовные серенады, трудовые песни – все это и многое другое нашло свое отражение в каждой из существующих на Земле культур, каждая из которых «украсила» музыку чем-то своим. Таким украшением можно назвать, пожалуй, музыкальные инструменты. Многие из них уже давно утратили статус национальных, став международными, всеобщими (к таким, к примеру, относится гитара, некогда появившаяся в Испании). Они приобрели широкую известность, а потому не вызывают удивления ни у кого. Но в то же время на нашей планете еще осталось большое количество музыкальных инструментов, о которых почти никто не знает. Наше знакомство с миром необычных инструментов продолжится через инструменты струнные. Широкой публике известны такие струнные смычковые, как скрипка, виолончель, контрабас, но музыкальные инструменты этой группы все же куда более разнообразны, чем мы можем представить. Классическим примером струнного щипкового инструмента являются гитара, лютня, балалайка – пожалуй, другие представители этой группы почти никому не известны. Однако и их в мире существует намного больше. Никельхарпа
Первое изображение играющих на никельхарпе музыкантов датируется приблизительно второй половиной XIV в. и располагается на воротах церкви Щелюнга (о. Готланд), что свидетельствует о древности и популярности этого инструмента. Причудливое и труднопроизносимое название включает в себя два шведских слова: nyckel ‘клавиша’ и harpa ‘струнный инструмент’, по этой причине никельхарпу иногда называют шведской клавишной скрипкой. Современная никельхарпа состоит из 16 струн и примерно 40 скользящих по ним деревянных клавиш, которые исполнитель зажимает левой рукой, держа в правой короткий смычок. Диапазон никельхарпы составляет 3 октавы, а ее звук похож на скрипку, но с большим резонансом.
Scandinavian folk on Nyckelharpa
Пошетта
Эта разновидность скрипки названа так из-за своих небольших, карманных (фр. pochette ‘карманчик’) размеров, благодаря которым пошетту было удобно носить с собой всегда. Пользовались ей преимущественно танцмейстеры, учителя танцев или уличные музыканты, а в отдельных случаях пошетта даже входила в состав оркестра.
Пошетта – это изначально трехструнный инструмент, длина которого составляет в среднем 35 см. Со временем пошетта «приобрела» четвертую струну, а также видоизменила свою форму, приблизив ее к современной, уже не настолько лодкообразной. Звук пошетты на кварту выше звука обыкновенной скрипки.
Ребаб (рубаб, рабаб) имеет арабские корни и используется для аккомпанемента при чтении традиционной поэзии или пении. В зависимости от своего назначения ребаб имеет разное количество струн: одну для поэзии (диапазон инструмента в данном случае составляет от ро до си бемоль в первой октаве) и две для пения (от ля в малой октаве до ля в первой). У народов Востока и Средней Африки существуют свои разновидности ребабов – например, в Турции ребаб имеет три струны. В Европу ребаб проник под названием ребек. В Испании он используется уже с определенными видоизменениями в устройстве самого инструмента и технике исполнения мелодии.
Трумшайт имеет короткий гриф без ладов, резонатор треугольной формы и единственную струну. В Германии долгое время его называли скрипкой или трубой для монахинь, поскольку долгое время им было запрещено играть на других инструментах. По некоторым версиям, трумшайт использовался для подачи сигналов на море, из-за чего получил еще одно название – tromba marina.
Эта китайская двухструнная скрипка появилась в эпоху Тан (681–907). Считается, что произошла она от инструмента сицинь, который, однако, был семиструнным. Известным композитором, создававшим произведения для эрху, был Лю Тяньхуа, живший на рубеже XIX–XX вв. Ему принадлежат такие произведения, как «Монолог неудачника», «Лунная ночь», «Пение птиц в пустынной горе», «Этюд на одной струне», «Мерцание тени свечей» и т.д.
Начиная с 20-х гг. XX в., на эрху стали исполнять музыкальные произведения западного академического образца, но сегодня китайская скрипка используется преимущественно для исполнения народной и традиционной китайской музыки.
Данный индийский смычковый инструмент, также называемый дильрубой, имеет двадцать струн. Для игры эсрадж можно положить на колено или поставить на пол. Внешне он напоминает одновременно виолончель и ситар (другой многострунный индийский инструмент, использующийся для исполнения классической народной музыки). Сейчас эсрадж прочно обосновался в современной поп-культуре.
Республиканский дом народного творчества и кино
Необычные музыкальные инструменты.
Часть 4. Струнные
Музыка всегда увлекала человека и сопровождала его деятельность: ритуальные песнопения, любовные серенады, трудовые песни – все это и многое другое нашло свое отражение в каждой из существующих на Земле культур, каждая из которых «украсила» музыку чем-то своим. Таким украшением можно назвать, пожалуй, музыкальные инструменты.
Многие из них уже давно утратили статус национальных, став международными, всеобщими (к таким, к примеру, относится гитара, некогда появившаяся в Испании). Они приобрели широкую известность, а потому не вызывают удивления ни у кого. Но в то же время на нашей планете еще осталось большое количество музыкальных инструментов, о которых почти никто не знает.
Наше знакомство с миром необычных инструментов продолжится через инструменты струнные. Широкой публике известны такие струнные смычковые, как скрипка, виолончель, контрабас, но музыкальные инструменты этой группы все же куда более разнообразны, чем мы можем представить. Классическим примером струнного щипкового инструмента являются гитара, лютня, балалайка – пожалуй, другие представители этой группы почти никому не известны. Однако и их в мире существует намного больше.
Никельхарпа
Причудливое и труднопроизносимое название включает в себя два шведских слова: nyckel ‘клавиша’ и harpa ‘струнный инструмент’, по этой причине никельхарпу иногда называют шведской клавишной скрипкой.
Современная никельхарпа состоит из 16 струн и примерно 40 скользящих по ним деревянных клавиш, которые исполнитель зажимает левой рукой, держа в правой короткий смычок. Диапазон никельхарпы составляет 3 октавы, а ее звук похож на скрипку, но с большим резонансом.
У народов Востока и Средней Африки существуют свои разновидности ребабов – например, в Турции ребаб имеет три струны.
В Европу ребаб проник под названием ребек. В Испании он используется уже с определенными видоизменениями в устройстве самого инструмента и технике исполнения мелодии.
Трумшайт
По некоторым версиям, трумшайт использовался для подачи сигналов на море, из-за чего получил еще одно название – tromba marina.
Эрху
Известным композитором, создававшим произведения для эрху, был Лю Тяньхуа, живший на рубеже XIX–XX вв. Ему принадлежат такие произведения, как «Монолог неудачника», «Лунная ночь», «Пение птиц в пустынной горе», «Этюд на одной струне», «Мерцание тени свечей» и т.д.
Сейчас эсрадж прочно обосновался в современной поп-культуре.