Лоскутное шитьё, или «пэчворк» (Patchwork – изделие из лоскутов, кусков) - необычный вид рукоделия, в последнее время набирающий популярность. В нём используются разноцветные лоскутки ткани, из которых сшивается одно красочное полотно. Предки использовали эту технику в практичных целях, а сейчас это способ проявить себя, добавить в домашний интерьер новые краски.
Родиной изделий из лоскутов считается туманный Альбион. Из-за дефицита ткани в 18 веке, женщины хранили лоскуты, которые оставались от выкроек, а затем шили из них различные предметы обихода, в основном одеяла. Со временем в Англии почти в каждом доме был свой пёстрый экземпляр.
Затем англичане завезли ремесло в Америку, где оно приобрело, новые краски и расцвело с широким размахом. В Америке появляется и название для этого вида рукоделия – «пэчворк», а полотна, выполненные в этой технике, стали называть «Квилт». Также в Америке возникли блоки узоров, стили и направления «пэчворка», такие как: «крэйзи», «зуб пилы», «медвежья лапа» и др.
Но, на самом деле, истоки следует искать в седине веков. Например, самый древний орнамент из кусочков газельей кожи найден при раскопках в Египте и датируется 10 веком до нашей эры. Наши предки, Скифы, также применяли стёганые одеяла, о чём свидетельствуют находки из курганов 1-2 веков нашей эры. Да и зачем далеко ходить, если народы севера с незапамятных времён шьют себе одежду из меховых и кожаных кусочков.
В нашей же стране лоскутное шитьё по сравнению с другими ремёслами, сформировалось позже всех. Дело в том, что ткани на Руси издревле и вплоть до конца 19 века создавались домотканым способом, то есть практически без отходов. Поэтому и лоскутов практически не было.
Ситуация изменилась, когда в Россию завезли заграничные ткани, в основном ситец. В это же время в стране наладилось производство дешёвой хлопчатобумажной ткани, и появились швейные машинки. Стало появляться много отходов швейного производства. Всё это способствовало быстрому развитию лоскутного шитья.
Наши мастерицы с творческим энтузиазмом взялись за дело и быстро научились сшивать красочные изделия. Лоскутные одеяла стали шить в приданое невесте, деткам шили маленькие одеяльца.
Шили новорожденным также и свивальники - полоски, состоящие из красочных лоскутов, которыми для безопасности оборачивали, или «свивали» ребёнка поверх пелёнок. В народе верили, что чем длинней и пестрей будет свивальник, тем дольше и ярче проживет свою жизнь младенец.
Лоскутная одежда вошла в моду и нашла широкое применение, и какое-то время стоила дороже вышитой одежды. Ведь вышить узоры на одежде хозяйка могла и сама, а лоскуты приходилось покупать. Но зато, какие красивые сарафаны, шушпаны, головные уборы получались из лоскутов!
Отличительной чертой русской техники лоскутного шитья является использование простых геометрических форм: кружков, квадратов, полос, треугольников. Сшивая кусочки разных размеров и цвета, мастерицы получали бесчисленное количество вариантов, а значит и возможностей. Поистине широчайший простор для разгула фантазии автора!
Но лоскуты и цвета подбирать следует тщательно. Ведь лоскут подобен мазку художника – каждый последующий должен гармонировать с предыдущим и дополнять его. Поэтому в этом искусстве мастеру очень важно чувствовать цвет, гамму и всю композицию в целом. Для нас это важно ещё и потому, что наши предки в украшении одежды уделяли много внимания цвету.
Так, любимым цветом на Руси всегда был красный, считавшийся праздничным, нарядным, красивым. Красным называли парадный угол в избе, девиц называли красными. Одежда же с элементами красной ткани одевалась на свадьбы и веселья. Чёрный цвет считался цветом скорби, печали и войны, а также цветом строгости и скромности. Зелёный считался цветом лета, жизни и цветения, голубой связывали с небесным миром.
Цвет и цветовая гамма костюма на Руси сообщала много и о человеке, носящем его. Становилось понятно его мировоззрение, позиция и отношение к миру, что помогало наладить контакт в разговоре. Также цвет одежды маркировал принадлежность к религии, возрасту, престижу, гражданскому статусу и положению.
Лоскутные изделия прочно вошли в обиход, обрастая интересными обычаями и традициями. В народе старались использовать уже «пожившие» лоскутки, так как считалось, что каждый накапливает и несёт в себе заряд доброй энергии. Отцовская рубаха, бабушкин сарафан, детское одеяльце – всё, накопившее в себе светлую память о прежних владельцах, обретало новую жизнь. А домочадцы, собираясь вечерами у теплого очага и разглядывая ковер или одеяло, любили вспоминать по пёстрым кусочкам связанные с ними случаи или людей, и рассказывали истории. Так и передавалась в семье информация будущим поколениям.
Бытовал интересный обряд и с детским одеяльцем. Когда ребенок заболевал, его здоровые друзья приносили каждый по лоскутку ткани и шили ему одеяло, которое должно было дать заболевшему здоровье.
Успешно развивается лоскутное шитьё и в наше время, и считается теперь не просто распространённым хобби, а полноценным видом искусства. В фондах многих музеев мира есть коллекции лоскутных изделий. Существует множество кружков, клубов, ассоциаций по «пэчворку», которые объединяются и проводят многочисленные выставки и фестивали.
Новичку в деле лоскутного шитья следует запастись такими предметами, как: роликовый нож, специальный мат с разметкой для резки, квилтерская линейка, утюг. Необходимо также разбираться в тканях, знать, какие лучше использовать для верхних слоёв, а какие - для нижних, как правильно обработать лоскутки, подобрать схему и наконец, сшить воедино шедевр.
В нашей Республике немало мастеров, идущих в ногу с современными веяниями и создающих изделия в технике лоскутного шитья. В музеях и выставочных залах часто можно увидеть работы донецких умельцев. Члены ТОХНУ «Вдохновение» Ирина Николаевна Турченко, Раиса Федоровна Таран – лишь немногие из плеяды наших умельцев этого старинного искусства.
Турченко Н.И.
Турченко Н. И.
Таран Р. Ф.
Ручная работа в наше стремительное время прогресса ценится на вес золота. Следует помнить, что главное для нас – сохранить народное умение в руках и передать его дальше, не прерывая эту золотую нить. Сохраняя костёр традиций, важно помнить, что главное в нём не пепел – но огонь!
Республиканский дом народного творчества и кино
Лоскутное шитье
Наши мастерицы с творческим энтузиазмом взялись за дело и быстро научились сшивать красочные изделия. Лоскутные одеяла стали шить в приданое невесте, деткам шили маленькие одеяльца.
Сохраняя костёр традиций, важно помнить, что главное в нём не пепел – но огонь!