Золотное шитьё по праву считается одним из самых красивых и трудозатратных ремёсел. Вещи, украшенные золотыми нитями, независимо от того, церковные они или светские, всегда привлекают взгляд своим торжественным, праздничным видом. Красивым изделиям и картинам, переливающимся золотом и серебром при свете, посвящались даже стихи: Смотрела крепостная мастерица На вышитую родину свою То ль серебро, то ль золото искрится, То ли струятся слёзы по шитью….
Золотошвейное ремесло очень старо и насчитывает много веков. Первые упоминания в среднеазиатских летописях о вышитых золотом нарядах относятся ко II веку до нашей эры. Со временем золотошвейное искусство перекочевало в Рим, откуда затем распространилось по всей Европе.
История золотошвейного ремесла на Руси насчитывает много веков. Возникло искусство, судя по летописям и свидетельствам иностранных путешественников, примерно в XI веке, и за свою многовековую историю прошло периоды развития, рассвета и упадка.
С установлением христианских обычаев, после крещения, на Русь из Византии пришли техники лицевого и орнаментального золотного шитья, которые здесь очень быстро освоили и стали применять. И не удивительно, ведь шитью в те времена уделялось много внимания. Каждая девушка пыталась вышивать ещё с детских лет, начиная с лёгкой вышивки гладью или крестиком, постепенно переходя к более сложным гобеленовым и другим видам швов.
Лицевое золотное шитьё применялось в православной церкви при украшении предметов церковного обихода: шитых икон, покровиц на сосуды, воздух, плащаниц, хоругвей, одежд священнослужителей. Большие коллекции церковного золотного шитья моно найти в московском Кремле и в Сергиево-Посадской ризнице.
Орнаментальное шитьё использовали для украшения светской праздничной одежды, головных уборов, элементов традиционного костюма. Пика популярности русская золотная орнаментальная вышивка достигла в XIIX-XIX веках и была распространена не только в городах, но и в глубинке. Узорами из золотых нитей, жемчуга, перламутра украшался девичий и женский праздничный костюм. Золотом часто вышивали оплечья мужских рубах. Также очень красиво смотрелись кафтаны, сплошь зашитые золотом, получившие распространение в Нижегородской губернии. А в Архангельской губернии золотом любили расшивать варежки и рукавицы. Однако самым популярным элементом праздничного костюма на Руси всегда считался головной убор, при украшении которого, особенно налобной его части, часто использовалось золотное шитьё. Золотом также часто вышивали и сумочки-лакомники, прообраз нынешних дамских сумочек.
Швов и различных узоров в золотном шитье, а также техник исполнения, очень много. Современные этнографы при осмотре старинных вещей до сих пор с большим трудом идентифицируют все швы и узоры, которые при вышивке использовали наши предки. Например, самый простой шов с названием клопчик (клопец), бывает как простым, так и с настилом. Существует множество более сложных швов, таких, как: рядок, городок, денежка, ягодка, корзинка, бабий шов. Ягодка может шиться строчкой, крестиком, обраткой, разным цветом и прекрасно совмещается с денежкой, как прямой, так и обратной, а денежка, в свою очередь, бывает трех- и девятичастной. В больших швейных фабриках раньше зачастую для одного шва использовали одну золотошвейку, достигшую в нём совершенства.
В золотном шитье используются разные материалы и комбинации. Раньше, вплоть до XIIV века, использовались золотые и серебряные нити, изготовленные путём волочения. Золото сначала нагревали до определённой температуры, а затем протягивали сквозь маленькие отверстия, получая таким образом тонкую проволоку. Но такой метод был очень дорог и затратен, а цены на волочённое золото достигали круглых сумм. Поэтому со временем производители перешли к методу наматывания сплющенного золота на шёлковую, хлопчатобумажную или другую основу.
Современные мастера для основы чаще всего берут шёлковую ткань, из шёлка берётся также и нить для прикрепа. Золотые нити бывают на синтетической или хлопковой основе, разной толщины: в одно, два, четыре и более сложений. Процент золота в такой нити обычно от 2 до 5 процентов. В России самые лучшие нити с процентным содержанием драгметаллов уже более 100 лет выпускаются на Денисовском заводе.
Для золотного шитья нужно совсем немного инструментов: пяльца, набор вышивальных иголок разной толщины, шильце, желательно с металлической ручкой, ножницы, напёрсток и деревянная четырёхгранная (чтобы не скатывалась с полотна) витейка с намотанной золотной нитью.
Приступая к делу, сначала на пяльца натягивают шёлковую ткань. Затем через трафарет или копирку переводят контур основного рисунка. Далее на контур нашивается настил из хлопчатобумажной нити, выступающий над поверхностью ткани. Выполняется настил односторонним швом (Владимирский верхошов) для придания изделию объёма. Также по настилу в дальнейшем, при закреплении золотной нити, удобно считывать необходимое количество швов и рядков.
Когда настил готов, можно приступать к украшению изделия. Золотное шитьё выполняется практически всегда вприкреп. Это значит, что поочерёдно, ряд за рядом, при помощи витейки перекладывается по контуру золотная нить, которую также поочерёдно, шов за швом, пришивают (крепят) к основе или настилу нитью-прикрепом. В местах пришива золотной нити образуется один из узоров (ягодка, денежка и т. д.), коих придумано великое множество.
При такой кропотливой и точной работе хорошо развивается мелкая моторика рук, улучшается умственная деятельность. Люди, пришедшие к занятию этим ремеслом, как один говорят, что открыли в себе новые способности и таланты: кто-то стал сочинять стихи, а кто-то обнаружил склонность к программированию.
В России на протяжении многих веков и до наших дней самым популярным является золотное шитьё из г. Торжок, что в Тверской губернии (ныне области). Изделия, сделанные торжокскими золотошвейками, выставлялись на крупнейших международных выставках в Лондоне ещё полтора века назад: в 1851 и 1862 годах. Также в Торжке можно посетить музей золотного шитья, основанный в далёком 1911 году.
Живо нарядное ремесло и в наши дни. Сегодня золотное шитьё – один из самых трудоёмких видов рукоделия. Для достижения мастерства в этом искусстве обычно учатся несколько лет, затем оттачивая своё мастерство на протяжении всей жизни. В последнее время русский народ проявляет всё больший интерес к забытым ремёслам. Хочется верить, что золотное шитьё сейчас только в начале нелёгкого пути к возвращению в жизнь!
Республиканский дом народного творчества и кино
«Золотное шитьё»
Золотное шитьё по праву считается одним из самых красивых и трудозатратных ремёсел. Вещи, украшенные золотыми нитями, независимо от того, церковные они или светские, всегда привлекают взгляд своим торжественным, праздничным видом. Красивым изделиям и картинам, переливающимся золотом и серебром при свете, посвящались даже стихи:
Смотрела крепостная мастерица
На вышитую родину свою
То ль серебро, то ль золото искрится,
То ли струятся слёзы по шитью….
Золотошвейное ремесло очень старо и насчитывает много веков. Первые упоминания в среднеазиатских летописях о вышитых золотом нарядах относятся ко II веку до нашей эры. Со временем золотошвейное искусство перекочевало в Рим, откуда затем распространилось по всей Европе.
История золотошвейного ремесла на Руси насчитывает много веков. Возникло искусство, судя по летописям и свидетельствам иностранных путешественников, примерно в XI веке, и за свою многовековую историю прошло периоды развития, рассвета и упадка.
С установлением христианских обычаев, после крещения, на Русь из Византии пришли техники лицевого и орнаментального золотного шитья, которые здесь очень быстро освоили и стали применять. И не удивительно, ведь шитью в те времена уделялось много внимания. Каждая девушка пыталась вышивать ещё с детских лет, начиная с лёгкой вышивки гладью или крестиком, постепенно переходя к более сложным гобеленовым и другим видам швов.
Лицевое золотное шитьё применялось в православной церкви при украшении предметов церковного обихода: шитых икон, покровиц на сосуды, воздух, плащаниц, хоругвей, одежд священнослужителей. Большие коллекции церковного золотного шитья моно найти в московском Кремле и в Сергиево-Посадской ризнице.
Орнаментальное шитьё использовали для украшения светской праздничной одежды, головных уборов, элементов традиционного костюма. Пика популярности русская золотная орнаментальная вышивка достигла в XIIX-XIX веках и была распространена не только в городах, но и в глубинке. Узорами из золотых нитей, жемчуга, перламутра украшался девичий и женский праздничный костюм. Золотом часто вышивали оплечья мужских рубах. Также очень красиво смотрелись кафтаны, сплошь зашитые золотом, получившие распространение в Нижегородской губернии. А в Архангельской губернии золотом любили расшивать варежки и рукавицы. Однако самым популярным элементом праздничного костюма на Руси всегда считался головной убор, при украшении которого, особенно налобной его части, часто использовалось золотное шитьё. Золотом также часто вышивали и сумочки-лакомники, прообраз нынешних дамских сумочек.
Швов и различных узоров в золотном шитье, а также техник исполнения, очень много. Современные этнографы при осмотре старинных вещей до сих пор с большим трудом идентифицируют все швы и узоры, которые при вышивке использовали наши предки. Например, самый простой шов с названием клопчик (клопец), бывает как простым, так и с настилом. Существует множество более сложных швов, таких, как: рядок, городок, денежка, ягодка, корзинка, бабий шов. Ягодка может шиться строчкой, крестиком, обраткой, разным цветом и прекрасно совмещается с денежкой, как прямой, так и обратной, а денежка, в свою очередь, бывает трех- и девятичастной. В больших швейных фабриках раньше зачастую для одного шва использовали одну золотошвейку, достигшую в нём совершенства.
В золотном шитье используются разные материалы и комбинации. Раньше, вплоть до XIIV века, использовались золотые и серебряные нити, изготовленные путём волочения. Золото сначала нагревали до определённой температуры, а затем протягивали сквозь маленькие отверстия, получая таким образом тонкую проволоку. Но такой метод был очень дорог и затратен, а цены на волочённое золото достигали круглых сумм. Поэтому со временем производители перешли к методу наматывания сплющенного золота на шёлковую, хлопчатобумажную или другую основу.
Современные мастера для основы чаще всего берут шёлковую ткань, из шёлка берётся также и нить для прикрепа. Золотые нити бывают на синтетической или хлопковой основе, разной толщины: в одно, два, четыре и более сложений. Процент золота в такой нити обычно от 2 до 5 процентов. В России самые лучшие нити с процентным содержанием драгметаллов уже более 100 лет выпускаются на Денисовском заводе.
Для золотного шитья нужно совсем немного инструментов: пяльца, набор вышивальных иголок разной толщины, шильце, желательно с металлической ручкой, ножницы, напёрсток и деревянная четырёхгранная (чтобы не скатывалась с полотна) витейка с намотанной золотной нитью.
Приступая к делу, сначала на пяльца натягивают шёлковую ткань. Затем через трафарет или копирку переводят контур основного рисунка. Далее на контур нашивается настил из хлопчатобумажной нити, выступающий над поверхностью ткани. Выполняется настил односторонним швом (Владимирский верхошов) для придания изделию объёма. Также по настилу в дальнейшем, при закреплении золотной нити, удобно считывать необходимое количество швов и рядков.
Когда настил готов, можно приступать к украшению изделия. Золотное шитьё выполняется практически всегда вприкреп. Это значит, что поочерёдно, ряд за рядом, при помощи витейки перекладывается по контуру золотная нить, которую также поочерёдно, шов за швом, пришивают (крепят) к основе или настилу нитью-прикрепом. В местах пришива золотной нити образуется один из узоров (ягодка, денежка и т. д.), коих придумано великое множество.
При такой кропотливой и точной работе хорошо развивается мелкая моторика рук, улучшается умственная деятельность. Люди, пришедшие к занятию этим ремеслом, как один говорят, что открыли в себе новые способности и таланты: кто-то стал сочинять стихи, а кто-то обнаружил склонность к программированию.
В России на протяжении многих веков и до наших дней самым популярным является золотное шитьё из г. Торжок, что в Тверской губернии (ныне области). Изделия, сделанные торжокскими золотошвейками, выставлялись на крупнейших международных выставках в Лондоне ещё полтора века назад: в 1851 и 1862 годах. Также в Торжке можно посетить музей золотного шитья, основанный в далёком 1911 году.
Живо нарядное ремесло и в наши дни. Сегодня золотное шитьё – один из самых трудоёмких видов рукоделия. Для достижения мастерства в этом искусстве обычно учатся несколько лет, затем оттачивая своё мастерство на протяжении всей жизни. В последнее время русский народ проявляет всё больший интерес к забытым ремёслам. Хочется верить, что золотное шитьё сейчас только в начале нелёгкого пути к возвращению в жизнь!