ВСЁ о ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ МАССАЖЕ для ДЕТЕЙ

Логопедический массаж – активный метод рефлекторно-механического воздействия, изменяющий состояние мышц, нервов,
кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, с целью коррекции речевых нарушений.
Виды массажа и лечебной гимнастики в логопедической
практике:
- дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж,
основанный на приемах классического массажа;
- массаж биологически активных точек (БАТ);
- массаж с применением специальных приспособлений
(логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.);
- самомассаж;
- логопедическая гимнастика;
- дыхательная гимнастика.
Показания: речевые
нарушения, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, нарушения голоса. В целом массаж может применяться во всех тех случаях, кода имеются нарушения тонуса мышц.
Противопоказания:
- любое соматическое или инфекционное заболевание в остром
периоде,
- коньюктивиты,
- острые и хронические заболевания кожных покровов,
- гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие
инфекции полости рта,
- наличие увеличенных лимфатических желез,
- резко выраженная пульсация сонных артерий.
Цели логопедического массажа:
нормализация мышечного тонуса общей, мимической и
артикуляционной мускулатуры;
уменьшение проявления парезов и параличей мышц
артикуляционного аппарата;
снижение патологических двигательных проявлений мышц
речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
стимуляция проприоцептивных ощущений;
увеличение объема и амплитуды движений;
активизация тех групп мышц периферического речевого
аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
формирование произвольных, координированных движений органов
артикуляции.
2. Применение классического массажа в логопедии
Классическим массажем обрабатывают воротниковую зону,
переднюю поверхность шеи, лицо, наружную область щеки, губы, носогубный треугольник, пальцы, кисти, предплечья.
Выполняются все приемы массажа , такие как, поглаживание, растирание, разминание, вибрация и упражнения.
3. Массаж слизистой оболочки рта с помощью специальных
приспособлений.
Инструментальные методы воздействия в логопедическом массаже.
При массаже языка дополнительно могут использоваться такие
приспособления, как постановочные зонды, шпатели, зубные щетки, массажер для
языка.
Массажные движения выполняются в трех направлениях:
- горизонтальном: от кончика к корню языка и наоборот
- вертикальном: ритмичное надавливание на язык
- поперечном: направление справа на лево и обратно по каждой
половине языка.
Приемы выполняемые при инструментальном массаже:
поглаживание, штрихование, рубление, надавливание, ввинчивание, вибрация.
Массаж внутренней поверхности щеки:
проводится в стерильных перчатках или с помощью стерильных
салфеток большим и указательным пальцем, обучают маму или самого пациента проводить самомассаж. В качестве основных приемов используют растирание и
разминание.
Круговые движения по щеке от периферии к центру и наоборот
Спиралевидное растирание и разминание подушечками пальцев
Разминание круговыми движениями и перетирание в области
жевательной мышцы
Массаж внутренней поверхности губ:
Перетирающие движения большим и указательным пальцами в
направлении от одного угла рта к другому вдоль верхней, а затем нижней губы.
Спиралевидное растирание
Спиралевидное разминание области носогубной складки.
Массаж мышц языка:
Для расслабления мышц языка
- указательным или большим пальцем произвести легкие
вибрирующие движения в области подчелюстной ямки
- захватить кончик языка правой рукой, совершать легкие
покачивающие движения из стороны в сторону
- захватить кончик языка правой рукой. Движения направлено
вперед, из ротовой полости, а затем назад, в глубь ротовой полости. Движения плавные, легкие, с постепенным, незначительным увеличением амплитуды движений.
После этого переходят к собственно массажу мышц языка:
Поглаживание языка с двух сторон большим и указательным
пальцем от кончика к корню языка и наоборот и из стороны в сторону. При этом указательный палец находится под языком и служит в качестве опоры.
Поглаживание боковых поверхностей языка от кончика к корню.
Растирание спиралевидное.
Легкое разминание мышц от кончика языка к корню и обратно.
Захватив кончик языка правой рукой, производят легкое
потряхивание.
Делают легкое похлопывание языка и легкие ритмичные
надавливания шпателем (деревянным или пластмассовым)
Повернуть язык вправо и слегка потянуть его, как бы слегка
подтягивая кнаружи корневую часть языка. Затем аналогично в левую сторону.
Подтянуть язык вперед, а затем осторожно совершить обратное
движение.
Массаж мягкого неба:
Массаж направлен на активизацию тонуса мышц мягкого неба и
повышение небно-глоточного рефлекса при назальном оттенке голоса. Массажные движения совершают большим или указательным пальцем правой руки.
Производят поглаживающие, растирающие, разминающие движения
в направлении от твердого неба к язычку по всей поверхности мягкого неба.
Поглаживающие, растирающие, разминающие движения справа
налево.
Надавливающие движения, совершаемые большим или указательным
пальцем по всей поверхности мягкого неба в продольном и поперечном направлении
Длительное произношение звука а или э. В это время производят растирающие и разминающие спиралевидные движения в поперечном и
продольном направлении.
Короткое, отрывистое произношение звука а или э. В это время
осуществлять надавливания в области мягкого неба и небно-язычных дуг.
Пассивные и пассивно-активные упражнения, стимулирующие
работу небно-глоточных мышц.
С помощью шпателя вызвать рефлекторное сокращение мышц
задней стенки глотки и мягкого неба.
Имитировать жевание.
Пить воду маленькими глотками или имитировать глотательные
движения.
Покашливать – это движение совершается многократно на одном
выдохе (приводит к полному смыканию небно-глоточного кольца).
Позевать – это движение имитируется ребенком вслед за
логопедом.
Многократно произносить гласные а, э на твердой атаке
голоса.
Полоскать горло маленькими порциями теплой воды.
Массаж уздечки языка: выполняется в случае укорочения
уздечки для ее растяжения. Растирающие движения вдоль уздечки языка снизу вверх.
Массаж слизистой оболочки десен и твердого неба:
Надавливания одновременно по наружной и внутренней стороне
десен справа налево, сначала по верхней, затем по нижней десне.
4. Точечный массаж
биологически активных точек.
Комплекс 1: нормализация состояния мышц артикуляционной
мускулатуры.
- точка под носом в верхней трети вертикальной борозды (VG26)
- точка в центре подбородочно-губной складки (VG24)
- парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от
зрачка (E4)
- парные точки в боковой борозде крыла носа (Gi20)
- точка в центре переносицы, посередине между внутренними
концами бровей (Ин-Тан, внемеридиальная точка)
Комплекс 2: оказывает общее воздействие на организм,
восстанавливает энергетику. Способствует улучшению звучания голоса, нормализуя функцию диафрагмы.
Цунь* - это расстояние между вершинами складок второй фаланги
третьего пальца (у мужчин на левой руке, у женщин на правой) или ширина первой
фаланги первого пальца.
- парные точки на 2 цуня* от середины лучезапястной складки
по тыльной поверхности предплечья (TR5).
- парные точки на 2 цуня* от середины лучезапястной складки
по ладонной поверхности предплечья (MC6).
- точка посередине между пупком и грудиной (VG12)
- парные точки 3 цуня* вниз
и один цунь* наружу от нижнего края коленной чашечки (E36).
- парные точки на 3 цуня* вверх от центра внутренней лодыжки
у внутреннего края большеберцовой кости (RP6).
Точечный массаж делается путем надавливания до комфортно
переносимых предусмотренных ощущений болезненности по семь раз, повторяя в течении дня через 2-3 часа каждые 10-15 дней каждого месяца до 6 месяцев подряд.
На лице точки в массаже беруться по геометрической фигуре
«треугольник», в центре помещая язык. Менять точки каждые 2-3 дня.
На теле точки в массаже берутся по дням недели:
- понедельник, среда и пятница: TR5 (на правой и левой
руке), VG12, E36 (на правой и левой ноге);
- вторник, четверг и суббота: MC6 (на правой и левой руке), VG12,
RP6 (на правой и левой ноге).
Точечный массаж в сочетании с фонационной гимнастикой.
Массаж направлен на улучшение звучания речевого голоса и
профилактику голосовых нарушений. Выполняется в сочетании со звуковыми упражнениями.
Массаж комплекса 1 выполняется с одновременным протяжным
произнесением зммм в течение 2-3 сек. Снимает напряжение с артикуляторных мышц, способствует ощущению звучания голоса в среднем регистре.
Массаж комплекса 2 выполняется с одновременным протяжным
произнесением жннн в течение 2-3 сек. Снимает напряжение в области
гортанно-глоточной полости.
5. Логопедическая гимнастика
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных
упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Гимнастика жевательно - артикуляторных мышц.
Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и
закрывание рта свободное и с преодолением сопротивления рук)
Челюсти в спокойном положении. Движение нижней челюсти
вперед и в исходное положение:
а) без нажима на
нижнюю челюсть языком
б) с сильным нажимом
– подталкиванием языком нижней челюсти при движении вперед.
При движении челюсти вперед – вдох через нос, при закрытии
рта – выдох через рот с произнесением в конечный момент звука с или з.
Оттягивание нижней челюсти назад
а) язык пассивен
б) язык с силой оттягивается назад
4. Выдвигание нижней челюсти вперед с последующим
оттягиванием ее назад. Закусив кончик карандаша, поднимать карандаш к носу и опускать вниз.
5. Движение нижней челюсти вправо и влево, дыхание через нос
а) язык пассивен
б) язык с силой упирается в челюсть, помогая движению.
6. Имитация жевания.
7. Беззвучное произнесение гласных а, э, и, о, у. Кончик языка у нижних резцов.
8. Круговое движение нижней челюстью (подбородком рисуем
букву о) при открытом и закрытом рте.
9. Статическое напряжение жевательных мышц (плотно сжать
зубы на два счета и медленно разжать их на счет «три»).
10. Открывание рта с глубоким вдохом через рот (зевание).
11. Максимально частое открывание рта с произнесением звуков
па-па-па.
Гимнастика мимико – артикуляторных мышц.
Выполнять упражнения лучше всего перед зеркалом. Ребенок при
этом может визуально контролировать правильность движения и его амплитуду.
Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.
Поднимание и опускание бровей. При поднимании бровей глаза
широко раскрываются, на лбу появляются горизонтальные морщины; при опускании – глаза почти закрываются и над переносицей образуются вертикальные и горизонтальные морщинки.
Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.
Попеременное закрывание правого и левого глаза. Если
какой-либо глаз в отдельности от другого не закрывается, то не закрывающееся веко придерживают в закрытом положении пальцем, в то время как другой глаз ритмично закрывают и открывают. Благодаря связи обеих половин лица нервный импульс (толчок) передается на другой глаз, и он начинает закрываться самостоятельно.
Одновременное, затем попеременное прищуривание глаз.
Медленное прищуривание глаз, сначала сразу обоих, затем поочередно левого и правого.
Попеременное поднимание углов рта. При спокойном состоянии
левой половины рта поднимается правый угол рта, и наоборот.
Нюхательное движение.
Одновременное поднимание обоих углов рта.
Поочередное поднимание левой и правой щеки. Вдох носом, выдох ртом.
Челюсти сжаты. Попеременное поднимание углов рта с закрыванием соответствующего глаза (поднимается вся щека).
Зубы и губы сжаты. Одновременное опускание углов рта. Дыхание через нос.
Зубы и губы сомкнуты. Поочередное опускание левого и правого углов рта. Дыхание через нос.
Движение ноздрями.
Придать лицу выражения удивления, радости, горя, гнева.
Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, нижнюю челюсть слегка
опустить.
6. Звукодвигательные дыхательные упражнения
Звукодвигательные упражнения – это концентрация внимания на
периодически повторяющихся колебательных движениях звуковой волны в голосовых связках, в области головы, груди и живота.
Упражнние 1: петь «мпом-м-м» на удобной высоте звука, причем
звук «м» петь с закрытым ртом, а «пом-м-м» произносится коротко с ударением на «м», как бы имитируя удар колокола; во время спокойной ходьбы проводить попеременное отведение головы вперед и назад.
Упражнение 2: петь «м-м мпом-м-м» и «пэ-э-э»; «м-пом» петь
как описано выше; надавливая на активную точку Ин-Тан (между началом бровей над переносьем).
Упражнение 3: пение сочетания звуков «храм-м-м» и «зум-м-мен»; нажатие активных точек под носом в верхней трети вертикальной борозды (Жень-чжунь), в центре подбородочно-губной складки (Чен-цзянь) и парные точки кнаружи от угла рта на 1 см (Ди-цан).
Упражнение 4: петь сочетания «па-а-аа-и-и-и» в восходящем и
нисходящем порядке; гласная «а» должна вибрировать в области груди, а гласная «и» - отдавать в ушах.
Исполнение данных упражнений облегчает произнесение начального слова в предложении.

ВСЁ о ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ МАССАЖЕ для ДЕТЕЙ - 909941894084

Комментарии