Развиваем пространственные представления у детей 6-7 лет

Пространственные представления необходимы для успешного обучения ребенка письму, счету, рисованию и математике. Формирование пространственных представлений начинается задолго до школы, когда малыш знакомится с собственным телом и расположением предметов относительного него. Поэтому этапы ползания и ходьбы являются важными для последующего развития. При освоении устной речи те же ощущения начинают приобретать вербальный характер: ребенок знакомится с понятиями «далеко», «близко», «быстрее», «медленнее» и т.п. После того как ребенок научился ориентироваться в реальном пространстве он учится ориентироваться в схематичном пространстве (тетрадный лист), а затем и квазипространстве (нотная запись, представления о времени, понимание грамматических конструкций «кошка хозяина» и «хозяин кошки») (1). Каждый последующий уровень базируется на предыдущем, и в том случае, если ребенок имеет трудности на одном из ранних этапов, то при обучении в школе он может столкнуться с нарушениями в письменной речи или пространственной памяти. Тогда могут помочь коррекционные занятия.
Важно не путать коррекционную работу с обучением. Обучение – это процесс усвоения новых знаний, а цель коррекционной работы – формирование функционального органа, позволяющего правильно осуществляться психическому процессу (2). Таким образом, коррекционная работа не является дообучением и направлена на закрепление базисной системы пространственных представлений. Если она развита хорошо, то ребенку будет учиться не трудно.
Чтобы помочь ребенку подготовиться к школе, важно не только научить его цифрам и буквам, но также развить навыки ориентации в пространстве. Для этого подходит целый ряд игр. Мы расскажем только о некоторых их них.
«Школа».
Попросите ребенка выбрать 8 или больше любых игрушек. Затем скажите, что будете играть в школу и нужно рассадить учеников в классе. Каждую игрушку выбирает ребенок, а куда ее сажать говорит ведущий. При указании мест нужно употреблять слова «справа», «правее», «справа от, но слева от», «между», «ближе к, но дальше от» и т.п. Например, «посади слона справа от львенка; собачку посадим перед слоном; куклу посадим левее собачки» и т.п.
Затем поменяйтесь с ребенком, чтобы он говорил, куда сажать игрушки. При этом иногда допускайте ошибки, чтобы ребенок мог вас поправить.
Игра развивает умение понимать речевые обозначения пространственных характеристик.
«Карта сокровищ».
Спрячьте приз (конфетку, игрушку) в помещении. Затем вместе с ребенком нарисуйте схематичное изображение комнаты (квартиры), где происходит игра. При отрисовке нужно обозначать вслух, что стоит слева, справа и посередине. Затем крестиком отметьте место, где спрятан «клад» и попросите ребенка помочь вам его найти.
Игра помогает научиться ориентироваться в схематичном пространстве.
«Танки».
Возьмите лист бумаги и согните его пополам. По линии сгиба нарисуйте линию, которая поделит лист на два поля – ваше и ребенка. Каждый игрок рисует на своем поле 4–6 танков. При этом художественная ценность не имеет значения. Танки должны быть изображены более-менее равномерно по всему полю. Задача игроков: сбить танки противника. Для этого на своем поле игрок рисует жирную точку («снаряд») и затем складывает листок бумаги рисунком внутрь. Затем с нажимом закрашивает ее же с обратной стороны листа так, чтобы она отпечаталась внутри рисунка. После чего лист бумаги разворачивается и можно увидеть, куда упал «снаряд» на поле противника. Если снаряд попал в танк противника, то он считается сбитым и зачеркивается. Игроки «стреляют» по очереди. Выигрывает тот, кто «стрелял» точнее и первым сбил все танки противника.
Игра развивает навыки ориентирования в «перевернутом» пространстве.
В оформлении использован интерактивный ресурс «Волшебные ящики» из пособия «1С:Школа. Математика. 1 класс. 1 часть».
Список использованной литературы.
1. А. В. Сунцова, С. В. Курдюкова. Методы развития пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Современное дошкольное образование, 2015, №2.
2. А. А. Цыганок, Е. Б. Гордон. Коррекция пространственных представлений у детей. Особый ребенок, 1999, Вып. 2.

Развиваем пространственные представления у детей 6-7 лет - 817319430799

Комментарии

Комментариев нет.