ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ «КУЛИЧ и ПАСХА» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
● История создания Во времена императрицы Екатерины II село Александровское под Санкт-Петербургом принадлежало князю Вяземскому. Сегодня село поглотил город, это район станции метро «Пролетарская». Именно тут и был однажды по замыслу вельможи, на деньги императрицы и трудами зодчего возведен удивительный Троицкий храм. Тот, что и по сей день неудержимо притягивает к себе взоры - храм «Кулич и Пасха», который своим внешним видом не похож на обычный храм! Если не знать в точности, что это церковь, можно легко проехать мимо, обратив внимание разве что на необычность архитектурного облика комплекса церкви «Кулич и Пасха». ● Строительство храма «Кулич и Пасха» Князь Вяземский был человеком кипучей энергии, грандиозных планов и щедрой фантазии. Сосредоточив в своих руках гигантскую власть тройного министра. Был он министром внутренних дел, юстиции и финансов, он исправно исполнял свою многогранную работу и был в почете у императрицы. Екатерина II нередко гостила в имении Вяземского, он с размахом и хлебосольством «угощал пирами» государыню и подарки сыпались на умного царедворца как из рога изобилия. Одна из таких монарших милостей, по некоторым сведениям, достигла кругленькой суммы в 200 тысяч рублей. Огромные деньги по тем временам. На эти деньги князь решил возвести в имении церковь, причем такую, какой еще не было в Санкт-Петербурге. Вдобавок округа отчаянно нуждалась в приходе и соответствующем храме. Проект Свято-Троицкого храма разработал Николай Александрович Львов, гениальный архитектор своего времени, один из самых образованнейших людей в России. Его проект Троицкой церкви «Кулич и Пасха» - смелый эксперимент в церковной архитектуре, не нарушающий ее строгих идейных канонов. Строительство храма завершили в 1790 году, императрица пожелала, чтобы храм столь живописных и оригинальных форм освятили во имя Святой Троицы и церковь получила название храма Святой Живоначальной Троицы. Обычные прихожане и посетители Свято-Троицкой церкви в Александровском изначально именовали новый храм «Куличом и Пасхой» из-за сходства с непременными столовыми атрибутами Светлого праздника Пасхи - собственно самой пасхой и широким, пузатым куличом. Благодарный Вяземский зафиксировал в храме щедрую монаршую милость. И поныне фасад здания Троицкой церкви украшают памятные таблички: «Екатерина II. В память твоих щедрот. Начата 1785 г.» - значится на северной стене храма; «Твои щедроты соорудили. Окончена в 1787 г.» - написано на южной стороне; основная же надпись помещена над главным, западным входом в храм: «Здесь благословятся благодеявшие мне в роды и роды. Освящена в 1790 году. Екатерина II». К началу XX века Троицкий храм располагался уже всего лишь в пяти верстах от городской черты, сократив былую дистанцию вдвое. ● Судьба храма после революции После революции прихожане всеми силами пытались поддерживать хоть какие-то отношения с властью, вести с ней диалог ради спасения храма и хранящихся в нем святынь. Шли на любые ухищрения и искренне верили, что придание зданию по-прежнему действующей церкви статуса памятника архитектуры 1 категории и передача его 16 августа 1931 года под охрану Главнауки поможет уберечь его от гибели. 10 октября 1937 года все надежды прихожан и сочувствующих Троицкому храму рухнули. С началом весны 1938 года Троицкая церковь была закрыта и превращена в клуб. Практически все ценное убранство храма было уничтожено. Ограда церкви такте была разрушена. В дальнейшем Троицкая церковь была превращена в библиотеку. К тому времени от ее внутреннего убранства и всей атрибутики православного храма не осталось и следа. Когда же грянули Финская и Великая Отечественная войны, у многих ленинградцев возникла добрая традиция приходить молиться к стенам Троицкой церкви. Среди них было немало прихожан «Кулича и Пасхи» из числа работников завода «Большевик». После Великой Отечественной в стране стали одна за другой открываться церкви, и в апреле 1946 года храм «Кулич и Пасха» вновь распахнул двери для прихожан. Троицкая церковь «Кулич и Пасха» была вторично освящена 1 июня 1947. Прихожане стали собирать по всему городу, буквально с миру по нитке, иконы, инвентарь и церковную утварь для родного храма. Немало было взято из закрытых пока еще церквей, дальнейшие судьбы которых еще не определились. Бог не оставил: именно так в храм «Кулич и Пасха» попали, к примеру, чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» и утерянный прежде колпинский образ свт. Николая Чудотворца, который после возрождения храма в Колпино туда вернулся. Ныне Троицкая церковь является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством. ● Внутреннее убранство храма Интерьер церкви Святой Троицы «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге с одной стороны уцелел, сохранилось все ее внутреннее строение, во многом за счет того, что церковь в советские времена недолго использовалась не по своему назначению. С другой стороны, все нынешнее убранство церкви относится к современности, оно было бережно собрано уже после возобновления богослужений в 1946 году. Источником послужили предметы церковной утвари из других петербургских храмов города. Яркий пример тому - богатый резной иконостас в синих с золотом тонах, датируемый серединой XVIII века. В Троицкую церковь он был передан из бывшей Благовещенской церкви, что на Васильевском острове. Внутри храма сохранилась изначальная лепнина и кое-где видны фрески, к примеру, в верхней части алтаря. Здесь словно поселилась уютная атмосфера старого приходского храма, про такую говорят - «намоленная». Внутренний интерьер круглого зала храма-ротонды оштукатурен и окрашен в голубые тона с белым декором. Храмовые стены красиво декорированы, белые коринфские пилястры поддерживают широкий пояс горизонтального перекрытия - антаблемента. Венчающие части пилястр - капители в коринфском ордере традиционно выполнялись в виде чаш или корзин с фруктами, цветами и листьями. Над проемом алтарной апсиды храма «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге парят старинные фигуры ангелов работы неизвестного скульптора. Голубой купол имитирует близость неба, порождая ощущения необыкновенной легкости на душе и воздушности небесного свода. И внешний, и внутренний вид церкви «Кулич и Пасха» — это слагаемые ее популярности и у прихожан, и у случайных посетителей. Можно твердо сказать: единожды побывав здесь, они будут всякий раз стремиться сюда всей душой снова и снова. 📗 По материалам открытых источников.
Вера, Надежда, Любовь в душе православного
ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ «КУЛИЧ и ПАСХА» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
● История создания
Во времена императрицы Екатерины II село Александровское под Санкт-Петербургом принадлежало князю Вяземскому. Сегодня село поглотил город, это район станции метро «Пролетарская». Именно тут и был однажды по замыслу вельможи, на деньги императрицы и трудами зодчего возведен удивительный Троицкий храм. Тот, что и по сей день неудержимо притягивает к себе взоры - храм «Кулич и Пасха», который своим внешним видом не похож на обычный храм!
Если не знать в точности, что это церковь, можно легко проехать мимо, обратив внимание разве что на необычность архитектурного облика комплекса церкви «Кулич и Пасха».
● Строительство храма «Кулич и Пасха»
Князь Вяземский был человеком кипучей энергии, грандиозных планов и щедрой фантазии. Сосредоточив в своих руках гигантскую власть тройного министра. Был он министром внутренних дел, юстиции и финансов, он исправно исполнял свою многогранную работу и был в почете у императрицы.
Екатерина II нередко гостила в имении Вяземского, он с размахом и хлебосольством «угощал пирами» государыню и подарки сыпались на умного царедворца как из рога изобилия. Одна из таких монарших милостей, по некоторым сведениям, достигла кругленькой суммы в 200 тысяч рублей. Огромные деньги по тем временам.
На эти деньги князь решил возвести в имении церковь, причем такую, какой еще не было в Санкт-Петербурге. Вдобавок округа отчаянно нуждалась в приходе и соответствующем храме.
Проект Свято-Троицкого храма разработал Николай Александрович Львов, гениальный архитектор своего времени, один из самых образованнейших людей в России. Его проект Троицкой церкви «Кулич и Пасха» - смелый эксперимент в церковной архитектуре, не нарушающий ее строгих идейных канонов.
Строительство храма завершили в 1790 году, императрица пожелала, чтобы храм столь живописных и оригинальных форм освятили во имя Святой Троицы и церковь получила название храма Святой Живоначальной Троицы.
Обычные прихожане и посетители Свято-Троицкой церкви в Александровском изначально именовали новый храм «Куличом и Пасхой» из-за сходства с непременными столовыми атрибутами Светлого праздника Пасхи - собственно самой пасхой и широким, пузатым куличом.
Благодарный Вяземский зафиксировал в храме щедрую монаршую милость. И поныне фасад здания Троицкой церкви украшают памятные таблички: «Екатерина II. В память твоих щедрот. Начата 1785 г.» - значится на северной стене храма; «Твои щедроты соорудили. Окончена в 1787 г.» - написано на южной стороне; основная же надпись помещена над главным, западным входом в храм: «Здесь благословятся благодеявшие мне в роды и роды. Освящена в 1790 году. Екатерина II».
К началу XX века Троицкий храм располагался уже всего лишь в пяти верстах от городской черты, сократив былую дистанцию вдвое.
● Судьба храма после революции
После революции прихожане всеми силами пытались поддерживать хоть какие-то отношения с властью, вести с ней диалог ради спасения храма и хранящихся в нем святынь. Шли на любые ухищрения и искренне верили, что придание зданию по-прежнему действующей церкви статуса памятника архитектуры 1 категории и передача его 16 августа 1931 года под охрану Главнауки поможет уберечь его от гибели.
10 октября 1937 года все надежды прихожан и сочувствующих Троицкому храму рухнули. С началом весны 1938 года Троицкая церковь была закрыта и превращена в клуб. Практически все ценное убранство храма было уничтожено. Ограда церкви такте была разрушена.
В дальнейшем Троицкая церковь была превращена в библиотеку. К тому времени от ее внутреннего убранства и всей атрибутики православного храма не осталось и следа.
Когда же грянули Финская и Великая Отечественная войны, у многих ленинградцев возникла добрая традиция приходить молиться к стенам Троицкой церкви. Среди них было немало прихожан «Кулича и Пасхи» из числа работников завода «Большевик».
После Великой Отечественной в стране стали одна за другой открываться церкви, и в апреле 1946 года храм «Кулич и Пасха» вновь распахнул двери для прихожан.
Троицкая церковь «Кулич и Пасха» была вторично освящена 1 июня 1947. Прихожане стали собирать по всему городу, буквально с миру по нитке, иконы, инвентарь и церковную утварь для родного храма.
Немало было взято из закрытых пока еще церквей, дальнейшие судьбы которых еще не определились. Бог не оставил: именно так в храм «Кулич и Пасха» попали, к примеру, чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» и утерянный прежде колпинский образ свт. Николая Чудотворца, который после возрождения храма в Колпино туда вернулся.
Ныне Троицкая церковь является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством.
● Внутреннее убранство храма
Интерьер церкви Святой Троицы «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге с одной стороны уцелел, сохранилось все ее внутреннее строение, во многом за счет того, что церковь в советские времена недолго использовалась не по своему назначению. С другой стороны, все нынешнее убранство церкви относится к современности, оно было бережно собрано уже после возобновления богослужений в 1946 году. Источником послужили предметы церковной утвари из других петербургских храмов города.
Яркий пример тому - богатый резной иконостас в синих с золотом тонах, датируемый серединой XVIII века. В Троицкую церковь он был передан из бывшей Благовещенской церкви, что на Васильевском острове.
Внутри храма сохранилась изначальная лепнина и кое-где видны фрески, к примеру, в верхней части алтаря. Здесь словно поселилась уютная атмосфера старого приходского храма, про такую говорят - «намоленная».
Внутренний интерьер круглого зала храма-ротонды оштукатурен и окрашен в голубые тона с белым декором. Храмовые стены красиво декорированы, белые коринфские пилястры поддерживают широкий пояс горизонтального перекрытия - антаблемента.
Венчающие части пилястр - капители в коринфском ордере традиционно выполнялись в виде чаш или корзин с фруктами, цветами и листьями.
Над проемом алтарной апсиды храма «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге парят старинные фигуры ангелов работы неизвестного скульптора.
Голубой купол имитирует близость неба, порождая ощущения необыкновенной легкости на душе и воздушности небесного свода.
И внешний, и внутренний вид церкви «Кулич и Пасха» — это слагаемые ее популярности и у прихожан, и у случайных посетителей. Можно твердо сказать: единожды побывав здесь, они будут всякий раз стремиться сюда всей душой снова и снова.
📗 По материалам открытых источников.