Богородица – Мать всех христиан, и Она по-матерински неутомимо и нежно заботится о всех нас.
По словам старца Силуана, «любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует». И весь православный мир смотрит на Неё как на Мать, первую Заступницу и Утешительницу. У нас в России, исконно православной стране, Божию Матерь любят особенно благоговейно и нежно. Неслучайно Россию называют «Домом Пресвятой Богородицы». Самые известные русские обители названы в честь Её икон и праздников, например Киево-Печерская Успенская Лавра, Оптина Введенская пустынь, Глинская Рождество-Богородицкая пустынь. Основатели этих обителей не случайно пожелали назвать их в честь Божией Матери – они чувствовали Её помощь, для них Богородица была живой и близкой. Богородицу глубоко почитали и великие русские подвижники, и рядовые иноки российских обителей, и просто миряне, отличавшиеся особым благочестием. Вы сами знаете множество примеров, и я приведу только три, совсем простых, но как мне кажется, очень трогательных. Преподобный Иосиф Оптинский с детства глубоко почитал Богородицу. Она являлась ему, когда он был еще отроком. А незадолго до его кончины был такой случай. Старец лежал в монастырской больнице, на кровати, отгороженной ширмой. Больничный брат прибирался в этой келье и вдруг услышал, как за ширмой кто-то сказал старцу: «Подожди, любимиче Мой, скоро возьму тебя к Себе». Заглянув к отцу Иосифу, послушник никого кроме него не увидел, и его объял страх. Когда он рассказал об этом отцу Амвросию, тот просто сказал: «Царица Небесная посетила его». Старец Амвросий знал об особой милости Богородицы к отцу Иосифу. Однажды его спросили: «Вот интересно, на этой иконе Божия Матерь похожа на Себя или нет?» – и он ответил: «Пойдите, покажите отцу Иосифу, он точно скажет, похожа ли». В другой раз одна женщина сказала: «Мне так хочется узнать, как выглядела Богородица в шестьдесят лет!» И отец Амвросий посоветовал: «Спроси у отца Иосифа, он знает». Действительно преподобный Иосиф знал Божию Матерь так, как мы знаем какого-либо родного и близкого человека. И наш современный старец, которого мы совсем недавно поминали, отец Николай Гурьянов, тоже необыкновенно любил Божию Матерь. Однажды мы приехали к нему и показали буклетик, где была фотография нашей Тихвинской иконы. И как он обрадовался, когда посмотрел на икону, будто чудо увидел! И у него была еще такая черта: когда он шел по храму, то не мог пройти просто так мимо иконы Пресвятой Богородицы. Он обязательно останавливался и лобызал икону. И видно было, что он делает это не по привычке, а есть у него глубокое сердечное чувство к Божией Матери. В жизнеописании нашего уральского подвижника, старца Константина (Шипунова), описывается, как почитали Богородицу его родители. Старший брат отца Константина рассказывал: «Бывало, тятя нас умывает, а сам “Богородице Дево, радуйся” читает». Из этого видно, что вся повседневная жизнь в этой семье проходила в присутствии Богородицы, под Её покровом. И мне хотелось бы, чтобы и для нас это было так же естественно – жить в присутствии Божией Матери. Как рассказывается об одном современном подвижнике: «Его духовные беседы с Богородицей не прекращались никогда, вместе с Ней он шел по дороге, возвращался домой, был с Ней повсюду», – такой может быть и наша жизнь. И самое правильное для нас – относиться к Богородице не только как к Царице неба и земли, пребывающей в непостижимом Горнем мире, но и как к нашей Матери, родной и близкой, с Которой можно в любой момент заговорить, рассказать о своей скорби или радости, попросить о помощи. Старец Паисий Афонский говорил: «Когда монах читает молитву “Пресвятая Богородице, спаси нас!” — он, как малое дитя, теребит край Ее ризы, чтобы быть услышанным». Кстати, сам старец Паисий любил Богородицу детской, нежной любовью. Он на своем опыте знал, насколько Она отзывчива на любую, даже самую малую, самую простую просьбу. В его жизни был такой случай. Однажды после Литургии старец послал его выполнить одну работу, но где и когда ему пообедать, не сказал. А отец Паисий был очень голоден и к тому же утомлен после ночной службы. И вот он отправился по поручению старца, целый день ждал катер, который должен был отвезти его в назначенное место. Катера всё не было, и отчаявшись, он решил совершить одну чётку молитв Пресвятой Богородице, чтобы Она дала ему какую-нибудь пищу. Но потом укорил себя: «Ах ты, бессовестный, тревожишь Матерь Божию по таким пустякам!» Однако не успел он еще дочитать чётку, как из ближайшего монастыря вышел один брат. Он подошел к отцу Паисию, дал ему кулёчек и сказал: «Вот, брате, прими ради Госпожи Богородицы». В кульке оказался хлеб, смоквы и виноград. Старец Паисий потом рассказывал: «Я едва смог удержаться, чтобы не расплакаться, пока этот брат не уйдет!» Вообще такое живое, искреннее отношение к Божией Матери очень укоренено на Святой Горе. Глубокая и трепетная любовь к Богородице – это черта и каждого афонского монаха, и всего святогорского уклада жизни. Один греческий старец рассказывает, что в юности они с друзьями говорили друг другу: «Давайте отправимся на Афон, чтобы так, как святогорцы, полюбить Богородицу». И действительно вся жизнь святогорских монахов – от богослужения до повседневного быта, проникнута любовью к Богородице. Например, у них есть такая величественная богослужебная традиция: в момент, когда поется песнопение «Достойно есть», все монахи выходят из стасидий и снимают камилавки, показывая этим всю глубину своего чувства к Пресвятой Деве. Любой Богородичный праздник на Святой горе празднуется с особенной торжественностью, а Успение Божией Матери вызывает такой духовный подъем, что этот праздник на Афоне называют второй Пасхой! На устах и в сердце у святогорцев постоянно два имени: Господа Иисуса Христа и Божией Матери. Они твердо знают, что Богородица всегда присутствует рядом с ними. И для монахов вообще естественно такое отношение к Богородице. Как известно, Божия Матерь в особенности покровительствует монашествующим, потому что они подражают Её образу жизни. Богородица – первая Монахиня на земле, как Сама Она сказала в видении нашему русскому святому – преподобному Парфению Киево-Печерскому. Я напомню вам этот случай. Преподобный Парфений однажды прочитал где-то, что Божия Матерь была первой инокиней на земле, и начал с сомнением размышлять об этом. За этим размышлением он задремал и во сне увидел величественную Монахиню в мантии с жезлом в руках. Приблизившись к нему, Она сказала: «Парфений, Я – Монахиня!» Он пробудился и с той поры был сердечно убежден, что Пресвятая Дева явила первообраз иноческой жизни. И, конечно, все монахи – Её любимые, избранные чада. В древнем чине монашеского посвящения можно найти такие слова — с ними священник обращался к деве, посвящаемой Богу: «Да благословит тебя Творец Неба и земли, Бог Отец Всесильный, Который благоволил избрать тебя во образ святой Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа, на чистое и нескверное девство, обет которого ты произнесешь пред Богом и святыми ангелами. Да благословит тебя Бог Отец и Сын и Дух Святой всяким благословением духовным, чтобы ты пребыла без всякой скверны под покровом святой Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа». Видите, здесь прямо говорится, что монахи – подражатели Богородицы, и Она помогает им беспреткновенно совершать иноческий путь. Можно сказать, что монах не делает ни одного шага без того, чтобы Богородица не смотрела на него и не желала всякую минуту его или поддержать, или исправить, или утешить. Богородица присутствует и на нашем постриге. Помните, как говорится в чинопоследовании: «Известно веждь, яко Сам Спаситель наш, со Препетою Своею Материю, и святыми Ангелы, и всеми святыми Своими зде прииде, внушая исходящая от тебе словеса…» Богоматерь внимает обетам, которые мы даем Её Сыну, и сорадуется нам в этом великом событии. Она всегда сопутствует нам и в повседневной жизни, и конечно, помогает в духовном делании. И об этом мне хотелось бы поговорить немного подробнее. Для нас привычно, что Божия Матерь много помогает людям в земных нуждах: исцеляет от болезней, спасает от бед – известно бесчисленное множество совершенных Ею чудес. Но в то же время Она и первая Помощница в нуждах духовных. Она и содействует нам в борьбе со страстями, и побуждает нас к покаянию, и помогает в молитвенном подвиге. Думаю, нет такого монаха, который преуспевал бы духовно без помощи Божией Матери. И мне хотелось бы теперь привести некоторые примеры. Как, например, Божия Матерь помогает нам в борьбе со страстями? Пресвятая Дева, чистая, не знающая никакой страсти, всем сердцем желает, чтобы и мы, Её дети, были чисты и свободны от страстей. В особенности Она любит девство. Многим монахам Она помогла освободиться от плотской страсти и обрести младенческую чистоту помыслов. Неслучайно оптинские старцы советовали инокам при плотской брани не только прибегать к откровению помыслов и Иисусовой молитве, но и молиться Богородице. И преподобный Кукша Одесский советовал своим духовным чадам молиться так: «Матерь Божия, сохрани мя в чистоте душевной и телесной!». И мне хочется поделиться с вами. Я была знакома с одной из духовных дочерей отца Кукши. Это было еще до открытия нашего монастыря. Ее звали Мария Ивановна, она была умелой швеей, прекрасно шила церковные облачения и одежду для священников. В нашей епархии ее знали все. Мы тоже общались с ней, даже немного жили у неё, и мне она казалась необыкновенным человеком. Мария Ивановна рассказывала, что отец Кукша не благословил ей выходить замуж, сказал, чтобы она жила в девстве. И очень часто он советовал ей при искушениях и бранях молиться Пресвятой Богородице, чтобы Она помогла сохранить чистоту. И она слушалась его, молилась усердно. И вот вы знаете, когда я общалась с этой женщиной – а ей тогда было уже лет семьдесят или даже восемьдесят, – она казалась мне ангелом! Её лицо сияло целомудрием и чистотой! И конечно, это Божия Матерь даровала ей благодать девства. Некоторые подвижники считали, что блудную страсть без помощи Божией Матери даже и невозможно победить. Вот как об этом говорит афонский старец Даниил Катунакский: «Одеяния непорочной девственности нельзя достичь только путем подвига и личного борения. Конечно, непременно должен быть и подвиг, и борьба, но девство подается по милости Приснодевы Марии, Которая и очищает души девственников». И можно привести конкретные примеры, как Божия Матерь исцеляла подвижников от нечистой страсти. Ей молилась преподобная Мария Египетская, когда блудные помыслы смущали ее в пустыне. И по молитвам Богородицы брань прекращалась, дивный свет разливался вокруг святой Марии, а в душе ее воцарялся глубокий мир. Многие современные подвижники при блудной брани тоже прибегали к Богородице. Я зачитаю один случай из воспоминаний об афонском старце Филарете. С юности он вел борьбу за то, чтобы сохранить свое девство, и противился всем искушениям. И вот когда он уже стал монахом-святогорцем, дьявол воздвиг в нем бурю нечистых помыслов. Отец Филарет «каждую ночь поднимался раньше других и со слезами молился в келье своей пред иконой Владычицы Богородицы “Сладкое лобзание”. Однажды, во время продолжительной и трудной молитвы, икона вдруг ярко просияла, осветив всю келью. В тот же момент исчезли постыдные помыслы, и сердце исполнилось невыразимой радостью и миром». Божия Матерь и нас желает видеть непорочными, чистыми. И бывает, что всего несколько кратких молитв к Ней изгоняют из нашего сердца вкравшиеся нечистые помыслы, и мы преисполняемся любовью к девству, желанием совершенной чистоты. Богородица подает нам помощь не только в борьбе с нечистыми помышлениями; Она помогает преодолеть и другие тяжелые страсти, например уныние.
Вера, Надежда, Любовь в душе православного
Богородица – Мать всех христиан, и Она по-матерински неутомимо и нежно заботится о всех нас.
По словам старца Силуана, «любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
И весь православный мир смотрит на Неё как на Мать, первую Заступницу и Утешительницу. У нас в России, исконно православной стране, Божию Матерь любят особенно благоговейно и нежно. Неслучайно Россию называют «Домом Пресвятой Богородицы». Самые известные русские обители названы в честь Её икон и праздников, например Киево-Печерская Успенская Лавра, Оптина Введенская пустынь, Глинская Рождество-Богородицкая пустынь. Основатели этих обителей не случайно пожелали назвать их в честь Божией Матери – они чувствовали Её помощь, для них Богородица была живой и близкой. Богородицу глубоко почитали и великие русские подвижники, и рядовые иноки российских обителей, и просто миряне, отличавшиеся особым благочестием. Вы сами знаете множество примеров, и я приведу только три, совсем простых, но как мне кажется, очень трогательных.
Преподобный Иосиф Оптинский с детства глубоко почитал Богородицу. Она являлась ему, когда он был еще отроком. А незадолго до его кончины был такой случай. Старец лежал в монастырской больнице, на кровати, отгороженной ширмой. Больничный брат прибирался в этой келье и вдруг услышал, как за ширмой кто-то сказал старцу: «Подожди, любимиче Мой, скоро возьму тебя к Себе». Заглянув к отцу Иосифу, послушник никого кроме него не увидел, и его объял страх. Когда он рассказал об этом отцу Амвросию, тот просто сказал: «Царица Небесная посетила его». Старец Амвросий знал об особой милости Богородицы к отцу Иосифу. Однажды его спросили: «Вот интересно, на этой иконе Божия Матерь похожа на Себя или нет?» – и он ответил: «Пойдите, покажите отцу Иосифу, он точно скажет, похожа ли». В другой раз одна женщина сказала: «Мне так хочется узнать, как выглядела Богородица в шестьдесят лет!» И отец Амвросий посоветовал: «Спроси у отца Иосифа, он знает». Действительно преподобный Иосиф знал Божию Матерь так, как мы знаем какого-либо родного и близкого человека.
И наш современный старец, которого мы совсем недавно поминали, отец Николай Гурьянов, тоже необыкновенно любил Божию Матерь. Однажды мы приехали к нему и показали буклетик, где была фотография нашей Тихвинской иконы. И как он обрадовался, когда посмотрел на икону, будто чудо увидел! И у него была еще такая черта: когда он шел по храму, то не мог пройти просто так мимо иконы Пресвятой Богородицы. Он обязательно останавливался и лобызал икону. И видно было, что он делает это не по привычке, а есть у него глубокое сердечное чувство к Божией Матери.
В жизнеописании нашего уральского подвижника, старца Константина (Шипунова), описывается, как почитали Богородицу его родители. Старший брат отца Константина рассказывал: «Бывало, тятя нас умывает, а сам “Богородице Дево, радуйся” читает». Из этого видно, что вся повседневная жизнь в этой семье проходила в присутствии Богородицы, под Её покровом.
И мне хотелось бы, чтобы и для нас это было так же естественно – жить в присутствии Божией Матери. Как рассказывается об одном современном подвижнике: «Его духовные беседы с Богородицей не прекращались никогда, вместе с Ней он шел по дороге, возвращался домой, был с Ней повсюду», – такой может быть и наша жизнь.
И самое правильное для нас – относиться к Богородице не только как к Царице неба и земли, пребывающей в непостижимом Горнем мире, но и как к нашей Матери, родной и близкой, с Которой можно в любой момент заговорить, рассказать о своей скорби или радости, попросить о помощи.
Старец Паисий Афонский говорил: «Когда монах читает молитву “Пресвятая Богородице, спаси нас!” — он, как малое дитя, теребит край Ее ризы, чтобы быть услышанным».
Кстати, сам старец Паисий любил Богородицу детской, нежной любовью. Он на своем опыте знал, насколько Она отзывчива на любую, даже самую малую, самую простую просьбу. В его жизни был такой случай. Однажды после Литургии старец послал его выполнить одну работу, но где и когда ему пообедать, не сказал. А отец Паисий был очень голоден и к тому же утомлен после ночной службы. И вот он отправился по поручению старца, целый день ждал катер, который должен был отвезти его в назначенное место. Катера всё не было, и отчаявшись, он решил совершить одну чётку молитв Пресвятой Богородице, чтобы Она дала ему какую-нибудь пищу. Но потом укорил себя: «Ах ты, бессовестный, тревожишь Матерь Божию по таким пустякам!» Однако не успел он еще дочитать чётку, как из ближайшего монастыря вышел один брат. Он подошел к отцу Паисию, дал ему кулёчек и сказал: «Вот, брате, прими ради Госпожи Богородицы». В кульке оказался хлеб, смоквы и виноград. Старец Паисий потом рассказывал: «Я едва смог удержаться, чтобы не расплакаться, пока этот брат не уйдет!»
Вообще такое живое, искреннее отношение к Божией Матери очень укоренено на Святой Горе. Глубокая и трепетная любовь к Богородице – это черта и каждого афонского монаха, и всего святогорского уклада жизни. Один греческий старец рассказывает, что в юности они с друзьями говорили друг другу: «Давайте отправимся на Афон, чтобы так, как святогорцы, полюбить Богородицу». И действительно вся жизнь святогорских монахов – от богослужения до повседневного быта, проникнута любовью к Богородице. Например, у них есть такая величественная богослужебная традиция: в момент, когда поется песнопение «Достойно есть», все монахи выходят из стасидий и снимают камилавки, показывая этим всю глубину своего чувства к Пресвятой Деве. Любой Богородичный праздник на Святой горе празднуется с особенной торжественностью, а Успение Божией Матери вызывает такой духовный подъем, что этот праздник на Афоне называют второй Пасхой! На устах и в сердце у святогорцев постоянно два имени: Господа Иисуса Христа и Божией Матери. Они твердо знают, что Богородица всегда присутствует рядом с ними. И для монахов вообще естественно такое отношение к Богородице.
Как известно, Божия Матерь в особенности покровительствует монашествующим, потому что они подражают Её образу жизни. Богородица – первая Монахиня на земле, как Сама Она сказала в видении нашему русскому святому – преподобному Парфению Киево-Печерскому. Я напомню вам этот случай. Преподобный Парфений однажды прочитал где-то, что Божия Матерь была первой инокиней на земле, и начал с сомнением размышлять об этом. За этим размышлением он задремал и во сне увидел величественную Монахиню в мантии с жезлом в руках. Приблизившись к нему, Она сказала: «Парфений, Я – Монахиня!» Он пробудился и с той поры был сердечно убежден, что Пресвятая Дева явила первообраз иноческой жизни.
И, конечно, все монахи – Её любимые, избранные чада. В древнем чине монашеского посвящения можно найти такие слова — с ними священник обращался к деве, посвящаемой Богу:
«Да благословит тебя Творец Неба и земли, Бог Отец Всесильный, Который благоволил избрать тебя во образ святой Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа, на чистое и нескверное девство, обет которого ты произнесешь пред Богом и святыми ангелами. Да благословит тебя Бог Отец и Сын и Дух Святой всяким благословением духовным, чтобы ты пребыла без всякой скверны под покровом святой Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа».
Видите, здесь прямо говорится, что монахи – подражатели Богородицы, и Она помогает им беспреткновенно совершать иноческий путь. Можно сказать, что монах не делает ни одного шага без того, чтобы Богородица не смотрела на него и не желала всякую минуту его или поддержать, или исправить, или утешить.
Богородица присутствует и на нашем постриге. Помните, как говорится в чинопоследовании: «Известно веждь, яко Сам Спаситель наш, со Препетою Своею Материю, и святыми Ангелы, и всеми святыми Своими зде прииде, внушая исходящая от тебе словеса…»
Богоматерь внимает обетам, которые мы даем Её Сыну, и сорадуется нам в этом великом событии. Она всегда сопутствует нам и в повседневной жизни, и конечно, помогает в духовном делании. И об этом мне хотелось бы поговорить немного подробнее. Для нас привычно, что Божия Матерь много помогает людям в земных нуждах: исцеляет от болезней, спасает от бед – известно бесчисленное множество совершенных Ею чудес. Но в то же время Она и первая Помощница в нуждах духовных. Она и содействует нам в борьбе со страстями, и побуждает нас к покаянию, и помогает в молитвенном подвиге. Думаю, нет такого монаха, который преуспевал бы духовно без помощи Божией Матери.
И мне хотелось бы теперь привести некоторые примеры.
Как, например, Божия Матерь помогает нам в борьбе со страстями? Пресвятая Дева, чистая, не знающая никакой страсти, всем сердцем желает, чтобы и мы, Её дети, были чисты и свободны от страстей.
В особенности Она любит девство. Многим монахам Она помогла освободиться от плотской страсти и обрести младенческую чистоту помыслов. Неслучайно оптинские старцы советовали инокам при плотской брани не только прибегать к откровению помыслов и Иисусовой молитве, но и молиться Богородице. И преподобный Кукша Одесский советовал своим духовным чадам молиться так: «Матерь Божия, сохрани мя в чистоте душевной и телесной!». И мне хочется поделиться с вами. Я была знакома с одной из духовных дочерей отца Кукши. Это было еще до открытия нашего монастыря. Ее звали Мария Ивановна, она была умелой швеей, прекрасно шила церковные облачения и одежду для священников. В нашей епархии ее знали все. Мы тоже общались с ней, даже немного жили у неё, и мне она казалась необыкновенным человеком. Мария Ивановна рассказывала, что отец Кукша не благословил ей выходить замуж, сказал, чтобы она жила в девстве. И очень часто он советовал ей при искушениях и бранях молиться Пресвятой Богородице, чтобы Она помогла сохранить чистоту. И она слушалась его, молилась усердно. И вот вы знаете, когда я общалась с этой женщиной – а ей тогда было уже лет семьдесят или даже восемьдесят, – она казалась мне ангелом! Её лицо сияло целомудрием и чистотой! И конечно, это Божия Матерь даровала ей благодать девства.
Некоторые подвижники считали, что блудную страсть без помощи Божией Матери даже и невозможно победить. Вот как об этом говорит афонский старец Даниил Катунакский: «Одеяния непорочной девственности нельзя достичь только путем подвига и личного борения. Конечно, непременно должен быть и подвиг, и борьба, но девство подается по милости Приснодевы Марии, Которая и очищает души девственников». И можно привести конкретные примеры, как Божия Матерь исцеляла подвижников от нечистой страсти. Ей молилась преподобная Мария Египетская, когда блудные помыслы смущали ее в пустыне. И по молитвам Богородицы брань прекращалась, дивный свет разливался вокруг святой Марии, а в душе ее воцарялся глубокий мир.
Многие современные подвижники при блудной брани тоже прибегали к Богородице. Я зачитаю один случай из воспоминаний об афонском старце Филарете. С юности он вел борьбу за то, чтобы сохранить свое девство, и противился всем искушениям. И вот когда он уже стал монахом-святогорцем, дьявол воздвиг в нем бурю нечистых помыслов. Отец Филарет «каждую ночь поднимался раньше других и со слезами молился в келье своей пред иконой Владычицы Богородицы “Сладкое лобзание”. Однажды, во время продолжительной и трудной молитвы, икона вдруг ярко просияла, осветив всю келью. В тот же момент исчезли постыдные помыслы, и сердце исполнилось невыразимой радостью и миром».
Божия Матерь и нас желает видеть непорочными, чистыми. И бывает, что всего несколько кратких молитв к Ней изгоняют из нашего сердца вкравшиеся нечистые помыслы, и мы преисполняемся любовью к девству, желанием совершенной чистоты. Богородица подает нам помощь не только в борьбе с нечистыми помышлениями; Она помогает преодолеть и другие тяжелые страсти, например уныние.