Комментарии
- 3 авг 2020 22:59Наталья Молочная!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
- 4 авг 2020 20:46Анна Чжан (Гавура)
️
- 11 авг 2020 14:48Наталья МухибуллинаВсе ЗДАНИЯ архитектурного строения Москвы иностранных строителей и российских молодёжных рабочих групп взяты под охрану коммерческой охраны(договора) Министерства Труда и защиты прав граждан , прибывания на данной местности - Министерство Иностранных дел - отделение трудоустройства мигрантов .
- 21 авг 2020 01:23Татьяна Ананьева
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Город Москва
Дом-фара и гараж-подкова: изучаем здания архитектора Константина Мельникова
3 августа (по новому стилю) 1890 года родился архитектор Константин Мельников, гений советского авангарда. По его проектам на рубеже 20-х и 30-х годов XX века в Москве построили пять домов культуры, или рабочих клубов, как их называли в ранние годы советской власти. Авторству Мельникова также принадлежат четыре крупных столичных гаража. При их проектировании он учитывал движение автомобилей. По задумке, каждая машина попадала в гараж, занимала свое место и выезжала, двигаясь только вперед. Именно по такому принципу в 1930-е годы были построены два гаража — на Бахметьевской и Новорязанской улицах.
В год 130-летия со дня рождения архитектора-новатора предлагаем вспомнить главные творения Константина Мельникова, которые сегодня можно увидеть в Москве.
Задумки архитектора были настолько новаторскими, что часто их приходилось упрощать, а часть творческих экспериментов так и осталась в проекте, намного опередив технические возможности своего времени. В стране попросту не было нужных средств, стройматериалов и квалифицированных рабочих.
«Во многих клубах он предлагал строить бассейн, который виден не сразу. Нижняя часть зрительного зала должна разъехаться, там появляется бассейн, а зрительный зал превращается в трибуны. Но, к сожалению, в каких-то районах Москвы просто не было столько воды, чтобы наполнять этот бассейн, не было водопровода», — рассказала Анна Кистанова, главный хранитель Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых.
Несмотря на новаторские идеи, Мельников всегда принимал в расчет, как здание впишется в городскую среду.
«Мельников любил Москву и оценивал с точки зрения пешехода, как постройка будет в итоге смотреться. Он грамотно вписывал в выделенные под застройку участки свои сооружения, чтобы человек, который проходил мимо, мог его разглядеть и не ощущал себя замкнутым в этом пространстве», — объяснила Анна Кистанова.
Более того, по ее словам, Мельников всегда рассчитывал свои проекты с точки зрения пожарной безопасности, экономии строительных материалов. Благодаря многочисленным лестницам и дополнительным выходам они соответствуют и современным нормам пожарной безопасности.
Впрочем, судьба построенных зданий, как и самого архитектора, была непростой. Не все сооружения Мельникова сохранились в первозданном виде. Один из таких проектов — планировка Парка Горького от главного входа до Нескучного сада. В центре партера был задумал фонтан, в котором, как писал Мельников, архитектура должна формироваться струями самой воды. И хотя проект был реализован не полностью, планировка территории, выходящей на улицу Крымский Вал, до сих пор совпадает с задумкой архитектора.
Самая ранняя из сохранившихся работ Константина Мельникова — здание конторы Новосухаревского рынка, построенное в 1924 году. Работы начались после того, как было решено закрыть стихийный Сухаревский рынок. Под торговые ряды выделили участок пустыря между Большим Сухаревским переулком, Трубной и Садовой-Сухаревской улицами. По предложению Мельникова его застроили деревянными павильонами-киосками с витринами на обе стороны. В центре сходившихся тремя ровными лучами торговых рядов разместили контору, которая была единственным кирпичным строением на территории рынка. Помимо служебных помещений, там располагался трактир.
Сначала Мельников задумал сделать контору круглой, но потом, чтобы подчеркнуть идею с лучами, поменял композицию на треугольную. До сих пор в плане города здание представляет собой треугольник с одним обрезанным углом. В вершине треугольника Мельников расположил лестницу, которая со второго этажа становилась открытой и вела на плоскую крышу-террасу. Свойственную конструктивизму геометричность строения подчеркивают также вертикальные выступы на стенах и вытянутые окна, а на главном фасаде есть круглое окно-иллюминатор.
Общая планировка рынка была тщательно продумана с учетом расположения основных входов на его территорию. Мельников сделал ряды палаток разной величины и не только расположил их параллельно, но и создал живописную пространственно-планировочную композицию, которую сам назвал оркестром из танцующих гармоний.
Новосухаревский рынок просуществовал до 1930 года, а затем его территорию занимали мастерские для ремонта автомобилей. До конца 1990-х годов здание конторы Новосухаревского рынка несколько раз перестраивали и ремонтировали. В итоге кровля дома из плоской превратилась в скатную, был изменен цвет стен, а часть деревянных оконных рам заменили на пластиковые. При этом лестницу, ведущую на веранду, замуровали. Оригинальные двери за прошедшие годы были полностью утрачены.
Сейчас согласован проект реставрации и приспособления здания для современного использования. Ему также вернут исторический облик.
Дома для нового человека
Один из самых известных проектов Константина Мельникова — Дом культуры имени И.В. Русакова, расположенный на пересечении улиц Стромынки и Бабаевской. Здание, напоминающее формой огромную шестеренку, построено в 1927–1929 годах для работников Союза коммунальщиков. Это было время расцвета идеи нового быта и воспитания нового человека — домашние обеды заменил ассортимент фабрик-кухонь, а идеологически неверные походы в церковь — посещения клубов рабочих.
Мельников придумал установить места для зрителей в трех выдвинутых из здания секторах, нависающих над тротуаром, — такого до него никто в мире не делал. Еще одной изюминкой стал зал-трансформер, способный вместить от 250 до 1500 зрителей. Мельников разработал систему створок, которые при закрытии отделяли трибуны от сцены. В получившихся помещениях проходили занятия по рисованию, актерскому мастерству. До наших дней этот механизм не сохранился — после войны здание перестроили.
Бахметьевский гараж, построенный по проекту Константина Мельникова, уже давно стал заметной культурной площадкой столицы. С 2008 по 2012 год здесь располагался центр современной культуры «Гараж», а сегодня — Еврейский музей и центр толерантности.
Этот гараж построили в 1927 году, чтобы разместить более 130 пассажирских автобусов «Лейланд», закупленных в Великобритании. Это был новый вид транспорта — раньше в Москве не было ни одного автобуса и, конечно, гаражей, способных их разместить: британские автобусы квартировали буквально где придется — и в каретных сараях, и в складских помещениях.
В Бахметьевском гараже была впервые в стране реализована новая технологическая схема парковки — так называемая прямоточная, при которой автобусу не нужно двигаться задним ходом ни при въезде, ни при выезде.
Снаружи Бахметьевский гараж смотрится достаточно приземистым зданием, но если войти внутрь, то можно увидеть просторное помещение с высокими потолками. Они появились благодаря Владимиру Шухову: он придумал уникальную систему перекрытий — на площади 8,5 тысячи квадратных метров использовано всего 18 тонких опор, из-за чего пространство выглядит таким воздушным.
Гараж Госплана СССР на Авиамоторной улице — последнее крупное здание, созданное по чертежам Мельникова. Оно было построено в 1936 году и стало символом завершения эпохи авангарда и конструктивизма в советской архитектуре.
А вот здание гаража «Интуриста», спроектированное Мельниковым в 1934 году, используется по прямому назначению и сегодня. Когда-то на улице Сущевский Вал можно было увидеть транспорт советской организации, работавшей с иностранными делегациями, а теперь здесь размещаются машины Федеральной службы безопасности.
Архитектор занимался не столько технической стороной (как при проектировании Бахметьевского гаража), сколько внешним видом здания: фасад рассекает стеклянная поверхность, стилизованное колесо, ленты. Должен был появиться и макет автомобиля, но по первоначальному проекту Мельникова была построена только правая часть здания.
Дом-мастерская Мельникова, построенный на собственные средства архитектора в 1927–1929 годах в Кривоарбатском переулке, стал настоящим символом авангарда.
«Это особенный объект. Мельников его строил для себя, и можно проследить, как мыслил архитектор, строя и организовывая пространство непосредственно для своей семьи. Ты условно погружаешься в голову архитектора и художника», — рассказала Анна Кистанова.
Дом, имеющий в плане форму восьмерки, невозможно отнести ни к одному из известных стилей. Конструкции стен и перекрытий по-настоящему оригинальны. Они сделаны таким образом, что дому не нужны дополнительные несущие конструкции.
В 2014 году дом получил статус объекта культурного наследия федерального значения. Сейчас это филиал Государственного музея архитектуры имени Щусева, куда можно попасть с экскурсией.