Комментарий на книгу ИСХОД (9-10 главы) Продолжаем разбор. В Исход 9:1–12 описаны пятая и шестая казни, когда поражается скот и тела людей и животных покрываются язвами. Это новый этап: удар становится болезненным, телесным и личным. Казни поражают как богатство, так и здоровье египтян. Исход 9:1–12 — Пятая и шестая казни: мор и язвы ________________________________________ 9:1–5 — Пятая казнь: мор на скот 1 Господь сказал Моисею: «Пойди к фараону и скажи ему: “Так говорит Господь, Бог евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. 2 Если ты откажешься и будешь удерживать их, 3 то рука Господа поразит твой скот, что в поле: коней, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот — будет тяжёлый мор. 4 Но Господь снова отличит скот израильтян от скота египтян — ничего не погибнет у сынов Израиля.” 5 И Господь назначил срок: «Завтра Я сделаю это в стране.» Вновь повторяется требование: отпусти народ. Условия прежние, но форма казни становится острее — Бог поражает экономическую силу Египта. Скот в Египте — это не только еда, транспорт, одежда, но и символ достатка и поклонения (например, культ Аписа — священного быка). Удар по скоту — удар по идолам и образу жизни. Бог снова подчеркивает: народ Мой будет сохранён. Это не просто казни, а размежевание, ясное разделение между избранными и остальными. ________________________________________ 9:6–7 — Реализация казни и упрямство фараона 6 И на следующий день Господь исполнил это: весь скот египтян погиб, но из скота израильтян не погиб ни один. 7 Фараон послал людей проверить — и действительно, ни один из скота израильтян не погиб. Но сердце фараона осталось ожесточённым, и он не отпустил народ. Проверка фараона подчеркивает, что он знает истину, но сознательно противится ей. Это не неведение — это выбор. Он видит чудо, но отказывается отреагировать должным образом. Это образ осознанного ожесточения, которое дальше будет только усиливаться. ________________________________________ 9:8–10 — Шестая казнь: язвы 8 Господь сказал Моисею и Аарону: «Возьмите полные горсти золы из печи, и пусть Моисей бросит её в воздух на глазах у фараона. 9 Пусть она станет мелкой пылью по всей земле Египта и вызовет нарывы и гнойные язвы на людях и животных по всей земле Египта.» 10 Они взяли золу, встали перед фараоном, Моисей бросил золу в воздух, и она вызвала язвы с гноем, поразившие людей и животных. Зола из печи — образ угнетения и рабского труда (возможно, из печей, где евреи обжигали кирпичи). Бог обращает знак страдания евреев в орудие суда над угнетателями. Язвы — болезненное, физическое страдание. Удары становятся не только внешними, но и личными, касающимися самого тела. Бог демонстрирует власть над здоровьем, телом и физическим благополучием. ________________________________________ 9:11–12 — Бессилие магов и ожесточение фараона 11 Даже чародеи не могли стоять перед Моисеем из-за язв: язвы были и на них, и на всех египтянах. 12 Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею. Чародеи, пытавшиеся имитировать чудеса, сами страдают — они не только бессильны, но и уязвимы. Впервые сказано, что Господь ожесточил сердце фараона. Это не отменяет его вины, но подчёркивает, что фараон уже сделал свой выбор, и теперь Бог укрепляет его в нём — для исполнения Своего плана до конца. ________________________________________ Богословские акценты: 1. Бог поражает идолов Египта — скот, здоровье, магию. 2. Божье различение между Израилем и Египтом усиливается. 3. Фараон знает правду, проверяет её, но отказывается покориться. 4. Ожесточение становится судом: Бог не только допускает упрямство, но и использует его для Своих целей. 5. Бог использует символы угнетения евреев как средства суда — зола, печи, страдания становятся ответом Египту. ________________________________________ Продолжаем толкование. В отрывке Исход 9:13–35 описана седьмая казнь — град, первый удар в третьем цикле казней. Он знаменует новый виток: теперь стихии не просто поражают природу, они уничтожают всё живое, угрожают смерти, и звучит открытое предупреждение о гибели. Исход 9:13–35 — Седьмая казнь: град ________________________________________ 9:13–17 — Новое предупреждение и откровение Божьего плана 13 Господь сказал Моисею: «Встань рано утром, предстань перед фараоном и скажи ему: “Так говорит Господь, Бог евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. 14 На этот раз Я пошлю все Свои бедствия прямо на тебя, твоих слуг и твой народ — чтобы ты понял, что нет никого, равного Мне на всей земле. 15 Я мог бы уже простереть руку и поразить тебя и твой народ моровой язвой, и ты был бы стёрт с лица земли. 16 Но Я оставил тебя в живых ради того, чтобы показать через тебя Мою силу и чтобы имя Моё стало известно на всей земле. 17 Ты всё ещё превозносишь себя над Моим народом и не хочешь отпустить его.”» Эти слова раскрывают глубинный замысел Божий: казни — не просто акты мести, но миссия откровения: «Чтобы ты знал…», «чтобы имя Моё стало известно». Бог мог бы уничтожить Египет в одно мгновение, но Он действует постепенно, открывая Своё могущество, справедливость и милость. Ожесточение фараона — это акт милосердия, но и суда: Бог использует его ожесточение как часть Своего плана. ________________________________________ 9:18–21 — Предупреждение о граде и выбор людей 18 «Завтра в это же время Я пошлю сильный град — такого не было в Египте с того дня, как он стал народом, и доныне. 19 Сейчас же прикажи загнать скот и всех людей, что у тебя в поле, — всё, что останется в поле и не будет укрыто, погибнет от града.» 20 Те из слуг фараона, кто боялся слова Господа, поспешили загнать скот и слуг в дома. 21 А те, кто не обратил внимания на слово Господне, оставили своих слуг и скот в поле. Это уникальное предупреждение: Господь предлагает укрыться от бедствия. Казнь становится испытанием на доверие и послушание. Даже египтяне получают шанс спастись, и некоторые его используют. Это намёк: страх Господень — начало мудрости, даже вне Израиля. ________________________________________ 9:22–26 — Исполнение: разрушительный град 22 Господь сказал Моисею: «Протяни руку к небу, и пойдёт град по всей земле Египта — на людей, скот и всю растительность.» 23 Моисей протянул посох к небу, и Господь послал гром, град и огонь, сверкающий по земле. 24 Град, смешанный с огнём, был страшен — такого не бывало в Египте. 25 Град побил всё на полях по всей земле Египта: и людей, и скот, и всё, что росло; деревья были сломаны. 26 Только в земле Гесем, где жили израильтяне, града не было. Казнь поражает всю экосистему Египта — это удар по жизни как таковой. Бог показывает, что Он — Владыка природы, а не египетские боги. Огонь и град вместе — образ сверхъестественного гнева, символ суда, сопровождаемый громом (в древности — “голосом Бога”). Гесем не пострадал — Бог вновь отделяет Своих. ________________________________________ 9:27–30 — Фараон признаёт вину, но ненадолго 27 Фараон послал за Моисеем и Аароном и сказал им: «На этот раз я согрешил. Господь — праведен, а я и мой народ — виновны. 28 Помолитесь Господу — пусть перестанет этот гром и град, и я отпущу вас, больше не буду удерживать.» 29 Моисей сказал: «Как выйду из города, подниму руки к Господу — гром и град прекратятся, чтобы ты узнал: земля принадлежит Господу. 30 Но я знаю: ты и твои слуги ещё не боитесь Господа Бога.» Признание фараона — формальное и временное. Он чувствует давление, но не раскаивается сердцем. Моисей даёт понять: чудо — не причина веры, только трепет и послушание перед Богом — подлинный отклик. Фраза “земля принадлежит Господу” — теологический манифест: всё творение — не во власти фараона или богов Египта, а Господа. ________________________________________ 9:31–32 — Последствия града 31 Лён и ячмень были побиты, потому что ячмень уже колосился, а лён цвёл. 32 А пшеница и полба не пострадали, потому что они позднеспелые. Это реалистичная и агрономически точная вставка: подчёркивается ограниченность казни, что даст возможность для новых казней — египтяне ещё не всё потеряли. Даже в судах Бог оставляет возможность для раскаяния. ________________________________________ 9:33–35 — Фараон снова ожесточается 33 Моисей вышел от фараона, помолился, и гром с градом прекратились. 34 Но, увидев, что дождь и гром прекратились, фараон снова ожесточил сердце — он и его слуги. 35 И сердце фараона осталось закоснелым, он не отпустил сынов Израиля — как говорил Господь через Моисея. Казнь завершена, но фараон возвращается к упорству, потому что его покаяние не было настоящим. Снова подчёркивается: Господь всё предсказал, всё идёт по Его воле. ________________________________________ Выводы и богословские акценты: 1. Казнь сопровождается предупреждением и возможностью спасения — Бог милостив даже в гневе. 2. Фараон знает истину, признаёт Бога, но не подчиняется Ему сердцем. 3. Казни нарастают по силе и охвату, поражая экономику, природу и жизнь. 4. Бог не только наказывает, но и учит — чтобы “ты знал, что Я — Господь”. 5. Ожесточение сердца — духовная трагедия, в которой виновен сам человек, но которую Бог использует для Своих целей. ________________________________________ Продолжаем толкование. В отрывке Исход 10:1–20 описана восьмая казнь — саранча, которая разрушает остатки урожая после града. Это логическое продолжение предыдущей казни и усиление давления на Египет. Бог по-прежнему даёт фараону шанс, но его ожесточение продолжает нарастать. Исход 10:1–20 — Восьмая казнь: саранча ________________________________________ 10:1–2 — Цель казней: знание Бога и память 1 Господь сказал Моисею: «Иди к фараону. Я Сам ожесточил его сердце и сердца его слуг, чтобы совершить эти знамения среди них 2 и чтобы ты рассказал своим детям и внукам, как Я поступил с египтянами, какие знамения Я сотворил среди них, — чтобы вы знали, что Я — Господь». Здесь вновь подчёркивается, что ожесточение фараона — часть Божьего плана: через него Бог раскрывает Свою силу. Цель казней — не только наказание, но и передача памяти: «чтобы ты рассказал детям и внукам». Казни становятся частью нарративной и богословской основы Израиля, их веры и самоосознания. ________________________________________ 10:3–6 — Новое предупреждение фараону 3 Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: «Так говорит Господь, Бог евреев: “Как долго ты ещё будешь отказываться покориться Мне? Отпусти Мой народ, чтобы он служил Мне. 4 Если ты откажешься, завтра Я приведу в твою страну саранчу. 5 Она покроет землю так, что её нельзя будет не увидеть. Она съест то, что осталось после града, и обгложет все деревья, растущие в поле. 6 Дома наполнятся ею — дома твоих слуг и весь Египет. Такого бедствия не видел никто со времён отцов ваших до сего дня”. Моисей повернулся и вышел от фараона. Предупреждение звучит как последняя возможность: «Как долго ты ещё не покоришься?» Восьмая казнь — удар по надежде: град оставил немного урожая, но теперь саранча и это уничтожит. Это не просто насекомые — это воинство Божье, исполняющее Его волю. ________________________________________ 10:7–11 — Внутреннее напряжение при дворе фараона 7 Слуги фараона сказали ему: «Как долго этот человек будет нашей погибелью? Отпусти людей — пусть поклонятся своему Богу! Разве ты не видишь, что Египет уже погиб?» 8 Моисея и Аарона снова привели к фараону. Он сказал им: «Идите, поклонитесь Господу, вашему Богу. Но кто пойдёт?» 9 Моисей ответил: «Пойдём с молодыми и старыми, с сыновьями и дочерями, со стадами — ибо у нас праздник Господу». 10 Фараон сказал: «Пусть будет так — пусть Господь будет с вами, если Я отпущу вас с детьми! Я вижу, у вас злой умысел. 11 Нет! Пусть идут только мужчины и поклонятся Господу — ведь этого вы и просили». И их выгнали от фараона. Впервые советники фараона открыто выступают против его позиции — разрушения Египта становятся очевидными. Фараон готов частично уступить, но пытается контролировать исход: «только мужчины». Это момент борьбы за право на полноту поклонения Богу — не на условиях фараона, а по Божьему повелению. ________________________________________ 10:12–15 — Исполнение казни: саранча 12 Тогда Господь сказал Моисею: «Протяни руку над Египтом, и пусть придёт саранча». 13 Моисей простёр посох, и Господь навёл восточный ветер, который дул весь день и ночь. Утром саранча пришла. 14 Она покрыла всю землю, саранчи было столько, сколько не бывало прежде и не будет впредь. 15 Она покрыла всю поверхность земли, потемнела земля. Саранча съела всю траву и все плоды, оставшиеся после града. Не осталось ни зелени, ни листа на деревьях — нигде в Египте. Описание ужаса — апокалиптическое. Саранча — символ опустошающего Божьего суда. Потемнение земли от множества насекомых — образ тьмы и смерти. Казнь полна символизма: египетские боги плодородия бессильны, Бог Израиля управляет и ветром, и природой. ________________________________________ 10:16–20 — Мнимое покаяние и новое ожесточение 16 Тогда фараон поспешно позвал Моисея и Аарона и сказал: «Я согрешил перед Господом, вашим Богом, и перед вами. 17 Простите же мой грех ещё раз, и помолитесь Господу, чтобы только бы Он избавил меня от этой смерти!» 18 Моисей вышел и помолился Господу. 19 Господь послал западный ветер, и саранча была унесена в Чермное море. Ни одной не осталось в Египте. 20 Но Господь ожесточил сердце фараона, и он снова не отпустил сынов Израиля. Снова звучит словесное признание греха, но не следуют действия. Фараон просит избавления, но не подчинения. Господь устраняет казнь по молитве Моисея — даже в гневе Бог отвечает на заступничество. И снова — ожесточение. Покаяние фараона не истинное, а вынужденное. Его сердце по-прежнему не покорно Богу. ________________________________________ Выводы и богословские акценты: 1. Казни становятся всё разрушительнее, унося последнюю надежду Египта. 2. Бог даёт шанс на спасение даже через казни — через предупреждение и выбор. 3. Фараон готов на частичное подчинение, но не на полное послушание Богу. 4. Слуги фараона начинают понимать истину, но лидерство ожесточённого царя ведёт весь народ к гибели. 5. Память о делах Божьих — цель казней: чтобы будущие поколения знали и поклонялись Господу. ________________________________________ Продолжаем толкование. В отрывке Исход 10:21–29 описана девятая казнь — тьма, последняя перед великой финальной казнью первенцев. Эта казнь поражает не тело, не имущество, а сознание и душу. Это предвестие духовной и национальной смерти Египта. Исход 10:21–29 — Девятая казнь: тьма ________________________________________ 10:21–23 — Тьма, которую можно ощутить 21 Господь сказал Моисею: «Протяни руку к небу, и на землю Египта опустится тьма — такая, что её можно будет ощутить». 22 Моисей простёр руку к небу, и три дня стояла густая тьма по всей земле Египта. 23 Люди не видели друг друга и не могли сдвинуться с места в течение трёх дней. Но у всех сынов Израиля был свет там, где они жили. Тьма — это не просто отсутствие света, а ощутимая, гнетущая, духовная тьма, парализующая движение и общение. Это символ духовной слепоты и суда: Бог лишает Египет самого очевидного блага — света. В Египте поклонялись Ра, богу солнца. Этот удар — прямой вызов религии Египта: если Бог Израиля может закрыть солнце, значит Он выше всех египетских богов. Израильтяне же остаются при свете — символ отделения Божьего народа и присутствия Бога среди них. ________________________________________ 10:24–26 — Последняя попытка фараона договориться 24 Фараон позвал Моисея и сказал: «Идите, служите Господу. Только стада и скот пусть останутся. Дети пусть идут с вами». 25 Моисей сказал: «Ты сам дашь нам жертвы и всесожжения, чтобы мы могли принести их Господу, нашему Богу. 26 Наш скот пойдёт с нами — ни копыта не останется. Мы не знаем, что именно Господь потребует от нас, пока не придём туда». Фараон вновь предлагает компромисс: идите, но без имущества. Моисей твёрдо отказывает: служение Богу невозможно на чужих условиях. Жертвоприношения — это неотъемлемая часть поклонения, и израильтяне не знают заранее, что потребует Бог, — значит, всё должно быть с ними. Здесь проявляется теократическое мышление Моисея: он подчёркивает приоритет Божьей воли, а не человеческой инициативы. ________________________________________ 10:27–29 — Разрыв между Моисеем и фараоном 27 Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не захотел отпустить их. 28 Фараон сказал Моисею: «Убирайся от меня! Берегись, не показывайся мне больше. В день, когда ты придёшь ко мне, ты умрёшь». 29 Моисей ответил: «Ты правильно сказал — больше я к тебе не приду». Это финальное ожесточение фараона. Он не просто не отпускает Израиль, но прекращает диалог. Угроза: «Ты умрёшь» — признак того, что фараон утратил власть, но цепляется за страх и угрозу. Моисей отвечает спокойно и твёрдо: «Я не приду больше». Это момент разрыва и суда. Следующее слово будет — Божий приговор. ________________________________________ Богословские акценты: 1. Тьма — кульминация духовного суда: Египет погружается во внутреннюю пустоту и отчаяние. 2. Бог господствует даже над солнцем, которому поклоняются египтяне — всё творение в Его власти. 3. Компромиссы фараона — попытки контролировать Бога, но поклонение требует полной свободы и послушания. 4. Моисей стоит твёрдо: никакого поклонения без полноты участия всего народа и имущества. 5. Разрыв между Моисеем и фараоном знаменует переход к окончательному суду — смерть первенцев уже близко. Пастор Александр Серков
Адвентисты Седьмого Дня
:Александр Серков
#КомментарийНаИсход #АлександрСерков
Комментарий на книгу ИСХОД (9-10 главы)
Продолжаем разбор. В Исход 9:1–12 описаны пятая и шестая казни, когда поражается скот и тела людей и животных покрываются язвами. Это новый этап: удар становится болезненным, телесным и личным. Казни поражают как богатство, так и здоровье египтян.
Исход 9:1–12 — Пятая и шестая казни: мор и язвы
________________________________________
9:1–5 — Пятая казнь: мор на скот
1 Господь сказал Моисею: «Пойди к фараону и скажи ему: “Так говорит Господь, Бог евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение.
2 Если ты откажешься и будешь удерживать их,
3 то рука Господа поразит твой скот, что в поле: коней, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот — будет тяжёлый мор.
4 Но Господь снова отличит скот израильтян от скота египтян — ничего не погибнет у сынов Израиля.”
5 И Господь назначил срок: «Завтра Я сделаю это в стране.»
Вновь повторяется требование: отпусти народ. Условия прежние, но форма казни становится острее — Бог поражает экономическую силу Египта.
Скот в Египте — это не только еда, транспорт, одежда, но и символ достатка и поклонения (например, культ Аписа — священного быка). Удар по скоту — удар по идолам и образу жизни.
Бог снова подчеркивает: народ Мой будет сохранён. Это не просто казни, а размежевание, ясное разделение между избранными и остальными.
________________________________________
9:6–7 — Реализация казни и упрямство фараона
6 И на следующий день Господь исполнил это: весь скот египтян погиб, но из скота израильтян не погиб ни один.
7 Фараон послал людей проверить — и действительно, ни один из скота израильтян не погиб. Но сердце фараона осталось ожесточённым, и он не отпустил народ.
Проверка фараона подчеркивает, что он знает истину, но сознательно противится ей. Это не неведение — это выбор.
Он видит чудо, но отказывается отреагировать должным образом. Это образ осознанного ожесточения, которое дальше будет только усиливаться.
________________________________________
9:8–10 — Шестая казнь: язвы
8 Господь сказал Моисею и Аарону: «Возьмите полные горсти золы из печи, и пусть Моисей бросит её в воздух на глазах у фараона.
9 Пусть она станет мелкой пылью по всей земле Египта и вызовет нарывы и гнойные язвы на людях и животных по всей земле Египта.»
10 Они взяли золу, встали перед фараоном, Моисей бросил золу в воздух, и она вызвала язвы с гноем, поразившие людей и животных.
Зола из печи — образ угнетения и рабского труда (возможно, из печей, где евреи обжигали кирпичи). Бог обращает знак страдания евреев в орудие суда над угнетателями.
Язвы — болезненное, физическое страдание. Удары становятся не только внешними, но и личными, касающимися самого тела.
Бог демонстрирует власть над здоровьем, телом и физическим благополучием.
________________________________________
9:11–12 — Бессилие магов и ожесточение фараона
11 Даже чародеи не могли стоять перед Моисеем из-за язв: язвы были и на них, и на всех египтянах.
12 Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею.
Чародеи, пытавшиеся имитировать чудеса, сами страдают — они не только бессильны, но и уязвимы.
Впервые сказано, что Господь ожесточил сердце фараона. Это не отменяет его вины, но подчёркивает, что фараон уже сделал свой выбор, и теперь Бог укрепляет его в нём — для исполнения Своего плана до конца.
________________________________________
Богословские акценты:
1. Бог поражает идолов Египта — скот, здоровье, магию.
2. Божье различение между Израилем и Египтом усиливается.
3. Фараон знает правду, проверяет её, но отказывается покориться.
4. Ожесточение становится судом: Бог не только допускает упрямство, но и использует его для Своих целей.
5. Бог использует символы угнетения евреев как средства суда — зола, печи, страдания становятся ответом Египту.
________________________________________
Продолжаем толкование. В отрывке Исход 9:13–35 описана седьмая казнь — град, первый удар в третьем цикле казней. Он знаменует новый виток: теперь стихии не просто поражают природу, они уничтожают всё живое, угрожают смерти, и звучит открытое предупреждение о гибели.
Исход 9:13–35 — Седьмая казнь: град
________________________________________
9:13–17 — Новое предупреждение и откровение Божьего плана
13 Господь сказал Моисею: «Встань рано утром, предстань перед фараоном и скажи ему: “Так говорит Господь, Бог евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение.
14 На этот раз Я пошлю все Свои бедствия прямо на тебя, твоих слуг и твой народ — чтобы ты понял, что нет никого, равного Мне на всей земле.
15 Я мог бы уже простереть руку и поразить тебя и твой народ моровой язвой, и ты был бы стёрт с лица земли.
16 Но Я оставил тебя в живых ради того, чтобы показать через тебя Мою силу и чтобы имя Моё стало известно на всей земле.
17 Ты всё ещё превозносишь себя над Моим народом и не хочешь отпустить его.”»
Эти слова раскрывают глубинный замысел Божий: казни — не просто акты мести, но миссия откровения: «Чтобы ты знал…», «чтобы имя Моё стало известно».
Бог мог бы уничтожить Египет в одно мгновение, но Он действует постепенно, открывая Своё могущество, справедливость и милость.
Ожесточение фараона — это акт милосердия, но и суда: Бог использует его ожесточение как часть Своего плана.
________________________________________
9:18–21 — Предупреждение о граде и выбор людей
18 «Завтра в это же время Я пошлю сильный град — такого не было в Египте с того дня, как он стал народом, и доныне.
19 Сейчас же прикажи загнать скот и всех людей, что у тебя в поле, — всё, что останется в поле и не будет укрыто, погибнет от града.»
20 Те из слуг фараона, кто боялся слова Господа, поспешили загнать скот и слуг в дома.
21 А те, кто не обратил внимания на слово Господне, оставили своих слуг и скот в поле.
Это уникальное предупреждение: Господь предлагает укрыться от бедствия. Казнь становится испытанием на доверие и послушание.
Даже египтяне получают шанс спастись, и некоторые его используют. Это намёк: страх Господень — начало мудрости, даже вне Израиля.
________________________________________
9:22–26 — Исполнение: разрушительный град
22 Господь сказал Моисею: «Протяни руку к небу, и пойдёт град по всей земле Египта — на людей, скот и всю растительность.»
23 Моисей протянул посох к небу, и Господь послал гром, град и огонь, сверкающий по земле.
24 Град, смешанный с огнём, был страшен — такого не бывало в Египте.
25 Град побил всё на полях по всей земле Египта: и людей, и скот, и всё, что росло; деревья были сломаны.
26 Только в земле Гесем, где жили израильтяне, града не было.
Казнь поражает всю экосистему Египта — это удар по жизни как таковой. Бог показывает, что Он — Владыка природы, а не египетские боги.
Огонь и град вместе — образ сверхъестественного гнева, символ суда, сопровождаемый громом (в древности — “голосом Бога”).
Гесем не пострадал — Бог вновь отделяет Своих.
________________________________________
9:27–30 — Фараон признаёт вину, но ненадолго
27 Фараон послал за Моисеем и Аароном и сказал им: «На этот раз я согрешил. Господь — праведен, а я и мой народ — виновны.
28 Помолитесь Господу — пусть перестанет этот гром и град, и я отпущу вас, больше не буду удерживать.»
29 Моисей сказал: «Как выйду из города, подниму руки к Господу — гром и град прекратятся, чтобы ты узнал: земля принадлежит Господу.
30 Но я знаю: ты и твои слуги ещё не боитесь Господа Бога.»
Признание фараона — формальное и временное. Он чувствует давление, но не раскаивается сердцем.
Моисей даёт понять: чудо — не причина веры, только трепет и послушание перед Богом — подлинный отклик.
Фраза “земля принадлежит Господу” — теологический манифест: всё творение — не во власти фараона или богов Египта, а Господа.
________________________________________
9:31–32 — Последствия града
31 Лён и ячмень были побиты, потому что ячмень уже колосился, а лён цвёл.
32 А пшеница и полба не пострадали, потому что они позднеспелые.
Это реалистичная и агрономически точная вставка: подчёркивается ограниченность казни, что даст возможность для новых казней — египтяне ещё не всё потеряли.
Даже в судах Бог оставляет возможность для раскаяния.
________________________________________
9:33–35 — Фараон снова ожесточается
33 Моисей вышел от фараона, помолился, и гром с градом прекратились.
34 Но, увидев, что дождь и гром прекратились, фараон снова ожесточил сердце — он и его слуги.
35 И сердце фараона осталось закоснелым, он не отпустил сынов Израиля — как говорил Господь через Моисея.
Казнь завершена, но фараон возвращается к упорству, потому что его покаяние не было настоящим.
Снова подчёркивается: Господь всё предсказал, всё идёт по Его воле.
________________________________________
Выводы и богословские акценты:
1. Казнь сопровождается предупреждением и возможностью спасения — Бог милостив даже в гневе.
2. Фараон знает истину, признаёт Бога, но не подчиняется Ему сердцем.
3. Казни нарастают по силе и охвату, поражая экономику, природу и жизнь.
4. Бог не только наказывает, но и учит — чтобы “ты знал, что Я — Господь”.
5. Ожесточение сердца — духовная трагедия, в которой виновен сам человек, но которую Бог использует для Своих целей.
________________________________________
Продолжаем толкование. В отрывке Исход 10:1–20 описана восьмая казнь — саранча, которая разрушает остатки урожая после града. Это логическое продолжение предыдущей казни и усиление давления на Египет. Бог по-прежнему даёт фараону шанс, но его ожесточение продолжает нарастать.
Исход 10:1–20 — Восьмая казнь: саранча
________________________________________
10:1–2 — Цель казней: знание Бога и память
1 Господь сказал Моисею: «Иди к фараону. Я Сам ожесточил его сердце и сердца его слуг, чтобы совершить эти знамения среди них
2 и чтобы ты рассказал своим детям и внукам, как Я поступил с египтянами, какие знамения Я сотворил среди них, — чтобы вы знали, что Я — Господь».
Здесь вновь подчёркивается, что ожесточение фараона — часть Божьего плана: через него Бог раскрывает Свою силу.
Цель казней — не только наказание, но и передача памяти: «чтобы ты рассказал детям и внукам».
Казни становятся частью нарративной и богословской основы Израиля, их веры и самоосознания.
________________________________________
10:3–6 — Новое предупреждение фараону
3 Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: «Так говорит Господь, Бог евреев: “Как долго ты ещё будешь отказываться покориться Мне? Отпусти Мой народ, чтобы он служил Мне.
4 Если ты откажешься, завтра Я приведу в твою страну саранчу.
5 Она покроет землю так, что её нельзя будет не увидеть. Она съест то, что осталось после града, и обгложет все деревья, растущие в поле.
6 Дома наполнятся ею — дома твоих слуг и весь Египет. Такого бедствия не видел никто со времён отцов ваших до сего дня”. Моисей повернулся и вышел от фараона.
Предупреждение звучит как последняя возможность: «Как долго ты ещё не покоришься?»
Восьмая казнь — удар по надежде: град оставил немного урожая, но теперь саранча и это уничтожит.
Это не просто насекомые — это воинство Божье, исполняющее Его волю.
________________________________________
10:7–11 — Внутреннее напряжение при дворе фараона
7 Слуги фараона сказали ему: «Как долго этот человек будет нашей погибелью? Отпусти людей — пусть поклонятся своему Богу! Разве ты не видишь, что Египет уже погиб?»
8 Моисея и Аарона снова привели к фараону. Он сказал им: «Идите, поклонитесь Господу, вашему Богу. Но кто пойдёт?»
9 Моисей ответил: «Пойдём с молодыми и старыми, с сыновьями и дочерями, со стадами — ибо у нас праздник Господу».
10 Фараон сказал: «Пусть будет так — пусть Господь будет с вами, если Я отпущу вас с детьми! Я вижу, у вас злой умысел.
11 Нет! Пусть идут только мужчины и поклонятся Господу — ведь этого вы и просили». И их выгнали от фараона.
Впервые советники фараона открыто выступают против его позиции — разрушения Египта становятся очевидными.
Фараон готов частично уступить, но пытается контролировать исход: «только мужчины».
Это момент борьбы за право на полноту поклонения Богу — не на условиях фараона, а по Божьему повелению.
________________________________________
10:12–15 — Исполнение казни: саранча
12 Тогда Господь сказал Моисею: «Протяни руку над Египтом, и пусть придёт саранча».
13 Моисей простёр посох, и Господь навёл восточный ветер, который дул весь день и ночь. Утром саранча пришла.
14 Она покрыла всю землю, саранчи было столько, сколько не бывало прежде и не будет впредь.
15 Она покрыла всю поверхность земли, потемнела земля. Саранча съела всю траву и все плоды, оставшиеся после града. Не осталось ни зелени, ни листа на деревьях — нигде в Египте.
Описание ужаса — апокалиптическое. Саранча — символ опустошающего Божьего суда.
Потемнение земли от множества насекомых — образ тьмы и смерти.
Казнь полна символизма: египетские боги плодородия бессильны, Бог Израиля управляет и ветром, и природой.
________________________________________
10:16–20 — Мнимое покаяние и новое ожесточение
16 Тогда фараон поспешно позвал Моисея и Аарона и сказал: «Я согрешил перед Господом, вашим Богом, и перед вами.
17 Простите же мой грех ещё раз, и помолитесь Господу, чтобы только бы Он избавил меня от этой смерти!»
18 Моисей вышел и помолился Господу.
19 Господь послал западный ветер, и саранча была унесена в Чермное море. Ни одной не осталось в Египте.
20 Но Господь ожесточил сердце фараона, и он снова не отпустил сынов Израиля.
Снова звучит словесное признание греха, но не следуют действия. Фараон просит избавления, но не подчинения.
Господь устраняет казнь по молитве Моисея — даже в гневе Бог отвечает на заступничество.
И снова — ожесточение. Покаяние фараона не истинное, а вынужденное. Его сердце по-прежнему не покорно Богу.
________________________________________
Выводы и богословские акценты:
1. Казни становятся всё разрушительнее, унося последнюю надежду Египта.
2. Бог даёт шанс на спасение даже через казни — через предупреждение и выбор.
3. Фараон готов на частичное подчинение, но не на полное послушание Богу.
4. Слуги фараона начинают понимать истину, но лидерство ожесточённого царя ведёт весь народ к гибели.
5. Память о делах Божьих — цель казней: чтобы будущие поколения знали и поклонялись Господу.
________________________________________
Продолжаем толкование. В отрывке Исход 10:21–29 описана девятая казнь — тьма, последняя перед великой финальной казнью первенцев. Эта казнь поражает не тело, не имущество, а сознание и душу. Это предвестие духовной и национальной смерти Египта.
Исход 10:21–29 — Девятая казнь: тьма
________________________________________
10:21–23 — Тьма, которую можно ощутить
21 Господь сказал Моисею: «Протяни руку к небу, и на землю Египта опустится тьма — такая, что её можно будет ощутить».
22 Моисей простёр руку к небу, и три дня стояла густая тьма по всей земле Египта.
23 Люди не видели друг друга и не могли сдвинуться с места в течение трёх дней. Но у всех сынов Израиля был свет там, где они жили.
Тьма — это не просто отсутствие света, а ощутимая, гнетущая, духовная тьма, парализующая движение и общение.
Это символ духовной слепоты и суда: Бог лишает Египет самого очевидного блага — света.
В Египте поклонялись Ра, богу солнца. Этот удар — прямой вызов религии Египта: если Бог Израиля может закрыть солнце, значит Он выше всех египетских богов.
Израильтяне же остаются при свете — символ отделения Божьего народа и присутствия Бога среди них.
________________________________________
10:24–26 — Последняя попытка фараона договориться
24 Фараон позвал Моисея и сказал: «Идите, служите Господу. Только стада и скот пусть останутся. Дети пусть идут с вами».
25 Моисей сказал: «Ты сам дашь нам жертвы и всесожжения, чтобы мы могли принести их Господу, нашему Богу.
26 Наш скот пойдёт с нами — ни копыта не останется. Мы не знаем, что именно Господь потребует от нас, пока не придём туда».
Фараон вновь предлагает компромисс: идите, но без имущества.
Моисей твёрдо отказывает: служение Богу невозможно на чужих условиях.
Жертвоприношения — это неотъемлемая часть поклонения, и израильтяне не знают заранее, что потребует Бог, — значит, всё должно быть с ними.
Здесь проявляется теократическое мышление Моисея: он подчёркивает приоритет Божьей воли, а не человеческой инициативы.
________________________________________
10:27–29 — Разрыв между Моисеем и фараоном
27 Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не захотел отпустить их.
28 Фараон сказал Моисею: «Убирайся от меня! Берегись, не показывайся мне больше. В день, когда ты придёшь ко мне, ты умрёшь».
29 Моисей ответил: «Ты правильно сказал — больше я к тебе не приду».
Это финальное ожесточение фараона. Он не просто не отпускает Израиль, но прекращает диалог.
Угроза: «Ты умрёшь» — признак того, что фараон утратил власть, но цепляется за страх и угрозу.
Моисей отвечает спокойно и твёрдо: «Я не приду больше». Это момент разрыва и суда. Следующее слово будет — Божий приговор.
________________________________________
Богословские акценты:
1. Тьма — кульминация духовного суда: Египет погружается во внутреннюю пустоту и отчаяние.
2. Бог господствует даже над солнцем, которому поклоняются египтяне — всё творение в Его власти.
3. Компромиссы фараона — попытки контролировать Бога, но поклонение требует полной свободы и послушания.
4. Моисей стоит твёрдо: никакого поклонения без полноты участия всего народа и имущества.
5. Разрыв между Моисеем и фараоном знаменует переход к окончательному суду — смерть первенцев уже близко.
Пастор Александр Серков