-------------------------------------------------- Год выпуска: 1984 Страна: Великобритания, США Жанр: Фантастический боевик Студия: «Cinema 84» Режиссёр: Джеймс Кэмерон В ролях: Арнольд Шварценеггер, Майкл Бин, Линда Хэмилтон, Пол Уинфилд, Лэнс Хенриксен, Рик Россович, Бесс Мотта, Эрл Боэн, Дик Миллер, Шоун Шеппс, Брюс М. Кернер, Франко Колумбу. *** Созданный в недалёком будущем военный компьютер "Скайнет", обладающий искусственным интеллектом, спровоцировал ядерную войну, а затем поработил остатки человечества. Однако, у людей остаётся надежда — Джон Коннор, ставший лидером Сопротивления и сумевший к 2029 году выиграть войну у машин. Поверженный "Скайнет" отправляет в прошлое, в 1984 год, киборга-терминатора с целью убить мать Джона Коннора — Сару Коннор, чтобы не допустить рождения Джона. Джон Коннор, в свою очередь, посылает в прошлое сержанта Сопротивления Кайла Риза для защиты Сары Коннор. В фильме поднимаются проблемы путешествий во времени, вопросы судьбы, создания искусственного интеллекта, поведения людей в экстремальных ситуациях. Благодаря фильму слово "терминатор" превратилось в нарицательное, а коронная фраза Арнольда Шварценеггера "I’ll be back" вошла в число самых известных киноцитат. *** Утверждается, что идея фильма буквально приснилась Джеймсу Кэмерону. В 1981 году, в Риме, заканчивая работу над своим первым крупным фильмом "Пираньи-2", Кэмерон заболел лихорадкой. В бреду он увидел человека с красным глазом, преследовавшего девушку. Сценарий написал в 1982 году, в соавторстве со своим другом, Уильямом Вишером. Найти финансирование долго не удавалось, крупные кинокомпании отказались браться за проект. В итоге сценарий был продан за символическую цену в один доллар начинающему продюсеру Гэйл Энн Хёрд (будущей второй жене Кэмерона). Кэмерон рассказывал, что на сюжет фильма оказали влияние несколько научно-фантастических фильмов 1950-х годов, а также сериал "За гранью возможного". Со стороны представителей "Orion Pictures" поступило предложение внедрить в сюжет собаку-киборга, которая должна была сопровождать Кайла Риза, однако Кэмерон этот вариант отверг. Уже тогда у Кэмерона возник замысел о роботе из жидкого металла, способном изменять свою форму в зависимости от обстоятельств, а действие фильма должно было целиком происходить в будущем. Но с одной стороны, в середине 1980-х спецэффекты ещё не достигли необходимого уровня, а с другой — у проекта был весьма скромный бюджет (изначально он составлял 4 млн долларов, однако затем был увеличен до 6,4 млн). Поэтому режиссёру пришлось перенести место действия фильма из будущего в настоящее и отказаться от идеи использования "жидкого" терминатора. Эта идея была реализована во втором фильме. *** Вначале Кэмерон полагал, что Терминатор должен выглядеть как человек стандартной комплекции, чтобы не выделяться в толпе, и роль предназначалась Лэнсу Хенриксену. Джеймс Кэмерон даже создал несколько набросков, показывающих Терминатора с внешностью Хенриксена. Однако, по настоянию продюсеров, роль Терминатора сыграл Арнольд Шварценеггер. Впоследствии Кэмерон вспоминал: "Арнольд Шварценеггер не подходил на роль нашего Терминатора. Предполагалось, что это робот-лазутчик, а если они все выглядят как Арнольд, то их просто невозможно не заметить в толпе. Это казалось полной бессмыслицей. Но прелесть кино именно в том, что ему не обязательно быть логичным. В нём лишь должно быть правдоподобие. Если происходящее на экране нравится публике, то её не волнует, насколько такое вероятно". Одной из первых задач Кэмерона было найти исполнителя на роль Кайла Риза. Изначально предполагалось, что эта роль достанется Арнольду Шварценеггеру. Кинокомпания "Орион" хотела пригласить звезду с растущей в США популярностью, но которая бы уже отметилась и за рубежом. По словам режиссёра, ему пришлось долго уговаривать Шварценеггера, сопровождая свои слова обещаниями о том, что эта роль будет значительно расширена. Арнольд, напротив, утверждает, что именно он разглядел в роли Терминатора огромный потенциал и был вынужден уговаривать Кэмерона уступить её. Перед съёмками фильма Шварценеггер три месяца тренировался с оружием. Так или иначе, Терминатором стал Шварценеггер, а Лэнс Хенриксен исполнил небольшую роль детектива Вуковича. Впоследствии Кэмерон всё-таки снял Хенриксена в роли человекообразного робота — андроида Бишопа в фильме "Чужие". Друзья Шварценеггера были неприятно удивлены, полагая, будто роль терминатора поставит крест на его актёрской карьере. Однако эта злодейская роль, состоящая всего из 17 предложений, сделала его звездой мировой величины. Впечатляющий образ абсолютно безэмоционального робота стал классическим эталоном для кинематографа. Авторство знаменитой фразы "I’ll be back" принадлежит самому Арнольду: в сценарии она звучала как "I’ll come back": актёр просто слегка спутал текст. *** Многие идеи фильма неоднократно обыгрывались в предшествующей научно-фантастической литературе и кинематографе. Один из первых фильмов о роботах вообще, "Механический человек" Андрэ Дида (1921), построен на том, что преступница Мадо использует робота, созданного профессором Д’Ара, чтобы погубить незадачливого создателя. Значительную часть фильма, включая сохранившиеся фрагменты, составляет преследование роботом профессора и его близких. Любопытно отметить сцену, в которой герои спасаются на машине от бегущего за ними робота. Робот-убийца, использующий человеческую плоть для маскировки, описан в повести Станислава Лема "Маска" (1976) и "Вторая модель" Филипа К. Дика в 1953 году. Одним из ключевых образов фильма Майкла Крайтона "Мир Дикого Запада" (1973) был замаскированный под человека робот, который вышел из-под контроля и преследовал героев; в этом же фильме впервые был представлен снятый с использованием спецэффектов вид "из глаз" робота. Идею путешествия во времени впервые высказал Герберт Уэллс в знаменитом романе "Машина времени", а Рэй Бредбери в рассказе "И грянул гром" популярно описал, к чему может привести вмешательство в прошлое. Более конкретные сюжетные совпадения стали причиной судебного иска со стороны американского писателя-фантаста Харлана Эллисона. В его рассказе "Солдат" повествуется о пехотинце, который из апокалиптической войны попадает в наше время. Выслушав его рассказы, политики приходят в ужас и решают, что теперь сделают всё возможное, чтобы избежать страшного будущего, однако финал рассказа остаётся тревожно неопределённым: неясно, не приведут ли принятые меры к тому самому развитию событий. В другом рассказе — "Демон со стеклянной рукой" — человечество будущего порабощено инопланетной расой, и единственный уцелевший человек спасается от преследования в далёком прошлом. С собой он носит обломок таинственной стеклянной руки. Также Эллисон утверждал, что в его рассказе "У меня нет рта, и я должен кричать" описан аналог "Скайнета" — разумный компьютер, уничтоживший человечество. Два первых рассказа были экранизированы в телевизионном сериале "Внешние Пределы" (1963—1965). Продюсеры фильма решили урегулировать спор без судебного разбирательства: при выходе фильма на видео Эллисон был указан как один из авторов сюжета. Из других совпадений можно отметить малоизвестную пьесу Сэма Шепарда "Форенсик и экстерминаторы" ("Forensic & the Navigators", 1967), поставленную театром "Генезис". Пьеса написана в жанре абсурда. По ходу действия появляются два терминатора, чья миссия заключается в очистке местности. Само слово употребляется в более традиционном значении — "дезинфектор". Но интересно, что в разговоре героев упоминается о некой войне и собаках. *** Картина вышла в прокат 26 октября 1984 года. При скромном бюджете в 6,4 млн долларов фильм многократно окупился. В США он собрал 38,4 млн долларов и занял 9-е место в прокате 1984 года. Сборы в мире составили 42 млн долларов. Фильм получил Гран-При Международного фестиваля фантастических фильмов в Авориазе (Франция) и 3 награды американской Академии научно-фантастических фильмов и фильмов ужасов (в том числе "лучший научно-фантастический фильм"). В рейтинге лучших фильмов всех времён и народов на сайте IMDb "Терминатор" занимает 210-е место (50-е среди боевиков и 27-е среди научно-фантастических фильмов). В 2008 году был включён Библиотекой Конгресса США в список фильмов, признанных культурным достоянием США. Интересные факты • Майкл Бин мог не сыграть в этом фильме. Дело в том, что во время кастинга он говорил с южным акцентом, а продюсеры не хотели, чтобы по акценту Риза можно было определить его место рождения. Но после продолжительных переговоров актёр всё-таки получил роль в фильме. По книге Риз родился в Лос-Анджелесе. • Когда Риз спит в машине, ему снится сон о войне будущего с летательными аппаратами. Эти аппараты из фильма "Чужие" того же режиссёра. • В тех кадрах, где мир показывается глазами Терминатора, видны участки ассемблерного кода для ОС Apple II и вставки кода на COBOL. • Герой Майкла Бина ходит раненый в руку во всех фильмах режиссёра — в "Терминаторе" (1984), "Чужих" (1986) и "Бездне" (1989). • В начале фильма говорится, что идёт 1984 год, а когда Кайл Риз отбирает пистолет у полицейского и спрашивает: "Какой сегодня день?", тот отвечает: "12 мая, четверг". На самом деле, 12 мая 1984 года - это суббота, а 12 мая, четверг - в 1983 году. • Начало съёмок фильма было отложено на девять месяцев из-за затянувшегося производственного процесса "Конана-разрушителя" (1984), где Арнольд Шварценеггер играл главную роль. Чтобы не терять времени даром, Джеймс Кэмерон поначалу хотел снять ещё один фильм, но отказался от этой идеи, так как для производства полноценного фильма у него было слишком мало времени. Поэтому он решил написать сценарий, который впоследствии превратился в сценарий к "Чужим" (1986). • Незадолго до начала съёмок Линда Хэмилтон сломала лодыжку, поэтому для съёмок экшен-сцен ей приходилось туго забинтовывать ногу. • Декорациями для ночного клуба "TechNoir" послужил реально существующий ресторан в центре Лос-Анджелеса, который специально "загримировали" для съёмок фильма. Когда Сара проверяет сообщения на своём автоответчике, то в одном из них мужчина говорит о том, что он не сможет встретиться с Сарой. Данный голос принадлежит Джеймсу Кэмерону. Тот же Кэмерон отчётливо виден в кадре, когда Сара Коннор ищет в телефонном справочнике своё имя. • Большинство автомобильных погонь снималось на нормальной скорости, а затем при монтаже их скорость несколько увеличили. • Сцена, где Шварценеггер разбивает лобовое стекло машины (в которой сидят Сара и Риз), снималась у неподвижного автомобиля. Так как разбить такое стекло не под силу даже Шварценеггеру, ему сделали на правую руку металлическую накладку, усиленную гидравликой. Арнольд при этом был жёстко закреплён на капоте, машина стояла на месте (потому что нужно было управлять его рукой за пределами машины). Эффект движения машины был достигнут за счёт того, что стену на заднем плане во время съёмки двигали в противоположном направлении. • Известнейший металлический звон из главной музыкальной темы к фильму был создан Брэдом Фиделем, стучащим по микрофону чугунной сковородой. • Хотя в 1984 году уже можно было снимать фильмы в стереофоническом звуке, "Терминатор" был сделан с использованием монофонического звука. Создатели были вынуждены пойти на такие меры из-за бюджетных ограничений. • Для создания музыки Бред Фидел использовал 10-голосовой синтезатор "Prophet 10", которые после 1980 года перестали выпускать, а также музыкальный компьютер "Fairlight CMI" — один из первых сэмплеров. • Саундтрек к "Терминатору" писался на самой продвинутой в те годы звукозаписывающей студии "Glen Glenn Sound", основанной ветераном звукорежиссуры Гленом Гленном. Несмотря на отдельные цифровые спецэффекты и электронную музыку, для записи использовалась традиционная аналоговая технология, и фильм в прокат был выпущен с моно-дорожкой. • Игрушечный грузовичок, который Терминатор раздавливает колесом своей машины — это миниатюрная копия грузовика, на котором Т-800 пытался задавить Сару Коннор и Кайла Риза ближе к концу фильма (который чуть позже взрывают, и из него уже выходит T-800 без кожи). Взрыв цистерны снимался в студии с помощью уменьшенной, радиоуправляемой копии грузовика. Эффект реальности происходящего создавался ускоренной съёмкой. Убегающая же от взрыва Сара и вовсе была добавлена уже потом, с помощью рир-проекции, когда в тёмной студии на огромный экран проецировались заранее снятые кадры взрыва грузовика, а камера снимала на фоне этого экрана бегущую Линду Хэмилтон. • Чтобы не брать в аренду дорогую операторскую тележку ("dolly"), оператор Эдам Гринберг импровизировал "съёмки с тележки", сев со своей ручной камерой в инвалидную коляску, которую толкали с большой скоростью. • В середине фильма у Терминатора меняется причёска. У него обгорают волосы после того, как киборг прыгает сквозь огонь (на капот машины с Сарой и Кайлом). У него также сгорают брови. Впоследствии именно эта прическа надолго закрепилась за имиджем Шварценеггера в последующих фильмах. На территории СССР такая стрижка также получила неофициальное название "под Арнольда". • Во время сна, в котором Кайл видит будущее, машина, которую преследует робот-охотник, явно из моделей начала 80-х годов, хотя действия сна происходят приблизительно в 2029 году. После того как Риз взрывает бомбой Терминатора на заводе, от него отлетает ещё и целая нога. После взрыва ясно виден кадр с упавшей на пол мостика ногой. Но во второй части под стеклянным колпаком нам показывают только руку. В вырезанной сцене Т1 ясно видно, что полицейские убрали основные останки киборга в тот момент, когда директор "Cyberdine Systems" втайне от них стянул микросхему. Неизвестно точно, как к дирекции "Cyberdine" попала рука. • Эпизод, когда Терминатор в номере гостиницы проверяет повреждённую руку (двигает пальцами, наблюдая за движением тяг в разрезанном предплечье), напоминает эпизод из фильма "Звёздные войны V: Империя наносит ответный удар", где Люк Скайуокер проверяет протез, установленный взамен потерянной в бою с Дартом Вейдером кисти правой руки. Люк так же двигает пальцами, наблюдая за тягами протеза. Примечательно, что Джеймс Кэмерон всегда подтверждал, что "Звёздные войны" оказали на его творчество большое влияние. • Когда Т-800 садится в полицейскую машину, чтобы преследовать Сару и Кайла, на её борту написано "to care and to protect" (дословно "заботиться и защищать"). А когда после преследования эта машина врезается в стену автопарковки, то на ней уже красуется надпись "Dedicated to serve", хотя бортовой номер машины не изменился. #ЗарубежноеКино
Кулинарная библиотека
📺 "Терминатор"
--------------------------------------------------
Год выпуска: 1984
Страна: Великобритания, США
Жанр: Фантастический боевик
Студия: «Cinema 84»
Режиссёр: Джеймс Кэмерон
В ролях:
Арнольд Шварценеггер, Майкл Бин, Линда Хэмилтон, Пол Уинфилд, Лэнс Хенриксен, Рик Россович, Бесс Мотта, Эрл Боэн, Дик Миллер, Шоун Шеппс, Брюс М. Кернер, Франко Колумбу.
***
Созданный в недалёком будущем военный компьютер "Скайнет", обладающий искусственным интеллектом, спровоцировал ядерную войну, а затем поработил остатки человечества. Однако, у людей остаётся надежда — Джон Коннор, ставший лидером Сопротивления и сумевший к 2029 году выиграть войну у машин. Поверженный "Скайнет" отправляет в прошлое, в 1984 год, киборга-терминатора с целью убить мать Джона Коннора — Сару Коннор, чтобы не допустить рождения Джона. Джон Коннор, в свою очередь, посылает в прошлое сержанта Сопротивления Кайла Риза для защиты Сары Коннор. В фильме поднимаются проблемы путешествий во времени, вопросы судьбы, создания искусственного интеллекта, поведения людей в экстремальных ситуациях.
Благодаря фильму слово "терминатор" превратилось в нарицательное, а коронная фраза Арнольда Шварценеггера "I’ll be back" вошла в число самых известных киноцитат.
***
Утверждается, что идея фильма буквально приснилась Джеймсу Кэмерону. В 1981 году, в Риме, заканчивая работу над своим первым крупным фильмом "Пираньи-2", Кэмерон заболел лихорадкой. В бреду он увидел человека с красным глазом, преследовавшего девушку. Сценарий написал в 1982 году, в соавторстве со своим другом, Уильямом Вишером. Найти финансирование долго не удавалось, крупные кинокомпании отказались браться за проект. В итоге сценарий был продан за символическую цену в один доллар начинающему продюсеру Гэйл Энн Хёрд (будущей второй жене Кэмерона). Кэмерон рассказывал, что на сюжет фильма оказали влияние несколько научно-фантастических фильмов 1950-х годов, а также сериал "За гранью возможного". Со стороны представителей "Orion Pictures" поступило предложение внедрить в сюжет собаку-киборга, которая должна была сопровождать Кайла Риза, однако Кэмерон этот вариант отверг.
Уже тогда у Кэмерона возник замысел о роботе из жидкого металла, способном изменять свою форму в зависимости от обстоятельств, а действие фильма должно было целиком происходить в будущем. Но с одной стороны, в середине 1980-х спецэффекты ещё не достигли необходимого уровня, а с другой — у проекта был весьма скромный бюджет (изначально он составлял 4 млн долларов, однако затем был увеличен до 6,4 млн). Поэтому режиссёру пришлось перенести место действия фильма из будущего в настоящее и отказаться от идеи использования "жидкого" терминатора. Эта идея была реализована во втором фильме.
***
Вначале Кэмерон полагал, что Терминатор должен выглядеть как человек стандартной комплекции, чтобы не выделяться в толпе, и роль предназначалась Лэнсу Хенриксену. Джеймс Кэмерон даже создал несколько набросков, показывающих Терминатора с внешностью Хенриксена. Однако, по настоянию продюсеров, роль Терминатора сыграл Арнольд Шварценеггер. Впоследствии Кэмерон вспоминал:
"Арнольд Шварценеггер не подходил на роль нашего Терминатора. Предполагалось, что это робот-лазутчик, а если они все выглядят как Арнольд, то их просто невозможно не заметить в толпе. Это казалось полной бессмыслицей. Но прелесть кино именно в том, что ему не обязательно быть логичным. В нём лишь должно быть правдоподобие. Если происходящее на экране нравится публике, то её не волнует, насколько такое вероятно".
Одной из первых задач Кэмерона было найти исполнителя на роль Кайла Риза. Изначально предполагалось, что эта роль достанется Арнольду Шварценеггеру. Кинокомпания "Орион" хотела пригласить звезду с растущей в США популярностью, но которая бы уже отметилась и за рубежом. По словам режиссёра, ему пришлось долго уговаривать Шварценеггера, сопровождая свои слова обещаниями о том, что эта роль будет значительно расширена. Арнольд, напротив, утверждает, что именно он разглядел в роли Терминатора огромный потенциал и был вынужден уговаривать Кэмерона уступить её. Перед съёмками фильма Шварценеггер три месяца тренировался с оружием.
Так или иначе, Терминатором стал Шварценеггер, а Лэнс Хенриксен исполнил небольшую роль детектива Вуковича. Впоследствии Кэмерон всё-таки снял Хенриксена в роли человекообразного робота — андроида Бишопа в фильме "Чужие". Друзья Шварценеггера были неприятно удивлены, полагая, будто роль терминатора поставит крест на его актёрской карьере. Однако эта злодейская роль, состоящая всего из 17 предложений, сделала его звездой мировой величины. Впечатляющий образ абсолютно безэмоционального робота стал классическим эталоном для кинематографа. Авторство знаменитой фразы "I’ll be back" принадлежит самому Арнольду: в сценарии она звучала как "I’ll come back": актёр просто слегка спутал текст.
***
Многие идеи фильма неоднократно обыгрывались в предшествующей научно-фантастической литературе и кинематографе. Один из первых фильмов о роботах вообще, "Механический человек" Андрэ Дида (1921), построен на том, что преступница Мадо использует робота, созданного профессором Д’Ара, чтобы погубить незадачливого создателя. Значительную часть фильма, включая сохранившиеся фрагменты, составляет преследование роботом профессора и его близких.
Любопытно отметить сцену, в которой герои спасаются на машине от бегущего за ними робота. Робот-убийца, использующий человеческую плоть для маскировки, описан в повести Станислава Лема "Маска" (1976) и "Вторая модель" Филипа К. Дика в 1953 году. Одним из ключевых образов фильма Майкла Крайтона "Мир Дикого Запада" (1973) был замаскированный под человека робот, который вышел из-под контроля и преследовал героев; в этом же фильме впервые был представлен снятый с использованием спецэффектов вид "из глаз" робота.
Идею путешествия во времени впервые высказал Герберт Уэллс в знаменитом романе "Машина времени", а Рэй Бредбери в рассказе "И грянул гром" популярно описал, к чему может привести вмешательство в прошлое.
Более конкретные сюжетные совпадения стали причиной судебного иска со стороны американского писателя-фантаста Харлана Эллисона. В его рассказе "Солдат" повествуется о пехотинце, который из апокалиптической войны попадает в наше время. Выслушав его рассказы, политики приходят в ужас и решают, что теперь сделают всё возможное, чтобы избежать страшного будущего, однако финал рассказа остаётся тревожно неопределённым: неясно, не приведут ли принятые меры к тому самому развитию событий. В другом рассказе — "Демон со стеклянной рукой" — человечество будущего порабощено инопланетной расой, и единственный уцелевший человек спасается от преследования в далёком прошлом. С собой он носит обломок таинственной стеклянной руки. Также Эллисон утверждал, что в его рассказе "У меня нет рта, и я должен кричать" описан аналог "Скайнета" — разумный компьютер, уничтоживший человечество. Два первых рассказа были экранизированы в телевизионном сериале "Внешние Пределы" (1963—1965). Продюсеры фильма решили урегулировать спор без судебного разбирательства: при выходе фильма на видео Эллисон был указан как один из авторов сюжета.
Из других совпадений можно отметить малоизвестную пьесу Сэма Шепарда "Форенсик и экстерминаторы" ("Forensic & the Navigators", 1967), поставленную театром "Генезис". Пьеса написана в жанре абсурда. По ходу действия появляются два терминатора, чья миссия заключается в очистке местности. Само слово употребляется в более традиционном значении — "дезинфектор". Но интересно, что в разговоре героев упоминается о некой войне и собаках.
***
Картина вышла в прокат 26 октября 1984 года. При скромном бюджете в 6,4 млн долларов фильм многократно окупился. В США он собрал 38,4 млн долларов и занял 9-е место в прокате 1984 года. Сборы в мире составили 42 млн долларов. Фильм получил Гран-При Международного фестиваля фантастических фильмов в Авориазе (Франция) и 3 награды американской Академии научно-фантастических фильмов и фильмов ужасов (в том числе "лучший научно-фантастический фильм"). В рейтинге лучших фильмов всех времён и народов на сайте IMDb "Терминатор" занимает 210-е место (50-е среди боевиков и 27-е среди научно-фантастических фильмов). В 2008 году был включён Библиотекой Конгресса США в список фильмов, признанных культурным достоянием США.
Интересные факты
• Майкл Бин мог не сыграть в этом фильме. Дело в том, что во время кастинга он говорил с южным акцентом, а продюсеры не хотели, чтобы по акценту Риза можно было определить его место рождения. Но после продолжительных переговоров актёр всё-таки получил роль в фильме. По книге Риз родился в Лос-Анджелесе.
• Когда Риз спит в машине, ему снится сон о войне будущего с летательными аппаратами. Эти аппараты из фильма "Чужие" того же режиссёра.
• В тех кадрах, где мир показывается глазами Терминатора, видны участки ассемблерного кода для ОС Apple II и вставки кода на COBOL.
• Герой Майкла Бина ходит раненый в руку во всех фильмах режиссёра — в "Терминаторе" (1984), "Чужих" (1986) и "Бездне" (1989).
• В начале фильма говорится, что идёт 1984 год, а когда Кайл Риз отбирает пистолет у полицейского и спрашивает: "Какой сегодня день?", тот отвечает: "12 мая, четверг". На самом деле, 12 мая 1984 года - это суббота, а 12 мая, четверг - в 1983 году.
• Начало съёмок фильма было отложено на девять месяцев из-за затянувшегося производственного процесса "Конана-разрушителя" (1984), где Арнольд Шварценеггер играл главную роль. Чтобы не терять времени даром, Джеймс Кэмерон поначалу хотел снять ещё один фильм, но отказался от этой идеи, так как для производства полноценного фильма у него было слишком мало времени. Поэтому он решил написать сценарий, который впоследствии превратился в сценарий к "Чужим" (1986).
• Незадолго до начала съёмок Линда Хэмилтон сломала лодыжку, поэтому для съёмок экшен-сцен ей приходилось туго забинтовывать ногу.
• Декорациями для ночного клуба "TechNoir" послужил реально существующий ресторан в центре Лос-Анджелеса, который специально "загримировали" для съёмок фильма.
Когда Сара проверяет сообщения на своём автоответчике, то в одном из них мужчина говорит о том, что он не сможет встретиться с Сарой. Данный голос принадлежит Джеймсу Кэмерону. Тот же Кэмерон отчётливо виден в кадре, когда Сара Коннор ищет в телефонном справочнике своё имя.
• Большинство автомобильных погонь снималось на нормальной скорости, а затем при монтаже их скорость несколько увеличили.
• Сцена, где Шварценеггер разбивает лобовое стекло машины (в которой сидят Сара и Риз), снималась у неподвижного автомобиля. Так как разбить такое стекло не под силу даже Шварценеггеру, ему сделали на правую руку металлическую накладку, усиленную гидравликой. Арнольд при этом был жёстко закреплён на капоте, машина стояла на месте (потому что нужно было управлять его рукой за пределами машины). Эффект движения машины был достигнут за счёт того, что стену на заднем плане во время съёмки двигали в противоположном направлении.
• Известнейший металлический звон из главной музыкальной темы к фильму был создан Брэдом Фиделем, стучащим по микрофону чугунной сковородой.
• Хотя в 1984 году уже можно было снимать фильмы в стереофоническом звуке, "Терминатор" был сделан с использованием монофонического звука. Создатели были вынуждены пойти на такие меры из-за бюджетных ограничений.
• Для создания музыки Бред Фидел использовал 10-голосовой синтезатор "Prophet 10", которые после 1980 года перестали выпускать, а также музыкальный компьютер "Fairlight CMI" — один из первых сэмплеров.
• Саундтрек к "Терминатору" писался на самой продвинутой в те годы звукозаписывающей студии "Glen Glenn Sound", основанной ветераном звукорежиссуры Гленом Гленном. Несмотря на отдельные цифровые спецэффекты и электронную музыку, для записи использовалась традиционная аналоговая технология, и фильм в прокат был выпущен с моно-дорожкой.
• Игрушечный грузовичок, который Терминатор раздавливает колесом своей машины — это миниатюрная копия грузовика, на котором Т-800 пытался задавить Сару Коннор и Кайла Риза ближе к концу фильма (который чуть позже взрывают, и из него уже выходит T-800 без кожи).
Взрыв цистерны снимался в студии с помощью уменьшенной, радиоуправляемой копии грузовика. Эффект реальности происходящего создавался ускоренной съёмкой. Убегающая же от взрыва Сара и вовсе была добавлена уже потом, с помощью рир-проекции, когда в тёмной студии на огромный экран проецировались заранее снятые кадры взрыва грузовика, а камера снимала на фоне этого экрана бегущую Линду Хэмилтон.
• Чтобы не брать в аренду дорогую операторскую тележку ("dolly"), оператор Эдам Гринберг импровизировал "съёмки с тележки", сев со своей ручной камерой в инвалидную коляску, которую толкали с большой скоростью.
• В середине фильма у Терминатора меняется причёска. У него обгорают волосы после того, как киборг прыгает сквозь огонь (на капот машины с Сарой и Кайлом). У него также сгорают брови. Впоследствии именно эта прическа надолго закрепилась за имиджем Шварценеггера в последующих фильмах. На территории СССР такая стрижка также получила неофициальное название "под Арнольда".
• Во время сна, в котором Кайл видит будущее, машина, которую преследует робот-охотник, явно из моделей начала 80-х годов, хотя действия сна происходят приблизительно в 2029 году.
После того как Риз взрывает бомбой Терминатора на заводе, от него отлетает ещё и целая нога. После взрыва ясно виден кадр с упавшей на пол мостика ногой. Но во второй части под стеклянным колпаком нам показывают только руку. В вырезанной сцене Т1 ясно видно, что полицейские убрали основные останки киборга в тот момент, когда директор "Cyberdine Systems" втайне от них стянул микросхему. Неизвестно точно, как к дирекции "Cyberdine" попала рука.
• Эпизод, когда Терминатор в номере гостиницы проверяет повреждённую руку (двигает пальцами, наблюдая за движением тяг в разрезанном предплечье), напоминает эпизод из фильма "Звёздные войны V: Империя наносит ответный удар", где Люк Скайуокер проверяет протез, установленный взамен потерянной в бою с Дартом Вейдером кисти правой руки. Люк так же двигает пальцами, наблюдая за тягами протеза. Примечательно, что Джеймс Кэмерон всегда подтверждал, что "Звёздные войны" оказали на его творчество большое влияние.
• Когда Т-800 садится в полицейскую машину, чтобы преследовать Сару и Кайла, на её борту написано "to care and to protect" (дословно "заботиться и защищать"). А когда после преследования эта машина врезается в стену автопарковки, то на ней уже красуется надпись "Dedicated to serve", хотя бортовой номер машины не изменился.
#ЗарубежноеКино