К адыгам относятся современные адыгейцы (124826 чел.), кабардинцы I (390814 чел.) и черкесы (52363 чел.). Адыгейцы проживают в Адыгее, в ряде районов Краснодарского края. Кабардинцы живут, в основном, на территории Кабардино-Балкарии, а черкесы — в Карачаево-Черкесии. Большая часть адыгов находится за пределами С С С Р . В результате экспансионистско-колониальной политики царского самодержавия в первой половине — середине X IX в. и после завершения т. н. Кавказской войны, происходил процесс вынужденного переселения значительной части адыгов в пределы Османской (Турецкой) империи. По многим данным в настоящее время за границей находятся около 3 млн. черкесов. Много адыгов в Турции, Сирии и Иордании. Проживают они и в некоторых других странах Ближнего Востока и Балкан. Часть адыгов проникла в Западную Европу и Америку. Таким образом, современное расселение адыгов, их разбросанность по многим странам и даже континентам, заставляет прибегать к не очень приятному термину — диаспора. Но всегда ли адыги были так разобщены? Где их историческая территория, т. е. прародина? С какого времени следует говорить об адыгах, как о самостоятельном этносе? Можно ли адыгов считать автохтонным (местным, коренным) народом Северного Кавказа? Если они пришельцы на Кавказ, то когда это произошло? С какими народами приходилось общаться адыгам в процессе своего исторического формирования и как эти связи отразились на характере их культуры, языка и прочее? Предлагаемая работа является попыткой ответить на эти и другие частные вопросы. Рассмотрение проблем этногенеза и этнической истории адыгов возможно только в связи с историей других автохтонов Северного Кавказа, т. к. они все связаны общностью происхождения. В целом, многообразие языков, а следовательно народов Северного Кавказа, вопросы их этногенеза давно привлекают внимание исследователей. Важное место в этом всегда занимала и проблема становления адыгского этноса. Решить эту нелегкую задачу брались историки и археологи, лингвисты и фольклористы как отечественные, так и зарубежные. Сложность и интерес проблемы (при общем недостатке источников) порождали самые неожиданные домыслы и теории. В старой, дореволюционной и западной историографии была популярна миграционная версия происхождения адыгов. Считалось, что их предки — остатки миграционных двилсеиий, совершавшихся через Кавказ в прошлом (Кавказ в целом рассматривался как своего рода убежище народов). Этим самым конкретно-исторический вопрос о формировании адыгов подменялся поисками их прародины, места первоначального расселения предполагаемых предков адыгов. Какие только взгляды не существовали по этому вопросу! Адыгам приписывалось сарматское, тюркское и даже славянское происхождение. И х предками считали выходцев из Аравии, Египта, Сирии. Некоторые представители дореволюционной школы полагали, что адыги берут свое начало от абиссинцев, арабов, индусов. Были и такие исследователи, в том числе и советские, которые доказывали происхождение адыгов от киммерийцев, сармато-алан, гуннов. Так, группа ученых (В . Д. Блаватский, М. И. Артамонов, Л . И. Лавров) придерживались киммерийской гипотезы. Л . И. Л а в ров, например, доказывая автохтонность, то есть местное, кавказское происхождение адыгов и абхазов, тем не менее писал, что «предки» указанных народов представляли собой восточную группу киммерийских племен Однако историки вполне справедливо отмечают, что ни письменные источники, ни археологические материалы не подтверждают киммерийской версии адыгского этногенеза Киммерийцы, как и скифы, сарматы, степняки иранского происхождения. Основная их территория — восточноевропейские степи. Известный археолог Н. В. Анфимов указывает, что в V I I I — V I I вв. до н. э. на Северо-Западном Кавказе складывалась древнемеотская самобытная культура аборигенного (адыгского) населения, принадлежащего к кавказской языковой группе, отличного от киммерийцев Вышеупомянутые версии отрывают историю происхождения адыгов от общекавказской истории, от процессов формирования народов кавказской языковой семьи, что в корне неправильно. К настоящему времени многие из этих крайних точек зрения представляют уж е чисто историографический интерес и не могут являться объектом научной дискуссии. Советские ученые выступают против миграционной теории. Тезис об автохтонности носителей кавказских языков получил развитие в трудах таких историков, как Б. А. Куфтин, Л. Н. Соловьев, Г. А. Меликишвили, Е. И. Крупнов, В. П. Алексеев, 3. В. Анчабадзе, Ш . Д. Инал-Ипа и др. Э ту точку зрения отстаивают н лингвисты. Например, Г. А. Климов пишет, что «миграционная концепция происхождения народов и языков Кавказа должна быть признана необоснованной. Ее главная и довольно очевидная ошибка заключается в том, что некоторые исторически засвидетельствованные факты передвижения на Кавказ ряда этнических групп (например, некоторых ираноязычных и тюркоязычных этносов) эта концепция возводила без сколько-нибудь реальных оснований в принцип и распространяла их на все народы, представленные ныне в пределах Кавказа»^. Крупный советский ученый антрополог В. П. Алексеев приходит к выводу, что пароды абхазо-адыгской группы — адыгейцы, абазины, абхазы, кабардинцы, а такж е представители картвельской языковой семьи представляют собой потомков древнего населения и имеют местное происхождение Исходя из принципов советской этногенетичсской науки, необходимо в первую очередь искать этнические корни данного народа на той территории, которую он занимает (не упуская при этом возможность наличия миграционных процессов) ^ Абхазский ученый Ш . Д. Инал-Ипа в одной из своих работ заключает, что советская наука выступает не вообще против миграции, а против гипертрофированного миграционизма, против вульгарно-плоской миграционной теории, которая подменяет сложную проблему формирования народа вопросом о его простом, механическом пространственном перемещении, «переезда» с места на место со всем своим «добром», причем этот народ-скиталец всегда остается самим собой, ничего или почти ничего не теряя и ничего не приобретая на долгом пути своего, как правило, очень длительного следования с большими остановками ^ В последние десятилетия проделана огромная работа по накоплению и изучению исторических материалов, связанных с автохтонами Северного Кавказа. Большое развитие получили археология, антропология, этнография. Проблема происхождения коренных народов Северного Кавказа стала решаться комплексно, с привлечением данных различных отраслей науки. Проблема этногенеза коренных народов Кавказа ставится теперь на широкую историко-лингвистическую основу. Накопленные знания (особенно установленный факт принадлежности адыгов кавказцам) заставил многих исследователей отказаться от чисто миграционной теории и отодвинуть процесс становления адыгских племен в глубь тысячелетий, к тому времени, когда не были даже известны имена вышеназванных племен и народов. Соответственно была выдвинута теория местного, автохтонного происхождения адыгов, которая предусматривает проживание их предков на Северо-Западном Кавказе уже в очень глубокой древности, по крайней мере с эпохи бронзы — I I I — I I тыс. до н. э. Теория автохтонного происхождения адыгов нашла сторонников в лице советских археологов: А. П . Смирнова, А. А. Иессена, Е. И. Крупнова, Ю. С. Крушкол, Е. П. Алексеевой, В. И. Марковина, Н. В. Анфимова и др. Последний на археологическом материале показывает, что раннесредневековая адыгская культура IV — V I вв. является дальнейшим развитием меотской (тоже древнеадыгской) культуры I тыс. до н. э., а эта последняя своими корнями уходит в бронзовые культуры 111— 11 тыс. до н. э. Раскопки меотских городищ на территории Адыгеи (Тахтамукайское, Ново- •5 чепшийское) показали непрерывность развития меотской культуры вплоть до V I I — V I I I вв. н. э.® Н а основе добытых к настоящему времени данных можно утверждать, что далекие предки абхазо-адыгов проживали на З а падном и Северо-Западном Кавказе уже с I I I тыс. до н. э. Это доказывается неизменностью антропологического и этнического состава, анализом исторических источников, топонимическими названиями и т. д.’ ’ Важ ны м аргументом в пользу данного тезиса можно считать отмеченную преемственность археологических культур на СевероЗападном Кавказе. Перед нами непрерывный процесс развития культуры местных племен, процесс, который на протяжении нескольких тысяч лет не знает существенных перемен. Сложные этнические взаимодействия с другими племенами и народами не очень сказались на языковом развитии коренного населения. Господствующими остались прежний язык и культура адыгов. Д аже значительные включения ираноязычных киммерийцев, скифов и сарматов, пришедшие во I I — I тыс. до н. э., считает известный кавказовед Е. И. Крупнов, не оказали большого влияния на развитие Прикубанья, поскольку местная этническая среда в этом регионе оказалась значительно более устойчивой, чем на Центральном Предкавказье Адыги сохранили свое этническое лицо. Точка зрения об автохтонном, то есть глубоко местном происхождении абхазо-адыгов заслуживает внимания, но не полностью решает проблему. М ало того, упрощенный автохтонизм также неприемлем, как и упрощенная теория миграции, так как реальные этнические процессы трудно укладываются в прямолинейную миграционную, автохтонную или иную схему, в которой не остается места этническим смешениям и взаимовлияниям Правильно выступив против преувеличения миграционного фактора, в то же время отдельные исследователи недооценивают значение этого фактора в этногенезе адыгов. Ввиду этого точнее будет придерживаться автохтонно-миграционной теории, выдвинутой недавно по вопросу происхождения абхазо-адыгов. Эта теория в известной мере примиряет взгляды автохтонистов и сторонников миграционной гипотезы. Она, признавая автохтонность населения Западного и Северо-Западного Кавказа, в то же время не отрицает роли пришлых элементов в формировании адыгов, что имело место неоднократно. Если исходить из археологических и некоторых других данных, формирование адыгов было длительным процессом этнического смешения определенных групп пришлого населения с древнейшими кавказцами Западного Кавказа. К числу наиболее решительных приверженцев автохтонно-миграционной теории относятся известные абхазские ученые 3. В. Анчабадзе и Ш . Д. Инал-Ипа. Данный тезис вполне согласуется с принципами советской этногенетической науки. С позиций исторического материализма, становление любого народа следует рассматривать как результат длительного исторического процесса, в котором отразились как об щие внутренние закономерности развития отдельных исторических общностей, так и разнообразные взаимные влияния, смешения, перемещения различных этнических групп. В данной работе автор стремился популярно и как можно поV^- нее ознакомить читателя с вопросами адыгского этногенеза, нарисовать общую картину современного состояния проблемы. Это представляется необходимым ввиду отсутствия по данной конкретной теме обобщающих работ. Именно поэтому у многих читателей нет достаточно четкого представления о происхождении адыгов, в том числе и кабардинцев, что вызывает различные кривотолки, весьма далекие от научного понимания проблемы. И это вполне естественно, если учесть огромный интерес к проблемам происхождения адыгских народов со стороны широких слоев населения. Предлагаемая книга не дает последовательного, широкого изложения истории адыгов. Исторические события в ней рассматриваются в большей или меньшей степени лишь в связи с проблемой адыгского этногенеза. Поэтому у автора вполне определенная цель — проследить вопросы происхождения адыгов, их историкокультурные связи и взаимодействия с другими народами в процессе их исторического формирования. Вопросы, связанные с этногенезом, не легки для восприятия. Тем не менее, автор, учитывая уровень знаний современного читателя, не побоялся освещать достаточно сложные вопросы в форме, требующей от читателя определенной подготовки, надеясь также на то, что любитель истории, заинтересовавшись проблемой, при надобности постарается пополнить свои знания. ‘ Д р евн яя и средн евековая история и к ультура кабард и н ц ев связан ы с З а - падным К а в к а зо м — их прародиной, К абардинский язы к вклю чается в близкородственную семью абхазо-ад ы гски х язы ков, а к ультура их находит близкие аналогии в культуре други х ады гов. М ож н о д а ж е сказать, что до второй половины XIX века эти связи бы ли теснейш ими, так к ак кабардинцы территориально граничили с бссленеевцами, а последние, в свою очередь, с другими адыгскими этническими группами. 2 Л а вр о в Л . И . О происхож дении народов С еверо-Зап адн ого К а вк аза // Сборник статей по истории К абарды . Н альчик, 1954. Т. IV. С. 199. ^ Этногенез — от греческого «этнос» — народ, племя и «генезис» — происхождение. ^ А нф им ов Н. В. Д ревн ее золото К убани. К раснодар, 1987. С. 122. К ли м о в Г. А . В ведение в кав к азско е язы кознание, М,, 1986, С. 8, * А лексеев В. П . П рои схож дение народов К авказа, К раниологическое исследование. М., 1974. С. 193, ^ А нч а ба д зе 3 . В. И стори я и к ультура Д ревней А бхазии. М ., 1964. С. 121. ® И н а л-И п а Ш. Д . Вопросы этнокультурной истории абхазов. С ухуми, 1976. С. 15. ® А дыгея. И сторико-культурны й очерк. М айкоп, 1989. С. 13. А дыги по язы ку, к ультуре и психическому скл ад у составляю т с абхазам и близкое этническое родство. П редп олагаю т, что в древности был п ран ар о д абхазо-ады гов и только позднее вы делились собственно абхазски е и черкесские племена. I' И н а л-И п а Ш. Д . А бхазы . С ухуми, 1965. С. 80. '2 К р уп н о в Е. И . Д р е в н я я история С еверного К авк аза. М., 1960. И н а л-И п а Ш . Д . Вопросы этнокультурной истории... С. 14.
Черкесский круг
:Nafseta Ч
ВВЕДЕНИЕ
К адыгам относятся современные адыгейцы (124826 чел.), кабардинцы I (390814 чел.) и черкесы (52363 чел.). Адыгейцы проживают в Адыгее, в ряде районов Краснодарского края. Кабардинцы живут, в основном, на территории Кабардино-Балкарии, а
черкесы — в Карачаево-Черкесии.
Большая часть адыгов находится за пределами С С С Р . В результате экспансионистско-колониальной политики царского самодержавия в первой половине — середине X IX в. и после завершения т. н. Кавказской войны, происходил процесс вынужденного
переселения значительной части адыгов в пределы Османской
(Турецкой) империи.
По многим данным в настоящее время за границей находятся
около 3 млн. черкесов. Много адыгов в Турции, Сирии и Иордании.
Проживают они и в некоторых других странах Ближнего Востока
и Балкан. Часть адыгов проникла в Западную Европу и Америку.
Таким образом, современное расселение адыгов, их разбросанность по многим странам и даже континентам, заставляет прибегать к не очень приятному термину — диаспора. Но всегда ли адыги
были так разобщены? Где их историческая территория, т. е. прародина? С какого времени следует говорить об адыгах, как о самостоятельном этносе? Можно ли адыгов считать автохтонным
(местным, коренным) народом Северного Кавказа? Если они пришельцы на Кавказ, то когда это произошло? С какими народами
приходилось общаться адыгам в процессе своего исторического
формирования и как эти связи отразились на характере их культуры, языка и прочее?
Предлагаемая работа является попыткой ответить на эти и
другие частные вопросы. Рассмотрение проблем этногенеза и этнической истории адыгов возможно только в связи с историей
других автохтонов Северного Кавказа, т. к. они все связаны общностью происхождения.
В целом, многообразие языков, а следовательно народов Северного Кавказа, вопросы их этногенеза давно привлекают внимание исследователей. Важное место в этом всегда занимала и
проблема становления адыгского этноса.
Решить эту нелегкую задачу брались историки и археологи,
лингвисты и фольклористы как отечественные, так и зарубежные.
Сложность и интерес проблемы (при общем недостатке источников) порождали самые неожиданные домыслы и теории. В старой, дореволюционной и западной историографии была популярна
миграционная версия происхождения адыгов. Считалось, что их
предки — остатки миграционных двилсеиий, совершавшихся через
Кавказ в прошлом (Кавказ в целом рассматривался как своего
рода убежище народов). Этим самым конкретно-исторический вопрос о формировании адыгов подменялся поисками их прародины,
места первоначального расселения предполагаемых предков адыгов.
Какие только взгляды не существовали по этому вопросу! Адыгам приписывалось сарматское, тюркское и даже славянское происхождение. И х предками считали выходцев из Аравии, Египта,
Сирии. Некоторые представители дореволюционной школы полагали, что адыги берут свое начало от абиссинцев, арабов, индусов.
Были и такие исследователи, в том числе и советские, которые
доказывали происхождение адыгов от киммерийцев, сармато-алан,
гуннов. Так, группа ученых (В . Д. Блаватский, М. И. Артамонов,
Л . И. Лавров) придерживались киммерийской гипотезы. Л . И. Л а в
ров, например, доказывая автохтонность, то есть местное, кавказское происхождение адыгов и абхазов, тем не менее писал, что
«предки» указанных народов представляли собой восточную группу киммерийских племен Однако историки вполне справедливо
отмечают, что ни письменные источники, ни археологические материалы не подтверждают киммерийской версии адыгского этногенеза Киммерийцы, как и скифы, сарматы, степняки иранского
происхождения. Основная их территория — восточноевропейские
степи. Известный археолог Н. В. Анфимов указывает, что в V I I I —
V I I вв. до н. э. на Северо-Западном Кавказе складывалась древнемеотская самобытная культура аборигенного (адыгского) населения, принадлежащего к кавказской языковой группе, отличного от
киммерийцев
Вышеупомянутые версии отрывают историю происхождения
адыгов от общекавказской истории, от процессов формирования народов кавказской языковой семьи, что в корне неправильно.
К настоящему времени многие из этих крайних точек зрения
представляют уж е чисто историографический интерес и не могут
являться объектом научной дискуссии.
Советские ученые выступают против миграционной теории. Тезис об автохтонности носителей кавказских языков получил развитие в трудах таких историков, как Б. А. Куфтин, Л. Н. Соловьев,
Г. А. Меликишвили, Е. И. Крупнов, В. П. Алексеев, 3. В. Анчабадзе, Ш . Д. Инал-Ипа и др. Э ту точку зрения отстаивают н лингвисты. Например, Г. А. Климов пишет, что «миграционная концепция происхождения народов и языков Кавказа должна быть признана необоснованной. Ее главная и довольно очевидная ошибка
заключается в том, что некоторые исторически засвидетельствованные факты передвижения на Кавказ ряда этнических групп
(например, некоторых ираноязычных и тюркоязычных этносов) эта
концепция возводила без сколько-нибудь реальных оснований в
принцип и распространяла их на все народы, представленные ныне
в пределах Кавказа»^.
Крупный советский ученый антрополог В. П. Алексеев приходит
к выводу, что пароды абхазо-адыгской группы — адыгейцы, абазины, абхазы, кабардинцы, а такж е представители картвельской
языковой семьи представляют собой потомков древнего населения
и имеют местное происхождение
Исходя из принципов советской этногенетичсской науки, необходимо в первую очередь искать этнические корни данного народа
на той территории, которую он занимает (не упуская при этом
возможность наличия миграционных процессов) ^ Абхазский ученый Ш . Д. Инал-Ипа в одной из своих работ заключает, что советская наука выступает не вообще против миграции, а против
гипертрофированного миграционизма, против вульгарно-плоской
миграционной теории, которая подменяет сложную проблему формирования народа вопросом о его простом, механическом пространственном перемещении, «переезда» с места на место со всем
своим «добром», причем этот народ-скиталец всегда остается самим собой, ничего или почти ничего не теряя и ничего не приобретая на долгом пути своего, как правило, очень длительного следования с большими остановками ^
В последние десятилетия проделана огромная работа по накоплению и изучению исторических материалов, связанных с автохтонами Северного Кавказа. Большое развитие получили археология, антропология, этнография. Проблема происхождения коренных народов Северного Кавказа стала решаться комплексно, с
привлечением данных различных отраслей науки. Проблема этногенеза коренных народов Кавказа ставится теперь на широкую
историко-лингвистическую основу. Накопленные знания (особенно
установленный факт принадлежности адыгов кавказцам) заставил
многих исследователей отказаться от чисто миграционной теории
и отодвинуть процесс становления адыгских племен в глубь тысячелетий, к тому времени, когда не были даже известны имена вышеназванных племен и народов. Соответственно была выдвинута
теория местного, автохтонного происхождения адыгов, которая
предусматривает проживание их предков на Северо-Западном
Кавказе уже в очень глубокой древности, по крайней мере с эпохи бронзы — I I I — I I тыс. до н. э.
Теория автохтонного происхождения адыгов нашла сторонников в лице советских археологов: А. П . Смирнова, А. А. Иессена,
Е. И. Крупнова, Ю. С. Крушкол, Е. П. Алексеевой, В. И. Марковина, Н. В. Анфимова и др. Последний на археологическом материале показывает, что раннесредневековая адыгская культура
IV — V I вв. является дальнейшим развитием меотской (тоже древнеадыгской) культуры I тыс. до н. э., а эта последняя своими корнями уходит в бронзовые культуры 111— 11 тыс. до н. э. Раскопки
меотских городищ на территории Адыгеи (Тахтамукайское, Ново-
•5
чепшийское) показали непрерывность развития меотской культуры
вплоть до V I I — V I I I вв. н. э.®
Н а основе добытых к настоящему времени данных можно утверждать, что далекие предки абхазо-адыгов проживали на З а
падном и Северо-Западном Кавказе уже с I I I тыс. до н. э. Это
доказывается неизменностью антропологического и этнического
состава, анализом исторических источников, топонимическими названиями и т. д.’ ’
Важ ны м аргументом в пользу данного тезиса можно считать
отмеченную преемственность археологических культур на СевероЗападном Кавказе. Перед нами непрерывный процесс развития
культуры местных племен, процесс, который на протяжении нескольких тысяч лет не знает существенных перемен. Сложные этнические взаимодействия с другими племенами и народами не
очень сказались на языковом развитии коренного населения. Господствующими остались прежний язык и культура адыгов. Д аже
значительные включения ираноязычных киммерийцев, скифов и
сарматов, пришедшие во I I — I тыс. до н. э., считает известный
кавказовед Е. И. Крупнов, не оказали большого влияния на развитие Прикубанья, поскольку местная этническая среда в этом регионе оказалась значительно более устойчивой, чем на Центральном Предкавказье Адыги сохранили свое этническое лицо.
Точка зрения об автохтонном, то есть глубоко местном происхождении абхазо-адыгов заслуживает внимания, но не полностью решает проблему. М ало того, упрощенный автохтонизм
также неприемлем, как и упрощенная теория миграции, так как
реальные этнические процессы трудно укладываются в прямолинейную миграционную, автохтонную или иную схему, в которой
не остается места этническим смешениям и взаимовлияниям
Правильно выступив против преувеличения миграционного фактора, в то же время отдельные исследователи недооценивают значение этого фактора в этногенезе адыгов. Ввиду этого точнее будет придерживаться автохтонно-миграционной теории, выдвинутой недавно по вопросу происхождения абхазо-адыгов. Эта теория
в известной мере примиряет взгляды автохтонистов и сторонников
миграционной гипотезы. Она, признавая автохтонность населения
Западного и Северо-Западного Кавказа, в то же время не отрицает роли пришлых элементов в формировании адыгов, что имело
место неоднократно. Если исходить из археологических и некоторых других данных, формирование адыгов было длительным процессом этнического смешения определенных групп пришлого населения с древнейшими кавказцами Западного Кавказа.
К числу наиболее решительных приверженцев автохтонно-миграционной теории относятся известные абхазские ученые 3. В. Анчабадзе и Ш . Д. Инал-Ипа.
Данный тезис вполне согласуется с принципами советской этногенетической науки. С позиций исторического материализма, становление любого народа следует рассматривать как результат
длительного исторического процесса, в котором отразились как об
щие внутренние закономерности развития отдельных исторических
общностей, так и разнообразные взаимные влияния, смешения, перемещения различных этнических групп.
В данной работе автор стремился популярно и как можно поV^-
нее ознакомить читателя с вопросами адыгского этногенеза, нарисовать общую картину современного состояния проблемы. Это
представляется необходимым ввиду отсутствия по данной конкретной теме обобщающих работ. Именно поэтому у многих читателей
нет достаточно четкого представления о происхождении адыгов,
в том числе и кабардинцев, что вызывает различные кривотолки,
весьма далекие от научного понимания проблемы. И это вполне
естественно, если учесть огромный интерес к проблемам происхождения адыгских народов со стороны широких слоев населения.
Предлагаемая книга не дает последовательного, широкого изложения истории адыгов. Исторические события в ней рассматриваются в большей или меньшей степени лишь в связи с проблемой адыгского этногенеза. Поэтому у автора вполне определенная
цель — проследить вопросы происхождения адыгов, их историкокультурные связи и взаимодействия с другими народами в процессе их исторического формирования.
Вопросы, связанные с этногенезом, не легки для восприятия.
Тем не менее, автор, учитывая уровень знаний современного читателя, не побоялся освещать достаточно сложные вопросы в форме,
требующей от читателя определенной подготовки, надеясь также
на то, что любитель истории, заинтересовавшись проблемой, при
надобности постарается пополнить свои знания.
‘ Д р евн яя и средн евековая история и к ультура кабард и н ц ев связан ы с З а -
падным К а в к а зо м — их прародиной, К абардинский язы к вклю чается в близкородственную семью абхазо-ад ы гски х язы ков, а к ультура их находит близкие
аналогии в культуре други х ады гов. М ож н о д а ж е сказать, что до второй половины XIX века эти связи бы ли теснейш ими, так к ак кабардинцы территориально граничили с бссленеевцами, а последние, в свою очередь, с другими
адыгскими этническими группами.
2 Л а вр о в Л . И . О происхож дении народов С еверо-Зап адн ого К а вк аза //
Сборник статей по истории К абарды . Н альчик, 1954. Т. IV. С. 199.
^ Этногенез — от греческого «этнос» — народ, племя и «генезис» — происхождение.
^ А нф им ов Н. В. Д ревн ее золото К убани. К раснодар, 1987. С. 122.
К ли м о в Г. А . В ведение в кав к азско е язы кознание, М,, 1986, С. 8,
* А лексеев В. П . П рои схож дение народов К авказа, К раниологическое исследование. М., 1974. С. 193,
^ А нч а ба д зе 3 . В. И стори я и к ультура Д ревней А бхазии. М ., 1964. С. 121.
® И н а л-И п а Ш. Д . Вопросы этнокультурной истории абхазов. С ухуми, 1976.
С. 15.
® А дыгея. И сторико-культурны й очерк. М айкоп, 1989. С. 13.
А дыги по язы ку, к ультуре и психическому скл ад у составляю т с абхазам и
близкое этническое родство. П редп олагаю т, что в древности был п ран ар о д абхазо-ады гов и только позднее вы делились собственно абхазски е и черкесские
племена.
I' И н а л-И п а Ш. Д . А бхазы . С ухуми, 1965. С. 80.
'2 К р уп н о в Е. И . Д р е в н я я история С еверного К авк аза. М., 1960.
И н а л-И п а Ш . Д . Вопросы этнокультурной истории... С. 14.