💥Уничтожение аула Хакурин (Хакуринохабль) в мае 1864 года стало одним из наиболее трагических эпизодов завершающего этапа Русско-Черкесской войны (1763–1864). Этот аул, расположенный в горной части исторической Черкесии, был важным центром сопротивления и был последним оплотом перед массовой депортацией черкесов.
💥Кратко о предыстории С началом весны 1864 года тысячи Черкесов — жителей разорённых аулов — укрылись в гористых и труднодоступных районах Хакуринохабля. Российская империя рассматривала этот аул как последнее «мятежное гнездо» Западной Черкесии. Командующий, генерал Н.И. Евдокимов, дал чёткий приказ:
«Земля Черкесов должна быть обращена в пепел», что означало не только военное уничтожение сопротивления, но и полное разорение хозяйства и инфраструктуры.
💥Силы сторон и особенности обороны Российские войска: — Отряд генерала В.А. Геймана — 10 000 солдат, 20 орудий, казаки для блокады переправ и троп
💥Черкесы: — Около 2–3 тысяч защитников (включая женщин, стариков, подростков) — Оборона основана на естественных пещерах, завалах деревьев и ловушках в горах
💥Ход трагических событий Окружение и обстрел (3–10 мая) Войска блокировали все возможные пути отхода, начался интенсивный артиллерийский обстрел, вызвавший сильные пожары. Большинство уцелевших жителей укрылось в горных укрытиях и пещерах.
💥Решающий штурм (11–19 мая) После недели осады русская пехота пошла на штурм. Из рапорта генерала Геймана: «Горцы встретили нас кинжалами и камнями. Женщины бросались на штыки, прикрывая детей...»
Ответом стали поджоги пещер и лесных укрытий. По свидетельствам выживших, дым и огонь перекрывали последние надежды на спасение.
💥Сожжение укрытий и исход (20 мая) Солдаты поджигали леса и ущелья, где спасались семьи. Кто пытался пробиться через охрану, погибал или попадал в плен.
💥Потери — Погибло 1 500–3 000 человек (включая 600 детей и стариков) — Пленные и депортированные: около 200 (женщины и раненые, отправлены на равнину под надзор казаков) — Уцелело 50–70 человек, скрывшихся в лесах — Полностью уничтожено около 400 домов, мечеть, школа, вырублены сады, засыпаны колодцы
💥Свидетельства, боль и память Эти трагические события глубоко врезались в народную память — как в песнях-плачах (истамбылакъуэ), так и в позднейших рассказах потомков:
Песня-плач: «Хакурин, аул наш, стал костром... Небо плачет дождём, а мы — кровью. Кто уйдёт в горы — будет голодать, Кто останется — в рабство пойдёт…» --- Воспоминания выживших: Этнограф Айтек Намиток записал слова стариков (Сирия, 1930-е): «Русские дали выбор — смерть или изгнание. Мы выбрали смерть на родной земле».
Сирийский адыг М.Б. Четук: «Когда русские солдаты окружили ущелье, женщины собрали малышей у входа в пещеру и велели сыновьям готовить ножи. Старейшина Хатид сказал: “Земля — наша мать, лучше лечь здесь навечно, чем стать невольником”. Я был ребёнком, помню огонь и дым, а потом ночь стала как могила…».
Из дневника С. Хотко (1995 г.): «Наша прабабка рассказывала: после битвы оставшиеся прятались под корнями деревьев, в зарослях ореха. Над нами летели искры, а ночью через обгоревшие деревья слышались стоны. Только несколько мальчиков решились спуститься ночью к реке — и никто не вернулся».
Многие воспоминания повторяли одну мысль: «Мы хоронили родных ночью, чтобы враг не услышал ни молитвы, ни плача».
--- Из архивных рапортов: Генерал Евдокимов (июнь 1864): «Аул Хакуринохабль стёрт с лица земли, дабы искоренить саму память о мятежном гнезде».
Память о Хакуринохабле — это боль живых, жертва предков и символ стойкости народа, который даже в изгнании хранил свои песни и молитвы.
Отчёт ОГПУ (1927 г.): В документах отмечается, что в ауле Хакурино-Хабль (реинкарнация уничтоженного аула) даже в XX веке сохранялась память о трагедии:
«После ареста эфенди Мерекутова в 1927 г. старики тайно молились в лесу, вспоминая "огненный май 1864 года"». --- 💥Источники: 1. Архивные документы: - Рапорты генералов Евдокимова и Геймана (1864 г.), хранящиеся в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 689). 2. Отчёты ОГПУ за 1927 г. о настроениях в ауле Хакурино-Хабль .
Черкесский круг
:👋Зарема⚜️ ADYGEA⚜️
💥Аула Хакурин (Хакуринохабль)
---💥Уничтожение аула Хакурин (Хакуринохабль) в мае 1864 года стало одним из наиболее трагических эпизодов завершающего этапа Русско-Черкесской войны (1763–1864). Этот аул, расположенный в горной части исторической Черкесии, был важным центром сопротивления и был последним оплотом перед массовой депортацией черкесов.
💥Кратко о предыстории
С началом весны 1864 года тысячи Черкесов — жителей разорённых аулов — укрылись в гористых и труднодоступных районах Хакуринохабля. Российская империя рассматривала этот аул как последнее «мятежное гнездо» Западной Черкесии. Командующий, генерал Н.И. Евдокимов, дал чёткий приказ:
«Земля Черкесов должна быть обращена в пепел», что означало не только военное уничтожение сопротивления, но и полное разорение хозяйства и инфраструктуры.
💥Силы сторон и особенности обороны
Российские войска:
— Отряд генерала В.А. Геймана — 10 000 солдат, 20 орудий, казаки для блокады переправ и троп
💥Черкесы:
— Около 2–3 тысяч защитников (включая женщин, стариков, подростков)
— Оборона основана на естественных пещерах, завалах деревьев и ловушках в горах
💥Ход трагических событий
Окружение и обстрел (3–10 мая)
Войска блокировали все возможные пути отхода, начался интенсивный артиллерийский обстрел, вызвавший сильные пожары. Большинство уцелевших жителей укрылось в горных укрытиях и пещерах.
💥Решающий штурм (11–19 мая)
После недели осады русская пехота пошла на штурм. Из рапорта генерала Геймана:
«Горцы встретили нас кинжалами и камнями. Женщины бросались на штыки, прикрывая детей...»
Ответом стали поджоги пещер и лесных укрытий. По свидетельствам выживших, дым и огонь перекрывали последние надежды на спасение.
💥Сожжение укрытий и исход (20 мая)
Солдаты поджигали леса и ущелья, где спасались семьи. Кто пытался пробиться через охрану, погибал или попадал в плен.
💥Потери
— Погибло 1 500–3 000 человек (включая 600 детей и стариков)
— Пленные и депортированные: около 200 (женщины и раненые, отправлены на равнину под надзор казаков)
— Уцелело 50–70 человек, скрывшихся в лесах
— Полностью уничтожено около 400 домов, мечеть, школа, вырублены сады, засыпаны колодцы
💥Свидетельства, боль и память
Эти трагические события глубоко врезались в народную память — как в песнях-плачах (истамбылакъуэ), так и в позднейших рассказах потомков:
Песня-плач:
«Хакурин, аул наш, стал костром...
Небо плачет дождём, а мы — кровью.
Кто уйдёт в горы — будет голодать,
Кто останется — в рабство пойдёт…»
---
Воспоминания выживших:
Этнограф Айтек Намиток записал слова стариков (Сирия, 1930-е):
«Русские дали выбор — смерть или изгнание. Мы выбрали смерть на родной земле».
Сирийский адыг М.Б. Четук:
«Когда русские солдаты окружили ущелье, женщины собрали малышей у входа в пещеру и велели сыновьям готовить ножи. Старейшина Хатид сказал: “Земля — наша мать, лучше лечь здесь навечно, чем стать невольником”. Я был ребёнком, помню огонь и дым, а потом ночь стала как могила…».
Из дневника С. Хотко (1995 г.):
«Наша прабабка рассказывала: после битвы оставшиеся прятались под корнями деревьев, в зарослях ореха. Над нами летели искры, а ночью через обгоревшие деревья слышались стоны. Только несколько мальчиков решились спуститься ночью к реке — и никто не вернулся».
Многие воспоминания повторяли одну мысль: «Мы хоронили родных ночью, чтобы враг не услышал ни молитвы, ни плача».
---
Из архивных рапортов:
Генерал Евдокимов (июнь 1864):
«Аул Хакуринохабль стёрт с лица земли, дабы искоренить саму память о мятежном гнезде».
Память о Хакуринохабле — это боль живых, жертва предков и символ стойкости народа, который даже в изгнании хранил свои песни и молитвы.
Отчёт ОГПУ (1927 г.):
В документах отмечается, что в ауле Хакурино-Хабль (реинкарнация уничтоженного аула) даже в XX веке сохранялась память о трагедии:
«После ареста эфенди Мерекутова в 1927 г. старики тайно молились в лесу, вспоминая "огненный май 1864 года"».
---
💥Источники:
1. Архивные документы:
- Рапорты генералов Евдокимова и Геймана (1864 г.), хранящиеся в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 689).
2. Отчёты ОГПУ за 1927 г. о настроениях в ауле Хакурино-Хабль .
3. Этнографические записи:
- Сборник Айтека Намитока «Черкесские песни-плачи» (Дамаск, 1938).
4. Полевые дневники Самира Хотко (Адыгейский НИИ, 1990-е гг.) .
5. Современные исследования:
- Критический анализ книги А.А. Епифанцева «Неизвестная Кавказская война. Был ли геноцид адыгов?» (2010).