Р. А. Ханаху. Институт старейшин в этнокультурной традиции. . .
ИНСТИТУТ СТАРЕЙШИН В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ В современной общественнофилософской литературе проблемам традиции, традиционности уделяется достаточное внимание, однако из зоны внимания исследователей выпадают специфические аспекты реги ональной культуры, которые до сих пор остаются вне серьезного фило софскосоциологического анализа. Изучение традиций (региональных) несомненно актуально в современных условиях, когда во многих этно сах наблюдается ярко выраженный интерес к культурноисторическим ценностям, их истокам и перспективам, возвращается интерес к своим нравственным ценностям, появляется желание найти в них незыблемые нравственные устои, воплощенные в традиционные нормы, институты. Философский анализ традиционной культуры предполагает прежде всего выявление и обоснование тех элементов традиционной культуры, которые являются специфическими и базовыми. Культура в целом представляет собой многомерный, интегральный универсум социума, состоящий из множества элементов. Эти элементы, образующие субстанцию культуры, и есть те «кирпичики» из которых вырастает здание традиционной и современной культуры. Рассмотрение элементов традиционной культуры позволяет прояс нить ряд принципиально важных вопросов. Вопервых: оно позволяет показать какие традиционнокультурные элементы сохранились, т.е. до шли до наших дней, почему и каково их место в современной культуре. Вовторых, уяснение вопроса о конструктивных элементах традицион ной культуры дает в итоге наглядную схему, конституирующую и прида ющую жизненность культурному универсуму, его основным механизмам. Наиболее ярко элементы традиционной культуры проявляются в ин ституированных взаимоотношениях этноса. Таковыми, например, у ады гов и других народов Северного Кавказа являются институты почитания старших, гостеприимства, уважения к женщине и др. Культурная уни версальность таких институтов известна, поскольку они характерны для большинства этносов, но их сохранность и бытование, т. е. их «искон ная« традиционность проявляется не у всех одинаково. Традиция почитания старших по возрасту занимает особое место в культуре народов Кавказа, оставаясь актуальной в массовом сознании. Традиция почитания старших по возрасту это есть предельно почтитель ное отношение к людям старшего возраста, возведенное в этнический культ. Младшие по возрасту независимо от их социального происхожде ния и положения беспрекословно повинуются старшим, все обязательно встают при их появлении, занимают строго определяемое по старшин ству место за столом, при передвижении и др. Эти и другие знаки, симво лы, черты образуют, условно говоря, культурный комплекс старшинства. Отношение к старшим выражено в таком лапидарном изречении, бытующим в адыгском этносе: «Кто не уважает старших, тот не достоин уважения сам». Социальную природу уважительного отношения к старшим можно объяснить с разных точек зрения, в том числе и объективистских. Представляется, что особо почтительное отношение к старшим по возрасту имеет вполне «материалистическое» объяснение. Традицион 347 ное общество не могло бы выжить без строгого учета опыта предшеству ющих поколений. Именно это и предопределило особое место стариков — аксакалов в традиционном обществе. Но чтобы понять социальное место и роль старейшин в жизни обще ства многие традиционные общества прошли путь от физического избав ления от стариков до их своеобразного культа. Истории известны обы чаи убивать стариков, о чем свидетельствуют исторические источники, эпосы многих народов. Нарты тоже вызывали на «последний пир» своих стариков, но после того как один из героев нартского эпоса Саусрыко заступился за одного из них, обычай этот, согласно предания, исчез. За ступился за своего отца и юноша из шапсугской легенды «Скала стари ков». Он, нарушив закон предков, не сбросил со скалы своего отца, а спря тал его в пещере. Потом благодаря его советам юноша помог своим соро дичам не только спастись от врагов, но и разгромить их. Когда на торжествах по случаю победы над врагами юношу назвали победителем, он смутился и сказал: — Не я ваш спаситель. Все что я сделал для вас, я сделал по совету отца. Прожитые им годы сделали его кладом опыта и мудрости. Я вос пользовался сокровищами этого клада, и вопреки обычаям не сбросил старого отца со скалы. Это отец, находясь в пещере, обнаружил проход на большое плато. Это он спас всех нас от гибели. После долгих споров о том, как поступить с «отступниками», было решено изменить отношение общества к старикам. Их перестали сбра сывать со скалы в пропасть, окружили уважением и почетом. С тех пор, сказано в легенде, у всех народов Кавказа принято воспи тывать почтительное отношение к старшим и слово стариков имело силу закона(1). Рациональная так и «мифологическая» парадигма почитания старших в обществе связана с потребностью социума иметь людей, обладающих универсальностью знаний, жизненным опытом. Чем дольше жил чело век, чем большей памятью, наблюдательностью и способностью переда вать эти сведения он обладал, тем больше знал и тем большим влиянием он мог пользоваться в своем сообществе. «Кто много жил, тот много зна ет» — говорят на Кавказе. Тот кто превосходил своими способностями и знаниями всех остальных, оказывался советчиком, учителем или настав ником жизни. Таких людей, как правило, называли мудрецами. Мудре цы хранили не только накопленный опыт, но и передавали его следую щим поколениям, стремясь выделить и закрепить наиболее ценное, важ ное для выживания своих сородичей и соплеменников. Мудрецы традиционного общества составляли костяк института ста рейшин, на которых возлагались обязанности советников при политиче ских элитах. У Гомера в Иллиаде есть такой институт как «совет благо думных старейшин», «совет вождей и советников мудрых». И Зевс гово рил о себе: «Я рождением старейшина»(2). В эпосе Гомера все старцы обладают мудростью равной божественной:«Древний Приам Дарданид, советник, равный бессмертным», хитроумный Одиссей, советами равный Зевсу»(3). Мудрецами считали и тех, кто прекрасно владел словом. В гомеровской «Иллиаде» славился такой прекрасный оратор как Нестор. Его мудрость строга социальна, он поддерживает сторонников троянской войны. В эпоху Гомера мудрецы служат определенным соци 348 альным слоям. Это просто мудрые советники, которые были и в древней Руси. Как свидетельствует «Повесть временных лет», при князьях соби рались «советы мудрых старцев», подобные советам при Агамемноне и Приаме. «И реша бояре и старцы»,— сообщает летопись(4). Славился своей мудростью адыгский мудрец Жабаги Казаноко. Он длительное вре мя был советником влиятельного князя Кабарды А. Куйтукина и в этой должности снискал себе славу дипломата. В истории общественной мысли были различные точки зрения по поводу социального статуса старейшин: в границах от скептического до рационального. Так Гегель полагал, что «...ум старика обращен... к тому прошлому, которому он обязан. Живя воспоминаниями о прошлом и суб станциональном, он постепенно в той же мере теряет способность удер живать в памяти частности данного момента и случайных обстоятельств, ... крепко удерживает в своем духе мудрые поучения опыта и считает себя обязанным проповедовать их более молодым». Иное мнение об отноше нии к старшим отмечал Цицерон. Он считает, что «спокойные и сдержан ные слова и плавная речь старика уже само по себе находит слушателей. И мы должны признать за старостью такие права, чтобы она могла обу чать молодых людей, их воспитывать и наставлять к выполнению всячес ких задач, связанных с долгом. Что может быть более славно, чем именно такая деятельность?»(5) По мнению адыгского просветителя XIX века А. Г. Кешева молодые люди следовали советам старейшин и признавали за ними право на мо ральные санкции. В адыгском социуме человек почтенного возраста пользовался всеобщим уважением этноса, что давало ему право давать советы почти по любому делу. Старшие по возрасту приглашались на вся кого рода сборы и собрания, на которых принимались решения. Народ ные собрания (хасэ), на которых принимались социально значимые ре шения, передавались на рассмотрение старейшин и после их соответству ющей «экспертизы», они становились легитимными и обязательными для всех. Институт старейшин на Кавказе, возникший в недрах традиционно го общества, не уходил какбы с исторической арены. Данный культур ный комплекс доминировал во всех стратах общества, определяя наибо лее важные проблемы семьи, поселения, социума, но после Кавказской войны этот институт, как и другие, был основательно подорван, но не уничтожен. Все это объясняется еще и тем, что горские народы долгое время оставались в рамках традиционной парадигмы, что и повлияло на постоянное «присутствие» и «живучесть» элементов народной культуры. Так, традиционное гостеприимство активно развивалось в эпоху форми рования политических элит и активно выполняло функции «народной дипломатии»: строгое соблюдение принципа отношений «младшийстар ший» было приемлемым на всех этапах исторического и социального раз вития народов Кавказа, сохраняя этнокультурную когерентность. В общественном сознании адыгов старость и мудрость не есть адек ватные понятия. Возраст принимается в расчет только при оказании по чести. Люди считают человека мудрым не столько по возрасту, сколько по его поступкам, толерантному отношению к окружающим и др. Традиция почитания старших по возрасту свидетельствует о наличии у адыгов и других народов Кавказа соответствующей ценности в системе 349 традиционной культуры. В настоящее время она вплетена и в систему современных ценностей. Систему старшинства у адыгов, во многом со впадающую с традицией почитания старших у других народов Северно го Кавказа, анализировали многие авторы. Известный кавказовед Я. С. Смирнова, анализируя особенности возрастного статуса в абхазском об ществе, отмечала, что проводит различие между абхазами, имеющими преклонный возраст и активными абхазами(6). Первые сохранили высо кие институлизированные статусы, тогда как вторым принадлежала ак тивная роль в обществе. Другие исследователи отмечали, что хотя «глу бокие старики оставались объектом традиционного почитания, но реаль ное участие в руководстве чаще всего принадлежало более активным и влиятельным абыргам». Высокое положение имели и религиозные лиде ры. «Черкесы имеют к духовенству величайшее уважение, которое дос тавляет этому классу владычество над умами»(7). Вот, что еще по этому поводу пишет И. Бабич: «Применительно к кабардинскому обществу XVII—XIX вв. у нас есть основания говорить о двух формах возрастного старшинства: абсолютном, распространившимся на стариков, и относи тельном, распространившимся на тех, кого считали «старшими». Вторая форма старшинства, хотя и опиралась на возрастное деление общества, но все же не была жестко и однозначно связана с биологическим возрас том. Отношение к старикам и «старшим» несколько различалось, скорее не по форме, поскольку этикетное поведение по отношению к ним было почти одинаковым, а по степени обязательности соблюдения этих норм»(8). И. Бабич имеет в виду так называемые «биологическое» и «со циальное» старшинства. «Социальное» определялось индивидуальными достоинствами: мужеством и отвагой, умом и др., а также сословным про исхождением. «Биологическое» — только возрастом. Надо сказать, что и в современных условиях эти различия в отноше нии старших остаются. На наш взгляд, они стали более отчетливыми, по скольку современность дает больше простора для демонстрации личных достоинств. Хотя внешне, формально по отношению к любому старше му, как и «биологическому», так и «социальному» соблюдаются одни и те же нормы этикета. Вот какой перечень норм этикета в отношении высшего (княжеско го) сословия кабардинцев дает И. Бабич: а) если князь ехал со свитой, состоящей из почетных узденей, то с левой стороны должен был находиться почетнейший уздень, а спра вой — другой уздень, по летам и званию своему следующий за первым. Если же князь или уздень первой степени ехал с кемлибо вдвоем, то всегда находился справа, даже если по возрасту был младше ехавшего с ним человека; б) при встрече князя со всадником последний был обязан повернуть назад и сопровождать князя до тех пор, пока не будет им отпущен. При подобной встрече узденя со всадником сопровождение необязательно. Если князь при встрече был на коне, то всадник был обязан спешиться; в) при князе нельзя ссориться и тем более драться. В подобных случа ях зачинщик платил штраф за несоблюдение благопристойности по от ношению к князю; г) во время обеда старшему по сословному статусу князю первому давали кушанье, а затем уже обслуживали кадия, прочих князей и узде ней в порядке их сословного положения и возраста; 350 д) в разговоре с князем нельзя было перебивать. Надо заметить, что князья были у многих, но не у всех горцев. А вот обряд почитания стар ших был характерен практически для всех кавказских народов. Посколь ку адыги были своего рода «законодателями моды» на Северном Кавка зе, то можно привести перечень некоторых норм этикета адыгов в отно шении старших, в той или иной мере характерных и для других народов региона: 1) младшие обязаны оказывать всяческие услуги старшим ; 2) младший не имел права проявлять даже малейшую невежливость по отношению к старшему; 3) к старикам следовало относиться предельно мягко и снисходитель но даже в тех случаях, когда они были виноваты; 4) старший мог сделать младшему замечание. Младший должен вы слушать его спокойно, даже если это замечание с его точки зрения не справедливо (незаслуженно); 5) в присутствии старших младшие не могли сидеть; 6) младшие не могли вмешиваться в разговоры, пока к ним не обра щаются с вопросом; 7) беседу мог начинать только старший по возрасту; 8) старшему принадлежало почетное место в доме; 9) младший не имел права переходить дорогу старшему; 10) если старший шел рядом с младшим, то он находился справа, если же шли трое, то старший находился посередине(9). Можно было назвать и некоторые другие нормы этикета в отноше нии старших (например, нормы, обуславливающие поведение всадников, пеших и пр.). Однако, мы сознательно остановились только на этих нор мах, поскольку все они перешли из прошлого в современность. Это под тверждает хорошо известное обстоятельство — для Северного Кавказа характерен культ старшинства. Он как раз и выступает одним из ярких свидетельств устойчивости традиционности а также и то, что старшие, несомненно, выступают одним из основных агентов воспроизводства тра диционной культуры. Уважение к старшим, доведенное до культа, под держивает интерес к истории своего народа, устанавливает связь подра стающего поколения с уходящими поколениями, воспитывает, форми рует у молодежи чувство кровной связи с родным народом, с его прошлым, настоящим и будущим. Почтительное отношение к старшим, преобразованное традиционной культурой в культ и ставшее важным звеном в системе традиционной культуры, питает и такие важные устои традиционности как общинность, коллективистские устремления и т. п. Здесь возникает эффект индукции: старейшины репрезентируют основные, в том числе и идеализирован ные качества и цели традиционной общины, а община аппелирует к мне ниям мудрецовстарцев (как живых, так и давно умерших). Таким обра зом происходит «цементирование» системы традиционной культуры, ее самоопределение, а, значит, и отделение от других культур. Это понимали, в частности, большевики, которые стремились подме нить на Северном Кавказе новую, социалистическую культуру вместо традиционной. Вот, например, что писала газета «Красная Кабарда» в 1922 г. : «Стариков у нас по обычаю слепо почитают и уважают, кто бы и какие они не были. А богатых стариков — тем более. Поэтому председа 351 тель и секретарь исполкома обязаны слушать стариков Шахмановых, Шардановых и др. Молодой, будь он в несколько раз умнее и лучше ста рика, должен молчать. Он не может и не смеет по кабардинскому обы чаю возражать старику. И получается, что в нашем управлении участву ют богатые, старые контрреволюционеры... Старики гнут свою линию. Политически только они управляют в нашем селении. Стариковство в Кабарде — подрыв пути к пролетарскому строительству»(10). Влияние старших на всю жизнь северокавказских обществ, а, значит, и на воспроизводство традиционности, было весьма ощутимым. Несом ненно, что в дореволюционный (т. е. до 1917 г.) период старейшины явля лись важнейшим агентом воспроизводства и саморазвития традицион ной культуры. Однако и после Октября 1917 г. их влияние сохраняется. Это видно из приведенной нами цитаты. Механизмы и сферы такого влияния нуж даются в некотором пояснении. Утверждение социализма на Северном Кавказе привело, в частности, к относительному выравниванию уровня жизни. Не стало слишком бога тых и слишком бедных. Богатство перестало быть критерием, от которого зависели автори тет и статус личности. Социализм смог также во многом ослабить зави симость индивидуальных авторитета, статуса и определяемых ими соци альных ролей от родовитости (знатности) происхождения. Однако соци ализм не мог упразднить биологического возраста — люди стареют при всех режимах (типах политических систем). «Стариковство» сохранялось и влияло на социализацию и идентификацию новых членов северокав казского общества потому, что в нем были старики. Их влияние в сфере экономики в силу вышеуказанного фактора сократилось, однако оно ос тавалось весьма ощутимым во всех других сферах и, прежде всего, в сфе рах культурного воспроизводства и производства. В постсоветское время влияние старейшин также сохранилось. Од нако, в тех сферах общества, где требуется принципиально другой опыт (банковское дело, современный менеджмент, отчасти — государствен ное управление и др.) оно, на наш взгляд, ослабло. Тем не менее, старейшины и сегодня могут оказывать значительное влияние на самосознание этнических и региональных общин, стимули руя определенные процессы или препятствуя им. Их роль как агента вос производства традиционной культуры чрезвычайно высока. Ряд наших исследований показал, что именно старейшины наиболее всех озабочены состоянием общества, чутко улавливают симптомы на рушения нравственного здоровья. Многие представители этноса связы вают перспективы сохранения и возрождения адыгыгъэ прежде всего с авторитетом старейшин в социуме. В последние годы при президентах северокавказских республик, гла вах муниципальных образований образованы многочисленные Советы старейшин. Стремление государственных служащих опереться в своей деятельности на опыт и авторитет обладающих жизненным опытом лю дей можно только приветствовать. Сотрудничество государства и старей шин целесообразно практически и идеологически, соответствует мента литету и культуре проживающих на Северном Кавказе людей. 352 Однако в повседневной жизни роль старейшин все еще не столь эф фективна, какой могла бы быть. Совместные собрания старейшин и ру ководителей республиканских органов власти проводятся не регулярно, часто носят общий, абстрактный характер и заканчиваются чаще декла рациями благих намерений, чем конкретными управленческими реше ниями. В некоторых республиках, например, в КарачаевоЧеркесии, от мечается тенденция консолидации старейшин по этническим, а не по со циальнопоселенческим признакам, что может свидетельствовать о вовлеченности части старейшин в этническое противостояние. К сожа лению, старейшины не всегда свободны и от бюрократического влияния со стороны представителей органов власти. Представляется, что благотворная роль старейшин значительно бы возросла, если отказаться от формального подхода к этому значительно му для народов Северного Кавказа институту и следовать «естественным» закономерностям его функционирования. Как известно, исторически влияние старейшин было наиболее эффективным и носило постоянный характер на уровне относительно небольшой поселенческой общины. В современных условиях, надо полагать, роль старейшин была бы резуль тативной, прежде всего, на уровне местного самоуправления. Может быть, было бы целесообразным образовать при органах местного само управления постоянно действующие Советы старейшин. Это позволило бы, на наш взгляд, не только рационально воспользоваться бесценным опытом и авторитетом стариков в интересах поселенческой общины, но и показало бы самим старейшинам, что они востребованы, нужны и по будило бы их к еще более активной деятельности в интересах общества. Разумеется, что перенесение акцента в географии деятельности Со ветов старейшин с административных центров республик на поселенче ские общины не исключает желательности их участия в делах всей рес публики. Механизм такого участия адыгам, как другим народам Кавказа, хорошо известен: поселенческие общины (аулы, поселки, станицы) для участия в решении наиболее важных общественных проблем делегиру ют наиболее достойных и мудрых старейшин в общий Совет (Хасэ). Таким образом, традиционный институт народов Северного Кавка за — Совет старейшин — в явной или не всегда явной форме продолжает существовать, а его общественно полезный потенциал существенно мо жет быть увеличен
Черкесский круг
:Nafseta Ч
МИР КУЛЬТУРЫ АДЫГОВ.....
Р. А. Ханаху. Институт старейшин в этнокультурной
традиции. . .
В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ
В современной общественнофилософской литературе проблемам
традиции, традиционности уделяется достаточное внимание, однако из
зоны внимания исследователей выпадают специфические аспекты реги
ональной культуры, которые до сих пор остаются вне серьезного фило
софскосоциологического анализа. Изучение традиций (региональных)
несомненно актуально в современных условиях, когда во многих этно
сах наблюдается ярко выраженный интерес к культурноисторическим
ценностям, их истокам и перспективам, возвращается интерес к своим
нравственным ценностям, появляется желание найти в них незыблемые
нравственные устои, воплощенные в традиционные нормы, институты.
Философский анализ традиционной культуры предполагает прежде
всего выявление и обоснование тех элементов традиционной культуры,
которые являются специфическими и базовыми.
Культура в целом представляет собой многомерный, интегральный
универсум социума, состоящий из множества элементов. Эти элементы,
образующие субстанцию культуры, и есть те «кирпичики» из которых
вырастает здание традиционной и современной культуры.
Рассмотрение элементов традиционной культуры позволяет прояс
нить ряд принципиально важных вопросов. Вопервых: оно позволяет
показать какие традиционнокультурные элементы сохранились, т.е. до
шли до наших дней, почему и каково их место в современной культуре.
Вовторых, уяснение вопроса о конструктивных элементах традицион
ной культуры дает в итоге наглядную схему, конституирующую и прида
ющую жизненность культурному универсуму, его основным механизмам.
Наиболее ярко элементы традиционной культуры проявляются в ин
ституированных взаимоотношениях этноса. Таковыми, например, у ады
гов и других народов Северного Кавказа являются институты почитания
старших, гостеприимства, уважения к женщине и др. Культурная уни
версальность таких институтов известна, поскольку они характерны для
большинства этносов, но их сохранность и бытование, т. е. их «искон
ная« традиционность проявляется не у всех одинаково.
Традиция почитания старших по возрасту занимает особое место в
культуре народов Кавказа, оставаясь актуальной в массовом сознании.
Традиция почитания старших по возрасту это есть предельно почтитель
ное отношение к людям старшего возраста, возведенное в этнический
культ. Младшие по возрасту независимо от их социального происхожде
ния и положения беспрекословно повинуются старшим, все обязательно
встают при их появлении, занимают строго определяемое по старшин
ству место за столом, при передвижении и др. Эти и другие знаки, симво
лы, черты образуют, условно говоря, культурный комплекс старшинства.
Отношение к старшим выражено в таком лапидарном изречении,
бытующим в адыгском этносе: «Кто не уважает старших, тот не достоин
уважения сам».
Социальную природу уважительного отношения к старшим можно
объяснить с разных точек зрения, в том числе и объективистских.
Представляется, что особо почтительное отношение к старшим по
возрасту имеет вполне «материалистическое» объяснение. Традицион
347
ное общество не могло бы выжить без строгого учета опыта предшеству
ющих поколений. Именно это и предопределило особое место стариков —
аксакалов в традиционном обществе.
Но чтобы понять социальное место и роль старейшин в жизни обще
ства многие традиционные общества прошли путь от физического избав
ления от стариков до их своеобразного культа. Истории известны обы
чаи убивать стариков, о чем свидетельствуют исторические источники,
эпосы многих народов. Нарты тоже вызывали на «последний пир» своих
стариков, но после того как один из героев нартского эпоса Саусрыко
заступился за одного из них, обычай этот, согласно предания, исчез. За
ступился за своего отца и юноша из шапсугской легенды «Скала стари
ков». Он, нарушив закон предков, не сбросил со скалы своего отца, а спря
тал его в пещере. Потом благодаря его советам юноша помог своим соро
дичам не только спастись от врагов, но и разгромить их. Когда на
торжествах по случаю победы над врагами юношу назвали победителем,
он смутился и сказал:
— Не я ваш спаситель. Все что я сделал для вас, я сделал по совету
отца. Прожитые им годы сделали его кладом опыта и мудрости. Я вос
пользовался сокровищами этого клада, и вопреки обычаям не сбросил
старого отца со скалы. Это отец, находясь в пещере, обнаружил проход
на большое плато. Это он спас всех нас от гибели.
После долгих споров о том, как поступить с «отступниками», было
решено изменить отношение общества к старикам. Их перестали сбра
сывать со скалы в пропасть, окружили уважением и почетом.
С тех пор, сказано в легенде, у всех народов Кавказа принято воспи
тывать почтительное отношение к старшим и слово стариков имело силу
закона(1).
Рациональная так и «мифологическая» парадигма почитания старших
в обществе связана с потребностью социума иметь людей, обладающих
универсальностью знаний, жизненным опытом. Чем дольше жил чело
век, чем большей памятью, наблюдательностью и способностью переда
вать эти сведения он обладал, тем больше знал и тем большим влиянием
он мог пользоваться в своем сообществе. «Кто много жил, тот много зна
ет» — говорят на Кавказе. Тот кто превосходил своими способностями и
знаниями всех остальных, оказывался советчиком, учителем или настав
ником жизни. Таких людей, как правило, называли мудрецами. Мудре
цы хранили не только накопленный опыт, но и передавали его следую
щим поколениям, стремясь выделить и закрепить наиболее ценное, важ
ное для выживания своих сородичей и соплеменников.
Мудрецы традиционного общества составляли костяк института ста
рейшин, на которых возлагались обязанности советников при политиче
ских элитах. У Гомера в Иллиаде есть такой институт как «совет благо
думных старейшин», «совет вождей и советников мудрых». И Зевс гово
рил о себе: «Я рождением старейшина»(2). В эпосе Гомера все старцы
обладают мудростью равной божественной:«Древний Приам Дарданид,
советник, равный бессмертным», хитроумный Одиссей, советами равный
Зевсу»(3). Мудрецами считали и тех, кто прекрасно владел словом.
В гомеровской «Иллиаде» славился такой прекрасный оратор как
Нестор. Его мудрость строга социальна, он поддерживает сторонников
троянской войны. В эпоху Гомера мудрецы служат определенным соци
348
альным слоям. Это просто мудрые советники, которые были и в древней
Руси. Как свидетельствует «Повесть временных лет», при князьях соби
рались «советы мудрых старцев», подобные советам при Агамемноне и
Приаме. «И реша бояре и старцы»,— сообщает летопись(4). Славился
своей мудростью адыгский мудрец Жабаги Казаноко. Он длительное вре
мя был советником влиятельного князя Кабарды А. Куйтукина и в этой
должности снискал себе славу дипломата.
В истории общественной мысли были различные точки зрения по
поводу социального статуса старейшин: в границах от скептического до
рационального. Так Гегель полагал, что «...ум старика обращен... к тому
прошлому, которому он обязан. Живя воспоминаниями о прошлом и суб
станциональном, он постепенно в той же мере теряет способность удер
живать в памяти частности данного момента и случайных обстоятельств,
... крепко удерживает в своем духе мудрые поучения опыта и считает себя
обязанным проповедовать их более молодым». Иное мнение об отноше
нии к старшим отмечал Цицерон. Он считает, что «спокойные и сдержан
ные слова и плавная речь старика уже само по себе находит слушателей.
И мы должны признать за старостью такие права, чтобы она могла обу
чать молодых людей, их воспитывать и наставлять к выполнению всячес
ких задач, связанных с долгом. Что может быть более славно, чем именно
такая деятельность?»(5)
По мнению адыгского просветителя XIX века А. Г. Кешева молодые
люди следовали советам старейшин и признавали за ними право на мо
ральные санкции. В адыгском социуме человек почтенного возраста
пользовался всеобщим уважением этноса, что давало ему право давать
советы почти по любому делу. Старшие по возрасту приглашались на вся
кого рода сборы и собрания, на которых принимались решения. Народ
ные собрания (хасэ), на которых принимались социально значимые ре
шения, передавались на рассмотрение старейшин и после их соответству
ющей «экспертизы», они становились легитимными и обязательными для
всех.
Институт старейшин на Кавказе, возникший в недрах традиционно
го общества, не уходил какбы с исторической арены. Данный культур
ный комплекс доминировал во всех стратах общества, определяя наибо
лее важные проблемы семьи, поселения, социума, но после Кавказской
войны этот институт, как и другие, был основательно подорван, но не
уничтожен. Все это объясняется еще и тем, что горские народы долгое
время оставались в рамках традиционной парадигмы, что и повлияло на
постоянное «присутствие» и «живучесть» элементов народной культуры.
Так, традиционное гостеприимство активно развивалось в эпоху форми
рования политических элит и активно выполняло функции «народной
дипломатии»: строгое соблюдение принципа отношений «младшийстар
ший» было приемлемым на всех этапах исторического и социального раз
вития народов Кавказа, сохраняя этнокультурную когерентность.
В общественном сознании адыгов старость и мудрость не есть адек
ватные понятия. Возраст принимается в расчет только при оказании по
чести. Люди считают человека мудрым не столько по возрасту, сколько
по его поступкам, толерантному отношению к окружающим и др.
Традиция почитания старших по возрасту свидетельствует о наличии
у адыгов и других народов Кавказа соответствующей ценности в системе
349
традиционной культуры. В настоящее время она вплетена и в систему
современных ценностей. Систему старшинства у адыгов, во многом со
впадающую с традицией почитания старших у других народов Северно
го Кавказа, анализировали многие авторы. Известный кавказовед Я. С.
Смирнова, анализируя особенности возрастного статуса в абхазском об
ществе, отмечала, что проводит различие между абхазами, имеющими
преклонный возраст и активными абхазами(6). Первые сохранили высо
кие институлизированные статусы, тогда как вторым принадлежала ак
тивная роль в обществе. Другие исследователи отмечали, что хотя «глу
бокие старики оставались объектом традиционного почитания, но реаль
ное участие в руководстве чаще всего принадлежало более активным и
влиятельным абыргам». Высокое положение имели и религиозные лиде
ры. «Черкесы имеют к духовенству величайшее уважение, которое дос
тавляет этому классу владычество над умами»(7). Вот, что еще по этому
поводу пишет И. Бабич: «Применительно к кабардинскому обществу
XVII—XIX вв. у нас есть основания говорить о двух формах возрастного
старшинства: абсолютном, распространившимся на стариков, и относи
тельном, распространившимся на тех, кого считали «старшими». Вторая
форма старшинства, хотя и опиралась на возрастное деление общества,
но все же не была жестко и однозначно связана с биологическим возрас
том. Отношение к старикам и «старшим» несколько различалось, скорее
не по форме, поскольку этикетное поведение по отношению к ним было
почти одинаковым, а по степени обязательности соблюдения этих
норм»(8). И. Бабич имеет в виду так называемые «биологическое» и «со
циальное» старшинства. «Социальное» определялось индивидуальными
достоинствами: мужеством и отвагой, умом и др., а также сословным про
исхождением. «Биологическое» — только возрастом.
Надо сказать, что и в современных условиях эти различия в отноше
нии старших остаются. На наш взгляд, они стали более отчетливыми, по
скольку современность дает больше простора для демонстрации личных
достоинств. Хотя внешне, формально по отношению к любому старше
му, как и «биологическому», так и «социальному» соблюдаются одни и те
же нормы этикета.
Вот какой перечень норм этикета в отношении высшего (княжеско
го) сословия кабардинцев дает И. Бабич:
а) если князь ехал со свитой, состоящей из почетных узденей, то с
левой стороны должен был находиться почетнейший уздень, а спра
вой — другой уздень, по летам и званию своему следующий за первым.
Если же князь или уздень первой степени ехал с кемлибо вдвоем, то
всегда находился справа, даже если по возрасту был младше ехавшего
с ним человека;
б) при встрече князя со всадником последний был обязан повернуть
назад и сопровождать князя до тех пор, пока не будет им отпущен. При
подобной встрече узденя со всадником сопровождение необязательно.
Если князь при встрече был на коне, то всадник был обязан спешиться;
в) при князе нельзя ссориться и тем более драться. В подобных случа
ях зачинщик платил штраф за несоблюдение благопристойности по от
ношению к князю;
г) во время обеда старшему по сословному статусу князю первому
давали кушанье, а затем уже обслуживали кадия, прочих князей и узде
ней в порядке их сословного положения и возраста;
350
д) в разговоре с князем нельзя было перебивать. Надо заметить, что
князья были у многих, но не у всех горцев. А вот обряд почитания стар
ших был характерен практически для всех кавказских народов. Посколь
ку адыги были своего рода «законодателями моды» на Северном Кавка
зе, то можно привести перечень некоторых норм этикета адыгов в отно
шении старших, в той или иной мере характерных и для других народов
региона:
1) младшие обязаны оказывать всяческие услуги старшим ;
2) младший не имел права проявлять даже малейшую невежливость
по отношению к старшему;
3) к старикам следовало относиться предельно мягко и снисходитель
но даже в тех случаях, когда они были виноваты;
4) старший мог сделать младшему замечание. Младший должен вы
слушать его спокойно, даже если это замечание с его точки зрения не
справедливо (незаслуженно);
5) в присутствии старших младшие не могли сидеть;
6) младшие не могли вмешиваться в разговоры, пока к ним не обра
щаются с вопросом;
7) беседу мог начинать только старший по возрасту;
8) старшему принадлежало почетное место в доме;
9) младший не имел права переходить дорогу старшему;
10) если старший шел рядом с младшим, то он находился справа, если
же шли трое, то старший находился посередине(9).
Можно было назвать и некоторые другие нормы этикета в отноше
нии старших (например, нормы, обуславливающие поведение всадников,
пеших и пр.). Однако, мы сознательно остановились только на этих нор
мах, поскольку все они перешли из прошлого в современность. Это под
тверждает хорошо известное обстоятельство — для Северного Кавказа
характерен культ старшинства. Он как раз и выступает одним из ярких
свидетельств устойчивости традиционности а также и то, что старшие,
несомненно, выступают одним из основных агентов воспроизводства тра
диционной культуры. Уважение к старшим, доведенное до культа, под
держивает интерес к истории своего народа, устанавливает связь подра
стающего поколения с уходящими поколениями, воспитывает, форми
рует у молодежи чувство кровной связи с родным народом, с его
прошлым, настоящим и будущим.
Почтительное отношение к старшим, преобразованное традиционной
культурой в культ и ставшее важным звеном в системе традиционной
культуры, питает и такие важные устои традиционности как общинность,
коллективистские устремления и т. п. Здесь возникает эффект индукции:
старейшины репрезентируют основные, в том числе и идеализирован
ные качества и цели традиционной общины, а община аппелирует к мне
ниям мудрецовстарцев (как живых, так и давно умерших). Таким обра
зом происходит «цементирование» системы традиционной культуры, ее
самоопределение, а, значит, и отделение от других культур.
Это понимали, в частности, большевики, которые стремились подме
нить на Северном Кавказе новую, социалистическую культуру вместо
традиционной. Вот, например, что писала газета «Красная Кабарда» в
1922 г. : «Стариков у нас по обычаю слепо почитают и уважают, кто бы и
какие они не были. А богатых стариков — тем более. Поэтому председа
351
тель и секретарь исполкома обязаны слушать стариков Шахмановых,
Шардановых и др. Молодой, будь он в несколько раз умнее и лучше ста
рика, должен молчать. Он не может и не смеет по кабардинскому обы
чаю возражать старику. И получается, что в нашем управлении участву
ют богатые, старые контрреволюционеры... Старики гнут свою линию.
Политически только они управляют в нашем селении. Стариковство в
Кабарде — подрыв пути к пролетарскому строительству»(10).
Влияние старших на всю жизнь северокавказских обществ, а, значит,
и на воспроизводство традиционности, было весьма ощутимым. Несом
ненно, что в дореволюционный (т. е. до 1917 г.) период старейшины явля
лись важнейшим агентом воспроизводства и саморазвития традицион
ной культуры.
Однако и после Октября 1917 г. их влияние сохраняется. Это видно
из приведенной нами цитаты. Механизмы и сферы такого влияния нуж
даются в некотором пояснении.
Утверждение социализма на Северном Кавказе привело, в частности,
к относительному выравниванию уровня жизни. Не стало слишком бога
тых и слишком бедных.
Богатство перестало быть критерием, от которого зависели автори
тет и статус личности. Социализм смог также во многом ослабить зави
симость индивидуальных авторитета, статуса и определяемых ими соци
альных ролей от родовитости (знатности) происхождения. Однако соци
ализм не мог упразднить биологического возраста — люди стареют при
всех режимах (типах политических систем). «Стариковство» сохранялось
и влияло на социализацию и идентификацию новых членов северокав
казского общества потому, что в нем были старики. Их влияние в сфере
экономики в силу вышеуказанного фактора сократилось, однако оно ос
тавалось весьма ощутимым во всех других сферах и, прежде всего, в сфе
рах культурного воспроизводства и производства.
В постсоветское время влияние старейшин также сохранилось. Од
нако, в тех сферах общества, где требуется принципиально другой опыт
(банковское дело, современный менеджмент, отчасти — государствен
ное управление и др.) оно, на наш взгляд, ослабло.
Тем не менее, старейшины и сегодня могут оказывать значительное
влияние на самосознание этнических и региональных общин, стимули
руя определенные процессы или препятствуя им. Их роль как агента вос
производства традиционной культуры чрезвычайно высока.
Ряд наших исследований показал, что именно старейшины наиболее
всех озабочены состоянием общества, чутко улавливают симптомы на
рушения нравственного здоровья. Многие представители этноса связы
вают перспективы сохранения и возрождения адыгыгъэ прежде всего с
авторитетом старейшин в социуме.
В последние годы при президентах северокавказских республик, гла
вах муниципальных образований образованы многочисленные Советы
старейшин. Стремление государственных служащих опереться в своей
деятельности на опыт и авторитет обладающих жизненным опытом лю
дей можно только приветствовать. Сотрудничество государства и старей
шин целесообразно практически и идеологически, соответствует мента
литету и культуре проживающих на Северном Кавказе людей.
352
Однако в повседневной жизни роль старейшин все еще не столь эф
фективна, какой могла бы быть. Совместные собрания старейшин и ру
ководителей республиканских органов власти проводятся не регулярно,
часто носят общий, абстрактный характер и заканчиваются чаще декла
рациями благих намерений, чем конкретными управленческими реше
ниями. В некоторых республиках, например, в КарачаевоЧеркесии, от
мечается тенденция консолидации старейшин по этническим, а не по со
циальнопоселенческим признакам, что может свидетельствовать о
вовлеченности части старейшин в этническое противостояние. К сожа
лению, старейшины не всегда свободны и от бюрократического влияния
со стороны представителей органов власти.
Представляется, что благотворная роль старейшин значительно бы
возросла, если отказаться от формального подхода к этому значительно
му для народов Северного Кавказа институту и следовать «естественным»
закономерностям его функционирования. Как известно, исторически
влияние старейшин было наиболее эффективным и носило постоянный
характер на уровне относительно небольшой поселенческой общины. В
современных условиях, надо полагать, роль старейшин была бы резуль
тативной, прежде всего, на уровне местного самоуправления. Может
быть, было бы целесообразным образовать при органах местного само
управления постоянно действующие Советы старейшин. Это позволило
бы, на наш взгляд, не только рационально воспользоваться бесценным
опытом и авторитетом стариков в интересах поселенческой общины, но
и показало бы самим старейшинам, что они востребованы, нужны и по
будило бы их к еще более активной деятельности в интересах общества.
Разумеется, что перенесение акцента в географии деятельности Со
ветов старейшин с административных центров республик на поселенче
ские общины не исключает желательности их участия в делах всей рес
публики. Механизм такого участия адыгам, как другим народам Кавказа,
хорошо известен: поселенческие общины (аулы, поселки, станицы) для
участия в решении наиболее важных общественных проблем делегиру
ют наиболее достойных и мудрых старейшин в общий Совет (Хасэ).
Таким образом, традиционный институт народов Северного Кавка
за — Совет старейшин — в явной или не всегда явной форме продолжает
существовать, а его общественно полезный потенциал существенно мо
жет быть увеличен