Перейдем теперь к стилистическим выразительным средствам. Обратимся прежде к эпитетам. Чаще всего их употребление имеет место в экспозициях преданий, так как именно в них представляются герои. Характеризу ются те или иные черты внешности, социальное, имуще ственное и семейное положение, индивидуальные черты характера и т. д.: богатый тлекотлеш; известный, пере довой, лихой, видный и т. д. наездник; не прощающий зла; мудрый, рассудительный, уравновешенный; неукос нительно следующий этикету. Существенную роль в создании образа героя играют и эпитеты, характеризующие одежду героя, его оружие. Герой появляется на свадьбе в войлочной рубашке, что служит предметом насмешек князей 44, или же всадник 120 и его конь убраны черным серебром 45, герой одет в бе лую черкеску 116 - показатели знатного происхождения. Показателем добротности оружия служит его старин ность: старый кауал *, старый ерижиб **47, его размеры; длинный, короткий, широкий. Преданиям чужды постоянные эпитеты, но мечи Андемиркана, Ципинова Фицы постоянно определяются как короткие. В делом эпитетная система героев преданий направ лена на воссоздание образа доблестного воина. Иного плана эпитетная система героинь. Здесь доми нируют эпитеты, определяющие такие качества, как скромность, красоту, ум: «Хъадыжэ гуащэ икъук1э ц1ы- ху губзыгъэт, дахэт, ик1и нэмыс зи1э ц1ыхубзт» - «Княж на Хадижа была очень мудрой, красивой и скромной жен щиной»48; «Девушка была так красива, что невозможно было не обратить на нее внимания; была краше всех, кто носит глаза и брови»49. И здесь часты эпитеты, опре деляющие социальное, семейное происхождение. Нередки случаи, когда эпитеты характеризуют род в целом: злой, бесстрашный 50. В характеристике персонажа предания играют важ ную роль и эпитеты, определяющие пространство и вре мя, при которых разворачивается действие. Враги геро ев имеют обыкновение вызывать их из дому в осеннюю темную ночь. Так, Жамбот Кушхов, догадываясь о цели ночных гостей, все же вышел им навстречу, посчитав позором отсиживаться в доме 51 v Герои преданий считают позором совершать набеги на близлежащие края, презрительно называя это «совер шать набег в места, где пасутся телята»52. Герой, проявляя смекалку, использует в бою те или иные особенности местности: подгоняет врагов к круто му обрыву, заставляет их вытянуться по единственной тропе в ущелье 53. Таким образом, приведенные примеры свидетельст вуют о важной роли эпитетов в создании образов героев преданий и являются одним из основных компонентов художественности последних. Следующее стилистическое выразительное средство, типичное для поэтики преданий,- гипербола. Этот худо жественный прием имеет в интересующем нас жанре свою * Виды старинного огнестрельного оружия адыгов. ** Там же. 121 специфическую особенность, обусловленную природой самого жанра в целом. Как уже говорилось, предания знаменуют собой сме ну одного способа изображения действительности дру гим: мифолого-эпического конкретно-историческим, что предполагает тенденцию изображения действительности в реальной форме, в форме самой жизни. В таком же реалистическом направлении происходит и процесс трансформации гиперболических форм. Но для изображения реального по своей сущности персонажа, наряду с реалистическими, еще долгое время использо вались и традиционные элементы, к числу которых от носится и гипербола. Влияние предшествующей мифо логической и мифолого-эпической традиции наиболее ярко прослеживается в ранних преданиях. Как и в фольк лоре многих народов, мифологические черты долгое вре мя сохраняют у адыгов образы антагонистов. Так, Куй цикоко Глухой съедает непомерное количество пищи; сви детельство крепкости его сна - искры из ноздрей; после того, как ему отрубили голову, он еще некоторое время сражается 51. Все это напоминает черты мифологическо го персонажа адыгов - иныжа (великана). В этих же пре даниях встречаются прямые параллели с гиперболичес кими чертам мифолого-эпических предшественников персонажей преданий - героев нартского эпоса. Это и традиционный эпический мотив богатырского детства Андемиркана, рвущего лямки люльки; его исключитель ной силы голос, от которого всадники падают со своих коней55. К эпическим средствам относится и гиперболи ческая форма выражения гнева героев ранних преданий: и у Андемиркана и у Ешанокова в порыве гнева волосы встают дыбом, отчего высоко приподнимаются шапки 56. Проявлением необычайной физической силы является и способность девушки подбросить богатыря так далеко, что он становится едва различим 57. Нередко кони обо значаются эпически - альпы (летающий конь), и хотя в преданиях они уже не способны летать, героям прихо дится перекидывать через седло два связанных между собой мельничных жернова 58. В контексте мифолого-эпических мотивов, унаследо ванных преданиями не предшествующей традиции, сле дует назвать и мотив «ахиллесовой пяты», свойственный, опять-таки, более ранним преданиям: отсутствие корот кого меча и коня Жаманшарыка - необходимые условия 122 для победы над Андемирканом 59; только собственным мечом можно отрубить голову Куйцикоко Глухого 60, толь ко раз в году можно одолеть сына Альхо, когда тот быва ет пьян. Этот ряд можно продолжить, но в целом мифологи ческие и мифолого-эпические элементы носят в структу ре образа фрагментарный характер. Таким образом, облик героя преданий, его возмож ности, те или иные качества его коня и оружия - явле ния, подлежащие чаще гиперболизации - теряют мифо логическую или мифолого-эпическую мотивировку, II силу чего этот прием предстает в этом жанре как отра жение реальных качеств. Обратимся к примерам. Облик героев преданий выдает их необыкновенную физическую мощь. Обычная характеристика персонажей: «Л1ы 1эчлъэчт гуу гъэшхам хуэдэу, пл1абгъуэт, бгы псы- гъуэт, зэ1усэр къыгуичт. Апхуэдэхэм пелуан хужа1эт» - «Здоровый был мужчина, подобно откормленному быку, широк в плечах, тонок в талии, к чему ни прикоснется, мог оторвать. О таких богатырь говорили»61. Это обыч ные характеристики героев, которые в то же время со размерны окружающим их людям. С другой стороны, герои многих преданий - обладатели необычайной физи ческой силы - внешне ничем не примечательны, бывает, даже проигрывают своему окружению. Так, Лашин, сно ха Шаковых, к удивлению свекра перебросила через пле тень быка, не дававшего ей подоить коров. Позже она будет подбрасывать крымских силачей и распарывать им животы большим пальцем 62. Ничто не выдает огромную силу Созырыха, способного вывезти воз из крутой бал ки 63; то же самое под силу и отцу Шиханова Ауеса 64. Наиболее характерные для предания гиперболизиро ванные формы наблюдаются в деянцях героев. Приве дем примеры. Если герои ранних преданий способны одер жать победу над многочисленными врагами благодаря огромной физической силе, то аналогичные способности героев поздних преданий трактуются реалистически. Они владеют особым видом оружия: кауал/ержиб и д р.- от сюда мотив гиперболизированной меткости в стрельбе: способность героя пускать стрелу через кольцо, стоящее на голове жены 65. Тетива лука из особого шелка настолько туга, что выпущенная утром стрела возвращается только в обед 66. Испытанное старое ружье «кауал» настолько искус но отработано, что не знает осечки и промаха 67. 123 Необыкновенная режущая способность сабель объяс няется тем, что они особой закалки, выкованы из особо го железа 68. Органической частью гиперболизированных свойств героя являются и возможности его коня. И здесь наблю дается тенденция к реалистическому объяснению необы чайных свойств коней: - благодаря тонкому знанию породы лошадей, герой выбирает таких жеребят, которые впоследствии стано вятся недосягаемы коням врагов б9; - умело подобранная порода лошади в зависимости от особенностей местности, направления преследования в конечном счете рашает успех дела 70. Ряд приведенных примеров свидетельствует о неодно родности гипербол преданий. В более ранних из них еще сказываются каноны, выработанные предшествующей традицией. Становление гиперболических форм собст венно преданий, в основе которых реальные свойства явлений, происходит параллельно процессу перехода от мифолого-эпического способа изображения действитель ности к конкретно-историческому. Большое место в поэтической системе преданий за нимает такой стилистический прием, как символ. Речь идет в первую очередь о символической организации по ведения персонажей и знаковой функции тех или иных явлений. Рассмотрим прежде всего систему символов, непосред ственно связанных с военным бытом. Если угоняют скот или крадут мальчика-пастуха у общеизвестных героев, это воспринималось последними как символ вызова, как своеобразное «иду на вы». Представляет интерес символика организации поедин ков и сражений. Считалось зазорным оставлять за собой право первого удара в поединках. Он, как правило, предо ставлялся гостю, старшему или вопрос решался жреби ем 71. У слушателей преданий складывалось определенное впечатление о герое в зависимости от того, какое место он занимал во время похода, набега. Престижным, до стойным храбреца считалось место впереди партии. При возвращении из набега с добычей, истинный герой дол жен был находиться в аръергарде, так как уже оттуда исходила большая опасность. Посредством символа хозяин узнает о недовольстве 124 покидающего его дом гостя, выражением чего служил трехкратный удар плетью своего коня последним 72. Типическое место в цикле преданий о Жабаги Каза ноко - если собеседник говорил то, что по душе ему, он стоял к нему лицом, если же обратное, он становился в профиль. Такое выражение недовольства мы наблюдаем только в преданиях о Казаноко. В одном предании, где он выступает в несвойственной ему функции воина, име ет место знаковая передача намерений адыгских воинов: насадив на шашку легкие и печень убитого воина, отсы лает все это крымскому хану 73. Ряд символов преданий строится на нарушении пер сонажами тех или иных неписанных законов морально го кодекса адыгов. Так, по традиции, женщине запреща лось переходить дорогу мужчине, ибо это считалось пло хим предзнаменованием. Посредством нарушения этого строжайшего правила старушка Хатакшоковых привлек ла к себе внимание верховного князя и подсказала ему верное решение одного дела и . Еще пример из этого ряда. Правая сторона у адыгов считалась почетной, и она закреплялась за старшим по возрасту. Типический мотив адыгских преданий - нару шение этой символической организации пространства. Во многих преданиях молодой самоуверенный герой до гоняет едущего впереди всадника и, несмотря на его пре клонный возраст, пристраивается справа. Этот символи ческий жест основывается на недооценке возможностей старого человека и невзрачного с виду его коня, за что герой бывает жестоко наказан. Часто встречаются в преданиях и такие традицион ные символы: возвращение коня с пустым седлом - всад ника нет в живых; приехавший на коне спешивается с правой стороны - принес горестную весть; разъезжает один - бесстрашный воин; черное войско - несметное количество и др. Образность и выразительность языка преданий дости гается в немалой степени и сравнениями. Объектами срав нений выступают персонажи преданий (как внешность, так и их возможности), кони, окружающий героев пред метный мир, а образы сравнений создаются путем при влечения окружающего героя действительности во всем его многообразии. В целом для сравнений преданий ха рактерно воссоединение рассказчиками эстетического в природе с человеческим содержанием, что и составляет вклад сравнений и художественность жанра в целом. 125 Как показывает анализ этого стилистического сред ства, наибольшее число сравнений берут свои образы из животного мира: «...аслъэным хуэдэу жану» - «...по добно льву ловок»75; «...къаргъей нэк1уэц1ым хуэдэу да- хэу» - «красивы как глаза ворона»76; «...мэл щтагъэ хабзэу зэрихуэрт» - «враги разбегались как испугав шиеся овцы»77, «шы лъабжъэм къыщ1ыдэ ят1э шы- къырхэр къуаргъхэм хуэдэт» - «комья земли из-под ко пыт коня - как вороны»78. О мировоззрении народа и его эстетическом чувстве можно судить по целому ряду сравнений в цикле преда ний о Казаноко Жабаги. Разные представители живот ного мира символизируют состояние человека в зависи мости от его возраста: «десять - птица, пятнадцать - козленок, двадцать - волк, сорок - лев, шестьдесят - тигр, восемьдесят - копошится, сто - тухлое яйцо»79. В другом предании Казаноко, произнося благопоже- лания, просит бога уподобить мальчика собачьему гла зу, куриному клюву, женскому сердцу и объясняет не понятные на первый взгляд сравнения следующим обра зом: «Среди созданий бога нет зорче собаки. В зоркости нуждаются все: и тот, кто на войне, и тот, кто на охоте, и тот кто лошадей пасет, и кузнец, и шорник... Метче куриного клюва нет - в просяное зерно, не промахива ясь, попадает... В меткости нуждаются все: и тот, кто ружье держит, и тот, кто меч держит, и тот, кто держит молот, и тот, кто топор держит!.. Решительнее женщи ны нет... В мужественном сердце нуждаются все: и тот, кто против врага встает, нуждается, и тот, кто на охоту идет, нуждается...»80. К созданию образов сравнений привлекаются и не бесные светила: «шыр вагъуэижым хуэдэу псынщ1эт» - «конь был стремителен, как падающая звезда»81, «хъыд- жэбзым и нэбжыщхэр дыгъэ бзийм хуэдэу к1ыжьт» - «ресницы девушки были длинны, как лучи солнца»82. Некоторые образы берут начало в растительном мире: «и щ1ыфэр къалмыкъ бжьэхуцым хуэдэт» - «тело ее было, как вата калмыков»83; «къэдзыгъуэ банэу къубэ- лэцащ» - «ощетинился подобно колючкам терновника»81. И, наконец, часто встречаются сравнения, образы которых строятся на различных явлениях природы, не одушевленных предметах и т. д.: «...Къэбэрдейм къэрэ- гъулбжыхъу ди1эр а зы л1ыращ» - «...это единственный мужчина, охраняющий Кабарду подобно пограничному 126 плетню»85; «...дакъэжь маф1эу къэлыбащ» - «вспыхнул как высохший пень»86. Нетрудно заметить, что приведенные примеры - срав нения возвышающие, содержащие положительную оцен ку явлений. Есть примеры и обратного порядка - сни жающие: «и фызыр блэ зэраук1а башым хуэдэт» - «его жена была подобна палке, которой убили змею»87; «шы пщэр уанэ хуэдэу» - «...подобно седлу на жирной лоша ди»88 - о непостоянстве человека.
Черкесский круг
:Nafseta Ч
б) Стилистические выразительные средства
Перейдем теперь к стилистическим выразительным
средствам. Обратимся прежде к эпитетам. Чаще всего их
употребление имеет место в экспозициях преданий, так
как именно в них представляются герои. Характеризу
ются те или иные черты внешности, социальное, имуще
ственное и семейное положение, индивидуальные черты
характера и т. д.: богатый тлекотлеш; известный, пере
довой, лихой, видный и т. д. наездник; не прощающий
зла; мудрый, рассудительный, уравновешенный; неукос
нительно следующий этикету.
Существенную роль в создании образа героя играют
и эпитеты, характеризующие одежду героя, его оружие.
Герой появляется на свадьбе в войлочной рубашке, что
служит предметом насмешек князей 44, или же всадник
120
и его конь убраны черным серебром 45, герой одет в бе
лую черкеску 116 - показатели знатного происхождения.
Показателем добротности оружия служит его старин
ность: старый кауал *, старый ерижиб **47, его размеры;
длинный, короткий, широкий.
Преданиям чужды постоянные эпитеты, но мечи
Андемиркана, Ципинова Фицы постоянно определяются
как короткие.
В делом эпитетная система героев преданий направ
лена на воссоздание образа доблестного воина.
Иного плана эпитетная система героинь. Здесь доми
нируют эпитеты, определяющие такие качества, как
скромность, красоту, ум: «Хъадыжэ гуащэ икъук1э ц1ы-
ху губзыгъэт, дахэт, ик1и нэмыс зи1э ц1ыхубзт» - «Княж
на Хадижа была очень мудрой, красивой и скромной жен
щиной»48; «Девушка была так красива, что невозможно
было не обратить на нее внимания; была краше всех,
кто носит глаза и брови»49. И здесь часты эпитеты, опре
деляющие социальное, семейное происхождение.
Нередки случаи, когда эпитеты характеризуют род в
целом: злой, бесстрашный 50.
В характеристике персонажа предания играют важ
ную роль и эпитеты, определяющие пространство и вре
мя, при которых разворачивается действие. Враги геро
ев имеют обыкновение вызывать их из дому в осеннюю
темную ночь. Так, Жамбот Кушхов, догадываясь о цели
ночных гостей, все же вышел им навстречу, посчитав
позором отсиживаться в доме 51 v
Герои преданий считают позором совершать набеги
на близлежащие края, презрительно называя это «совер
шать набег в места, где пасутся телята»52.
Герой, проявляя смекалку, использует в бою те или
иные особенности местности: подгоняет врагов к круто
му обрыву, заставляет их вытянуться по единственной
тропе в ущелье 53.
Таким образом, приведенные примеры свидетельст
вуют о важной роли эпитетов в создании образов героев
преданий и являются одним из основных компонентов
художественности последних.
Следующее стилистическое выразительное средство,
типичное для поэтики преданий,- гипербола. Этот худо
жественный прием имеет в интересующем нас жанре свою
* Виды старинного огнестрельного оружия адыгов.
** Там же.
121
специфическую особенность, обусловленную природой
самого жанра в целом.
Как уже говорилось, предания знаменуют собой сме
ну одного способа изображения действительности дру
гим: мифолого-эпического конкретно-историческим, что
предполагает тенденцию изображения действительности
в реальной форме, в форме самой жизни.
В таком же реалистическом направлении происходит
и процесс трансформации гиперболических форм. Но для
изображения реального по своей сущности персонажа,
наряду с реалистическими, еще долгое время использо
вались и традиционные элементы, к числу которых от
носится и гипербола. Влияние предшествующей мифо
логической и мифолого-эпической традиции наиболее
ярко прослеживается в ранних преданиях. Как и в фольк
лоре многих народов, мифологические черты долгое вре
мя сохраняют у адыгов образы антагонистов. Так, Куй
цикоко Глухой съедает непомерное количество пищи; сви
детельство крепкости его сна - искры из ноздрей; после
того, как ему отрубили голову, он еще некоторое время
сражается 51. Все это напоминает черты мифологическо
го персонажа адыгов - иныжа (великана). В этих же пре
даниях встречаются прямые параллели с гиперболичес
кими чертам мифолого-эпических предшественников
персонажей преданий - героев нартского эпоса. Это и
традиционный эпический мотив богатырского детства
Андемиркана, рвущего лямки люльки; его исключитель
ной силы голос, от которого всадники падают со своих
коней55. К эпическим средствам относится и гиперболи
ческая форма выражения гнева героев ранних преданий:
и у Андемиркана и у Ешанокова в порыве гнева волосы
встают дыбом, отчего высоко приподнимаются шапки 56.
Проявлением необычайной физической силы является и
способность девушки подбросить богатыря так далеко,
что он становится едва различим 57. Нередко кони обо
значаются эпически - альпы (летающий конь), и хотя в
преданиях они уже не способны летать, героям прихо
дится перекидывать через седло два связанных между
собой мельничных жернова 58.
В контексте мифолого-эпических мотивов, унаследо
ванных преданиями не предшествующей традиции, сле
дует назвать и мотив «ахиллесовой пяты», свойственный,
опять-таки, более ранним преданиям: отсутствие корот
кого меча и коня Жаманшарыка - необходимые условия
122
для победы над Андемирканом 59; только собственным
мечом можно отрубить голову Куйцикоко Глухого 60, толь
ко раз в году можно одолеть сына Альхо, когда тот быва
ет пьян.
Этот ряд можно продолжить, но в целом мифологи
ческие и мифолого-эпические элементы носят в структу
ре образа фрагментарный характер.
Таким образом, облик героя преданий, его возмож
ности, те или иные качества его коня и оружия - явле
ния, подлежащие чаще гиперболизации - теряют мифо
логическую или мифолого-эпическую мотивировку, II
силу чего этот прием предстает в этом жанре как отра
жение реальных качеств. Обратимся к примерам.
Облик героев преданий выдает их необыкновенную
физическую мощь. Обычная характеристика персонажей:
«Л1ы 1эчлъэчт гуу гъэшхам хуэдэу, пл1абгъуэт, бгы псы-
гъуэт, зэ1усэр къыгуичт. Апхуэдэхэм пелуан хужа1эт» -
«Здоровый был мужчина, подобно откормленному быку,
широк в плечах, тонок в талии, к чему ни прикоснется,
мог оторвать. О таких богатырь говорили»61. Это обыч
ные характеристики героев, которые в то же время со
размерны окружающим их людям. С другой стороны,
герои многих преданий - обладатели необычайной физи
ческой силы - внешне ничем не примечательны, бывает,
даже проигрывают своему окружению. Так, Лашин, сно
ха Шаковых, к удивлению свекра перебросила через пле
тень быка, не дававшего ей подоить коров. Позже она
будет подбрасывать крымских силачей и распарывать им
животы большим пальцем 62. Ничто не выдает огромную
силу Созырыха, способного вывезти воз из крутой бал
ки 63; то же самое под силу и отцу Шиханова Ауеса 64.
Наиболее характерные для предания гиперболизиро
ванные формы наблюдаются в деянцях героев. Приве
дем примеры. Если герои ранних преданий способны одер
жать победу над многочисленными врагами благодаря
огромной физической силе, то аналогичные способности
героев поздних преданий трактуются реалистически. Они
владеют особым видом оружия: кауал/ержиб и д р.- от
сюда мотив гиперболизированной меткости в стрельбе:
способность героя пускать стрелу через кольцо, стоящее
на голове жены 65.
Тетива лука из особого шелка настолько туга, что
выпущенная утром стрела возвращается только в обед 66.
Испытанное старое ружье «кауал» настолько искус
но отработано, что не знает осечки и промаха 67.
123
Необыкновенная режущая способность сабель объяс
няется тем, что они особой закалки, выкованы из особо
го железа 68.
Органической частью гиперболизированных свойств
героя являются и возможности его коня. И здесь наблю
дается тенденция к реалистическому объяснению необы
чайных свойств коней:
- благодаря тонкому знанию породы лошадей, герой
выбирает таких жеребят, которые впоследствии стано
вятся недосягаемы коням врагов б9;
- умело подобранная порода лошади в зависимости
от особенностей местности, направления преследования
в конечном счете рашает успех дела 70.
Ряд приведенных примеров свидетельствует о неодно
родности гипербол преданий. В более ранних из них еще
сказываются каноны, выработанные предшествующей
традицией. Становление гиперболических форм собст
венно преданий, в основе которых реальные свойства
явлений, происходит параллельно процессу перехода от
мифолого-эпического способа изображения действитель
ности к конкретно-историческому.
Большое место в поэтической системе преданий за
нимает такой стилистический прием, как символ. Речь
идет в первую очередь о символической организации по
ведения персонажей и знаковой функции тех или иных
явлений.
Рассмотрим прежде всего систему символов, непосред
ственно связанных с военным бытом.
Если угоняют скот или крадут мальчика-пастуха у
общеизвестных героев, это воспринималось последними
как символ вызова, как своеобразное «иду на вы».
Представляет интерес символика организации поедин
ков и сражений. Считалось зазорным оставлять за собой
право первого удара в поединках. Он, как правило, предо
ставлялся гостю, старшему или вопрос решался жреби
ем 71.
У слушателей преданий складывалось определенное
впечатление о герое в зависимости от того, какое место
он занимал во время похода, набега. Престижным, до
стойным храбреца считалось место впереди партии. При
возвращении из набега с добычей, истинный герой дол
жен был находиться в аръергарде, так как уже оттуда
исходила большая опасность.
Посредством символа хозяин узнает о недовольстве
124
покидающего его дом гостя, выражением чего служил
трехкратный удар плетью своего коня последним 72.
Типическое место в цикле преданий о Жабаги Каза
ноко - если собеседник говорил то, что по душе ему, он
стоял к нему лицом, если же обратное, он становился в
профиль. Такое выражение недовольства мы наблюдаем
только в преданиях о Казаноко. В одном предании, где
он выступает в несвойственной ему функции воина, име
ет место знаковая передача намерений адыгских воинов:
насадив на шашку легкие и печень убитого воина, отсы
лает все это крымскому хану 73.
Ряд символов преданий строится на нарушении пер
сонажами тех или иных неписанных законов морально
го кодекса адыгов. Так, по традиции, женщине запреща
лось переходить дорогу мужчине, ибо это считалось пло
хим предзнаменованием. Посредством нарушения этого
строжайшего правила старушка Хатакшоковых привлек
ла к себе внимание верховного князя и подсказала ему
верное решение одного дела и .
Еще пример из этого ряда. Правая сторона у адыгов
считалась почетной, и она закреплялась за старшим по
возрасту. Типический мотив адыгских преданий - нару
шение этой символической организации пространства.
Во многих преданиях молодой самоуверенный герой до
гоняет едущего впереди всадника и, несмотря на его пре
клонный возраст, пристраивается справа. Этот символи
ческий жест основывается на недооценке возможностей
старого человека и невзрачного с виду его коня, за что
герой бывает жестоко наказан.
Часто встречаются в преданиях и такие традицион
ные символы: возвращение коня с пустым седлом - всад
ника нет в живых; приехавший на коне спешивается с
правой стороны - принес горестную весть; разъезжает
один - бесстрашный воин; черное войско - несметное
количество и др.
Образность и выразительность языка преданий дости
гается в немалой степени и сравнениями. Объектами срав
нений выступают персонажи преданий (как внешность,
так и их возможности), кони, окружающий героев пред
метный мир, а образы сравнений создаются путем при
влечения окружающего героя действительности во всем
его многообразии. В целом для сравнений преданий ха
рактерно воссоединение рассказчиками эстетического в
природе с человеческим содержанием, что и составляет
вклад сравнений и художественность жанра в целом.
125
Как показывает анализ этого стилистического сред
ства, наибольшее число сравнений берут свои образы из
животного мира: «...аслъэным хуэдэу жану» - «...по
добно льву ловок»75; «...къаргъей нэк1уэц1ым хуэдэу да-
хэу» - «красивы как глаза ворона»76; «...мэл щтагъэ
хабзэу зэрихуэрт» - «враги разбегались как испугав
шиеся овцы»77, «шы лъабжъэм къыщ1ыдэ ят1э шы-
къырхэр къуаргъхэм хуэдэт» - «комья земли из-под ко
пыт коня - как вороны»78.
О мировоззрении народа и его эстетическом чувстве
можно судить по целому ряду сравнений в цикле преда
ний о Казаноко Жабаги. Разные представители живот
ного мира символизируют состояние человека в зависи
мости от его возраста: «десять - птица, пятнадцать -
козленок, двадцать - волк, сорок - лев, шестьдесят -
тигр, восемьдесят - копошится, сто - тухлое яйцо»79.
В другом предании Казаноко, произнося благопоже-
лания, просит бога уподобить мальчика собачьему гла
зу, куриному клюву, женскому сердцу и объясняет не
понятные на первый взгляд сравнения следующим обра
зом: «Среди созданий бога нет зорче собаки. В зоркости
нуждаются все: и тот, кто на войне, и тот, кто на охоте,
и тот кто лошадей пасет, и кузнец, и шорник... Метче
куриного клюва нет - в просяное зерно, не промахива
ясь, попадает... В меткости нуждаются все: и тот, кто
ружье держит, и тот, кто меч держит, и тот, кто держит
молот, и тот, кто топор держит!.. Решительнее женщи
ны нет... В мужественном сердце нуждаются все: и тот,
кто против врага встает, нуждается, и тот, кто на охоту
идет, нуждается...»80.
К созданию образов сравнений привлекаются и не
бесные светила: «шыр вагъуэижым хуэдэу псынщ1эт» -
«конь был стремителен, как падающая звезда»81, «хъыд-
жэбзым и нэбжыщхэр дыгъэ бзийм хуэдэу к1ыжьт» -
«ресницы девушки были длинны, как лучи солнца»82.
Некоторые образы берут начало в растительном мире:
«и щ1ыфэр къалмыкъ бжьэхуцым хуэдэт» - «тело ее
было, как вата калмыков»83; «къэдзыгъуэ банэу къубэ-
лэцащ» - «ощетинился подобно колючкам терновника»81.
И, наконец, часто встречаются сравнения, образы
которых строятся на различных явлениях природы, не
одушевленных предметах и т. д.: «...Къэбэрдейм къэрэ-
гъулбжыхъу ди1эр а зы л1ыращ» - «...это единственный
мужчина, охраняющий Кабарду подобно пограничному
126
плетню»85; «...дакъэжь маф1эу къэлыбащ» - «вспыхнул
как высохший пень»86.
Нетрудно заметить, что приведенные примеры - срав
нения возвышающие, содержащие положительную оцен
ку явлений. Есть примеры и обратного порядка - сни
жающие: «и фызыр блэ зэраук1а башым хуэдэт» - «его
жена была подобна палке, которой убили змею»87; «шы
пщэр уанэ хуэдэу» - «...подобно седлу на жирной лоша
ди»88 - о непостоянстве человека.